А.С.Макаренко - человек, педагог, писатель


А.С.Макарено – человек, педагог, писатель

Имя Антона Семеновича Макаренко известно, наверное, во всех уголках земного шара. 1988 год был объявлен ЮНЕСКО годом Макаренко. Этой же международной организацией педагогическая система Макаренко признана четвертой в мире по силе педагогического воздействия. Во многих странах существуют центры по изучению наследия Макаренко. Ведущее место по изучению наследия Макаренко принадлежит основанной в ФРГ в 1968 году лаборатории «Макаренко-реферат» при Марбургском университете. Она выпустила 7 томов произведений педагога на немецком и русском языках. Признание получили труды профессора Гетца Хиллига, президента /до 2002 г./ Международной макаренковской ассоциации. Немало труда в исследования о великом ученом-педагоге вложила и Российская макаренковская ассоциация.
Попытаемся в кратком очерке проследить жизненный путь педагога и объяснить причины успеха педагогики выдающегося ученого и практика.
Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в г.Белополье Харьковской губернии в семье рабочего железнодорожных мастерских. Окончил четырехклассное училище в Кременчуге, а затем педагогические курсы. С 1905 по 1914 год работал учителем. С 1914 по 1917 год учился в Полтавском педагогическом институте. После окончания учебы переехал в Полтаву. В детстве Антон Семенович был болезненным, слабым ребенком /врожденный порок сердца, плохое зрение/, часто подвергался издевательствам со стороны сверстников. Поэтому он больше общался с книгами. И вскоре стал образованнейшим человеком своего времени. Он изучал историю, литературу, искусство, философию. Прочитал все пять томов о французской революции. В годы обучения он общался с революционером А. Цаловым, повлиявшим на мировоззрение Макаренко. В 1905 году, будучи совсем юным, хотел жениться на дочери зажиточного мужика, Поле Мироновой, своей ученице. Но его отговорили поп с попадьей Григоровичи. Познакомившись с Елизаветой Федоровной Григорович, Антон Семенович обрел в ней верного друга и соратника на все последующие двадцать лет. Она закончила учительские курсы и приехала к нему в Полтаву, с. Ковалевка, где в 1920 году по решению Полтавского Губнаробраза была создана трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей.. Елизавета Федоровна работала воспитателем и во всем помогала Антону Семеновичу, назначенному заведующим колонией.
Вначале в колонии было пять великовозрастных /17-18 лет/ преступника. Педагоги вели занятия, обеспечивали едой. Но молодые парни ничего не хотели делать, они уже усвоили, что можно жить, и не работая. Характеры большей частью развращенные, исковерканные. Педагоги вместе с А.С.Макаренко читали педагогическую литературу, чтобы найти способы воздействия на своих подопечных. В то время никакой педагогической теории воспитания коллектива не существовало. В 20-30 годы буйствовала педология, объясняющая все в человеке наследственностью. Ребенок - непонятная субстанция, отягощенная генами. В нем подразумевается какой-то пар души. Коллектив – случайное соединение разнородных типов. В такой теории, конечно, не было никаких ответов. А нужно было жить, есть. Это были голодные двадцатые годы, годы разрухи после революции и двух войн. Антон Семенович решил – вначале нужно работать, организовать труд и учебу. И здесь происходит драматический эпизод, который чуть не стоил педагогу жизни. На отказ идти в лес пилить дрова, Антон Семенович дает Задорову пощечину и жестко требует или работать, или всем убираться из колонии. И удивительно, этот моральный взрыв человеческого возмущения, негодования подействовал самым положительным образом. Правонарушители идут работать. С этого дня Антон Семенович решил уже спуска не давать, а неуклонно требовать труда и учебы от воспитанников. Позже в своих письмах и педагогических сочинениях он великолепно пишет о мотивах труда:
Первый мотив связан с удовольствием – поработаешь – хорошо поешь, прилично оденешься, будет хорошо жить. Второй мотив – не надо воровать, унижать себя и других. Сохранишь свою честь человека. Третий мотив – ты преодолеваешь свою слабость, безволие, ленивость. Труд вырабатывает силу воли, чувство долга и ответственности перед людьми. В социалистическом государстве ты служишь рабоче-крестьянскому государству, строишь справедливое общества труда. Твой труд – частица труда всего советского народа. Ведь труд при социализме качественно меняет свою окраску. Он становится делом чести, доблести, мужества. При капитализме – труд существует как средство выживания, присутствует полная зависимость от работодателя, капиталиста. В советской стране все государственное, значит, принадлежит всему народу, и человек ощущает себя хозяином в своей стране. Пятый мотив. Ощущение труда, как праздника. Человек испытывает радость мускульного усилия / «Раззудись плечо, разойдись рука!» - А.Кольцов/. В романе «Педагогическая поэма», окончательно завершенному в 1935 году, А.С.Макаренко поет гимн труду. Труду тяжкому, но радостному и упоительному. Вырастить самому хлеб, обмолоть и выпечь булки. Эти беспризорные, в прошлом девиантные хлопцы и девчата сами сеяли пшеницу, выращивали овощи, разводили домашний скот. В колонии существовал Праздник первого снопа – торжество труда, единственного средства воспитать нового человека.
