О целостности Вселенной. Часть 2 -я.


Философский этюд.
      Во Вселенной взаимодействие локальных тел в прошлом, настоящем и будущем преобразовывается в целостность, где господствует нелокальность, а место пространственных и временных характеристик занимает память - предвидение. Память - предвидение не играет решающей роли в нашем мире причинно – следственных отношений. Этот мир и без того благодаря своей железной предсказуемости, несмотря ни на что, насильно, тащит всё из прошлого в будущее. А вот в целостности память - предвидение дает возможность активности - творчеству объять, казалось бы, необъятное: охватить изобилие своих иных сразу как единый самоорганизующийся организм, в котором по определению невозможна локализация ее частей. Это и объясняет квантовую запутанность частиц на уровне микромира. Можно сказать, что именно квантовая запутанность есть один из феноменов, отображающих целостность нашей Вселенной.
       Целостность, нелокальность есть и производное от важной характеристики пространства и времени, коим является движение. Ведь движение определяется и как состояние тела, которое находится в одной точке и одновременно в ней не находится, что в конечном счете является отрицанием локальности. А. Ф. Лосев писал: “... тело, которое движется с бесконечной скоростью, сразу схватывает все места и уже совсем никак не движется”.[ . Лосев А. Ф. Дерзание духа [Текст]/ А. Ф. Лосев. – М.: ИПЛ, 1988. – с. 50] Вот почему скорость в нашем подлунном мире ограничена скоростью света, вот почему в целостности движение заменяется нелокальностью, означающей, что точка есть всё, а всё есть точка.
   Одним из свойств целостности является резонанс. Он проявляется уже тогда, когда в результате отражения, тело, подвергшееся воздействию, отвечает еще большим воздействиям. То есть, эхо оказывается сильнее, чем воздействие. Именно в этом случае мы можем говорить о зарождении активности, которая приводит, в конечном счете, к появлению разума - творчества. Именно резонанс говорит нам, что мы в целостности, что мы одной крови, что мы свои.
    Именно резонансом целостности можно объяснить парадокс герменевтического круга, где для того, чтобы узнать что-то, надо уже предварительно кое-что знать.
    Резонанс отражает свойство целостности, которая с помощью сплочённости резко увеличивает свой потенциал. И даже не увеличивает свои возможности, а по сути, становится вечным двигателем. Вечный двигатель есть и изобилие, при котором количество и форма уже не имеют значения.
    В целостности, повторимся ещё раз, всё решает активность -творчество - мышление. Многие считают, что скорость мысли больше скорости света. Но это утверждение глубоко ошибочно: в целостности нет скоростей, потому что нет движения. Скорость - это для движения тел, перемещающихся в пространстве. Мысль в целостности не перемещается, не движется. Она актуализируется. При причинно-следственных отношениях стимул причиняет реакцию на него, непосредственный ответ. А в целостности между стимулом и реакцией образуется разрыв, образуется черный ящик. В этом черном ящике все входящие данные преобразовываются, и сотворяется нечто новое. И это сотворение определяет ситуацию и со стимулом, и с реакцией на него. Всё это напоминает суперпозицию в квантовой механике. Мысль в чёрном ящике не перемещается, а сотворяется каждый раз заново, каждый раз актуализируется, когда на неё воздействуют тем или иным образом. С одной стороны мысли вроде бы всегда те же, но с другой - они иные. Это как раз тот случай, когда в одну и ту же реку нельзя войти дважды. В целостности любое воспоминание, любое наблюдение есть активность, которая способна изменить систему.
     Это отчасти напоминает эпизод из сказки “Сказ о попе и работнике его Балде”, когда Балда для состязания в беге привлекает двух зайцев. Им не надо было особо двигаться: просто чертёнок принял двух зайцев за одного.  Вот и многие физики до сих пор путают два проявления одной и той же частицы в запутанности с двумя отдельными частицами. А всё дело в том, что запутанность (то есть нелокальность) означает, что частица есть всё, а всё есть частица. И пора уже сказать, что если наблюдение меняет поведение частиц, то надо признать, что мы не только наблюдаем за ними, не только подсматриваем, чтобы потом доложить кому следует, а участвуем в сотворении их. И в этом смысле исследователи, применяя всё более и более изощренные технологии, натворили уже немало. Но до сих пор это воспринимается не как творение собственных рук, а как открытия чего - то, которое существовало и до этого.
