О РИТОРИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ И СОСТРАДАТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ


О  РИТОРИЧЕСКИХ   ВОПРОСАХ   И   СОСТРАДАТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ  В РОССИЙСКОЙ  ИСТОРИИ
ЧАСТЬ 1, 2, 3, 4 + ИСТОЧНИКИ

О  РИТОРИЧЕСКИХ  ВОПРОСАХ  И  СОСТРАДАТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ


Время разбрасывать камни и время собирать камни.
«Библия. Ветхий Завет.»*1
Для всякого предела – своё писание.
«Коран». Сура XIII, 38*2


1


Комментируя 15 мая 2017 в эфире «Первого канала» ТВ судебный приговор видеоблогеру Руслану Соколовскому от 11 мая к 3,5 годам лишения свободы условно за ряд записей, выложенных в интернете на канале YouTube, в частности, за видео с игрой PokemonGo („ловля покемонов“) в Екатеринбургском храме Спаса–на–Крови, – известный журналист и телеведущий Владимир Познер,*3 – напомнил аудитории, что в обвинении речь шла об оскорблении чувств верующих в связи с отрицанием самого существования бога, как и существования основателей христианства и ислама Христа и Мухаммеда. Опасаясь, что принятие закона о защите чувств верующих может быть использовано для церковного преследования, Владимир Познер предусмотрительно обратился к президенту РФ, главе Конституционного суда и патриарху РПЦ с вопросом о том, грозит ли ему уголовный срок, поскольку считает себя „открытым“ атеистом.

По словам главы пресс–службы Кремля вопрос этот был расценен как „риторический“*4 – на что Владимир Познер так продекларировал своё отношение к происходящему (цитата): „Я хотел лишь обратить внимание этих людей – как власти, так и церковной власти, так и судебной власти – на определённые события, которые произошли, и вызвали лично у меня большие вопросы. Дальше пускай они это рассматривают или не рассматривают – как им будет угодно.*5 На вопросы можно и не реагировать, тем более, когда они риторические. Хотя невозможно отрицать важность того, когда и кому тот или иной вопрос адресован, но главным при этом, несомненно, остаётся сама постановка вопроса. Наиболее популярные известные российской истории риторические вопросы „Что делать?“ и „Кто виноват?“. Разумеется – также не предполагают никакого ответа.

Можно составить довольно внушительный список известных истории правовых норм и международных договоров, принятых в государственныхинтересах и во благовсего человечества, которыене просто использовались с большей или меньшей степенью эффективности, но вообще никогда не были применены. Законы о богохульствесуществуют во многих странах и варьируются от наказания в виде смертной казни в некоторых мусульманских странах до полного отсутствия состава преступленияв других.

Действовавший УК РСФСР (1960–1997) запрещалоскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием в этих целях средств массовой информации или в иной публичной форме (ст. 143) под угрозой наказания до 1 года лишения свободы. С 1997 по 2013 „умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики, их порча или уничтожение квалифицировалось как административное правонарушение (КоАП 5.26 ч. 2). С июля 2013„публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, могут квалифицироваться как уголовное (УКРФст. 148).*6

В США преследование за оскорбление религии считается несоответствующим свободе слова, как и в Южной Африке, где был принят «Билль о правах» (1994), в основе которого одноименной американский документ. В Исландии парламент отменил действовавшее наказание за богохульство (1940–2015). В Дании и в некоторых других странах за отсутствием параграфа об уголовном преследовании (2004) для защиты верующих применяется параграф, запрещающий разжигание ненависти. В Греции законы о кощунстве предусматривают защиту православной церкви как государственной религии. В Италии до введения денежного штрафа за кощунство как административный проступок (1930–1999) действовала защита государственной религии (католицизм), причем кощунство в адрес не–Бога (в адрес Богоматери или других святых) преступлением не считается.

В связи с исламизацией ужесточение наказания за богохульство стало не редкостью в странах Европы. Показанный в г.Венеции фильм «Рай: Вера» Ульриха Зайдла*7 вызвал волну возмущения в ультраконсервативных кругах Италии. Сцену мастурбации перед распятием сочли вдвойне оскорбительной как для католиков, так и для православных христиан. На основании иска от организации, выступающая против абортов, адвокат затребовал наложения штрафа в размере 10 000 евро. Певице Доре (DorataRabczewska) пришлось выплатить 5000 злотов (примерно 1200 евро) за свои сомнительные высказывания в интервью редактору одной из польских газет. Её ответ на вопрос об отношении к христианской религии, что „она скорее поверит в динозавров, чем в Библию, поскольку вообще трудно во что–либо верить, когда описываются пьяные винные оргиии курение каких–то травок“, – послужило поводом для иска со стороны «Общепольского Комитета против сектантства» и одного из сенаторов национал–консервативной партии Польши «Право и справедливость» (PiS).*8

В Германии нарушение общественного порядка в виде публичного распространения печатных материалов, оскорбляющих религию, церковь, религиозные и идеологические общины и группы наказуемо лишением свободы до 3–х лет (УК ФРГ ст. 166).  За изготовление туалетной бумаги (2005) с оттиснутыми штемпелем вручную по всей длине надписями „Коран, святой Коран“ и за рассылку по телеканалам и 22 мечетям городов Дуйсбург, Гамбург, Дортмунд с сопроводительным письмом, в котором «Коран» назван «Поваренной книгой для террористов», 61–летний пенсионер из небольшого городка Людингхаузен был приговорён окружным судом земли Северной Рейн–Вестфалия,с учётом (как сказано в приговоре) „обострившейся политической ситуации в мире“, к 1 году лишения свободы с отсрочкой на 5 лет и 300 часам общественных работ.*9 Действительная фамилия в целях безопасности осуждённого была скрыта. Нераскаявшийся активист заявил суду о своём праве свободно и открыто выражать мнение и о желании финансировать мемориал в память о жертвах исламского терроризма. Свою „неуместную шутку“ он мотивировал желанием отомстить за теракты в г.Лондоне (2005) и за убийство в г.Амстердаме известного голландского кинорежиссёра, продюсера, ведущего телешоу и актёра Тео ван Гога, правнука брата живописца Винсента ван Гога, автора книги «Аллах знает всё» и скандального фильма «Покорность» о жизни мусульманских женщин (2004).*10

