Путешествие для души


Насколько развит на Смоленщине религиозный туризм и есть ли перспективы у данного направления

Как только речь заходит о туризме, большинство смолян тут же представляют себе группу загорелых людей в шортах и с фотоаппаратами наперевес, стремящихся запечатлеть себя на фоне каждой мало-мальски значимой достопримечательности. И лишь немногие ассоциируют туризм не только с отдыхом для тела, но и с пользой для души. Видимо, именно поэтому о таком направлении, как религиозный туризм, многие смоляне также имеют весьма приблизительное представление.
А между тем религиозный туризм на Смоленщине существует не первый год и, стоит признать, пользуется немалой популярностью. Чем же так привлекает смоленская земля православных путешественников?

Плюс монастырь

Сразу оговоримся: существует две основные формы религиозного туризма. Первая из них, (назовем ее, для примера, классической) – это паломничество, которое осуществляется исключительно под руководством священнослужителей. То есть данный процесс – на все сто процентов управляемый, и представить себе православных паломников, которые путешествуют от святыни к святыне сами по себе, так сказать, индивидуально, достаточно сложно.
Паломнический туризм в последнее время очень активно развивается на Смоленщине. Это происходит во многом благодаря тому, что за последние годы количество монастырей на территории области заметно увеличилось. В одном только Смоленске их уже три! Конечно, наибольшей популярностью у православных паломников по-прежнему пользуются Вяземский Иоанно-Предтеченский Монастырь и Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монастырь под Дорогобужем. Новый монастырь не так давно открылся и у истоков Днепра: пока что он еще не так известен, как его «собратья», однако интерес к нему наверняка появится.
Еще одна причина все возрастающей популярности религиозного туризма на Смоленщине – православные святыни, которые все чаще и чаще привозят в нашу область. Эти святыни притягивают многих, причем не только смолян, но и жителей других регионов и даже из Белоруссии.
Во всей этой «бочке меда» есть всего одна маленькая ложечка «дегтя». Да, паломнический туризм на Смоленщине развит достаточно сильно, однако расти и развиваться в данном направлении региону практически некуда. Все-таки количество людей, готовых отправиться в паломнический путь – величина более-менее постоянная, и заметное увеличение гостей, интересующихся данным направлением, вряд ли возможно.

Курс на возрождение

Совсем другое дело – туризм историко-культурный и обрядовый. В данном направлении Смоленщине можно и нужно развиваться. К примеру, на могиле схимонахини Макарии в Темкинском районе не так давно был создан целый духовно-культурный комплекс, который неизменно привлекает не только паломников, но и людей, желающих поближе познакомиться с историей этого места при помощи расположенного тут же музея, посетить святой источник Пророка Илии или полюбоваться на местные храм и часовни.
Не менее популярны и церкви, старые, возрожденные или же заново отстроенные на прежнем месте. Люди целенаправленно приезжают знакомиться с образцами православной архитектуры, особенно если речь идет о редких или уже, казалось бы, утраченных образцах. В качестве наглядного примера тут можно привести одношатровую церковь в Катыни. Прежде на Смоленщине была всего одна церковь данного типа – трехшатровая церковь Одигитрии в Вязьме, включенная ЮНЕСКО в число архитектурных памятников мирового значения. Шатровые церкви – большая редкость, причем не только на Смоленщине, но и в масштабах всей страны. Причина этому кроется в реформе 1666 года, когда строительство подобных церквей было запрещено. И только недавно удивительные по красоте шатровые храмы начали возводить вновь, возрождая уже забытые архитектурные формы. Шутка ли: существующие сегодня в России шатровые церкви легко можно пересчитать по пальцам.
Активно восстанавливают и те церкви, что были разрушены в советский период. Такие восстановленные храмы сегодня можно увидеть в деревнях Рай и Вонлярово.

От источника к источнику

Неизменный интерес у россиян вызывает и обрядовая сторона православия. К примеру, характерный для православного человека тип питания. Наверняка среди ваших знакомых найдется по крайней мере один человек, который соблюдает пост (или хотя бы пытается это делать). В Смоленской области проводятся фестивали постной кухни, и даже местные заведения общепита сделали постные блюда обязательной составляющей своих меню.
Однако самым популярным православным обрядом по праву можно назвать традицию окунания в купель. И если вы думаете, что делать это можно и нужно исключительно на Крещенской неделе, то очень сильно ошибаетесь. Согласно традициям дореволюционной Руси, окунаться в купель можно в любое время года, ведь целебная сила воды из освященных источников не зависит от смены сезонов. Да и святых источников на территории Смоленской области предостаточно, и многие туристы даже начинают их «коллекционировать», стремясь побывать на каждом из них (не только на Смоленщине, но и в других регионах) и выпить хотя бы по глоточку местной воды.
Форму туризма в последнее время приобретает и неоязычество – пожалуй, единственная форма религиозного туризма на Смоленщине, никак не связанная с православием. К данному направлению можно отнести многие популярные событийные мероприятия области, такие как празднования ночи Ивана Купалы или Гнездовский фестиваль. Одно время даже были попытки создать религиозный туризм в иудаизме, тем более что предпосылки для этого на Смоленщине имеются. Чего стоит одна лишь деревня Любавичи на территории Руднянского района, некогда бывшая центром хасидизма в России. Однако воплотить туристическую идею в жизнь так и не удалось.
Нужно ли и дальше развивать религиозный туризм на Смоленщине? Определенно да! Ведь интерес людей к православным обрядам и традициям год от году только растет. И пусть для некоторых туристов посещение храмов и церквей будет представлять исключительно познавательный, а не духовный интерес: в конце концов, приобщение к любому виду искусства (будь то редкие архитектурные формы или прекрасная иконопись) ценно уже само по себе.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 16.05.2018 михаил евдокимов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2274710

Рубрика произведения: Проза -> Эссе












1