Для организации труда и учебы подростков Макаренко придумывает систему самоорганизации детей. Разбивает их на отряды / по 15 человек/. Утром учатся, после обеда работают. Весь коллектив, а прибывало все больше и больше колонистов, делится на отряды во главе с командиром. Высший орган – собрание. Педагоги, врач, завхоз входили в состав Совета командиров. Все подчинялись решениям, принятым на собрании. Командир избирался на полгода. Санитарная комиссия, хозяйственная комиссия, сторожевой отряд. Временные сборные отряды на неделю по срочной работе. Внедрялись элементы военной игры. Салют, знамя, оркестр, строевая подготовка.
Не морализаторские внушения и наставления педагогов, а живое действенное общественное мнение воспитывали колонистов. Товарищ умел подчиниться товарищу. Дисциплина была сознательной, а не принуждаемой, как в царской школе /порки, наказания, решетки/.
Из чего строил свою систему Макаренко? Из всего опыта революции, из того мощного подъема простых масс, наконец-то получивших равенство, свободу и социальную справедливость. Макаренко пишет, что, невзирая на трудности, нужно продолжать делать педагогическое дело. Какими же силами? – «Силами самого воздуха нашего общества. Наше кредо: Это формулирование стремлений, напряжений, принципов и взглядов, которые существуют в обществе в области требований к личности».
«Та теория, с которой я боролся и теперь борюсь, есть теория чуждого нам общества, а новой теории нет. Но все же, несмотря на то, что ее нет, требования общества действуют и создают практику через голову теории». Кто помогал Макаренко? Вся страна, весь общественный строй – социализм-
направленность советской страны при всех перегибах /отдельных моментах казарменного коммунизма/ - на социальную справедливость, равенство людей по социальному и национальному происхождению, коллективизм, братство, уважение к человеку труда. «Человек человеку – друг, товарищ и брат», - прекраснее лозунга не было и нет в истории человечества. Все эти моменты политики государства воспитывали. Перед колонистами был представлен опыт Красной Армии /фильмы «Чапаев» и другие/, творчество М.Горького, героические подвиги челюскинцев, Папанина, стахановцев, коллективный труд рабочих, построивших ДнепроГЭС, Волховстрой, Беломорско-Балтийский канал, Турксиб. Вся страна была охвачена трудовым подъемом. Человек чувствовал себя хозяином огромной возрождающейся страны. Вся советская страна была страной коллективов.
А.С.Макаренко писал, что воспитательное средство может быть выведено только из опыта. «Мы не можем воспитывать, не ставя перед собой определенную цель. Откуда цель воспитательной работы? Из наших общественных нужд, из стремлений советского народа, из целей и задач нашей революции, нашей борьбы. Из общественной истории и общественной жизни может быть выведена цель. Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит пользы. Труд является общей частью системы воспитания». В воспитании подростков Макаренко уделял большое внимание литературе, театру, клубной работе и спорту. Читали В.Г.Короленко, В.В.Вересаева, ставили пьесы Ф.Шиллера. Очень много проводилось бесед о М.Горьком, который первым в советской республике поставил проблему беспризорных детей и малолетних правонарушителей. С его подачи записки В.И.Ленину Ф.Э.Дзержинский занялся вплотную проблемой беспризорных детей.
А.М.Горький сыграл в жизни А.С.Макаренко громадную роль. Они переписывались с 1925 по 1935 год. Писатель всячески поддерживал все начинания Макаренко. Произведения Горького разоблачали эксплуататорский строй, утверждали веру в человека, в его неограниченные возможности. Именно Горький посоветовал Макаренко написать книгу о своей работе в колонии и позднее в коммуне имени Дзрежинского.
«Кем бы стали мои воспитанники, если не революция, конечно обитателями ночлежки, как это описано в пьесе «На дне», - писал позже Макаренко. М.Горький – единственный, взявший тему человека в момент его освобождения, в момент становления его человеком социалистическим. Творчество Горького – оптимистический реализм.
