Моисей (Библия в стихах), глава тридцать девятая


Валак, царь Моавитский приводит Валаама, чтобы проклясть Израиль, расположенный в долине Моавитской; Ослица Валаама и Ангел Господень.

При Иордане, у Иерихона
кипит огромный стан:
под небом необъятным и бездонным
несметные шатры Израильтян.
И на равнинах древнего Моава
Израиль у народов на устах.
Царей обуревает жуткий страх.
Израильских побед недавних слава
и Аморреев крах

покоя не дают царю Валаку 1
И он к себе призвал
старейшин Мадиамских 2, и со страхом
им про Израиль грозный рассказал:
«Они в Моаве царства сокрушают.
Народ сей, что сюда явился вдруг,
свободно покоряет всё вокруг,
как вол траву на поле поедает –
Моав ему, что луг»!

И вот послал послов он к Валааму, 3
велел его позвать.
Послы ушли в Пефор
4, к Евфрату прямо,
провидцу эту просьбу передать.
«Итак, приди и прокляни Евреев, –
просил Валак, – не то погибнем все,
они съедят Моав во всей красе,
травинки на полях не пожалеют
на утренней росе.5

Их множества, я сам их не осилю.
Приди и прокляни.
Я лишь тогда возьму над ними силу,
когда пребудут прокляты они.6
Благословен, кого благословляешь,
и проклят тот, кого ты проклянёшь.
В моей земле награду ты найдёшь.
За волхование, что пожелаешь,
В Пефор к себе возьмёшь»!

И Валаам тогда ответил мудро
встревоженным послам:
«Ночуйте здесь, а завтра ранним утром,
что скажет мне Господь – вам передам».
И Бог, явившись ночью к Валааму,
сказал ему: «Ты с ними не ходи.
Народу Моему не навреди.
Благословен народ. Потомкам Хама
не сбить его с пути»!

Поутру Валаам князьям поведал,
что Бог ему сказал
и свой отказ Валаку он передал.
Но царь Валак других послов прислал.
Послы сулят несметные богатства.
И золотом своим и серебром,
и дорогим изысканным добром,
в знак уваженья, по законам братства,
сулят наполнить дом.

И снова Валаам ответил мудрый
вновь присланным послам:
«Ночуйте здесь, а завтра ранним утром,
что скажет мне Господь – вам передам».
И Валааму ночью Бог явился
и запретил Израиль проклинать.
Лишь то велел Господь ему сказать,
что повелит. На утро согласился
беседу продолжать

с послами из далёкого Моава
провидец Валаам.
Он им сказал: «Что золото и слава?
За Божью правду душу я отдам!
Я не могу Господни приказанья
нарушить в малом, исказить в большом,
и сразу заявляю вам о том.
Не в силах я по своему желанью
проклясть Евреев дом.

К царю Валаку я в Моав поеду,
но честно говорю –
лишь то могу я делать, зреть и ведать,
что Господу угодно – не царю»!
И сел провидец на свою ослицу.
Она его надёжный старый друг.
С собою взял двоих покорных слуг –
надёжные, проверенные лица.
И в дальний путь – на юг,

в Моав, к Валаку проклинать Израиль
пустился налегке.
Но гнев Господень Ангела направил
ему навстречу. И с мечом в руке
встал Ангел Божий на его дороге
и преградил к Моаву верный путь.
Пришлось ослице в сторону свернуть.
Сойдя с дороги, замерла в тревоге –
сковала сердце жуть.

А Валаам так мыслями наполнен
о Боге и судьбе,
так важностью призвания исполнен,
что Ангела не видит – весь в себе.
И хлещет неповинную ослицу,
пытаясь на дорогу воротить,
князьям из Модиама угодить –
продолжить путь намеченный стремится,
в Моав к утру прибыть.

Ослица в виноградник повернула.
Вновь Ангел перед ней.
Она к стене испуганно прильнула,
а страх её теперь ещё сильней.
И ногу Валаама к винограду
прижала так, что боль её свела.
Он бил ослицу, и она пошла
в теснину, что была с дорогой рядом
и там под ним легла.

А Валаам разгневан до предела.
Он стал ослицу бить.
И тут ослица речью овладела –
по воле Бога стала говорить:
«Что бьёшь меня? Не я ль тебя носила
с начала до сего лихого дня?
За что же истязаешь ты меня?
За то, что я беду предотвратила,
ты бьёшь меня кляня»?

