Сохранение культурного кода России.


Культурный код современности.


Война культур, или русская культура на переломе.



ЭПИГРАФ - 1: «Вся человеческая жизнь, и личная, и семейная, и общественная, и государственная может и должна быть согласована с христианской правдой. Наша вера и наша жизнь может и должна составлять единое целое…» (Священник, Сергей Четвериков; Вестник РСХД, №1, 1935 год.)

ЭПИГРАФ - 2: «Все творческие силы действующие на культуру и через культуру должны быть по воле Божией, а не по капризу их вдохновения, «пущены в ход»…
Если мне дан музыкальный, научный или иной дар, я должен его развивать, как Божий дар…
Христианство таким образом побуждает и даже обязывает участвовать в культуре…» Лев Зандер. 1938 год.


…Культура Запада, к которому стремиться и уже, отчасти, принадлежит современная Россия, претерпевает радикальные изменения своих культурных оснований. Этот процесс, по сути, является культурной Революцией, наподобие той Научно – технической революции, о начале которой говорили так много ещё тридцать лет назад.
Сегодня, этот научно – технический переворот свершился: регулярно летают и подолгу живут в космосе, работают и развлекаются уже в компьютерном интернете, и недалёк тот час, когда человечество начнёт штамповать человеческие клоны и «детали» к ним, на специальных «фабриках» и «заводах»; научно – техническим обновлением охвачен весь мир и это, сегодня, называется глобализацией…
Эта научно – техническая Революция, постепенно потянула за собой, втянула в себя и культуру, как область обыденного, бытового применения всех этих открытий и производственных достижений…
Но с самого начала научно – технической революции, в культуре, особенно западной, возник мировоззренческий конфликт между верованиями и идеологическими ценностями научно – технического прогресса, который можно назвать борьбой с религиозностью, борьбой с идеей Бога, а по отношению к западному миру - дехристианизацией.
Перефразируя знаменитое изречение неистового Ницше, можно сказать что для многих западных идеологов Бог не только «умер», он больше «не нужен» западному миру.
В недавних опросах общественного мнения, многие, особенно молодые участники, утверждали, что религия, это одно из проявлений реакционности, направленной против человека и прав личности.
Пропаганда антихристианской, то есть «современной» жизни, за последние годы значительно усилилась и для тридцатилетних, а тем более для двадцатилетних, христианская вера, и вера вообще ничего не значит, или даже враждебна по их мнению, современности.
Наверное поэтому, религиозные конфессии, в западном мире постепенно утрачивают значение в общественной жизни, и на место религиозности приходит научность.
Один из моих знакомых, правильно подмечал, что вся система образования, сегодня на Западе строится на основаниях науки, то есть самодостаточности человеческого знания. Из нас и наших детей делали и делают адептов светской, атеистической науки и мы, незаметно становимся фанатами и одновременно жертвами современных научных и производственных технологий.
Кто делает из нас атеистов – на этот вопрос затруднительно ответить?
Скорее всего, причиной такого отношения к Богу, служат «новые» общественные ценности и идеалы, главным из которых, можно обобщая, назвать – потребительство!
Купля – продажа, деньги которые надо заработать чтобы купить – всё это, словно накануне великого крушения, затмило наш взор и кроме вещей, мы, почти ничего не видим вокруг. Любовь, дружба, верность, мужество – даже эти нематериальные ценности превратились в товар, искажённый «слепым зеркалом» рекламы…
Создается впечатление, что человечество «устало» от борьбы за высокое и святое и согласилось с главенством материальных, вещных ценностей, следуя по направлению приобретения все больших богатств, оставляя на обочине процесса развития человеческой цивилизации, ценности духовные, религиозные.
Но это путь в никуда, потому что довольство и сытость не могут стать дорогой а храму, это путь к наиболее безболезненному и лёгкому самоуничтожению.
Все религии требуют преодоления себя, своего эгоизма в служению Богу, или Авторитету. А развлекаясь и наслаждаясь, потакая слабостям и инстинкту, можно какое – то время двигаться по инерции, словно в сладком наркотическом сне самообольщения и временного материального достатка…
Но в этом случае изнеженность, испорченность и пренебрежение строгих законов природы. Рано или поздно приведёт к катастрофе. Это как раз то, что так красочно и метафорично описано в Апокалипсисе!
А сегодня, часто получается так, что вместо «обожения» - приближения образа человеческого внешне и внутренне, сердечно и духовно к высшему идеалу, к Богу, мы всё больше становимся «плотью» и стараемся как можно быстрее проделать обратный путь в сторону «озверения», всячески отрекаясь от духовности человеческой природы…
Очевидно, также, что на Западе, добиваясь телесного комфорта и духовной самоуспокоенности, усвоили главные тезисы евро – центризма: национализм и выживание за счет других стран и народов, которые, очень уверенно и цинично провозгласил нацизм в прошлом веке и которые, после поражения Гитлера и его союзников во Второй мировой войне, были осуждены.
Но искренне ли, сознательно ли были они осуждены, отрицались не только внешне, но и внутренне, душевно?
Я уже говорил и писал, что современный западный «национальный капитализм», мало чем отличается от фашизма и нацизма. Переменилась только риторика, но агрессивная непримиримость и оголтелое шельмование всех «не наших», «не западных», «не евроцентристов», осталась…

