ОТВЕТЫ НА ДУРАЦКИЕ ВОПРОСЫ, маленькая лекция
Эпоха энциклопедистов родила современную цивилизацию,
социальные революции и новейшие технологии. Всемирная электронная «паутина»
создает нового человека. Техногенная массовая культура опирается на голую абстракцию,
плоские мотивы и короткие литературные тексты. Но целесообразность истории, принципы
существования обывателей и вечные вопросы жизни остаются неизменными. Давайте
же оглянемся по сторонам!
Почему творческим
людям так свойственны дурные привычки?
В отличие от маргиналов социального дна они производят
искусство – продукт общественно-необходимый и даже полезный. Алкоголь и
сексуальные переживания разрушают и приземляют духовный мир человека, образуя
волнообразное движение его внутреннего бытия. Освобождаясь от похмельной боли и
эмоциональной грязи, разум художника устремляется к «богу», обретая желанное
вдохновение. Так формируется богемный образ жизни.
В этом и последующих утверждениях читателю важно понимать:
не существует правил без исключений, количество которых намного больше, чем
должно быть согласно теории математической вероятности. Так уж устроена наша
жизнь!
Талант атакует обывательские нормы в самых разновекторных
направлениях.
Почему тираны так
любят спорт и здоровый образ жизни?
К сожалению, умных спортсменов на свете гораздо меньше, чем
– к примеру – образованных актеров, которые и сами-то по здравомыслию находятся
в самом конце профессионального списка интеллектуалов!
В любой системе государственного произвола «умники» обречены
на преследование и страдание. Верховная Власть постоянно нуждается в слепой
идеологической верности и почитании. Ее основа – любовь укрощенной толпы.
Массовый спорт клонирует здоровых и дисциплинированных
солдат, повышает рождаемость и укрепляет международные (олимпийские) позиции
страны. А кем становятся спортсмены в эпоху перемен – помнят все, кто пережил
«лихие девяностые» на постсоветском пространстве!
О, спорт, ты – мир, политика и сила! Для здоровья же
полезнее – физкультура. Особенно в молодые годы – растущему организму.
Черчилль и Гитлер хорошо рисовали. Но первый был хроническим
пьяницей и любил сигары, а второй предпочитал свежий горный воздух и здоровый
образ жизни.
Вывод: дурные привычки чаще выбирают хороших людей. Сталин –
это исключение из этого правила. Но стихи в отрочестве он писать пробовал!
Почему творческому разуму
нужны ограничения?
Чтобы однажды стать богом, надо переболеть человечностью. С
точки зрения научного мышления: божественный разум явно алогичен. Это означает,
что бог не имеет мозгов (точнее – левого полушария) и не способен думать.
Однако, может быть – ему вполне достаточно лишь
«чувственно-зрительных» образов, а логический ряд из слов, научных терминов и
философских категорий – это что-то относительно новое и лишнее?!
Искусство изучает окружающий нас живой мир именно подобным
способом, который эволюционно гораздо старше нашей сознательной логики. «Яблоко
познания» выросло на музыкальном дереве под заунывный ритм бубна.
Затем появились стихи и первые мудрецы…
Вы когда-нибудь слышали о принципе Гандикапа? Это когда самки
животных (в том числе – девушки!) из нескольких претендентов мужского пола
подсознательно выбирают… особь с внешними признаками полезной «мутации».
Мудрость имеет похожую «внешность» – это удел стариков, инвалидов и вечно
больных бездельников, которые умудрялись выживать дольше, чем здоровые
обыватели первобытной эпохи – молодые охотники.
Наблюдения и умозаключения подобных долгожителей и
маргиналов каменного века самым «божественным образом» привели к возникновению
человеческого языка и логики как искусства «размышления по правилам», подразумевающим
исключение эмоциональных составляющих человеческой речи в построении
причинно-следственных связей внутри нашего жизненного, научного или чужого
опыта.
Таким образом, первые ограничения разума возникают в
первобытном искусстве (музыка, ритм, рифмы) и существуют до сих пор (законы
логики).
