«Разбор ещё одного стихотворения Иосифа Бродского»


ОПЯТЬ, В КОТОРЫЙ РАЗ, МНЕ НА ГЛАЗА ПОПАЛИ СТИХИ БРОДСКОГО...
И ТЕПЕРЬ УЖЕ - В ПРЯМОМ СОПОСТАВЛЕНИИ С МОИМИ.

ДЕЛО ТАК БЫЛО...

Я СЛЕЖУ ЗА ПРОИСХОДЯЩИМ НА ОДНОМ ФОРУМЕ - ПОТОМУ ЧТО ЗНАЮ НЕСКОЛЬКИХ ЕГО УЧАСТНИКОВ.
И ВОТ НА ДНЯХ ТАМ ПОЯВИЛОСЬ ИЗВЕЩЕНИЕ О СМЕРТИ ОДНОГО ИЗ НИХ.
ВМЕСТЕ С ОТСЫЛКОЙ НА ДРУГОЙ ФОРУМ, ГДЕ ОН ТОЖЕ УЧАСТВОВАЛ, И ГДЕ ЕГО ПОМИНАЮТ.

И ТАМ, В ЭТОЙ ТЕМЕ, Я УВИДЕЛ ССЫЛКУ НА ТЕМУ СТИХОВ, И СВОЁ В НЕЙ СТИХОТВОРЕНИЕ, ИМ ТУДА ПОМЕЩЁННОЕ (ЕГО МНОГИЕ МОИ СТИХИ ТРОГАЛИ, И НЕ ТОЛЬКО СТИХИ), ВЕРНЕЕ, ЕГО КОНЕЦ:

Стихотворение, которое Игорь выделил из других.
Видимо потому, что оно отражает его взгляд на мир.

ЖИЗНЬ КОРОТКА, И СУЕТНЫ ДЕЛА...
БЕЗ СУЕТЫ - ПОГРЕЗИМ НА ДОСУГЕ.
ЕГО НАМ СМЕРТЬ - НА ВЫРОСТ - ПОНОСИТЬ ДАЛА.
ОТ НАШЕЙ ТОРОПЛИВОСТИ - В ИСПУГЕ.

НО МЕДЛИМ МЫ, КОГДА ПРИХОДИТ ЧАС,
ПРИХОДИТ - КАК НАЧАЛО ЖИЗНИ НОВОЙ.
И МЫ - У СТАРОЙ ЖИЗНИ - ПРО ЗАПАС -
БЕРЁМ СВОИ ПРИВЫЧНЫЕ ОКОВЫ.

ЗАПАС НАС ТЯГОТИТ, НО МЫ - СИЛЬНЫ,
МЫ УПРАЖНЯЕМСЯ В ПРИНЯТИИ УСЛОВИЙ.
УСЛОВНОЙ МЕРОЙ МЫ НАКАЗАНЫ ЗА СНЫ:
НА ЯВЬ - ОСУЖДЕНЫ МЫ - БЕЗУСЛОВНОЙ.

УСЛОВИЙ БЕЗУСЛОВНЫХ - ПОЛОН МИР.
ЕСТЬ ПОВОД ДЛЯ ЛЮБЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ.
ТОТ ГЛУП - КТО ДУМАЕТ, ЧТО КОМАНДИР -
ИСТОЧНИК БЕСКОНЕЧНЫХ ОГОРЧЕНИЙ!

НЕТ ТЕЛ, УСЛОВИЙ, ЛИЧНОСТЕЙ, И ДОРОГИХ ИМЁН.
ИЗМЕНЧИВЫ ПАРАМЕТРЫ, УЗЛЫ, ПРИМЕРЫ.
НЕТ ВРЕМЕНИ - ВООБЩЕ, И НЕТ - ВРЕМЁН!
ПОЗНАЙ - ЧТО ЕСТЬ, И ПРЕВЗОЙДИ - ВСЕ МЕРЫ!

С ЧЕГО МЫ НАЧАЛИ, И ДО ЧЕГО ДОШЛИ:
КОНЕЦ ВСЕГДА - НАМ ВИДИТСЯ - КАК ТОЧКА.
НЕТ НЕБА - ЕСЛИ НЕТ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ.
НЕТ СОЛНЦА - ЕСЛИ НЕТ - НЕВЗРАЧНОГО ЦВЕТОЧКА.

ВСЁ ЭТО - ЕСТЬ!
ВСЁ ЭТО - НАВСЕГДА!
ВСЁ ЭТО - ВМЕСТЕ - ВСЯ КАРТИНА МИРА:
И, ЕСЛИ ТЕЛО - ЗАБЕРЁТ ВОДА,
НЕ СМЕНИТ ВРЕМЯ - ТВОЕГО МУНДИРА!

