Девушки, которые грезят


Девушки, которые грезят
Я сдержала своё слово. За час или два мой собственный портрет карандашом был набросан; и меньше чем в две недели я закончила миниатюру из слоновой кости с воображаемого облика Бланш Ингрэм. Она выглядела прелестно, и контраст между этим воображаемым портретом и моим реальным был слишком велик, чтобы у меня могли ещё остаться насчёт себя какие-нибудь иллюзии. Работа послужила мне на пользу: мои руки и голова были заняты, а новые чувства, которые мне хотелось сохранить в моём сердце, постепенно окрепли.
«Джейн Эйр», Шарлотта Бронте


Миниатюра
Устроившись на работу, он встретил её. Его не покидало ощущение, что он где-то видел её. Было что-то знакомое в размашистых жестах, в кудряшках тёмными кольцами, как будто её лицо в обрамлении пышного цветка. Таких ходит по улицам и учреждениям много, но всё же он часто засматривался на одно из типичных лиц.
- Извините, мы не встречались раньше? – спросил он.
- Да, на моей старой работе, - она озарилась улыбкой во всё лицо.
Он попытался вспомнить, где это могло быть.
- Я передавала цветы…
- А, да, да! – поторопился он её остановить. – Точно.
Обеденный перерыв.
- Слушай, сколько можно смеяться, когда я прохожу мимо? – спросил он в раздражении. – Что ты улыбаешься? Ну, да, мне плохо.
- Ну, не обижайся на меня, - она не могла сказать слова без смеха.
- Нет, а что ты улыбаешься?
- Ну, а что, когда она приходила, все делались как дураки. Ладно, не обижайся на меня…
Она говорила с ехидством, но её пухлые губы улыбались как будто с детской радостью. На самом деле она завидовала тому, что все не делаются как дураки, когда приходит она сама. У неё широкий рот, если даже ей невесело, он всё равно ползёт к ушам.
После работы у неё есть ещё много дел. Например, одолжить денег старшему брату. Или подобрать одежду младшей сестре. Сестра комплексует, потому что у неё нет мальчика. «У меня появился мальчик, за которого я вышла замуж, а потом развелась. Причём это не он от меня ушёл, а я от него. Потому что я хочу настоящую любовь, а не козла».
Утром он пришёл в её кабинет. Там сидела её соседка, старая тётка, работает после пенсии.
- Здравствуйте. Вы можете передать цветы?
- Кому?
Он кивнул на стол.
Он и она шли с работы вместе. Она попросила его одолжить денег её брату. Он согласился, хотя с тоской подумал, с чего её брат будет отдавать. Вечером он должен был отвезти её сестру домой с дискотеки, а то опасно ходить по тёмным улицам.

Аллегория в одном литературном вечере
Здесь пойдёт речь не о том литературном вечере, где собирается агрессивная пишущая молодёжь, где читают тексты с юмором ниже пояса, где собравшиеся провоцируют друг друга на скандал. В современном мире есть такие литераторы и творческие встречи, надо отдать им дань уважения, их вклад в литературу имеет ценность. Но заглянем на литературный вечер, куда пришли нежные, скромные девочки читать истории о любви и дружбе.
Это девочки школьного возраста, а кое-кто – уже не школьного. Они одеты в форменные костюмы – тёмно-серые, с английской клеткой. Кто-то в жакете, кто-то в белой блузке с жилеткой. Одежда тех, кто закончил школу, тоже в строгом стиле. Девочки похожи лицами – не столько чертами, сколько мечтательностью, умиротворением. У всех – водопады тёмных волос. Одна с каштановыми кудряшками до плеч. Одна с коротко подстриженными светлыми волосами, тоньше и прозрачнее остальных. Возможно, кто-то видел, как одна из таких девочек мечтает, находясь в шумной толпе, не замечает никого вокруг. А сегодня они собрались на одном вечере, в одном помещении. Целый сонм наивности. Эти девочки – маленькие мечты о маленьких радостях, грёзочки, у них игрушечные фантазии, игрушечные мысли. В углу сидит ещё какая-то девочка, её лицо завешено волосами, растрёпанно-блеклыми. Она полненькая, на ней что-то свободное и бесцветное. Позже о ней будет сказано подробнее.
