ДВЕ ЭЛИЗАБЕТЫ Ф. ВИНТЕРХАЛЬТЕРА.


ДВЕ        ЭЛИЗАБЕТЫ      Ф.    ВИНТЕРХАЛЬТЕРА.
Д В Е        Э Л И З А Б Е Т Ы        Ф. В И Н Т Е Р Х А Л Ь Т Е Р А.

Яркие солнечные лучи струились в многочисленные окна западного крыла Шенбруннского дворца, где располагались личные аппартаменты императрицы Австрийской – Элизабеты Амалии Евгении ин Бирен. Осенняя позолота ещё не коснулась листвы деревьев прекрасного дворцового парка, фонтанные брызги сверкали на солнце подобно мириадам бриллиантов. Пышный салон императрицы, выполненный в стиле нео – рококо, просто сиял в свете солнечного дня. Сиреневый цвет шёлковой обивки стен и драпировки богатой мебели напоминал о хорошем вкусе его хозяйки. Однако, подлинным украшением всего этого великолепия была Она – женщина изумительной красоты – Элизабета, которую все называли просто Сиси, сейчас позировала известному немецкому художнику – портретисту Францу Ксавье Винтерхальтеру.
Немало красивых женщин повидал Франц на своём веку, выполняя портреты княгинь, герцогинь, императриц и королев, включая французскую императрицу Евгению, английскую королеву Викторию и королеву Испании Изабеллу II, но в первый раз он был потрясён, когда Сиси предстала перед ним с длинными распущенными волосами в белом платье, сотканном из волн шёлка и тюли, оставив неизгладимое впечатление. Красавица – императрица не любила позировать и делала это, чтобы угодить своему мужу – Францу Иосифу.
Винтерхальтер приехал в Вену, получив письмо – приглашение от самого австрийского императора для выполнения портретов её Величества – императрицы Австрийской с оказанием ему, как художнику всех полагающихся почестей. Шенбруннский дворец на несколько месяцев стал местом его пребывания.
Увлечённая работа настроила Франца на лирический лад. Много лет назад, в 1840 году он оказался в Швейцарии, в живописном курортном местечке Интерлакен, зажатом между Тунским и Бриенцским озёрами. Интерлакен не зря назвали «между озёр». В гостевом доме Франц увидел девушку, тоже Элизабет – дочь владельца отеля. Что – то перевернулось в душе художника, это была любовь с первого взгляда, но девушка не ответила взаимностью, согласившись лишь позировать для портрета. Он назвал его «Швейцарская девушка из Интерлакена» и уже не расставался с ним до самой смерти. На портрете художник с фотографической точностью передал застенчивый и удивлённый взгляд юной Элизабет, придав ему некую таинственность. Можно не только увидеть, но и почувствовать фактуру искусно выполненного наряда девушки – сочетание глянца чёрного бархата юбки с белизной плотной ткани блузы. Серебряные пуговицы на корсаже, изящная цепочка и оригинальная кружевная шнуровка манжет, как прекрасные дополнения к одежде. Всё это – на фоне живописной природы курортного швейцарского местечка: высокой горы и облаков, цепляющихся за неё, ярких цветов у большого камня.
Франца вернул к действительности приятный голос его модели – Элизабеты – Сиси: -
«Глубокоуважаемый, герр Франц, мне бы хотелось завершить сегодняшний сеанс, я сильно утомилась.»
Художник отложил кисть в сторону: -
«Ваше Величество, Вы доставили мне много приятных минут. Я с нетерпением буду ждать, когда Вы снова позволите рисовать Вас.»
Каждая встреча с истинным очарованием, постепенно передаваемым на полотно, была настоящим праздником души и вдохновения для Франца. Рисуя Сиси, он много внимания уделял точной передаче выразительности её глаз, румянцу щёк, яркому блеску волнистых волос, текстуре одежды.
В Шенбруннском дворце Ф. К. Винтерхальтер написал, ставшие известными портреты Австрийской императрицы – «Элизабета с распущенными волосами», «Элизабета с алмазными звёздами», «Сиси в утреннем свете» (овальный портрет). Особенно хорош портрет Элизабет – Сиси в полный рост своей ослепляющей красоты в бальном платье от законодателя моды Чарльза Фредерика Ворта с алмазно – жемчужными звёздами в пышных волосах. Это богатое украшение, выполненное по заказу австрийского императора знаменитым ювелиром Александром Эмануэлем Кёхером в честь десятилетия их свадьбы. Сиси в первый раз одела его в 1864 году на свадьбу брата Карла Теодора в Дрездене. Тогда она просто затмила невесту и произвела сенсацию.
С алмазными украшениями Сиси, сохранившимися до наших дней и выставленными в музее Шенбруннского дворца, произошла неприятная история. В 1998 году один из посетителей – канадец Жеральд Бланхард незаметно подменил одну драгоценную звезду – заколку на фальшивую, похожую. Вернуть её в Австрию удалось только через десять лет, когда грабителя поймали в Виннипеге, расследуя дело о ограблении банков. С тех пор в музее экспонируются только копии драгоценностей Сиси.
В 1865 году художник в Париже представил свои первые наброски портретов Сиси для одобрения французской императрице Евгении, которая звалась «любимейшей коронованной в Европе». Элегантная Евгения была на двенадцать лет старше Сиси, однако, после появления портретов Ф. Винтерхальтера этот титул полностью перешёл к Австрийской императрице. Портреты Сиси взволновали самого императора Франца – Иосифа. Он писал своей матери: «Картины с Сиси очень очаровательны, и первый портрет особенно актуально показывает её настоящую». Император повесил два портрета Сиси друг против друга в своём рабочем кабинете, где проводил большую часть времени. Копии портретов Сиси он даже подарил английской королеве Виктории – страстной поклоннице Ф. Винтерхальтера. «Все эти великие художники …не могут делать портреты жизненными, внося в них озарение, как это получалось у дорогого Винтерхальтера», - говорила она, давая ему всё новые и новые заказы. Своё первое вознаграждение художник получил в 1833 году именно за портрет наследницы британского престола – принцессы Виктории, ставшей королевой в 1837 году.
Личная жизнь великого портретиста так и не сложилась. Быть может от того, что его бурная профессиональная деятельность требовала частой перемены мест. Она выматывала постоянными путешествиями между Англией и континентом для выполнения всё новых и новых заказов, указывающих на его необычайную популярность как художника среди женской половины. Как бы там ни было: две женщины, носившие имя Элизабет, до конца дней его жизни по – настоящему волновали душу Франца Ксавье Винтерхальтера – «ВЕЛИКОЛЕПНОГО МАСТЕРА ЖЕНСКОГО ПОРТРЕТА».


28 июня 2016 г. Вячеслав Прытков.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 27
© 12.06.2018 В Я Ч Е С Л А В П Р Ы Т К О В
Свидетельство о публикации: izba-2018-2295185

Рубрика произведения: Проза -> История












1