ОН НЕВЕСОМ, НЕЗРИМ, НЕВОПЛОЩЁН...
И НЕТ НА НЁМ - НИ ЗВЁЗД, НИ ОРДЕНОВ, НИ ЛЫЧЕК.
КОМУ-ТО ВИДИТСЯ ОН ТОНЕНЬКИМ ПЛАЩЁМ...
НО ОН ЕСТЬ БОГ.
И, БЕЗ КАВЫЧЕК!

(Сергей)

И Я ПОШЁЛ ПОСМОТРЕТЬ, ЧТО ТАМ ЕЩЁ, МОЖЕТ, ИГОРЬ ВЫДЕЛИЛ, НО ЭТО ОКАЗАЛАСЬ ТЕМА О ДУХОВНОЙ ПОЭЗИИ, И РЯДОМ С МОИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ ТАМ БЫЛО ЭТО:

Иосиф Бродский

Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он - твое продолженье и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем".- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:

"В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

Я НЕМАЛО РАЗБИРАЛ И ПРАВИЛ СТИХИ БРОДСКОГО, МОЖЕТ И ЭТО РАЗБЕРУ...

А ПОКА СКАЖУ ВОТ ЧТО (ЧТО И ПРИ РАЗБОРЕ ДРУГИХ ЕГО СТИХОВ ГОВОРИЛ), - НЕ СПОСОБЕН ОН БЫЛ ДУМАТЬ (НЕ ВИДЕЛ ОН ОБРАЗОВ):

Когда она в церковь впервые внесла
дитя, находились внутри из числа
людей, находившихся там постоянно,
Святой Симеон и пророчица Анна.

СКАЖИТЕ, К ЧЕМУ ПИСАТЬ ПРО НИХ, ЧТО ОНИ НАХОДИЛИСЬ ТАМ В КАКОЙ-ТО МОМЕНТ, ЕСЛИ ПИШЕШЬ, ЧТО ОНИ НАХОДИЛИСЬ ТАМ ПОСТОЯННО?

МОГУ ОТВЕТИТЬ, - ДЛЯ РАЗМЕРА И РИФМЫ, ТО ЕСТЬ РАДИ СОБЛЮДЕНИЯ ФОРМЫ, А ПИСАТЬ РАДИ ФОРМЫ ЭТО ГЛУПОСТЬ.

А ЕГО (МНЕ-ТО, У КОГО АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ НА СЛОВО И ЕГО ЗВУЧАНИЕ - ЭТО ЯСНЕЕ ЯСНОГО) ОПРЕДЕЛЁННО ЗАХВАТИЛА ТОРЖЕСТВЕННАЯ, МЕДЛЕННАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ СУТИ, КОТОРАЯ ВОЗНИКЛА ПЕРВОЙ СТРОЧКОЙ:

Когда она в церковь впервые внесла

ХОТЯ И В НЕЙ МНЕ ВИДЕН ПРОВАЛ.
ОН ТУТ У БРОДСКОГО В НЕЗВУЧНОМ "АНАВ" МЕЖДУ ЗВУЧНЫМИ "ДА" И "ЦЕ".

Я БЫ ЗАПИСАЛ ПЕРВОЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЕ ВОТ ТАК (ГРАНДИОЗНО), И ЗАМЕТЬТЕ, ВНЕСЯ МИНИМАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ:

Когда она церковь впервые внесла
В ХОЛОДНУЮ ТЬМУ, ЗАПЫЛАЛА ЗОЛА
ДВОИХ, ОЖИДАЮЩИХ ДНЯ НЕПРЕСТАННО:
ВОСПРЯЛ Симеон и пророчица Анна.

БРОДСКИЙ - ПРОДОЛЖЕНИЕ:

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро, затеряны в сумраке храма.

ЕСЛИ СТАРЕЦ ДЕРЖИТ МЛАДЕНЦА - ТО ОН НЕ "ВОКРУГ".
"ВОКРУГ" НЕГО С МЛАДЕНЦЕМ НА РУКАХ, КАК СТРАЖА, НО НИКАК НЕ РАМА - ДВОЕ ОСТАЛЬНЫХ - МАРИЯ И АННА.

И ВОТ ВАРИАНТ-МИНИМУМ - ПРОДОЛЖЕНИЕ ВЫПРАВЛЕННОГО МНОЙ ПЕРВОГО ЧЕТВЕРОСТИШИЯ:

Когда она церковь впервые внесла
В ХОЛОДНУЮ ТЬМУ, ЗАПЫЛАЛА ЗОЛА
ДВОИХ, ОЖИДАЮЩИХ ДНЯ НЕПРЕСТАННО:
ВОСПРЯЛ Симеон и пророчица Анна.

И старец воспринял младенца из рук
Марии; и три человека вокруг
младенца стояли, как зыбкая рама,
в то утро - ВПЕРВЫЕ В ПРЕДДВЕРИИ храма.

