Клавдия Холодова. «Есть право говорить». Неразгаданное послесловие.


Клавдия Холодова. «Есть право говорить». Неразгаданное послесловие.

Когда и почему уходит с Земли Поэт, вовремя ли, нет ли, надо ли, правомерно ли, загадано, закономерно ли?! Судьба? Игра? Нелепость? - эта вечная, неразрешимая и горестная загадка для тех, кто был рядом, кто остался. И часто остающиеся Смерть - не принимают и не хотят о ней говорить… Не смеют. Не умеют…

Вот и я не хотела говорить о смерти. Да и есть ли у меня право? Правило? Найдётся ли слово? Хотя бы абзац, хотя бы строка? Смогу ли одолеть горечь недоумения, холодную горечь, ярую, но не палящую?! Лишь раздирающую когтями сердце, чтобы написать о Поэте, ушедшем за радугу в неполные тридцать три. Тридцать четыре?


Я закрываю глаза… За окном апрельская, холодная стынь, небо свежее, вечернее, умытое, синеглазое, огромное, распахнутое, зовущее. Весна будет, весна придет… Жизнь. Встреча… Обновление… Какая же смерть? Да и есть ли право? Слово? Минута? Слог, строфа?

Почему так случилось, почему так нелепо остановилось сердце, сломленное ураганным порывом февральского ветра, сквозняка, снежной бури, холода. Неприятия? Чего еще?

Я закрываю глаза… И меня - настигает… У дверного косяка моей комнаты стоит женщина в скромном зеленом пальто. Почему то в зеленом.
И в маленькой модной шляпке- тарелочке. Она очень похожа на Жаклин Кеннеди. Но в руках у нее варежка.. Не перчатка. И это сразу делает ее проще, роднее, что ли? Она гладит рукой косяк….. Осторожно гладит, едва касаясь.. Потом поворачивается и улыбается мне.. Улыбка - теплая… Она произносит вслух, не шёпотом, очень отчётливо и ясно:

В той
Запредельной высоте щемящей,
Где больше нет
Запретов и оков…
Она так остро обожглась
…О счастье,
Но, высь объяв,
К земле рванулась вновь….

Толчок в сердце, сильный, как боль, удар, и я открываю глаза… Сон закончился… Или это было нечто иное? Видение, ВИденье? Узнавание Поэта и всей метафорической глубины его строф, образов, его Пути… Его Судьбы. Хоть на миг.
Клавдия Холодова. Она писала светло и чисто, ее поэзия, как глоток чистой, родниковой воды.. Каждая строка была наполнена горячностью ее сердца, остротой восприятия мира, страстностью любви к Жизни, ко всем ее проявлениям, ко всем ее звукам..

Но.. Светлая глубина «холодовской» лирики была так горяча, смела, искренна, что иногда уводила в запределье.. Да- да В небесное запределье.

Она не смогла писать о Магнитке, о доменных печах, сорвала творческую командировку. Ее горячая точность, ее пронзительная и весомо - музыкальная графика души, ее лирика – отзвук любого тончайшего нюанса и высокого градуса и тона сердца, шла совсем, совсем не в ногу с теми доминирующими нотами поэтов - эстрадников, которые звучали, гремели победными литаврами в шестидесятые! Надо это бесстрашно или бесстрастно признать. Клавдия Холодова была поэтом - лириком. То есть – поэтом вне времени. Но тогда это было не модно, не в тему, не совсем по правилам. Вовсе -  не по правилам.

Нота, струна, камертон Клавдии Холодовой никак не вписывались, не впадали в предметную поэзию оптимизма, разговора ни о чем…Хотя, может быть, кто то возразит мне тотчас же, что строфы поэм Евтушенко - жадное утверждение Жизни, а глубины метафор Вознесенского – новый путь в русской поэтике, открывающий непомерные бездны. И мне не захочется спорить. Нет.

Я пишу совсем не об этом. Я пишу о Женщине поэте, дерзнувшей… Как? Почему? Зачем?

