Безжалостность творчества. Призраки любви


Безжалостность творчества. Призраки любви
 


Из письма М. Цветаевой Петру Юркевичу: «Мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь. Я могу любить только человека, который в весенний день предпочтёт мне — берёзу. Это моя формула»

Из письма М. Цветаевой Пастернаку: «Мой любимый вид общения — потусторонний — сон, видеть во сне. А второе — переписка»

Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь.
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство — не любовь!
И итогом этих (в скобках —
Несодеянных!) грехов —
Будет легонькая стопка
Восхитительных стихов.

20 ноября 1918,
из цикла М. Цветаевой «Комедьянт»


… В стихах, музыке, изобразительном искусстве интересен сам автор, и в первую очередь, в том, как он сообщает миру о себе или о ком-то. Чем талантливее написано, чем больше любви и мастерства в материале искусства — тем интереснее нам та личность, которая находится "за кулисами", за историей создания произведения.
Читатель часто испытывает жгучий интерес к адресату того или иного стихотворения, рассказа, картины. Хочется узнать, чья тень, жизнь, чей призрак светится за строками посвящения.

Но я не об этом, а о странной жестокости, иногда бесчувственности, поэтов, писателей, артистов, художников — к тем, кто их вдохновляет.
Там, где касается творчества, реальные люди как бы отходят на второй план. Всё переплавляется в личном опыте — и выражается в созданных предметах искусства. Строительным материалом является буквально все… Хотя это всё — зачастую живые люди, живые судьбы, прикасаясь к которым — вольно или невольно — художники изменяют их, воздействуют на их жизнь. И очень часто такие столкновения становятся чуть ли не фатальными.

Я о безжалостности говорю. О том, что привязанность к творчеству довлеет над привязанностью к людям. О странном холоде по отношению к людям из прошлого. О цинично-бесчувственном порой отношении к людям из настоящего. Призраки любви одухотворяют артефакты искусства.
А что художники, творцы, ремесленники… «Комедьянты»«лицедеи»... В их отношении к близким людям сквозит эмоциональный инфантилизм и безответственность в обыденном понимании слова. Поэтому и платят по самому высокому, штрафному счету, Судьбе — здоровьем, жизнью, честным именем, одиночеством.
Но иначе они не умеют. Не могут. Да и права, наверное, нет — иначе. Поэтому вслед за творчеством в судьбе любого художника следует расплата. Искупление. И покаяние.


П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника





Рейтинг работы: 12
Количество рецензий: 3
Количество сообщений: 19
Количество просмотров: 33
© 14.05.2018 Птицелов Фрагорийский
Свидетельство о публикации: izba-2018-2273663

Метки: творчество, о любви, посвящения,
Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Рустам       15.05.2018   10:15:51
Отзыв:   положительный
Думаю, что Вы не правы, - "пристёгивая" художников, творцов, ремесленников (и поэтов...?) к комедиантам и лицедеям. Даже уверен в этом.


С уважением, Рустам.
Птицелов Фрагорийский       15.05.2018   11:19:15

Скажу так: жалко мне всех чисто по-человечески.
Птицелов Фрагорийский       15.05.2018   11:15:19

Это не я. это цитаты из Марины Цветаевой.

Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь.
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство — не любовь!
И итогом этих (в скобках —
Несодеянных!) грехов —
Будет легонькая стопка
Восхитительных стихов.

20 ноября 1918,
из цикла М. Цветаевой «Комедьянт»

