Как я провёл лето...




Бабушка Елена Михайловна была срочно вызвана на переговоры с внуком.

Пятиклассник Егор второй день ни с кем не разговаривает. Ни слова, как прошел первый день в школе.

Родители, скромные труженики тракторного завода, в игру «Удача в придачу» выиграли двухкомнатную квартиру в элитном районе.
Шок и другие эмоции опустим.

Ещё полностью не переехав, они поспешили записать Егора в пятый класс новой школы. И на весьма скромный остаток от переезда, собрали его в школу.
Мама объяснила Егору, что новую форму ему купят чуть позже.

Новая квартира и все приготовления к школе мальчика мало интересовали.
Его отрывали от старой школы, старых друзей, да и новый район ему совсем не нравился.
У подъезда парад дорогущих машин, во дворе ни мальчишек, ни девчонок.
Не зря этот район прозвали «Дворянское гнездо».

«Траур» в доме начался сразу по возвращению Егора из школы 1 сентября..
Родители по семейной традиции взяли отгулы, и с букетом цветов они все вместе пошли в школу.
У школы уже собралось много учащихся.
На стадионе, где готовилась линейка с первоклассниками, толпились родители и мелькали букеты.

Общее громкое поздравление с Днём Знаний.
Деловой сбор по классам.

Около таблички – 5 «А», шумно толкались бывшие одноклассники. Многие были пёстро, даже чуть вызывающе, одеты.
Верх от школьной формы. А обувь? На большой платформе кроссовки со стразами сверкали на ногах каждой второй девочки
.
Ни родителей, ни цветов.

Егор затормозил, немного растерялись и родители.
Рядом с ними остановилась мама с девочкой.

- Вы, наверное, тоже новенькие в 5 «А»? – с волнением она обратилась к родителям Егора. – Как-то не привычно собираются ученики. Нас вообще предупреждали, что здесь большинство детей богатеньких. Какие-то мы чужие.

Девочка, как и Егор, вся наглаженная, с большим бантом и букетом, жалась к маме.

Папа Егора немного напрягся, но бодренько поддержал мам и ребят.
- Всё нормально, новенькие есть новенькие – вперёд!

Появилась учительница.

- Меня зовут Маргарита Степановна. Я буду вести у вас русский язык и литературу. Но главное – я ваш классный руководитель. Вы окончили начальную школу. Уроки теперь у вас будут проходить в предметных классах.

Она пригласила всех по парам пройти за ней в  кабинет литературы..
Заметив некое смущение у родителей и новеньких учеников, Маргарита Степановна довольно сухо обратилась к ним:

– Родители могут быть свободными. У нас сегодня два урока, если есть необходимость, детей можно встретить после 11-ти. А вы, ребята, присоединяйтесь к группе.

Папа Егора подтолкнул ребят, взял у них букеты и галантно вручил их Маргарите Степановне.

- С началом нового учебного года!

Учительница слегка смутилась, но ответила доброй улыбкой.
«Аборигены» дружно хихикнули и покосились на новеньких.

Атмосфера первого дня в новой школе слегка огорчила родителей Егора.
Праздник начался не так, как ожидалось.
Егора решили ждать дома.
Школа практически была во дворе.

Ученики , как уточки, поплыли за учительницей.

В классе ровными рядами стояли двухместные ученические столы, было светло и нарядно. Стены украшали портреты поэтов и писателей.

Маргарита Степановна к первому столу подвела новеньких, остальные шумно расселись сами.

- Давайте знакомиться. – Открыв журнал, она зачитывала имя и фамилию каждого и просила рассказать, что было прочитано за лето.

Ребята вставали и называли 2-3 прочитанные книги.
«Не густо, но терпимо, всё-таки читали. Хотя, скорее всего, с мониторов и с сокращением», - подумалось Маргарите Степанове.
Очередь дошла до стола, где без умолку болтали двое.

- Гилевич Пётр, отвлекись от соседки. Что за лето прочитал?

- Да вот, на Кипре просуществовал с родаками всё лето.
С трудом, но осилил «Робинзона Крузо», - с недетским вызовом ответил он.

- Будем надеяться, что осилишь и других авторов, - строго прокомментировала Маргарита Степановна.

