Гамлет - рациональное прочтение


Гамлет - рациональное прочтение
                Калейдоскоп — оптический прибор-игрушка, чаще всего это трубка,
               содержащей внутри три продольных, сложенных под углом зеркальных
               стекла, в основании трубки имеется полость между прозрачным и
              матовым стеклом засыпанная, как правило, мелкими стеклянным
             крошками. При поворачивании трубки вокруг продольной оси цветные
            элементы, находящиеся в освещённой полости за зеркалами,
             многократно отражаются и создают меняющиеся симметричные узоры.
             В настоящее время создан еще более интересный прибор –теледоскоп.
            Теледоскоп отличается от калейдоскопа тем, что у него нет цветной
              засыпки, а на входе стоит линза. Изображения из внешнего
             мира,искажается линзой и затем многократно переотражается в
             зеркалах при этом привычное для нас окружение трансформируется в
            необыкновенный мир.

Пьеса “Гамлет” гениальное произведение Шекспира, которое уже несколько веков читает человечество. Каждое поколение, каждый читатель, зритель видит в этой пьесе свое оригинальное понимание. Каждое повторное прочтение пьесы порождает новое понимания и новые эмоции. Шекспир так сумел выстроить пьесу, что возник эффект “калейдоскопа”. Малейшее изменение состояния зрителя или читателя приводит к новому пониманию причин трагедии и развитии сюжета. Так малейший поворот трубки калейдоскопа приводит к изменению видимого узора.

Прием, явного многократного зеркального отражения различных линий сюжета и не договоренности, используется Шекспиром с гениальным мастерством. В пьесе присутствует бродячий театр ставящий пьесу об убийстве короля. Повторяется историческая ситуация. Старший Гамлет получил часть земель, победив старшего Франтирбраса, и вот молодой Франтирбрас и принц Гамлет сталкиваются на исторической сцене. Герои пьесы носят имена, отсылающие их к другим известным мифологическим сюжетам. Герой древнеримской историй Горацио убивает девушку, Горацио Гамлета причастен к убийству Офелии. В пьесу вплетены самые передовые на тот момент, спорные естественнонаучные идеи о мироздании.

Существует еще один физический эффект связанный с переотражение в зеркалах. Если поставить два зеркала параллельно друг другу и заглянуть в них, то можно увидеть бесконечный коридор переотражений. Аналогичный эффект имеет место при анализе переотражения линий сюжета Гамлета. Возникает иллюзия возможности заглянуть в глубины человеческой личности.

При таком понимании структуры построения трагедии вопрос о том, что же хотел сказать Шекспир в своей пьесе, утрачивает смысл. Каждый читатель, режиссер, зритель видит свои образы и идеи.

Но может быть поставлен главный вопрос о том, какие же “ цветные стеклышки” лежат в основе этого калейдоскопа. Как ни странно рациональные трактовки сюжета в литературоведении практически не рассматриваются.

В обычной жизни действия человека определяются, как правило, некоторыми материальными предпосылками. Для существования человека в обществе, для удовлетворения его потребностей нужны средства, деньги, собственность и т.д. В сложном структурированном обществе возникает множество различных коллизий при решении этой проблемы. Проблемы, связанные с правами собственности материальных ценностей в каждом обществе решается по своему, но у них находятся общие черты. Чем выше человек расположен в иерархии общества, тем больше у него возможностей и различных контактов и взаимодействий при решении вопросов связанных с личной собственностью. Эти вопросы хотя и не обсуждается в пьесе, но он присутствует не явно и является стержнем определяющим поведение героев драмы.

