Трактор моего детства и вообще о них


 

По дороге неровной, по тракту ли,
Всё равно нам с тобой по пути
Прокати нас Петруша на тракторе

До околицы нас прокати
Песня времён коллективизации

 Как- то соорудил я трактор [i] из спичечного коробка, нитяной катушки и бельевой резинки, вот такой. Поплевав на мыльную шайбу закручиваю резинку ставлю на стол, ползёт нормально.
1.РИС
Это чудо техники увидел мой дед, хмыкнул, сказал, что ему только тракторного рёва не хватает.
-Ну, нынешние трактора почти бесшумные,- возражаю я.
-Раньше это было их отличительным признаком. Уж если ревели, так ревели!
-Но зато и попасть под него, как под автомобиль, было невозможно.
-Да уж, «преимущество»,- усмехается дед. Ползали они медленно, гул от них был таков, что и мёртвого поднимут.
-Глушитель, мабудь [ii], считали излишней роскошью?
-Да, это так. А ведь, почитай, всё моё детство прошло под этот гул!
Я насторожился. Сейчас его поведет и я что-то такое, что нелишне и выслушать. Со всем вниманием. Я уже заметил, что рассказы от них, ветеранов, производят впечатление куда большее, чем книги или даже фильмы. Втягивают, буквально вживаешься в их жизнь.
Мой дед, обычно в таких случаях говорят: «прошел всю войну»- нет, он послевоенного поколения, рождения где-то 50-х годов. Но как быстро летит время! Ещё послевоенное поколение, и уже «дед»!
-Раннее утро,- начинает он.- Я просыпаюсь от гула трактора, который проезжает прямо под окном. Сначала в одну сторону,потом в другую и я знаю, что так он будет здесь ездить до обеда. Это мой отец,..
-Мой прадед,- уточняю я.
-Да, он. Войну, а он был танкистом на «тридцатьчетверке», прошёл с первого до последнего дня. Имел высшее механизаторское образование и поэтому сразу по её окончании демобилизовался и устроился преподавателем в техникум. И вот теперь у него практика.
Я знаю, что это был сельскохозяйственный техникум, расположенный в селе. Там готовили агрономов, главным образом, из сельских девчонок. А вот парней там было мало, где-то около четверти от обучающихся.
-Трактора в техникуме были очень старые, первых советских предвоенных ещё выпусков, как правило, скопированных с иностранных образцов. В местном колхозе работала уже более современная, послевоенного выпуска техника, ну а старьё, не годившееся для интенсивных полевых работ, передали сюда. Вот такой трактор и разъезжал под окнами.
-Типа того, что «Прокати нас,Петруша, на тракторе…».
-У меня даже сохранилось изображение. Он достает старую фотку, накоторой изображен трактор.
Потом я нашел его в «Инте», это «Универсал», выпускавшийся с 35 по 55 годы. Всего было выпущено, аж за 200 тыс. штук! Несмотря на всю свою примитивность даже по тем временам, он успешно делал своё дело и  единственный из отечественных тракторов продавался за границу.

2.РИС

-Кабины и удобного кресла как таковых там не было, -вспоминает дед,- только пружинящая шина, на которой закреплено металлическое штампованное седло с отверстиями, должно быть, для вентиляции снизу. На центральной заклепке, но не «наглухо» а так, чтобы могло поворачиваться в разные стороны.
-Об инженерном дизайне тогда и не подозревали?
-Да, удобства тракториста это была такая мелочь, что их не принимали в расчет. У меня с ним были самые неприятные воспоминания. Дело в том, что когда я, а это было в мои лет в шесть, сел на это сиденье и чуть повернулся, то так защемил кожу на чувствительном месте, что от боли неделю сидеть не мог. Трактористы, конечно, знали о такой особенности своего «монстра» и всегда подбрасывали на сиденье старый ватник, помимо этого, он еще защищал при холоде. Сидеть на железе в мороз также было противопоказано. Можно было получить воспаление нерва на всю оставшуюся жизнь.
Ну и конструкция. Мотор на керосине, под баком виден фильтр-отстойник с «подкруткой» снизу, регулирующей подачу горючего через карбюратор в цилиндры. Вал руля - не напрямую под косым углом на колеса, а проходит горизонтально и через зубчатую передачу уже под прямым углом спускается на тягу поворотника колес.
-А колеса были чисто железные?
-До резиновых было ещё далеко. Но и эти в высшей степени интересные. Как ты думаешь, почему передние – маленькие, а задние большие?
Думаю.
-Ну конечно, для того, чтобы обеспечить возможность их поворота при условии, что они имеют ту же колею, что и задние. С большими, это не получится, не хватит места.
-Правильно. И имеют обод по окружности удерживающий трактор в борозде, он не даёт ему рыскать.

