Эпоха Сталина. 1. Структура Советской власти



«. . . В эту великую историческую минуту поклянемся никогда не забывать той гро­мадной роли, которую сыграл рабочий в нашем общем деле политического освобождения».
(Из речи адвоката Мандельштама на съезде адвокатов. 1905 г.)

Советы представляют собой новый тип государствен­ного аппарата, который не только в корне отличен, но прямо противоположен госу­дарственному аппарату современной «демократии» и не только по классо­вой своей природе, но по принципам организа­ции и методам своей работы.
Структура выборов и принцип работы низового аппарата Советов, от местных Советов до областных и республиканских уже описан в различных вариантах, поэтому в этой статье не затрагивается. Самое главное в работе Советов и вообще - Советской власти взаимодействие верхних эшелонов власти, которое почему-то обходят стороной, и все из-за того, что архивы во всех Республиках бывшего СССР тщательно охраняется и вряд ли они будут открыты для исследователя.

Способ участия советских республик, отдельных областей в федеральном правительстве, областей, отличающихся особым бы­том и национальным составом, равно как разграничение сферы деятельности федеральных и областных учреждений Российской Республики, определяется немедленно, по образовании областных советских республик Всероссийским Центральным Исполнитель­ным Комитетом и Центральными Исполнительными Комитетами этих республик.

Все местные дела решаются исключительно местными сове­тами. За высшими советами признается право «регулирования» от­ношений между низшими советами и «решение» возникающих меж­ду ними разногласий. Центральная Советская власть обязана сле­дить за соблюдением основ федерации и представляет Россий­скую Федерацию Советов в ее целом. На Центральную власть возлагается также проведение мероприятий, осуществимых лишь в обще-государственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных, вступивших в федерацию, об­ластей.
(Из резолюции Учредительного съезда СССР)

2 (15) ноября 1917 г. Лениным была подписана составленная товарищем Сталиным Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность народов России и подтверждавшая право их на самоопределение вплоть до отделения.
Эти акты советского правительства усилили желание всех трудящихся ранее угнетенных национальностей к автономии, были «организованы» независимые республики: Украина, Белоруссия, Закавказские республики, Среднеазиатские, в которых главенствую роль в управлении принадлежали Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Поводом объединения независимых республик в единый Союз послужила Генуэзская конференция, состоявшая 22 февраля 1922 г., куда была приглашена только РСФСР, в лице ЦИКа большевиков. Республики, как: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бухара. Грузия, Дальневосточная республика, Украина н Хорезм поручили, особым протоколом, правительству РСФСР представительство их интересов на Генуэзской конфе­ренции.
По инициативе Закавказской СФСР (Армения, Азербайджан и Грузия), Украинской Республики и Белоруссии все временные соглашения о военной, экономической помощи между Республиками были оформлены двусторонними договорами, но, с течением времени требовавшими более тесного и более постоянного объединения совет­ских республик.

Прошедшие республиканские Съезды Советов: Закавказской федерации (13/XII1922 г.), Украинской республики (13/XII 1922 г.), Белорусской республики (16/XII 1922 г.) и РСФСР (26/XII1922 г.) приняли, каждое в отдельности, постановление о создании единого государства СССР и о вхождении в него.
30 декабря того же года состоялся объединенный съезд, который положил нача­ло существованию многонационального союз­ного советского социалистического государства, приняв декларацию и договор об образовании СССР. На съезде присутствовало 2.215 деле­гатов, в том числе 548 с совещательным голо­сом. Съезд избрал ЦИК СССР (центральный исполнительный комитет) в составе 371 члена и 138 кандидатов.

31 января 1924 года второй съезд СССР принял и утвердил Первую Союзную Конституцию, послужившую основой для Конституций всех Союзных и Автономных Республик. Так что, каждая из союзных и автономных республик имели свою Конституцию. Так по Конституции Белорусской Республики государственными языками в Республике были четыре языка: белорусский, русский, польский и еврейский. В остальных Республиках Конституции разработаны в соответствии с местными и национальными условиями.
По Конституции СССР высшим органом власти является Съезд Советов Союза, в Республиках - Съезд Советов, как союзной Республики, так и автономной республики, в областях, районах съезды депутатов.

