Великолепная Горная Шория.


Великолепная Горная Шория.
Великолепная Горная Шория… Чарующий край, полный таинственных традиций:
шаманских камланий, сказаний Кайчи.*
Народ – шорцы - это такой источник человеческой душевности и доброты, которые в
наше время очень редко можно встретить. Шорцы обладают исключительной
национальной харизмой, одновременно с тем простотой и открытостью.

Шорцы
Среди хвойной тайги и рек серебристых
Живёт самобытный, светлый народ.
Хрустальную чашу древних традиций
Народ сквозь столетья несёт.
Охота, рыбалка – промысел шорцев,
Души у них словно горные реки чисты.
Если попал ты в дом к этим горцам,
Накормлен, напоен, обогрет будешь ты.
В тайге, несомненно, и сон будет крепок,
Тебе колыбельную духи споют.
Крадётся туман по вдоль хвойных веток,
Он твоим снам укажет маршрут.
Уедешь, и долго тебе будет сниться
В таёжной тиши охотничий дом.
Как сияла на солнце волною лучистой
Кормилица шорцев – река Кара-Том.**

            Создатель подобрал и природу, и людей под стать друг другу, кажется, в них нет
отличий: народ и мир природы – одно целое. Веками здесь люди живут в гармонии с
бескрайними просторами тайги.
Десятки лет живя бок о бок с шорцами, я узнала их обычаи, традиции и испытала на
своём жизненном опыте, что значит быть другом шорцев. Они никогда не бросают
ближнего в беде; приходят на помощь в трудные минуты и остаются до конца. Шорцы
очень сплочённый народ.
         Среди шорцев очень много талантливых людей; танцы, песни – это их традиционное
повседневное увлечение. Одна из моих подруг – талантливая певица, Чылтыс Таннагашева,
лауреат многих международных музыкальных конкурсов Она исполняет песни на родном
языке в собственной обработке. В процессе пения Чылтыс имитирует голоса птиц, шум
тайги. Слушая её песни, невольно окунаешься в магию природы и словно участвуешь в этом
великолепном союзе – певицы и тайги. Завораживающее действо, надо отметить.
         Чылтыс поёт и горловым пением, вот что она рассказывала об этом направлении
этнического исполнения: «Дар этот не приходит случайно. Мне долго снились мои предки
и призывали к исполнению наших родовых песен горловым пением. Решиться на такой шаг
мне было очень непросто, ведь горловое пение – нелёгкая работа, требующая больших
усилий, не только физических, но и духовных. Женщинам не полагалось петь этим
сложным методом, так как считалось, что женщина может стать бесплодной из-за такого
исполнения. Но я сломала все догмы и успешно пою, у меня есть ребёнок, -красавица дочь
Умай. Кстати, Умай в наших древних поверьях - это богиня плодородия и женского начала.
Неправда ли – символичное имя я дала своей дочери?!».
        Чылтыс исполняет свои песни не только горловым пением, но и прекрасным вокалом,
теперь её талант покоряет миллионы поклонников этномузыки, как в России, так и за её
пределами, во многих странах всего мира.  

Песня шориянки.
Взгляд её горит огнём,
Светит, как алмаз в огранке,
Чистым, ласковым ручьём
Льётся песня шориянки.

Дан был Небом ей талант,
Землю предков воспевать.
Этот редкий бриллиант
Родила природа-мать.

К силам обратясь Небесным,
Девушка возьмёт домру.
И польётся звонко песня,
Данью вечному добру!

Родной дядя Чылтыс, Владимир Таннагашев, был Сказителем-Кайчи. Сказания -
стиль исполнения героических, исторических былин передаваемый из уст в уста при
помощи инструмента, в данном случае кай-комуса***, а иногда сказание передаётся просто
речитативом. По приданиям, Кайчи не становятся по собственной воле; их так же
призывают духи и дают им силы для такого исполнения, ведь сказитель может петь часами
и даже сутками. При любых событиях, происходящих в шорских поселениях, будь то
свадьба или похороны, всегда приглашался Кайчи, и он своим пением, либо веселил народ,
либо помогал перенести боль утраты. Сказитель при исполнении сказа, входит в
медитативное состояние, и его исполнение считается очищением пространства и
слушающих. Теперь, к сожалению, Сказителя-Кайчи встретить даже в отдалённых
поселениях Горной Шории почти невозможно, не говоря уже о городах.

***
Поёт Сказитель-КайчИ
Об истории древнего рода.
Красиво кай-комус звучит
Былиной народной.
Духи спустятся с гор,
Услышат каждое слово.
Продолжат свой разговор
У костра родового.
Раскроет Сказитель-КайчИ
Секреты предков таёжных.
Потомкам своим он подарит ключи,
От Вселенной, возможно.
Тайны нет никакой для кайчИ,
Открыто ему Мироздание.
Творец его обучил,
И велел передать людям знания.