Я пишу то, что думаю. Обо всем по порядку…

***
У Клавдии Холодовой были свои нетронутые бездны. Свои глубины. Свои полёты ввысь, прочно впитавшие, в себя запах яблок, свежескошенной травы, аромат клевера, росы в заливных лугах. Она, вырвавшись в дерзкий полет, обжёгшись о Любовь, расставшись с образом дорогого человека, с нарисованной в сердце тонкой акварелью, небесной мечтой о голубом олене, как образе недостижимого (чёткий отзвук, отпечаток и след гриновских алых парусов, только изменивших цвет! Впрочем, она могла бы написать и золотого оленя - огненный цвет осени был ее самым излюбленным, как и осенний огонь метафор. Огонь, которого никто не видел воочию. Он не вырывался наружу. Не стоило. Не могло. Не должно!

И в этом пламени - постоянный, скрытый, упорный обжиг души… Закаливание ее. Она росла, стремительным побегом, всегда вверх, освобождаясь от плена быта, душного уюта, обычности, все время – стремясь, как бы - летя, паря. Хоть во сне, но – паря… Гончар – вселенная одаривала ее строфами невиданной закалки для Женщины - поэта. По дерзости. И такой чистой силы, и энергетического накала, которые под стать были лишь настоящему, мощному лирику… А не «отражателю эпохи».

Он, истинный лирик, рождается сразу, без истории?

Мы ведь все помним, об этом хорошо сказала Марина Цветаева, с которой так незримо схожа главная кода поэзии Клавдии Холодовой:

«О поэтах без истории можно сказать, что их душа и личность сложились еще в утробе матери. Им не нужно ничего узнавать, усваивать, постигать — они уже всё знают отродясь. Им не нужно ни о чем спрашивать — они являют. Очевидность, опыт для них — ничто.
Они пришли в мир не узнавать, а сказать. Сказать то, что уже знают, все, что знают (если это много), единственное, что знают (если это одно).

Поэты-лирики — антиподы миру, если говорить о мире человеческом: обществе, семье, морали, господствующей церкви, науке, здравом смысле, любом виде власти, — человеческом устройстве вообще, включая и пресловутый «прогресс»). Их стихи и судьбы всегда единое целое. »..
(М. Цветаева «Поэты с историей и без истории» М. Изд – во «Народна асвета « 1989 г. Т.2.)

Ну, вот! Я, кажется, нащупала нить, узнала, ощутила загадку Холодовой. Не разгадала загадку, нет, это просто нахлынуло на меня, как озарение.. Не узнавать, а сказать. Сказать, что знаешь об этом мире больше, чем принято знать, чем возможно ведать, через боль, горечь, отречение – от себя самой и от самого дорогого, страстно любимого, невозможного… Отречение - до потуг, до резкой усталости, сломленности. Старости. (На одном из снимков в личном архиве Клавдия Федоровна невозможно стара, с резкими морщинами, словно ей - восемьдесят или сто.. Она будто бы совсем без сил, опустошена. А ведь ей было только немного за тридцать, этой, летящей над землей, красавице!)


Но и – отречение… Неизбежное. И от полета, и от знания, что он закончится когда - то, что -   можно разбиться. Или - вернуться на Землю снова, в ином облике: запахом трав, росой, яблоком, упавшем в саду, вечерней зарей? Я читаю стихи Холодовой последнего периода ее жизни и у меня дрожат губы:

Торопилась с рождения жить.
Мне чего-то всегда не хватало.
С тихой родиной тонкую нить
Не жалея, спеша, оборвала.

И несли меня в ночь поезда,
И взлетали, взревев, самолеты.
Юность, юность – ты время отлета…
Оказалось, отлет навсегда.

Но однажды в родные места
Потянуло, как птицу, в гнездовье.
И в вагонном моем изголовье
Голубая возникла звезда.

Я дивилась, как птица, весне
И названьям мелькающих станций.
А на полке, в предчувствии странствий
Чей-то сын улыбался в сне ..

.. Предчувствие иных и не земных странствий, голубая звезда, хрустальная острота строф Клавдии Холодовой, манила, ранила широтой и силой, дразнила и тревожила, уводила. Не в пустоты мещанской, маниловской мечты, нет. В метафоричность и метафизику снов, осознаний, видений, подспудных озарений, метаний. Глубоких для лирика, необычных для женщины – Поэта… Птица, дерзкая птица, с хрустальным голосом, только намечала пунктиром свой путь на земле.. Путь поэта. Темы поэм стихов, строф, статей. Метафора народных напевов, магия образности и открытости в « Ворожбе», неоконченные строки лирического цикла о матери, с безыскусными, затаёнными нотами теплоты, тоски, прощения, любви безмерной, узнавания, удивления:

Сколько тканей теперь хороших!
Мне в их яростной пестроте
Приглянулась одна – в горошек,
В самый раз на платье тебе.