Разница между Советами и Съездами заключается в том, что депутаты Советов избираются на опреде­ленный срок (1 год), в течение которого они собирают­ся на заседания, сессии; делегаты же съезда изби
раются только на каждый съезд, т. е. на одну сессию и, расходясь, теряют свое звание, оставляя после Съезда, лишь избранный ими Исполком. Ни те, ни другие депутаты и делегаты не в праве передавать кому-либо свои полномочия и каждый из них подотчетен своим избирателям.

Кроме очередных съездов, допускаются и внеочередные, созываемые по предложению выше стоящих съездов или их исполкомов, или соответственным исполнительным органом Советской власти, как по собственному почину, так и по требованию Советов.
В истории умалчиваются Республиканские съезды и съезды автономных Республик. Так 8-й Чрезвычайный съезд СССР принял 5 декабря 1936 г. новую Конституцию СССР. С января по апрель 1937 г. состоялись съезды Советов: 17-й - Всероссийский, 11-й - Украинской ССР, 12-й - Белорусской ССР, 9-й – Азербайджанской ССР, 8-й – Грузинской ССР, 9-й Армянской ССР, 5-й Туркменской ССР, 6-й Узбекской ССР, 6-й Таджикской ССР, 10-й Казахской ССР, 5-й Киргизской ССР.

Республиканские съезды выбирали свои Исполнительные органы управления, формировали самостоятельно органы правопорядка и прокуратуры, контролировали выборы судейского корпуса. 99% налоговых сборов оставались в распоряжении местных Совнаркомов, руководители которых выбирались из национальных кадров.
Рассмотрим в отдельности съезд СССР. Союзный съезд избирает ЦИК Союза, состоящий из двух равноправных Советов: Союзного Совета и Совета Националь­ностей, о которых речь будет дальше.

Верховными этапами власти Союза признаются: Съезды Советов Союза, а в период между Съездами - Централь­ный Исполнительный Комитет Союза (ЦИК) и его Президиум, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей и, как высший орган управления - Совнарком. Так вопрос и решается конституцией.

ЦИК Союза является новым учреждением и состоит из Союз­ного Совета и Совета Национальностей. Это введение националь­ного момента вы­звало много толков и недоумений, ибо в нем видели подражание буржуазной двухпалатной системе. Но это сходство чисто внеш­нее, и нечто подобное, но иного классового содержания, мы ви­дим лишь в буржуазных федеративных республиках. Но и внешнее сходство далеко не полное:
а) Союзный Совет состоит из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. Их всех избирает Съезд Союза.
б) Совет Национальностей образуется из предста­вителей союзных и автономных советских социалистических республик, по 5 представителей от каждой, и из представителей (по 1 представителю) автономных областей РСФСР и прочих союз­ных республик. Он в целом утверждается тем же Съез­дом Советов Союза.
Значит, оба Совета, какого бы различного происхожде­ния они ни были, свои полномочия получают от единого источника - Съезда Союза, пред которым они оба и ответственны.

В своей работе они равноправны. Они, под общим названием ЦИКа Союза, издают кодексы, декреты, постановле­ния и распоряжения, объединяют работу по законодательству и управлению Союза и определяют круг деятельности Президи­ума ЦИКа и Совнаркома Союза. Все декреты, постановления и распоряжения ЦИКа Союза обязательны к исполнению по всей территории Союза. Так как ЦИК Союза собирается лишь на сес­сии, то в период между сессиями высшим законо­дательным, исполнительным и распорядитель­ным органом власти Союза является Президиум ЦИКа. Но все декреты и постановления, определяющие общие нор­мы политической и экономической жизни Сою­за, а также вносящие коренные изменения в суще­ствующую практику государственных органов Союза ССР, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение самого ЦИКа Союза.
Итак, ЦИК Союза, это — Совет Союзный и Совет Националь­ностей, вместе взятые; заседают они хотя и одновременно, но отдельно, и также отдельно обсуждают и решают все вопросы. Но по особому постановлению, как это ввела практика, они могут выслушивать доклады совместно и даже прения вести совместно. Но голосуют они всегда отдельно.