- Наливайко Яна.

- У нас в лагере для старшей группы был «Час чтения». Я много книг прочитала. Больше всего понравились - «Динка», и «Динка прощается с детством» Осеева.

- «Час чтения». Как хорошо придумали в вашем лагере, - с теплом в голосе подметила учительница. - И мы организуем такой час внеклассного чтения. Молодец, Яна. Спасибо.

- Орлова Дарья.

Девочка с большим бантом, очень смущаясь, тихо рассказала:

- У бабушки в деревне очень хорошая библиотека. Я прочитала за лето то, что нам рекомендовала Ася Львовна. Очень понравились книги - Владимира Железникова «Чучело» и «Белый пудель» Куприна.

- Хорошие рекомендации дала твоя учительница. И ты умница,
что их выполнила.

- Пашкевич Егор.

Егор смело поднялся и громко ответил.

- У меня бабушка пишет и очень любит сказки.
Мы с ней летом вслух читали русские народные сказки, сказки Андерсена «Снежная королева» и Гаршина «Сказка о жабе и розе», – в классе раздался смешок,  –  Егор, не обращая внимания, упрямо продолжил, - очень люблю Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица». Вообще, у нас дома все любят книги.

- Читать вслух очень полезно. – Маргарита Степановна подошла к Егору и мягко посадила его. – Меня очень порадовало, что в нашем классе появился Егор, который поведал нам о любви к книгам.
….

Здесь мы сделаем маленькое отступление.
Елена Михайловна, бабушка Егора, профессиональный филолог, сама писала стихи и сказки. Была уважаемым педагогом.
Она с большой любовью приучала внука к книжкам. Много читала ему. К пяти годам он уже хорошо знал буквы, и вскоре начал читать сам, более того, начал сочинять стишки.
Вершиной его творчества стало стихотворение, посвященное бабушке к юбилею. Оно даже было опубликовано в детском журнале.
Бабушки бывают разные
Строгие, красивые, прекрасные.
А моя – Пирогова Елена
И щедра, и добра, и умела.
Пишет пьёсы, стихи и поэмы.
В них там весело пляшут мемы.
Я не знаю, кто и какие они
Но у бабушки очень милы.
И меня она учит стараться
Не стесняться писать,
учиться дружить, улыбаться…
В своем четвёртом классе Егор был признанным поэтом.
….
Продолжая урок, Маргарита Степановна, увлечённо рассказала ребятам, что ожидает их на уроках литературы.

- Художественная литература, - учительница негромко, но очень тепло обращалась к классу, - позволит вам получить представления об особенностях лирических, эпических, драматических произведений. Вы узнаете, как богаты истоки литературы. Именно природа, история, мифология, фольклор выражаются в литературе через искусство слова.

Маргарита Степановна с указкой подходила к портретам поэтов, писателей и называла те произведения, которые будут изучать её ученики по программе пятого класса.

- Читая книги этих авторов, вы научитесь понимать, как важно, для каждого из нас ценить силу любви, верности, дружбы, укреплять веру в победу добра над злом, над равнодушием и эгоизмом. Шаг за шагом будет созревать ваша душа. Вы научитесь ценить то, что люди с давних времён считали важным и ценным. Но так читать и понимать литературу большой и нелёгкий труд. Будем вместе, не в ущерб другим предметам, преодолевать все трудности.
А теперь, запишите задание на дом. - К концу недели всем надо написать сочинение на такую тему. - Учительница красивым каллиграфическим почерком написала на доске – КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО.

Прозвенел звонок.
Маргарита Степановна подняла ребят и повела их в кабинет истории.

По дороге и произошло то, что выбила Егора из колеи.
Гилевич толкнул Дашу и прошипел; - «Будешь писать сочинение, поделись, как коровам хвосты крутила. Га-га-га».

Даша заплакала, а Егор просто растерялся и не знал, как ему поступить
Дома никому ничего не стал рассказывать. Просто молчал.

Елена Михайловна, уловив в голосе дочери тревогу, поспешила к ним.

- Что случилось? Где Егор?

