51. Весна-осень 1251 года, Александр Ярославич


Александр явился в Новгород в начале 1250 года. Князя встретили с таким воодушевлением, какого не ожидал ни он сам, ни горожане от себя.
-Цари татарские оставили мне Новгород и дали старшинство над землёй Русской, - сообщил Александр результаты поездки. - Согласно традиции мне надлежит отправиться в Киев. Сюда же я приехал для посажения на моё место сына Василия.

Новгородцы не хотели его отпускать.

-Останься, - просили они. - От Киева остался только призрак, там вовсю хозяйничают поганые. Назначь туда посадника.

Александр позволил себя уговорить, так как в глубине души сам не желал ехать в стольный град Всея Руси.

Даничество ордынское новгородцы восприняли терпимо. Чернь и дворянство оно затрагивало мало, а купцы и бояре даже были заинтересованы в татарах.

-Мы возьмём на себя основное бремя выплат, - говорила знать.

-С чего такая щедрость? - поинтересовался Александр.

-Татары в отличии от половцев покровительствуют торговле по волжскому пути. Гости из магометанских стран очень охочи в покупке пушного зверя и прочего товара. Новгород от этого станет богатеть не по дням, а по часам. По сравнению с будущими барышами ордынская дань — мелкие издержки!

Довольный так удачно сложившимся консенсусом, Александр обратился к текущим проблемам. Литва и Орден пока не докучали. Зато шведы под предводительством некоего ярла Биргера Магнуссона, не преступая новгородских пределов, покоряли по ту сторону залива племена еми. Ещё имелись территориальные недоразумения с норвежцами. В общем, у Александра было время втянуться в подзабытые дела.

Пока он отсутствовал в 1249 году скончался архиепископ Спиридон. Весной 1251 года для поставления на должность нового духовного владыки Новгорода прибыл митрополит Кирилл. Зная, что он — ставленник Даниила Галицкого, Александр изначально имел против митрополита предубеждение. Но подозрения быстро рассеялись. Как выяснилось, Кирилл совсем не разделял прозападную политику бывшего покровителя, полностью принимая точку зрения новоиспечённого киевского князя по вопросам веры, татар и тевтонов. Неудивительно, что они быстро стали единомышленниками.

 В этом же году в Новгород приехали послы папы Иннокентия — кардиналы Гальд и Гемонт. Они предложили Александру перейти под духовную юрисдикцию Рима и составить союз против татар.
-Ещё отец твой, дукс Ярицлейв, находясь у монгольского правителя обещал всё это францисканскому монаху Джованни Плано де Карпини, - передавали кардиналы слова папы. - Выполни же волю его! Дай нам возможность проповедовать тебе и народу твоему закон Божий!

Александр не собирался идти у них на поводу. Но для вида согласился подумать над предложением и дать ответ на следующий день. Посовещавшись со священниками и ближним кругом, князь ответил посланцам папы:

-От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения языков до рождения Авраама, от Авраама до прошествия Израиля сквозь Черное море, от исхода сынов Израилевых до смерти царя Давида, от начала царства Соломона до Августа и до рождества Христова, от рождества Христова до Его страсти и воскресения, от воскресения же Его и восшествия на небеса до воцарения Константина, от начала царства Константина до первого собора и до седьмого — мы все это хорошо знаем, а от вас учения не принимаем.

С тем кардиналы и уехали восвояси.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ С ПОНЕДЕЛЬНИКА ПО ПЯТНИЦУ. ПРОИЗВЕДЕНИЕ БУДЕТ ВЫЛОЖЕНО ПОЛНОСТЬЮ





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 22
© 16.04.2018 Вадим Кириленко
Свидетельство о публикации: izba-2018-2252010

Метки: Александр Невский, монголо-татарское иго, Новгородская республика, митрополит Кирилл Третий, уния с Римом,
Рубрика произведения: Проза -> История












1