3.РИС
И ещё. Главная характеристика сельскохозяйственного трактора «тяга на крюку», то есть, сколько он потянет, правда с малой скоростью, километров 5-7 в час. И это не тележка с грузом, здесь все было бы просто, а плуг лемеха которого углублены в землю. Так вот, она определяется и мощностью мотора и весом трактора, но чтобы он все-таки, мог тянуть цепляющийся за землю плуг, тягу усиливают тем, что задние колеса делают с траками, «зубами», которые вдавливаются в землю и не дают колесам проворачиваться.

4. РИС
Но тут возникает еще одна проблема: эти траки так «уделывают» дорогу, что ездить по ней на автомобиле или даже конной повозке становится просто невозможно. А уж к асфальтированной дороге его и близко подпускать нельзя! И поэтому тут поступили по-хитрому: траки сделали съемными. Трактор «добегает» до пашни на гладких колёсах, там на задние- прикручивают болтами траки. По-своему, идеальное решение [iii], пожалуй, эффективнее нынешних, резиновых колёс. И несомненно, они дешевле и проще в эксплуатации.
Вот ещё иллюстрации к применению тракторов в период коллективизации
5. РИС
Напомним, что в 30-х г.г. одной из трактористок- энтузиасток был выдвинут лозунг: «Сто тысяч подруг, на тракторы!» Этот же эпизод обыгрывается и в к/ф «Трактористы» когда девушки искренне возмущаются тем, что их не рассматривают как будущих танкистов. Женщины-танкисты в войну действительно были но, слава богу, как исключение [iv].
-Переход от траков к резиновым колесам? Еще одно свидетельство в пользу того, что техника не всегда развивается в сторону улучшения.
-Это так. Тут ещё вот какая вещь. Любые колеса, давя на почву, разрушают её структуру. Дело в том, что «правильная» почва состоит из микрокомочков, обеспечивающих подход к корням растений и воздуха, и влаги.
Современные колёса хоть и мягкие, но не очень-то её щадят. Особенно остро с этим столкнулись при эксплуатации новых, сверхмощных тракторов типа К-700, весом в 8-10 тонн. Они делались специально для целины где «безбрежные поля», для вспашки которых прежние трактора были малоэффективны.

6.РИС
Но тут выяснилось, что после их катания по полю структура почвы необратимо разрушается, а урожайность падает. Поэтому, их применение для С/Х работ прекратили, да и целина сама по себе, «схопнулась».
Хотя нелишне напомнить, что это не последний «хлопок» примерно то же самое произошло и с мелиорацией (осушение земель) по средней полосе России в 70- 80 г.г. жуткое по масштабам и затратам действо, но в результате которого страна так и не получила ни единого /!/ гектара пригодных для земледелия земель.
Что касается «Кировцев», то и тут попытались спасти положение действием, что называется, «в-лоб».

