Порядок соподчинения, обеспечивший выживание


Основу древних человеческих сообществ составляла жесткая иерархия боеспособных мужчин, занимающихся охотой, защищающих территорию популяции, старающихся ее расширить. Это требовало от мужчин быть более агрессивными, подразумевало их доминирование в сообществе.

Социальная человеческая система организована по патрилокальному принципу – на основе доминирования мужчин над женщинами.

Люди – иерархические существа, их отношения характеризуются соподчинением.

Равенства полов среди тех, в ком работают иерархические врожденные программы, не бывает. Один пол, при наличии иерархических отношений, доминирует над другим.

Половое равенство порождает противоборство полов, поэтому эволюционными процессами не очень-то поддерживается. Равенство не приводит к идиллическим отношениям. Когда нет четкого доминирования одной стороны над другой, идет статусная борьба. Каждый пытается другого подчинить своим интересам. Из этого, конечно же, ничего хорошего не получается.

Поэтому обычно доминирование одного из полов предопределено и не вызывает яростного сопротивления со стороны, занимающей второй иерархический уровень.

До некоторого времени патрилокальный принцип организации бытия никого не смущал. Современность подарила много новшеств. Одним из них является борьба женщин за свои права, с имеющимся порядком соподчинения полов.

Еще один пример того, как социальные правила бросают вызов сформированному за тысячи лет наследию.

Иерархические отношения подразумевают доминирование одного пола над другим. Если доминирующим полом не будут мужчины, значит, доминирование перейдет к женщинам.

Мужчины, конечно же, этому процессу будут ожесточенно сопротивляться.

Сторонники гипотезы о существовании периода матриархата в жизни человеческой цивилизации любят приводить в качестве доказательства тот факт, что детей называли не по отцу, а по матери. Он показывает всего лишь неопределенность отцовства, являющуюся неизбежностью в групповом браке. Это не свидетельство доминирования женщин в иерархических отношениях. При первобытном образе жизни оно было вообще невозможно. В древнее время женщины всецело зависели от мужчин, от их способности приносить мясо, вести действия оборонительного и наступательного характера.

Матриархат был рожден умозаключениями кабинетных ученых и красочными фантазиями людей искусства. В реальности его не было. Пол, специализирующийся на добыче мяса, защите от врагов, завоевании новых земель, занимающийся статусной борьбой, имеющий для реализации всего этого соответствующие психические и физические характеристики, был главенствующим в межполовых взаимодействиях.

В семье патрилокальный принцип организации социума выражается в главенстве мужчины. Патриархальная семья (глава семейной иерархии – отец) – древнее наследие, которое мы получили от наших далеких предков.

Все попытки статусно уравнять мужчину и женщину в семейной иерархии приводили во все времена только к одному – снижению стабильности семьи, росту конфликтов между супругами, ухудшению отношений с ребенком, ослаблению контроля над ним.

Реальность показывает, что освобождение женщин от мужчин приводит к снижению устойчивости семьи. Идея гуманных, разумных, равноправных внутрисемейных отношений в жизни сталкивается с врожденным наследием, которое приходится постоянно подавлять, бросая вызов позитивным семейным взаимодействиям.

Интересно то, что мужское доминирование влияет и на эволюционные процессы. Мужчины более устойчивы к давлению механизмов отбора, они перестраиваются тяжелее, медленнее, чем женщины.



Литература
Дольник В.Р. Жизнь - разгадка пола или пол - разгадка жизни?
Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 28
© 12.05.2018 Путь Поиска
Свидетельство о публикации: izba-2018-2272125

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература












1