Советы Оптинских старцев-92


Советы Оптинских старцев-92
СОВЕТЫ ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ

(Хроника начала духовной жизни)

ИЗ АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО

Мы часто от невнимания говорим то, за что более всего и прежде всего будем судимы. Говорим многое очень легко и удобно, а приносить в этом покаяние весьма неудобно.

27.04.18 г.,
Виленской иконы Божией Матери

... Не было еще случая, чтобы очередное «случайное» высказывание оптинского святого не бросало в духовную дрожь. Когда-то Пушкин, получив стихотворное вразумление митрополита Филарета по поводу известных теперь многим полуязыческих строчек о бессмысленности жизни, откликнулся провидчески-сердечным откровением:

И ныне с высоты духовной
Мне руку простираешь ты,
И силой кроткой и любовной
Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнём душа согрета
Отвергла мрак земных сует,
И внемлет арфе Филарета
В священном ужасе поэт.

Именно священный ужас прожёг душу поэта. И нечто подобное испытал я, прочитав высказывание преподобного Амвросия. Всё сильнее из года в год охватывала мысль о великой греховности поэтов, сочиняющих на темы очень важные, острые, злободневные; о великой моей греховности — за обличения неладной нашей действительности. Богом нашим не только не запрещается так жить в поэзии, но и рекомендуется именно такое житьё-бытьё. С учётом, что мы, сочинители, сознавая пережитую греховность, придём к Нему с чистосердечным самобичеванием, самообличением, с великой просьбой простить нас за море грехов и пороков, в которые непременно впадаешь, отдаваясь, заметьте, Божественному (!) вдохновенью.
Экспромтом сочинились стихотворения, составившие триптих:

ИЗ ПЕПЛА РОЖДАЯСЬ И ЗАНОВО МУЧАСЬ...

(Триптих)

1.

ПОЭЗИЯ ДАЛЬШЕ УВОДИТ ОТ БОГА...

Поэзия дальше уводит от Бога,
Чем взятые вместе земные дела.
В ней тьмы и страстей до безумия много,
А это всю душу сжигает дотла.
Святая, хотя и печальная участь,
Но ею недаром обласкан поэт.
Из пепла рождаясь и заново мучась,
Всю жизнь он идёт на Божественный свет.

24.04.18 г.,
Священомученика Антипы

2.

В НЕПРОДУМАННОЙ ЖИЗНИ МОЕЙ...

В непродуманной жизни моей,
В вихре слёз, вдоховенья, улыбок,
Обозначилось время скорбей,
Исправления зла и ошибок.
Ведь само сочиненье стихов,
Неуёмное страстное пламя —
Это смесь разнородных грехов,
Большей частью не понятых нами.
И, пожалуй, страшнее всего
Вдохновенья прелестные лики,
Мы не видим сквозь них Божество, —
Так нас учит Василий Великий.
А спадёт вдохновенья волна,
Мы в достигнутых высях витаем,
И покаяться Богу сполна
Забываем, всегда забываем.
И безжалостное, хоть убей,
Но спасительное, как рожденье,
Начинается время скорбей —
От замшелых грехов очищенье.

25.04.18 г.,
Преподобного Исаака Сирина

3.

И ВЫХОДИТ — СПАСЕНЬЕ В МОЛИТВЕ...

И выходит — спасенье в молитве.
Как в единственно праведной битве
За смиренье блудливой души.
По молитве и дело верши.

26.04.18 г.,
Священомученика Артемона

Вельзевул, сплетая бесконечные подлости в дни Великого поста, крепко выбил меня из почти уже привычной колеи. Волевым решением закрываю эту тему. Иначе никогда не выбраться на узкую Христову дорогу. Помоги, Господи. Прими осознанное смирение. За дело. За хронику духовной жизни...

(Продолжение следует)





Рейтинг работы: 2
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 1
Количество просмотров: 24
© 13.05.2018 Борис Ефремов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2272779

Рубрика произведения: Поэзия -> Прозаические миниатюры


Наталия Князева       18.05.2018   00:17:35
Отзыв:   положительный
Интересное исследование, логически выстроенное.
Доброго Вам дальнейшего исследования, Борис!










1