Конец света в романе «Мастер и Маргарита»


Конец света в романе «Мастер и Маргарита»
Конец света в романе «Мастер и Маргарита»

1. Эта часть является продолжением очерка «Где мы сейчас в романе «Мастер и Маргарита» (часть 2). В ней речь идет о том, что время проведения великого бала у сатаны (прошу заметить, не у Воланда, он прекращает это безобразие) известно. Это ПОЛНОЧЬ. Часы судного дня уже запущены и показывают несколько минут до 12 ночи. Именно в это время может сбыться преследующий Ивана сон про страшную тучу, которая кипит и наваливается на Лысый череп (Голокость, Холокост, т.е. всесожжение) на фоне странного палача с изуродованным лицом.

Но может быть можно узнать дату этого события? Давайте заглянем в конец главы «Извлечение мастера». Я имею ввиду тот самый смешной эпизод с голой секретаршей, печатающей на печатной машинке, который повторяется в знаменитом фильме «Город Zero» (кстати, в этом фильме отрезанная голова также имеется).

На месте Наташи оказался Николай Иванович. Он приобрел свой прежний человеческий облик, но был чрезвычайно мрачен и даже, пожалуй, раздражен.

«— Вот кого с особенным удовольствием отпущу, — сказал Воланд, с отвращением глядя на Николая Ивановича, — с исключительным удовольствием, настолько он здесь лишний.

— Я очень прошу выдать мне удостоверение, — заговорил, дико оглядываясь, Николай Иванович, но с большим упорством, — о том, где я провел предыдущую ночь.

— На какой предмет? — сурово спросил кот.

— На предмет представления милиции и супруге, — твердо сказал Николай Иванович.

— Удостоверений мы обычно не даем, — ответил кот, насупившись, — но для вас, так и быть, сделаем исключение.

И не успел Николай Иванович опомниться, как голая Гелла уже сидела за машинкой, а кот диктовал ей:

— Сим удостоверяю, что предъявитель сего Николай Иванович провел упомянутую ночь на балу у сатаны, будучи привлечен туда в качестве перевозочного средства... поставь, Гелла, скобку! В скобке пиши "БОРОВ". Подпись — Бегемот.

— А ЧИСЛО? — пискнул Николай Иванович.

— ЧИСЕЛ НЕ СТАВИМ, С ЧИСЛОМ БУМАГА СТАНЕТ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ, — отозвался кот, подмахнул бумагу, откуда-то добыл ПЕЧАТЬ, по всем правилам подышал на нее, оттиснул на бумаге слово "уплочено" и вручил бумагу Николаю Ивановичу».

Теперь попытаемся разобраться, who is mr. Боров. Само собой, что это сложнейший шифр с десятками расшифровок, включая самые неожиданные. К примеру, обращаю Ваше внимание, что скобку Гелла не закрыла. Она так и осталась открытой. Точки, затем скобка. И слово «Боров» (ТО ЕСТЬ КАСТРИРОВАННЫЙ ХРЯК). Что за шуточки??

Но в данном случае, я воспользуюсь античным слоем романа. Боров – это может быть ракета, город, лужок, что угодно. Но главное – это кастрированный хряк. Всем известно, что бал у сатаны проходит по сценарию сатурналии. Это известный античный праздник. Там отпускают рабов, рабы спорят с хозяевами, играют в античные игры и т.д. Но главное, перед праздником режут поросенка. Поэтому несложно догадаться, что бедного хряка на балу могли неплохо поджарить. Еще бы узнать, какой город он символизирует.

Но в первую очередь, напомню, что единственный античный бог, который был ужасно любвеобилен и которого кастрировал Сатурн (в романе кот-Бегемот) и отправил на задворки истории – это был Уран. Единственное, что не очень понятно, почему у нас уран вместе с какой-то любовницей с бешеной скоростью полетел на бал у сатаны впереди Маргариты.

2. Но если дату бала у сатаны узнать невозможно, может быть, хотя бы есть шанс узнать дату суда над Великой блудницей Апокалипсиса?

Я уже много раз писал, что казнь великой блудницы является ключевым эпизодом сразу трех книг: «Фауст», «Мастер и Маргарита», «Откровение Иоанна Богослова».

Вот несколько цитат из описания картины казни Великой блудницы в Апокалипсисе.

Глава 19
«2 Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее.
3И вторично сказали: аллилуия! И ДЫМ ЕЕ ВОСХОДИЛ ВО ВЕКИ ВЕКОВ.

Глава 17

«18 Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями».

