Анна-Мария


Красавица
Шло занятие в театральной студии. Высокая яркая девушка читала со сцены:

- Возьми эту розу!
Так черна моя кровь, как она! –
Не уходи! С ума сойду я! –
Ближе, ближе ко мне подойди!..
Дай страшный твой крест
Чёрною розой закрыть!..



- Классно, Аня-Маша! – послышалось из зала.
Когда она спрыгнула с края сцены в зал и подошла к компании, стало заметно, что девушка не настолько высокая, как это могло показаться. Со сцены она выглядела, как статуя на пьедестале. Плечи девушки крупнее обычного, когда она разводит руками, кажется, что она взлетает ввысь, у неё даже нервно шевелятся пальцы. Многие студийцы во время занятия ходят в кроссовках и тапочках, а эта девушка – на высоких каблуках. Без каблуков она стала бы даже меньше ростом, чем многие из собравшихся. Смешное имя Аня-Маша - сокращение от пышного имени Анна-Мария.
Анна-Мария собиралась на школьное чаепитие. Предполагалось, что оно посвящено празднику Первое мая. Сейчас в стране происходили такие события, что Первое мая стало какой-то не очень понятно с чем связанной датой. Но школьники всё равно хотели посидеть вместе. Они последний год учатся в одном классе, а дальше неизвестно, кто где окажется. Не все хотели оставаться в родном городе-заводе. Анна-Мария задумалась, с чем пойти на праздник. В магазинах и так небольшой выбор, говорят, сейчас Тяжёлое Время. Анне-Марии в её положении тем более непонятно, что делать.
Анна-Мария напекла много оладушков и принесла их к столу. Одноклассники обрадовались, потому что у них хватило фантазии только на газировку и шоколадки, а оладушками можно наесться. Анна-Мария во время чаепития смотрела на школьных друзей с нежностью. Всё-таки они хорошо жили все школьные годы. Но чаще всего её затуманенный взгляд обращался на одного из них. Когда начались танцы, Анна-Мария двигалась как ветер или бурное море. Одноклассники как-то незаметно оказались в хороводе вокруг неё. Тот, на кого она смотрела, медленно танцевал где-то между хороводом и стеной.
Трудность Анны-Марии заключалась в том, что она выглядела слишком красивой. Казалось бы, все девочки мечтают о красоте, чего греха таить. Но Анне-Марии красота досталась как-то уж совсем через край. Соразмерная фигура, только не хрупкая и лёгкая, а женская. Пушистые волосы до плеч, чёрные, как смоль, почти идеально круглое лицо. Большие глаза, прозрачно-зелёные, настолько же светлые, насколько тёмные волосы. Анна-Мария носила брюки, потому что в них удобно двигаться по студийной сцене, и туфли на каблуках, в которых должно быть неудобно двигаться. Глядя на Аню-Машу, мальчики стеснялись завязать с ней знакомство. Каждый чувствовал себя бесконечно далёким от её нездешней, зарубежной красоты. Людям казалось, что это очень сильная, властная девочка. На самом деле Аня-Маша была очень скромной, любила помечтать наедине с собой, а при других боялась ошибиться, если начнёт делать что-то незнакомое. Она легко радовалась ласковому слову и легко огорчалась, слыша насмешки. Окружающие не всегда понимали, какое нежное создание живёт рядом с ними. Внешне Анна-Мария казалась царицей, привыкшей, что все её желания исполняются. В этом году Анна-Мария заканчивала школу и собиралась изучать иностранные языки. Она выезжала из города-завода, где жила, в ближний город, в общем-то, тоже завод. Там Анна-Мария слушала лекции в вузе, в который хотела поступать.