Оглянитесь вокруг! Мир с каждым годом становиться всё страшнее и опаснее. Люди гибнут не только от природных катаклизмов, от землетрясений, наводнений и ураганов невиданной силы.
Начались и идут локальные войны в Афганистане, в Ираке. Возможно военное вторжение в Иран. Во всем мире, отношения между «евро – центристами» и несогласными с их диктатурой самоубийственного эгоизма, принимают всё более острые формы. Мир, уже не ужасается стихийным бедствиям, социальным катастрофам которые происходят в странах «соперниках», а начинает злорадствовать – мол, «так им и надо».
И одной из самых больших опасностей в современном мире, представляются мне «войны» культурные, повышение уровня нетерпимости между культурами «доминантными» и «отсталыми». Борьба за национально – капиталистические» ценности - рынки сбыта и за прибыли, - перетекает в «культурное» русло…
… Очевидно, что экспансия англосаксонской культуры, иногда подменяет военные действия в вооружённых конфликтах, а часто становится главной причиной этих войн.
Но чаще, западный стиль жизни и его ценности, внедряются в другие культуры незаметно и безболезненно, через средства информации и рекламу – которые эффективно пропагандируют набор западных идеалов, ценностей, мыслей, поступков…
Одним из основных противоречий, породивших войну между странами западного альянса и арабским, мусульманским миром была давняя, но необъявленная война культуры западной против исламского мира и против исламской, арабской культуры.
В этой «холодной», культурно – цивилизационной войне, войне жизненных ценностей Запада против бытового многовекового уклада жизни на арабском Востоке, выстроенного на религиозных принципах ислама, ещё нет победителей.
Арабский мир, благодаря, своим древним корням и религиозному традиционализму, уже долгое время пытается сопротивляться вторжению иного стиля и образа жизни в свои страны…
Я не буду подробно разбирать обстоятельств культурной истории Востока, зависимость в прошлом Запада от Востока, но думаю все понимают, что религиозные, нравственные корни нынешней человеческой цивилизации произросли на почве Ближнего и Дальнего Востока.
Это и Буддизм, и Христианство и Мусульманство, и сохранение философской традиции Древней Греции на Востоке, во времена «вторичного» европейского одичания; порох и книгопечатание, счёт – тоже с Востока!
И всех заимствований оттуда не перечислить. Иначе говоря, в начале нового времени не только религии, но и культура двигались с Востока на Запад, духовно, культурно оплодотворяя страны Европы, впавшие в те времена во вторичное одичание.
Однако, постепенно ситуация переменилась и сегодняшняя агрессивная евроцентристская культурная политика, проводимая под лозунгом демократизации и модернизации жизни – является орудием экспансии западного мира по отношению ко всем государствам «Ойкумены», от Китая и России, до Индии и Бразилии…
Сегодня, сила экономическая переливается в силу культуры тех стран, которые называют себя «развитыми» – прежде всего это Америка. И эта сила, ставшая «новой культурой», требует все новых пространств и новых «неофитов».
Современные процессы объединения, сближения частей света и народов их населяющих, приводят к интенсивной борьбе, в начале на уровне жизненных, эстетических ценностей – как одеваться, какую музыку слушать, как вести себя по отношению к женщине, как и на каком языке разговаривать - иначе говоря все приметы «внешней культуры», а потом и далее…
А дальше следуют забывание традиционной национальной культуры, пренебрежение если не презрение к тем согражданам, которые остаются в традиционной культурной среде. А потом, уже как следствие утраты культурных корней, следует иммиграция!
Можно констатировать, что культура, уже давно стала мягкой формой боевых действий по овладению, захвату новых территорий и новых людских, «рабочих ресурсов».
Глобализм и глобализация, как процесс глубинных перемен в образовании и воспитании, коснулся и культуры, в которой на пространствах всего мира, явное предпочтение отдано английскому языку и образу жизни, который ведут англосаксонские страны.
…Однако здесь, я хочу поговорить о воздействии этой «доминантной» культуры, прежде всего на культуру русскую и попытаюсь проанализировав современную действительность, направления и тенденции в ней, предложить какие – то выходы и способы противостояния этому иноземному «мягкому плену»…