ДАЛЬШЕ:

Тот храм обступал их, как замерший лес.
От взглядов людей и от взора небес
вершины скрывали, сумев распластаться,
в то утро Марию, пророчицу, старца.

Распластаться-старца – РИФМА НА ДВОЙКУ.
И ПОЧЕМУ ЭТИХ ТРОИХ ВЕРШИНЫ ЛЕСА-ХРАМА СКРЫВАЛИ ОТ ВЗОРА НЕБЕС...
ЕСЛИ НЕБО САМО К НИМ СНИЗОШЛО МЛАДЕНЦЕМ ИИСУСОМ...

ОТВЕТ ОПЯТЬ ПРОСТ – РАДИ ФОРМЫ (ВАРИАНТ - ОТ НЕДОСТАТКА ВНИМАТЕЛЬНОСТИ (УМА)).

ДАЛЬШЕ:

И только на темя случайным лучом
свет падал младенцу; но он ни о чем
не ведал еще и посапывал сонно,
покоясь на крепких руках Симеона.

МЕЖДУ "ПОКОИТЬСЯ НА КРЕПКИХ" И "И ПОКОИТЬСЯ В КРЕПКИХ" - ДИСТАНЦИЯ ОГРОМНОГО РАЗМЕРА.
ПОТОМУ ЧТО, ЕСЛИ "В" - ТО НАДЁЖНО, А КОГДА "НА" ("КРЕПКИХ", А ЗНАЧИТ, И НЕ СЛИШКОМ ЧУТКИХ) - ТО МОЖНО И СКАТИТЬСЯ.

ДАЛЬШЕ:

А было поведано старцу сему
о том, что увидит он смертную тьму
не прежде, чем Сына увидит Господня.
Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

ТЬМА - ОБЪЕКТ НЕВИДИМЫЙ.
ОПЯТЬ НЕДОСТАТОК УМА.

ДАЛЬШЕ:

реченное некогда слово храня,
Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
затем что глаза мои видели это
Дитя: он - твое продолженье и света

Я БЫ ВСТАВИЛ СЮДА ЗАПЯТУЮ:

Ты, с миром, Господь, отпускаешь меня,

ПОТОМУ ЧТО МИР ГОСПОДЬ ИЗ СВОИХ РУК НЕ ВЫПУСКАЕТ НИКОГДА.
И ПРАВЕДНИКА ОН НЕ ВЫПУСКАЕТ ИЗ МИРА ТОЖЕ.

И ВТОРУЮ - ПРОСТО РАДИ ГРАМОТНОСТИ:

Дитя: он - твое продолженье, и света

ДАЛЬШЕ:

и света

источник для идолов чтящих племен,
и слава Израиля в нем".- Симеон
умолкнул. Их всех тишина обступила.
Лишь эхо тех слов, задевая стропила,

кружилось какое-то время спустя
над их головами, слегка шелестя
под сводами храма, как некая птица,
что в силах взлететь, но не в силах спуститься.

ХРИСТОС НЕ БЫЛ И НЕ СТАЛ ИСТОЧНИКОМ СВЕТА ДЛЯ ИДОЛОПОКЛОННИКОВ, КОИХ ПО-ПРЕЖНЕМУ ТЬМА (К ПРИМЕРУ, ДЛЯ ДЕЛЬЦОВ С УОЛЛ-СТРИТА - ПОКЛОНЯЮЩИХСЯ ЗОЛОТОМУ ТЕЛЬЦУ), ХОТЬ ОНИ, ВОЗМОЖНО, И НАЗЫВАЮТ СЕБЯ ХРИСТИАНАМИ.

И УЖ, КОНЕЧНО, НЕТ НИКАКОЙ ЗАСЛУГИ ("СЛАВЫ") ИЗРАИЛЯ, ЕГО РАСПЯВШЕГО - В ЕГО ПРИХОДЕ В МИР, РОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА - ДЕЛО СУГУБО ЧАСТНОЕ.

А "ИЗРАИЛЬ", ДЛЯЩИЙ ВЕТХОЗАВЕТНОСТЬ - И НАВЛЕКАЮЩИЙ ТЕМ НА СЕБЯ ВСЁ НОВЫЕ БЕДЫ - ПРИМЕР ТОГО, КАК НЕ СЛЕДУЕТ СЕБЯ ВЕСТИ.

И ЭХО ВОЗНИКЛО НЕ "НЕ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ СПУСТЯ" ПОСЛЕ СЛОВ СИМЕОНА, ПОСКОЛЬКУ ОН ИЗДАЛ НЕ ОДИН МГНОВЕННЫЙ ЗВУК, А ИХ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (ТО ЕСТЬ, ОН ЕЩЁ ГОВОРИЛ, А ЭХО УЖЕ ЗВУЧАЛО).