В театральной студии распределяли роли в спектаклях. Анне-Марии предназначались образы роковых красавиц, способных вершить судьбы одним движением руки. В глубине души Анна-Мария хотела сыграть влюблённую девочку, страдающую из-за любви и попадающую в дурацкие ситуации, но чтобы потом оказалось, что она достойна счастья. Так случилось с любимой героиней Анны-Марии, Ассоль. Сейчас Анна-Мария чувствовала, что в её любви происходит то же самое. Но героини, ждущие алых парусов, должны быть побледнее, поскромнее, с глазами, опущенными в пол, а не широко открытыми на всё вокруг. Мечтательных девочек играли подруги Анны-Марии, бесцветные и незаметные. Анне-Марии, стеснительной внутри, досталась роль Синей Птицы. Глядя на красоту Анны-Марии, можно поверить, что её будут искать на краю света. В день показа «Синей Птицы» Анна-Мария ждала начала в одеянии, напоминающем огромные синие крылья до пола, с накрашенными глазами и губами.
- Прямо как у Врубеля! – восхитился один из актёров.
Мальчик профански сравнил Царевну-Лебедь Врубеля с Синей Птицей, но Анна-Мария подумала, что такой комплимент звучит неожиданно верно. Врубелевская Царевна-Лебедь – не совсем белая птица, в её оперении есть и синие, и голубые, и сиреневые тона.
Во время спектакля Анна-Мария поняла, на что она согласилась. Поскольку Синяя Птица – это цель долгого поиска, она должна быть только прекрасной мечтой, манящей путников вдаль. После каждой сцены Анна-Мария появлялась на одну минуту, иногда разводила руками, изображая полёт. В остальное время Анна-Мария стояла за кулисами, в синих крыльях даже неудобно было сидеть. На репетициях актёры всё-таки не отходили далеко друг от друга, шутили и смеялись, глядя на чью-то игру. Там Анна-Мария не сразу осознала, что большую часть спектакля ей придётся простоять за занавесом, только иногда выходя на сцену с крошечным текстом вроде: «Идите, и вы найдёте меня!» Правда, лицо Ани-Маши подходило для птицы счастья так, как ничьё другое. Её выход сопровождался аплодисментами, а в школе к поклонникам Ани-Маши прибавились те, кто ещё почему-то не числился в них. Анна-Мария хотела продвинуться дальше в актёрской игре. Она мечтала о роли, в которой будет что-нибудь делать, а не только демонстрировать внешнюю красоту. Такой ролью стала Коломба из новеллы Мериме – девушка, сохраняющая принадлежность к дикому племени. Этим она отпугивает цивилизованное общество, но её обаяние не может оставить равнодушным пылкие сердца. Размашистый рисунок роли привлёк Анну-Марию. Пускай Коломба вызывает неоднозначное впечатление, но здесь можно проявить себя в словах и действиях. Мягкой Анне-Марии понравилась её героиня-авантюристка. По мнению Анны-Марии, интеллигентному человеку важно знать разные культуры и социальные слои. Хотя сейчас вокруг происходило что-то такое, что Анна-Мария с трудом понимала, хотя и старалась. Она привыкла изучать в школе, что революция – восстание бедных против богатых, установление справедливости. Сейчас, когда обсуждали Тяжёлое Время, Анна-Мария всё чаще слышала, что не все бедные были хорошими людьми, и не все богатые – плохими. Анна-Мария любила читать стихи Анны Ахматовой. О них она разговаривала с учителями, школьники интересовались Ахматовой меньше. Недавно Анна-Мария стала слышать стихи других поэтов, чем-то похожие на стихи Ахматовой. Анну-Марию завораживали строки, с которыми она знакомилась впервые. Когда она спрашивала, где можно их почитать, ей объясняли, что в школьной библиотеке бесполезно искать этих поэтов, потому что их очень долго не издавали в России. Анна-Мария не могла добиться ясного ответа, почему стихи нельзя было издать. Только стала чаще думать, что во время перемен важно сохранить индивидуальность.
Про Анну-Марию ходили слухи, что её родители развелись, потому что кто-то из них пьёт, или один из них начал пить уже после развода. Возможно, пил отец, живущий сейчас в бараке. Это ещё не показалось бы удивительным, потому что во многих семьях мужчины пили. Но в семье Ани-Маши, возможно, пила мать, поэтому отец Ани-Маши ушёл, хотя он заботится об Ане-Маше так же, как и раньше, а заодно и о матери, куда её денешь. Говорили и такое, что мать не работает, потому что лечится то ли от алкоголизма, то ли ещё от чего-то впридачу. Кто-то рассказывал, что видел маму Ани-Маши, она вполне симпатичная и не похожа на запойную. Кто-то возражал, что мама не особенно симпатичная и успевает пить так, чтобы это не было очень заметно, но на самом деле она сдала в скупку обручальное кольцо и пьёт на это. Такие сплетни про семью Анны-Марии носились по двору, школе и студии. Но люди не решались выступить открыто против Анны-Марии. По ней видели, что для Ани-Маши не имеет значения то, что о ней говорят и думают, несмотря на её вежливость.