2

Конечная цель любого вероисповедания – достижение высшей добродетели. Но быть атеистом вовсе не грешно, если ты никого не унижаешь, не преследуешь, не убиваешь, не рушишь церкви и не разбиваешь колокола, если ты никому не мешаешь жить со своими представлениями о том и этом свете. Признаёшь ты власть Судьбы, Космического Универсума или Всевышнего, – это дело твоей Совести,котораяконституционно защищена или должна быть защищена юридически, пока не стало осознанной нормой общественной морали.

Но очевидно также, что с собственной совестью не всем и не всегда удаётся справиться. Для этого существует институт церкви – социальный по своей сути орган идеологической обработки населения, который всегда служил политическому контролю в целях государственной безопасности: от недопущения критических мыслей по отношению к самодержавной власти ивосприятия Российской империи как не европейского (варварского) государства до критики ортодоксального христианства и веры в Бога. Впрочем, никакое вероисповедание никогда ещё не останавливало перед братоубийственными войнами. Здесь, пожалуй, атеизм и религия по количеству пролитой крови квиты. Что ни говори, но кровь у всех одного цвета. Не всё ли равно – грехопадение Адама и Евы в Эдемском саду тому виной, эволюционирование рода приматов или создавшие биологических роботов инопланетяне, – вопросы о преступлениях и наказаниях в истории человеческой цивилизации остаются риторическими и не находятответа.

Мы живём в рукотворном мире, в котором не только ветряные мельницы изменили свой дизайн и своё функциональное предназначение. Меняются наши представления о нас самих и вместе с ними обновляются идеологические клише общественного достояния. Время от времени психологического реванша требует удовлетворение религиозного чувства. Необходимость привязывать старые идеалы к „моральному ландшафту“  реального существования обуславливает ту значительную разницу, которая существует между историческим и социологическим релятивизмом моральных норм.

Украинский аналитик и писатель Александр Владимирович Бурьяк, главная тема творчества которого личная и национальная безопасность, пишет в своём „дураковедческом“ эссе, что „очарования танками пришло на смену очарованию драконами“, и оптимистично прогнозирует:*11 „Ещё чуть–чуть развития противотанковых средств, и эти красавцы, можетбыть, и вовсе вымрут, как вымерли их блестящие предшественники – драконы, а также рыцари, линкоры и бронепоезда“. Остроумно? Смешно? – Возможно, но главное достоверно. Поиск новых этических норм всегда служит моральному оправданию неразрешимых проблем перед мнимым равенством небытия идущих следом. Любая идеология своими “клише” стремится в силу особенностей структуры человеческого сознания к заделыванию социальных брешей (энергетических “дыр бытия” в социуме).

Достаточно вспомнить и сравнить насколько приемлемы и, следовательно, не потеряли свою актуальность высеченные клинописью во времена Древнего Вавилона около 1750 г. д. р. Хр. принципы уголовного и частного правого кодекса месопотамских царей – древнейшего (лишённого сакральной мотивации) свода законов Хаммурапи*12 или ветхозаветные принципы выживания “око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу”.*13

Собственно, речь идёт об одной из древнейших формулировок принципа талиона*14 в «Пятикнижие Моисея», доступного правосознанию как грубое выражение справедливости. Lextaliōnis означает «Закон равного (возмездия)», который следует понимать как возмещение пострадавшему нанесённого ущерба выплатой штрафа в размере эквивалентной стоимости от потери здоровья, трудоспособности и т.п. Закон проявлял наибольшую строгость и компенсация не предусматривалась в случае убийства, поскольку жизнь убитого принадлежит Богу и ничей собственностью не является (если только речь не шла об убийстве раба, которое каралось денежным штрафом): „И не берите искупительный дар за душу убийцы, злодея, которому надлежит умереть, но смерти будет он предан“.*15 По протяжении всей истории нравственности уравненное возмездие “мера за меру” понималось от буквального членовредительства до квалифицированных видов смертной казни и символической идеи лишения свободы.

«Золотое правило этики», которое в первоначальной отрицательной формуле гласило „не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой“, с обретением Нового Завета, приняло положительную формулу „поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой“. На христианскую интерпретацию принципа „мера за меру“ оказала влияние Нагорная проповедь, произнесённая Иисусом Христом на Горе Блаженств (подобно Моисею на горе Синай), в которой заключены моральная и духовная составляющая христианского учения. В частности, в той части проповеди, которую называют «Развитие Закона», звучит призыв в случае насилия „подставлять другую щеку“, чтобы не питать сердце злобой и враждой.

Это прекрасно, когда наследуемые веками и юридически узаконенные заповеди становятся внутренним поведенческим кодексом. Однако, традиционная практика государственной системы правосудия и наказания, со своим даже самым совершенным сводом законов, не отражает действительную справедливость, чтобы стать мерилом морального права или запрета для собственной совести. При том, что столкновение личностного с социальным большей частью оборачивается катастрофой, поскольку нравственное не всего гармонирует с государственным.