… Носителем национальной культуры, её охранителем, часто единственным, является религия. От силы и жизнеспособности той или иной религиозной конфессии, часто зависит сила и жизнеспособность стран, их культурных традиций и национальных искусств.
Ярким примером тому, служит ислам, носители которого, в основном арабские страны, противятся экспансии не только экономической, но главное, наступлению на их традиционный уклад жизни и её религиозные основы.
И во многих местах, несмотря на давление, делают это успешно. А в Европе идет стирание границ, обмирщение культуры, забывание или даже отрицание христианских корней европейской цивилизации.
А в Европе, эмигранты с Востока живут сплоченными диаспорами исповедуя ислам и их становится все больше. Кое-кто уже всплёскивает руками, и предупреждает, что в Европе, через пятьдесят лет, больше половины жителей будут мусульмане…
Действительно – жизнестойкость ислама и восточных религий поразительна.
В этом смысле, вечным примером для подражания является культура еврейского народа, которая благодаря иудаизму – одной из древнейших религий, смогла не только выжить, но и расшириться на весь мир, сохраняя всё своеобразие, вопреки вековечным гонениям и прямому геноциду…
Но агрессивный евро центризм, постоянно пытается победить основы культуры других народов и стран и за последние десятилетия, с падением СССР, превратился в мирового жандарма, распространяющего свои «уставы» и порядки на весь мир.
И эта самоуверенность во многом порождена победой и развалом Советского Союза, как некой цивилизационной альтернативы.
К несчастью, благодаря «промыванию мозгов», во времена «холодной войны», социалистические страны стали странами изгоями в идеологическом смысле и сегодня, когда Советский Союз, уже давно перестал существовать, это наследие холодной войны, по-прежнему находится в силе…
Я уже писал и говорил не один раз, что на мой взгляд, русские, советские люди, СССР и Россия, его правопреемница, были и остаются новыми мировыми «евреями», на которых направлена общая ненависть и нетерпимость Запада… да и Востока.
Но в отличии от иудеев, которые находили и нашли поддержку в борьбе за выживание в религии, в строгом и неуклонном иудаизме, следовании Закону, русские ничего не могут противопоставить, экспансии мира потребления, кроме ослабленного внутренними смутами и расколами, православия…
В России, сегодня как никогда заметно влияние западной культуры и даже вытеснение ею национальных, культурных, языковых традиций и установлений.
Безусловно эта «подковёрная», незаметная для глаза, но постоянная борьба за культурное наследство продолжается и если мы ничего не будем делать, не будем противостоять ей, то через короткий исторический промежуток времени, мы утратим свою русскость, свои национальные особенности и превратимся в буквальном смысле в «Иванов не помнящих родства»…
Начнём с языка –может быть главного инструмента, социально – культурной жизни и человеческой жизни, как таковой..
Сегодня наблюдается стремительная тенденция проникновения английского языка на территорию языка русского и вытеснение последнего из традиционных ареалов его использования.
В республиках бывшего Союза, начинают переходить на латиницу и вместо русского языка вводят в программы школ, английский. А Россия, по разным причинам, противопоставить этому процессу что-то существенное не способна. И главной причиной такого отступления, как кажется, явилась утрата геостратегического влияния не только на бывших союзников, но и на братские народы. Можно сказать, что пример украинской русофобии становится заразителен!
…Более того, на мой взгляд раскол распространяется уже внутри России, внутри российского общества. Не только разделение на богатых и бедных, но даже язык вновь становится основой классового разделения в России. И это связано с платным образованием и доступностью к культурному полю, как и вообще к «благам» современной жизни, только богатых.
«Новые» русские, всё чаще отправляют своих детей за образованием в Европу и особенно в Англию, где эти отпрыски олигархов, государственных чиновников и депутатов-сенаторов изучают английский язык и одновременно впитывают англосаксонскую культуру, становясь «англоманами». Заграничное образование стало классовой «стигмой» по которой узнают друг друга представители российского «креативного класса». Они гордятся тем, что их дети учатся в английских или американских частных школах, не понимая того, что обрекают их на жизнь социальных изгоев. Ведь особенно драматична жизнь эмигрантов в первом поколении.
Естественно, в этом случае происходит их отрыв от родной «почвы», от культурных и нравственных корней, в том числе от корней религиозных.
Происходит своеобразная социальная люмпенизация национальных «элит», когда за внешней образованностью, вдруг проступают нестойкость жизненных убеждений и принципов.
Оставаясь в Англии, такие русские в первом поколении становятся социальными маргиналами, так как утратив жизненную энергию родной культуры, овладеть и породниться с чужой культурой им не удается так быстро.
В этом случае, для того чтобы чувствовать себя комфортно, большинство из них стараются как можно быстрее забыть свою этническую родину, отказаться от родного языка, чтобы не чувствовать себя белой вороной в англосаксонской среде.
А для этого надо поскорее забыть традиции и привычки, а главное, поменять родной язык на новый, в данном случае английский.
Это удобнее и в общении, потому что сегодня, английский язык становиться, или уже стал языком мирового значения. Единственные семьи, в которых русский язык, более или мене сохраняется – это семьи религиозные, православные. Здесь, часто дети и в третьем, и в четвёртом поколении сохраняют русский, как язык домашнего общения и язык церковных служб…
Однако, для того, чтобы сердце не болело о прошлом, об оставленной Родине, надо и православие, как о религии предков, забыть в первую очередь!