С чем только ни боролся А.С.Макаренко. С воровством, с шовинизмом, с ленью и прочими пороками беспризорного существования подростков. Воспитанники избивали Шнайдера за то, что он был евреем. Макаренко так вступился за него, что лежал на полу с разбитой головой и его обливали холодной водой. Иногда ему приходила в голову и мысль о самоубийстве. Но он преодолевал свои сомнения, мужал, становился сильным и крепким, воспитывая в себе волю и силу характера. В своих письмах он отмечает, что его воля, закалка характера росли вместе с силой воли его воспитанников. Уметь преодолеть себя, выполнить тяжелую грязную работу, прилагать усилия в учебе – этим качествам он учил воспитанников. В письме А.Сучак / 24 марта 1923 г/ он пишет: «Я сделался другим человеком. Я приобрел прямую линию, железную волю, настойчивость, смелость и, наконец, уверенность в себе. Трехлетний колонистский опыт – я сам над собой произвел огромный и важный опыт». И вот уже колония им.Горького сбилась в сильный стойкий коллектив. Макаренко знал, чтобы расти дальше, им нужно преодолевать новые трудности. Вышло решение о присоединении колонии к Куряжскому дому беспризорных детей. И здесь педагога вновь ждали огромные трудности. В детском доме все разворовано, педагоги где-то прячутся, дети в лохмотьях приходят только за едой, а днем промышляют в городе. Девочки унижены, оскорблены. При виде этого безобразия вновь ярость овладела Антоном Семеновичем. Он сказал себе, дал слово, что защитит этих бедных, бледных девочек, перевоспитает полностью разложившихся подростков. И он его выполнил. Ведь у него уже был коллектив горьковцев. Горьковцы пришли и своей дисциплиной, своей трудовой хваткой сумели сломать эту закосневшую в пороках человеческую массу. Теперь они сеяли хлеб, растили домашний скот, учились, работали. В этой части «Педагогической поэмы» впечатляет, как горьковцы боролись с бездельниками и лодырями, такими как Аркадий Ужиков, который не переставал воровать у своих же. Они объявили ему бойкот, которого он не выдержал.
Но успешная работа Макаренко в горьковской колонии не давала покоя завистникам. Они писали доносы Н.К.Крупской. В результате Макаренко был освобожден от занимаемой должности. Хотя колонию посещали иностранные делегации, члены которой плакали, видя, как вчерашние беспризорники играли Бетховена, Моцарта. Но в это время чекисты построили на свои зарплаты коммуну под Харьковым для беспризорных детей, и в отличие от деятелей наробраза, они оценили педагогический опыт Макаренко. Он стал одним из руководителей коммуны имени Дзержинского. Антон Семенович взял с собой лучших педагогов и часть воспитанников из колонии имени Горького и приступил к работе. Здесь он ставил еще большие задачи перед подростками. В его характере была замечательная черта – учиться у всех и всему полезному. Если в колонии он учился народной педагогике у Калины Ивановича, у агронома Н.Э.Фере, то здесь перенимал опыт у С.Когана неутомимого, неунывающего, энергичного человека. Вначале коммунары делали мебель, затем коммуна купила станки и стала выпускать первые в СССР электрические сверлилки. А дальше на базе коммуны заработал первый в СССР завод фотоаппаратов. Дети с 14-15 лет уже были слесарями, оптиками, начальниками цехов. Коммуна полностью себя окупала. В ней царила чистота, везде росли клумбы с розами. Дети занимались спортом,клубной работой. Заканчивая созданный при коммуне рабфак, поступали в вузы и втузы.
И вновь удача Макаренко не давала житья завистникам. Его отзывают работать в НКВД в отдел трудовых колоний и одновременно руководить педагогической частью колонии в Броварах под Киевом. Но чиновничья работа не по душе Макаренко. К этому времени ухудшается и здоровье педагога. Он просит отставки и уезжает в Москву с супругой, Галиной Стахиевной Салько, инспектором наробраза, с которой познакомился еще в горьковской колонии.
В Москве он выступает с докладами о педагогике, редактирует «Педагогическую поэму», «Флаги на башнях». В 1936 выходит научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса», в 1937 выходит 1 часть «Книги для родителей», которая не утеряла своей научного и практического значения и по сей день. Указом Президума Верховного Совета от 31 января 1939 года педагог награжден орденом Трудового Красного Знамени.
1 апреля на станции Голицыно Макаренко пытался помочь занести старушке чемоданы в вагон. Внезапно упал и скончался от разрыва сердца. Похоронен на Новодевичем кладбище. На похоронах присутствовали писатели, общественные деятели, воспитанники, но не педагоги. Слово представили воспитаннику. Вышел человек в военной форме. И едва сдерживая слезы, сказал, что его настоящий отец бросил его в детстве, а он считает своим отцом Антона Семеновича и что сегодня он потерял настоящего отца. «Антон Семенович никогда меня не хвалил, а только ругал, поэтому я и стал человеком. Он требовал неукоснительно выполнять его распоряжения, но глубоко верил в каждого из нас. Он умел найти и раскрыть в человеке самое лучшее, что есть в нем. Он отстаивал свои идеи, не отступая ни на шаг, когда считал себя правым. Уже после выхода из коммуны, когда я перечитывал страницы «Педагогической поэмы», его слова продолжали корректировать мои поступки. Антон Семеновч воспитал тысячи славных граждан Советского Союза. Его воспитанники работают на советских стройках, в научных инститтуах, дрались на Хасане с японскими самураями, среди них есть орденоносцы. Он вырастил тысячи достойных граждан, десятки героев. Вы понимаете, товарищи, что я испытываю сегодня, что значит потерять такого отца». /Этот человек был выведен в романе под фамилией А.Ужикова. Впоследствии он отдал жизнь за Родину/. Вынесли орден Красного Знамени. Выступающий скомандовал: «Коммунары, смирно под знамя коммуны и ордена СССР!» Все воспитанники вытянулись в струну, они прощались со своим отцом.
