Математическая статистика и мистика


Математическая статистика и мистика
Записки ученика "Mесто и время встречи изменить нельзя."(c)

Случайности не случайны? Кто придумал эту фразу? Плод ли она его больной фантазии, или некоторые способны видеть более полную картину мира?

В материальном аспекте всё просто и объяснимо: 40 лет я регулярно стоял на автобусных остановках и, не смотря на расписание, приход автобуса казался явлением случайным и трудно предсказуемым. Я впал в заблуждение из-за ограниченности моих органов чувств.

Кто-то запустил спутник, оснастил автобусы устройствами определения координат, написал компьютерную программу. Теперь я могу прогнозировать приезд автобуса с точностью 99%.

Однако, не всё так просто. Будущее миллиардов людей невозможно спрогнозировать оснастив их приборами наблюдения. В игру включается наука математическая статистика, которая, с определённой погрешностью, предсказывает вероятность события на основе собранной в прошлом информации и построенных на её основе формул.

Но ведь если каждое утро Солнце восходит на востоке, завтра оно может взойти на западе; или вообще не взойти. Для планеты это маловероятное событие, но для каждого в отдельности - факт, случающийся рано или поздно с вероятностью 100%.

Утверждение Новосельцева "Без статистики вообще не жизнь... а каторга какая-то..."(с), имеет смысл для 200 миллионов человек в среднем, но совершенно бесполезно для каждого в отдельности.

И тут мы подходим к жизни личной, в аспекте рождение-смерть и прочие события между этими явлениями. Беру, как пример, себя:

- почему родился именно я?

- почему на Украине и зачем переехал в Литву?

- почему женился именно на Ней?

- почему когда экономика постсоветской Литвы рухнула без Российских нефти и газа, оказалось, что у моей жены, в отличие от меня, есть еврейские корни, и мы можем уехать в Израиль?

- каким чудом мне в руки попала книга П.Д.Успенского "В поисках чудесного"?

- случайно ли то, что я нашёл организацию, описанную в этой книге, в Израиле?

Вероятность всей этой цепочки событий с точки зрения математической статистики нулевая.

Перехожу к описанию случая более конкретного, но так же необъяснимого с точки зрения статистики.

Планировались два учебных дня 30 и 31 декабря(пятница и суббота) в доме возле Иерусалима. Обычно, мы учимся только один день - в субботу с 9 до 16. В этот раз был добавлен день, поскольку приехала учительница танцев из Англии, которая в свои 80+ лет находит силы раз в году провести и у нас несколько занятий.

Была моя очередь ехать - жена осталась дома с детьми. Собралось 50 человек. Их разделили на группы для выполнения необходимых работ - приготовление еды, уборка, строительные работы, перевод книг, мозаика, витражи и т.д. ( до обеда все работают, занятия начинаются во второй половине дня). С ещё четырьмя учениками я попал в группу, которая должна была строить террасу в саду. Главный в группе, вручив тележку, отправил меня собирать подходящие для террасы камни - вдоль грунтовых дорог, окружающих наш стоящий на пригорке посреди леса дом, есть немало подобного добра.

Выехав за очередной порцией строительного материала, я начал встречать идущих группками по нескольку людей, направляющихся к нашему дому. Услышав, что они говорят по-русски, я принял их за туристов из России.

Влача назад свой нелёгкий груз, я наткнулся на препятствие - группа из 20-30 человек стояла возле спуска к дому, который вёл к строящейся террасе. Гид читал им лекцию о Гурджиеве. Информация, которую он давал, была правдивой, но касалась только внешних аспектов деятельности школы, ничего о природе учения, его духе, он сказать не мог, не имел понятия об этом.

Вежливо поинтересовавшись, когда они заканчивают, я попросил разрешения присоединиться к слушателям. Событие было необычным для меня - за 12 лет учёбы это была первая встреченная здесь группа туристов.

Гид удивился моему знанию русского языка, и попросил прочесть, на правах хозяина, лекцию об этом месте. Я отказался, но согласился ответить на вопросы. Меня спрашивали о том, когда был построен дом, как проходят занятия, как было получено разрешение строить посреди леса (на несколько километров вокруг нет других домов, кроме одной небольшой гостиницы), люди интересовались, как я попал в школу и т.д. Пообщавшись десять минут с группой, которая продолжила свой путь, пришлось уделить ещё пять минут на общение с человеком, который изъявил желание записаться в нашу школу. Он уже что-то читал раньше о Гурджиеве, и производил впечатление человека понимающего и ищущего. Вернувшись домой 31 поздно вечером, первого января я наконец-то добрался до компьютера и открыл "Одноклассники". Новый Год не радовал обилием сообщений - было только одно. От моего бывшего однокурсника, с которым я два года учился в одной группе на математическом факультете Вильнюсского университета. Мы не виделись 26 лет, он был записан у меня в разделе "Друзья" уже несколько лет, но до сих пор никогда не поздравлял с праздниками:

"30 дек 2016 Р. Привет Юра, я тебя видел пару часов назад, но не узнал. Я был с русскоязычной группой возле Гурджиевского центра."

Я был удивлён совпадению, и как истинный математик по образованию, начал высчитывать его вероятность:

- поехал я, а не жена - 1/2

- две пятницы в году я провожу в этом доме 2/50

- мой друг пришёл сюда, как турист, впервые, и, вероятно, в последний раз 1/1000

- меня назначили в эту группу 1/3

- именно меня отправили собирать камни 1/3

1/2*2/50*1/1000*1/3*1/3 = 2/900 000 = 1/450 000

Для чистоты эксперимента можно предположить, что у меня есть ещё 100 знакомых, появлению которых я был бы удивлён не меньше. Умножая на 100 получаем вероятность 1 /4 500, или 1/45 процента.

Данное событие почти невозможно, но оно случилось. Вся наша жизнь построена из похожих событий, которые не способна объяснить и изучать никакая наука.

Вероятно, мой выбор мистики вместо математики оправдан.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 47
© 10.04.2018 Юрий Чалый
Свидетельство о публикации: izba-2018-2247262

Рубрика произведения: Проза -> Мистика



Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  












1