О целостности Вселенной. Часть 2 -я.


Философский этюд.
      Во Вселенной взаимодействие локальных тел в прошлом, настоящем и будущем преобразовывается в целостность, где господствует нелокальность, а место пространственных и временных характеристик занимает память - предвидение. Память - предвидение не играет решающей роли в нашем мире причинно – следственных отношений. Этот мир и без того благодаря своей железной предсказуемости, несмотря ни на что, насильно, тащит всё из прошлого в будущее. А вот в целостности память - предвидение дает возможность активности - творчеству объять, казалось бы, необъятное: охватить изобилие своих иных сразу как единый самоорганизующийся организм, в котором по определению невозможна локализация ее частей. Это и объясняет квантовую запутанность частиц на уровне микромира. Можно сказать, что именно квантовая запутанность есть один из феноменов, отображающих целостность нашей Вселенной.
       Целостность, нелокальность есть и производное от важной характеристики пространства и времени, коим является движение. Ведь движение определяется и как состояние тела, которое находится в одной точке и одновременно в ней не находится, что в конечном счете является отрицанием локальности. А. Ф. Лосев писал: “... тело, которое движется с бесконечной скоростью, сразу схватывает все места и уже совсем никак не движется”.[ . Лосев А. Ф. Дерзание духа [Текст]/ А. Ф. Лосев. – М.: ИПЛ, 1988. – с. 50] Вот почему скорость в нашем подлунном мире ограничена скоростью света, вот почему в целостности движение заменяется нелокальностью, означающей, что точка есть всё, а всё есть точка.
   Одним из свойств целостности является резонанс. Он проявляется уже тогда, когда в результате отражения, тело, подвергшееся воздействию, отвечает еще большим воздействиям. То есть, эхо оказывается сильнее, чем воздействие. Именно в этом случае мы можем говорить о зарождении активности, которая приводит, в конечном счете, к появлению разума - творчества. Именно резонанс говорит нам, что мы в целостности, что мы одной крови, что мы свои.
    Именно резонансом целостности можно объяснить парадокс герменевтического круга, где для того, чтобы узнать что-то, надо уже предварительно кое-что знать.
    Резонанс отражает свойство целостности, которая с помощью сплочённости резко увеличивает свой потенциал. И даже не увеличивает свои возможности, а по сути, становится вечным двигателем. Вечный двигатель есть и изобилие, при котором количество и форма уже не имеют значения.
    В целостности, повторимся ещё раз, всё решает активность -творчество - мышление. Многие считают, что скорость мысли больше скорости света. Но это утверждение глубоко ошибочно: в целостности нет скоростей, потому что нет движения. Скорость - это для движения тел, перемещающихся в пространстве. Мысль в целостности не перемещается, не движется. Она актуализируется. При причинно-следственных отношениях стимул причиняет реакцию на него, непосредственный ответ. А в целостности между стимулом и реакцией образуется разрыв, образуется черный ящик. В этом черном ящике все входящие данные преобразовываются, и сотворяется нечто новое. И это сотворение определяет ситуацию и со стимулом, и с реакцией на него. Всё это напоминает суперпозицию в квантовой механике. Мысль в чёрном ящике не перемещается, а сотворяется каждый раз заново, каждый раз актуализируется, когда на неё воздействуют тем или иным образом. С одной стороны мысли вроде бы всегда те же, но с другой - они иные. Это как раз тот случай, когда в одну и ту же реку нельзя войти дважды. В целостности любое воспоминание, любое наблюдение есть активность, которая способна изменить систему.
     Это отчасти напоминает эпизод из сказки “Сказ о попе и работнике его Балде”, когда Балда для состязания в беге привлекает двух зайцев. Им не надо было особо двигаться: просто чертёнок принял двух зайцев за одного.  Вот и многие физики до сих пор путают два проявления одной и той же частицы в запутанности с двумя отдельными частицами. А всё дело в том, что запутанность (то есть нелокальность) означает, что частица есть всё, а всё есть частица. И пора уже сказать, что если наблюдение меняет поведение частиц, то надо признать, что мы не только наблюдаем за ними, не только подсматриваем, чтобы потом доложить кому следует, а участвуем в сотворении их. И в этом смысле исследователи, применяя всё более и более изощренные технологии, натворили уже немало. Но до сих пор это воспринимается не как творение собственных рук, а как открытия чего - то, которое существовало и до этого.
Итак, в черном ящике, в суперпозиции создаётся, сотворяется новое, которое может быть абсолютно любым, абсолютно универсальным именно потому, что создаётся, сотворяется тут же на месте, а не достигаются, допустим, перебором специализированных программ, вариантов. Относительно программ можно сказать, что если бы мы оставляли прошлое, функционирующее одновременно с настоящим, то можно себе представить, сколько бы миллиардов Вселенных мы бы оставляли за своей спиной. Да так никакого пространства - времени не напасешься.
     Вот почему новое создаётся в пустоте. Это конечно, не пространственно-временная пустота, а это пустота высокоэнергетического вакуума, где нет различия между материей, телом и энергией. Это и пустота в смысле “свободности”, в смысле того, что ничего не мешает сотворить всё, что хочется. Вот почему в философии даосизма “немешание” сотворяет всё, вот почему в книге “Бытиё” написано, что перед началом творения “Земля была безвидна и пуста”. Вот почему, наконец, активность - мышление - творчество отличается от специализированного механизма, способного только на одну определенную операцию. Например, сверлильный станок только сверлит отверстия, а человек способен и сверлить, и может придумать этот сверлильный станок и многое другое.
      Давайте еще раз отметим. что вот таким образом творимое в целостности создается по её образу и подобию. То есть, всё творимое есть свое, оно резонирует с целостностью, оно нелокально. Целостность есть своя настолько, насколько она нелокальна, и настолько она иная, насколько ее части готовы взаимодействовать в дружеском диалоге между собой, образуя ядерную реакцию творчества.
     Только покидая целостность, продукты творчества объективируются, обретают локальную определённость. И это уже отдельное подпадает под причинноследственность, которая «ярлыкует» их, пытаясь придать им смысл, целеустановку. И это одна из причин того, что целостному иногда пытаются придать смысл, пытаются выявить его цель. Показательны в этом отношении попытки втиснуть человеческую жизнь в прокрустово ложе причинноследственности, отыскивая в ней смысл - цель. И, конечно, жизнь человеческая, человеческая личность есть целостность, и, конечно, приписывать ей причинно-следственный смысл - цель есть полный абсурд.
     Всякое целеполагание предполагает, в конечном счёте, насилие, несвободу. А мы уже упоминали, что целостность есть непрерывное творчество, которое и есть олицетворение свободы. Многие беды человечества имеет своим истоком как раз то, что до сих пор считается, что личность должна быть подчинена обществу. Личность и общество должны иметь равные права. Личность не должна подчиняться диктату проголосовавшего большинства, если она считает, что проголосованное вредит обществу. В этом смысле прав Прудон, который утверждал, что свобода - это не дочь, а мать порядка.






Рейтинг работы: 2
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 34
© 05.06.2018 Виктор Сапрунов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2289857

Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Александр Федосеев       10.06.2018   08:24:50
Отзыв:   положительный
“Земля была безводна и пуста”-?
"Земля была БЕЗВИДНА и пуста и тьма над бездною."
Виктор Сапрунов       11.06.2018   17:18:34

Спасибо, что нашли время прочесть, спасибо за замеченную опечатку.










1