Ведущая этого вечера – Соня. У Сони есть издательство, где она переводит современную женскую прозу на французский и немецкий язык для издания за рубежом. У Сони очень тёмные глаза и кудри, армянского колорита. Глядя на её фигуру, кажется, что ей надо взять в руки кружки с немецким пивом. Соня не только издатель, но и счастливая женщина. Её сын учится в Петербурге, Соня вышла замуж второй раз и сейчас ждёт ребёнка.
Соню расспрашивали о работе в издательстве, о писательницах. Соня довольно долго работала переводчиком на Автозаводе. Ей нравилось и там, но Автозавод – не лучшее место для самораскрытия. Соня решилась открыть частное издательство. Теперь она счастлива. Новое время приносит новые возможности. Не стоит бояться разрушить стереотипы. Соня переводит книги трёх писательниц – Арины Чеховой, Натальи Кокоцкой и Натальи Богушевской. Излюбленный автор собравшихся девочек – Наталья Богушевская. Её никто никогда не видел, но она пишет романтичные истории о любви, книги выходят с её рисунками. Все девочки пишут сами, но каждая способна рассказать только о своей собственной грёзе. Наталья Богушевская собирает все грёзы воедино и пишет длинную историю. Это принцесса Грёза, которой известны все девичьи мысли. Как прекрасны её истории и рисунки, должно быть, в них отражается красота её лица. Вот бы увидеть загадочную Богушевскую!
Девочка-блондинка просит оценить то, что она написала. Она даже не знает, что такое её текст – рассказ, сказка или новелла. У него нет названия. Текст написан от лица принцессы Грёзы, сочиняющей сказки и рисующей. Принцесса Грёза рассказывает о принцессе Грёзе – о себе.
- Ничего себе… Милая история… Красиво… - шептались девочки.
- Как вы думаете, мне стоит продолжать писать? – спросила блондинка у Сони.
- Солнышко, у тебя интересный сюжет, но зачем ты спрашиваешь разрешения – писать или нет? – воскликнула Соня. – Если человек хочет писать, он сам не замечает, как это делает. Здесь не нужен мой совет или чей-то ещё.
- Но я боюсь, что у меня не получится писать так же талантливо, как у Богушевской.
Соня на секунду опустила глаза, потом опять посмотрела на блондинку.
- Я думаю, что Богушевская совсем не хочет, чтобы её талант перекрывал дорогу остальным, - ответила Соня. – Она желает удачи всем, кто пишет.
Девочки надели на блондинку корону.
- Софья Викторовна, а как вы относитесь к фильмам? – спросили у Сони. – Сейчас столько новых идей!
- Ваша правда, но фантазии режиссёров иногда так трудно понять. Я больше люблю современные комедии про любовь, это вечная тема. Когда я леплю пельмени на кухне, включаю комедию.
- Пельмени… - сморщилась одна из девочек. – Какая пошлость!
Сын Сони однажды снимал её скрытой камерой дома и на работе. К её дню рождения он монтировал фильм «День успешного издателя». Потом сын показал кадры, где мама переодевалась утром из пижамы в халат. Соня чуть не стукнула его по голове за это.
Девочки читали свои истории. Соня тут же рисовала то, о чём говорилось. Жемчужное ожерелье, которое можно потерять во время любовного свидания или рассыпать по жемчужинам. Цветы, выплетенные из волос. Изгибы, обозначающие танцующую фигуру. Тёмные волосы и синие глаза. Соня записывала и зарисовывала девичьи грёзы, собирала их. Она хранила дневники и рисунки девочек, могла поднять дневник, выброшенный в отчаянии, расправить и приклеить страницы. Если девочки, находившиеся рядом с Соней, вспоминали о своих записанных мечтах, они шли к ней. Соня возвращала дневники в целости и сохранности. Ещё она могла сделать какие-нибудь вещи, чтобы помочь девочкам исполнить их грёзы. Соня сшила платье Марины Мнишек. Пока что его некому носить – кто хочет сыграть Марину Мнишек, того не утверждают на роль, а кого могли бы утвердить, тот не хочет играть. Но платье хранится у Сони – никогда не знаешь, что пригодится в какой момент. Ещё бесполезнее делать изо льда снежную маску – актрисы на роль Снежной маски тоже пока не находится. Маска наконец тает, а Соня лепит новую. В её коллекции есть и хрустальные туфли на каблуках. Какие только девушки не просили Соню исполнить их желания! Она слушала все секреты, предлагала свою помощь. Кто-то из девушек был интереснее, кто-то – неприметнее, но все ходили к ней в случае чего.
