Homo sapiens destruens (Человек разумный разрушающий)



                  Во многой мудрости много печали;
                  и кто умножает познания, умножает скорбь.
                    (Екк. 1:18[3]).


Человек разумный при своей деятельности всегда имеет некоторое целеполагание. Для "правильного" целеполагания человеку необходима некоторая целостная картина мира.

Каждому времени развития человечества соответствуют свои представления о прошлом, будущем и настоящем. Поскольку эти модели создавали люди, то и модели получаются во многом подобны, хотя каждый раз имеет различную основу.

Древние мифологические представления о мире, религиозные представления, научные представления имеют много подобных элементов. Каждое из этих описаний дает, то или иное представление о месте человека в мире и о его роли.

Современная научная парадигма начала складываться в 17 веке с работ Галилея. Предпосылки и элементы научного видения мира присутствовали и раньше, но как главный основной научный принцип построения мира был введён Галилеем.

Главные принципы: это материалистичность, рациональность, единый язык построения и выводов логических умозаключений математика. Триумф этого подхода доказывает всё развитие человечества. Неоспоримо, что без достижений науки невозможен количественный рост человечества, длительность жизни, качество жизни.

Некоторые открытые и сформулированные научные принципы позволяют высказать гипотезу о роли и значении человека в эволюции природы и окружающего мира.

Одним из основополагающих китом современного научного мировоззрения является механика Ньютона. Законы Ньютона описывают экспериментально наблюдаемые факты. При этом возникает ряд механических процессов которые не удаётся описать с помощью одних законов Ньютона.

Например, шарик скатывается по наклонной плоскости. Спрашивается, каким образом шарик выбирает траекторию своего движения. Ответ на этот вопрос был получен с помощью следующего представления. В каждый момент времени имеется множество различных допустимых движений, но реализуется то движение, которое минимизирует некоторую функцию, зависящую от энергии системы. Было показано, что вдоль истинной траектории выполняется второй закон Ньютона.

Впервые универсальный принцип наименьшего действия был сформулирован в 1744 П. Мопертюи (P. Maupertuis). «Когда в природе происходит некоторое изменение, Количество Действия, необходимое для этого изменения, является наименьшим возможным».
Вариант этого принципа сформулированные на бытовом языке звучит следующим образом. «Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше».

Механика Ньютона, как и её развития специальная и общая теория относительности описывают идеальное движение в среде без сопротивления. Время в этих моделях обратимо. Если задать начальные условия, действующие силы на систему и перейти в некоторое новое положение, то изменив знак времени можно вернуться из него в исходное состояние.

Реально наблюдаемые процессы необратимы. Они происходят с потерей энергии, её рассеиванием и передаче окружающей среды.

Исследования процессов передачи изменения температуры в процессе взаимодействия тел привели к понятиям теплоты и энтропии. В настоящее время существует несколько различных понятий энтропии: термодинамическая, информационная, энтропия динамических систем и т. д. Надо отметить, что при различной форме записи и различных областях применимости, все эти определения можно сказать изоморфны, то есть при глубоком рассмотрении описывают одно и то же явление.

Энтропия описывает степень неопределённости системы, то есть неопределённость её состояния.

Материя обладает свойством структурности, то есть на каждом уровне существует множество состояний системы, и степень неопределённости определяется через энтропию на этом уровне.

Приведем бытовой пример структурности на простом макрообъекте. Имеется несколько кирпичей, которые можно уложить различным образом. Степень неопределённости укладки будет определяться количеством различных вариантов их укладки и вероятностью появления той или иной укладки при случайной сборке.
Следующий структурный уровень. Каждый кирпич, например силикатный состоит из частиц кварца, извести и различных дополнительных присадок. Степень неопределённости состояний кирпича может быть оценена с помощью статистических методов.
Следующий уровень структуры объекта описывается на уровне молекул, затем атомов и т.д.
Заметим, что в процессе эксплуатации кирпич разрушается и переходит на уровень песка, количество различных состояний системы увеличивается, то есть энтропия возрастает

Если в некоторый момент времени замкнутая система находится в неравновесном макроскопическом состоянии, то в последующие моменты времени она перейдет в наиболее вероятное состояние при котором имеет место возрастание ее энтропии.
Закон неубывания энтропии был открыт Клаузиусом (1865), а его теоретическое обоснование было дано Больцманом (1870-е годы).
Принцип возрастания энтропии сводится к утверждению, что энтропия изолированных систем неизменно возрастает при всяком изменении их состояния и остается постоянной лишь при обратимом течении процессов. Этот закон утверждает, что любая сложная структура может только упрощаться, т. е. Разрушаться.