Сюжет пьесы начинается фактически с того, что умер король Дании Гамлет (старший). Причина смерти, вообще говоря, не известна. Первый вопрос, который возникает после смерти человека вопрос о наследстве.
Казалось бы все достаточно просто - единственный наследник короля принц Гамлет. Но реальные законы общества не столь однозначны.
Что наследует принц?
Титул, власть, земли, замки?
Оказывается, что общеизвестные правила наследования короны сыном короля в Европе окончательно сформировались только в восемнадцатом веке. До этого существовали самые различные формы передачи короны по наследству, например старшему мужчине в королевском роде. Поэтому Клавдий стал королем в соответствии с законами принятыми в Дании. Гамлет по ходу пьесы нигде не претендует на королевский престол.
Заметим аналогичное очень сложные правила престолонаследия, имело место и на Руси вплоть до семнадцатого века.

С собственностью тоже не так все просто. Король управляет государством, но королевство не является его собственностью. Как правило, у короля имеется личная собственность и, причем достаточно большая.

После смерти мужа вдове выделялась так называемая вдовья доля, а все остальное имущество переходило к прямым наследникам. Во многих странах средневековой Европы существовало следующее правило: вдовья доля выделялась в течение сорока дней после смерти. В течение сорока дней или до выделения вдовьей доли, вдова оставалась полной хозяйкой собственности.

Следовательно, до выделения вдовьей доли в течение сорока дней хозяйкой всей собственности короля оставалась королева Гертруда. Выйдя в этот период замуж за короля Клавдия, она перестает быть вдовой и передает свои права на собственность мужу. По английскому праву елизаветинского времени муж и жена в смысле имущественных прав и обязанностей рассматриваются законом как одно лицо. Юридическое существование жены приостанавливается до окончания брака, то есть муж становится единственным, если не владельцем, то полновластным распорядителем имущества супруги.

На момент всех событий Гамлету около тридцати лет. Это говорит о том, что Гертруде около пятидесяти лет. В этом возрасте в шестнадцатом веке она воспринималась бы как пожилая женщина.
Заметим, что имена, которые Шекспир давал героям, часто отражали их суть, так Гертруда созвучна греческому geron, что означает старик или старуха (геронтология - наука о старости).

Почему Гертруда вышла замуж за короля Клавдия? Как он принудил ее к замужеству остается за рамками пьесы?
Можно выдвигать различные гипотезы. Гипотеза о страстной любви и измене, как-то теряет под собой почву. Кстати Гамлет и не обвиняет мать в измене.

Более правдоподобной кажется гипотеза о политической подоплеке данного брака. Необходимо было сохранить стабильность государства и усилить легитимность передачи короны Клавдию.

Гамлет, показанный в пьесе, по своим человеческим качествам не может быть королем. Он слишком эгоистичен, инфантилен, не умеет строить отношения с людьми. В течении всей пьесы у него ни разу не возникло, ни одной мысли о проблемах стоящих перед страной, перед народом.

Поэтому с точки зрения стабильности государства брак Гертруды и Клавдия вполне оправдан.

Король

Смерть нашего возлюбленного брата
Еще свежа, и подобает нам
Несть боль в сердцах и всей державе нашей
Нахмуриться одним челом печали,
Однако разум поборол природу,
И, с мудрой скорбью помня об умершем,
Мы помышляем также о себе.
Поэтому сестру и королеву,
Наследницу воинственной страны,
Мы, как бы с омраченным торжеством -
Одним смеясь, другим кручинясь оком,
Грустя на свадьбе, веселясь над гробом,
Уравновесив радость и унынье, -
В супруги взяли, в этом опираясь
На вашу мудрость, бывшую нам вольной
Пособницей. За все - благодарим.
Теперь другое: юный Фортинбрас,
Ценя нас невысоко или мысля,
Что с той поры, как опочил наш брат,
Пришло в упадок наше королевство,
Вступил в союз с мечтой самолюбивой
И неустанно требует от нас
Возврата тех земель, что в обладанье
Законно принял от его отца
Наш достославный брат.

В этом отрывке король Клавдий, обращаясь придворным вельможам, которые, по-видимому, входят в государственный совет, говорит о том, что решение о браке было принято после обсуждения. Здесь же он говорит и о второй проблеме стоящей перед государством — агрессии Фронтинбрасса.