Покупаю, с собой не торгуясь…
Ясно вижу, как ты с крыльца
Мне навстречу шагнешь, волнуясь,
Вытирая слезы с лица.

Ах, как сладко выплакать боль
На ладонях твоих шершавых!
Лишь твоя не обидна жалость,
Лишь твоя бескорыстна любовь...

Ты про платье скажешь: «Немаркий,
Для меня подходящий цвет…»
… Покупаю тебе подарки,
А тебя даже в детстве нет.

И о себе она напишет горькими и пронзительными штрихами, до отчаяния, простыми:

***

Утешается каждый
этим словом – Судьба.
Я очнулась однажды
И вгляделась в себя.

Никого не согрела,
От беды не спасла.
И хотела быть смелой,
Да увы! Не была.

Всё, как птица подлётыш,
Примеряла крыла.
Скоро время отлета:
Эх, была - не была!

Я запомнила, птицы,
Ваш урок до поры:
Иль взлететь, или разбиться,
Разбежавшись с горы!

Эти ноты тоже были - вне времени. Движение только вверх и вверх! Вперед. Сосредоточенное. Полет крыл, иногда и почти бессильных. Одиночество в толпе, одиночество рядом с равными тебе. Даже и с близкими. Удел поэта? Участь? Судьба? Карма? Красивые слова?

Нет, кажется опять я пишу не о том.

Лирику Холодовой можно и должно сравнивать со строфами другого талантливого современника, Геннадия Шпаликова. Его судьба еще более трагична, ибо смерть он выбрал для себя сам, в минуту отчаяния, а стихи и проза его остались почти неузнанными. Сейчас приходит час открытия этого истинного Поэта. Горькое, запоздалое. Необычны краски, метафоры, образы. Свежи, остры. Дерзка строфа. Написанная будто бы в стиле импрессионистов, как кинокадр: и резкий, и мягкий, одновременно В стиле Клода Моне или Федерико Феллинни. И это его странное, четкое, как лекало: «Я к Вам травою прорасту».. Все знают, цитируют. Оно по  - пушкински дерзко, светло и горько.

Но… Стоп, стоп…Ведь и у Холодовой было что - то, подобное. Прорыв в запредельное, даже и за гранью метафизики снов и предчувствий. Как будто бы шаг вслед, словно отклик или отклик:

* *
И я отправлюсь
В свой последний путь.
Есть время цвесть,
Есть время листопада.
И обо мне печалиться не надо,
И смерть меня
Не сможет зачеркнуть.

Я сквозь асфальт
Травою прорасту.
И просветлеют
Всех прохожих лица,
И обойдут
Отнюдь не за версту,
И станут мне,
Как празднику дивиться. *

И яблоком
Под ноги упаду,
Льняной рубашкой
Обниму вам плечи,
Я сто путей
Вернуться к вам
Найду.
…До скорой встречи!

1976г.

- - - - -
* Вариант второй строфы:

Я сквозь асфальт
К вам прорасту травой.
И просветлеют
Всех прохожих лица,
И будут мне,
Как празднику дивиться
И обойдут заботно стороной.

****
Она предрекает свою дорогу, она знает ее, как все истинные Поэты знают вневременность пути, слов, строф. Чувства. И они никак и никогда не утешаются словом «Судьба».
Они утешают нас. С любовью и до отчаянья. Веря и зная, что мы - поймем. Пусть не сразу, но поймем!


И она знала, маленькая, хрупкая, дерзкая женщина – Поэт, навсегда - вне времени, и навсегда – наш с вами современник, что там, за радугой, еще есть неузнанность и встреч, и открытий, и постижений и прощаний?! неужели же?   
Несомненно, знала. И это все тоже было до дерзости ново в ней, в ее, таких простых и теплых, строфах, которыми она исписывала блокноты, обрывки газет, открытки…
«Убита временем и бытом!» – обреченно и горько написал о ней один из поэтов.

Я протестующе качаю головой. Нет, не убита. Ибо настоящий Поэт всегда - вне времени. А для земного быта он найдет иные краски.
 