Глава 18

«15 Торговавшие всем сим, обогатившиеся от нее, станут вдали от страха мучений ее, плача и рыдая 16и говоря: горе, горе тебе, великий город, одетый в виссон и порфиру и багряницу, украшенный золотом и камнями драгоценными и жемчугом, 17ибо в один час погибло такое богатство! И все кормчие, и все плывущие на кораблях, и все корабельщики, и все торгующие на море стали вдали 18 и, ВИДЯ ДЫМ ОТ ПОЖАРА ЕЕ, ВОЗОПИЛИ, ГОВОРЯ: КАКОЙ ГОРОД ПОДОБЕН ГОРОДУ ВЕЛИКОМУ!»

Теперь находим аналог этого сюжета в романе «Мастер и Маргарита» (глава «Судьба мастера и Маргариты решена»).

Это знаменитый эпизод, где, КАК СЧИТАЮТ БУЛГАКОВЕДЫ, Воланд сидит на крыше Дома Пашкова и смотрит на Москву:

«Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные ЧАСЫ. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, ОБРЕЧЕННЫХ НА СЛОМ лачуг. Азазелло, расставшись со своим современным нарядом, то есть пиджаком, котелком, лакированными туфлями, одетый, как и Воланд, в черное, неподвижно стоял невдалеке от своего повелителя, так же как и он НЕ СПУСКАЯ ГЛАЗ С ГОРОДА.

Воланд заговорил:

— Какой ИНТЕРЕСНЫЙ ГОРОД, не правда ли?

Азазелло шевельнулся и ответил почтительно:

— Мессир, МНЕ БОЛЬШЕ НРАВИТСЯ РИМ!

— Да, ЭТО ДЕЛО ВКУСА, — ответил Воланд.

Через некоторое время опять раздался его голос:

— А ОТЧЕГО ЭТОТ ДЫМ ТАМ, на бульваре?

— Это горит Грибоедов, — ответил Азазелло.

— Надо полагать, что это неразлучная парочка, Коровьев и Бегемот, побывала там?

— В этом нет никакого сомнения, мессир».

3. Логика Булгаковедов понятна. Дом Пашкова прочно ассоциируется с городской легендой о поклонении Прусского короля Фридриха Вильгельма сожженной Москве в 1818 году за избавление от Наполеона (в 1812 году Москва полностью выгорела).

Но в романе то речь идет не о прошлом, а о более последних временах. И ДАТА УКАЗАНА СОВЕРШЕННО ТОЧНО. Вот самое начало главы 29 «Судьба мастера и Маргариты определена».

На закате солнца высоко над городом на каменной террасе одного из самых красивых зданий в Москве, здания, ПОСТРОЕННОГО ОКОЛО ПОЛУТРАСТА ЛЕТ назад, находились двое: Воланд и Азазелло. Они не были видны снизу, с улицы, так как их закрывала от ненужных взоров балюстрада с гипсовыми вазами и гипсовыми цветами. Но им город был виден почти до самых краев».

Итак, все что нужно сделать, это прибавить к возрасту здания 150 ЛЕТ! Более того, можно даже час узнать, если правильно разобраться, что за солнечные часы-шпага, и что за ботинок сатаны (не Воланда!).

Согласно интернету Пашков дом был построен где-то в 1786 году. Прибавляем 150 лет. Получаем ориентировочно 1936 год. И что делать с этой информацией не совсем понятно.

Но если Вы верите, что Москва это Великая блудница апокалипсиса, то смело продолжайте искать похожее здание в Москве. Очень важно, чтобы там было что-то наподобие песочных часов, огромной шпаги, светящегося глаза Воланда и башенка, желательно, похожая на Вавилонскую.

Хотя я бы поискал в другом городе, что и сделаю в другом очерке.

4. Теперь описание конца света в конце главы «Судьба мастера и Маргариты определена»:

«— Распоряжений никаких не будет — вы исполнили все, что могли, и более в ваших услугах я пока не нуждаюсь. Можете отдыхать. Сейчас придет гроза, ПОСЛЕДНЯЯ ГРОЗА, она довершит все, что нужно довершить, и мы тронемся в путь.

— Очень хорошо, мессир, — ответили оба гаера и скрылись где-то за круглой центральной башней, расположенной в середине террасы.

Гроза, о которой говорил Воланд, уже скоплялась на горизонте. Черная туча поднялась на западе и до половины отрезала солнце. Потом она накрыла его целиком. На террасе посвежело. Еще через некоторое время стало темно.

Эта ТЬМА, ПРИШЕДШАЯ С ЗАПАДА, накрыла громадный город. Исчезли мосты, дворцы. ВСЕ ПРОПАЛО, КАК БУДТО ЭТОГО НИКОГДА НЕ БЫЛО НА СВЕТЕ. Через все небо пробежала одна огненная нитка. Потом город потряс удар. Он повторился, и началась гроза. Воланд перестал быть видим во мгле».