Итак, в черном ящике, в суперпозиции создаётся, сотворяется новое, которое может быть абсолютно любым, абсолютно универсальным именно потому, что создаётся, сотворяется тут же на месте, а не достигаются, допустим, перебором специализированных программ, вариантов. Относительно программ можно сказать, что если бы мы оставляли прошлое, функционирующее одновременно с настоящим, то можно себе представить, сколько бы миллиардов Вселенных мы бы оставляли за своей спиной. Да так никакого пространства - времени не напасешься.
     Вот почему новое создаётся в пустоте. Это конечно, не пространственно-временная пустота, а это пустота высокоэнергетического вакуума, где нет различия между материей, телом и энергией. Это и пустота в смысле “свободности”, в смысле того, что ничего не мешает сотворить всё, что хочется. Вот почему в философии даосизма “немешание” сотворяет всё, вот почему в книге “Бытиё” написано, что перед началом творения “Земля была безвидна и пуста”. Вот почему, наконец, активность - мышление - творчество отличается от специализированного механизма, способного только на одну определенную операцию. Например, сверлильный станок только сверлит отверстия, а человек способен и сверлить, и может придумать этот сверлильный станок и многое другое.
      Давайте еще раз отметим. что вот таким образом творимое в целостности создается по её образу и подобию. То есть, всё творимое есть свое, оно резонирует с целостностью, оно нелокально. Целостность есть своя настолько, насколько она нелокальна, и настолько она иная, насколько ее части готовы взаимодействовать в дружеском диалоге между собой, образуя ядерную реакцию творчества.
     Только покидая целостность, продукты творчества объективируются, обретают локальную определённость.Наш подлунный мир можно уподобить брызгам от вечно творящих волн Вселенной.
Эти брызги разлетаются друг от друга, образуя тем самым разрежение, которое мы именуем пространством - временем. Именно это отпадение от океана Вселенной определяет их самость, их различие от океана.
Различие различием, но если по одной капле можно понять, что существует Атлантический океан, то в нашем мире есть много от океана Вселенной.
И если полёт наших брызг во многом определяется инерционной баллистикой, пространственно- временными, причинно - следственными связями и основанными на них законами, то от океана Вселенной нам дана «жизненность», именуемая ещё активностью – творчеством.
И это уже отдельное подпадает под причинноследственность, которая «ярлыкует» их, пытаясь придать им смысл, целеустановку.  Чем больше всё объективируется, чем больше всё отходит, отчуждается от своего иного, тем больше становится более подробным, более определённым. Поэтому в искусстве злодеи зачастую выходят рельефнее, чем положительные герои. Именно поэтому Л. Толстой пишет, что «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по- своему».
И это одна из причин того, что целостному иногда пытаются придать смысл, пытаются выявить его цель. Показательны в этом отношении попытки втиснуть человеческую жизнь в прокрустово ложе причинноследственности, отыскивая в ней смысл- цель. И, конечно, жизнь человеческая, человеческая личность есть целостность, и, конечно, приписывать ей причинно-следственный смысл - цель есть полный абсурд.Мы, конечно ставим себе цели внутри целостности, цели тактического плана, но не цель вне, ибо это означало бы, что целостность может быть средством для чего- то, что невозможно уже по самому определению целостности.
 
     К тому же целеполагание предполагает, в конечном счёте, насилие, несвободу. А мы уже упоминали, что целостность есть непрерывное творчество, которое и есть олицетворение свободы. Многие беды человечества имеет своим истоком как раз то, что до сих пор считается, что личность должна быть подчинена обществу. Личность и общество должны иметь равные права. Личность не должна подчиняться диктату проголосовавшего большинства, если она считает, что проголосованное вредит обществу. В этом смысле прав Прудон, который утверждал, что свобода - это не дочь, а мать порядка.






Рейтинг работы: 2
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 65
© 05.06.2018 Виктор Сапрунов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2289857

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Александр Федосеев       10.06.2018   08:24:50
Отзыв:   положительный
“Земля была безводна и пуста”-?
"Земля была БЕЗВИДНА и пуста и тьма над бездною."
Виктор Сапрунов       11.06.2018   17:18:34

Спасибо, что нашли время прочесть, спасибо за замеченную опечатку.









1