Антон Семенович при всей своей твердости и требовательности был человеком необычайно доброго сердца. Он отдавал деньги из своей зарплаты на «приданое» выпускникам. Заменяя учителя русского языка, вспоминает Е.С.Пихоцкая, мастер по оптике, Антон Семенович тщательно проверял ее тетради, подробно объяснял, как проводить работу над стилистическими ошибками. Если на колониста накладывался арест на два дня, он жалел его и отпускал раньше положенного срока. Он никогда не болел, не брал отпусков. Ложился в 13 часов и вставал в 6 утра вместе со своими воспитанниками. Антон Семенович всю жизнь учился. Военный строй, изученный в двухмесячном пребывании на сборах, а также военный опыт брата Виталия, он использовал в занятиях спортом и военной игре. Любое практическое дело, им узнанное он пускал в ход. Из личного опыта он понял, что нельзя делить детей по способностям, устраивать всякие конкурсы,/ чем грешит современное время/, чтобы не травмировать психику детей. Разносторонний человек и вместе с тем человек огромной души, он непреклонно требовал дисциплины в нужные моменты. Умел тонко использовать в практике и поощрение, и наказание, последнее считал крайним средством. Деликатность его и тактичность выражалась в том, что он никогда не критиковал педагогов на общих собраниях. Он сам был живым примером для подражания. В походе в Крыму истер ноги в кровь сапогами, но так как решение было принято продолжать поход, он терпел боль, но шел. Уже находясь в Москве, в 1937,1938 годах переписывался со своими воспитанниками. Одному советовал не бросать врачебное дело / педагогическая работа – убийственная для здоровья работа/, другому обещал устроить печатание стихов при условии их талантливости. В письме Ф.С.Борисову он понимал его сомнения в профессии, советовал не спешить с ее выбором. Педагоги, работавшие рядом с Антоном Семеновичем вспоминают о нем с особой теплотой. Так В.Н.Татаринова пишет: «Редко встретишь человека довольно суровой внешности, с холодным, под стеклами очков глазами, но с большой и нежной душой. Детей он любил особой любовью. Он обладал чудесной способностью убедительно показать воспитаннику неуместность или неправильность его поступков. Антон Семенович работал с исключительным напряжением. Он не считался ни со временем, ни с самим собой. За все время работы я не помню случая, чтобы он когда-либо болел или был в отпуске. Любили ребята заходить к нему в кабинет и подолгу тихо сидеть, чем-нибудь занимаясь. А за глаза называли его любовно Антоном». В.Н.Терский, зав.клубной работой, пишет, что Макаренко никогда не обижался на критику, а извлекал из нее полезное зерно. Всегда заботился об условиях жизни педагогов. Далее он замечает, что коллектив коммуны был единым коллективом педагогов и детей. И в колонии, и в коммуне он воспитал и создал коллектив единомышленников В него входили Т.Д, Татаринов, В.Н. Татаринова, П.Э.Джуринская, В.Н.Терский, Е.Ф.Григорович и другие.
Антон Семенович был и прекрасным семьянином. Он воспитал Олимпиаду, дочь Виталия Макаренко, белого офицера сбежавшего с остатками Добровольческой Армии во Францию, своего пасынка, Л.Салько, сына своей супруги Г.С.Салько, привез в Полтаву престарелую мать и заботился о ней до конца ее жизни. Виталий Макаренко написал воспоминания о своем брате, полные иронии и зависти к великому педагогу. Но в конце их, опомнившись, он заметил: «Никогда в своей жизни я не знал человека более умного, более человечного, чем мой брат Антон. Узнав о смерти Антона я отслужил в Александро-Невском соборе панихиду и долго потом не мог сдержать слез. Независимо от того, что это был мой брат, я потерял в нем самого благородного, самого чуткого, и, наверное, самого умного человека из тех, кого я встретил на моем жизненном пути» /1972 г./.
В своих сочинениях Антон Семенович часто размышляет о смысле жизни: «Понятие цели происходит от простой человеческой деятельности. Человек борется с холодом, с нуждой, с врагами. Его жизнь – цель мероприятий, направленных на поддержание жизни. В чем цель жизни? Просто жить. Как можно лучше и как можно дольше. Все, что способствует жизни – добро, а что смерти – зло. Цель жизни сама жизнь. Все цели сводятся к одной – прожить дольше и как можно приятнее на земле. Цель эта разумна. В старом мире эта цель достигалась за свой страх и риск, своей личной борьбой в мире жестокой конкуренции. А если бороться коллективом? В социализме идея коллективности выражена в наиболее совершенных формах. Через несколько тысяч лет будут найдены новые формы коллективности. Жизнь не должна иметь абсолютную цель. Я люблю жизнь такой, как она есть. Она прекрасна, потому что непрактична. В ней есть борьба и опасность, есть страдания, и мысль, есть какая-то гордость и независимость от природы. Природа придумала свои законы, перед смертью только один человек начинает с нею бороться и нужно плевать на смерть, хотя и узнать ее. Живые спасены от страха смерти, потому, что не знают о ней.