Существует два вида насилия: насилие над душами и насилие над телами. Сильная власть сочетает в идеале обе. Притом, чтолюбая религия, как и политическая система, порождает своих фанатиков „обрядоверия“: всегда существуют  как фундаменталистские, так и более светские формы её проявления. При полном лжевластии СЛОВА и всевластии ДЕНЕГ уход в чистоту просто невозможен, что не исключает, разумеется, самого широкого понимания принципов „демократичности“ и/или „аристократичности“ в делах государственной важности, не лишённого мещанского (parvenu) партийного лоска.

Своё интервью с фотографом и журналистом Юрием Ростом*16 по «Первому каналу» ТВ (26июня 2017) Вл. Познер завершил грустными рассуждениями о категоричности догматов христианства и коммунистической идеологии с напутственным призывом „сомневаться“, который лично мне был не очень понятен: в чём или в ком собственно следовало сомневаться? Но настроение передалось и навеяло тоску по несбыточному светлому будущему моего уходящего послевоенного поколения. По ту сторону нет ни взяток, ни наказаний: каждый несёт в душе свой собственный „рай“ и „ад“ – духовное творениесвоего самосознания, созданное силой воображения и существующее в бесчисленных тонах и полутонах психической фантасмагории Данте Алигьери. Так что дискуссионные вопросы этики современности остаются вопросами чисто риторическими.

3

Идеологические „агиптромовские“ установки сродни литературоведческой условности, которая располагает к подмене понятий, что – в свою очередь –открывает свободный простор для любых инсинуаций от политизации безобидного детского мультика до опошления самого словотворчества: меняются акценты – суть не меняется...

Незаслуженные гонения постигли детскую сказку в стихах Корнея Ивановича Чуковского «Муху Цокотуху» (1923). Это сегодня спектакли и мюзиклы по сюжету Мухиной свадьбы входят в репертуар школьных утренников и театров для детей, по нему снято не менее 4 мультфильмов, Муха Цокотуха вдохновила на создание оперы, рок–оперы и даже панк–мюзикла. Сказка подверглась критики не только за пропаганду антисанитарии. В журнале «Дошкольное воспитание» (1954) можно было прочитать, что „Идея и содержание «Мухи-Цокотухи» не соответствует нашему воспитанию малышей в духе дружбы, единства, помощи коллектива. Посмотрите, букашки веселятся, и ни МухаЦокотуха, ни автор отнюдь не осуждают всех этих ‘друзей′, покинувших товарища в трудную минуту…Сказка была официально запрещена комиссией Государственного Учёного Совета по цензурным соображениям из–за „сочувствия кулацким элементам деревни“: как же иначе можно и надо было понимать фразу „А жуки рогатые,– мужики богатые“ (?!) *17

Да, действительно существуют извечные темы любви и дружбы, которым не страшна никакая критика. Но – как известно – ни художественная ценность, ни популярность никогда не являлись авторитетным критерием для всевидящего и всезнающего ока цензоров. Достаточно вспомнить историю двух мультипликационных сериалов: один был создан американскими аниматорами Уильямом Ханной и Джозефом Барберой  и в 40–х годах, другой – про Кота Леопольда на советской студии ТО «Экран»с 1975 по 1987 гг.

Идиократическая цензура не могла пройти стороной и не сказать своего веского слова, так что досталось обоим весёлым мультикам. Американскому «Том и Джерри», несмотря на 7 премий «Оскар» и признание мировым анимационным шедевром, вменялась пропаганда вредной привычки курения среди детей, так что часть эпизодов с курящими персонажами и в Европе и в Америке были вырезаны; другие были отредактированы на присутствие расовых стереотипов в лице афроамериканской домохозяйки с „чёрным акцентом“ Мамочки–Две–Тапочки, которая в некоторых эпизодах была заменена на молодую девушку с ирландским акцентом либо вообще отсутствует.

Разумеется, создатели не могли согласиться с суровыми оценками и защищали свою работу, которая была направлена – по их мнению – на создание дружественной атмосферы „и помогала детям совершать правильные поступки“. Однако обвинения в расизма стали поводом для отказа от ответственности со стороны производителя в сборниках золотой коллекции«Tom and Jerry Golden Collection: Volume 1»: (Цитата) Мультфильмы, которые вы готовы смотреть, являются продуктами своего времени. Они могут изображать некоторые этнические и расовые предрассудки, которые были обычным явлением в обществе США. Эти изображения были неправильными в то время, они неправильны и сегодня. Хотя сейчас они не отражают мнение современного общества и Warner Bros., эти мультфильмы в настоящее время представлены такими, какими они были первоначально созданы, потому что поступить иначе было всё равно, что утверждать, что этих предрассудков никогда не существовало.*18
Двум советским хулиганистым мышатам и интеллигентному пацифисту Коту Леопольду с улицы Мурлыкина № 8/16 досталось за “лояльное отношение к странам с иным политическим устройством”, за представление партии в невыгодном свете и даже за “пропаганду китайского влияния”, так что призыв «Ребята, давайте жить дружно» вновь прозвучал с экрана только спустя почти десятилетие. Мультик был запрещён (до 1982) и вновь помилован (1985): авторская группа (режиссёр–постановщик Анатолий Резников, автор сценария драматург Аркадий Хайт, художник–постановщик Вячеслав Назарук) получила Государственную премию СССР за произведения литературы и искусства для детей.*19

Всё, что не ассоциировалось с традиционными для ортодоксального христианства образами, не так давно воспринималось Синодом на грани ереси. По «Правилам инсценировки религиозных обрядов в кинематографе» (1915)*20 запрещалась деятельность кинотеатров в канун главных православных праздников, не говоря о недопустимости „изображения Господа Нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богоматери, Святых Ангелов, Святых Угодников Божьих“, как и изображения святого креста, священных предметов (Евангелие, хоругви, церковная утварь), запрещалась инсценировка богослужения христианских вероисповеданий, обрядов и таинств, – при том, что для иных вероисповеданий было допустимо изображение внутреннего вида храмови процессий. Для духовных лиц считалось греховным и наказуемым посещение кинотеатров – от понижения в чине до ссылки в монастырь.

