Всего 5 шагов до "пятерки" (руководство для ученика на пути к сердцу учителя)


Всего 5 шагов до "пятерки" (руководство для ученика на пути к сердцу учителя)

Предисловие

Казалось бы, какие шаги? Сиди себе, делай ненавистную «домашку» вечерами, зубри, грызи гранит науки… А что если не получается? Что если «не могу», «не хочу», «не понимаю», «а он(а) все равно «два» поставит». Что, если, для вас существует такой предмет, как для меня математика? Мне, учителю первой категории, классному руководителю, аспиранту кафедры Лингвистики, иностранных языков и перевода, не стыдно признаться, что от цифр и пространственной ориентации у меня колени подгибаются и глаза собираются в кучу.
Два честных учебных года (10й и 11й класс) я ходила к репетитору по алгебре и геометрии, чтобы ХОТЯ БЫ СДАТЬ ЕГЭ (на оценку выше 2). Сдала. Баллы не помню. Как страшный сон забылся первый и последний экзамен в этой области.
Но! При всей этой страшной взаимной нелюбви с дамами по имени Алгебра и Геометрия, годовая оценка ВСЕГДА по этим предметам у меня была не ниже «четверки». Как?
Иногда я делюсь с вами этой информацией на наших уроках, но всегда мимоходом, когда к слову придется, от того информация получается очень дозированной, для всех разной.
Сейчас перед вами систематизация моего собственного ученического опыта, отшлифованная учительским стажем.


Шаг 1. Костыли для хромого поведения

Есть такая интересная штука, как человеческий фактор. Профессия учителя не может его исключить. Да, у нас не должно быть «любимчиков» и тех, кто может вызывать отвращение. Такими категориями учитель не имеет права мыслить. Но у нас всегда есть свое мнение о вас. И оно (наше мнение) работает либо на вас, либо против.
Когда вы только знакомитесь с предметом и учителем, попробуйте не срывать уроков, не говорить вслух на отвлеченные темы, а, наоборот, пусть сидя на любимой последней парте, делайте вид, что стараетесь понять. Записывайте в тетрадь, не отвлекайте других и не кладите ноги на стол. Создайте хотя бы видимость работы.
Во-первых, выполняя эти нехитрые задачи, есть шанс, что вы действительно начнете понимать. Это вполне логично, если слушать не соседа, а учителя. А, во-вторых, если первый пункт все-таки невозможен (как в моем случае с математикой), придерживаясь этих простых норм саморегулирования на уроке вы НИКОГДА не получите в качестве итоговой оценки за четверть/полугодие/год «двойку». Аргументация в сознании учителя будет простая: но он(а) же старается, работает на уроке.
Вы можете подкрепить эту аргументацию следующими пунктами:
  • Отвечайте на вопросы учителя с периодичностью раз в 2 недели;
  • Не отказывайтесь от предложенных активностей в ходе урока (даже если это физкультминутка в 8 классе);
  • Не привередничайте, если оказались в паре или группе не с теми, с кем хотели бы;
  • Используйте невербальные средства, чтобы продемонстрировать заинтересованность в уроке: примите позу слушающего, когда надо слушать, смотрите в сторону доски, покачивайте головой в знак согласия, иногда можно удивляться какой-то информации, улыбайтесь, если слышите в голосе учителя улыбку. Присоединитесь к уроку или успешно создавайте видимость присоединения;
  • Не доставайте телефон, если этого не требует ход урока;
  • Не пропускайте уроки слишком очевидно.

Эти 40-45 минут терпения и высочайшего театрального искусства можете смело восполнить на перемене счастливым «ржачем», или «подколами» одноклассников, можете даже учителя пообсуждать с применением самых искрометных кличек, но уже потише, чтобы не свести на нет все труды на уроке.
Создайте образ старающегося понять ученика, и положительная оценка вам обеспечена (даже если за диктанты обычно «два»), потому что любой труд имеет значение. Это заложено в нас где-то на генетическом уровне. Труд облагораживает человека.
Плюс человеческий фактор: не захочу я стать причиной вашего расстройства, если вы мне импонируете.

Шаг 2. В гостях хорошо, а дома лучше

Перефразируя известную поговорку для нашего случая, скажем, что на уроках работать хорошо, а дома проще.
Выполнение домашнего задания – это ваш шанс! Как и в первом случае, можно допустить, что вы начнете разбираться в предмете, а также создадите образ примерного ученика, которому «рука не поднимется» поставить неудовлетворительную оценку.
Но у домашнего задания есть и свои собственные вполне однозначные плюсы.
В первую очередь, это дополнительные оценки, чаще положительные и даже очень, ведь можно к маме с папой или троюродной тетке бабушки дяди обратиться за помощью в подготовке домашнего задания.

А с другой стороны, для учителя - это показатель вашего отношения к предмету. Каждый учитель (даже учитель музыки в математической школе) хочет, чтобы его предмет был значимым, не отодвигался на второй план и не исполнялся в последнюю очередь, если время останется.
Что это дает вам? Все тоже - формирование положительного образа в глазах учителя. Положительный образ прямо пропорционально равен положительным оценкам. Эту формулу надо прочно уместить в своей голове.
В университете нам всегда говорили: «в первый год вы работаете на зачетку, остальное время зачетка работает на вас» (с)преподаватели ПГНИУ. Это значит, что, если в первый год учебы, ваша зачетка пестрит «отлично», в последующие годы за вами прочно закрепляется образ хорошего ученика, которому можно не задавать дополнительных вопросов на экзамене, поставить «автомат», потому что «понятно же, что он(а) все выучил(а)». Вообще, в университете 100 % посещения и выполнение заданий являются залогом получения оценки без экзамена, то есть «автоматом».



