Оберонские сны


Оберонские сны

На
скальных
складках
Оберо′на
дрожит Ураном
отражённый свет
невидимого Солнца –
не тот
зеркальный
чистый блеск
от голубых планет,
а гра′бенами затенённый,
как ночь
в тонах
бардово-чёрных,
мерцает ультрафиолет,
обуглив мёрзлый
камень.


При
тёмных вспышках
явствен
тайный след
истёртого
до полупризрачности
мира –
так
слабо дышит
мастера картина
сквозь верхний толстый слой
рисунков примитивных,
но взгляду пристальному
внятен
памплисе′ст.
В кряжа′х
мерещатся
фантазии Шекспира:
вот Лир,
за ним Фальста′ф,
ещё Макбе′т –
играет блик
поверхности
карби′дной.


Где
рдя′ный
пламень
искр морозных,
вихрясь, венчает
флагом цитадель,
там вровень светлым звёздам
стоит
принц Гамлет –
или тень,
бесплотный силуэт,
который мной самим отброшен
во льды
чере′с-
-поло′сиц горных:
ноумена′льно призрак есть,
и нет –фено′ме-
-на′льно.

Быть–
значит мыслить,
чу′вствен-
-ных примет
обманчивы
прилежно склеенные
части;
не
много смысла
подчиняться власти
пятёрки датчиков
телесных, разум за′стив.
Сны фиолетовые
кру′жат
словно снег
в окне
распахнутом –
я размахнул  реальность:
кто  жить
способны вне
контрольных стен,
своей достичь
бескрайности
пытайтесь...



*Оберонские сны (поэтич.) – аллюзия к названию пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь», одним из центральных героев которой является Оберон
*Оберон ( астроном. и поэтич.) - спутник планеты Уран, названный в честь одноименного персонажа Шекспира . Спутник Оберон обладает красноватой (каменной и углеродистой) твёрдой поверхностью в отличие от небесно-голубого газового гиганта Урана. Шекспировский Оберон – это король эльфов, примечательный своими способностями к волшебным миражам и превращениям
* невидимое Солнце ( науч.) – речь идёт о тёмной стороне Оберона, которая постоянно обращена к Урану, вследствие синхронности орбит, и едва освещается отраженным от своего сияющего«соседа» светом Солнца
*грабены (науч.) – просевшая часть коры, впадина, расщелина между приподнятыми участками. Грабеновый ландшафт  весьма характерен для Оберона
*ультрафиолет (науч.) - электромагнитное излучение, находящееся за пределами диапазона воспринимаемого человеческим глазом света. Слово "ультрафиолет" переводится как «сверхфиолетовый» и имеет соответствующий названию цветовой оттенок
*обуглив мёрзлый камень (науч.) – при долгом воздействии ультрафиолетовые лучи обугливают подставленную поверхность, в результате чего она становится карбидной (неорганическое соединение углерода и камня)
* при тёмных вспышках виден тайный след (науч.)- на практике ультрафиолет применяется при анализе произведений художественного искусства с целью выявить исчезнувшие или замазанные прежние краски. Также с помощью зачернённой ультрафиолетовой лампы высвечиваются тайные знаки на денежных купюрах
*памплисест (греч.) - многослойное произведение, в котором поверх первого текста или рисунка пишется второй и так далее
*кряж (науч.) – твёрдая отдельная возвышенность, небольшая гора
*Лир, Фальстаф, Макбет, Гамлет (поэтич.) –герои пьес Шекспира. По традиции, все топонимы астрономического Оберона (как и сам этот спутник) связаны с персонажами знаменитого драматурга и поэта. Например, на Обероне есть кратеры, носящие приведённые выше имена
*рдяный (поэтич.) – ярко-красный, алый
*горные чересполосицы (науч.) – большая часть Оберона покрыта горными цепями и хребтами
*ноуменально и феноменально(философ.) – понятия, обозначающие: в первом случае — скрытую сущность предмета или явления, постигаемую в процессе глубокого осмысления, умозрительного созерцания; во втором случае — результат воздействия предмета /явления на органы чувств, внешнее проявление какой-то вещи, ошибочно принимаемое за ее сущность
*Быть значит мыслить (философ.) – обратно перефразированное высказывание рационалиста Рене Декарта: «Cogito ergo sum» (Мыслю, следовательно существую»). Над вопросом "быть –- не-быть" напряженно размышляет шекспировский Гамлет
* пятёрка датчиков телесных (поэтич.)- метафора пяти чувств человека (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание)
*застив (поэтич.) – закрыв, заслонив
*сны фиолетовые (поэтич. и психолог.) – традиционно, в поэтике фиолетовый цвет связан с духовным миром, мистическими чудесами. В психологии фиолетовые сны говорят о стремлении личности синтезировать противоположные данности, чтобы создать нечто новое и ранее невиданное


***Комментарий: Основанием для данного сочинения служит корневой вопрос, касающийся природы бытия: что же в ней начально– материя или идея? Поставленной проблемы касались многие ученые, философы, богословы, поэты (среди которых был и Шекспир), но однозначный для всех ответ не определен по сей день.
Традиционно, материалисты отдают примат феноменальной стороне мира, постигаемой набором чувств человека, однако она сильно ограничивает нас вещественными рамками, навязывая «узкую» реальность. Споря с ними, идеалисты говорят о первичности ноуменальной стороны бытия, которая существует в сознании, причем, бескрайне расширяет реальность человека, ведь мысль свободна и может мгновенно достигать любого предмета .
Слово поэта причастно, прежде всего, ноуменальной сфере: с помощью слов мы думаем и выражаем вслух идеи. Я , как пишущий автор, убежден, что словесное творчество является не менее действенным способом познания, чем, скажем, научный или философский метод, поэтому литературные опыты верно, но по-своему, специфически, описывают бытие, более того, дают возможность касаться самых отдаленных областей «расширенной» реальности. Примером чему и служит представленное вниманию читателей стихотворение.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 27
© 14.06.2018 Григорий Феб
Свидетельство о публикации: izba-2018-2296201

Рубрика произведения: Поэзия -> Лирика философская












1