Почти всегда это легко сделать, если ваша вера была формальной и больше обрядоведением, чем православным христианством. И уж тем паче, если вы, в нескольких поколениях были «инстинктивными» атеистами…
К сожалению, нечто подобное сегодня происходит и в самой России, особенно в больших городах. Контрреволюция победившая в России в девяностые годы, переместила центр российских национальных интересов в сторону экономики, а точнее личной экономики, то есть в сторону денег.
И деньги, богатство постепенно становятся, если уже не стали главным Идолом, в который верят и которому поклоняются русские люди. В отсутствии религиозного идеала - Иисуса Христа и идеологии социализма: коммунизм – это светлое завтра, - главной жизненной ценностью становятся деньги и личное преуспеяние…
А где, на взгляд новых русских, сегодня это личное преуспеяние имеется?
Конечно это «развитые» страны и прежде всего Германия, Англия и Америка. Естественным и даже необходимым для тех, кто исповедует буржуазность как социальный идеал, становиться привыкание, адаптация не только к западному стилю жизни, но и к языку, а вместе с языком и к культуре, основным носителем которой он и является…
Но и национальные религии играют большую роль в сохранении сопротивления агрессии западной культуры. Те, кто исповедует православие в той же Англии, сохраняют свои русские корни, в отличии от представителей «высшего класса».
… Однако, слабость православия сегодня, ещё одна причина, помимо слабости экономической, которая заставляет русскую культуру отступать под напором богатых и «интересных» иностранцев.
Ведь если сравнивать Православие с Исламом, то мы видим, что мусульмане в отношении к своей вере ни на какие компромиссы не идут и даже живя далеко от арабских стран, они сохраняют не только веру, но и родной зык, на котором они и служат в своих мечетях.
Совершенно не так с Русским православием за границей.
Там всё больше и больше преклонения перед языком страны хозяина, всё больше и больше религиозных и культурных компромиссов совершаются и в службах, и в духовном окормлении прихожан. Лидерами православных общин, часто становятся социальные маргиналы, фарисеи – лицемеры, ищущие и в церкви какие-то преференции для себя и «своих».
В результате идет разделение общин на фракции и русское православие постепенно становиться английским, французским, немецким…
Русского языка, даже русские и «православные» в обиходе стесняются и многие молодые «захожане» на русском не говорят, даже в церкви.
В самой России, на бытовом уровне, постепенно создается искусственный язык общения, в котором английские слова занимают всё большее и большее место.
Знание иностранных языков, невольно служит разделению русского, российского народа на две неравные части, как это уже было в течении долгих столетий, со времён Петра Первого, до Октябрьской Революции.
Тогда, дворяне, составляющие менее одного процента населения, владели всеми государственными богатствами, включая землю и крепостных «людей», и уже с детства начинали говорить по-французски, тем самым переставая быть носителями русского языка и даже русской культуры.
Славянофилы, ещё в начале девятнадцатого века заметили эту опасность утраты национальной идентичности у тогдашней национальной элиты, и начали дискуссию о корнях и национальных особенностей не только русских людей, но и всего славянского мира…
В какой - то степени, это возрождение «русскости», над которым вначале откровенно потешались, русские «западники», помогло России в её развитии, как в культурном, так и в экономическом, потому что эти две стороны жизни человека напрямую связаны и зависят одна от другой…
Пролетарская Революция сменившая буржуазную, стала на мой взгляд, следствием не только экономического неравенства, но и разделения культурного, то есть тенденции, когда борьба за национальную культуру и самоидентификацию, вылилась в противостояние большинства русского народа, против прозападного, антирусского меньшинства. Это подрывало не только основы экономической жизни, но и грозило упразднением, аннигиляцией русского народа, а потом и российского государства…
В определённом смысле, Революция была ещё и войной против искусственного разделения нации, а потому противостояла её саморазрушению…
Сегодня, после победы буржуазной Контрреволюции и воцарении Реставрации, опасность этого разделения в России, вновь становится велика…
С другой стороны, с развитием глобализации, появилась нужда в языке международных отношений, которым и стал английский, представляющий на сегодня самые успешные в экономическом и культурном значении, страны.
Необходимость унификации, создании одного, главного языка отношений и переговоров, кажется уже запросом современности и учитывать это, при планировании и в прогнозах направления и развитии мировой истории тоже придётся…
Однако, эти тенденции в культуре глобализации, отнюдь, не упраздняют языки других, разных народов мира – и больших и маленьких.
Недостаточное внимание к сохранению и развитию родного языка, забывание ценностей национальных культур, приводят к печальным последствиям: потере этнической самоидентификации, утраты национальной «особенности», атеизации народа, племени или народности и утраты глубинных смыслов существования.
Тот или иной народ, забывший свои нравы, традиции и культуру, становиться безымянным «населением» без роду без племени, -
Пример постепенной национальной аннигиляции, видим в северных, малых странах Европы, в которых английский язык давно уже стал языком вторым, которым владеют практически все люди закончившие школу в последние двадцать лет.
Создание Единой Европы, стирание в буквальном смысле границ между странами малыми и великими, приводит к постепенному умиранию специфических национальных черт и культур…
Экономически и культурно развитые страны подминают под себя страны неуспешные и постепенно поглощают их и культура сегодня, как никогда служит, если не прислуживает Успеху…