(Более подробно этот аспект рассмотрен в статье Андрея Лещинского “Как делили наследство Гамлета” https://snob.ru/profile/28849/blog/89900)

Гамлет принц, лишенный наследства. Он не может вернутся в Вертюнберг, у него просто нет денег. Он полностью зависит от дяди короля. По определению В. Фриче, Гамлет из феодала-помещика превратился в деклассированного интеллигента.

Розенкранц.
Мы желали посетить вас - и только.
Гамлет.
Нищий, я беден и благодарностью; но благодарю вас, друзья, и,
поверьте, мое спасибо еще полушкою дороже.
И еще
Розенкранц

Мой добрый принц, в чем причина вашего расстройства? Вы же сами
заграждаете дверь своей свободе, отстраняя вашего друга от ваших печалей.

Гамлет

Сударь мой, у меня нет никакой будущности.

Розенкранц

Как это может быть, когда у вас есть голос самого короля, чтобы
наследовать датский престол?
Гамлет

Да, сударь мой, но "пока трава растет..." - пословица слегка
заплесневелая.

После мира университетской науки Гамлет попадает в узкий придворный мирок, в котором он сталкивается с непреодолимой пошлостью миропонимания, с низкопоклонничеством и раболепством.

Встреча Гамлета с Гильдестерном и Розенкранцем

Гамлет

Так, значит, близок судный день; но только ваша новость неверна.
Позвольте вас расспросить обстоятельнее: чем это, дорогие мои друзья, вы
провинились перед Фортуной, что она шлет вас сюда, в тюрьму?

Гильденстерн

В тюрьму, принц?
Гамлет

Дания - тюрьма.
Розенкранц

Тогда весь мир - тюрьма.
Гамлет

И превосходная: со множеством затворов, темниц и подземелий, причем
Дания - одна из худших.

Его статус при дворе не определен и очень сильно понизился после смерти отца. Гамлет выступает в роли шута, которому позволено все. В этом причина всех его истерики и рефлексии.

Во многом, душевные мучения Гамлета связаны с необходимость перехода от инфантильного юношеского состояния к состоянию мужчины принимающего ответственные решения. Этот переход всегда связан с душевными страданиями и муками. Все мужчины проходили этот этап взросления. Именно поэтому монологи Гамлета находят резонансный отклик в душах зрителей и читателей.

Неудачная любовь, “измена друзей”, материальные проблемы кажутся Гамлету не разрешимыми. У Гамлета из-за его постоянных переживаний и рефлексий развиваются реальные психические болезни неврозы, депрессия и даже шизофрения. Резкие эмоциональные переходы, галлюцинации говорят о том, что, по-видимому, Гамлет вначале пьесы притворяясь сумасшедшим таковым и становится. В этом состоянии он опасен не только для короля, но для всех окружающих. Убийство Полония показывает это.

Клавдий понимает потенциальную опасность как здорового, так и психически больного Гамлета и пытается проникнуть в его замыслы и противостоять им. Но он не может постигнуть логику действий Гамлета.

Важнейшую роль в интриге драмы несет Гораций. Фактически с него начинается действие трагедии, и он ставит в ней последнюю точку.

Кто же такой Гораций? Кто его финансирует?

Ответить на этот вопрос можно рассмотрев политические аспекты разыгрывающейся драмы. В Трагедии Гамлет решается судьба Датского королевства, затрагиваются интересы Англии, Норвегии.

Рассмотрим временной отрезок событий на котором разворачивается действие пьесы.

Время действия пьесы “Гамлет” легко датируется. При описании появления призрака Шекспир рядом с Полярной звездой пылает сверхновая Тихо Браге. Эта дата соответствует осени 1572 года.