- Они с отцом пошли подкупить тетрадей. Мама, мы, наверное, зря перевели в эту школу Егора. Какие-то не понятные там порядки. Дети такие разные. Многие в дорогущих одёжках, развязные.
Учительница встроила нас холодно, - глубоко вздохнув, продолжила. – Егор вернулся из школы хмурым, ничего не рассказывает. Молчит. Он, возможно, почувствовал себя бедным родственником, застеснялся своего старенького костюма.

- Ты о чём, дочь? Егор не мог расстроиться из-за костюма. Да, нынче общество расслоилось. У всех разный достаток, разные возможности. Дети это понимают. Но это не про Егора.

- Учительница мне показалась очень сухой. Может быть она чем-нибудь его обидела?

В прихожей раздался шумок. Отец с сыном о чём-то продолжали спор.
Увидав бабушку, Егор просто бросился к ней.

-Ба, как я рад, что ты пришла.

- Говорят ты скромно встретил новый учебный год, - она обняла и расцеловала внука. - Пятый класс трудный, да ещё в новой школе. Ну давай рассказывай, как прошли первые дни.

- Баб, в школе всё нормально. У нас хорошая классная, она же учительница по литературе. Она так интересно рассказывала, что мы будем изучать. У каждого спросила, что он за лето прочитал. Дала задание на дом написать сочинение – «Как я провёл лето».

- Ты испугался сочинения? – мама удивилась. - Да ты уже давно в стишках описал и как через Крымский мост проехали, и как дельфинов фотографировали. А эта лотерея, новая квартира. У нас лето таких эмоций!

- Мама, причём тут сочинение. Я его уже почти написал.

- Тогда в чём дело? - вмешался отец.

- Я струсил, папа, и теперь себя презираю.

- Поподробнее давай выкладывай.

Егор молчал. С трудом начал рассказывать.

- Просто, вчера, когда мы переходили на перемене в другой класс, один пижон – Гилевич, он видите ли всё лето на Кипре маялся, не до чтения ему было, толкнул Дашу, мою новую соседку, и так оскорбительно процедил : «Не забудь в сочинении про свой коровник написать». - Нет, даже не так. – «Расскажешь, как коровам хвосты крутила?». И заржал, а я растерялся и промолчал, когда Даша заплакала.

- А что девочка из деревни переехала? – спросила мама.

Егор начинал сердиться.

- А чем Даша задела этого, как ты говоришь пижона? – насторожилась бабушка.

- Она рассказала, что лето провела в деревне у бабушки. Там была хорошая библиотека и она прочитала все книги, которые ей рекомендовала её учительница. Даша такая тихая, но классная девчонка и книги назвала стоящие. Папа, я ему должен был дать в морду?

- Не уверен. Знаешь, сын, когда мы с друзьями играли в хоккей, то придерживались такого правила: - «На гол можно ответить грубостью, а можно и голом». Вот и ответь ему голом. Сначала, лучшим сочинением, а затем сумей поступками показать, что Дашу обижать никому не позволишь.

- Гениальный совет, - поддержала зятя бабушка. Пойдём, Егоша, пошушукаемся, как превратить твоё сочинение в золотую шайбу.

Всем стало легче, и каждый занялся своим делом.
Когда мама позвала всех обедать было очевидно, что погода в доме изменилась.
Егор сиял.
Взрослые поняли - он готов ответить голом.

А район?
Район здесь ни при чём.
Достоинство человека - понятие вне территории и времени…






Рейтинг работы: 60
Количество рецензий: 13
Количество сообщений: 17
Количество просмотров: 105
© 03.09.2018 Ди.Вано
Свидетельство о публикации: izba-2018-2353970

Рубрика произведения: Проза -> Рассказ


Борттехник Аэра Пиркс       09.12.2018   17:35:18
Отзыв:   положительный
Да, знакомая проблема, я ведь совсем недавно из школы. Дать в морду не всегда выход, ты будешь крайний-виноватый, а богатый - на коне. А в чем выход. Думаю, в том, что должны объединяться те, кому не нравится такое положение вещей. Один в поле не воин, а много - сила. Тогда и гилевичам труднее развернуться будет. Ведь их 10-20% в любом обществе. Спасибо за правду жизни. Подписалась на Вас и добавила в избранное. С уважением, Аэра.



