Коко Шанель. "Линия свободы или главный секрет".


Коко Шанель. "Линия  свободы или главный секрет".
Она не была лучшей. Но самой неординарной в столетии, пожалуй, была… Не красавица.. Обворожительная некрасавица, с резкими чертами лица, глубокими глазами… Как омуты. Любила носить жемчуг, маленькое ожерелье или длинное.. Длинное – на спине, Обручами, нитями. Маленькое, зернами, бусинами, будто бы защищало горло.. Иногда же она казалась и совсем беззащитной, как маленький птенчик, скворчонок, Гаврош….

«Мадемуазель с ножницами. Маленькая шляпница». Она никогда не давала себе прозвищ. Не давала себе выходных. Она не любила воскресенья. Никогда… Она и умерла в воскресенье. Во сне. Совершенно одна… И в старости - неразгаданная, непостижимая. Ошеломляющая Коко Шанель. Ее на самом то деле звали Габриэль Бонер, но отец назвал ее Коко..

Предавший, ушедший от них с матерью отец. И втайне любимый. Она искала его черты в мужчинах сю жизнь… Находила ли? Никто не знает. Разгадать все ее секреты было трудно. Никто и не пытался. И она бы не позволила. Это скучно – не иметь секрета. Не иметь тайны.


Самое странное, то, что ее страстная, искровая, пламенеющая жизнь, образ ее, до сих пор вызывает неподдельный восторг и пламенную ненависть.. Такую пламенную, что она может сжечь. Ее называют стервой и дьяволом от моды, припоминают ей все грехи праматери Евы, но и в ненависти к ней сквозит неподдельное, изумленное восхищение…Ошеломление. Она совершала непозволительные во все времена вещи. Одела женщин в мужской костюм,жакет, освободила от корсета, создала для них духи на уровне феромонов, почти животного запаха, взяв основную формулу у своего любовника химика – Дмитрия Романова, и смешав ее еще с каким то ароматом, уловленным, на уровне чутья, в вечернем саду.. Цветы и бутоны не мялись в тонких пальчиках швеи и шляпницы никогда..… Сминалась, может быть только ее собственная Судьба. Но потом она упорно расправляла и разглаживала складки.

Она никогда не скрывала своего вкуса. Не стеснялась его. Своих идей и фантазий. Не навязывала. Навязывать, значит, лишать свободы. Этого она не умела совершенно, как и привязывать к себе.. Уходила, едва чувствовала, как натягивались нити притяжения, превращаясь в силки… Ей, собственно никогда не нужна была никакая власть… Кроме власти красоты. Линии кроя, фактуры ткани.

Не потому ли еще Габриэль -Бонер тихо сотрудничала с «наци»? Шила при них, для них. Ведь даже холодным немецким фрау, вроде Евы Браун нужны были платья и костюмы, шляпы и духи, и пассиям Шелленберга - тоже.. Ее родной племянник, сын брата, был в гестапо, она не остановилась ни перед чем, чтобы его освободить и переправить в Швейцарию… Об этом почти не говорят. Не любят говорить. Так потом она переправила и еще несколько сотен неугодных кулакам нацистов соотечественников, беженцев, мигрантов, бродяг, но об этом - не говорят тоже… Зачем? Иначе разлетится миф и образ
« беспринципной дьяволицы моды». Напрочь.

И сама Коко тоже потом была в Швейцарии в роли изгнанницы, но как то не заметила этого Не все ли равно, где резать и кроить? Не настаивала на героизме отверженной. И там придумывала коллекцию. Остались сотни эскизов, рисунков, штрихов, кроков, макетов… Ее старались беречь, закрывали глаза на сведения из архивов, свидетельства разведок… Разрешили вернуться в 1954 году, и тогда, в Париже, она стремительно возродила Дом Моды с двумя «CC», создала коллекцию, отменила личные выходные, собрала из осколков Жизнь, стараясь не вспоминать погибших в гестапо и газовых камерах друзей…

Да. Она совсем не любила воспоминаний. Их и не любят обычно люди мятежные, скрыто деятельные, те, у которых сильно напряжена струна Духа. Им не нужно созерцание. Медленность, Их стихия – вечный поиск.. Они неустанно шлифуют только себя, они в вечном сомнении, не требуют благодарности, не замечают ее…. Не сковывают ею. Никогда.


Всю свою долгую жизнь Коко была тайным мецентом, покровителем , другом нищих гениев, артистов, поэтов: помогала Сальватору Дали, Пабло Пикассо, Раймону Редиге… Последнего, гениального сорванца, неуемного и страстного юношу, Коко одна хоронила на свои деньги… Поставила памятник… Великая мадемуазель упорно покупала картины Шагала и сцену для концертов Стравинского, залы для его балетов.. Их всех, сумасбродов, ярких, неординарных, «проклятых и бродяг» - не признавали, пальцем крутили у виска, смеялись и над нею заодно!

… Но она презирала смех… С восторгом читала пьесы и эссе Жана Кокто, оплачивала его репетиции и постановки, с восторженной непосредственностью истинного ценителя и влюбленной Женщины, хотя знала отлично, что именно слабый пол его не интересует… Она так ценила его неординарность, стиль, шутки, манеры,что это, в конце концов, помогло ей преодолеть отчаяние от его же равнодушия..



