Харч, харчь, харчи, הָאָרֶץ




Шесть месяцев не выдают, ваше превосходительство.
И, осмелюсь доложить, харч неправильный.
Извольте обследовать мою претензию, ваше превосходительство
К. М. Станюкович. Товарищи (1900)

Темой статьи является «неправильный» термин «харч» (русск., укр., бел.). График в Национальном корпусе русского языка показывает, что максимальное применение слова в литературе XIX-XXI вв. отмечено в 1943 году, минимальное – 1830, 1870, 2004 год.

1) Существующая этимология

а) Викисловарь
Корень: -харч-; окончание: -и. Значение: прост. пища, еда. Этимология по М.Фасмеру.

б) Этимологический словарь Макса Фасмера
«мн. ч., харче́вня, укр. харч, др.-русск. харчь (Афан. Никит. 26, Хожд. Котова 88 и сл., Котошихин 111), исхарчити "израсходовать" (Афан. Никит. 26). Из тур., араб. χardž "доход, хозяйственные расходы"; см. Мi. ЕW 85; ТЕl., I, 308; Nachtr. I, 45; Корш, AfslPh 9, 502; Бернекер I, 385; Локоч 65. Последний относит сюда же ошибочно корчма́ (см.). Сюда же рифмованное образование харчи́-марчи́ "съестные припасы", донск. (Миртов)».

в) Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004
Харчи. Заимств. в др.-рус. эпоху из тюрк. яз., где оно является арабизмом hardž со значением «хозяйственные расходы». Семантика «продовольствие» (на которое надо расходоваться) возникла в рус. яз. и впервые отмечается у Афанасия Никитина.

2) Применение термина в русском языке

а) «Хождение за три моря Афанасия Никитина» (1455-1472), М., 1980, с. 45, с. 106
Подлинник рукописи не сохранился, произведение известно по семи спискам XVI-XVII вв. (копиям); в процессе переписки часть текста могла быть изменена, а в текст введены новые термины.
http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5068#_ednref75

«В Трепизон же приидох на Покров святыя Богородица и приснодѣвы Мариа, и бых же въ Трапизоне 5 дни. И на корабль приидох и сговорил о налонѣ — дати золотой от своеа главы до Кафы; а золотой есми взял на харчь, а дати в Кафѣ».
Отметим, что наряду с другими народами Индии и Малой Азии в «Хождении» упомянуты евреи: «А сыто (а что) жидове зовут Шабат своими жидовы, а то лжут; а шаибатене не жидова, ни бесермена, ни крестьяне, иная вѣра индийскаа» (местонахождение поселения не установлено).

* Электронная еврейская энциклопедия; http://www.eleven.co.il/article/11789

«Обнаруженные в Каирской генизе (хранилище) документы свидетельствуют о торговых экспедициях евреев Южной Европы, Северной Африки и Адена на западное побережье Индии в 10–12 вв. Так, брат Маймонида, Давид, погиб, видимо, в 1177 г. по пути в Индию. Самым ранним документом о постоянном пребывании евреев в Индии являются тексты на медных табличках (974–1020), относящиеся к главе общины кочинских евреев. Существование постоянных еврейских поселений на Малабарском берегу (юго-западный берег п-ова Индостан, ок. 800 км) отмечают, начиная с 12 в., многочисленные средневековые путешественники, в том числе и Биньямин из Туделы».

б) Национальный корпус русского языка

* Царь Алексей Михайлович. Уставная грамота царя Алексея Михайловича о проезжих и торговых пошлинах, присланная в Ярославскую земскую избу (1654): «и ядомыя всякія харчи, и иныя всякія мѣлкія промыслы».

* М. Андреев. Отписка М. Андреева из с. Котельников (Москов. у.) московскому приказчику С. Н. Киселеву о трудностях расчистки леса в болотах близ пус. Казаринова (1652): «говорят: мы де нанелись не болота сечь и не в воде, зароботаем де харч да и подем».
* И.Т. Посошков. Книга о скудости и богатстве (1724): «За морем хлеб нашего дороже, а харч и тем более дороже». «И ради царственного обогащения надлежит для таких производств вначале построить предприятия из царской казны на пространных местах в тех городах, где хлеб и харч дешевле».
* В. Н. Татищев. Рассуждение о проекте тарифа для астраханского порта (1743): «то пропущать позволить, равно ему харч, яко крупы, мед, масло и сало».

3) Обобщение и вывод

Итак, мы выяснили, что термин «харчь» впервые в письменных источниках отмечен в кон. XV в., более ранних источников обнаружить не удалось, исследователи считают его «простонародным». Из приведенных выше документов ясно, что термин был распространен в актовых документах власти и в древнерусской литературе сер. XVII-XVIII вв.
Скорее всего, термин «харчь» является «фоновым знанием» (интернационализм) и был сформирован в более раннее время, на базе терминологии и образов Библии. Территории, по которым проплывал или проходил Афанасий Никитин на пути в Индию, в ранний период (VII-Xв.) находились под контролем Хазарского каганата, где государственным языком был иврит, а религией - иудаизм.

Вывод
Целесообразно рассмотреть термин, не только со стороны «тюркской» (хазары также тюрки) лингвистики, где не удалось найти разумного содержания (объяснения) слова. Термин «харч» (пища, еда) не тождественен приписываемому ему значению - «доход, хозяйственные расходы». Скорее всего, обосновывать его надо со стороны философии религии и теологии (системное изложение и истолкование догматов религии) и сакральной терминологии.