Я живу потому, что люблю жить, люблю дни и ночи, люблю борьбу и люблю смотреть, как растет человек, как он борется с природой. Жить с полнотой ощущения радости и горя. Люди и дальше будут бороться с природой, научатся жить лучше и дольше. Так люди жили всегда и будут так жить. Они только все больше и больше учатся находить радость жизни в коллективе, радоваться не личным победам, а победам человечества, в этом и состоит настоящий смысл социализма. /Человеку дороже общее благо – его народа, Родины, человечества, а не узколичностные блага – богатство, роскошь, комфорт/.
Видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня. Один человек видит прелесть в одном, а другой находит более сложные и богатые прелести – в работе, красоте, борьбе, в росте человеческой материи. Уже и сейчас материя, выраженная в музыке Бетховена и Чайковского, в великих изобретениях, в технике – очень высоком искусстве, таком высоком, что я не променял бы ее на величественную вечность. У человека должен быть единый смысл – он должен быть большим человеком, настоящим человеком! Материя. Что это такое? Человечество не знает. Мне нравится находиться в материи. Жить, чувствовать, страдать, бороться».
Начав с простых умозаключений о смысле и цели жизни, казалось бы, самых простых и ясных любому человеку, без всякой пышной риторики ученый-материалист, настроенный атеистически, приходит к выводу, что сам человек творит цель своей жизни – жить благородно, честно, отдавая все силы, весь свой труд / у кого практический, а у кого и творческий/ своему Отечеству, своему народу, всему человечеству. И этим обретая бессмертие в веках. Не мистическое и мифологическое, а вполне реальное. И потому бесценное по своей сути.

Педагогика А.С.Макаренко

Воспитание личности в буржуазном обществе – это воспитание отдельной личности в борьбе за свое примитивное существование. Ей нужны хитроумие, жизненная дипломатия, сила характера в борьбе за свое в жизни. Обособленная борьба обособленного борца за себя. В таком обществе человек зависит от богатых людей. Бедный является объектом благотворительности. Зависимость от доброй воли, от милостыни и благотворительности – вот к чему готовили человека.
До революции в России было 7 000000 учащихся. В СССР за 20 лет эта цифра поднялась до 18 000000. Образование стало доступно практическим каждому гражданину. И кардинально изменилась система общественного и экономического устройства общества.
«К 21-ому году нашей действительности писал Макаренко, - не разработаны философские вопросы коммунистической педагогики. Все моральные кодексы устарели, нужен новый моральный кодекс. Мы бурно растем, но нужно и философски осмыслить наш опыт». В своей теории коллектива Макаренко использовал свой практический педагогический опыт, который черпал из опыта строительства социализма в СССР. «Октябрьская революция внезапно открыла передо мной невиданные просторы для развития свободной человеческой личности, открыла богатейшие возможности в моей воспитательной работе. Такую личность воспитывает вся наша история. Бойцы Красной Армии, герои гражданской войны, Папанин, челюскинцы, стахановцы – это образцы для подражания. И наша молодежь героическая, не задумываясь, пойдет защищать Родину. Самая сильная, самая надежная и эффективная педагогика есть та, которая повторяет педагогику всего общества».
«Наша цель воспитание сильной, волевой личности, живущей не только по принципу торможения / не пей, не кури, не воруй/, но и умеющего созидать, бороться за лучшее будущее человечества! А как это возможно? Только воспитывая через коллектив и присущую ему дисциплину.
В коммунистическом воспитании характера интересы коллектива нужно ставить выше своих. Уметь приказать товарищу и уметь подчиниться ему. Этого не было в истории. Только создание коммунистического общества позволило это. Все люди равны, человек должен уметь и приказать, и подчиниться.Теперь простой человек организатор, руководитель хозяин. Он много читает. Несмотря на многонациональность, он сбился в единый народ. Ни в какую эпоху история такого не видела.
Главной формой воспитательной работы я считаю коллекив. В моем случае было больше средств коллективного воспитания, чем в обычной школе / у детей не было семьи/.
В советском обществе отношение одного члена коллектива к другому строятся через коллектив – через честь коллектива, через обязательства и долг перед коллективом. Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопросы отношения товарища к товарищу – это не вопрос дружбы и любви, соседства, это вопрос взаимной ответственной зависимости. Гармония общих и личных целей – это характер советского общества. Заслуга социализма теперь в том, что человек теперь не одинок в борьбе с жизненными трудностями – теперь он живет в коллективе. Для воспитания нужен здоровый, трезвый анализ своих поступков и чувство ответственности перед коллективом. Нужна любовь к нему и уважение». Отвечая на вопросы рабочих на заводе «Шарикоподшипник» 3 ноября 1936 года, Макаренко отвечал: «Мои воспитанники не думают о заработках. Они следят за общим подъемом жизни. Цель нашего воспитания – воспитать гармоничного человека, коллективиста, борца, полного инициативы».