Из-за слишком сочной красоты Анна-Мария могла искать себя в двух сценических образах, казалось бы, очень разных: или блестящей госпожи, или агрессивно-крикливой характерной героини. Анна-Мария не только играла, но и рисовала декорации. Там она проявляла свои способности едва ли не больше, чем как актриса. Особенно любила рисовать воду. Студийцы подолгу рассматривали её работу.
В жизни Анны-Марии произошло чудо. Она играла Ассоль, уже под конец учебного года. Радость героини спектакля передалась Анне-Марии, встречающей свой рассвет. Она верила, что в её жизни всё сложится хорошо, она поступит, куда хочет, и, возможно, её любимый многое поймёт, видя её игру. И, казалось бы, самое простое – за окном тёплая весна, вдохновляющая на летние свершения.
- Немного красного вина, немного солнечного мая, - прошептала Анна-Мария, преодолевая нерешительность.
Прозрачно-зелёные глаза, как два океана, создавали сходство Анны-Марии с Ассоль, если внешний облик так уж важен. Кроме нежности, сквозящей из глаз Анны-Марии, никто не замечал больше ничего. Прозрачно-зелёный свет как будто распространился на всю Анну-Марию и стал её телом. Не осталось ничего, только свет.
- Какая прекрасная Актриса! – говорили ей после «Алых парусов».
- Актрисы – это те, кого мы видим в кино, - смущённо улыбалась Анна-Мария.
Но для неё не являлось секретом, что для того, чтобы называться Актрисой, достаточно подарить людям романтическое настроение.

Умница

После лекций девочки решили собраться в общежитии. Там они хотели готовиться к докладам, правда, ещё больше хотели попить чаю и посмеяться.
- Извините, но я не могу к вам присоединиться, - вздохнула Анна-Мария. – Мне надо покормить мужа, я буду готовить. Просто боюсь представить, чем наедаются в столовых в заводском районе.
Однокурсницы попрощались с Аней-Машей, немного огорчённые, что она не пойдёт с ними. На Аню-Машу смотрели с интересом.
Закончив школу, Анна-Мария вышла замуж. Она и её муж уехали в город, выбранный Анной-Марией. Она пошла учиться иностранным языкам, он – работать на завод. Молодожёны жили в бараке.
Анна-Мария пыталась освоиться на факультете и не поддаваться сомнениям. Она с интересом занималась лингвистикой. Анна-Мария изучала языки для души, а не на оценку. Она не решалась участвовать в конференциях, потому что, по мнению Анны-Марии, её вдохновенное любопытство ещё не могло создать важного открытия. Её часто воспринимали как избалованную девочку, занимающуюся лингвистикой для развлечения. Рядом учились и такие, кто равнодушно относился к своей профессии, но умели к месту сказать умные слова, напуская на себя строгий вид. Из-за предвзятого отношения Анна-Мария стеснялась посоветоваться о работе с кем-то на факультете, предпочитала заниматься одна. Но так чувствовала себя не одна Анна-Мария. В период Тяжёлого Времени младшее поколение старалось не привязываться к старшему. Люди такого возраста, как родители Анны-Марии, не понимали происходящих перемен в жизни, впадали в отчаяние. Молодые ориентировались легче. Про поколение Анны-Марии говорили, что оно не имеет почвы под ногами, отрываясь от традиций. Но почва, на которую молодёжь могла рассчитывать, принесла бы им ещё больший вред. Корни становились больными и гнилыми. Дети брали на себя заботу о родителях.