5. Что касается России, то расшифровку ее судьбы я бы поискал в пьесе Шекспира «Буря» (роман «МиМ» нашпигован «Гамлетом» (быть или не быть, «Макбетом», «Юлием Цезарем» (мартовские иды), «Ромео о Джульетой» (отравление), «Сном в летнюю ночь».

В «Буре» рассказывается о подлом предательстве царя, буре и кораблекрушении нового правителя, воссоединении влюбленных, о проклятии, связанном с помутнением рассудка, и о снятии этого проклятия.

Вот эта сцена (только вместо Азазелло – Ариель).

«Просперо

Мой замысел уж близок к завершенью.
Власть чар сильна, покорно служат духи,
И колесница времени как должно
Везет свой груз. Скажи, КОТОРЫЙ ЧАС?

Ариэль

ШЕСТОЙ. Ты говорил мне, повелитель,
Что кончишь в шесть часов свои труды.

Просперо

Я так определил еще тогда,
Когда впервые вызвал ЭТУ БУРЮ.
Что делают сейчас король и свита?

Ариэль

Они, как пленники, не могут выйти
Оттуда, где оставлены тобой:
Все в той же роще, что от непогоды
Защитой служит для твоей пещеры.
Освободить их можешь только ты.
Король, брат короля, твой брат - все трое
По-прежнему безумны; остальные
В отчаянье оплакивают их.
А больше всех горюет тот, кого
Назвал ты добрым стариком Гонзало.
По бороде его струятся слезы -
Так дождь стекает с камышовой кровли.
Как мучатся от чар твоих они!
Взглянув на них, ты сам их пожалел бы.

Просперо

Ты полагаешь?

Ариэль

Будь я человеком,
Мне было бы их жаль.

Просперо

И мне их жалко.
Уж если их мученьями растроган
Ты, бестелесный дух, то неужели
Я, созданный из плоти, как они,
Кому близки их чувства и желанья,
Не буду сострадательней, чем ты?
Хотя обижен ими я жестоко,
Но благородный разум гасит гнев
И милосердие сильнее мести.
ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕЛЬ МОЯ БЫЛА
ИХ ПРИВЕСТИ К РАСКАЯНИЮ. Я больше
К ним не питаю зла. Освободить
Ты должен их. ЗАКЛЯТЬЕ Я СНИМУ,
И ВОЗВРАТИТСЯ СНОВА К НИМ РАССУДОК.

Ариэль

Лечу приказ исполнить, повелитель.
(Исчезает.)»

А что происходит в романе?

«— Он просит, чтобы ту, которая любила и страдала из-за него, вы взяли бы тоже, — в первый раз моляще обратился Левий к Воланду.

— Без тебя бы мы никак не догадались об этом. Уходи.

Левий Матвей после этого исчез, а Воланд подозвал к себе Азазелло и приказал ему:

— ЛЕТИ К НИМ И ВСЕ УСТРОЙ.

Азазелло покинул террасу, и Воланд остался один».

Как известно, после этого Азазелло действительно проводит какую-то странную процедуру и снимает заклятье с глаз мастера и Маргариты. Но это уже совсем другая история.

И на всякий случай другой источник, который может подтвердить гипотезу с бурей Шекспира (это из пророчества Анатолия Оптинского).

« — Будет шторм. И русский корабль будет разбит. Да, это будет, но ведь и на щепках и обломках люди спасаются. Но все же не все погибнут. Только не бойтесь. Бог не оставит уповающих на Него. Надо молиться, надо всем каяться и молиться горячо. А что после шторма бывает?

Кто-то из присутствующих ответил, что после шторма бывает штиль.

— Вот ведь, — сказал Старец, — так и будет штиль.

Кто-то сказал:

— Но уж корабля-то нет, разбит, погиб, погибло все!

— Не так будет, ответил отец Анатолий, - явлено будет великое чудо Божие, да. И все щепки и обломки волею Божией и силой Его соберутся и соединятся, и воссоздастся русский корабль во всей своей красе и пойдёт своим путем, Богом же предназначенным. Так это и будет, явное всем чудо».

Но верить этому, само собой, совсем не обязательно. Вместо этого можно поискать 150 летнее здание в Москве. Или вообще ничего не искать.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 30
© 16.04.2018 Илья Уверский
Свидетельство о публикации: izba-2018-2251727

Метки: Мастер и Маргарита, расшифровка, апокалипсис,
Рубрика произведения: Проза -> Мистика












1