Читая эти высказывания невольно вспоминаешь труды советских философов, в частности В.Шадрикова о том, что человек становился человеком, социализируясь в коллективе, И что все нормы нравственности сформировались в коллективе людей, а не в одиночном, эгоистическом существовании.
Высоко вознося роль коллектива в воспитании личности, Макаренко предупреждал и о возможных перегибах, когда коллектив чрезмерно подавляет личность. Он писал: « Никакое средство нельзя рассматривать отдельно от системы. Воздействие коллектива на личность иногда хорошо, иногда и плохо. Нельзя средство брать уединенно от всего комплекса средств. Никакая система не может рекомендоваться как система постоянная. Педагогика – самая диалектичная, подвижная, сложная и разнообразная наука. В связи с этим интересны и высказывания о личности: «Нельзя личность то выпячивать в виде прыща, то размельчать в придорожную пыль». Этим педагог предупреждает о возможных перегибах и перехлестах в воспитании. /Западные ученые преимущество всегда отдают личности, ее свободе, ее приоритетности, потворствующей эгоизму и индивидуализму/. Макаренко утверждал диалектических подход к взаимодействию личности и коллектива. И в его практике подростки получали те профессии, которые им нравились, и они были успешны в них, и то же время воспитывались истинными коллективистами
Знакомя с коммуной в романе «Педагогическая поэма», Антон Семенович дает почувствовать читателю атмосферу подлинной демократии, в которой могут расцвести и детская самодеятельность и взаимная забота друг о друге, и яркая индивидуальность, и увлеченность, и чувства хозяина, гражданина.
Большое значение Антон Семенович придавал и воспитанию дисциплины. В его учебных заведениях практиковалось строгое подчинение командирам. За невыполнение накладывался арест, бойкот. Так в «Педагогическое поэме» описано, как колонисты наказывали Аркадия Ужикова за воровство. Арест, ограничение в пище – ничего не действовало на него. И только бойкот, отказ в общении сломил этого зарвавшегося юнца.
Макаренко ценит свободу отдельной личности. И эту свободу нужно соединить с дисциплиной. Необходимо проводить беседы о морали, прививать убеждения, как жить верно. Нужна теория морали в школе, а не закон божий: «Не кради, а то Бог накажет». В первые годы Советской власти еще не существовало теории советской нравственности. В дореволюционной школе господствовала дисциплина подавления, кнута, порки /Н.Г.Помяловский «Очерки бурсы»/. Все было основано на страхе. Теперь вся практика советской жизни создают другую мораль. Для укрепления дисциплины Макаренко вводит военизацию – рапорт, строй и т.д. Все это дисциплинировало и освобождало от разболтанности. Необходимо воспитывать дисциплину, утверждал педагог – сознательное свободное подчинение разумным правилам в коллективе. «Свобода – это непознанная необходимость», один из главных постулатов марксизма, осуществлялся на практике.
Основные принципы педагогики Макаренко:
«Хорошего человека всегда приходится проектировать, и педагог обязан это делать. Подходить к человеку с оптимальной гипотезой».
«Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требований к нему». /Золотое правило педагогики Макаренко, найденное им в процессе мучительных поисков/.
«Основной принцип советской педагогики – непреклонное ясное требование к нормальному человеку – не инвалиду, не психически больному».
«Нельзя отделять педагогику воспитания от педагогики обучения».
«Наказание – это метод перевоспитания. Где воспитание ведется с первого дня, наказание не нужно».
Воспитание может быть не только прямым, но и косвенным. /Сидя под арестом в кабинете у заведующего колонией наказанный целый день слушал, как приходили посетители и рассказывали о проблемах – разбитые стекла, неполитые клумбы – и он начинал понимать сколько проблем решалось в этом кабинете/.
Антон Семенович по праву гордился, что большая группа его питомцев прошла «трудный, но бодрый и радостный путь от беспризорности до штурвала воздушного корабля, от дикого и голодного уличного одиночества до уверенного прекрасного самочувствия советского гражданина». Вот только некоторые фамилии из громадного списка его воспитанников: С.Калабанов, герой ВО, директор детского дома, журналисты П.С. Дроздюк, А.С. Сватко, В.Г.Зайцев, инженеры И.А.Котов, П.Арханегльский, Г.Супрун /Бурун в романе/, участник войны, полковник, летчики Л.Салько, Д. и А. Чевелии, П.Е.Перцовский, участник ВО и другие.