7. РИС
-Да уж, двойные колеса, это надо ухитриться! Но потом с колёс и траков перешлина гусеницы?..
-Ну, не совсем так. Тракторы на гусеничном ходу развивались почти параллельно колёсным. Просто долгое время не умели делать их надёжными. Но подтолкнула подготовка к войне, опыт производства танков, когда конструкции гусениц для них настойчиво отрабатывались. Стоит вспомнить, что знаменитые БэТешки были танками двух вариантов ходов: на гусеницах или на колесах, когда гусеницы снимались. Официально потому, что гусеницы долго не служили, и их надо было беречь. После войны все это перекочевало в тракторостроение. Гусеницы, правда, упрощенные, дизель-мотор работающий на солярке как на танке, запускаемый отдельным моторчиком, так называемым «пускачом», все это вошло в их конструкцию.
8.РИС
-Читал, что и гусеница была изобретена в России в начале 19 века, и первый трактор на гусеничном ходу сделан был тоже у нас.
9. РИС
- Да. И вообще, много чего тогда хорошего пытались сделать в стране. По-своему неглупые люди пытались осуществить что-то разумное. Тогдашняя Россия «проголосила в миноре и в мажоре» все, что впоследствии осуществляли большевики, - не получилось! Ну, это повод поговорить и о сути революции. Что касается применения тракторов в С/Х, то есть любопытное письмо, по-моему, ещё Огарева- Герцену где он приводит обоснования применения «сельскохозяйственной машины». Это довольно обстоятельный расчет эффективности её использования в крестьянских хозяйствах, организованных по типу колхозных МТС [v]. Здесь и стоимость приобретения, и эксплуатации. Перечень работ, которые можно было бы производить с её помощью, сроки окупаемости. Просит совета, выгорит ли чего из этого?  Речь шла о появившемся тогда (1850г.) «паровом плуге» [vi] английского изобретателя У.Говарда.
-И что посоветовал ему Герцен?
-Неизвестно. Но за вторую половину XIXвека было выпущено более 2-х тысяч штук, правда, в силу несовершенства конструкции, их эксплуатация сошла на-нет, выпуск прекратился.
Первый действительно работоспособный трактор появился в Америке, но лишь с началом XX века он стал широко использоваться.
10. РИС
Хорош, сделан разумно, по-американски, они вообще, серьёзные рационалисты. Пожалуй, следует обратить внимание на радиатор (спереди). Он довольно большой, но без вентилятора, как это обязательно будут делать позже. Тоже есть смысл: в поле поток воздуха от него будет быстро забивать радиатор пылью и соломой от жнивья. Так уж лучше без него, но радиатор сделать больших размеров.
Ну так вот, возвращаясь к нашим студентам. Практика, в учебной группе преимущественно девушки. Как завести? - Никаких стартеров на нем не было, всё вручную. И требовало недюжинной силы, которой девушки конечно не обладали. Но по программе практики должны были уметь это делать. И они по-очереди это проделывали. Сначала шла подготовительная работа, далее- общими усилиями запускали, наконец глушили, приводили в исходное состояние. И так по-очереди, пока вся группа не «прокачается».
«Заводка» осуществлялась вручную, с помощью специальной рукоятки.