Каждый из них имеет свой президиум в числе 9 человек. Они созываются одновременно на сессии, не менее трех раз в год, и одновременно разъ­езжаются по домам. Они рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума ЦИКа и Совнаркома Союза, наркоматов Союза, ЦИКов союзных рес­публик, а также возникающие по собственной их инициативе. Законопроекты получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Сове­том, так и Советом Национальностей и публи­куются от имени ЦИКа Союза ССР. В случае разногла­сия между обоими Советами вопрос передается в создавае­мую ими согласительную комиссию, а при недости­жении соглашения в согласительной комиссии вопрос передается на рассмотрение совместного заседания Союзно­го Совета и Совета Национальностей. Но если и тут, при отдель­ном голосовании, не будет большинства в том или другом Совете, вопрос, по требованию одного из них, может быть передан на раз­решение очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза.
В период между сессиями ЦИКа Союза высшим орга­ном власти является Президиум ЦИКа, образуемый ЦИКом в составе 27 членов, в том числе 18 человек от двух пре­зидиумов — Союзного Совета и Совета Национальностей. Вы­боры остальных 9 членов Президиума происходят на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей, при­чем каждый Совет голосует в отдельности. Тем же путем выбираются ЦИКом Союза из состава его Президиума председатели ЦИКа Союза, по количеству союзных республик, которые свои обязанности исполняют по очереди. До 1936 года их 6 по числу Республик.

Исполнительным и распорядительным органом ЦИКа Союза является СНК Союза (Совнарком). СНК Союза состоит из председателя Совнаркома Союза, его за­местителей (число их зависит от ЦИК) и десяти наркомов, а именно: пяти общесоюзных — по иностранным делам, по военным и морским делам, по внешней и внутренней торговле, путей сообщения и почт и телеграфов, причем Наркомторг отно­сительно регулирования внутренней торговли пользуется лишь правами объединенного Комиссариата, — и пяти объединен­ных— Рабоче-Крестьянской инспекции (Рабкрин), Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), труда, финансов и упра­вляющий центральным статистическим управлением. Кроме этих членов, имеющих решающий голос, в СНК Союза участвует с совещательным голосом председатель ОГПУ (Объединен­ного Государственного Политического Управления).

Совнарком Союза на первый взгляд как будто толь­ко исполнительная власть, но, поясняет конститу­ция, в пределах, предоставленных ему ЦИКом Союза, он из­дает и декреты, обязательные к исполнению на всей тер­ритории Союза. Проекты декретов и постановлений на рассмотре­ние СНК Союза поступают как от отдельных наркомов Союза, так и от ЦИКов союзных республик и их президиумов.

Одного перечня наркоматов достаточно, чтобы убедиться, на­сколько преобладающею должна быть роль этого цент­рального правительства. Пять комиссариатов общесоюзных, пять общереспубликанских и шесть союзных и автономных республик. Власть Народных Комиссаров очень велика, однако же их нельзя и сравнивать с министрами. Во-первых, Народные Комис­сары—избранники самого народа, рабо­чих и крестьян, которые выбирают ЦИКи союзные, республиканские, во-вторых - Народные Комиссары действуют на местах не через каких-нибудь чиновников, а через местные Советы депутатов или Исполнительные Ко­митеты, которые сами избираются рабочим населением из своей среды; наконец, в-третьих - Народные Комиссары дают посто­янно отчеты в своей работе и деятельности не только перед ЦИКами и Съездами, но также прямо перед рабочим населением столицы, где они выступают с публичными отчетами на открытых для всех митингах- собраниях, где всякий может задавать им вопросы и высказывать свое недовольство.
Каждый гражданин может обжаловать в суд любого из Комиссаров, членов Исполни­тельного Комитета, членов Советов, и депутатов любого уровня. Должность не освобождает от от­ветственности, а, наоборот, чем выше долж­ность, тем больше и ответственность. Было уже несколько случаев, что судили без вся­ких стеснений и Народных Комиссаров, когда они нарушали долг своей службы и звания.