Краски Бытия. За радугой. У Клавдии Холодовой это получилось. Я знаю точно. Она ушла в свой последний полет в февральскую, снежную вьюгу , чтобы - остаться, вернуться, простить, позвать нас в эту высоту и безбрежность   полета, иных далей. Иных орбит. Мы только прикасаемся к ним. Мы только постигаем эту грань мира. У нас должно получиться.. Непременно. Ведь с нами остались строфы, которым дивимся мы , «будто празднику»…

…Я опять  закрываю глаза. Маленькая, красивая женщина в зеленом пальто вновь стоит у косяка, но не гладит его. Она смотрит на меня и отчетливо, ясно произносит:

Есть время цвесть,
Есть время листопада.
И обо мне печалиться не надо,
И смерть меня
Не сможет зачеркнуть."
 
И без паузы, выдохом,  в пространство,  даже  - не мне:"Все верно написано. Вот и встретились.. Здравствуй!»






Рейтинг работы: 42
Количество рецензий: 9
Количество сообщений: 14
Количество просмотров: 181
© 03.05.2018 Madame d~ Ash( Лана Астрикова)
Свидетельство о публикации: izba-2018-2265431

Метки: эссе о Холодовой. послесловие. Ланы Астриковой,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе


Елена Талленика       08.05.2018   00:17:01
Отзыв:   положительный
ВЫ коснулись ее памяти так тонко и трепетно,
так достойно...
спасибо!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       08.05.2018   09:11:32

Это вам спасибо, Леночка, за прочтения... за отзывы.
Мария ...       07.05.2018   17:45:36
Отзыв:   положительный
*Всё, как птица подлётыш,
Примеряла крыла*

Иногда они дольше жизни земной.
Лана, невозможно читать без мыслей и чувств о бренности этой жизни и той, что где-то там...
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       08.05.2018   09:10:55

не надо и думать.. мы смертны... все без исключения...Это придумано до нас, без нас...
Мария ...       11.05.2018   11:58:22

Мы смертны телом, не душой. Лана, обнимаю твою душу...
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       10.06.2018   13:49:08

спасибо за прочтения... Всегда я с тобою...
Светлана Светлая       05.05.2018   17:53:34
Отзыв:   положительный
Да. Только так. Настоящий поэт всегда отдаёт себя, без остатка. Только вот почему-то не приветствуется, когда он начинает говорить о себе чистую правду; любое упадническое настроение принимается лит. критиками в штыки. А если так складывается жизнь? Не у всех же она только- праздник. В свои тридцать с небольшим, К. Холодова выглядела намного старше, о чём и свидетельствует её, надломленный, внутренний мир.
"Убита временем и бытом..." Вот здесь в самую точку. Сколько поэтов оказались за этой чертой непризнания...

Спасибо Вам, Светлана. До слёз...
Виктор Астраханцев       08.05.2018   01:21:22

«Убита временем и бытом» - так написал о Клавдии Холодовой поэт Валентин Сорокин в своем «Мартирологе поэтов». Красиво и драматично.
Но звонкие газетные клише не годятся для постижения судьбы поэта.
Время-то как раз благоволило к девушке, приехавшей из курской деревни в Астрахань работать на стройке, а через несколько лет ставшей литсотрудником газеты. Затем она часто печаталась в областных и центральных журналах, стала участником Вссесоюзного совещания молодых писателей и похоронена с почестями самом видном месте городского кладбища. Так что с временем конфликта не было.
И с бытом было все в порядке – дружная семья, хороший дом.
А душа всё равно рвалось то в небо, то другие земные пространства. Ей все равно чего-то не хватало..
Жизнь поэта не описать через цифры, гонорары и квадратные метры.
Светлана нашла иной путь - через сопереживание, через погружение в мир автора и движения его души, отраженные в стихах. А для этого родственные души должны между собой пошептаться о чем-то своём. И это произошло… Даже не знаю, можно ли за это благодарить – я по-светлому завидую Светлане.


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       06.05.2018   06:28:21

Спасибо...
Инна Филиппова       05.05.2018   09:55:32
Отзыв:   положительный
Даже не знаю, что написать... так больно и понятно.... каждая строчка - в самое сердце!
Спасибо тебе...
Поклон...

твоя..