И КОГДА ГОВОРЯТ "ШЕЛЕСТЯ", ТО ВСЕГДА УКАЗЫВАЮТ, ЧЕМ ИМЕННО - САМА ПО СЕБЕ ПТИЦА НЕ "ШЕЛЕСТИТ".

И КОГДА МЫ СЛЫШИМ ЭХО, У НАС НЕ ВОЗНИКАЕТ ОЩУЩЕНИЕ ТОГО, ЧТО ОНО "НЕ МОЖЕТ СПУСТИТЬСЯ".

ТАК ЧТО ВСЁ ЭТО - ОДНА ПУСТАЯ НАДУМАННОСТЬ, И ПОТОМУ - БЕЗО′БРАЗНОСТЬ.

ДАЛЬШЕ:

И странно им было. Была тишина
не менее странной, чем речь. Смущена,
Мария молчала. "Слова-то какие..."
И старец сказал, повернувшись к Марии:

"В лежащем сейчас на раменах твоих
паденье одних, возвышенье других,
предмет пререканий и повод к раздорам.
И тем же оружьем, Мария, которым

терзаема плоть его будет, твоя
душа будет ранена. Рана сия
даст видеть тебе, что сокрыто глубоко
в сердцах человеков, как некое око".

ОТКУДА ТУТ "ВОЗНИКЛА" ТИШИНА?
ЕСЛИ ТОЛЬКО ЧТО ГОВОРИЛОСЬ, ЧТО ЭХО ЗВУЧАЛО НЕСКОНЧАЕМО ("НЕ МОГЛО СПУСТИТЬСЯ")?

И МЛАДЕНЕЦ КАК-ТО НЕЗАМЕТНО СНОВА ОКАЗАЛСЯ В РУКАХ МАТЕРИ (В лежащем сейчас на раменах твоих)...

ТРУДНО ПРЕДСТАВИТЬ, ЧТО СТАРЕЦ, ПРОИЗНОСЯ ВАЖНЫЕ СЛОВА О СВЕТОЧЕ МИРА, ПЕРЕДАВАЛ В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ЭТОГО СВЕТОЧА ЕГО МАТЕРИ.

И ВОТ ЗДЕСЬ ПРЯМО СКАЗАНО, ЧТО ОН ПОВЕРНУЛСЯ К НЕЙ, КАК ТОЛЬКО ЗАКОНЧИЛ РЕЧЬ:

И старец сказал, повернувшись к Марии

НУ И БРОДСКИЙ ЗДЕСЬ БЕЗДУМНО ПОВТОРЯЕТ НИЧЕМ ДОКУМЕНТАЛЬНО НЕ ПОДТВЕРЖДЁННУЮ ВЕРСИЮ О КАКИХ-ТО ОСОБЫХ СПОСОБНОСТЯХ МАРИИ, ПОЯВИВШИХСЯ У НЕЁ ПОСЛЕ ПРЕБЫВАНИЯ ПРИ РАСПЯТИИ СЫНА (Рана сия даст видеть тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око. РАЗВЕ ЧТО АПОСТОЛ, КОТОРОГО, ЗАМЕЧУ, ТАМ НЕ БЫЛО, "ПРЕДВОЗВЕСТИЛ" - «и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец»).

ДАЛЬШЕ:

Он кончил и двинулся к выходу. Вслед
Мария, сутулясь, и тяжестью лет
согбенная Анна безмолвно глядели.
Он шел, уменьшаясь в значеньи и в теле

для двух этих женщин под сенью колонн.
Почти подгоняем их взглядами, он
шагал по застывшему храму пустому
к белевшему смутно дверному проему.

ПОЧЕМУ МАРИЯ ССУТУЛИЛАСЬ - НЕПОНЯТНО.
И ПОЧЕМУ СИМЕОН ТАК СРАЗУ ПОТЕРЯЛ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МАРИИ И АННЫ - ТОЖЕ НЕПОНЯТНО - ПОСКОЛЬКУ НЕ ОБЪЯСНЕНО (НЕ ПОКАЗАНО).

КАК Я ПОНИМАЮ, С БРОДСКИМ СЛУЧИЛОСЬ (С ПЕРВОЙ ЖЕ СТРОКИ) ТО, ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ "ПОЭТА ПОТАЩИЛО" - "ЧУВСТВО" - ТО ЕСТЬ БРОДСКИЙ НЕ В СОСТОЯНИИ СОВМЕСТИТЬ ОБРАЗНЫЙ СТРОЙ СТИХОТВОРЕНИЯ (В ДАННОМ СЛУЧАЕ - ЗАВОРОЖИВШУЮ ЕГО "МЕРНУЮ ПОСТУПЬ") С ЧЁТКИМ ПОКАЗОМ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ "ВНУТРИ ТЕКСТА" - ТУ КАРТИНУ, КОТОРУЮ ОН ОПИСЫВАЕТ.