Исключения «без ограничений» вполне допустимы и условны –
это творческое вдохновение и научное озарение. Истинный талант черпает силы как
в подсознании, так и в сверхсознании нашего «безбожного» эго.
Почему «природа
отдыхает на детях гениев»?
Гениальность – это талант, умноженный на трудолюбие. Со стороны
это выглядит примерно так: удивительно редкие врожденные способности самым
странным образом сочетаются с определенной патологией поведения и
профессиональным воспитанием. Потомкам великих людей, как правило, не хватает
одного из трех главных компонентов этой жизненной формулы.
Все нормальные и здоровые люди относительно ленивы,
занимаются не самым любимым делом и почти мгновенно забывают учебники. Но
главная черта Homovulgarize
(человека обыкновенного) – его совершенная неспособность существовать вне навязанных
окружающей средой убеждений и абсолютное нежелание думать самостоятельно.
Большинство из нас постоянно цитирует модные выражения, считая это достижениями
собственного ума. Здравомыслие – это набор служебных инструкций и технических
правил пользования предметами плюс неправильный жизненный опыт родителей.
Гении-родители тоже любят своих детей и предпочитают
неправильный опыт собственного счастья, забывая о том, что условия и причины успеха
изменяются вслед за окружающим миром. Новая живая реальность познается только
через страдание. Думать самостоятельно – больно.
Гениальность – это серьезная болезнь. И дети в этом не
виноваты!
Почему искусство
переживает бесконечный кризис?
Классиков не должно быть слишком много! Это аксиома
творческого рынка. Живые классики (которых – единицы!) олицетворяют не величие
содержания, а изменчивость формы.
Профессиональные торговцы творческими произведениями
прекрасно знают: древнегреческие правила драматургии универсальны! Главный
закон успешных продаж состоит из трех актов и пяти частей: экспозиции, завязки,
перипетий, кульминации и развязки.
Перепроизводство, инфляция и кризис – это перипетии
современной экономики, кульминация создает новые творческие иллюзии,
технологии и короткий happyend
перед завязкой следующего исторического блокбастера.
Художественная карусель при этом не останавливается.
Жизнь
продолжается до тех пор, пока искусство развлекает! Новые технологии рождают
новые виды творчества, а значит и новых корифеев, спрос на которых
ограничивается жадностью торговцев и потребностями ярмарки нашего тщеславия.
«Не сотвори кумира!» – одна из самых важных заповедей,
которую мы все постоянно нарушаем. В творческой среде большинство классиков –
это творческие лидеры прошлых поколений, чьи произведения все еще актуальны, но
торговать ими можно бесплатно – не нарушая авторских прав!
Последнее предложение и определяет суть «бесконечного
кризиса» современного искусства!
Почему существует
правило «золотого сечения»?
Это «математический» вопрос
художественного вкуса. Деление какой-либо величины в отношении 62 % и 38 %,
связанное с золотым числом 1, 62, обозначаемым буквой «Ф» в честь
древнегреческого скульптора и архитектора Фидия.
К этому правилу стремится идеальное мужское тело, ради этого
соотношения женщины носят обувь на высоких каблуках (фигура до и выше талии).
Классический кинокадр образует обратную пропорцию.
Согласно золотому сечению построены египетские пирамиды,
царские дворцы и католические храмы. К этому математическому соотношению
неравнодушна даже живая природа!
Но почему оно существует и украшает нашу жизнь?
Ученые с правилом
золотого сечения связывают бесконечную последовательность чисел, известную как
ряд Фибоначчи, который устроен так, что сумма
двух любых последовательных чисел образует следующее число: 1, 2, 3, 5, 8, 13,
21, 34, 55 и т. д.
Сегодня это
арифметическая основа для расчетов пропорций золотого сечения во всех его
проявлениях – как в произведениях драматургии (соотношение частей), так и в
космосе (форма и скорость расширения галактики)!
Золотое сечение
подсознательно привычно и приятно нашему глазу. Но почему оно существует?!
Этого не знает
никто. В настоящем искусстве всегда должно быть что-то необъяснимое!
2018 г.