Спустя 46 лет (!!) 29 марта 1961 в Московском Театре кукол состоялась премьера пародийно–сатирического спектакля для взрослых «Божественная комедия». Никакого отношения к Данте Алигьери спектакль не имел, так как был поставлен Сергеем Образцовым по одноименной пьесе советского драматурга Исидора Штока и для создания марионеточных образовСоздателя, двух Архангелов и остальных героев была использована серия рисунков французского художника–графика Жана Эффеля «Сотворение мира».*21

Судя по рецензиям в журнале «Театр», „юмористическое богословие“ носило не антирелигиозный, но атеистический характер. Никого не смутили ни актёры в масках, которые представляли Создателя и двух Архангелов, ни поролоновые куклы, изображавшие остальных героев, ни библейские эпизоды с „лепкой человека“ или „операции по созданию Евы из ребра Адама“, поскольку извечный вопрос о существовании Создателя был окончательно решён не в его пользу. Спектакль получил диплом Международного института театра на 3–м Международном театральном фестивале в Бухаресте (1965), позднее был записан по заказу Гостелерадио СССР (1973) и сегодняв свободном доступе в интернете на канале YouTube.*22

4

Инакомыслие и ересь преследовались в разных странах во все времена, хотя по мнению некоторых историков до конца XVII в. атеизм как бы и не существовал. Однако ещё Платон, риторически вопрошавший в разговоре с Евтифроном: „благочестивое любимо богами потому, что оно благочестивое, или оно благочестиво потому, что его любят боги?“*23 – причислял атеизм к преступлениям, опасным для общества.

Очевидная опасность атеизма не в создании собственных ритуалов, но в том, что человек в этических вопросах руководствуется „своими собственными соображениями. Но быть атеистом не означает быть трусом, предателем, лицемером, зверем… (?!) Существует статистика, свидетельствующая о том, что „атеисты не более аморальны, чем верующие.*24  Результаты психологических интернет тестов на моральные дилеммы, проведённые исследователями Гарвардского университета и Университетом Хельсинки, позволили сделать выводы относительно «моральной интуиции» – независимо от того, присутствовал религиозный фон или нет. Тысячи людей – атеисты и верующие разного возраста, образования, социальной и этнической принадлежности не обнаруживали разницы в своих суждениях. Хотя религия (возможно) и влияла на ответы в некоторых конкретных случаях, однако не являлась оправданием или мотивацией для морального выбора.

ХХ век обнаружил парадоксальность отношения религии и нравственности и внёс поправку в ответ Льва Николаевича Толстого: без религии нет нравственного сознания, но условием его сохранения стала атеистическая критика религии.  Один из авторов «Морального кодекса строителя коммунизма» (1961) Ф. М. Бурлацкий вспоминает о создании консультантами кодекс третьей программы КПСС во времена хрущевской оттепели (1961): „Cтали фантазировать. Один говорит мир, другой – свобода, третийсолидарностьЯ сказал, что нужно исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда всё действительно ляжет на общественное сознание. Это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов.*25

Атеизм прошагал и по пропитанной христианской моралью Европе, нивелируя общественное сознание и оставляя за собой пустые церкви: „Философия Декалога, пророков и апостолов воплощена в законодательстве всего западного мира… Снижение приверженности к религиозным ценностям ни в коем случае не означает ′моральный упадок′ при условии, что эти ценности заменены неметафизической этикой“.*26

И хотя слово „атеист“ перестало быть отпугивающим или оскорбительным, – тем не менее, оно продолжает ассоциироваться с некой ущербной духовностью в силу религиозного свободомыслия и, как следствие этого, с отсутствием нравственного мировидения (о чём можно судить по впечатлениям от жизни в Грузии и в России). Не надо забывать, что современные атеисты выросли из поколения, воспитанного отнюдь не атеистами, но религиозными учителями. Возможна ли нравственность, независимая от религии? Очевидно одно: если существует религиозная нравственность, то правомерно признать существование атеистической нравственности. Как и то, что понимание глубинной сути homosapiens как homoreligiosus иформальное исполнение церковных ритуалов – не одно и то же и зависит от духовных традиций, которые отличают Восток от Запада.

Исходя из факта существования нравственных атеистов и отстаивая светскую духовность, современный французский философ, представитель нетрадиционного материализма и нового атеизма Конт–Спонвиль*27 пишет: „это ни в коем случае не означает, что все формы общения и поэтому все формы общества требуют веру в личного Бога и веру в трансцендентные, сверхъестественные силы вообще“. С верой в торжество этики и естественной нравственности („внутренний моральный компас“) член Национального консультативного совета Франции по этике полагает, что на смену божественного авторитета Бога пришёл авторитет прошлого с „верностью человека установившимся (не важно как!) нравственным традициям цивилизации, закреплённым в религии, но теперь могущими исповедоваться независимо от нее“. <…> „Проблема не в политике, а в духовности и в цивилизации, в противостоянии варварству, не знающего прошлого, в протесте против бескультурья, знающего только настоящее.… Не существуют общества без образования, цивилизации – без преемственности, общения – без верности…

Можно соглашаться или не соглашаться с мнением нобелевского лауреата по физике Стивена Вайнберга, что „религия оскорбляет достоинство человека. С религией или без неё, хорошие люди будут делать добро и плохие люди будут делать зло. Но чтобы заставить хорошего человека делать зло – для этого необходима религия“.*28 Несомненно – пока генетики не занялись выведением универсального индивидуума, всегда существовали и будут существовать добрые и злые люди, наделённые или обделённые от природы умом, эмоциональностью, практичностью и духовной интуицией.

