Советы Оптинских старцев-94


Советы Оптинских старцев-94
СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)

ИЗ МАКАРИЯ ОПТИНСКОГО

Вы удостоились вкусить дары благодатных
ощущений. Сие вам показано, что есть
благодать Божия и дабы вы могли различать
ложь от истины и блага мирские и блага духовные.
Но она вам показана и скрылась, ибо не можете
понести ее, не искусившись во брани со страстьми
и не стяжавши смирения.

15.05.18 г.,
Благоверных князей Бориса и Глеба

... В духовных заметках не обойтись без слов Бог, Христос, Истина, благодать, и у меня в хронике их не мало. А в день памяти святителя Игнатия Брянчанинова — вот ведь судьба! — я открыл четвёртый том собраний сочинений этого, к стыду моему, незаслуженно мало изученного святого, и внимание привлекла проповедь именно о Божественной Истине, благодати, вере православной и великом несоответствии жизни нашей земной заповедям Христовым, то есть извечной Истине, от которой гигантское большинство землян, и россиян в том числе, так незадачливо и опасно отмахнулось.

Внимательно прочитал и законспектировал блистательную проповедь, кое-где добавил замечания — и прелагаю всё это вниманию читателей хроники.

СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Истина есть Господь

(Конспект проповеди
с небольшими комментариями)

Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о себе: «Аз есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14, 6). Истина есть Слово Божие: «Слово Твое истина есть» (Ин. 17, 17). Это слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово — Бог; это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого (1 Ин. 1, 3).

Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати (1 Ин. 16, 17).

Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но самая благодать, самая истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества (2 Пет. 1, 4).

Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины (Ин. 15, 26; 16, 13). Он — Дух, от Отца (Бога Отца. — Б.Е.) исходящий (Ин., 15, 26). Он — Дух Святый Божий (Ин. 14, 26). Он — Дух Сына (Бог Отец и Бог Сын едины. — Б.Е.) (Гал. 4, 6), как неотступно соприсутствующий Сыну, как составляющий со Отцем и Сыном единое нераздельное и неслитное Божеское Существо (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, то есть Троица. — Б.Е.).

Приятие Истины есть вместе приятие Святого Духа: потому-то Всесвятая Истина возвещает о Себе, что она пошлёт Святого Духа от Отца ученикам Своим.

Естественно там присутствовать Святому Духу Истины, где действует Святая Истина, и печатлеть её действия. Равным образом, где действует Святый Дух, там бывает обильнейшее явление Истины, как сказал Господь ученикам Своим: «Егда придет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину» (Ин. 16, 13).

Истинного христианина Святый Дух зиждет духовно и преобразует в жилище Божие (Еф. 2, 22). Он во внутренном человеке изображает и вселяет Христа (Еф. 3, 16, 17). Он усыновляет человеков Богу, соделывая их подобными Христу, водворяя в них свойства Христовы (Ин. 14, 6).

Таких-то поклонников, поклоняющихся Богу Духом и Истиною, ищет и приемлет Бог. Вне истинного христианства нет ни Богопознания, ни Богослужения (и самой жизни нет, которая приводит в Жизнь Вечную. — Б.Е.).

Для того, кто не верует в Господа Иисуса Христа, нет Бога. Невозможно приступить к Богу, невозможно войти с какое бы то ни было общение с Богом иначе, как при посредстве Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и человеками! Нет истинного познания Господа Иисуса Христа без посредства Святого Духа! (1 Кор. 12, 3; Рим. 8, 9).

Вне христианства нет добродетели, достойной неба! (Вне Христовой Истины нет нравственной, человечной, справедливой жизни. — Б.Е.) Недостойны Бога естественные добрые дела человеческие, истекающие из падшего нашего естества, в котором добро смешано со злом, в котором добро по большей части едва приметно во множестве зла. Падшее естество способно исключительно к злу, как Сам Бог засвидетельствовал: «Прилежит помышление человеку прилежно на злая от юности его» (Быт. 7, 21).

Такова цена пред Евангелием и Богом естественной доброты человеческой и действий, из неё вытекающих. Тщетно прославляет падшее естество свои громкие и великие добрые дела! Такое самохвальство есть свидетельство ужасной слепоты! Такое самохвальство есть невольное обличение качества громких дел человеческих, возбуждаемых и питаемых тщеславием. (До сих пор мы не то боимся, не то стесняемся сказать истину, что жизнь без Христа, а такой жизнью живёт подавляющее большинство, — это не жизнь, а смерть, и на земле, и в вечности. А святые наши, в том числе и Брянчанинов, говорят Истину прямо, открыто, с нескрываемой болью. Последуем их примеру. — Б.Е.)

По этой причине Господь заповедал отречение от естества падшему и слепотствующему человечеству, не сознающему своего горестного падения, напротив того, видящему в нём какое-то великолепное торжество, ищущему развить это торжество. Для спасения необходимо отречение от греха! Но грех столько усвоился нам, что обратился в естество, в самую душу нашу.

Для отречения от греха сделалось существенно нужным отречение от падшего естества, отречние от души (Мф. 10, 39), отречение не только от явных злых дел, но и от многоуважаемых и прославляемых миром добрых дел ветхого человека; существенно нужно заменить свой образ мыслей разумом Христовым, а деятельность по влечению чувств и по указанию плотского мудрования заменить тщательным исполнением заповедей Христовых.

Грех содержит человека в порабощении единственно посредством неправильных и ложных понятий. Равным образом очевидно, что пагубная неправильность этих понятий и состоит именно в признании добром того, что в сущности не есть добро, и в непризнании злом того, что в сущности есть убийственное зло. (Полная картина того, что происходит с нынешним светским обществом. Торжествует убийственное зло. И как же можно молчать об этом? — Б. Е.)

В противоположность ожесточённым иудеям, отвергшим и Господа, и Его учение, окажем повиновение Господу покорностью всесвятому и спасительному учению Его! Отложим образ мыслей, доставляемый нам падшим естеством нашим и враждебным Богу миром! Усвоим себе образ мыслей, предлагаемый Господом в Его Святом Евангелии!

Последуем Истине, и наследуем Истину. Истина освобождает человеческий ум от невидимых уз заблуждения, которым оковал его грех. Этого мало: всесильная Истина, доставив духовную свободу уму, обновив, оживив его жизнью свыше — Словом Божиим, — выводит его на путь заповедей Христовых, и «путь неправды отставляет от него» (Пс. 118, 29).

Человек доколе пребывает в падшем естестве своём, дотоле погружён во мрак глубочайшего неведения... Одна вера во Христа доставляет познание Истины; эта вера, выражаемая исполнением заповедей Христовых, привлекает в сердце верующего благодать Святого Духа (а благодать, кроме остального, даёт познание Истины. — Б.Е.)...





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 13
© 15.05.2018 Борис Ефремов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2274175

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры












1