У НЕГО И В ДРУГИХ СТИХАХ ТО ЖЕ САМОЕ ПРОИСХОДИТ.

ДАЛЬШЕ:

И поступь была стариковски тверда.
Лишь голос пророчицы сзади когда
раздался, он шаг придержал свой немного:
но там не его окликали, а Бога

пророчица славить уже начала.
И дверь приближалась. Одежд и чела
уж ветер коснулся, и в уши упрямо
врывался шум жизни за стенами храма.

"СТАРИКОВСКИ-ТВЁРДОЙ ПОХОДКЕ" - ВЕРЮ - ТАКОЙ ФЕНОМЕН СУЩЕСТВУЕТ.
ОНА БЫВАЕТ У СТАРИКОВ "ТВЕРДА" ОТ НЕГИБКОСТИ И "СЛАБОСТИ В НОГАХ".

НО НАСЧЁТ "ШУМА ЖИЗНИ", КОТОРЫЙ "УПРЯМО" ПОЛЕЗ В УШИ БОГОПРИИМЦА СИМЕОНА В МОМЕНТ ОСОЗНАНИЯ ИМ ЗАВЕРШЕНИЯ СВОЕЙ ЗЕМНОЙ МИССИИ - БРОДСКИЙ ПРОЛЕТЕЛ С ОГРОМНОЙ СИЛОЙ - НИКАКОЙ МИР УЖЕ В ЭТОТ МОМЕНТ НЕ МОГ ДОСТАТЬ СИМЕОНА...

И ЗАВЕРШЕНИЕ:

Он шел умирать. И не в уличный гул
он, дверь отворивши руками, шагнул,
но в глухонемые владения смерти.
Он шел по пространству, лишенному тверди,

он слышал, что время утратило звук.
И образ Младенца с сияньем вокруг
пушистого темени смертной тропою
душа Симеона несла пред собою,

как некий светильник, в ту черную тьму,
в которой дотоле еще никому
дорогу себе озарять не случалось.
Светильник светил, и тропа расширялась.

ОПЯТЬ ПРОТИВОРЕЧИЕ - ТО ШУМ "ВРЫВАЛСЯ УПРЯМО", ТО СТАРЕЦ ЕГО УЖЕ НЕ СЛЫШАЛ (И не в уличный гул он, дверь отворивши руками, шагнул).

И ЗАМЕЧАНИЕ дверь отворивши руками ВОИСТИНУ НЕУМЕСТНО, ТАК КАК ПРИВЛЕКШИ ВНИМАНИЕ К РУКАМ, ОНО ВЫЗЫВАЕТ И ПРОТИВОПОЛОЖНЫЙ ОБРАЗ дверь отворивши НОГАМИ.

И дверь отворивши руками КАК-ТО НЕ ТОРЖЕСТВЕННО...

ТОГДА БЫ УЖ НАДО БЫЛО ДАТЬ ОБРАЗ РАСПАХИВАНИЯ СТАРЦЕМ ОБОИХ СТВОРОК ДВЕРЕЙ, ЧТО ЛИ - И ВХОЖДЕНИЮ ЕГО ТЕМ САМЫМ ВО СВЕТ БОЖИЙ - ИЗ СУМРАКА ХРАМА БОЖЬЕГО (ЕСЛИ БРОДСКИЙ ТАК УЖ ЗАПАЛ НА ЭТОТ СУМРАК).

И ЧЕЛОВЕК НЕ ШАГАЕТ в глухонемые владения смерти.
ИЗНУТРИ ОНИ НЕ ВИДЯТСЯ ЕМУ ТАКИМИ.

А СНАРУЖИ, ТЕМ БОЛЕЕ, НИКАКИХ "ГЛУХОНЕМЫХ ВЛАДЕНИЙ" НЕ УВИДИШЬ.

НЕ ТО У ЧЕЛОВЕКА ВОЗНИКАЕТ ПРИ ВИДЕ УМИРАЮЩЕГО (А ВЕДЬ СИМЕОН ПОКА ДАЖЕ ИДЁТ СВОИМИ НОГАМИ ПО УЛИЦЕ - И ДО СМЕРТИ ЕМУ ЕЩЁ ДАЛЕКО).

И ТУТ БРОДСКИЙ ВПЕРВЫЕ В ЭТОМ СТИХОТВОРЕНИИ НЕ СМОГ НАЙТИ РИФМУ, И БЕССИЛЬНО НАПИСАЛ ДВОЕЧНОЕ "СМЕРТИ-ТВЕРДИ" (КАСТАНЕДОВЦЫ ТАКОЕ НАЗЫВАЮТ ИНДУЛЬГИРОВАНИЕМ - ТО ЕСТЬ ДАВАНИЕМ СЕБЕ НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ОПРАВДАНИЯ СВОЕЙ СЛАБОСТИ).