Виттенбергский университет, где обучался Гамлет, был центром научной и религиозной мысли. В эти годы происходит революционная ломка всего Еврпейского мировоззрения. Опубликованы труды Коперника, подрывающие основные догматы религиозной аристотелевской картины мира. Оказывается не Земля и человек в центре мироздания, а Солнце вокруг которого вращаются планеты.
Тихо Браге наблюдая за кометами, указал на их материальную сущность и на то, что они проникают сквозь все небесные сферы, которые считались абсолютно твердыми. Заметим, что Розенкранц и Гильдестерн активные действующие лица трагедии Гамле, были исторически существовавшими лицами, племянниками Тихо Браге.

В этот временной период в Виттенбергском университете работает Мартин Лютер. Он уже опубликовал свои тезисы ставшие основой протестантского мировоззрения, то есть Виттенбергский университет был одним из идеологических центров протестантизма.

Примерно в это же время в Виттенбергском университете появляется доктор Фауст, алхимик и чернокнижник.

Католический Мир трещит по швам, начинаются первые религиозные войны, которые продлятся до 1648 года и закончатся Вестфальским миром. Некоторые историки полагают, что тридцатилетняя война была первой мировой войной.

В эту смутную эпоху перемен и происходят действия трагедии.
При рассмотрении всего клубка политических событий совсем неожиданно вырисовывается роль Горация.
Гораций древнеримский герой эпохи становления Римской империи. Горацио фанатически преданный Риму. С двумя братьями он выступает на поединок с тремя братьями из рода Куриациев за определения первенства Рима. Братия Горация погибают, но он с помощью хитрой тактики побеждает братьев Куриациев. Причем безжалостно убивает уже побежденного последнего из братьев. Один из братьев Куриациев был женихом сестры Горация. Узнав о гибели своего жениха, она начинает оплакивать его и тогда разгневанный Горацио убивает сестру.

Римская католическая церковь боролось за сохранение своей власти всеми способами. Для того чтобы влиять на политику государства необходимо было взять под контроль, под рефлексивное управление короля, то есть, используя знания о его сильных и слабых сторонах личности манипулировать его действиями. Найти в окружении короля или создать агентов влияния.

Горацио, по-видимому, является представителем Ватикана. Он своими словами и действиями создает паутину интриги, пытается манипулировать Гамлетом, Полонием, королем Клавдием. В конце пьесы Горацио пытается навязать свое виденье, понимание событий Фронтинбрасу. Заметим, что при этом он несколько раз заявляет, что он римлянин.

По-видимому, основная цель его нахождения в Виттенбергском университете попытаться войти в доверие к потенциальному правителю Дании принцу Гамлету. Горацио не увлечен учебой и наукой, он не участвует в студенческий разгульной жизни. С целью наблюдения за Гамлетом, но со стороны короля в университете находятся Розенкранц и Гильденстерн.

Умирает король Гамлет. Вопрос о насильственной смерти остается открытым. Нет ни каких прямых доказательств. Косвенные доказательства говорят о том, что смерть была случайна.
Действительно, если бы имел место заговор, то должна быть какая-то группа заговорщиков, которая получает преференции от своей победы и должна быть группа лиц при дворе потерявших влияние. Если бы Гамлет хотел выяснить причины гибели отца, то он должен был искать людей, которые проиграли от гибели короля, но таких людей нет.

Гамлет остается единственным наследником нового короля, так как у того нет своих детей. Гамлет нужен королю Клавдию и по другой причине. Предстоит новый тур противостояния с Норвегией. В свое время отец Гамлета убил на поединке старшего Фронтербраса и завладел его землями. Прошло время, и сын убитого появился в стране с вооруженным отрядом. Рассказы о походе в Польшу малоубедительны. Фронтинбрас идет на Эльсинор. Клавдий стар и не может вступить в бой, поэтому все надежды на борьбу и победу связана с принцем Гамлетом.

Но принц не хочет быть королем.