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       05.05.2018   10:09:01

Иннь, я обнимаю за ответ... Спасибо. Рада, что понравилось...
Виталий Подлевских       05.05.2018   08:01:12
Отзыв:   положительный
Бесподобное эссе, Лана! Мне близка душевная глубина Ваших стихов и прозы,
призма, через которую Вы смотрите на мир, когда у Вас "каждая строка
тоже наполнена горячностью Вашего сердца, остротой восприятия мира,
страстностью любви к Жизни, ко всем её проявлениям, ко всем её звукам..."
Спасибо!..
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       05.05.2018   08:04:26

Это вам спасибо за щедрость отзывов, которые я очень ценю...
Ди.Вано       05.05.2018   07:52:06
Отзыв:   положительный
Всё эссе - прорыв в запредельное..
И как тонко создан портрет ПОЭТА. через строки М.Ц.
И глубже понимаешь:
Клавдия Холодова была поэтом - лириком.
То есть – поэтом вне времени. ...
Читаю, наслаждаюсь, благодарю.


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       05.05.2018   07:54:26

Спасибо. С трепетом читала ваш отзыв... Очень ценю...
Виктор Астраханцев       05.05.2018   01:41:37
Отзыв:   положительный
Читал ваше эссе, Светлана, затаив дыхание. Да! О поэтах надо писать именно так – пропуская их стихи и судьбу через себя, свои эмоции и свое сердце. И тогда среди строк начинает появляться некая духовная субстанция. Он возникает не столько в словах, но и между слов, в перечисления, в поисках слова, в паузах между фразами, в которых автор, словно скульптор, разминающий в руках глину, ищет необходимые слова или звуки, ощущения.

И вот между этих наслоений мыслей и ощущений начинает мерцать, как рисунок по ряби вода, а затем становиться все яснее, образ оставшейся в моем представлении вечно юной поэтессы. Вы много раскрыл глубинного и меткого не только в жизни Клавдии Холодовой, но в природе поэтического творчества.

Такую прозу надо делать звучащей. Надеюсь, что кто-то из наших исполнительниц, обладающих даром озвучения литературных текстов, попытается оживить тонкую прозу Мадам де Аш и воссоздаст зыбкий образ поэта.
Огромная вам благодарность, Светлана, за цикл ваших эссе о Клавдии Холодовой, который существенно пополняет знания и представления об этом поэте.


Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       05.05.2018   07:00:15

Виктор Васильевич! Низкий поклон за прочтение и внимание, помощь в работе - неоценимую...
Марина Миртаева       04.05.2018   11:26:47
Отзыв:   положительный
Про Клавдию Холодову, про то, что она была, узнала на портале ИЧ...
И здорово, что читателю открывают коды её поэзии умелые руки и знающие сердца...
Спасибо!
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       04.05.2018   11:29:43

Вам спасибо. за прочтение, понятие и принятие. Архив Клавдии Федоровны мал, тетрадки со стихами, немного писем родным, статьи в газету, фото.. Я пыталась по штрихам и строфам составить портрет. Удалось ли, не знаю...
Марина Миртаева       04.05.2018   11:31:32

Удалось разгадать код её поэзии, это - главное...
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       04.05.2018   11:35:41

Ее сложно сопоставить с Ахмадулиной, та изящнее, прочнее традиция, другой слог.. А вот Шпаликов ей сродни... Это новая кинопроза, кинопоэзия, а у нее в строфе кинокадр.. Как то так...
Patriot Хренов       04.05.2018   03:23:21
Отзыв:   положительный
Немного сумбурно, но... это настигает, соглашаешься...
Хотя и всё хочется спорить -- я могу целый абзац привести, с которым я непременно не согласен, но...

"Я сквозь асфальт
Травою прорасту.
И просветлеют
Всех прохожих лица,
И обойдут
Отнюдь не за версту,
И станут мне,
Как празднику дивиться. "

Боже мой! Да я же почти всю свою жизнь знаю эти строки!.. А Вы знаете, как правильно писать пароль? А вот эти строки для меня и моих друзей -- пароль...


И без паузы, выдохом, в пространство, даже - не мне:"Все верно написано. Вот и встретились.. Здравствуй!»
Да!!!..
Пока читал -- многое не нравилось, когда дочёл -- а чё тут править?!

Одному лишь удивлюсь -- да я почти всю жизнь припоминаю:
"Утешается каждый
этим словом – Судьба.
Я очнулась однажды
И вгляделась в себя.

Никого не согрела,
От беды не спасла.
И хотела быть смелой,
Да увы! Не была."

У меня столько колокольчиков на этих шныричках весит!..

СПАСИБО!!! Добрый Человек...
Madame d~ Ash( Лана Астрикова)       04.05.2018   07:31:26

спасибо...








1