Обоснование и классификация ценностей личности




Материал подготовлен на основе статьи, опубликованной в 2016 году:
"Обоснование и классификация ценностей в аксиологической психологии"

УДК 159.9.23: 17.022.1

Резюме. Знаменитый афоризм Рудольфа Грмана Лотце гласит: «Ценности не существуют, но значимы». Но само понятие значимость относится к сфере сознания, следовательно, структура ценностей может быть обоснована в формате психологии личности. Обоснование и классификация личностных ценностей является важным шагом в оптимизации аксиологической разрухи стран СНГ и незаменимым вкладом в развитие молодой науки аксиопсихологии.
Ключевые слова: аксиопсихология, ценность, психический процесс.

Summary. A famous Rudolf Hermann Lotze’s aphorism says, “Values do not exist, but they are significant”. But the concept significance refers to the sphere of consciousness, hence, the structure of values can be substantiated in the format of the psychology of personality. The substantiation and classification of human values is an important step in optimization of axiological disruption in the countries of the post soviet space and an irreplaceable contribution into the development of axiopsychology.
Keywords: axiopsychology, value, mental process.

Главный минус изучения аксиологии состоит в том, что ценности до сих пор рассматривались, как феномен и не имели прямого научного обоснования. Т.е. мы не можем дать оценку собственному выбору идеалов. Тем не менее, постижение принятых идеалов «сердцем» может быть научно обосновано, если заменить феноменологический подход к их изучению психологией личности. Основы такого подхода обосновала З. С. Карпенко [2]. Главным преимуществом данного исследования является то, что ценности не рассматриваются, как косвенная реакция на объективно существующие блага: изучению подвергается их структуры на основе сотношения психических процессов личности.

Объект исследования являются ценности личности. Предмет: структура и классификация личностных ценностей. А цель направлена на обоснование и классификацию аксиологических ценностей в формате психологии личности.

Теоретическая значимость: разработана логическая схема представления ценностей личности на основе модели соотношений психических процессов; введены и классифицированы новые виды ценностей личности.

Практическая значимость: на основе теории исследования разработаны авторские методики, их достоверность 99%; целями методик является диагностика психологических ценностей, ценностных ориентаций и отношения к личному выбору, формирование сознательного отношения к ценностям своего выбора и оптимизация проблемы злоупотребления личными и чужими идеалами.

В качестве гипотезы предполагаю, что если структуры основных и сложных ценностей поддаются обоснованию в рамках психологии личности, то и структура высшего идеала истины тоже может быть раскрыта.

Для определения психической структуры ценностей личности, необходимо классифицировать проявления психических процессов с позиции символического смысла. Наиболее подходящий для этого метод был раскрыт А. В. Фурманом, исследуя данный принцип, он отдаёт предпочтение квадратичным мыслесхемам [4], [5, C. 88]. В рамках психологии личности я выделил четыре основных психических процесса, положительные и отрицательные проявления которых в дальнейшем будут представлены символами: An – инициатива, An’ – ярость, Fl – влюблённость, Fl’ – ревность, Aq – сострадание, Aq’ – ненависть, Te – интеллект, Te’ – страх.

Опираясь на феноменологию, психологию личности, тригонометрию и словарь символов Х. Е. Керлота [3, с. 34], я разработал логическую схему представления личностных ценностей на основе психических процессов (рис.1). Любую основную ценность личности определяю, как характер отношения системы взаимосвязанных психических процессов к системе взаимосвязанных психических процессов иного рода и в равном, но противоположном первому проявлении. Возможно всего 6 таких комбинаций и, соответственно, 6 основных общечеловеческих ценностей: 1 – борьба, 2 – любовь, 3 – честь, 4 – достоинство, 5 – принятие, 6 – свобода (см. цифры на рис.1).


В основе структур сложных ценностей второго порядка лежит постижение двух основных ценностей личности. Наибольшее значение для человека имеют только три таких ценности благодаря уравновешенной и устойчивой структуре, которая нейтрализует внутренний конфликт, необходимый для постижения любой основной ценности – это идеалы, определяющие смысл жизни человека: испытание, счастье и гордость. Эти ценности представлены в таблице 1 как совмещение концептов основных ценностей и как уравновешенное соотношение психических процессов в основе их проявлений.