Очевидно Стивен Вайнберг не был знаком с пониманием честности и святости в народном православном сознание с утверждением веры в святую Русь, в отличие от народов Запада, которые живут „лишь честностью“. По–видимому, этим объясняется традиционно приписываемый западной культуре атеизм и бытующая уверенность, что истинная нравственность реализуется только в христианстве(в толстовско–сократовском понимании благочестия). Затрагивая проблему народной психологии и коренного дуализма в русском религиозном сознании, русский философ Николай Бердяев ссылается на К.Леонтьева, который говорил, „что русский человек может быть святым, но не может быть честным. Честность – западно–европейский идеал. Русский идеал – святость“.*29

Русская православная религиозность – суть национальное достояние и явление специфическое (как и самоупоённая тупость скаредного чиновничества – в чём не раз могла удостовериться на собственном опыте). Религиозный фанатизм мрачных сектантских вероучений с претерпеванием святого мученичества в виде практики самосожжения и самооговоров, добровольного заточения или ссылки на каторгу – явление уникальное в мировой истории.

Зинаида Гиппиус вспоминает в «Сером блокноте» (1919)*30 об „унизительном изаискивающем“ письме патриарха к Советской власти с просьбой не расстреливать священников, которое было перепечатано во всех большевистских газетах:Священники простецкие, не мудрствующие, самые героичные. Их то и расстреливают. Это и будут настоящие православные мученики.Народ русский никогда не был православным. Никогда не был религиозным сознательно. Он имел данную форму христианства, но о христианстве никогда не думал.Этим объясняется та лёгкость, с которой каждый, если ему как бы предлагается выход из отчаянного положения записаться в коммунисты, тотчас сбрасывает всякую ‚религиозность‘. Отрекается, не почесавшись. И добавляет: „Некоторые, поумнее, говорят, что потребность церковности будет и должна удовлетворяться их церковьюкоммунизмом. Это дажепо чертовски глубоко!“.

Не надо забывать, что речь идёт об огромной безграмотной крестьянской (87,4%)*31 стране, в которой после трёх тысячелетий под царской палкойосталось „безнадёжно глубокое“ (фатально–несознательное) восприятие связи православия и самодержавия. Однако, понимание нравственных истин доступно независимо от грамотности. Возможно, поэтому русский народ оставался духовно „зряч“ всегда, даже „перелив“ свою внутреннюю религиозность за края церковного православия в сознательный атеизм.

Николай Бердяев писал о „вечно бабьем“ и „рабьем“ в душе русского народа, что это самый аполитический народ в мире и что „Россия – земля покорная, женственная“, с укоренившимся в народном самосознании дохристианским национально–языческим; что это „самая безгосударственная и самая анархическая страна в мире“, с характерной внутренней „пассивной, рецептивной женственностью в отношении к государственной власти“.*29 Неудивительно, что насаждаемый идеологический атеизм обернулся для многих мучительным испытанием и душевным мытарством.


И С Т О Ч Н И К И

ЧАСТЬ 1

*
1 «Библия» – самая читаемая книга в истории человечества, уникальный источник жизни Древнего Востока. В иудаизме Священным писанием считается Ветхий Завет, в христианстве Ветхий и Новый Заветы. Ветхий Завет занимает 3/4 объёма Библии – в основе большей части текстов устные истории, которые были записаны на древнееврейском языке и переведены на греческий, латинский и др. языки. Общее название первых 5 книг «Пятикнижие Моисея»(XVI в. до Р.Х.): «Бытие», «Исход», «Левит», «Числа» и «Второзаконие».
«Бытие» – состоит из 50 глав и повествует о начале мира, о происхождении наследственного греха и веры в искупление, заключает в себе историю патриархов от Адама до смерти Иосифа в Египте; «Исход» – состоит из 40 глав и повествует о чудесном исходе евреев из Египта и о данном Моисеем народу Законе на горе Синай, заключает в себе историю от смерти Иосифа до построения Скинии; «Левит» – состоит из 27 глав и заключает в себе Законы, относящиеся к обрядам еврейского богослужения и праздников, продолжает повествование о странствованиях евреев; «Числа» –состоит из 36 глав и называется по двум народосчислениям, подробно излагает Закон, данный во время странствований по Аравийской пустыне, повествует о войнах евреев с амморейскими и мадианитянами царями; «Второзаконие» – состоит из 34 глав и содержит повторение Законов новому поколению, выросшему в пустыне Аравийской (в ней описаны последние дни жизни Моисея): https://azbyka.ru/pyatiknizhie-moiseya

Совместными усилиями библейских обществ, церквей и христианских организаций Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии, Швейцарии и Фарерских островов (1987) в г. Стокгольме (Швеция) состоялось уникальное трёхтомное издание «Толковой Библии», приуроченное к 1000–летию крещения Киевской Руси (988–1988), каждый том которого состоит из 4–х тт. первого издания (1904–1913) под редакцией и с комментариями на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета проф. богословия А.П.Лопухина. В мире около 2,35 млрд. приверженцев христианства: http://pravo-slavie.ru/bibl_hrist.html

