Поэтическая техника


                                                                     Поэтическая техника .
     Хочу поделиться некоторыми тонкостями поэтической «кухни». Возможно, маститым и умудрённым сие будет не интересно, но многим и многим начинающим поэтам эти моменты помогут более свободно чувствовать себя в стихотворных поисках «истины и красоты».
     Одно чуточное знание и умение может вдохнуть в наше творчество новую жизнь, расцветить его новыми красками, наполнить новыми ароматами и добавить внутреннего ощущения солидности и достоинства самому пишущему.
     Я говорю о поэтических повторах. Более подробно об этом художественном средстве можно прочитать в самых разных учебниках и энциклопедиях. Я лишь обозначу общую картинку. К тому же полной и однозначной классификации как бы нет, но исследования ведутся.
     Итак, поэтические повторы по языковым элементам речи: повторы слов и звуков, фразеологизмов, лексических блоков и устойчивых сочетаний, синтаксических конструкций. Есть классификация по композиции, расположению друг к другу, но не в этом сейчас суть.
     Нас интересует именно прикладное значение поэтического повтора! Его применение автором в «технических» целях! Здесь нам нужны, в первую очередь, повторы слов. Иногда данный приём является для пишущего действительным спасением, избавлением, освобождением и последним прибежищем измученной стихотворящей души.
     Просто — повторите какое-либо слово: глагол, существительное, эпитет, и ваша строка, которая до этого времени не складывалась, не вырисовывалась, не выписывалась, которая не отпускала вас несколько мучительных часов, дней, месяцев, примет, наконец, тот единственный надлежащий вид и позволит вам вернуться (на время?) к нормальной жизни.
     Со временем, при правильном подходе, желании анализировать и проницать поэтические сущности, вы сумеете, я уверен, превратить этот простой технический приём именно в художественное средство.
     Несколько примеров из классики:

Пора, пора к березам и грибам,

К широкой осени московской.
А. А. Ахматова.

«Увы, ― сказал ему младенец, ―

Уйди, уйди, кудрявый поп,
Я ― новой жизни ополченец,
Тебе ж один остался фоб!»
Н. А. Заболоцкий.

Повсюду листья желтые, вода

Прозрачно-синяя. Повсюду осень, осень!
Мы уезжаем.
М. И. Цветаева

Удачи!





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 90
© 12.06.2018 Лев Вьюжин
Свидетельство о публикации: izba-2018-2295307

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Валентин Шентала       13.06.2018   11:35:08
Отзыв:   положительный
Здесь ещё не сказано, что если иметь ввиду интонационные повторы (рефрены), то лучше срабатывают именно троекратные повторы. Раньше я таким приёмом пользовался не раз. Вопрос: почему? Видимо, это связано с особенностями слухового восприятия?
Лев Вьюжин       13.06.2018   19:56:51

Если понимать, что ты делаешь, чувствовать корректность и органичность - то в стихотворении можно многое, Валентин.
Главное - это гармония всех элементов произведения. Поэтическая гармония, конечно же...
Валентин Шентала       13.06.2018   20:04:51

Согласен!

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  












1