Шаг 3. О пользе дела для пользы дела

Не получается стать полезным на уроке? Не беда! Станьте полезным образовательному учреждению вообще.
Так, для тех, кто защищает блестяще честь школы в спортивных состязаниях, учителя физкультуры всегда найдут способ испросить дополнительное задание для того, чтобы из неудовлетворительной итоговой оценки убрать приставку ‘не’.
Педагоги-организаторы всегда пойдут на встречу тем, кто помогает в организации и проведении мероприятий, а также актерам, танцорам, музыкантам, участникам школьной команды КВН.
Классные руководители поддержат тех, кто принимает активное участие в классной жизни, проявляет рвение к участию в эстафетах и творческих конкурсах.
Не забываем о формуле положительного образа: пусть учителя-предметники увидят ваши таланты или смогут оценит другие стороны вашей многогранной, но так далекой от классической литературы (информатики/мировой и художественной культуры/подставить свое) личности. Дайте им шанс.


Шаг 4. На высоте


Помните про зачетку, работающую на вас в университете? Просто спроецируйте это знание на ваш школьный дневник.
Если есть возможность иметь высокие оценки по другим предметам (чем больше таких предметов, тем лучше), делайте это.
Поверьте, учителя всегда знают, кто «хорошист», а кто отличник, и сами готовы помочь вам «подтянуть» оценку по их предмету к более высоким оценкам по остальным.

Если есть в вашем арсенале предметы, по которым вы можете получить «отлично», всегда делайте по этим предметам на «отлично с плюсом». 
Видя постоянный высокий уровень оценок по другим предметам, учитель «неприятного» предмета обязательно встретиться с сомнениями по поводу выставления низкой оценки, задумается, что можно сделать с вами, а может даже и с ним самим (учителем), чтобы и эта оценка не выбивалась из общей шеренги. 
Внимание! Секретная информация: за единственную «двойку» в каждом конкретном дневнике по итогам четверти/триместра/полугодия/года за свой предмет учитель обязательно несет ответ. Именно с учителя в первую очередь спросят: как же так получилось. Поэтому делайте максимум там, где можно, чтобы улучшить там, где нужно. Есть предметы, где для высоких оценок нужно определенное количество рисунков, а в других – ровные швы и вовремя сданная салфетница, в третьих – рефераты по каждой пройденной теме и контурные карты могут стать залогом успеха.
Еще одним аргументом в пользу данного шага будет и негласная народная истина: подобное притягивает подобное. Если это верно в отношении такого сложного биологического субъекта, как homosapiens(человек разумный), это также может стать верным в отношении такого простейшего механизма, как получение положительных школьных оценок.


Шаг 5. Заговори, чтобы я тебя увидел

Земля круглая. Так и мы, куда бы ни шли в нашей школьной жизни, возвращаемся на урок. А на уроке нас от 10 до 30 человек. Как же еще помочь учителю увидеть, что именно ваша оценка должна быть выше средней или хотя бы удовлетворительной?
Говорите. Круто, если на уроке вы тянете руку и стремитесь отвечать на поставленный вопрос. И если вопрос задан по ходу урока, по новой теме, ваша основная зада не ответить правильно, а ОТВЕТИТЬ, заговорить, чтобы учитель
а) смог в вас разглядеть интерес к своему предмету;
б) запомнил вас, как отвечающего (поверьте, после 7го подряд урока из головы учителя стирается, ЧТО именно вы говорили, но остается, что ГОВОРИЛИ ВООБЩЕ);
в) поставил вам оценку за работу на уроке.
Доклады и презентации тоже относятся к этому важному шагу. Вы говорите, работаете на уроке, опять же усваиваете информацию. Считается, что человек запоминает только 20% от услышанного, 30% - от того, что видит, 50% - от того, что слышит и видит одновременно, 70 % от того, что говорит и 90 % от того, что говорит и делает одновременно.

Для формирования своего положительного образа вполне будет достаточно выступить с докладом раз в четверть/триместр для одного предмета. Но пусть это будет хороший доклад. Как говорится, редко, но метко. У хорошего публичного выступления есть несколько общепризнанных критериев.
  • 1.Периодически отрывать глаза от листочка (чем чаще, тем лучше);
  • 2.Докладывать так, как будто ведешь диалог;
  • 3.Менять интонацию;
  • 4.Знать все ударения в том числе и в фамилиях;
  • 5.Сопровождать свое выступление визуализацией (флип-чарт, картинки, схемы, продуманная презентация PowerPoint, в которой текст представлен тезисно, в блок-схемах, изображениями).


Заключение

Никогда не сдавайтесь. Дайте учителям шанс. Дерзайте!

















А. Вдовичина, педагог Уникальной Школы 





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 24
© 14.04.2018 Анна Вдовичина
Свидетельство о публикации: izba-2018-2250605

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика












1