*2 «Коран» играет в исламе роль Священного Писания, которое было ниспослано пророку Мухаммеду самим Аллахом. Выдающиеся художественные достоинства «Корана» общепризнаны знатоками арабской словесности, однако из–за отсутствия культурной преемственности духовных основ и недостаточности внутреннего ощущения языка даже в средние века главную книгу мусульман не читали без комментариев. Многие места остались нераскрытыми по причине почти полного отсутствия источников религиозного фольклора, сопутствующего пророческому и богоискательскому движению VI – первой половины VII вв. в Аравии – стране изустной культуры, где письменность использовалась для торговой и политической переписки. Сохранившиеся по памяти и в частных записяхоткровенияМухаммеда были собраны в список из 114 глав–сур (651), который как священное, полное и доподлинное слово Аллаха дошёл в неизменном виде до нашего времени. Число мусульман оценивается примерно 1,7млрд: http://www.dsnews.ua

*3 Еженедельная авторская программа–интервью«Познер» выходит на «Первом канале» с 17 ноября 2008 в ночь с понедельника на вторник в 0:00 (ранее в 23:30). В сезоне 2010–2011 программа выходила по воскресеньям в 23:00. Традиционно программа заканчивается прощальным вопросом от Вл.Познера либо вопросом из так называемого «опросника» Марселя Пруста: https://www.1tv.ru/shows/pozner

*4 Ирина Ананина. «В Кремле сочли вопрос Познера об уголовной ответственности за атеизм “риторическим“» (16 мая 2017): https://www.dp.ru/a/2017/05/16/V_Kremle_sochli_vopros_Poz; http://pozneronline.ru/2017/05/18903/

*5 Алексей Обухов. «Комментарии Познера «МК» ответов РПЦ и Кремля о законности атеизма». (Тэги: суд, ислам, христианство): «Познер прокомментировал ответы РПЦ и Кремля о законности атеизма» (16 мая 2017): http://www.mk.ru/social/2017/05/16/pozner-prokommentiroval-otvety-rpc-i-kremlya-o-zakonnosti-ateizma.html

*6 См. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63–Ф3 (редакция от 29.07.2017 с изменениями и дополнениями вступил в силу с 26.08.2017): УК РФ, Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий(в ред. Федерального закона от 29.06.2013 N 136-ФЗ). 1. Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих, – наказываются штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 240 часов, либо принудительными работами на срок до 1года, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершённые в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, – наказываются штрафом в размере до 500 000рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 3 лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до 3 лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
3. Незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний – наказывается штрафом в размере до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до 1 года, либо арестом на срок до 3 месяцев.
4. Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, совершённые:
а) лицом с использованием своего служебного положения; б) с применением насилия или с угрозой его применения, – наказываются штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2лет, либо принудительными работами на срок до 1 года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до 2лет. Источник: http://www.uk-rf.com/

*7 Ульрих Зайдль ( нем. UlrichSeidl) – австрийский кинорежиссёр «псевдодокументалист», сценарист и продюссер, автор нашумевшей трилогии (2012–2013)«Рай: Любовь», «Рай: Вера», «Рай: Надежда»: http://www.ulrichseidl.com/de/aktuell-service

*8 Peter van Dorre. «Verurteilungen und Zensur wegen Gotteslästerung in Deutschland» (2012): http://medien-luegen.blogspot.de/2012/10/verurteilungen-und-zensur-wegen.html

*9 Источники:
FOKUS Korrespondent Thomas van Zütphen. «Klopapier bedruckt Prozess gegen Koran–Scherzbold» (Mittwoch, 22.02.2006): http://www.focus.de/politik/deutschland/klopapier-bedruckt_aid_105255.html
SPIEGEL ON LINE рanorama: «Urteil Ein Jahr Bewährung für Koran auf Klopapier» (23.02.2006): http://www.spiegel.de/panorama/urteil-ein-jahr-bewaehrung-fuer-koran-auf-klopapier-a-402647.html

*10 Показанный на голландском ТВ 10–минутный фильм с символическим названием «Submission» („ислам“ в переводе означает „подчинение“ или „покорность“) о тайном насилии в отношении мусульманских женщин на примере четырёх собирательных образов был снят по сценарию–исповеди беженки из Сомали, члена парламента Нидерландов 43–летней Хирси Али, местонахождение которой после совершенного теракта осталось засекреченным. Тео ван Гог (Theodoor van Gogh) назвал свой фильм политическим памфлетом, который был расценен как вызов за активную критику ислама. 26–летний уроженец Голландии Мохаммед Боуйери  с двойным (нидерландским и марокканским) гражданством, прикрепил ножом к телу жертвы пятистраничное письмо на арабском и голландском языках, где угрожал джихадом против Запада и 5 известных политических деятелей Голландии: „Я уверен в том, что ты, Европа, будешь сметена с лица Земли“. ВНидерландах с населением 16 млн. проживает более миллиона мусульманских эмигрантов и их потомков. Источники: 1)Александр Усков. «Смерть Ван Гога на совести непокорного ислама»:https://www.pravda.ru/faith/religions/islam/04-11-2004/48738-islamic-0/ 2) См. Фильм «Подчинение» и убийство голландского режиссера Тео ван Гога. на сайте журнала «Экологический постмодерн». – По материалам сайтов RUSIANAMERICA и ДАНИЭЛЬ ПАЙПС: https://ecocrisis.wordpress.com/civilization/teo-van-gog/ 3) «Тео Ван Гог и „воспитание убийством“ в Голландии» (2009): http://mishmar.info/teo-van-gog-i-vospitanie-ubiiestvom-v-gollandii.html

ЧАСТЬ 2

*11 Александр Вл. Бурьяк. «Мир дураков. ORBIS STULTORUM»: http://bouriac.narod.ru/Tanks.htm; http://bouriac.narod.ru/duraki.htm