Однако нельзя забывать, что в истории человечества уже был периоды, когда языком международных отношений, языком культуры конгломерата стран и народностей, был язык «доминантный».
Например древнегреческий язык, во времена Римской Империи был общим языком культуры. А уже в новое время – французский язык объединял представителей высшего класса в Европе. Однако Римская империя рухнула, Франция в результате военных поражений от Германии, утратила своё значение и вместо, сегодня на мировую культурную сцену вышел английский язык и англосаксонская культура.
Постепенно, с возрастанием экономического превосходства, уже американская культура стала определять культурное лицо мира, оттеснив на вторые роли всех других соискателей: испанцев, немцев, русских и даже англичан…
Конечно, родной язык в первую очередь является носителем национальной культуры и с его утратой, малые народности очень скоро будут растворены агрессивными национальными культурами великих стран, а вопрос предсказаний завершения этого процесса, сводится в основном к угадыванию временных рамок окончательной ассимиляции…
В этом случае, естественно встаёт вопрос – а нужна ли национальная культура, во времена Глобализации?..
А если нужна, то в каких формах она сохраниться, если сохраниться вообще…
И здесь, на горизонтах вселенского будущего маячат процессы превращения одной или несколько объединившихся сильных стран, в мирового экономического и культурного «гегемона».
Становится возможным возвращением самых диких форм своеобразного современного «культурного рабства», изощрённой эксплуатации «победителями», «подвластных» народов, проигравших эту борьбу, за самостоятельность.
И конечно, это рабство не будет похоже на рабство из прошлого, когда рабов считали за рабочий скот, умеющий более или менее говорить и рабовладельцы постоянно заставляли, принуждали их, рабов, тяжко работать или драться между собой до смерти, на потеху «свободным» людям.
Словесное и смысловое определение из древних времён – раб, будет заменено, на слово – «прислужник». И характерной чертой, этих прислужников, будет отсутствие у них национальных черт – национальной культуры и языка…
Это рабство будет, в основном культурным рабством и социальное разделение будет не между рабовладельцами, то есть свободными людьми и рабами, но между производителями и «потребителями», а точнее между теми, кто владеет культурой как товаром, и теми, кто её потребляет. Национальные особенности, в такой ситуации, в общем-то ни к чему…
Во многом, уже сегодня, этим можно объяснить многократно выросшее значение информационных технологий. Уже сегодня можно сказать: «Те, кто владеет источниками информации – владеют миром»!
… Конечно, в определённом смысле, это касается и Религиозных верований, в частности Русского Православия. И тут, если мы хотим представить себе будущее не только России, но и Русского Православия, то надо внимательнее вчитаться в «Легенду о Великом инквизиторе», Достоевского.
На мой взгляд, Достоевский в своих романах представлял свои взгляды на происходящее и пытался предугадать будущее. И всегда, идеалом, с которым он сравнивал жизнь своих литературных героев, были идеалами религиозными, воплощенными в Новом завете в Нагорной проповеди.
Думаю, что Фёдор Михайлович, в этой легенде, прежде всего имел ввиду не «революционное» будущее, критикуя и издеваясь над ним, а будущее буржуазное, в которое так «победоносно» вошли Россия в последнее десять – двадцать лет. Но в этом состоянии Российская империя уже существовала накануне Революции, во времена описываемые Достоевским в его шедевре, романе «Братья Карамазовы».
…Сегодняшнее неравенство и новое разделение на богатых и бедных, на образованных и неграмотных, возвращает нас в те времена физического и духовного крепостничества. Только сегодня, это разделение уже вышло на уровень народов и стран, в том числе и в культурном смысле!
Мне, всегда казалась непонятным равнодушие великого писателя к страданиям бедняков и крепостных крестьян. Но позже, прочитав повнимательнее монологи Ивана Карамазова, о цене слезинки невинного ребёнка, я переменил своё мнение.
Я вспомнил весь «крестный ход» жизни великого русского писателя – страдальца и подумал, что он, пройдя через состояние государственного преступника, потом став «зэком» на долгие годы, а потом постоянно живя в нужде и в плену литературных обязательств, конечно же не был слезливым интеллигентом и понимал страдания, как часть драмы человеческой жизни на земле…
После стольких испытаний, он не был идеалистом или либеральным болтуном, знал и понимал русский народ, русских людей как со стороны добра, так и со стороны зла.
О христианском долготерпения народа, но и о его пьянстве и склонности к бунту, он писал в своих тюремных записках и понимал, крепостничество, как вечную тюрьму, которая рано или поздно рухнет под напором протеста…
Но писатель понимал и ценил русскую культуру, русские традиции и потому отстаивал их от попыток представить русский народ, как отсталый и не европейский, противился смешению и подмене русского своеобразия, европейским мещанством.
Сегодня, наследие Достоевского: литературное, философское и социальное - толкуют вкривь и вкось.
Современные буржуазные «переводчики» Достоевского, упорно втягивают его в лагерь монархистов и чёрной сотни. Однако вспомните его романы, повести и рассказы, его публицистику. Ведь он прежде всего, боролся против буржуазной алчности и безмерного материального стяжательства и тщеславия, нарождающегося класса «предпринимателей».
И конечно главной идейной основой творчества Достоевского, было возвращение народа, церковного клира и иерархов к подлинному христианству, к подлинному православию, олицетворением и мечтой которого, был старец Зосима, главный положительный герой «Братьев Карамазовых»…
Протест писателя, был направлен против нарождающегося к тому времени в России нового класса эксплуататоров, буржуазии, против их «лакейства» и преклонения перед деньгами, перед «заморскими» ценностями, в ущерб национальным, народным ценностям…
Вспомните фигуру Фёдора Карамазова – сладострастника и отчаянного стяжателя. Или будущего «национального» деятеля, Ракитина. Или даже глубокомысленного и несчастного лакея Смердякова. Все они упорно хотели и умели делать денежки…
Но уже и в Романах «Идиот», и «Бесы», Достоевский написал портреты буржуазных «бесов», и предостерегал от поклонению буржуазным ценностям фальшивых свобод и эгоистических прав…
На мой взгляд, разгадывая, анализируя сегодняшнюю эпоху, надо почаще всматриваться в творчество великих русских писателей той поры и находить в их героях, похожие на сегодняшние черты характеров и бытовые подробности. И главное гордится своей национальной культурой, родившей такое количество всемирно известных гениев…