Ди.Вано       09.12.2018   19:55:59

Спасибо, Аэра,
что читаете и так тепло приняли ))
Удач Вам, радости творчества!!!
С добром
Д.
Олег Гетьманцев       25.09.2018   06:15:01
Отзыв:   положительный
Приветствую! Очень понравилось. С Удовольствием прочёл!
Ди.Вано       25.09.2018   07:25:45

Рада )).
Спасибо!!
СИрена       18.09.2018   09:27:49
Отзыв:   положительный
незабываемые книги нашего детства. они сделали нас неплохими людьми. и - вечная благодарность нашим родителям!

Ди.Вано       18.09.2018   11:59:18

присоединяюсь и благодарю.
Щедрой осни!!!!
Владимир Селицкий       17.09.2018   20:15:14
Отзыв:   положительный
Дина, добрых Вам осеней!
Такие семейства как семья Егора сейчас не в фаворе. А Гнилевичи и иже с ними сейчас на коне.
Боле-менее нормальные отношения среди детей в частных школах. Мы дочерей с середины учебы забрали из госшкол, где творилось какое-то несусветное давление на детские души. И личность учителя уже мало что значила, ибо учителей плющили сверху, а они по цепочке уже оказывали давление на детей. Но у Егора хороший род, и я думаю он с такой поддержкой будет всегда забивать свой золотой гол.
Ди.Вано       18.09.2018   08:30:14

Спасибо, Володя, за внимание, за размышления.
Времена не выбирают..
Увы, Гилевичи торжествуют.
Но пусть помнят -
при всякой неудаче.. сумеем мы дать сдачу ))
С добром
Д.
Ольга Удачная       11.09.2018   08:49:04
Отзыв:   положительный
Дорогая Дина,СПАСИБО за актуальный,интересный и прекрасный рассказ!!! Обожаю вашу Великолепную прозу! Да,жаль современных ребятишек и учителей,которым приходится работать с детьми богатых родителей. Растут наглые, бессовестные и уверенные в своей вседозволенности граждане.
А то, что рассказ реальный и вы в нём с внуком герои я поняла сразу. Как встретил шайбу Гилевич? Дай Бог сил и терпения вашему внуку учиться в этой школе. Для него это будет большим испытанием. С теплом сердечным,Ольга


Ди.Вано       11.09.2018   17:55:31

Здравствуйте, Оленька.
Приятно очень читать ваш добрый отклик.
А картинка...суть проблемы.
С признательностью.


Валерий Медведковский       10.09.2018   17:37:28
Отзыв:   положительный
Дина!
Тяжело хорошим ребятишкам.
Ну и времена....
С уважением


Ди.Вано       11.09.2018   08:01:38

Времена не выбирают..))
Спасибо, Валерий.
С добром.
mishal       10.09.2018   12:24:11
Отзыв:   положительный
Да, нелёгкие времена...
Мой внук тоже начинал учиться в частной школе с детьми богатых родителей.
Школа и царящая в ней атмосфера ему не нравились и он был рад, когда его перевели в обычную государственную школу.

Спасибо, Дина, за интересную миниатюру!
С уважением, М.
Ди.Вано       10.09.2018   13:09:58

Вам спасибо, Михаил.
За внимание-понимание.
Всех благ!!
Галина Агапова       10.09.2018   08:36:37
Отзыв:   положительный
Очень понравился рассказ.
Нахлынули воспоминания!


Ди.Вано       10.09.2018   11:13:31

Галь, дам родителям дневник подписать ..пятёрка всё же ))).
Спасибо, дорогая.
Рада весточке.
Галина Агапова       10.09.2018   11:23:24

Дин, начала читать...ох, да это можно озвучить, а потом пошли педагогические рассуждения и рассказ превратился в эссе.
А начало для озвучки - шикарное!
Роспись в дневнике сфоткай и пришли.
Ди.Вано       10.09.2018   11:57:12

Вот смотри )))))))
Будет время загляни и откуштуй "мои" хинкали.
Доброго дня.
Обнимаю.