А. Адлер, создатель индивидуальной психологии, в своей работе «Смысл жизни» раскрыл понятие смысла, как формы связи «человека по отношению к миру» и, в равной степени, «мира по отношению к человеку» [1, с. 25]. Данное определение буквально повторяет структуру ценности счастье, которое может проявиться только на основе постижения двух основных ценностей: любви и принятия, и предполагает уравновешенное соотношение психической основы личного осознания своей личности и психической основы личного осознания своей социальной роли.

Испытание проявляется на основе постижения двух основных ценностей: борьбы и свободы. Борьба определена характером отношения психической основы личностных норм к психической основе индивидуального творческого развития, свобода определена характером отношения психической основы индивидуального творческого развития к психической основе личностных норм. Такой же уравновешенный характер соотношения психических процессов лежит в основе ценности гордость, которая функционирует на основе постижения личностью двух основных ценностей: честь и достоинство и предполагает уравновешенное соотношение психической основы мотивации личностной деятельности и познавательных процессов.

В модели соотношения основных ценностей (рис. 1) сложные ценности третьего порядка, представлены наиболее устойчивыми комбинациями трёх основных ценностей, порядковые номера которых расположены на каждой из восьми граней октаэдра (вершинами которого являются шесть основных ценностей). Особенность сложных ценностей третьего порядка состоит в том, что в основе психической структуры каждой из, формирующих их, основных ценностей преобладает одно и то же проявление определённого психического процесса, либо стремление его подавления. Если личности удаётся постигнуть одну из этих сложных ценностей, то это значительно расширяет самосознание и делает психические процессы более высокими, в силу стабильной структуры ценности.

Общечеловеческие ценности личности третьего порядка представлены в таблице 2. Каждой из них соответствуют по три основные ценности и указан преобладающий психический процесс в определённом проявлении.



Можно выделить четыре сложных ценности шестого порядка, которые являются смыслом жизни и обладают устойчивой структурой. Их структура определена соотношением двух сопоставимых сложных ценностей третьих порядков, которые на рисунке 1 расположены на двух противоположных гранях октаэдра. Особенность данных сложных ценностей состоит в том, что в основах структур сложных ценностей третьих порядков, их определяющих, акцентируется один и тот же психический процесс. Таким образом структура каждой сложной ценности шестого порядка косвенно связана с проявлением определённого психического процесса.

В таблице 3 представлены структуры сложных ценностей шестого порядка на основе сложных ценностей третьего порядка.



Вывод

Вместо определения концепта истины были получены ещё четыре стихийных элемента для дальнейших обоснований (не без помощи модели, приведённой на рисунке 1, и т.д.). Но я затрудняюсь дать им однозначное определение, мне не на кого сослаться в их изучении и нет ни одного потенциального испытуемого, постигшего их все.

Гипотеза подтвердилась частично: истина, как высшая ценность личности, действительно может быть обоснована на основе соотношения психических процессов, но такую формулу пришлось бы выводить бесконечно долго. Что же касается ценностей, концепт которых доступен сознанию людей, то все они могут быть обоснованы в формате психологии личности.

Были выделены основные и сложные общечеловеческие ценности, которые имеют отражение в каждой культуре или сфере. Уточнены понятия смысла бытия и обоснованы идеалы, постигнуть которые могут лишь немногие люди.

Список литературы

1. Адлер А. Смысл жизни / А. Адлер // Философские науки. №1, 1998. – 65 с.
2. Карпенко З.С. Психологічні основи аксіогенезу особистості: автореф. дис. на здобуття наук. ступ. доктора психолог. наук: спец. 19.00.07 / Зіновія Степанівна Карпенко. – К., 1997. – 36 с.
3. Керлот Х. Э. Словарь символов. / Х. Э. Керлот // М.: «REFL-BOOK», 1994. – 608 с.
4. Фурман А. В. Идея профессионального методологирования. Монография / А. В. Фурман – Ялта – Тернополь: Экономическая мысль, 2008. – 205 с.
5. Фурман А. В. Типологический подход в системе профессионального методологирования / А. В. Фурман // Психология и общество. – 2006. – №2. – С. 78-92.

Данная публикация:

Шарбатов Э. А. Обоснование и классификация ценностей в аксиологической психологии / Э.А. Шарбатов // «Молодые лидеры – 2016» Материалы I международного конкурса выпускных квалификационных и курсовых работ. – Казань, 20016 г. Научно-образовательный центр Знание – С. 197-201.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 40
© 13.05.2018 Эльдар Шарбатов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2272869

Метки: Аксиологическая психология, ценность личности, психический процесс,
Рубрика произведения: Проза -> Психология












1