Возвращаясь к современной России, хотелось бы заметить, что само понимание опасности культурной аннигиляции и последующей опасности помещения русских российских людей в «резервации», в «загоны», для «прислужников», то есть превращения в мыслящий «рабочий скот», заставляет искать выход из создавшейся ситуации.
Конечно, неизвестно в каких формах такое рабство будет существовать на земле в будущем. Однако радужных настроений, такое очередное разделение на рабов и господ, у тех, кому в очередной раз предназначено стать рабами, совсем не вызывает…
… Анализируя современную языковую ситуацию в России, даже не будучи специалистом видно, что многие русские слова сегодня подменяются иностранными, и в этом не было бы ничего плохого, если бы все люди живущие сегодня в России такой или этот «русский» язык понимали.
Однако с горьким сожалением можно констатировать, что это далеко не так, и наверное такое разделение, эта «социальная пропасть», в Российском обществе будет со временем, всё больше углубляться и расширяться.
Напомню, что все происходящее является естественными последствиями Буржуазной Контрреволюции и насаждении в обществе классовых, иногда вполне искусственных различий, связанных с уровнем обеспеченности и культурными возможностями.
И эти различия будут усиливаться, если этому не будут поставлены эффективные заслоны…

… Надо с грустью согласиться ещё с одним фактом: сегодня Западная Европа и Америка, по социальному, классовому признаку намного однороднее, чем бывшая социалистическая держава, а ныне страна называемая Российской Федерацией.
Неоднородность же, или разделение на классы, слои и прослойки делает и народ, и государство опасно нежизнеспособным.
Поэтому, какими бы мы не были «прогрессистами», но если желаем добра своему народу, то всем придется делать усилия по устранению разделения не только в смысле экономическом, но прежде всего в культурном отношении.
Конечно, одно без другого просто невозможно будет осуществить и потому, уже сегодня, если мы не хотим ещё дальше отстать от стран «развитых», нам прежде всего придётся думать о сокращении пропасти между бедными и богатыми и соответственно, все высвобождающиеся силы и средства направлять на всеобщее образование.
Я полагаю, что ближайшей целью для России, должно быть бесплатное всеобщее среднее образование, а потом и высшее, может быть даже объединив эти цели в одну большую…
Ничего неосуществимого в этой идее я не вижу, потому что помню всеобщее десятилетнее бесплатное образование, существовавшее уже в Советском Союзе.
Другой вопрос как это организовать, сегодня, в реальной жизни? Однако зная цели и задачи поставленные перед страной, мы, рано или поздно, работая над устранением проблем, добьёмся своего…
В русском православии, как сто и двести лет назад идет яростный спор о том, на каком языке служить церковные службы – на русском или на старославянском…
Для меня, однозначным решением является решение служить на русском современном и культурном языке, через который мы сможем не только передать красоту, трагизм и величие русского православия, но сможем добиться понимания сущностных, христовых, христианских заветов и ценностей. Другой вопрос, что это нужно делать осторожно и исходя из отношения к происходящему, большинства верующих.
Для многих «охранителей», вопрос языка служб - вопрос «эстетический», вопрос сохранения неких «элитных» старых форм служения в церкви, доступных только «избранным».
Но сегодня речь, как мне кажется, должна идти даже не о сохранении старо-славянского, как языка служб, но о сохранении русского православия как такового.
А перевод служб на современный русский, поможет отойти от догматизма, поможет уяснению, без лицемерия и фарисейства, всей трагической глубины христианства, для большинства верующих.
По недавним опросам общественного мнения, при признания православия большинством россиян своей верой, только около пяти процентов верующих можно считать воцерквлёнными, и только около двух процентом могут внятно рассказать и объяснить свою веру..
Во многом, такой разрыв между мнением и знанием, обусловлен пережитками старого, происходит от той темноты а не света, который идёт не только от непонятных служб, но и от невнятных объяснений своей веры, батюшками – священниками…
Мало того, что мы теряем верующих из года в год, но главное, что мы теряем дух Христов, дух любви, который должен исходить от церкви, от клира и архиереев, но и от самих верующих.
Митрополит Антоний Сурожский говорил, что мы сами ведь виноваты, в том, что от веры и из церкви люди уходят. И он объяснял это тем, что мы сами то, становимся мало похожи на добрых и любящих последователей кроткого Христа, который жизнь свою отдал за наше спасение.
Если мы, в большинстве своём, не способны и не хотим помочь даже ближнему, то как же мы будем уверять других, в том что мы последователи Христа Спасителя. Ведь он же, взволнованно говорил: «возлюби врага своего» и «если ударили по левой щеке – подставь правую…»
А что делаем мы?!
Возвращаясь к языку служб, мне хотелось бы подчеркнуть, - мы не можем усвоить такие непривычные для нас понятия, если в большинстве своём Библию не читаем и не понимаем, а на службах половина из нас не знает почему и зачем говорят те или иные слова, да ещё на неродном языке, да ещё часто скороговоркой…
Часто, законсервированное, традиционное старое, мешает расти новому, близкому и понятному – прежде всего нашему пониманию и осознанной, самоотверженной любви к Идеалам Христовым…
Интересно, что когда мы в совместных службах переводим слова литургии на английский, французский, немецкий мы ведь не переводим это на староанглийский, на старофранцузский или старонемецкий.
Но почему же мы свою русскую службу произносим на старославянском? Зачем мы отталкиваем своих соотечественников, от подлинного окормления их душ, от сознательной веры в Заветы Христа?
Подлинная, сознательная вера способна на чудеса стойкости и самопожертвования, но важно, чтобы вместе со словами в жизнь приходил и высокий пример веры, были люди, видя жизнь которых, слыша и понимая их слова, мы могли бы зажигаться пламенем их веры и следовать за ними, поколение за поколением…
… Недавно, я прочитал в «Санди таймс» очерк о колониях Меннонитов, те есть христиан – протестантов из средневековой Голландии, откуда они, подвергаясь преследованиям за свой христианский радикализм, расселились по всему свету.
Принципами их жизни, все эти триста с лишним лет, были продукты выращенные только своими руками, отказ от светского образования, машинизации (они работают на лошадях), автомобилизации и даже использование электричества…
Они не пьют алкоголь, не курят, не ругаются плохими словами…
Они не служат в армии, и у них нет добрачных сексуальных отношений...
Управляется каждая колония «Советом министров», в количестве пяти человек…
Нарушителей правил, они изгоняют из общины, но бывает это очень редко. Они в большинстве гостеприимны и добродушны…
Описываемая колония, пятьдесят лет назад, ушла из Соединённых Штатов, где их заставляли служить в армии, переселилась в Белиз - бывшую колонию Англии и там, купив самые непродуктивные земли, тяжким трудом развили своё хозяйство и зажили вполне зажиточно, но по своему…
Пятьдесят лет назад, их было около трёх тысяч, а сегодня около трёх с половиной. Они живут в округе несколькими колониями и в праздники ездят друг к другу в гости…
На сегодня, по всему миру, их насчитывается около полутора миллионов человек…
Вся эта история, напомнила мне историю русских духоборов, которым ещё Лев Толстой, помог переселиться из России в Канаду, где они и живут по сию пору вполне достойно и даже по -русски…