Галина Агапова       10.09.2018   12:04:32

Класс!
Пошла кушать!
Ирина Прищепова       05.09.2018   18:10:56
Отзыв:   положительный
Дина, рассказ ваш зовёт к размышлениям. Мыслей возникло много, хотя скажу только одно. Конечно, хорошая фраза "Достоинство человека - понятие вне территории и времени". Но получится ли у пятиклассника всегда выглядеть достойным среди гилевичей? Дай-то Бог, чтобы "золотая шайба Егора оказалась в воротах противника...
Ди.Вано       06.09.2018   08:06:47

Спасибо, Ирина.
Вопрос хороший.
Ответить однозначно не смогу..
Сохранять достоинство всем в той среде трудно.
Но возможно.
Будем надеяться.
С добром
Д.
Борис Бочаров       04.09.2018   09:15:52
Отзыв:   положительный
Утро доброе, Дина! Для богатеньких у нас уже открыты школы и детсады. Цены там обалденные, но я бы не смог там работать ни за какую зарплату. К сожалению, неравенство идёт отсюда, потом частью своей оно перерастает в неравенство перед законом. Вот и ездят потом подростки богатеньких по клумбам в парках на элитных авто. Но меня коробит в большей степени не это, а когда в спецшколы с уклоном математики, ин.языков за деньги попадают оне же, а потом из них же вырастают, например, продажные чиновники и др. Спасибо за актуальный рассказ. С ув. ББ

Ди.Вано       04.09.2018   12:44:38

Привет, Борис.
Закрывали купальный сезон в бассейне.
Осень активно врывается...
Понравились твои рассуждения над типажами , как мой Гилевич (реальная личность) -
"неравенство идёт отсюда, потом частью своей оно перерастает в неравенство перед законом...."
Не поспоришь.
Ты меня рыбкой, а я тебя яблочками угощу ))
Пиши.
Хочется новенького.
С добром
Д.


Александр Александров       03.09.2018   18:20:12
Отзыв:   положительный
Гилевичу надо бы в морду дать...
А как? В России современной есть такое понятие, как насилие несовершеннолетних по отношению друг к другу.
Проще говоря - любая драка так теперь называется. И, согласно закону все (ВСЕ!) участники попадают на учет. Их семьи могут попасть в "банк учета социально-опасных семей". Это все сказывается на судьбе детей. Может сказаться и очень сильно (не поступишь учиться в военное или МВД)
А чтобы факты такие не замалчивали, администрация школы обязана (ОБЯЗАНА!) сообщать о подобных происшествиях по инстанциям: полиция, руководство, Комиссия по защите прав несовершеннолетних, прокуратура... А если не сообщаешь - сам становишься правонарушителем. Можешь быть наказан, и весьма сурово.
А Гилевичу надо бы в морду...
Я бы не стал сообщать. Но, у таких Гилевичей родители гнилые чаще всего. Они сообщат и потребуют!
Беда. Замкнутый круг. Где законы чести?
Вот вам и буржуазная мораль: сутяжничество и гниль...
Спасибо! Зарассуждался чего-то я))))))
Ди.Вано       03.09.2018   19:37:33

Голос из нутра школы ...
Дорогого стоит.
Хочешь дать в морду, но не моги... )
Сочувствую.
Ценю отклик и благодарю.
Удач!!!!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       03.09.2018   16:42:24
Отзыв:   положительный
Спасибо. Я люблю в Вашей прозе порядок слов и сердца и напряжение ума... спасибо...
Ди.Вано       03.09.2018   17:03:11

Спасибо!!
Так дорога и приятна Ваша поэтичность строк отклика ))
Признательна.
Ян Подорожный       03.09.2018   15:56:16
Отзыв:   положительный
Всколыхнулось ПОРЯДКОМ позабытое.
Да ведь и в прошлых школах были схожие проблемы.
Были барчуки и были дети рабочих.
Возможно, попроще и пооткровенней были.
Но валить всё на время и на молодёжь не стоит, хотя так и зудит где-то.
Поучить кого-то жизни.)))

Отлично, Дина!
Кланяюсь.


Ди.Вано       03.09.2018   17:14:32

Спасибо,Ян.
У школ всегда схожи проблемы.
А разность...разная )).
Нет, на молодёжь не ворчу, разве что, на родителей..
Щедрость оценки - вдохновляет..))
С добром
Д.











1