Пока девочки читали, у Сони сложилась своя история, зарисованная между делом. Осень, ещё с листьями, но уже с дождём. Бледная девушка с кучей рыжеватых кудряшек. Утром она одевается под песню «Музыка нас связала». Девушка идёт по улице. На ней длинное бежевое пальто, длинная юбка, забрызганная водой, лосины и красные кроссовки. Девушка защищена от осени и от внешнего мира вообще. Говорят, что сейчас страна рушится. Девушка в магазине канцтоваров. На прилавках небольшой выбор, но ей интересно всё, что есть. Она открывает блокноты и тетради, пролистывает цветную бумагу, снимает колпачки с ручек и фломастеров и тихонько ставит точки на кончиках своих пальцев. Руки девушки как будто в веснушках разного цвета. Вечером девушка вышивает крестиком озеро. Она не торопится – всё равно когда-нибудь заполнит канву.
Женщина и её сын живут в квартире, доставшейся после развода женщины. Какие голые стены, мебель как в казарме. Грязноватые окна. В модных журналах это называется минимализм, но женщина считает, что это полупустое помещение, требующее ремонта. Женщина не причёсана, в длинном платье. Она выкладывает на кровать свои любимые вещи. Вышивки, слоников, парные и непарные статуэтки, подушечки для иголок… Из этого остаётся сделать стену и загородиться от всего. Сыну не так уж надо уютную комнату, это женский каприз. Штучки и вещички кажутся маленькими в огромной комнате-коробке. Может быть, комната решила вырасти до громадных размеров?
Соня отложила карандаш. Откуда сейчас взялись два фантастических женских образа? Да, сама Соня была в этих ипостасях, но всё происходило совсем иначе. Не такие канцтовары, не такой развод. И в жизни её подруг не случалось в точности таких историй. Откуда же Соня знает две ситуации, в которые сама поверила? Даже непонятно, всё это произошло с одной и той же героиней или нет?
Сегодня Соня хотела рассказать девочкам кое-что о женской прозе. Они будут первыми, кто это услышит. Или, может быть, не стоит? Беременным нельзя говорить на сложные темы. Хотя Соню мучает то, что она скрывает, сегодня она бы освободилась от этого секрета.
- Я должна сообщить вам важную новость, - объявила Соня. – Наталья Богушевская больше не будет срываться под псевдонимом. И теперь читатели увидят её лицо.
Девочки обрадовались, стали переговариваться.
- Наталья Богушевская – это я, - призналась Соня. – Я издавалась под чужим именем, боялась критики. Но теперь я чувствую, что у меня есть способности к творчеству.
Радостный шум стал возмущённым, Соня это поняла. Богушевская – самая таинственная из трёх писательниц. Никто никогда её не видел, но все знают, что автор сказок и рисунков – красавица с глазами как небо, её волосы, похожие на золотой дождь, больше её тонкого тела. Газеты пишут разное о её биографии. В одном варианте Богушевская – выходец из социальных низов, одарённый красотой, талантом и вкусом. В другом варианте это дорогая женщина из крутой тусовки. В третьем – певица девяностых годов, помните, она пела про колокольчики в поле, а сейчас ушла в писательство. Иногда версии соединяются в одну историю, тогда имя Богушевской обрастает новыми подробностями. Но что же это такое, неужели это правда? Прекрасная писательница – некрасивая Соня, которая говорит про пельмени? Быть не может!
- Про Богушевскую писали, что она красавица! – раздались голоса.