Коллегиальность принятия решений наглядно демонстрирует Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), который регулирует и организует все производ­ство и распределение и управляет всеми предприятиями Республики. Пленум ВСНХ формируется в следующем составе:
а) от Республиканского Центрального Исполнительного Комитета Советов - 10;
б) от Республиканского Профессионального Производственного Объединения – 30, (в том числе от Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов 1):
в) от областных Советов Народного Хозяйства (2 X 10) - 20;
г) от Республиканского Совета Союзов Рабочей Кооперации - 2;
д) от Народного Комиссариата Продовольствия – I;
е) от Народного Комиссариата Путей Сообщения - 1:
к) от Народного Комиссариата Труда - 1;
в) от Народного Комиссариата Земледелия - 1;
и) от Народного Комиссариата по Финансовым Делам - 1;
к) от Народного Комиссариата Торговли и Промышленности - I;
л) от Народного Комиссариата по Внутренним Делам - 1;
Итого . . . 69.человек.

Примечание. Народные Комиссариаты, не поименованные выше, имеют право посылать на заседание Пленума Высшего Совета Народного Хозяйства своих представителей с правом совещательного голоса.
Все члены Пленума Высшего Совета Народного Хозяйства получают свои полномочия на полугодичный срок и привлекаются к регулярной работе по поста­новлению Президиума. Пленум собирается не реже 1 раза в месяц.
Руководство работой Высшего Совета Народного Хозяйства возлагается на Президиум в количестве 9 лиц, из коих 8 избираются Пленумом Высшего Совета Народного Хозяйства н утверждаются Советом Народных Комиссаров, а Председатель избирается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов н пользуется правами Народного Комиссара,

Основные законы автономных советских социалистиче­ских республик принимаются их съездами Советов и предста­вляются на утверждение ВЦИК, а окончательно утвер­ждаются Всероссийским Съездом Советов.
Конституция 1925 г. определяет и законодательную власть каждой автономной республики. По общему правилу, на террито­рии ее обязательны: общесоюзные законы, а равно и кодексы РСФСР с изменениями, вносимыми с разрешения ВЦИК (ст. 3 вводного закона к Земельному Кодексу, ст. 9 вводи, за­кона к Граждайскому Кодексу, ст. 4 вводи, закона к Угоновн. Кодексу и т. д.). Наконец, в области ведения самостоятельных наркоматов допускаются местные обязательные поста­новления, не противоречащие общереспубликанским законам.
Для автономных областей конституция заменяется «Положе­нием об автономной области», принимаемым ее съездом Советов и утверждаемым окончательно ВЦИК.

Прокуратура является организацией в пределах союзной республики, общесоюзного прокурора до 1934 года не было, а есть лишь прокурор при Верховном Суде Союза для надзора за законностью конституционной.
Прокурором Республики по закону состоял Наркомюст, его заместитель и помощники. На местах - местные губернские (областные) прокуроры и их помощники, назначаемые Прокурором Республики, т. е. из центра.

Автономные республики имеют своих прокуроров республики, не подчиненных Проку­рору Республики. Так что все судебные дела, описываемые в современной историографии, были внутренним делом автономных Республик, где роль следователей, прокуроров и судей исполняли лица выбранные и подчиненные местной власти (городским или районным) Исполкомом, им же формировался также штат милиции.
В работу советов массы втяги­ваются в различных формах: путем избрания своих депутатов в советы; отозвания депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей, и замены их новыми, выборами депутатами членов исполнительной власти. Избиратель участвует в обсуждения отчетов об работе депутатов и работе совета в целом, совместно с депутатами выслушивают отчеты членов Совнаркома и другие категории выборных должностей.
Обсуждает через посред­ство заседаний пленумов советов, через орга­низацию секций при советах и депутатских групп на предприятиях, созданием актива из трудящихся, не состоящих членами совета, но работающих в секциях и депутатских группах. Но в работу советов, в работу всего государ­ственного аппарата в целом вовлекаются и все другие массовые организации трудящихся: профсоюзы, комсомол, кооперация, доброволь­ные общества и т. и. Все они под руководством партии осуществляют работу по управлению государством, по перестройке общества, по строительству социализма.