О любви, половом воспитании и о воспитании в семье

В педагогических сочинениях Антон Семенович пишет, что любовь – самое высокое чувство человека, благодаря ей созданы все великие творения человечества, благодаря любви – союзу двух людей рождается новая жизнь, продолжается род человеческий.. В своих письмах к Галине Салько он предстает перед нами как поэт любви: «Высоко – даль, ветер. Когда много ветра и неба, тогда просыпается какая-то верхняя философская, какая-то особенная ценность человеческой сущности. Это и есть любовь». /В молодости он писал стихи о любви/.
Далее он рассуждает о половом воспитании. Советская нравственность признает нормальной и оправданной нравственно только половую жизнь, которая основывается на взаимной любви и которая проявляется в семье, т.е. открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение, и воспитание детей.
Он писал: «Мы работаем, учимся, если воспитанники влюблены, мы даем им приданое и даем согласие на брак». В этих словах мы видим целомудрие, сдержанность, скромность, которые он старался привить воспитанникам.
Далее педагог рассуждает о воспитании в семье. Основные позиции изложены в «Книге для родителей».
Семья – это трудовой коллектив, счастье которого обеспечено всем строем социалистического государства. Семья приносит полноту жизни, счастье. В семье все должны сочувствовать друг другу, делиться своими сомнениями. Она должна быть большой. /Дрожание за единственного ребенка зачастую растит эгоиста/. Обращаясь к родителям, педагог призывает: «Работайте, будьте общественником, вам будет что рассказать своему ребенку. Воспитывайте своим примером, своей жизнью, даже когда вас нет дома». Родители должны стоять на гражданских позициях, воздерживаться от поступков, приносящих вред обществу. Они должны иметь авторитет. Их следует не бояться, как это было принято в дореволюционное время, а уважать. Нужно приучать детей к дисциплине. Она создается всей жизнью. Прежде всего необходима правильная организация труда, учебы, отдыха. Необходимо соблюдать режим. В отношении вещей придерживаться порядка, чистоты, скромности в одежде. Старшие должны заботиться о младших /Так было заведено и в колонии, и в коммуне, к новичку приставлялся помощник/. В воспитании младших школьников желательно использовать сказки о животных, ведь они чем-то похожи на людей. А мистические сказки предлагать в старших классах, когда психика ребенка окрепнет. / В современное время экраны телевизоров заполнили уродливые существа – наполовину животные, наполовину геометрические фигуры, сюжеты страшные и пугающие, по этой причине наблюдается срыв психики у шестилеток-семилеток. Дети боятся оставаться одни в комнате, ночью спят при свете/.
В «Книге для родителей еще масса полезных и практических советов по воспитанию в семье, не утративших ценности и по сей день.

Литературное творчество

Советская литература 20-30 годов по большей части художественно-документальная. Ведь писатели той эпохи воевали, строили, воспитывали. Вспомним имена Н.Островского, А.Серафимовича, Д.Фурманова, А.Фадеева и других. Они творили прежде всего свою жизнь в буднях великих строк и едва успевали запечатлеть ее в художественном слове. Так и Антон Семенович после многотрудного дня садился за машинку и по несколько страниц писал в день. Он запечатлевал свою жизнь, свой труд, свою борьбу. Его перу принадлежат несколько романов и повестей, киносценарии. Самыми любимыми у народа стали «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях». Эти произведения Макаренко подкупают своей жизненностью, искренностью и эмоциональностью. В «Педагогической поэме» автор откровенно делится своей болью, своими сомнениями и неудачами.
«Почему я в тоске сижу темной ночью в заброшенных полях колонии, почему мне не аплодируют хотя бы гончаровские зрители»? Накануне шесть человек старших /любимых и уважаемых всеми/ уехало на рабфак, и все затосковали, потеряли точку опоры. Но нужно жить, нужно работать. И вот уныние постепенно проходит. А как педагог переживал при переезде в Куряж. Он думал, что его коллектив горьковцев сотрут эти куряжане – лодыри и воры, вконец опустившиеся юнцы.
