Загадки керамики.


                                                                 Из серии статей ,,Технологии каменного века"
             Как появились керамические изделия и глиняная посуда в частности? Кто-то скажет, что когда-то давным-давно и совершенно случайно в костер попал кусочек глины, а древний человек заметил, что после обжига глина стала твердой как камень и человек воспользовавшись этим открытием, стал из глины делать различную посуду и прочие вещи, очень полезные и нужные в быту.
Возможно ли такое на самом деле? Возьмем кусочек сырой глины, скатаем шарик и бросим его обжигаться в костер. Слышу возмущенный голос какого-то начитанного читателя, что так поступать нельзя, шарик из глины должен сначала хорошо высохнуть и лишь потом этот шарик можно обжигать. Так и сделаем. Хорошо высушим шарик и бросим его опять в костер. Глиняный шарик в костре сначала растрескался, потом развалился. Опять ничего не получилось. Почему?
              Да потому, что надо было соблюсти целый ряд условий, но и тогда сто процентного успеха не добьемся. Часть обожженных изделий всё равно растрескается или расколется. Однако и это еще не всё. В получившейся посуде нельзя будет хранить жидкости, так как посудина будет через мельчайшие поры «потеть» и даже протекать.
             Есть околонаучная теория, кстати основанная на чисто научных фактах, что керамике земного человека обучили инопланетяне. Они прилетели примерно 15 тысяч лет назад и стали показывать мастер классы по изготовлению керамики сразу по всей планете Земля. С первого раза с керамикой почему-то не получилось и тогда инопланетяне снова прилетели, уже примерно 12 тысяч лет назад и снова все показали и обо всём рассказали, и по керамической посуде, и заодно по основам сельского хозяйства. С тех пор люди всей Земли поняли, что керамическая посуда очень нужна. Вегетарианские супы и зерновые каши намного полезнее пищи кочевников, вроде шашлыков и барашков на вертеле. И про «наследие Богов» (про керамические горшки) дальше уже не забывали.
              Вообще-то с глиной древний человек был знаком, можно сказать, всегда. Глиной он замазывал щели в глиняных очагах, глиняных печах и в глиняных стенах жилищ. Выравнивал глиной глиняные полы и лепил из глины игрушки для детей. Делал временные емкости для хранения сухих, сыпучих продуктов и ударные, тупые наконечники для стрел на птиц и мелких пушных зверей. Глина использовалась повсюду. Это был один из самых доступных, универсальных материалов на все случаи жизни в течении многих тысячелетий. Вот за эти тысячелетия древний человек и изучил свойства глины.
              Для кочевых народов глиняная посуда тоже бы пригодилась, но уж слишком долго она делается, она также хрупка, тяжела и недолговечна, а значит и не особенно нужна. Никто не запрещал какому-то древнему умельцу из кочевников лепить и обжигать глиняные сосуды любого уровня красоты и сложности. Только для остальных его соплеменников глиняная красота будет чудачеством. Последователей и учеников у умельца будет немного. И в итоге это ремесло в данном племени быстро зачахнет.
               Продвинутую посуду из обожженной глины стали широко использовать только когда перешли к оседлому образу жизни. Когда появилась острая необходимость в хранении каких-то съедобных запасов, например, зерна, на длительный период. То же зерно при хранении надо уберечь от сырости, поедания его насекомыми и мышами, и так далее. Вот тут у оседлого человека и появилась необходимость иметь на всякий случай запас прочной и влагоустойчивой посуды или емкостей для хранения, а заодно и набор разнообразной посуды, пригодной для приготовления пищи.
Металла и металлической посуды тогда еще не знали, каменная посуда всегда была дорога и дефицитна, деревянная могла рассохнуться и сгнить. Керамическая посуда как раз была недорогой, сравнительно прочной и любых размеров. Гончары быстро осваивали работу с местной глиной и переходили к массовому производству однотипных, дешевых изделий. Опыт лучших мастеров по изготовлению керамики, сразу становился всеобщим достоянием. В те времена к интеллектуальной собственности относились проще и заимствование чужих секретов промышленным шпионажем не называлось, а поделиться своими знаниями и опытом считалось благородным делом. Вот ведь были времена у Человечества, когда за малейшее враньё, убивали, за вредный характер при первой же возможности съедали. Первого встречного хоть с украины, хоть из-за океана считали другом и братом. И без сомнений доверяли им на временное хранение свои сбережения, своих подросших дочек и свою судьбу.