А вообще-то все артисты (от слова АРТ, т.е. занимающиеся искусством) - считаются лицедеями с древних времен. Лицедей - актер, артист. Лицедейство - спектакль, искусство. Уличный балаган это или венская опера - это уже нюансы.
В «Этимологическом словаре русского языка» Крылов говорит, что это слово - дословный перевод с древнегреческого понятия «prosopoleptos», что значит «тот, кто носит чужое лицо», «делает чужое лицо». Это относилось к певцам, декламаторам, мимам, танцорам, словом - к любым представителям искусства, которое создавало иллюзорную реальность. Этим словом в античности называли актёров, опираясь на то, что во время спектаклей они носили маски. То есть, изначально негативного смысла в этом слове не было.
В христианском толковании - лицедей это грех "двоедушия". Близкое к лицемеру. Но поскольку в это слово вкладывалось осуждение - то можно назвать лицемерами осуждающих. Потому что заповедь "не осуди" - касается всех одинаково. Лицедей - это факт, а лицемер - это негативное, оценочное суждение. Чисто по-фарисейски подошли к вопросу. Искусство считалось грехом - вне церкви. А лицедеи подвергались сегрегации даже после смерти - их запрещено было хоронить в черте кладбищ.
Но это - экскурс в историю, а эссе не об этом.
Рустам       15.05.2018   11:26:41

Значит, я не согласен с М.Цветаевой. В корне не согласен... Если она причисляла себя к лицедеям, на то было лишь её право. Да и, вообще... - не люблю я её стихи.
Птицелов Фрагорийский       15.05.2018   11:34:36

Она просто была объективной. При всей её истеричности и нарциссизме.
А история - это объективная данность. И история слов - тоже.
Я с оценкой не согласен - это да.
Я просто повторю - из ответа на комментарий ниже: "я думаю о том, сколько несчастий, личных драм, и какие нелегкие судьбы, полные лишений и потерь,стоят за всем нам известными и любимыми строками. И как мы порой неблагодарны, за их сожженные жизни, со своими поверхностными оценочными суждениями об их жизнях, и о жизнях людей, которые связаны с ними."
Я говорю о том, что если дается дар - то и прилагаются к нему такие испытания, что не дай Бог, врагу не пожелаешь. И грехи, искушения - тоже даются. Бог знает, зачем это нужно, а люди - не знают. Потому и судачат. То жена у него не такая была, то еще что-нибудь. Творческие люди за все свои грехи платят по такому высокому счету, какой и не снился людям, чья жизнь проистекает более-менее гладко и без потрясений.
Рустам       15.05.2018   11:56:58

Был ли объективен А.С.Пушкин, обвиняя Сальери...? М.Ю.Лермонтов, прощаясь с Родиной: "Прощай, немытая Россия..."??? Примеров такой "объективности" можно привести сколько угодно. История не может быть объективной, поскольку в неё лезут все, кому ни лень и постоянно переписывают по своим лекалам - в угоду той или иной эпохе, тем или иным правителям, той или иной политической системе. Или просто - от дурости... Омар Хаяйм: "Перед лицом и друга, и врага Ты - господин несказанного слова, А сказанного слова - ты слуга...". Вот он был объективен...
Птицелов Фрагорийский       16.05.2018   00:38:28

Рустам, по поводу стиха Лермонтова -
https://www.donetsk.kp.ru/daily/26695/3720077/
https://www.krugozormagazine.com/show/Russia.1274.html
https://godliteratury.ru/public-post/kto-napisal-nemytuyu-rossiyu
Ну и кроме всего прочего - полная ахинея про "голубые мундиры" и "им преданный народ". никогда голубые мундиры не занимались народом - с ним разбирался сам помещик. в общем, Лермонтов прекрасно знал всю эту помещичью и служебно-силовую кухню царской России. он не мог написать откровенной глупости (не просто неточности - а полной невежественности в этих вопросах).
так что стишок левый - я давно удивлялся этому стиху. не лермонтовский он по духу и по стилю тоже.
Птицелов Фрагорийский       15.05.2018   17:13:29

Рустам, я говорю об этимологии слова. о том, что изначально это слово означало не то, что придумали позже ксендзы. просто внимательно посмотрите о чем я пишу. о чем это эссе. этот вопрос здесь не центральный и даже не периферийный. :)
А Пушкин просто использовал расхожий сюжет. Обвинил не он. Это газеты - СМИ того времени как один все писали об этом.
В те времена такая же была свистопляска и вранье, как и сейчас.
Птицелов Фрагорийский       15.05.2018   16:51:15