И ВОТ ЗДЕСЬ ТОЖЕ ИНДУЛЬГИРОВАНИЕ:

Он шел по пространству, лишенному тверди,

ВЕДЬ ПРИ ЭТОМ ОН ШЁЛ ТВЁРДОЙ ПОХОДКОЙ, А ОНА С ПУСТОТОЙ НИКАК НЕ ВЯЖЕТСЯ.

НУ И ДАЛЬШЕ ХОРОШО...

ВРЕМЯ ОСТАНОВИЛОСЬ (утратило звук), И ОДИН ТОЛЬКО ОБРАЗ ЗАПОЛНИЛ СОЗНАНИЕ СИМЕОНА, НО ТУТ ЖЕ ПРОВАЛ (И СКОЛЬКО ИХ МНОЙ В КОНЦОВКАХ БЫЛО ОТМЕЧЕНО...) С "РАСШИРЯЮЩЕЙСЯ ТРОПОЙ"...

НЕ ПРО РАСШИРЕНИЕ ТРОПЫ ТУТ НУЖНО БЫЛО ПИСАТЬ, А ПРО ПРОСВЕТЛЕНИЕ - УСУГУБЛЕНИЕ ПОНИМАНИЯ...

СОГЛАСИТЕСЬ, ЧТО СВЕЧЕНИЕ СВЕТИЛЬНИКА НИКАК ТРОПУ РАСШИРИТЬ НЕ МОЖЕТ.

ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ БЫ АВТОР "РАСШИРИЛ" ТРОПУ ДО "МИРА", ТО ЕСТЬ ПОКАЗАЛ БЫ, КАК ЛИЧНЫЙ "ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ" НЕ "КОНЧАЕТСЯ", А СТАНОВИТСЯ ВХОЖДЕНИЕМ В НОВЫЙ МИР, КОТОРЫЙ И ЕСТЬ ДРУГАЯ СТОРОНА ПРОСВЕТЛЕНИЯ (А ЕСЛИ В ПРИВЫЧНЫХ ТЕРМИНАХ ЛИНЕЙНОСТИ - ЕГО РЕЗУЛЬТАТ).

НО ТАКОЕ ВИ′ДЕНИЕ НАХОДИТСЯ, КАК ГОВОРИТСЯ, "ЗА ПРЕДЕЛАМИ КОМПЕТЕНЦИИ АВТОРА", КАК И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ТОМ, ЧТО НЕ ОДИН СИМЕОН ШЁЛ ВО ТЬМУ СО СВЕТОЧЕМ...

А ДЛЯ ПОЭТА БРОДСКОГО КОНЦОВКА НА НЕДОСКАЗАННОСТИ (Светильник светил, и тропа расширялась), Я СЧИТАЮ, ПЯТЁРОЧНАЯ.

А Я БЫ ЗАКОНЧИЛ ТАК:

Светильник светил, и тропа ПРЕВРАЩАЛАСЬ
В ОБИЛИЕ МЁДА И МЛЕКА.

СТАТЬ ВСЕМ - ВОТ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА.

И ТЕПЕРЬ, МОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ, С КОТОРОГО ВСЁ НАЧАЛОСЬ - ЦЕЛИКОМ.

Я ЕГО НАПИСАЛ КОГДА-ТО - КАК ОТКЛИК НА ЧЕТВЕРОСТИШЬЕ ОДНОГО ИЗ АВТОРОВ СТИХИРЫ, ЗАХОДИВШЕГО НА МОЮ ТОГДАШНЮЮ ЗДЕСЬ СТРАНИЧКУ (ЭТА - ПЯТАЯ ПО СЧЁТУ), И К КОМУ Я В ОТВЕТ - ПО ЗАКОНУ ВЕЖЛИВОСТИ - ТОЖЕ ЗАШЁЛ...

От гения чего вы ждёте?
ОН РЯДОМ С БОГОМ – НА РАБОТЕ.

***

"Жизнь коротка, и суетны дела."

Жизнь коротка, и суетны дела.
Прыжки до неба - как ужимки.
И черная вселенская дыра,
Как затхлая квартира в Химках

(Сергей Пресс)

ЖИЗНЬ КОРОТКА. ЕЩЁ КОРОЧЕ –
КОРОТКИЙ ВСПЛЕСК. И ПУТЬ ДО ДНА.

ДЛИННЫ - СЕНТЯБРЬСКИЕ НОЧИ.
ВЕСНА - КАК В ЮНОСТИ – ДЛИННА…

ДЛИННЫ – ЛЮБЫЕ ИЗМЕРЕНЬЯ.
ДЛИННА – ЛЮБАЯ СУЕТА.