11.РИС
Происходило это так. Спереди в отверстия, сначала на бампере, затем под радиатором просовывался конец рукоятки с шипами, так что она подвижно фиксировалась в двух точках. Далее, нужно было взяться рукой за противоположную часть рукоятки, на неё была надета металлическая трубка, проворачивающаяся при вращении. Рука сжимала трубку, которая оставалась неподвижной относительно ладони при вращении, в результате ладонь не скользила «всухую» по её поверхности и кожа не сдиралась. Это правой рукой, конечно если ты правша. Левой же рукой для упора следовало взяться закронштейн сверху капота, предназначенным для закрепления фары, хотя я ни разу не видел, чтобы она там стояла. И- резко закрутить. «Изюминка» же была том, что у девчонок просто не хватало на это сил, и они смогли проделать подобное лишь вдвоём. Это было, конечно зрелище, достойное киноаппарата. Итак, одна из них, стоящая слева, правой рукой бралась за рукоятку, левой- за кронштейн, вторая, которая справа, наоборот, левой- за рукоятку, правой за кронштейн. Глубоко вздохнув и выкрикнув что-то вроде «давай», они начинали вращать рукоятку. Рывка у них, как правило, не получалось и поэтому крутить им приходилось довольно долго. Часто бросали и передохнув начинали снова. Наконец машина, сжалившись над ними и недовольно фыркнув, давала обороты.
Надо было видеть парней, которые наблюдали за всем этим с чувством хорошо выраженного превосходства. Когда очередь доходила до парня, он небрежно брался за рукоятку и делал такой рывок, что казалось, трактор перевернется вверх колесами. Как это всегда водится в таких случаях, девушки, стоявшие позади гурьбой, смотрели на это с восхищением, смешанным сужасом. Неужели,- должно быть думала каждая из них, - я попаду когда нибудь в лапы такого чудовища!
Ещё одна тонкость. Дело в том, что рукоятка сцеплялась с валом мотора «в байонетку», но тут были свои заморочки.
12.РИС
Как только мотор совершал оборот, вращающийся вал откидывал рукоятку назад, да еще и давал на неё импульс раскручивания; все это проходило достаточно резко и прозевав можно было получить весьма чувствительный удар рукояткой по руке. Со студентками, не имевшими нужных навыков, да к тому же и заводивших парой, это случалось нередко. Сейчас это, конечно немыслимо, получи какой-нибудь учащийся синяк, проблем с прокуратурой не оберёшься, но тогда это было в порядке вещей.
*
О тракторе. Такая немаловажная вещь, как инженерный дизайн тогда не существовал, об удобствах тракториста и даже о его безопасности думали в последнюю очередь, точнее, совсем не думали. Колёса не имели рессор. У седла не было даже спинки, при сильном толчке седока могло просто выбросить назад. Тогда он неизбежно попадал под плуг, который пробороздив по нему своими колесами и лемехами, сделал бы из него нечто, мало отличающееся от вспаханной земли.
Запуск трактора также имел свои особенности. Сначала к двигателю подключался бачок с бензином тот самый, который располагался прямо под носом тракториста. И лишь после того, как мотор заработает его, с помощью нескольких клапанов («крутилок») переключали на основной бак с керосином.
Продолжение этих конструкций, уже вполне современных, составлял ряд ХТЗ- ДТ. Вот таких.