Неординарность в ней самой сквозила всегда и во всем: от выбора друзей до точки в письме. А с неординарностью всегда и всем трудно смириться. От того то и зависть, и ненависть к ней росла, и восторг пред нею - тоже. В арифметической прогрессии. А ей было все равно. Она давно уже не оценивала людей. Ибо видела их насквозь. Цвет, аромат, складки одежды, облик, движения, жесты не оставляли ей ни малейшего сомнения, не прятали ни одного изъяна… Но она не разочаровывалась. Принимала людей такими, какими они были.. Иногда бросая им с ладони изюминку образа, штрих, крапинку. Каплю. А еще на ладони было раскрытое сердце. Иногда и кровоточащее.

Но не все это замечали. Ведь даже траур по любимому она не носила.. Просто создала маленькое черное платье. Свой тонкий, эфемерный знак печали, лепесток… Намек, набросок. Эскиз… Легенду. По имени Шанель.

На все времена… Именно Свободным Духом только и можно властвовать над Временем…. Она то это точно знала. В отличие от всех остальных… От нас с Вами..Это был ее самый главный секрет…





Рейтинг работы: 36
Количество рецензий: 9
Количество сообщений: 11
Количество просмотров: 136
© 01.08.2018 Madame d~ Ash( Лана Астрикова)
Свидетельство о публикации: izba-2018-2329450

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Лада Эль       18.10.2018   09:37:53
Отзыв:   положительный
Лана, благодарю за чудесную живописную зарисовку судьбы Коко, читать одно удовольствие.

Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       18.10.2018   09:40:38

Спасибо... Огромное спасибо за Вашу поддержку...
Мария Легран       28.08.2018   08:05:25
Отзыв:   положительный
Спасибо. Очень люблю ее, удивительная женщина, соединила и разделила эпохи. В Вашем кратком эссе главная ее суть - любовь и желание творить, жить, чувствовать.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       28.08.2018   09:48:14

О, да.. Спасибо...
Галина Осадчая       05.08.2018   01:15:32
Отзыв:   положительный
Мадемуазель Коко, Габриэль - яркая, сильная, загадочная и в то же время ранимая...
Личность в истории и не только моды.

Потрясающее эссе!
Спасибо, Лана!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       05.08.2018   07:09:37

Спасибо огромное...За прочтение...
Мария ...       03.08.2018   08:47:07
Отзыв:   положительный
Маленькое чёрное платье. Никак без него не обойтись.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       03.08.2018   08:49:08

да.. спасибо большое, что прочла...
Мария ...       03.08.2018   09:09:20

Построчно и очень внимательно. На некоторых строчках останавливалась - близко очень.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       04.08.2018   11:18:04

спасибо огромное.. я вот подхожу к такому стилю... новое... Подробности - штрихами и глубина для тех, кому понятно.. Спасибо... Я как ана. ныряльщица жемчуга...
СИрена       03.08.2018   03:34:27
Отзыв:   положительный
Так страстно и нежно написано...как будто о вчерашних событиях, в которых участвовали и Вы.
С огромным наслаждением прочла это блестящее эссе, Светлана.
Тем более, что сейчас у меня на столе лежит книга Мишель Фитусси "Елена Рубинштейн" и я еще в "их эпохе, в "их" Франции.
Елена в свое время тоже открыла для себя незаурядную Шанель.
А я открыла имя Редиге. Непременно почитаю о нем.
Благодарю.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       03.08.2018   08:36:33

благодарна очень за внимание Вам...
Ди.Вано       02.08.2018   13:23:34
Отзыв:   положительный
.... Неординарность в ней самой сквозила всегда и во всем:
от выбора друзей до точки в письме. ,
А с неординарностью всегда и всем трудно смириться...
Но и забыть неординарных не дано )).
Штрихи к портрету, .....но такие значимые.
СПАСИБО!!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       02.08.2018   13:26:55

Вас сердечно благодарю.. Очень ценю ВАше внимание...
Виолетта Баша       02.08.2018   01:58:29
Отзыв:   положительный
Такие эссе так далеки от сухих биографий, как и сама Коко от любого клише. Это не хроника жизни, это акварель жизни, мазками не факты, а вспышки, черты, это не документ , а искусство документальной прозы, которое ближе к поэзии.
Мне казалось, что так - биографии - пишу только я.
Теперь знаю - нас двое. Птицы Поднебесья, вы, я и Коко, трое...

Поэтому на фото не цветы, что красиво, но банально, а мой мистический знак - летящая чайка, держите...
А чтобы показать стиль - ну например вот:

https://www.chitalnya.ru/work/211704/

Или вот как-то так:

https://www.chitalnya.ru/work/124334/


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       02.08.2018   07:50:56

Спасибо, низкий поклон за тончайшее постижение сути моего почерка, стиля письма.
Вера Соколова (Рига)       01.08.2018   20:04:46
Отзыв:   положительный
Да, Лана, читая тебя - приобретаешь очень много!
Спасибо!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       02.08.2018   07:47:37

Это Вам спасибо огромное, что читаете...
Инна Филиппова       01.08.2018   19:23:33
Отзыв:   положительный
Замечательно написано... проглотила на одном дыхании...
Счастлива тебя читать... всегда...

Обнимаю.. Спасибо.


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       02.08.2018   07:48:09

Спасибо, сестренка моя дорогая...








1