Закон роста энтропии позволяет ввести понятие необратимого времени.
Объединение принципов наименьшего действия и принципа роста энтропии позволяют сформулировать универсальный принцип. «Когда в природе происходит некоторое изменение, то эти изменения происходят с максимальным ростом энтропии. (минимумом негаэнтропии).

Современная теория Большого взрыва говорит о том, что наша вселенная возникла в результате некоторого взрыва (флуктуации) в VACUUS (пустой вакуум). Поскольку нет ни каких достоверных данных об этом первичном состоянии, то этот первичный VACUUS ни как не определяется.

Человечество живёт в материальном структурированном мире, а наука изучает его.
Приведённые выше законы позволяют высказать гипотезу о возникновении жизни на земле, её эволюции, возникновении человека и его роли в процессе изменения вселенной.
Возникший структурированный мир начал сразу же деградировать и разрушаться. Соответственно более глобальные структуры распадаются на составляющие, а те в свою очередь так же разрушаются. При этом реализуется процесс разрушения с максимальным ростом энтропии.

Приведём пример, в котором сразу становится понятно значение живых организмов в этом процессе.
Представим некоторую скалу и процесс её естественного разрушения под действием природных факторов таких как: температурные перепады, ветровые эрозии, осадки. Этот процесс длится сотни тысяч лет. Скала превращается в песок и пыль.
Этот процесс значительно ускоряется при наличии растений. Растения, осваивая склоны скалы, изменяют химический состав поверхности, проникают в трещины и расширяют их, удерживают влагу и т.д. При этом они создают свою структур (растет например: ствол, ветки, листья), которая также разрушается например гнилостными бактериями, животными. Чем более разнообразна фауна на склонах, тем быстрее идёт процесс разрушения. При этом образуются структуры более простого состава уголь, нефть.

Появление человека разумного процесс разрушения ускоряет на порядки. Человек создавая для себя условия существования, разрушает окружающие структуры, увеличивая скорость накопления энтропии.

Возвращаясь к предыдущему примеру можно нарисовать такой образ. Для того чтобы получить материал для строительства человек взрывает эту скалу и превращает её в цементную смесь, затем он создает некоторые бетонные строения. Но эти сооружения обращаются в пыль за несколько сот лет. В реальности, постоянно перестраивая города человек, сносит эти сооружения через тридцать, сорок лет.
Можно видеть, что за какие- то тридцать тысяч лет человек от царапанья скал в пещерах перешел к технологиям уничтожающим целые горы. (Сотни миллионов тонн руды, угля, нефти ежегодно добывает человечество).

Современная наука позволяет разрушать всё более устойчивые структуры, распад которых длился миллионы лет. Особенно в этом преуспели современная химия и ядерная энергетика.
Человек в своей деятельности достиг уровня, когда разрушаются основы вещества. Он освоил технологи, в которых разрушается основа макротел, то есть разрушаются атомы.
Однако можно видеть, что в последние годы процесс разрушения утратил экстенсивный характер. По-видимому, возможности человека по разрушению структур достигли своего естественного предела. С одной стороны мы не можем выйти в космос и начать преобразовывать его, с другой стороны разрушения атомарной структуры вещества требует больших энергетических затрат, которые может предоставить только космос, например звёзды.

Один из ограничителей процесса развития человечества и его возможностей по ускорению роста энтропии связан с биологической ограниченностью человека. Это в основном ограниченность интеллектуальных возможностей человека. Вырвавшись из под гнёта борьбы за существования, человечество очень быстро утратило созидательный (созидая - человек разрушает) импульс в своём развитии. Современный человек не видит необходимости дальнейшего развития, его устраивает комфортная жизнь и среда, которую он создал.

Но природа требует, чтобы процесс разрушения шёл с возрастающим ростом энтропии. Поэтому в процессе развития человек сам готовит себе естественную замену, переводя биологическую эволюцию в техническую сферу. Создавая искусственный интеллект и автоматизированное производство человек, освобождает стихийные силы природы.

Новой, не биологической системе не требуется рациональное обоснование её деятельности. Мотивация действия будет находится вне сферы исследований этой системы. Интеллектуальные усилия системы будут направлены на поиск оптимальных путей получения максимальной энергии из всех возможных источником и максимальная экспансия элементов системы на все окружающее пространство. Камень, скатываясь по склону горы, не ставит перед собой ни каких целей.

Для человечества ситуация выглядит даже более неприглядно чем в популярном фильме «Матрица». ЧЕЛОВЕК БУДЕТ ЛИШНИМ В НОВОМ МИРЕ.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 18
© 10.06.2018 Александр Ляхов А.Ф.
Свидетельство о публикации: izba-2018-2293976

Рубрика произведения: Проза -> Статья












1