Сострадание. Социальная или межличностная ценность?


О смысле сострадания

Как известно, сострадание – это социально приемлемое качество, т.к. чуткость и непосредственность к окружающим людям, умение разделить их трудности существенно укрепляют общественные отношения.

Хотя сострадание приветствуют очень многие, но на деле далеко не все склонны его проявлять, других оно просто оскорбляет, а пользуются им зачастую те, кто умеет играть на жалости. Поэтому, напрашивается вопрос: а в чём, собственно, настоящая ценность этого процесса?

Прежде всего, нужно учитывать, что популярное определение этого качества сугубо поверхностное; к тому же, оно рассматривается с позиции культурных представлений коллективистов, к которым относится только косвенно. Поэтому очень важно определить подлинную структуру данной ценности.

Сострадание могут рассматривать, как психический процесс, или как ценность. В данном эссе предлагаю исследовать это понятие, как ценность личности, с позиции аксиологической психологии.



Сформулируем определение понятия

Сострадание – это одно из проявлений общечеловеческой ценности любовь. Актуально в культуре реформаторов, трудящихся и других мирных личностей.

На основе соотношения психических процессов личности установим определение данной ценности:

Сострадание – это ценность личности, основанная на контроле личного осознания своей личности в отрицательном проявлении посредством личного осознания своей социальной роли в положительном проявлении.

Только достаточно сильная личность, которой знакомы боль потерь и ярость, которая способна владеть собой в силу высоких чувств сострадания и разума, может понять настоящие чувства другого реформатора и заслужить взаимности. Другими словами, реформаторы познают любовь посредством страданий.

Значение сострадания, как идеала трудящихся

Итак, русскому менталитету сострадание присуще, как основа личных (межличностных) отношений. Последние тысячу лет оно приветствовалось, как социальная ценность – в рамках православной культуры. Но при каких условиях личная ценность может стать социальной? Только если «человек человеку друг, товарищ и брат». Да, воплощать в жизнь социалистические идеи в разрыве с православной культурой было грубой и нелепой ошибкой.

Не тот поистине сильный, кто из прихоти готов преступить чужие законы, а тот, кто способен выдержать в себе такую боль, которая любого другого лишает самообладания. Достойно пережитые трудности делают личность не только более сильной и внутренне развитой, они способствуют взаимопониманию совсем не похожих друг на друга, креативных личностей. Коллективистам трудно осознать, что одна из наиболее популярных в их культуре ценностей – это модель сплочения независимых реформаторов. Она, конечно, яркая, но для коллективистов более уместна межличностная ценность привязанность, или социальный идеал смирение.

Если этот идеал работает, как общественная ценность, то его субъект сам должен находить людей, нуждающихся в его поддержке и помощи. И не только: взаимопонимание нужно для совместных, общественно полезных проектов, сдержанность и душевная выносливость – рычаг обновления, или оптимизации социального устройства.

Упомянутые ценности рассматривались в статьях:

1. Шарбатов Э. А. Перечень основных ценностей в аксиопсихологии / Э.А. Шарбатов // Проблеми сучасної педагогічної освіти. – Ялта, 2013г. – Серія: педагогіка і психологія. Випуск 41. Частина 1. – С. 113-119.

2. Шарбатов Э. А. Ценности личности педагогов / Э.А. Шарбатов // По результатам XXIX международной научно-практической конференции «Достижения и проблемы современной науки» 2 часть. – Санкт-Петербург, 2018г. – Научный журнал «Globus» – С. 24-31.





Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 4
Количество просмотров: 62
© 04.06.2018 Эльдар Шарбатов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2288850

Метки: Сострадание, любовь, ценность личности, реформаторы,
Рубрика произведения: Проза -> Психология


Надежда Зернова       10.10.2018   17:49:52
Отзыв:   положительный
"Достойно пережитые трудности делают личность не только сильной и внутренне развитой, они способствуют взаимопониманию с другими..." Я поняла!!! Как Николай Мирликийский, многие другие, что нынче в статусе Великомучеников. Как , однако, всё устроено в этом мире! И как ВАМ, уважаемый Эльдар, комфортно пребывать в подобном информационном поле... Даже прикасаясь к подобной информации, невольно насыщаетесь вселенской благодатью, что нисходит во всех своих формах. Спасибо, что отыскали, обосновали и поделились с нами!
Искренне Надежда
Эльдар Шарбатов       11.10.2018   01:12:54

Хороший пример Вы привели, самый достойный из возможных!
У святых и эмпатийность и мудрость самая высокая.
И как раз данная ценность, основанная на духовных процессах,
позволяет не только понять ближнего, но и познать ритм Мира.

Спасибо за понимание!


Сергей Иванович       04.06.2018   01:00:16
Отзыв:   положительный
Интересная статья. Я всегда считал, что возможность сострадать заложена на генетическом уровне.
Эльдар Шарбатов       04.06.2018   16:38:16

Спасибо, Сергей Иванович!
Интересно, почему психоаналитики так не считают:
очевидно, потому что психоанализ - западноевропейское направление,
где сострадание не приветствуется.
Хотя, К. Г. Юнг исследовал психические основы сострадания,
и З. Фрейд прощал ему эту тягу к гуманизму, как любимому ученику.
А вот А. Адлер за похожую "ересь" был исключён из школы психоанализа.
Такие они, европейцы.









1