*12  Хаммурапи, или Хаммураби (Hammurabi) – первый правитель Вавилонской династии, от которого сохранились царские надписи (около 1793–1750 до н.э.), искусный политик и полководец, с его именем связано возвышение Вавилона: усиление централизации государства и укрепление царской власти, рост товарно–денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, развитие торговли, возведение и реконструкция храмов, крепостей и городских стен, очистка, восстановление и строительство каналов. Хаммурапи принадлежит древнейший из сохранившихся законодательных сборников, высеченный в камне на 35–ый год правления (около 1759 до н.э.): в своих письмах он даёт инструкцию о суде над взяточниками, занят делами о ростовщиках, требует ареста чиновников и присылать в Вавилон очевидцев, чтобы сообщать о делах и т. п. Поскольку правление Хаммурапи длилось 43 года, можно предположить, что он пришёл к власти молодым. Этимология имени остаётся предметом дискуссии: некоторые учёные предпочитают чтение „Хамму–раби“ и переводят „Предок велик“, другие читают „Хамму–рапи“ со значением „Предок–целитель“. – См. «Законы Хаммурапи (текст и комментарии)»: История Древнего Востока. Ч. I. Месопотамия. – Изд–во «Наука».М. (1983).
*13 Цитата из «Книги Исхода» (21:24–25) “душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб”, повторённая в «Книге Левит. Глава 24, стихи19–20»:“Кто сделает повреждение на теле ближнего своего, тому должно сделать то же, что он сделал:перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать”:https://www.bible-center.ru/ru/bibletext/synnew_ru/le/24:19-20; https://www.bible-center.ru/ru/bibleface

*14 Талион (лат. tālĭo, talis= такой же). Принцип использовался народами древнего мира и в некоторых странах применяется до сих пор. В cредневековой Европе и на Руси месть со стороны родственников потерпевшего была основным возмездием за любое серьёзное преступление. Ярослав Мудрый ограничил круг лиц с правом на безнаказанную месть, его сыновья отменили месть и ввели различные штрафы и наказания за преступление против личности. На окраинах Российской империи талион в форме де–факто сохранился до ХХ в. – См. Елена Анкудинова. «Рабство по Завету» (2006)на сайте справочного и познавательного интерактивного ресурса в русскоязычном Интернете:Энциклопедия журнала «Вокруг света»:http://www.vokrugsveta.ru/telegraph/history/126/

*15 «Бемидбар (35:31)». – В иудейской традиции первые 5 книг«Закона Моисеева» именуются: Тора«Учение», «Закон», или Торит Моше «Учение Моисея», «Закон Моисеев»,также Хамиша Хум–шей Тора «Пять частей Торы», или просто Хумаш «Пятикнижие». Отцы Церкви и древние церковные писатели (Тертуллиан, Ориген) обозначали их греческим словом пентатеухос «Пятичастная (книга)», «Пятикнижие», или называли «Пятью Свитками» (хотя др.–еврейский текст Торы всегда содержался в одном свитке). Каждая из 5 книг названа по первым словам: 1. «Берешит: Вначале». 2. «Веэйле шемот (или Шемот): И вот имена» (или «Имена»). 3. «Вайикра: И (Он) воззвал». 4. «Бемидбар: В пустыне». 5. «Эйле гаддеварим (или Деварим): И вот речения (или «Речения»),также «Мишне Тора: Повторение Учения (Закона)». – См. Фритц Ринекер, Герхард Майер. «Библейская Энциклопедия Брокгауза. Пятикнижие Моисея»:
https://www.bible-center.ru/ru/dict/brodict/p/pyatiknizhiemoiseya

*16 Юрий Рост – российский фотограф, журналист, писатель, актер, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание».

ЧАСТЬ 3

*17 З. Любина. «О советской сказке»: http://deti-i-mama.ru/skazka-muxa-cokotuxa-kornej-ivanovich-chukovskij/

*18 Дуэт Ханна–Барбера за 17 лет создал 116 выпусков о коте и мышонке (вместе с 2 ответвлениями о собаке по имени Спайк и его маленьком сыне Тайке), 7 из которых получили премию «Оскар» в категории «Лучший короткометражный мультфильм». На протяжении 70–летней истории франшизы различными студиями было создано в общей сложности 163 короткометражных эпизода о приключениях Тома и Джерри, а также 5 мультсериалов и 19 ремейков старых выпусков, снятых в формате «Синемаскоп». Первый полнометражный мультфильм «Том и Джерри» был создан компаниями Turner Pictures и Film Roman (премьера 1992). C 1980–х гг. все эпизоды выпускаются компаниями Metro-Goldwyn-Mayer и Warner. Bros на видеокассетахVHS, LaserDisc, DVD и Blu–ray. В честь главных героев мультсериала была выпущена серебряная монета 999–й пробы номиналом 2 доллара (Острова Кука/2008). Примерная стоимость монеты в коллекционных кругах России 140 долларов США (экв.). Источник:1001material.ru

*19 Источник:https://fishki.net/2333185-istorija-sozdanija-mulytfilyma-prikljuchenija-kota-leopolyda.html
© Fishki.net

*20 И.Н. Гращенкова. «Кино Серебряного века и проблемы культурно-национального самоопределения кинематографа». – См. Диссертация на соискание учёной степенидоктора искусствоведения (г.Москва 2007): http://www.dissercat.com/content/kino-serebryanogo-veka-i-problemy-kulturno-natsionalnogo-samoopredeleniya-kinematografa

*21 F. L. псевдоним от инициалов Франсуа Лежен (Lejeune 1908–1982) – французский художник, автор политических карикатур, постоянный сотрудник газет и журналов «Юманните», «Юманите диманш» и др.; почётный член АХ СССР (1973); награждён Золотой медалью Мира (1953), орденом Дружбы народов (1978). Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1968). В 4–х выпусках альбома под общим названием «Сотворение мира» около 600 графических миниатюр выполнены пером (иногда с подцветкой) или фломастером в ясной линеарной манере. В силу оригинальности, юмористического содержании и удобного карманного формата издание альбомов «Сотворение мира» (1951–54) и «Сотворение человека» (1951–53) имело большой успех. По рисункам из цикла «Сотворение мира» создан одноименный мультипликационный фильм чехословацким режиссёром Э. Гофманом (1956), в СССР поставлен балет на музыку композитора А.П.Петрова (1971). – См. Эффель Ж. Альбом «Сотворение мира и человека». – Изд–во «Изобразительное искусство» М. (1959). Второе переработанное издание: Эффель Ж. Альбом «Сотворение мира». – Изд–во «Изобразительное искусство» М. (1989).