«Буржуазный государственный аппарат стоит над массами, в виду чего он отделен от населе­ния непроходимым барьером и, по самому сво­ему духу, чужд народным массам. Между тем как советский государственный аппарат сли­вается с массами,... ибо он не может быть чужд этим массам, если он действительно хо­чет охватить миллионные массы трудящих­ся. В этом одно из принципиальных отличий советского государственного аппарата от ап­парата буржуазного государства» (Сталин, Вопросы и ответы, см. Вопросы ленинизма, 9 изд., стр. 148).


Чрезвычайно важным принципиальным от­личием советской государственной системы от буржуазной является полное уничтожение разделения властей законодатель­ной и исполнительной. Это разделение было «символом веры» европейской теории го­сударства в период роста капитализма. Оно представляет собой теоретическую основу пар­ламентского строя, который долгое время пропа­гандировался буржуазными теоретиками как одно из важнейших условий «свободы».

Эта теория возникла в начале XVIIIвека, когда средняя буржуазия потребовала от короля участия в управлении государством. Это был период реформации в церкви, опасаясь революции, король отдал управление среднему классу буржуазии: - «Я пишу законы, вы их исполняете». Немного упрощено, но точно. Теорию разделения властей развил Монтескье (на законодательную, исполнительную и судебную), на которую главным образом опи­раются все демократы.

Известно, что Монтескье был против­ником революции бедноты, он сторонник короля. Он и теорию разделения властей выдвинул в целях спасения хотя бы частицы королевской власти. Он не строит теории мирного развития; он, напротив, исходит от «всеобщей, как внутренней, так и внешней, войны людей», ибо, по его теории, «соединение людей в общество и порождает войну». Напугав своего читателя этой общей войной, Монтескье и объясняет, что важен не вопрос о том, в чьих руках власть, всех ли, некоторых или одного, но в том, как она организована и обставлена. А демократы, впоследствии, из нее создали средство примирения всех классов.
А народ как был в феодальной зависимости, крепостничестве, так и остался у корыта, ведь законы пишутся для власти. Первая французская революция 1795 г. наглядно продемонстрировала всю эволюция разделения власти.

Советская власть писала законы для Гражданина своего государства, невзирая ни на должности и звания и сама же контролировала исполнение этих законов. Наша действительность: освободив нас от коммунистического «ига», сразу ограничили манифестации и выражение чувств. C’est la vie. Такова… демократия!

Второй вопрос, который всегда на слуху: одно партийность или многопартийность? Вернемся опять к XVIII веку, когда землевладельцы и промышленники боролись за первенство в парламенте, мелкобуржуазная возня, а народ опять остался за пределами внимания. С тех пор "идея" многопартийности остается как способ отвлечения масс от основной задачи депутата: "Защита избирателя".

Упрекают в одно партийности Советскую Власть и мне захотелось закончить первую часть статьи, словами Владимира Ильича Ленина:
«Когда нас упрекают в диктатуре одной партии ... мы говорим: «Да, диктатура одной партии! Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем . . . Эта партия слилась с рабочим классом, и она одна только могла его вести на глубокое и коренное изменение старого общества» (Ленин, XVI, стр. 296).
Но, — прибавляет Ленин в другом месте: «В народной массе мы все же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает. Без этого Коммунистическая Партия не будет вести про­летариата, а пролетариат не будет вести за собою масс, и вся машина развалится» (Ленин, XVIII, 2, стр. 56).

«Политика большевиков в вопросах местного самоуправления и на­циональных меньшинств - это шедевр изобретательности и изящества. Никто из талантливых государственных деятелей современности в дру­гих странах не может соперничать с ними в методах удовлетворения при­тязаний национальных меньшинств» (Э. Д. Диллон, Россия сегодня и завтра, 1928, стр. 228, на англ, языке).





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 33
© 17.05.2018 Геннадий Ибраев
Свидетельство о публикации: izba-2018-2275784

Рубрика произведения: Проза -> История












1