М А Р И Н А Э Д У А Р Д А М А Н Е.


М А Р И Н А             Э Д У А Р Д А              М А Н Е.
М А Р И Н А   Э Д У А Р Д А   М А Н Е .

В жизни каждого талантливого человека, будь то художник или писатель, бывают особенные моменты, когда приходит всплеск творческой энергии, приход вдохновения. В 1864 году французскому художнику – импрессионисту Эдуарду Мане исполнилось 32 года, им были написаны уже известные и нашумевшие в обществе картины «Олимпия» и «Завтрак на траве». Он полон творческих сил, жажда новых открытий проснулась в нём и, призывно зовя, ведёт его по миру. Эдуард буквально схватывает на лету интересные события, старается запечатлеть их на своих полотнах. Рождаются портреты, натюрморты, городские сцены. Мане живо интересуется политической жизнью не только Франции, но и тем, что происходит за её пределами. В Америке в это время идёт гражданская война. Мир следит за кровопролитной схваткой «северян» и «южан».
Как – то раз просматривая газеты, он узнаёт о прибытии в Шербур рейдера «южан» «Алабама» и преследующем его шлюпе «северян» «Кирсарж». Сражение кораблей неминуемо. Эдуард, не теряя ни минуты, немедленно спешит к месту предстоящего события.
Морская стихия, корабли, путешествия оставили неизгладимый след в его сознании. Ещё юношей он мечтает о морской профессии, дважды пытается поступить в морскую школу, но неудачно. Устраивается юнгой на корабль «Гавр – и – Гваделупа» и совершает длительное плавание к берегам Бразилии. Это ощущение морской стихии, необозримых просторов, ярких красок далёкой страны осталось в нём навсегда.
Шербурский порт переполнен зрителями. Сюда устремились не только репортёры газет и журналов, но и простые зеваки. Эдуард упрашивает капитана небольшого лоцманского судна взять его на борт. Кораблик направляется к месту предстоящего сражения. Среди его пассажиров на палубе выделяется фигура Эдуарда Мане в цилиндре. Художник запечатлевает в своей памяти жестокий бой двух кораблей, который он позже перенесёт на полотно.
Возможно, Эдуард Мане и не знал полностью, что же предшествовало этому не рядовому событию на море.
29 июля 1862 года корабль без названия под номером 290 покинул верфь Лэйрд Бразерс и по реке Мерси устремился в Ливерпульский залив. Красивые обводы корпуса, мощное парусное вооружение, дополненное 600 – сильным паровым двигателем выдавали в нём стремительное пассажирское судно. Прошли слухи, что оно построено для Конфедерационных Штатов Америки, но судно не могло быть военным, англичане не разрешали в открытую их строить для правительства американских повстанцев. Предположительно, новый корабль шёл на испытания и должен вернуться ночью, на его борту находились пассажиры. Однако, у секретного агента конфедератов Джеймса Д. Балоха имелся совсем другой план использования судна № 290. Тайно подошедший буксир забрал всех его пассажиров, и корабль сразу получивший название «Алабама» (Confederation s State s Ship «Alabama») поднял паруса и устремился к Азорским островам. В пути он встретился с другим кораблём конфедератов «Багама» (css «Bagama») с экипажем и вооружением, предназначавшимися для «Алабамы». В течение нескольких дней «Алабама» превратилась в грозное военное судно, оснащённое помимо бортовых пушек 110 – фунтовыми нарезными поворотными орудиями. Командиром корабля стал 53 – летний флотский офицер Рафаэль Симмс. Хорошее образование, до этого он изучал географию, наряду с решительным характером позволили ему завоевать авторитет команды и настроить её против врагов конфедерации. Офицеров рейдера отличала хорошая морская выучка, экипаж состоял из моряков разных национальностей, включая и тех, кто служил на захваченных судах. Полномочия, данные от президента Джефферсона Дэвиса, позволяли Симмсу уничтожать где – бы то ни было ненавистные торговые корабли «северян», тем самым ослабляя их экономически.
Первым «призом» «Алабамы» стал китобой «Окмалж» из Массачусетса, капитан которого по ошибке принял судно «южан» за своё. За время своего почти двухгодичного рейдерства в Атлантике, Индийском океане, переходе через мыс Доброй Надежды «Алабама» захватила более 60 вражеских кораблей, нанеся значительный урон торговому флоту «северян».
Однако, столь долгое пребывание в море основательно потрепало корабль, ему требовался ремонт. Сам Симмс отмечал при этом: «Котлы и машина нуждаются в ремонте. Поэтому мы взяли курс на Европу и 11 июня 1864 года вошли в порт Шербур, обратившись за разрешением встать в док». В это время командиру шлюпа «северян» «Кирсарж» Джону А. Уинслоу, преследующему «Алабаму», пришло сообщение о её местонахождении. Находясь в Голландии, он немедленно поднял паруса и за день дошёл до Шербура. Там корабли и сошлись в бою. Маневрируя и выбирая выгодную позицию для выстрелов, они стали осыпать друг друга снарядами, но комендоры «Кирсаржа» оказались точнее, от этих попаданий «Алабама» стала тонуть. Самого Симмса и нескольких человек экипажа подобрала английская яхта «Дирхаунд», взявшая курс на Британию.
После войны рейдер «Алабама» стал предметом долгого разбирательства между правительствами США и Англии, которая построила этот корабль. Предмет спора оценивался в 15,5 млн. долларов. Симмс за свои действия был оправдан и позже, став профессором, преподавал в университете и даже издавал газету.
Картина этого морского боя, выполненная Э. Мане, была благосклонно встречена почитателями его таланта. Эдуард был единственным среди импрессионистов рисовавшим военные сцены.
Так, совпавшие по времени немаловажное событие на море и период расцвета творчества художника позволили ему создать ещё одно замечательное произведение на морскую тему.

Примечание: Марина Э. Мане находится в музее города Филадельфия.

6 января 2017 г. В. Прытков









Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 24
© 06.06.2018 В Я Ч Е С Л А В П Р Ы Т К О В
Свидетельство о публикации: izba-2018-2290945

Рубрика произведения: Проза -> История












1