ДЛИННЫ – УШЕДШИЕ МГНОВЕНЬЯ.
ДЛИННА – ПОСЛЕДНЯЯ ЧЕРТА!

От гения – чего вы снова ждёте?
ПОЁТ АКЫН. А ВЫ ЧТО НЕ ПОЁТЕ?

***

Жизнь коротка, и суетен – как жизнь – прогресс.
Прыжки до неба - как ужимки идиота…
И черная вселенская дыра – как стресс -
В момент изгнания – седьмого пота…

Потливый труп – забегом знаменит.
Забегом – на дистанцию – до смерти.
По ком – сегодня колокол – звенит?
Нет – это ставка на бега – в буфете!

ЖИЗНЬ КОРОТКА, И СУЕТНЫ ДЕЛА...
ЗАБЕГ ДО ДНА - СЕГОДНЯ СОСТОЯЛСЯ.
НАШ ЧЕМПИОН - СОВСЕМ НЕ ВОЛНОВАЛСЯ.
УВЕРЕННО - РУКА - НА ДНО ЛЕГЛА!

От гения – чего ещё вы ждёте?
КТО ГЕНИЙ - ТОТ ВСЕГДА НА ВЗЛЁТЕ!

***

Жизнь коротка, и суетен её конец.
Прыжки до неба – до конца – без перерыва.
И черная вселенская дыра – Венец.
И след Последнего Большого Взрыва.

ЖИЗНЬ КОРОТКА, И СУЕТНЫ ДЕЛА...
В ДЕЛАХ - ОДНО ПРЕКРАСНО – ПОСТОЯНСТВО!

ВИДАТЬ, НА ГОРЕ МНЕ – РЕКА ЛЕГЛА –
КАК УКАЗАТЕЛЬ ПРЕКРАЩЕНЬЯ ОКАЯНСТВА.

КАК НАЗИДАНИЕ – ЧТОБ ЗНАЛ, И НЕ ГРЕШИЛ,
ЧТОБ БОЛЬШЕ – НИКОГДА НЕ НАПИВАЛСЯ.

КОГДА Я В РЕЧКУ – СИГАНУТЬ РЕШИЛ,
КАК НИКОГДА – НИ В ЧЁМ НЕ СОМНЕВАЛСЯ!

От гения – чего вы,люди - ждёте?
ПОЁТ! ОН МОЖЕТ... ХОТЬ - НЕ ПАВАРОТТИ.

***

Жизнь коротка, и суетна игра.
Прыжки до неба - как ужимки и приманки.
Черным-черна - вселенская нора…
Как затхлая квартира в Якиманке.

ЖИЗНЬ КОРОТКА, И СУЕТНЫ ДЕЛА...
ВСЕГО МОМЕНТ – ОТ МОДУЛЯ ДО ВЗРЫВА.

ВСЕГО МОМЕНТ. А, ПЕСНЯ – КАК БЫЛА,
ТАК И ОСТАЛАСЬ – НЕЖНОЙ И КРАСИВОЙ.

ОСТАЛАСЬ, НЕ ДОПЕЛАСЬ, НЕ СБЫЛАСЬ.
НЕ УДАЛАСЬ, НЕ СОСТОЯЛАСЬ, НЕ НАСТАЛА!

ДУША – СЛЕДИТЬ - ЗА ПЕСНЕЙ ПЕРЕСТАЛА.
И ЖИЗНЬ – БЕЗ ПЕСНИ – В ОМУТ СОРВАЛАСЬ!

От гения – чего вы – как слепые - ждёте?
ОН СВЕТ НЕСЁТ! ЧЕГО ВЫ НЕ ИДЁТЕ?

***

Жизнь коротка, и суетны её дела:
Прыжки - до неба,
Идиотские ухмылки...
Но песня – в жизни – и гармония – была!
Джинн – выпущен!
Не втиснешь нас – в бутылки!

ЖИЗНЬ КОРОТКА, И СУЕТНЫ ДЕЛА...
БЕЗ СУЕТЫ – ПОГРЕЗИМ – НА ДОСУГЕ.

ЕГО НАМ СМЕРТЬ – НА ВЫРОСТ – ПОНОСИТЬ ДАЛА.
ОТ НАШЕЙ ТОРОПЛИВОСТИ – В ИСПУГЕ.

НО МЕДЛИМ МЫ, КОГДА ПРИХОДИТ ЧАС,
ПРИХОДИТ – КАК НАЧАЛО ЖИЗНИ НОВОЙ.

И МЫ - У СТАРОЙ ЖИЗНИ – ПРО ЗАПАС –
БЕРЁМ СВОИ ПРИВЫЧНЫЕ ОКОВЫ.

ЗАПАС НАС ТЯГОТИТ, НО МЫ – СИЛЬНЫ,
МЫ УПРАЖНЯЕМСЯ В ПРИНЯТИИ УСЛОВИЙ.