13. РИС
Первый из них, ХТЗ-7 выпускался недолго, но это был первый трактор, который я водил в своей жизни (тракторист дал порулить), он как-то "заторчал" в колхозе.  Было мне тогда лет десять. Кресло тут уже мягкое и безопасное, седок фиксируется на нём достаточно надёжно. Поворотная фара- искатель под правой рукой тракториста, луч света можно направить в любом направлении, удобно! Наконец, выхлопную трубу стали выводить не «под небеса», а вниз, так что выхлопосаживался на землю и не распространялся по окрестностям.
Более мощный, Беларус (Беларусь до 93 года) в резиноколёсном варианте. Обе пары колёс –ведущие, обеспечивают отменное сцепление.
14.РИС
Хорош, в больших количествах шел и на экспорт, но тут был своя особенность. Кабина. Для нас- наша. Но вот на экспорт ставили кабину иностранной разработки и производства. Дело в том, что в мире существовала фирма,специализирующаяся на тракторных кабинах (по-моему, располагалась в Испании) и кабины всех тракторов в мире были её разработками. Таким образом, наш Беларусь, очень хороший по качеству и уникально дешевый для заграницы трактор поставлялся без кабины и уж там доукомплектовывался ею. Свою? – Да нет, в таком варианте его просто не пустили бы на рынок.
Со временем, в стране осуществился переход на множество типов тракторов и на все случаи жизни, даже с перебором. Едва ли не самый распространённый, гусеничный дизель-трактор тащивший на себе всю пахоту, это серия ДТ54, ДТ75, ДТ158 , работяги, безо всяких преувеличений.
Резиноколесный Беларусь был востребован из-за своей универсальности. Высокая скорость по любой дороге; помимо пахоты мог везти и любой груз на прицепной тележке,специально разработанной для него. Доставлял к месту работы и людей туда, где обычному грузовику было не проехать.
Но и гусеничные «ДТ» брали своё, демонстрируя незаменимость. Помню, в январе-марте, когда всё вокруг по-пояс засыпало снегом, раздавался рёв на всю округу. Только они, прицепив сани, могли переть (иное слов тут подобрать трудно) через сугробы вперед как танки, со своим грузом, и это была единственная возможность доставить, например, сено с полей на фермы. Или отвезти в райцентр людей, где была Ж/Д станция. Ну, это надо было видеть, а лучше вообще, попутешествовать на таких санях хотя, признаться,удовольствия здесь было ниже среднего. Толпа на санях могла размещаться только стоя. Трактор с места резко дергался, плавного разгона, как у автомобиля, у него не было,в результате половина толпы оказывалась на дороге. Спасало то, что трактор двигался со скоростью пешехода, его можно было догнать и вскочить на сани. Такое на протяжении пути могло повториться несколько раз. И «тише едешь -дальше будешь» придумано как будто прямо для него!
Но что выбрали сами колхозные трактористы-механизаторы? Работали они, конечно, при необходимости на всех типах, но закрепиться предпочитали за маленькими, типа ХТЗ- ДТ4…20 может быть, Беларусь. Чем меньше, тем лучше. И ни в коем случае, не диз-ДТ. Это у них прям-таки в драку… Почему? Ближе к «перестройке», когда дисциплина уже падала, они держали их у своего дома и вовсю использовали для личных целей. Работы на личных участках, что-то привезти, кроме того, за отдельную плату оказывали соответствующие услуги и всем сельчанам. Подрабатывали, короче.
Со временем, всё это тракторное техническое великолепие двигалось в сторону универсальных самоходных шасси, на которых по-быстрому можно было смонтировать необходимый набор любых агрегатов.
15.РИС
И это понятно. С одной стороны, появление большой номенклатуры разнообразной и очень полезной С/Х техники и приспособлений с другой, их размещение на обычных тракторах было затруднительно. Выход был найден в создании универсальных платформ, это всего лишь ходовая часть в виде прочной рамы с «дырками» для крепления агрегатов на колёсах, мотор, кабина с органами управления. Много дешевле, чем нормальный трактор.
Сразу почему-то не получили широкого распространения. Возможно, не хотели лишней мороки. Нацепить на подвеску обычного трактора плуг, конечно, быстрее и легче, чем смонтировать и настроить агрегат на платформе. Но может быть, просто не успели оценить. Да и привычка, её также приходится принимать во внимание.
Тракторные монстры
Приведем лишь один из них, с соответствующим названием.
16.РИС
Чувствуется великолепная, соответствующая духу времени школа конструирования, учет опыта эксплуатации в самых разных условиях и для разных видов работ. Но ещё грубоват. «Припасовывание» к человеку появитсялет через десять.
Дух захватывает от одной мысли о том,сколько же всего, и хорошего, да и не очень они сотворили по стране, это на одной шестой части света и в шести климатических поясах!
*
Но, кажется, мы увлеклись. Ныне от всего этого былого великолепия мало что осталось. Канули в лету заводы-гиганты способные сделать что угодно и в любых количествах.Прошли времена мысли и силы духа, умноженные на железные мускулы машин и механизмов, не было им удержу. Эта мощная техника рассматривалась не иначе, как прорыв «Через тернии к звездам», а трактористы могли петь в своих кабинах: «Нам нет преград ни в море, ни на суше…».
Но всё это уже «Унесенное ветром»; в нынешней Эрефии производство как автомобилей /за исключением некоторого количества персональных, то есть раскрашенных консервных банок на колёсах/ так и тракторов уничтожено практически полностью. Вместе со всем остальным. А энтузиастов сменили «цивилизованные потребители».
Увы –нам!
17.РИС

И если вспомнить, как это создавалось, «В веселом грохоте, огнях и звонах..» то ныне, где всё это найти и как возродить? - Вопрос, однако!