- Девочки, уверяю вас, это жёлтые издания! Ни я, ни Чехова, ни Кокоцкая не уточняли, как выглядит Богушевская или как она живёт! Журналисты писали о ней сплетни, клянусь! Если вчитаться, заметно, сколько несостыковок в этих статьях!
Соня оправдывалась, но всё же не могла победить стыд. Да, это не она сочиняла легенды о красоте Богушевской. Но, если честно, ей было приятно, когда красоту текста и иллюстраций приписали и автору. Соня никогда не хотела изменить свою внешность в обычной жизни, оставалась такой, какая есть. Любимому человеку она понравилась, несмотря ни на что. Но и внешность, и биография Сони казались ей неподходящими для творца. Глаза должны быть светлее и бездоннее, пальцы – нежнее и тоньше. А жизнь Сони? Она довольно долго работала на Автозаводе, выросла в районе возле того же автозавода. Когда в стране были трудные времена, Соня приходила в гости к подруге. Входила через открытую дверь в прихожую, потом в ванную, где подруга лежала в мыльной пене. Подруга брезгливо цедила: «Ну, рассказывай, у вас на автозаводе так и задерживают зарплату?» Это жизнь многих женщин. Соня могла вызвать сочувствие как реальный человек. Но как творец имела ли она право жить такой неустроенной жизнью, когда писала о волшебных мирах? Да что скрывать, Соне просто льстило, что её книги приняли за книги красавицы. Не надо жалеть своё самолюбие. Захотелось хоть раз испытать, что чувствует красавица, принимая восхищение. В Интернете Соня стала находить фотографии Натальи Богушевской – хрупкой блондинки с голубыми глазами. Соня восхищалась теми, кто так хорошо работает с компьютерной графикой. Она и сама пробовала нарисовать Богушевскую по описанию жёлтой прессы. Красавица каждый раз получалась разной, в зависимости от настроения Сони. Иногда Соня подшучивала над красавицей: «Не было бы меня – не было бы вас, сударыня!»
Вообще, пришло время поговорить о некрасивой подруге. Представим себе, что красавица разбирает записки и цветы, возможно, просматривает лайки «Вконтакте», пересказывает признания в любви. Рядом с ней стоит что-то курчавое, в платье с цветочками, слушает смех красавицы. Это – некрасивая подруга. Сейчас на неё даже не обратят внимание. На неё обратят внимание позже, когда нужно будет передать цветы красавице. Подруга возьмёт букет, поставит его в вазу. Возможно, игриво улыбнётся. Возможно, нахмурится и скажет: «Мне нельзя брать и передавать цветы!» Одним словом, некрасивую подругу воспринимают только как противоположность красивой. А что, если отдать главную роль скромной и незаметной женщине, которая до этого только помогала создавать действие?
Девочки продолжали обсуждать слова Сони.
- Я не верю, что Наташи Богушевской нет! – со слезами крикнула одна. – Вот что: вы рассказали это нам, и пусть теперь никто не знает, что Богушевскую придумали вы! Пишите дальше под псевдонимом, пусть все и дальше говорят про красавицу!
- Это уже не получится, - возразила другая девочка. – Я сегодня читала в Интернете, что Богушевскую убила её издательница.
- Ну, что это такое… Думаешь, что писателя зовут Полина, а она Прасковья.
- Как можно поверить, Наташа была нашей принцессой Грёзой…
- А оказалась Черубиной де Габриак!
Вперёд вышла девочка в синем платье.
- Я – исполненная мечта, - представилась она. – Я познакомлю вас с мечтой Софьи Викторовны.
Она подошла к девочке, прячущей лицо под волосами, и взяла её за руку. Девочка начала быстро меняться. Её волосы почернели, откинулись с лица и собрались в узел. Открылось лицо с тёмными, как вишня, глазами, ярко накрашенное. В ушах блестели серёжки. На кофте девочки появились цветы. Исполненная мечта провела пальцами по пальцам темноволосой девочки, на которых появился яркий маникюр.
- Посмотрите на комнату, в которой она живёт, - исполненная мечта прикоснулась к стене.
