Трагедия сказочных повестей - отражение распада СССР


Одна из главных причин распада Советского Союза связана с незавершенностью коммунистической идеологи. В настоящее время выстроена научно обоснованная модель распада капитализма, но вопрос о том, что такое коммунистическое общество остается открытым.

Один из основных законов диалектики гласит: необходимой составляющей развития любого процесса является наличие единства и борьба противоположностей. В капиталистическом обществе основное антагонистическое противоречие это противоречие труда и капитала. В коммунистическом обществе в Советском Союзе этот противоречие было снято (социализм - это первая фаза коммунизма). Вопрос о том какое противоречие будет лежать в основе развития коммунистического общества остается не исследованным.

В настояще время, в мире в связи с развитием производительных сил вопрос о материальном потреблении может быть снят уж сейчас. При правильной организации распределения произведенных товаров практически все население Земли можно накормить и одеть.Но оказывается этого мало для того, чтобы общество могло жить и развиваться.

Здесь уместно вспомнить одно из искушений Христа, когда враг рода человеческого предлагает Христу накормит всех голодных. «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами» (Мф. 4:3) . Христос ему ответил «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».

Заметим, что поднятая проблема развития коммунистического общества имеет древние корни. Во всех авромических религиях существет проблема рая - жизни в небесном обществе. Голодному человеку, ведущему непрерывную борьбу за существование казалось, что счастливая райская жизнь наступит после того, когда все материальные проблемы будут сняты.

Современному человеку, рай описанный в религизных учениях и пропагандируемый священниками, напоминает жуткий концлагерь. В раю гарантировано выдают положенную еду и прочие удовольствия, от человека требуются одно чистосердечное признание и славословие Бога. Человеческий разум, сознание не может существовать без динамики, без развития.

Лично у меня вызывает содрогание "награда" - наказание Мастера и Маргариты Воландом в романе "Мастер и Маргарита"- ВЕЧНОЕ заключение в камеру на двоих.

Распад коммунистического общества в 90-годы говорит о том, что в настоящее время развитие производительных сил еще не достигло таких высот при которых должно выявится и стать определяющим новое антагонистическое противоречие в обществе.

Эта ситуация чем-то аналогичная ситуации, которая имела место в девятнадцатом веке в развития науки и техники. В течении всего девятнадцатый век для создания машин и описания мира вполне было достаточно ньютоновской механики. Но в отдельных частных задачах физики исследователи начали сталкиваться с явлениями которые не удавалось описать в старых представлениях. Повысились требования к точности работы машин и механизмов, возникла и развивалась радиотехника, в которой вообще не было механических движений. Количество проблем начало лавинообразно увеличиваться и продвижение вперед стало возможно только после осознания и решения этих проблем. Все это привело к созданию квантовой механики и теории относительности.

По некоторым признакам, которые наблюдаются в обществе можно предположить, что с развитием современных IT-технологий возникнет и будет углубляться противоречие между творческим трудом человека и искусственным интеллектом. Искусственный интеллект в поисках оптимальных решений поставленных перед ним задач будет вступать в конфликт с решениями человека.

Искуственный интеллект при поиске оптимального решения использует ограниченные базы данных и следовательно он находит локальный оптимум. Человек, рассматривая проблему с общих позиций, ищет глобальный оптимум. По мере развития, искусственный интеллект решая поставленные перед ним задачи, будет пытаться навязать свои решения человеку.

Заметим, что стратегия по навязыванию искусственным интеллектом будет закладываться им как одна из составляющих решения.
Описанное противоречие между человеком и фактически средствами производства находится в зачаточном состоянии и в настоящее время оно не является определяющим фактором развития.

Отсутствие движущего противоречия в обществе приводит его в состояние застоя, фактически к смерти. Начинается процесс распада и деградации. Что мы и наблюдали при распаде социалистической системы. Распад и откат в архаику происходит во всех сферах жизни общества: в образовании, в производстве, распад государственных структур, то есть распад государства и т.д. Этот процесс будет идти до тех пор, пока архаичные, казалось уже отброшенные, производственные отношения вновь будут задействованы и смогут удержать процесс распада. А далее в соответствии с законами развития диалектики начнется новый цикл, на новом технологическом уровне - процесс восхождения к коммунизму.

Процесс распада социалистического общества начался практически с тридцатых годов, когда было снято противоречие труда и капитала. В Советском Союзе все средства производства и все результаты труда человека пренадлежали всему обществу. Государство осуществляло распределение результатов труда. Большая часть полученной прибавочной стоимости уходило на нужды общества — государства. Социалистическое государство на ряду с традиционными расходами на оборону, на поддержание порядка (суды, милиция), взяло на себя образование, медицинское обслуживание, решение жилищной проблемы и т.д.

Решив материальные проблемы, общество не смогло выработать идеологию будущего, идеологию дальнейшего развития. Старая идеология борьбы с капиталистическими отношениями утратила остроту, был утрачен сам предмет борьбы. Процесс разрушения общества начался с разрушения не нужной, устаревшей, государственной идеологии. Этот процесс можно достаточно ясно наблюдать на сюжетах сказочных повестей.