Искренние сомнения, размышления, поиски пути, преодоление собственной слабости, вера в завтрашнюю радость, победу, и непрестанный поиск новых способов переломить негативное в человеке не могут не тронуть. Все эти искания и переживания человека умного, сильного, страдающего, глубоко чувствующего волнуют и современного читателя. На страницах романа раскрывается во всей полноте жизнь человеческого духа. А раскрыта она потому, что автор обладал великолепным литературным даром. Прекрасным стилем, прекрасным знанием возможностей русского языка, умением давать точные, образные характеристики персонажам. И сам жизненный материал, лежащий в основе этих произведений был глубоко жизненным, значительным, если не самым главным в человеческой жизни – суметь преодолеть сомнения и слабость и стать борцом и победителем со всем злом, стоящим на его пути. «Бороться и искать, найти и не сдаваться» - эти слова А.Тениссона, были девизом не только «Двух капитанов» В.Каверина, но и всего советского народа. Литературное мастерство писателя проявляется в умении видеть, схватить и опоэтизировать те моменты бытия, которые не подвластны обычному человеку. Вы видите перед собой серо-золотистую пыль на радостных лицах бывших беспризорников, впервые вырастивших пшеницу, тонкие мальчишеские талии, стянутые ремнями, измазанных черной глиной и ветками на голове подростков, изображающих туземцев, когда они чистят пруд в Куряже, тщательно расчесанные холки и хвосты лошадей, за которыми любовно ухаживает Лапоть, малыша, умудряющегося пристроить вороненка или голубя в клетке и просящего у матери Антона Семеновича пшена, якобы для излечения птицы, угрюмое молчаливое упорство Чобота, с которым он заколачивает гвозди накануне самоубийства, так как Наташа отказалась выйти за него замуж, жить в селе, а выразила желание продолжать учебу. За всеми этими вроде незначительными подробностями встают характеры и судьбы подростков. Не может читателя не восхитить и стройная композиционная законченность романа «Педагогическая поэма» и повести «Флаги на башнях», в которой нет ничего лишнего и замечательное чувство юмора, а иногда и мягкой иронии, которая и в жизни была присуща педагогу, о чем вспоминает литературный критик Ю.Б.Лукин.
Главный труд А.С.Макаренко, «Педагогическая поэма», стоит тысяч многостраничных томов. Это роман о титаническом, геркулесовом, прометеевском подвиге, роман о преодолении слабости духа, всего отрицательного, низменного, что, увы, присутствует в природе человека. Его можно сравнивать с выдающимися произведениями мировой классики, а по силе воздействия на душу человека с первым концертом П.И.Чайковского.

Последователи

Уже при жизни деятельность и труды А.С.Макаренко как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л.Арагона, А.Барбюса, А.Зегерс, Я.Корчака. «Педагогической поэмой» зачитывалась вся страна. А его педагогика внедрялас в школах. Опыт А.С.Макаренко использовал в работе Московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка» в восьмидесятые годы В.Ф.Карманов. Прочитав в студенческие годы «Педагогическую поэму», он воплотил идеи педагогики Макаренко на заводе. С.А.Калабалин /Карабанов в романе/ учился на агронома, но впоследствии пошел вместе с супругой Галиной Константиновной /черниговка/ по стопам своего учителя. Он заведовал детским домом под Москвой. А.Г.Явлинский, отец известного политического деятеля Г.Явлинского тоже посвятил жизнь педагогической деятельности в духе Макаренко. Л.В.Конисевич, воспитанник Макаренко, пятнадцать лет отдавший морской службе, возглавлял интернат «Алмазный», где дети занимались цветоводством и садоводством. В нашие дни А.Петрухин в Хабаровске работает с трудными подростками, используя методы Макаренко.
Идеи Макаренко живы, и его произведения продолжают волновать, потому что педагог осуществлял один из главных принципов коммунизма – условие развития каждого – есть условие развития всех. Воспитание всестороннее развитой личности. И те, кто хочет понять, почему советский народ победил в Великой Отечественной войне должны прочитать и «Как закалялась сталь» Н.Островского / 5-ая Героическая симфония Бетховена/ и «Педагогическую поэму» / Первый концерт П.Чайковского/ и другие произведения советских писателей.

Актуальность педагогики А.С.Макаренко

Выходя из колонии или коммуны, бывшие беспризорники не чувствовали себя выброшенными за борт жизни. Он знал, что будет учиться и работать на общее благо, на благо страны. И те жизненные принципы, которые им прививал Антон Семенович, не входят в противоречие с принципами организации всего советского государства. В рыночной же действительности, человек, воспитанный в правильных нравственных законах, сталкивается с глубоким индивидуализмом, предпочтением личных интересов, меркантилизмом и коррупцией /продажностью/, жестокой конкуренцией, приоритетом власти денег над всеми провозглашенными демократическими принципами, а значит двуличием общества. Он либо борется за свои идеалы, либо ломается /сколько сломалось и погибло молодежи – статистика нам не показывает/. И по этой причине искусство и литература постсоветского общества полно трагедий и драм. Все фильмы, сериалы показывают драму людей, столкнувшихся с собственническим аморальным миром. Сюжеты большинства произведений криминальные. Тем не менее, мир существует. Почему? Потому что в нем незримо присутствуют идеалы честности, трудолюбия, коллективности, исконного братства людей. Ведь человечество создало религию и искусство, которые показывают, каким должен быть человек, даже существуя в частнособственническом мире. И мир, негласно держится на плечах честных, трудолюбивых, справедливых и волевых людей, думающих не только о себе, но и благе, своей страны и человечества. Поэтому педагогика, человечная и вместе с тем требовательная, по-прежнему актуальна в современном мире.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 52
© 13.06.2018 Асия Турашкызы
Свидетельство о публикации: izba-2018-2295700

Метки: Педагог, человек, писатель, о смысле жизни.,
Рубрика произведения: Поэзия -> Твердые формы












1