… Эту историю, я пересказал, вспоминая возражения, сторонников западной цивилизации, что если Россия, сохраняя свой национальный характер и национальную культуру, «отстанет» от Европы, то уже не сможет выжить и пропадёт или раствориться в общей массе.
Пример Меннонитов, показывает нам жизнеспособность совсем небольших сообществ людей, противостоящих остальному миру, но воодушевляемых строгой религиозной верой…
К сожалению, сегодня, со многими странами, затронутыми Западной культурно – атеистической экспансией, возможно, как раз обратное, что и происходит уже во многих странах и регионах планеты, да и в России тоже.
Есть и другая опасность, другой соблазн.
Мы, на словах, можем быть вполне консерваторы и вместе с тем, незаметно приобщаться к массовой культуре.
Читая, православные сайты, я, у батюшек, особенно у молодых, часто встречаю англицизмы или даже жаргонные словечки. И в этом нет ничего необычного, если бы эти «деятели», на другой странице, не призывали бы к сохранению старого или даже к «обратному ходу». Получается так, что «говорю одно, а делаю другое».
Церковные службы на мало понятном языке, приучает человека верующего, или желающего уверовать, к некиим двойным подходам, к разделению жизни на две неравные части.
В одной половинке жизни, мы ходим в церковь, кланяемся там и крестимся, чаще потому, что это считается правильным и хорошим. А в другой, большей половине, начисто забываем о вере христианской и православной, лечимся у знахарей, читаем гороскопы, и всеми методами и средствами зарабатываем денежки, не понимая и не желая знать, что это «фарисейство» и проявления лжеверы…
Именно таким «верующим» надо понять, что «вера без дел – мертва».
К несчастью, в России сегодня, как никогда велико расстояние между словами и делами, между истинами веры и реальной жизнью. Человек, исповедавшись и причастившись, выйдя из церкви, тут же «переключается» на зарабатывание денег, часто методами совсем не праведными…
Денежный вопрос, вторгается в Церковные отношения и даже в монашескую жизнь. Часто иерархи, берут «пожертвования», от людей очевидно неверующих и живущих не по вере. И такие подношения церкви от богачей, часто превращается в своеобразную «индульгенцию». Так ли важно, в этом случае, что эти «неправедные», а иногда откровенно бандитские деньги, используются на благие дела, или даже на ремонт или строительство церквей и монастырей…
Ведь церковь – это дом Христов, а община – это тело христово. И как же мы можем брать деньги от нарушителей христовых заветов?
Вспоминая историю, мы знаем, что западноевропейская Реформация католичества, возникла как протест против церковной коррупции и денежных поборов, в том числе в форме индульгенций. А ведь, деньги, собранные таким неправедным образом, шли, в том числе, и на завершение строительства великого Собора Святого Петра, в Риме…
Иногда, мы, по неведению или по слабости, берём от Запада не то хорошее, что в нем действительно живёт и развивается, а самое неприглядное и плохое…
.Я уже говорил где – то пытаясь угадать будущее - вполне может получиться так, что забыв своё национальное, историческое и культурное наследи и слепо, по обезьяньи копируя не только экономику и социальные системы управления, культуру и искусство, а потом и язык, мы можем двинуться, а мне кажется уже движемся в обратную сторону тому направлению, в котором сегодня движется человечество, в том числе и развитые страны…
Другой пример обезьянничанья русских «реформаторов»: лет двадцать назад, в России, была введена смена часов каждые полгода, на манер, которым это делают страны Запада. Тут, это оправдывали экономией электроэнергии, которой как не хватало, так и не хватает.
Но вместе с тем, английские города и особенно Лондон, всегда по ночам сверкают огнями и на улицах светло как днём. Меня, такая щедрость всегда приятно поражала, потому что делала удобной жизнь человека и делала её и в физическом, и в психологическом смысле безопасной. То есть, экономя в одном случае, англичане не жалеют средств для нормальной жизни людей!
С другой стороны, я помню демагогический клич восьмидесятых годов ещё в Союзе – «Экономика должна быть экономной» и тёмные улицы городов, не только провинциальных, но и столичных, по которым отваживались передвигаться ночью только местные хулиганы…
Сегодня, несмотря на копирование Запада в одном, в другом все осталось на старом месте - то есть темнота в городах и посёлках была и есть, несмотря на «сэкономленные» киловатты электричества…
Я не против заимствований и копирования, но только там, где это обусловлено интересами большинства людей, а если надо то интересами одного, не статистического, но живого человека.
Например, меня всегда восхищала и восхищает умение англичан, делать жизнь удобной для человека. Автобусы, часто почти совсем пустые, но ходят в самые отдалённые уголки города и всю ночь. Целые электрички пустуют в конце дня, но те, кто придёт на станцию, где-нибудь в Эппинге, обязательно уедут туда, куда им надо или туда, куда они хотят…
На такие бытовые удобства направлена и вся материальная английская культура. Никто в Лондоне, не будет сохранять какой - то уголок города, пусть и старый, и исторический, если это неудобно для тех жителей или владельцев предприятий, которые «прописаны» в этом районе и живут здесь сегодня.
Другое дело, что старое умело вписывается в новое, высокоталантливыми и профессиональными архитекторами и дизайнерами.
Очень много мест в Лондоне, где старое, сохраненное ещё со времён завоеваний Рима, сочетается удобно и красиво, с новым, а иногда и с суперновым. В этом привлекательность английских городов для туристов, но в этом и сохранение удобства жизни в современном городе для наших современников…
Более того, сегодня, английские архитекторы и строители научились делать чудеса, преобразовывая здания старых верфей, складов, заводов и фабрик, в центры современной культуры. И уж конечно никто не устраивает демонстраций, когда большая фирма, по проекту известного архитектора профессионала решит построить офис – высотку или небоскрёб.
Все знают, что помимо архитектурного разнообразия, чем и отличаются столичные европейские города, эти высотки станут районообразующим фактором, куда будут приезжать и приходить туристы, где будут открыты рынки, магазины и магазинчики.
А вокруг разместятся множество кафе, ресторанов и ресторанчиков, чтобы не только соблазнять кулинарными изысками туристов но и кормить в обеденное время, множество клерков, которые будут работать в этой высотке…
Мне хотелось бы добавить по поводу русских «охранителей», что если протестовать, как это делали и делают они в разных частях России в отношении нового, и той же архитектуры, то протестовать против жилых многоэтажек в центрах таких городов, как Москва, Питер, Новосибирск.
На мой взгляд, эти убогие «экономные» многоэтажки, сохраняют сегодня такую жилую среду, в которой дети и старики, напоминают тюремных затворников, отделённые этой нелепой многоэтажной «тюрьмой» от воздуха, от природы, от деревьев и травки зелёной. В эту тюрьму, люди вынуждены вселяться, потому что проектировщикам и хозяевам фирм-застройщиков кажется, что на Западе так живут.
Но ничего подобного, - могу вам авторитетно заявить – здесь нет! В таких многоэтажных домах, но не экономных, а роскошных, с прилегающими парками, скверами и речными набережными, живут несколько процентов тех же лондонцев.
Остальные живут в двух - трёх этажных домах, на огромных зелёных пространствах и с обязательным садиком подле каждого дома или домика.
Я понимаю, что в России эти жалкие многоэтажки – «рабочие общаги» строят для бедных. Но ведь помимо бедности, человеческое-то достоинство люди имеют!
Их дети, тоже должны иметь право жить нормальной жизнью: копаться в песочке, ходить по травке голыми ногами, слушать по утрам пение птичек…
… Ещё один замечательный момент, на мой взгляд, который надо бы перенять русской культуре, у английской культуры. Множество замечательных музеев, включая мировой известности Британский Музей, Музей современного искусства и множество ещё разных «учреждений» культуры и галерей, работают в Лондоне бесплатно не только для англичан, но и для миллионов туристов со всей планеты…
В России же, даже парки отдыха превратили в платные увеселения. И это, конечно, не только расшатывает культуру национальную, русскую, но и делает наших детей нелюбопытными и отсталыми и вносит в общество элемент кулацкого «жлобства», стяжательства и алчности…
И последняя иллюстрация. В русских новостях, я смотрел сюжет, о приамурском посёлке, в котором года полтора назад, развалился водопровод и воду стали продавать в определённой точке посёлка привозя её в автоцистернах…
Посёлок этот находится не в безводной пустыне, куда надо через тысячи километров проводить водопровод, но он находиться в Сибири, где чистой воды, в реках и озёрах сохранилось с избытком…
Глядя на эту картинку, я с грустью подумал, что вместе с таким отношением к людям и между людьми, просматривается воспитание и культура общения в том числе. И вот такой бизнес на нуждах человеческих, порожден жлобством и стяжанием, которыми постепенно подменяются национальные качества характера русских людей, таких как щедрость и гостеприимство, сочувствие чужому горю, желание помочь тем кто находится в нужде.
Кажется, что одно с другим слабо связано.
Но у меня накопилось за эти годы множество примеров, когда русские, якобы, копируя Запад, впадают в элементарную экономическую и культурную дикость, что рано или поздно прорастёт невзгодами, социальными и культурными катастрофами…