На пустой стене проступило изображение маленькой комнаты, заставленной разностильной мебелью. Невозможно было бы пройти, не натолкнувшись на что-нибудь и не свалив и эту вещь, и несколько других. Ничего не подходило друг к другу по цвету, стены оклеены унылыми обоями. На всём лежал слой пыли. Девочки задумались, у кого нет вкуса – у Сониной мечты или у тех, кому принадлежит квартира?
Исполненная мечта дала Сониной мечте карандаши и бумагу. Сонина мечта набросала рисунок комнаты. Потом она стала рисовать цветы – ромашки, розы, камелии. Цветы росли из стен, сплетаясь в гирлянды. Букеты лежали на разнообразных предметах, захламлявших комнату. Скоро комната совсем исчезла под цветущим ковром. Девочка нарисовала несколько рисунков. На каждом рисунке распускались разные цветы. Переплетаясь, они образовывали всё новые и новые узоры. Казалось, что девочка нарисовала разные комнаты из цветов, где живут эльфы. Все девочки залюбовались на её рисунки.
- А теперь пусть каждая из вас попробует нарисовать цветочную комнату, - предложила исполненная мечта.
Кто-то рисовал хорошо, кто-то – хуже. Девочки начали зарисовывать комнату. Но на их рисунках не распустились цветы. У них получалась только бедная и грязная комната.
«Как же Соня рисовала волшебные миры, глядя на кучу мусора?» - одновременно подумали девочки.
Изображение комнаты погасло, как на экране. Сонина мечта ушла.
- Эта мечта сбылась, и Софья Викторовна может мечтать о чём-нибудь другом, - объяснила исполненная мечта. – Но всё же, кто понравился бы вам больше – скромная женщина, рисующая всё, что видит, без специального образования, или красавица-искусствовед, не нарисовавшая ни одной линии?
- А почему так категорично? – удивилась девочка, говорившая о том, что в Интернете написано про убийство Богушевской. – Можно и любить рисовать, и получить образование, просто надо решиться на это и забыть свой страх!
- Многие ищут свою Грёзу, Женственность, - сказала Соня. – Но можно принять за неё что-то другое и потерять нужную дорогу. Есть три самые типичные ошибки. Иногда за Женственность принимают того, кто готов раздавать себя направо и налево, делиться на множество частей. Подарки такой Женственности не принесут радости. Всё, что она раздала, ускользнёт из рук и снова соберётся в одно. Второе, с чем можно спутать Женственность – с золотой клеткой. Эта Женственность ограждена от мира, она, наоборот, долго не отдаст себя никому. Но на самом деле она просто ждёт того, кто больше за неё заплатит. Ещё надо бояться тех, кто похож на меня. Это третья Женственность – совсем не Женственность. Она нравится именно потому, что её можно не завоёвывать. Рядом с ней легко жить. Человек забывает о своей мечте и заботится о семейном уюте. В любом случае, надо представлять, что ты ищешь.
Соня вышла в коридор и села там на диван. Да уж, вот и открылась её тайна…
- Но всё-таки, жалко, что красивой писательницы не существует, - не успокаивались девочки. – Так приятно было представлять её красоту…
- Если красавицы нет, я согласна быть красавицей! - решила девочка с каштановыми кудряшками.
Из её костюма начали расти розы. Скоро девочка оказалась в розовом платье, как в середине розового куста. Её ботинки превратились в хрустальные туфли на каблуках. По комнате разлился аромат роз.
- Какая красота! – восхитились девочки.
Девочка в розовом приподняла подол платья, шагнула к стулу и села – огромный кринолин и каблуки стесняли её движения.
Девочки собрали деньги на букет, за которым вышла исполненная мечта. Все вместе они подарили букет Соне, их общей Грёзе. Сегодня исполнилась её главная мечта: чтобы Соней восхищались за то, что она – это она.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 29
© 17.04.2018 Леонида Богомолова (Лена-Кот)
Свидетельство о публикации: izba-2018-2252376

Рубрика произведения: Проза -> Повесть












1