             Чтобы показать насколько сложна технология изготовления керамической посуды приведу пример как эта посуда делалась. Глина как известно есть всюду. Но состав глин всюду разный. Идеально подходящая для производства качественной керамики встречается крайне редко. Гончарам самим приходится обогащать или обеднять глину до нужной жирности. Пока не получится необходимый состав, все дальнейшие работы с глиной бессмысленны. После сушки глиняных изделий, в самой глине может находиться до 20 процентов связанной воды. Что такое связанная вода? Это способность воды физически связываться с какими-то веществами. Это довольно известное явление. Вещество только кажется абсолютно сухим, но стоит его нагреть или как-то иначе нарушить связь воды с этим веществом как вода выделится в свободном состоянии. Например, обычный сахар может впитывать до 10 процентов связанной воды. Жуликоватые продавцы специально часто моют полы возле мешков с сахаром. Сахар впитывает испарения воды и становится намного тяжелей своего начального веса. Есть вещества, впитывающие в связанном состоянии воду в тысячекратных объемах. Были сведения, что из таких веществ (с водой) делали строительные блоки для постройки временных зданий в пустынях. В случае необходимости из этих блоков можно было получать воду в количестве почти равной их весу. Количество связанной воды зависит от многих условий, в частности от внешнего давления и температуры. Есть проект использовать обычный медный купорос в качестве взрывчатки на Луне. Как раз из-за связанной воды в этой соли.
               Стоит только хорошо высушенное глиняное изделие слегка нагреть, так связанная вода начнет выделяться, испаряться из изделия. Слишком ускоренная сушка с нагревом приведет к растрескиванию изделий. Поэтому сушку с нагревом ведут осторожно и ступенчато, с длительной выдержкой около 100 градусов. Далее изделия постепенно нагревают до красного свечения. Вообще-то надо нагреть до 900-1000 градусов. Это уже желто-белое свечение. Тогда достаточно изделия выдержать при такой температуре около часа и постепенно охладить. Но температура нагрева в самодельных печах или в костре получается значительно ниже и тогда придется выдерживать изделия гораздо дольше, возможно до трех суток. Сколько и как сушить, как нагревать, сколько выдерживать в раскаленном состоянии и сколько времени охлаждать выясняется экспериментально.
Теперь надо пояснить как керамическую посуду делают водонепроницаемой. Самый простой способ лощение. Для этого еще до тепловой сушки и обжига хорошо высушенную чашку (плошку, крынку…) слегка смачивают водой и гладким камешком (стеклянным пузырьком, ложкой…) заглаживают изделие со всех сторон до стеклянного блеска. Будущие поры как бы замазываются и водопроницаемость обожженного изделия сильно уменьшается. Но не до конца. Лощеная посуда все равно слегка «потеет». В этом есть некий плюс. Вода (или молоко) в потеющем кувшине долго не греются, молоко долго не киснет. Есть и минусы. Любой лощеный горшок или кувшин сохраняет запах первого налитого напитка. Напиток попадает в поры и до конца эксплуатации посуды запах практически неистребим.
          Следующий способ посложнее. Хорошо высушенное изделие полностью макают в густой раствор жирной глины. Так чтобы жирная глина закрыла поры. Изделие снова сушится и обжигается.
         Молочение: Сразу после обжига, когда изделие еще нагрето до 200-300 градусов, его полностью макают в очень жирное молоко или тестовую болтушку. Посуда тоже будет навечно пахнуть молоком или хлебом.
         Лучший способ это уже обожженный сосуд полностью искупать в растворе жирной глины и после сушки снова обжечь. Посуда уже не будет пахнуть и будет действительно водонепроницаемой. Можно еще покрывать глазурями, но это уже другая история.
Керамическая посуда (кувшины, горшки…) это вершина сравнительно высокой, керамической технологии, до которой наверняка были более простые керамические изделия, необходимые в быту древнего человека, но также требующие кроме сушки еще и полноценного обжига. Так как тоже должны быть влагостойкими и долговечней просто высушенной глины. Предположительно, это были игрушки или культовые фигурки. Ударные, тупые наконечники для стрел и грузила для рыболовных сетей или метательных снарядов типа «бола», прясла (это круглые камешки с дыркой для веретена), чашки и глубокие миски… Простые изделия не требуют высокой квалификации изготовителя, но позволяют совершенствоваться в мастерстве и не забыть гончарное ремесло.
              Для появления более совершенных кувшинов, горшков и амфор, то есть для скачкообразного развития керамического ремесла, всегда были предпосылки и это ремесло расцветало сразу же, как только в этом возникала необходимость.
Точнее говоря, когда появлялась возможность гончару-любителю стать профессионалом. Тогда гончары обзаводились мастерскими, печами для обжига, наемными работниками, возрождали спрос на свои изделия… Но! Гончары не могли совершенствоваться в отрыве от всего общества. Значит вокруг или рядом с гончарными мастерскими были мастерские других, узких специалистов: фермеров, ткачей, лесорубов, сапожников, пекарей, мельников, плотников, строителей... П том числе торговцев с их складами товаров. Значит появлялась власть, налоги для содержания охраны этих специалистов, торговцев с их товарами, всего поселения…
               Человечеству не нужны были подсказки инопланетян, до всех секретов люди доходили сами. И находка осколков керамики в раскопках, для археологов и историков это не только утерянные обломки чьих-то вещей, но служит также доказательством того, что древние хозяева этой керамики уже дошли до развития ремесел, сельского хозяйства и зачатков цивилизации.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 33
© 10.06.2018 Анатолий Шишкин
Свидетельство о публикации: izba-2018-2293421

Рубрика произведения: Проза -> Статья












1