Анна-Мария познакомилась с группой, создавшей концептуальный театр. Она стала ходить на их репетиции. Это напоминало о студии в родных местах, Анна-Мария потянулась душой к театру, не всегда вызывающему однозначное понимание. При своей правильности Анна-Мария всё же чувствовала себя естественнее в театре, чем в вузе. Любимым образом Анны-Марии в спектаклях стала Анна Ахматова, чьи стихи она читала со сцены. Анна-Мария выходила в длинном чёрном платье, за окнами в это время стояла ночь. Анна-Мария теперь часто носила платья, выглядела элегантной студенткой. Прозрачно-зелёные глаза Анны-Марии светились, как драгоценные камни в чёрном футляре.
- Да, я любила их, те сборища ночные…
Среди зрителей сидели и люди из вуза, преподаватели и студенты. Приходя на учёбу, Анна-Мария слышала обсуждение просмотренных постановок. В частности, местных консерваторов возмутило чтение современных стихов, следующее во втором отделении после поэзии Ахматовой. Анна-Мария пыталась погасить их раздражение.
- Сейчас не все одинаково смотрят на поэзию, - деликатно объясняла она. – Стихи могут вести за собой разные ассоциации…
- Это не ассоциации, это безобразие!
Анна-Мария знала, что раньше поэзия шестидесятников казалась странной, возбуждала любопытство и неприязнь. Сейчас шестидесятники нашли своё место в литературе. Поэзия, возникающая сейчас, поэзия «девяностников», проходит тот же путь. В таком же положении, по большому счёту, находилась и «Бродячая собака». И всё же, сохраняя лояльность, Анна-Мария в душе отдавала предпочтение классике. Сейчас ей захотелось перечитать «Олесю» Куприна.
Однокурсницы подозревали, что Аня-Маша зачем-то придумывает, что она вышла замуж. Во время студенчества никто не выходил замуж. Неужели красавица Аня-Маша захотела бы терять свободу? Мужа Ани-Маши никогда не видели. Иногда она внезапно отказывалась идти куда-то вместе со всеми, объясняя, что ей надо готовить еду для мужа. По её словам, он работал в промышленном районе, где автобусы ездят по расписанию. Но поздно вечером Аня-Маша ходила на репетиции концептуального театра. Она говорила, что репетиции начинаются после её кухни. И всё-таки казалось странным, почему она ходит репетировать и играть одна? Сама Анна-Мария тайно грустила, что мужа не удаётся заинтересовать постановками. Ей было бы приятнее, если бы он разделил её радость.
Анна-Мария вышла замуж за одноклассника, в которого влюбилась. Он давно восхищался ею, но не решался подойти близко. Даже стал встречаться с другой девочкой, блеклой, не выделяющейся из толпы. Когда Анна-Мария сыграла Ассоль, одноклассник почувствовал, что больше не может скрывать любовь к ней. После одного спектакля «Алые паруса» он рассказал Анне-Марии обо всём, что скрывал долгое время. Они тут же решили пожениться, обоим исполнилось восемнадцать. Нашлись такие, кто злословил, что Аня-Маша увела парня у другой девочки. Анна-Мария и сама чувствовала себя виноватой. Правда, её муж понял, что будет счастлив только с Анной-Марией, а не с кем-то ещё. Но в глазах остальных расфуфыренная Аня-Маша отбила пацана у тихони. Те, кто знал Аню-Машу, разделились на два лагеря: одни возмущались её поступком, другие заступались за неё. Анна-Мария расстраивалась до слёз из-за того, что стала причиной ссоры. Она надеялась, что, поучившись в разных местах, друзья детства забудут разногласия.
Казалось удивительным, почему с броской Анной-Марией не происходит странных ситуаций, в которые могут попасть девушки её возраста в Тяжёлое Время. Странные ситуации случались с неприметными подругами, а Анна-Мария, похожая на секретаршу из офиса, как будто отделялась от мира невидимыми стенами. Именно избыток красоты охранял робкую Анну-Марию от опасностей. Глядя на неё, люди просто не решались с ней заговорить, потому что такую роскошную девушку никто не сумел бы удержать, по их мнению. Анну-Марию обходили на почтительном расстоянии. По этой же причине с ней не торопились дружить девушки. Ни в родном городе, ни здесь у Анны-Марии не появилось близких подруг. Никто не хотел выглядеть хуже рядом с Анной-Марией. Конечно, Анна-Мария всегда бывала в компаниях, но отношения сходили на нет, когда Анна-Мария переставала находиться в этом месте.