Валаам и АнгелВалаам и Ангел

И тут открылись очи звездочёта.
Господь ему помог.
И Ангела с мечом увидел: вот он
стоит пред ним в скрещении дорог.
И пал старик пред Ангелом на землю,
склонился, как пред Господом самим.
Не зная, как Господь поступит с ним,
он слову Ангела и Бога внемлет,
предчувствием томим:

«За что ты бьёшь невинную ослицу?
Хозяина любя,
она не смела не остановиться,
чтоб от сего меча спасти тебя!
Твой путь в Моав не прав передо Мною,
и Я пришёл тебя остановить.
И мог бы здесь тебя Я погубить,
ослицу же оставил бы живою»!
И кончил говорить.

«Я согрешил. Не знал, что на дороге
стоишь Ты предо мной!
Скажи – и в раскаянье и тревоге,
сейчас же возвращусь к себе домой».
Но Ангел так ответил Валааму:
«В твоём возврате нет большой нужды.
Езжай с князьями. В этом нет беды,
но станешь говорить, вещун упрямый,
лишь то, что слышишь ты

в заветном волховании от Бога.
Слова, что Я скажу
из уст твоих тогда сорваться могут,
и только те, что в них тебе вложу».
И вот в Моав отправился дорогой
притихший, вдохновлённый Валаам.
Валак ему навстречу вышел сам
к Арнону. Месяц однорогий
их встречу видел там.

Провидца царь Валак упрёком встретил:
«Зачем ко мне не шёл?
Неужто не могу тебя приветить,
чтоб здесь почёт и золото нашёл»?
И Валаам царю ответил строго:
«Я здесь теперь, чтоб правду передать.
Могу ли от себя тебе сказать?
В мои уста слова идут от Бога.
Ты должен это знать»!

И в Кириаф-Хуцов 7 повёл провидца
встревоженный Валак.
И утра ждёт. В ночи ему не спится
Какой Ваал подаст поутру знак?
Чуть свет к себе призвал он Валаама.
Лишь солнце осветило небосвод,
с вершин крутых Вааловых высот 8
увидел Валаам в долинах прямо
Израилев народ.
**************************************
Примечания:
1. Валак – сын Сепфора, царь Моавитский. В союзе с Мадианитянами призвал из Месопотамии Валаама для проклятия Евреев;
2. Мадианитяне, земля Мадиамская – пустынная местность вокруг восточной части Чермного моря, населённая (как полагают) потомками Мадиама – четвёртого сына Авраама и Хеттуры. Мадианитяне были народом кочующим и располагали замечательными стадами верблюдов. В их владениях скрывался от фараона Моисей. Здесь он женился на Сепфоре – дочери священника Мадиамского Иофора и жил здесь сорок лет, пася стада своего тестя; За враждебное отношение к Евреям в дни, описываемые в этой главе, Мадианитяне были жестоко наказаны – почти полностью истреблены;
3. Валаам – прорицатель, который не был обыкновенным языческим волхвом и кудесником. Это была несомненно богато одарённая натура, способная возвыситься до понимания истинного Бога и до уразумения Его голоса. Валаам жил и действовал в Месопотамии, там, откуда вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселялись потомки Сима, где особенно были распространены науки. В церковных песнопениях Валаам называется звездочётцем, а волхвы, пришедшие по указанию чудесной звезды поклониться родившемуся в Вифлиеме Христу, - учениками волхва Валаама. Только тяга к наживе, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему быть истинным пророком Божиим;
4. Пефор – (истолкование снов) – город или местность при Евфрате в Месопотамии. Настоящее его положение не известно;
5. Местные князья испытывали страх перед нашествием евреев, полагая, что они обрекут на голод их народы. Властители Моава не знали, что евреи питаются манной и не нуждаются в плодах их земли;
6. Древний обычай магического воздействия на противника сохранялся в практике некоторых народов ещё многие века после описываемых событий;
7. Кириаф-Хуцов – (город улиц) – местность в земле Моавитской, где Валак и Валаам приносили жертву. Из контекста видно, что город этот находился недалеко от Бамоф-Ваала. Некоторые исследователи считают, что это современный Кериот, лежащий при подошве горы Аттара;
8. «Высоты Ваала» считают тождественными с Вамофом («Жертвенник Ваала»), находившемся на горной возвышенности близ Дивона






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 48
© 16.04.2018 Лео
Свидетельство о публикации: izba-2018-2251507

Метки: Леонид Михелев, библия, Моисей, пустыня,
Рубрика произведения: Поэзия -> Авторская песня












1