УСЛОВНОЙ МЕРОЙ МЫ НАКАЗАНЫ ЗА СНЫ…
НА ЯВЬ – ОСУЖДЕНЫ МЫ – БЕЗУСЛОВНОЙ.

УСЛОВИЙ БЕЗУСЛОВНЫХ – ПОЛОН МИР.
ЕСТЬ ПОВОД ДЛЯ ЛЮБЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ.

ТОТ ГЛУП – КТО ДУМАЕТ, ЧТО КОМАНДИР –
ИСТОЧНИК БЕСКОНЕЧНЫХ ОГОРЧЕНИЙ!

НЕТ ТЕЛ, УСЛОВИЙ, ЛИЧНОСТЕЙ, И ДОРОГИХ ИМЁН.
ИЗМЕНЧИВЫ ПАРАМЕТРЫ, УЗЛЫ, ПРИМЕРЫ.

НЕТ ВРЕМЕНИ – ВООБЩЕ, И НЕТ – ВРЕМЁН!
ПОЗНАЙ – ЧТО ЕСТЬ, И ПРЕВЗОЙДИ – ВСЕ МЕРЫ!

***

С ЧЕГО МЫ НАЧАЛИ, И ДО ЧЕГО ДОШЛИ…
КОНЕЦ ВСЕГДА – НАМ ВИДИТСЯ – КАК ТОЧКА.

НЕТ НЕБА - ЕСЛИ НЕТ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ.
НЕТ СОЛНЦА - ЕСЛИ НЕТ – НЕВЗРАЧНОГО ЦВЕТОЧКА.

ВСЁ ЭТО - ЕСТЬ!
ВСЁ ЭТО – НАВСЕГДА!
ВСЁ ЭТО - ВМЕСТЕ – ВСЯ КАРТИНА МИРА…

И, ЕСЛИ ТЕЛО - ЗАБЕРЁТ ВОДА,
НЕ СМЕНИТ ВРЕМЯ – ТВОЕГО МУНДИРА!

ОН НЕВЕСОМ, НЕЗРИМ, НЕВОПЛОЩЁН…
И НЕТ НА НЁМ – НИ ЗВЁЗД, НИ ОРДЕНОВ, НИ ЛЫЧЕК.

КОМУ-ТО ВИДИТСЯ ОН ТОНЕНЬКИМ ПЛАЩЁМ…
НО ОН ЕСТЬ БОГ.

САМ БОГ.
И, БЕЗ КАВЫЧЕК!

А ВОТ ВАМ ССЫЛКА НА ТОТ РЕСУРС, С КОТОРОГО Я СЕЙЧАС СКОПИРОВАЛ ЭТО СВОЁ СТИХОТВОРЕНИЕ -

ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ.users/bogbezdel/...

ТАМ СЕЙЧАС 2219 МОИХ ТЕКСТОВ (ХВАЛА ДРУЗЬЯМ - ЗА ТО, ЧТО ЗАПОЛНЯЮТ).

(А НА ДВУХ МОИХ ФОРУМАХ, ИХ СЕЙЧАС, НАВЕРНОЕ - ПОД ТРИ ТЫЩИ ИЛИ БОЛЬШЕ... ХОТЯ ИСКРЕННЕ СТАРАЮСЬ НЕ ПИСАТЬ - Я ЖЕ НЕ БРОДСКИЙ, КОТОРОМУ ВСЁ ТРУДНЕЕ И ТРУДНЕЕ ПИСАЛОСЬ С ГОДАМИ)





Рейтинг работы: 1
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 19
© 08.07.2018 БОГАТЫЙ БЕЗДЕЛЬНИК
Свидетельство о публикации: izba-2018-2312867

Рубрика произведения: Поэзия -> Стихи, не вошедшие в рубрики


Станислав Юрконис       08.07.2018   20:58:10
Отзыв:
Мне басня вспомнилась одна Крылова,
Мартышка в отражение смотрела.
Но и сегодня выплывает снова
Желанье позлословить у пострела.
БОГАТЫЙ БЕЗДЕЛЬНИК       08.07.2018   23:44:32

"В зеркало", дорогой друг, "в зеркало".
Но Вы не опускайте руки, пишите снова и снова - не глядя в зеркало, конечно.

И Вас, значит, Пострелом зовут...
Ничего такое имечко, оригинальненько.
Только надо бы его с большой буквы писать.

А насчёт отсутствия связи между Вашими двумя двустишиями Вы не переживайте, не у Вас одного такие ляпы случаются (правда, если учесть, что оба они про мартышек, и мартышкой писаны - то всё не так уж и плохо, у Бродского и похуже бывало)...
Станислав Юрконис       09.07.2018   12:46:03

Когда нечего сказать и это сканает. Как счастливы недоумки, поскольку не понимают, насколько они глупы.










1