4) Образ пищи (харчей) в Библии, терминология

В грамоте царя Алексея Михайловича выделена мысль «ядомыя всякія харчи», т.е. то, что человек употребляет в пищу. Какое происхождение «ядомых харчей»? Откуда они берутся?
Природа – материальный мир Вселенной, Земля - единственная планета, где есть жизнь, а природа на ней является естественной средой обитания человека. Человек существует в природе, где животный мир разделён на группы по родственным признакам, у основания его - древние примитивные организмы, а на вершине - высшие животные, млекопитающие и сам человек. Вся эта система жизни существует за счет мира растительного и отчасти самого мира животного. Пищей для большей части представителей животного мира служат земные растения и плоды (производимые землёй), хищники (в том числе и человек) питается также особями животного мира.
Земля, согласно общей культурной мифологической традиции, является символом материнства и женского начала - принимая в себя семена, 3емля беременеет и даёт новый урожай. «Мать – Сыра Земля», всеобщая Мать и кормилица: живых питает, а мёртвых к себе принимает.

а) Существование животного и растительного мира до человека по Библии

* Бытие 1:11: «И сказал Бог: да произрастит земля (ХААРЕЦ) зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле (ХААРЕЦ). И стало так».
* Бытие 1:12: «И произвела земля (ХААРЕЦ) зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо».
В этих первых стихах Библии описан процесс эволюции на земле до появления животных и человека, по мнению древних авторов текста, под влиянием Божества – земля (Мать, биосфера) производит мир растительный: траву, кустарник, деревья дающие плоды. Заложен фундамент существования – пища, для следующего класса живой природы, для животных.

б) Появление животного мира
* Бытие 1:24: «И сказал Бог: да произведет земля (ХААРЕЦ) душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так».
*Бытие 1:25: «И создал Бог зверей земных (ХААРЕЦ) по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо».
Итак, появился класс животных, который питается плодами растительного мира.

в) Появление человека и «пищевые» указания Бога, связанные с «грехопадением»

Для поддержания физиологических процессов жизнедеятельности человеку необходимо питаться - поглощать пищу. Люди всеядны, употребляют в пищу: плоды, травы и корнеплоды, мясо позвоночных и морских животных, яйца птиц и молочные продукты, получаемые от животных. Особенности в питании зависят от исторически сложившейся культуры и региона проживания.

* Бытие 1:29: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле (ХААРЕЦ), и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу».
* Бытие 2:16: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть».
* Бытие 3:17, 18: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей»; «терния и волчцы произрастит она (земля) тебе; и будешь питаться полевою травою (злаками)».
* Бытие 8:22: «впредь во все дни земли (ХААРЕЦ) сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
* Бытие 9:2: «да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле (ХААРЕЦ), и все рыбы морские: в ваши руки отданы они».
* Бытие 9:3: «все движущееся, что живет (на земле), будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; 4. только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте».

Древний автор Бытия логически, философски кратко и правильно изложил процесс эволюции жизни на земле (Земле), от простейших растений и организмов к самому высокоорганизованному организму – Человеку Разумному. Описал в самом общем виде, где и откуда человек должен получать пищу, продукты питания (ХАРЧИ), для поддержания своей жизнедеятельности.
При этом автор увязывает растительный мир с еврейским понятием ХААРЕЦ – земля, земля у него выступает как производитель (родительница) продуктов: «будешь питаться полевою травою»; «все движущееся, что живет (на земле), будет вам в пищу»; «питаться от нее (от земли) во все дни жизни твоей».

г) Терминология иврита

русск. ХАРЧЬ, ХАРЧИ = ивр.  ХААРЕЦ הָאָרֶץ земля (как производитель продуктов питания); всё что «даёт, родит» земля.


* Афанасий Никитин в «Хождении за три моря» так и выражает библейскую мысль: «В Силяне (территория) же родится аммоны, да червьцы, да фатисы, да хрусталь, да бабугури. В Лекоте (территория) же родится перець, да мошкат, да гвоздники, да фуфал, да цвѣт. В Кузряте (территория) же родится краска да лукь, да в Камбояти родится ахикь. …
А в Севастий губѣ да в Гурзыньской землѣ добро обилно всѣм. Да Турская земля обилна велми. Да в Волоской землѣ обилно и дешево все съѣстное. Да и Подолская земля обилна всѣм.

Таким образом, библейский термин ХААРЕЦ (земля) понимался в древнем мире как слово, обозначающее производителя (родительница) продуктов питания для человека, откуда и образован термин (понятный всем) – ХАРЧИ или ХАРЧЬ, все продукты, полученные (рожденные) от земли, имеющие земное происхождение.
Русский термин ХАРЧЬ является транслитерацией (передача слова другим алфавитом) библейского термина ХААРЕЦ, в значении – пищевой продукт земли, то, что произвела земля для человека, согласно Божественному замыслу.

* Примечание: чоканье-цоканье
В термине «харч» и в евр. термине «хаарец» не совпадают конечные знаки «Ч-Ц».
Википедия. «Чоканье — не различение звуков на месте аффрикат [ц] и [ч’] русского литературного языка, совпадение их в одном звуке, в мягком [ч’] или в твёрдом [ч]…». Фиксируется в древнерусской литературе с XI века.

«Прохарчились очень. Ноне харч дорог», В. И. Немирович-Данченко. Соловки (1874).

14.1.2015 г.


























Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 24
© 08.05.2018 Сергей Колибаба
Свидетельство о публикации: izba-2018-2268930

Метки: харч, харчь, харчи, הָאָרֶץ,
Рубрика произведения: Разное -> Философия












1