Прощай немытая Россия - не лермонтовское стихотворение. это фейк 19 века.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       15.05.2018   07:31:17
Отзыв:   положительный
это неправда.. тогда не надо творчества... я не согласна...
Птицелов Фрагорийский       15.05.2018   08:37:04

А жизнь не спрашивает нашего согласия.
есть счастливые судьбы наверно. но я - не встречал хороших мастеров, которые были бы благополучны, и с которыми было бы хорошо близким людям. но, наверное, все-таки есть.
а от творчества не откажешься. оно ж прёт, не спрашивая нашего согласия. и без реализации человек просто сходит с ума. или деградирует.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       15.05.2018   08:46:43

Многие деградации не замечают...:)))))))))))))))))))))) Простите, творчество это Дар. Не наказание...
Птицелов Фрагорийский       15.05.2018   11:17:47

И дар, и наказание (от слова - наказ, предназначение или урок жизни), и часто - проклятие. Иногда люди приговорены буквально к своему дару. Смотря как им пользоваться.
Мы много даров Бога портим и употребляем во зло.
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       15.05.2018   11:32:04

я что то приговоренных не встречала:)))))))))) Есть судьба в болезни - приговоренный... Или казнь за преступление.. Приговоренных к Дару не видела.. Значит, не Дар это ... Если только лечение? Травами или руками.. Но и то так не восприму... И это Дар свыше...Знаю по опыту общения.. Но этого мало? С Вами интересно говорить...
Птицелов Фрагорийский       15.05.2018   11:36:48

Любой дар - как приговор. Свыше, да.
Конечно, талант можно и в землю закопать - но за это от Бога по шее получишь еще больше)))
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       15.05.2018   11:48:57

НЕ знаю... не только за это можно получить!:)))))))) Спасибо за диалог. Рада Вас читать...
Наталья Егорова       14.05.2018   18:31:12
Отзыв:   положительный
"...Я могу любить только человека, который в весенний день предпочтёт мне — берёзу. Это моя формула»
!!!!!!!
Наша жизнь - сцена. И мы должны уметь быть и берёзами, и лучиками солнца, и зеркалом, в которое можно смотреться до головокружения:)

"...привязанность к творчеству довлеет над привязанностью к людям. О странном холоде по отношению к людям из прошлого. О цинично-бесчувственном порой отношении к людям из настоящего. Призраки любви одухотворяют артефакты искусства.
А что художники, творцы, ремесленники… Комедианты, лицедеи... В их отношении к близким людям сквозит эмоциональный инфантилизм и безответственность в обыденном понимании слова. Поэтому и платят по самому высокому, штрафному счету, Судьбе — здоровьем, жизнью, честным именем, одиночеством."
Я понимаю так: одни служат искусству. Другие служат самим себе и воссоздают себя в своих шедеврах. Первые увековечивают в произведениях Высокое. Про вторых не придумала:( Но надо быть снисходительными к ним, ибо получается, что они теоретически понимают Высокое, но... Природа жестока. Талант даётся в ущерб чему-нибудь другому.
Птицелов Фрагорийский       14.05.2018   22:28:23

Не знаю. мне кажется, все сложнее. автор всегда воссоздает себя - более или менее талантливо. свой взгляд на мир, свои эмоции. и не всегда талант даётся чему-то в ущерб. это, кстати, ошибочная точка зрения на творческое начало в человеке.
просто у людей обыденных не всегда есть понимание. а художникам часто просто не хочется выяснять отношения, трудиться над отношениями, добиваться понимания. чаще бывает иначе - люди просто расстаются по пути. потому что у них разные просто направления. они о разном мечтают. их внутренние силы направлены на разные вещи.
Я просто думаю не об этом. я думаю о том, сколько несчастий, личных драм, и какие нелегкие судьбы, полные лишений и потерь,стоят за всем нам известными и любимыми строками. И как мы порой неблагодарны, за их сожженные жизни, со своими поверхностными оценочными суждениями об их жизнях, и о жизнях людей, которые связаны с ними.

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  












1