Не всегда старшее поколение смотрело на Анну-Марию с иронией. Некоторые тонко чувствовали духовную силу Анны-Марии, неподвластной Тяжёлому Времени, и не только Анны-Марии.
- Будущее – за молодостью, - говорили про однокурсников Анны-Марии. – Девочки должны родить будущее нашей жизни, это предназначение женщины.
Анна-Мария проучилась четыре года. Примерно столько же времени она занималась дома в студии. Анна-Мария сравнивала прежнюю жизнь с новой. Стали появляться меланхоличные мысли. Похоже, перелом произошёл и в стране, и в жизни Анны-Марии. Она всё чаще думала, что неправильно выбрала факультет. Анна-Мария любила вчитываться в слова из разных языков, искать сходство и различия. Это походило на забавную игру. Система высшего образования показалась Анне-Марии слишком схоластической. Видимо, надо было выбирать факультет не по предмету, а по своему темпераменту. Анна-Мария за годы учёбы рисовала в альбоме портреты всех, с кем знакомилась. Весь факультет переселился в её рисунки.
Анна-Мария забеременела. Она ходила на занятия, но думала о том, чтобы перевестись на заочное обучение. Однокурсницы всё чаще сводили разговоры на её беременность. Они окончательно сошлись во мнении, что Анна-Мария не замужем и у её ребёнка нет отца. Она подолгу пропадала в концептуальном театре, мало ли, что там могло случиться. Про Анну-Марию болтали без осуждения, сейчас такие истории уже никого не удивляли. Девушки даже хотели помочь ей деньгами. До Анны-Марии дошло то, что думают о её жизни.
- Девочки, что за странные фантазии? – однажды она заговорила на повышенных тонах. – Сколько можно сочинять про меня какие-то бесконечные истории? Кто из вас придумал, что я кончила школу с золотой медалью? У меня были пятёрки по русскому, английскому, литературе и пению, по другим предметам в основном стояли тройки. Теперь про это… Какой роман с главрежем? Я замужем, просто муж занят на заводе, поэтому ему некогда ходить на наши посиделки, а в выходные мы ездим домой.
Подруги слушали с недоверием.

Материнство
Новорождённую дочку Анны-Марии назвали Александрой. Анна-Мария называла её Алесей. Сейчас Анна-Мария перевелась на заочное обучение. Она задумывалась о том, чтобы получить второе высшее образование. Анна-Мария любила рисовать, но никогда не относилась к этому серьёзно. Знакомые, глядя на её рисунки, говорили, что Анна-Мария могла бы заниматься этим профессионально. Однокурсницы Анны-Марии больше не сомневались, что она родила ребёнка в браке. Она свозила их в заводской район и познакомила с мужем. Теперь те, кто знал блистательную Анну-Марию, удивлялись, что рядом с ней делает её муж. В семье Аня-Маша одна разрешала все трудности – и бытовые, и человеческие. Муж терялся за её энергией и мудростью. Аню-Машу знали как всесторонне развитую девушку, а насчёт мужа сомневались, что он умеет даже читать.
Факультет Анны-Марии тем временем распался на два: Институт иностранных языков и литературы и Факультет профессионального иностранного языка. Кто-то расстраивался из-за этого, но Анна-Мария оставалась спокойной. Учёба не оставила в ней положительных или отрицательных эмоций. В семье Анны-Марии случилось радостное событие. Её родители снова поженились. Может быть, потому, что каждому не хватало родной души после её отъезда или ещё почему-то. Во всяком случае, теперь в семье наступило полное счастье.
Глядя на Алесю, можно было уже сейчас заметить в ней безграничную красоту Анны-Марии и тот же прозрачно-зелёный цвет глаз. Это богатство досталось Анне-Марии, в свою очередь, от её мамы и многих поколений.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 16
© 13.04.2018 Леонида Богомолова (Лена-Кот)
Свидетельство о публикации: izba-2018-2249592

Рубрика произведения: Проза -> Повесть












1