[i] Слово «трактор» происходит от английского track (трак — основной элемент гусеницы), «след» Английское слово в свою очередь восходит к латинскому trahere, что означает «тянуть», «волочить»
Лицо, управляющее трактором, в зависимости от типа, назначения, мощности двигателя, дополнительного оборудования называется: трактористом, машинистом, механиком-водителем, механизатором.
В России к управлению любыми видами тракторов допускаются лица только после прохождения обучения и получившие в Гостехнадзореудостоверение тракториста (тракториста-машиниста)
[ii] Старинное разговорное, эквивалент «должно быть».
[iii] Эта задача хороши «прогоняется» по ТРИЗ (технология решения изобретательских задач).Как-нибудь размещу.
[iv] Санитарам в ВОВ категорически запрещалось вытаскивать танкистов из подбитых танков, им давали умереть внутри. И это, в общем-то понятно, их повреждения - ожоги, которые и ныне не лечатся, 30-40 % сожженной кожи – и всё! А уж тогда, в полевых условиях никакой действенной помощи им оказать просто не могли. И если мы видим в кино, как выскочившие из горящего танка танкисты катают одного из своих по земле сбивая с него пламя, то делают они "не то", его надо было просто пристрелить из человеколюбия, всё равно он умрет за пару дней в страшных мучениях. С сожженной кожей шансов на выживание у него не было. Напомним, продолжительность жизни танкав бою, от силы полчаса.
[v] МТС- машинотракторные станции, которые были государственными. К/ф «Трактористы», вся техника там была «эмтеэсовской» так её тогда называли. Колхозы своей техники не имели, и это было оправдано для своего времени. Хрущев всё это поломал ликвидировав МТС и передав технику (заставил выкупить) колхозам; наряду с целиной и кукурузой это рассматривалось как его ошибка, «хрущёвский волюнтаризм».
[vi] Что-то подобное можно увидеть в фильме«Турецкий гамбит», где он фигурирует под именем Монстра.







Рейтинг работы: 19
Количество рецензий: 5
Количество сообщений: 6
Количество просмотров: 125
© 08.06.2018 Рудольф Сергеев
Свидетельство о публикации: izba-2018-2291987

Метки: трактор, МТС, колхоз, коллективизация, Беларусь, Универсал, танкист, ожоги,
Рубрика произведения: Проза -> Статья


Паша Гусев       05.11.2018   15:14:06
Отзыв:   положительный
Очень интересный материал вы собрали. На Универсале работала сестра моей бабушки, а на "Кировце" ее сын, на "Белорусе" внук. Несколько линеек тракторостроения было развито. Печально, что теперь все уничтожено
Валерий Медведковский       15.08.2018   10:25:25
Отзыв:   положительный
Потрудились славно! Переработана и осознана вся история, приведены редкие фотографии, нашел много подробностей "от первого лица", получил цельное представление о "тракторе" в процессе его эволюции.
Отлично изложено, интересно читать.
Спасибо Вам БОЛЬШОЕ за большую, полезную работу.
Смело можно выставлять в википедию!
С уважением


Рудольф Сергеев       15.08.2018   21:06:55

Спасибо!
Владимир Винников       29.07.2018   05:46:47
Отзыв:   положительный
Большое спасибо! Очень интересно!
Виктор Лемяскин       15.07.2018   09:27:22
Отзыв:   положительный
Да, с появлением трактора на советских полях началась новая эпоха в сельском хозяйстве.
Арнольд       05.07.2018   17:32:31
Отзыв:   положительный
Спасибо, Рудольф! Думаю, статья полезная ибо ж поучительная, хотя и о прошлом сельхозтехники. С уважением и теплом сердца современник той техники, знававший её не по наслышке, Арнольд.









1