Традиционные народные сказки и даже авторские сказки девятнадцатого века не затрагивают социальные структуры общества. Как правило, герой сказки полностью интегрирован в общество. Вся его борьба направлена на достижение некоторых личных целей. Даже вступая в бой со сказочными волшебниками и чудовищами, он не пытается изменить общество.

Революция 1917 года привела к возникновению и развитию новых общественных отношений и созданию нового общества. Этот процесс нашел отражение в литературных сказках в которых показывались возможность волшебных преобразований общества. Но все эти сказки несли элемент не завершенности, некоторые скрытые дефекты, элементы утопизма.

Одна из первых и лучших таких сказок - повесть «Золотой ключик или приключения Буратино». Сказка написана Алексеем Толстым в 1936 году, им так же была написана театральная пьеса Золотой ключик, и он принял участие в написании сценария фильма «Золотой ключик», вышедшего в 1939 году.

О чем эта книга?

Если смотреть на нее глазами современного ребенка, то это забавные приключения Буратино, который преодолевает все трудности, побеждает Карабаса Барабаса, находит золотой ключик и открывает новый театр.

Но дети тридцатых годов видели более глубокий смысл книги. В ней ярко описана классовая борьба кукол, фактически угнетаемые, находящиеся в рабском состоянии они вступают в смертельную беспощадную борьбу с угнетателями. Золотой ключик символизирует освобождение, возможность снять те самые пролетарские цепи. ("Пролетариату нечего терять,кроме своих цепей"- К. Маркс).

Победа достигается коллективной борьбой кукол и поддерживающими их силами природы, им помогают различные лесные животные, включая черепаху Тортиллу. Противостоит им не только Карабас Барабас, но вся государственная машина Тарабарского королевства. Интересно заметить, что этика «элиты» Тарабарского общества, полностью совпадают с интересами самых низов в лице полубродяг, полуразбойников отвратительных бомжей Лисы Алисы и кота Базилио.

Сказка заканчивается победой кукол, но возникает некая незавершенность. Победа кукол трансформируется, вообще говоря, в пораженье. На место Карабаса Барабаса заступает Буратино, Мальвина занимает место в кассе и продает билеты, папа Карло играет на шарманке у входа в театр, приглашая публику на представление.

Алексей Толстой не смог предложить выход из заколдованного жизненного круговорота.

В фильме «Золотой ключик» 1939 года был предложен вариант, когда Буратину и его друзей фактически забирают на небо. В конце фильма появляется сказочный воздушный корабль, экипаж которого одет в меховые одежды. Явный намек на советских полярников. Капитан корабля отбивает попытки полицейских и Карабаса Барабаса захватить кукол и увозит их в Советский Союз.

Все бедняки Тарабарского королевства приветственно машут кораблю и остаются в угнетенном состоянии под властью эксплуататоров.

Распад коммунистического общества начался с казалось бы небольших изменениях идеологии. Например, в семидесятых годах книга Алексея Толстого изменила название. Она стала называться «Приключение Буратино или золотой ключик». Если раньше на первом плане был золотой ключик, открывающий дверь в светлое будущее и борьба за него, то теперь основным посылом повести становятся приключения Буратины.

В названии нового фильма сценаристы пошли еще дальше. Фильм получил название «Приключения Буратино». Фильм был снят в 1976 году. Весь социальный подтекст полностью был выхолощен в фильме. Абстрактный злодей «Карабас Барабас», смешной глупый Дуримар, веселые, остроумные Лиса и Кот. Кульминация повести сражение кукол с Карабасом и всеми «силами зла» вырождается с одной стороны в ловкие трюки Буратины, а кульминация драка Артемона с полицейскими собаками превращается в танец в стиле восточных единоборств.

Заметим, что в книге А.Н. Толстого драка была серьезная, с существенными травмами и смертями, Артемон после боя не мог ходить. Если посмотреть старый фильм и старый мультфильм пятидесятых годов, то мир Тарабарского королевства и вызывают чувство отвращения и даже ужаса, которые затем перекрываются победой Буратины в финале.

Новый фильм по своей стилистике и идеологической нагрузке приблизился к голивудским фильмам экшен такие как Чип и Дейл,Черепашки Ниндзя и т.д..

Концовка фильма демонстрирует полное бессилие сценаристов предложить хоть какой-то разумный финал. Буратино и компания просто покидают свой МИР!

По-видимому самым яркими и пророчески грозными являются две сказочные повести написанные Николаем Носовым в годы оттепели «Незнайка в Солнечном городе» Незнайка на Луне». В этих повестях уже показан процесс деградации и распад коммунистическго общества.К сожалению, сам Н. Носов хотя четко показал этот процесс, но он не смог предложить позитивный выход.
Подробный разбор этих повестей я приведу во второй части работы.






Рейтинг работы: 2
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 19
© 07.07.2018 Александр Ляхов А.Ф.
Свидетельство о публикации: izba-2018-2312037

Рубрика произведения: Проза -> Статья


Рудольф Сергеев       07.07.2018   19:48:49
Отзыв:   положительный
Интересно!










1