Другая наша подруга – Светлана Акулякова, она телеутка. Дом Светланы всегда полон
людей, для всех там находится место и вкусное угощение, доброта и гостеприимство
великолепной хозяйки не знает границ. Очень интересно слушать рассказы Светланы и её
сестёр о своих родных, о корнях, об обычаях. Однажды она достала сундук с чердака с
бабушкиными платьями. Раскошные, расшитые богатыми национальными орнаментами
наряды были щедро раздарены нам, своим подругам.
Смотрю как ты замешиваешь тесто,
Вкусняшки будут "шорские пельмени"!
О чём ты думаешь, нам не известно.
Тебя как будто увлекло другое измерение.
В глазах твоих меняются картинки:
То грусть, то радость, то откровенная тоска.
Что жизнь течёт в какой-то крохотной глубинке,
Рассыпав иней белый у веска.
Традиции семьи не забывая,
Накормишь всех, сама и не присядешь.
Твой дом опять - "большая проходная"
Ты не заботишься, что к вечеру устанешь.
Достань, подруга, бабушкино платье,
Примерь его, немного отвлекись.
Скажи, зачем же у забот в обьятьях
Ты забывала про свою собственную жизнь?
Тепло души ты отдала родным и мужу,
Им будто предок твой шепнул из далека:
"Дарите счастья свет ей, он очень нужен
Хранительнице очага!"

          Телеуты это так же древний народ, как и шорцы, произошли эти народности от одних
предков, позднее стали называть по разному эти родственные рода. Раньше, не так давно, в
18-19 веках этот народ назывался кузнецкие тартары, а позднее историки-учёные стали
называть одних – телеутами, других – шорцами. Так народ кузнецкой земли был назван от
названия рода Шор.
        С древних времён коренные жители занимались кузнечеством, это было их исконное
ремесло, но цари-правители запретили заниматься этим делом, так как, видимо, опасались
искусного оружейного дела в традиции народа. Отняв у народа его вековые традиции,
власти не задумывались как будет протекать дальнейшая жизнь этих людей. Этот
несправедливый запрет лишил людей уверенности в будущее, но однако народ Горной
Шории не растерял свою самобытность.
       Сказители, шаманы – живые носители древних
культур доносят до земляков предания, обычаи, передают из уст в уста накопленные веками
знания. Шорцы – малочисленный народ России, его численность по разным данным
колеблется от 600 до 800 тысяч. Жаль, что и традиции этого уникального народа уходят в
небытие.
У шорцев с давних времён развит шаманизм. Это древнейший пласт этнической
культуры годами притеснялся властями, как мракобесие, а ведь в нем настоящая кладезь
уникальных знаний, связанных с Мирозданием.
Несмотря на то что шорцы приверженцы православия, они не забыли свои древние
традиции, где шаман был и лекарем, и психологом, и проводником в мир духов. Он, входя
в транс, взаимодействует с Высшими Силами и помогает советами людям в разных
жизненных ситуациях.

Шаманы.
Шаманы и Духи
Всегда были вместе.
Сильнее науки -
Камланья и песни.
Веками здесь жили
Традиции предков,
На помощь спешили,
Спасали не редко.
Бубен шаманский
Зло прогоняет.
По Божьей подсказке
Людей исцеляет.

Красивейшие места Горной Шории накладывают отпечаток и на людей,
проживающих здесь: в этом великолепии хочется творить. Природные красоты нашего края
навевают философские мысли:

Расскажи мне, Сказитель, о Вечности,
Где последний находят приют.
Как меня от земной скоротечности
Миражи в небеса поведут.
Расскажи, как предания древности
Сохраняются в песне твоей.
Так не хочется ждать неизвестности
Мне бы Вечностью стать поскорей.
Я когда-то шагну в бездну времени,
Во Вселенной продолжу полёт.
И Душа, избавляясь от бремени,
В унисон твоей песне споёт.

***
Зачем шаман костёр разводит,
И руки вскидывает к небу?
Зачем он этот разговор заводит,
Где рядом быль и сказочная небыль?
Зачем он птице подражая,
В тайгу пустил таинственный посыл?
Я с самого рожденья это знаю,
Мой дед-шаман об этом говорил.
Я знаю - мы единые с природой,
И созданы из одинаковых частиц:
Все птицы, звери, разные народы,
И между нашими мирами нет границ.
Всем надо знать законы мироздания,
Ведь на Земле они живут веками.
И нашим внукам мы оставим назидание,
Мы скоро мудрецами станем сами.

• Сказитель-Кайчи, - исполнитель сказаний пением, либо речитативом.
• Кара-Том – древнешорское название реки Томь.
• Кай-комус – музыкальный щипковый инструмент.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 18
© 11.08.2018 Наталья Булатова
Свидетельство о публикации: izba-2018-2336614

Метки: Великолепная Горная Шория,
Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра












1