П О К О Р И В Ш А Я О К Е А Н Ы И С Е Р Д Ц А: Б А Р К


П О К О Р И В Ш А Я              О К Е А Н Ы             И                С Е Р Д Ц А:                    Б А Р К
П О К О Р И В Ш А Я    О К Е А Н Ы   И     С Е Р Д Ц А. I

  • Б А Р К.
Ровная гладь океана в эту лунную ночь казалась спокойной. Серебристый свет разливался за кильватерной струёй британского пассажирского лайнера. Вдруг далеко на горизонте возникло светлое маленькое пятно, постепенно увеличивающееся в размерах. С рассветом контуры пятна стали отчётливее, и находившиеся в этот ранний час на верхней палубе немногочисленные пассажиры могли уже разглядеть парусное судно, идущее на сближение. Величественный белоснежный четырёхмачтовый барк с наполненными ветром парусами казался призраком из иного мира, затерявшимся на просторах Южной Атлантики. Посмотреть на его стремительный бег поспешили другие пассажиры и экипаж лайнера. Стальной барк «Герцогиня Цецилия» неуклонно, поймав попутный ветер в паруса, догонял лайнер, дымящий своими трубами. Он шёл под началом капитана Маттиаса Свена Эрикссона с грузом пшеницы из Белфаста (Ирландия) в порт Линкольн (Южная Австралия). В составе экипажа барка- были молодые ребята, отобранные самим «собирателем парусов», создателем собственной флотилии винджайммеров - Густавом Эриксоном, способные выполнять тяжёлую и опасную работу на парусных судах.
Решив оторваться от преследовавшего его барка, капитан британского лайнера схватился за ручку машинного телеграфа, сдвинув её к отметке «Полный вперёд». Лайнер вздрогнул всем корпусом, дым из труб повалил сильнее, частички сажи, подобные чёрному снегу, стали во множестве оседать на людей, столпившихся на палубе. В то же самое время моряки барка «Герцогиня Цецилия» распустили сезни верхних парусов на мачтах, обеспечив ему полную парусность. Все 35 парусов, наполненные ветром, увеличили стремительность судна. Зелёные волны зашипели за кормой, «запел» такелаж, барк набирал скорость, накренившись на борт. Два члена экипажа едва удерживали огромный штурвал, чтобы не сбиться с курса. Какое –то время лайнер и парусник шли борт о борт. Вдруг неожиданно барк стал уходить вперёд, оставляя позади лайнер, машины которого работали на пределе. Капитан, признав своё поражение в этой гонке, дал три длинных гудка в паровой свисток, а на одной из мачт «Герцогини Цецилии» подняли флаг Аландских островов (местоположение флотилии Г. Эриксона). Вскоре корабли разошлись по своим курсам. Мачты «Герцогини Цецилии» исчезли за горизонтом. Эта маленькая победа парусного судна в скоростной гонке с пароходом, случившаяся в октябре 1934 года, очевидно, стала последней. Заканчивалась эра больших парусников – винджайммеров – «выжимателей ветра», на смену им приходили паровые суда.
Барк «Герцогиня Цецилия» был построен в 1902 году в Бремерхафене для Северогерманской пароходной компании Ллойда. Стоимость его постройки достигала огромной суммы - 200 тысяч долларов. Впервые со стапелей верфи «Рикмерс» сошёл четырёхмачтовый стальной корабль, имевший двойное назначение - использование для грузоперевозок, обучения и подготовки кадров торгового флота имперской Германии. Корабль получил название в честь герцогини Цецилии Мекленбургской, ставшей германской принцессой и очень любимой немецким народом. Он стал олицетворением парусных кораблей, описанных одним восхищённым историком того времени, как «самое прекрасное творение человеческого разума во все времена». 12 лет барк перевозил грузы и практикантов под императорским германским флагом. Несколько лет он даже ржавел во время военной интервенции в Чили, а после первой мировой войны, по условиям Версальского договора был передан Франции. Там – то и купил его для своей флотилии «собиратель парусов» Густав Эриксон за 20 тысяч долларов. Он сделал «Герцогиню Цецилию» своим флагманским кораблём и обожал его, как ни одно другое из своих многочисленных судов. «Герцогиня Цецилия» сверкала ослепительным белым цветом, заметно выделяясь среди чёрных корпусов кораблей флотилии. Г. Эриксон любил фотографироваться и позировать на её палубе, приглашать друзей побывать на борту белоснежного корабля. Он доверил любимый барк лучшим капитанам – Рубену де Кло - здоровяку с огромными грубыми руками, опытному моряку с особым, каким – то магическим чутьём ветра, а после его отставки – 25 – летнему аландцу Маттиасу Свену Эрикссону, отец которого, оба деда и два брата были корабельными мастерами.
С 1922 года «Герцогиня Цецилия» совершала грузовые дальние переходы из портов Англии к берегам Южной Австралии, участвуя в так называемых «пшеничных гонках». Капитаны флотилии Эриксона соревновались между собой, чьё судно быстрее вернётся из рейса, побив обязательство «разорвать сто», т. е. меньше чем за 100 дней сделать переход из Австралии в Англию. За 272 рейса, в период между 1921 и 1936 годами, только 29 судов прошли переход менее чем за 100 дней. Среди них – «Герцогиня Цецилия» - 4 раза, не смотря на то, что моряки называли её «Старой герцогиней». Наградой за победу в одном из переходов стал приз от морской компании в виде большого глобуса, поддерживаемого руками и головой русалки.
25 апреля 1936 года после финального рейса в 86 дней из порта Виктория (Австралия) в Фальмут «Герцогиня Цецилия» в густом тумане села на мель у берегов Южной Англии возле мыса Болт – Хед. Три месяца Г. Эриксон искал денежные средства для спасения своего судна, однако, в ночь на 17 июля шторм довершил гибель судна, выбросив его на скалы утёса Хэм Стоун Рок. Так закончились триумфальные плавания «Герцогини Цецилии» - лучшего барка флотилии Г. Эриксона, прекрасного стального парусного корабля.

2 марта 2016 г. Вячеслав Прытков.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 45
© 12.04.2018 В Я Ч Е С Л А В П Р Ы Т К О В
Свидетельство о публикации: izba-2018-2248672

Рубрика произведения: Проза -> История












1