Только тогда, когда культура, в том числе и русская, будет работать для человека, а не человек будет существовать для культуры, тогда и национальная культура, в соревновании с «пришлой», будет выходить победителем, тогда и русским людям, будет приятно восхищение иностранцев тем, что во все времена, считалось русской национальной особенностью. Ведь, ещё совсем недавно, в советские годы, иностранцы, очень любили бывать в Союзе и восхищались гостеприимством, бескорыстием и открытостью русского человека.
Тогда, иностранцев доставали «бдительные» советские чиновники - это так, но сегодня, если не все то многие, хотят на них заработать и чем беззастенчивее, бессовестно больше, тем интереснее. Вот такие перемены в народно характере отвратительны и не только мне!
Остается добавить, что если мы все сможем преодолеть в себе желание на всём зарабатывать, даже на народной культуре, то от этого будет лучше нам самим.
И конечно, сегодняшние попытки чиновников делать культуру напоказ, культуру за деньги – это «ширпотреб» и не сохранение, а разрушение того культурного богатства, которое ещё осталось в России…
Но главное, надо стараться делать так, чтобы культура стала делом народа и духом народа, чтобы наши дети и внуки гордились культурой родины, а не стремились заменить всё это русское богатство, однообразием и пошлостью западной масс – культуры, - культуры напоказ, на продажу…



Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion




Апрель. 2008 год. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 78
© 21.04.2018 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2018-2255312

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика











1