Горацио после смерти отца Гамлета исчезает из университета и появляется в Эльсиноре. Причем какое-то время он скрывается в городе и завязывает там странные знакомства. Выходит каким-то образом на королевских стражников.

Горацио видит и понимает, что король Клавдий стар, поэтому его пора менять на Гамлета. Следует подтолкнуть Гамлета к действию. И тут появляется призрак, загробные голоса и если это действует на не грамотных стражников, то на Гамлета, который мог видеть подобные фокусы в университете, призрак произвел слабое впечатление.

Гамлет хочет вернутся в университет, но он не может этого сделать без разрешения короля. Горацио продолжает развивать интригу он убеждает короля, что Гамлет претендует на трон и хочет отомстить. Гамлет становится не выносим. Он убивает Полония, одного из первых лиц государства, тем самым нарушает баланс сил при дворе. Очевидно, что за Полонием стоят внушительные силы. Перед Клавдием встает почти неразрешимая дилемма. Необходимо судить и наказать Гамлета, причем приговор должен быть суровым или попытатся как-то по тихому устранить его.

Король

За принцем послано, и тело ищут.(тело Полония)
Как пагубно, что он на воле ходит!
Однако же быть строгим с ним нельзя;
К нему пристрастна буйная толпа,
Судящая не смыслом, а глазами;
Она лишь казнь виновного приметит,
А не вину. Чтоб гладко все сошло,
Должно казаться, что его отъезд
Решен давно; отчаянный недуг
Врачуют лишь отчаянные средства
Иль никакие.

Гамлета отправляют в Англию на смерть.

Горацио уже списал Гамлета. Гамлет с одной стороны через чур вспыльчив, непоследователен и плохо поддается управлению. Знаменитый диалог об игре на флейте.

В городе начинаются волнения. Состояние Офелии,ее поведение вызывают сочувствие жалость народа и требуют справедливого наказания убийцы её отца и за обман девушки в любви. Горацио в гуще событий он бывает в городе и знает о предстоящем мятеже. Он указывает на подстрекательскую роль Офелии. Затем по настоянию короля и королевы отправляется наблюдать за ней, и она гибнет. Причем рассказ Горацио о ее гибели сразу порождает вопрос, а что во время гибели Офелии делал Горацио?

Гибель Офелии последняя капля вызвавшая восстание народа, которое возглавляет Лаэрт. В этот момент всплывает Гамлет, оказывается не так просто избавится от человека с университетским образованием. Он сумел прочитать свой приговор и разрушить интригу. Причем мимоходом убил двух друзей детства, которые сопровождали его, как товарищи и конечно не были посвящены в план его устранения.

Гамлета нужно убирать. Вновь всплывает идея о решающем поединке. Фактически в чем-то аналогичном поединку отца Гамлета с Фронтибрасом.

Горацио зная о похоронах Офелии, специально назначает место встречи Гамлету на кладбище в момент похорон. Происходит встреча Гамлета с Лаэртом и дуэль становится неизбежной. Причем все обставлено так, что невозможно поставить вопрос об истинном преступнике.

В результате интриг гибнет вся правящая элита Дании. Горацио моментально меняет ориентиры. Он пытается стать полезным Фротинбрсу, и даже стать “товарищем”. Но тот резко осаждает его и отдает личный приказ о том, что траур будет только по принцу Гамлету.
Более полный анализ пьесы содержится в работе. Говорящие имена Гамлета Андрея Чернова.

Заметим, что Андрей Чернов рассматривает Горация как самостоятельное независимое действующее лицо пьесы. Но ведь кто-то оплачивает путешествия Горация, нахождение в университете, при дворе, кто-то выводит его на короля Клавдия. Исходя из исторической ситуации на роль такого спонсора может претендовать только Ватикан.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 23
© 10.06.2018 Александр Ляхов А.Ф.
Свидетельство о публикации: izba-2018-2293917

Рубрика произведения: Проза -> Статья












1