*22 «Московский Театр кукол» был создан Сергеем Владимировичем Образцовым (1931), который руководил им более 65 лет. По другому остро–сатирическому спектаклю для взрослых «Ноев ковчег» (1976), задуманному как продолжение спектакля «Божественная комедия», был снят мультфильм. Знаменитое двухчасовое комическое ревю «Необыкновенный концерт» (1946, 1968) объехало 40 стран и по количеству зрителей занесёно в Книгу рекордов Гиннеса: в нём куклы пародируют артистов разных жанров, с кукольным конферансье–полиглотом Эдуардом Апломбовым, веселящим публику шутками и каламбурами на 24 языках мира. Собранная коллекция кукол является крупнейшей в мире. Источники: https://www.youtube.com/watch?v=7aPVDccIVKU;
http://puppet.ru/repertuar/neobyknovennyy_kontsert

ЧАСТЬ  4

*23 Аристокл.«Платон. Диалоги». – Издатель «Азбука–классика» С.–Петербург (2014)

*24 Philip Ball. «Morals don’t come from God»: http://www.nature.com/news/2010/100208/full/news.2010.55.html

*2
5 Фёдор Михайлович Бурлацкий (1927–2014)– советский и российский политолог, журналист, публицист; доктор философских наук (1964); профессор, действительный член РАЕН; учёный секретарь редакционно–издательского совета по общественным наукам Президиума АН СССР (1952–1964); сотрудник международного отдела журнала «Коммунист»; руководил группой консультантов в Отделе ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран (с 1960). Участвовал в написании раздела о государстве для нового учебника марксизма–ленинизма под руководством О. В. Куусинена (1958); заместитель директора Института социологических исследований АН СССР (1969–1971); заведующий кафедрой марксистко–ленинской философии в Институте общественных наук при ЦК КПСС (1971–1989); главный редактор «Литературной газеты» (с марта 1990 по август 1991); народный депутат СССР (1989–1991). Приглашённый профессор Колумбийского (1988), Гарвардского (1992), Оксфордского университетов (1993). Первый почётный профессор факультета политологии МГУ (2011): https://peoplelife.ru/46592

*2
6 Mattei Dogan. «Erosion of Religious Beliefs in Europe at the Turn of the Millenium»:
http://www.matteidoganpersonal.com/admin/files/77/1215611703998557.PDF

*
27Андре Конт–Спонвиль (фр. André ComteSponvilleрод. 1952) доктор философии, активный участник событий мая 1968, автор книги L′Esprit de l′athéisme (2006) и знаток восточной философии – регулярно практикует медитацию дзен. Его книги переведены на 24 языка. Источники: 1) Конт-Спонвиль, Андре. Философский словарь. (Издание осуществлено с помощью Министерства культуры Франции (Национального центра книги). – ООО «Издательство «Этерна» М. (2012).
2) Оскар Бренифье, Жак Деспре «Смысл жизни»:http://www.psychologies.ru/events/books/detiam/oskar-brenife-jak-despre-smyisl-jizni/

*28 Стивен Вайнберг (Steven Weinberg) преподавал в Колумбии, Беркли, М.И.Т. и Гарварде; удостоен многочисленных наград: Нобелевской премии по физике (1979), Национальной медали науки, премии имени Гейнемана в области математической физики, Медаль Cresson Института Франклина, медаль Мэдисона Принстонского университета и премия Оппенгеймера; член Национальной академии наук, Королевского общества Лондона, Американской академии искусств и наук, Международного астрономического союза и Американского философского общества; автор известного трактата «Гравитация и космология», учебника «Квантовая теория полей» и книг для общих читателей («Первые три минуты», «Открытие субатомных частиц», «Мечты»), которые переведены на 22 иностранных языка). – См. Стивен Вайнберг. «Мечты об окончательной теории: Физика в поисках самых фундаментальных законов природы»: http://www.evolbiol.ru/document/1016 Источник: http://www.physlink.com/Education/essay_weinberg.cfm

*29 Н.Бердяев. «Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности». – Часть I. Психология русского народа. – См. Издание «Философское общество СССР». (Репринтное воспроизведение издания 1918). М. (1990)

*30 Зинаида Николаевна Гиппиус (1869–1945) – идеолог русского символизма Серебряного века, поэт, прозаик, драматург, литературный критик; прожила в союзе с Д.С.Мережковским «ни один день не разлучаясь» 52 года: пара известна как один из самых оригинальных творческих супружеских союзов в истории литературы. Из дневников наибольшей известностью пользуются «Петербургские дневники», дважды переизданные в США (г.Нью-Йорк 1982, 1990) с предисловием Нины Берберовой (г. Пристон 1980). Дневники с ноября 1917 до июня 1919 считались утерянными, однако сохранились в Отделе рукописей Государственной Публичной библиотеки в С.–Петербурге (ныне РНБ, фонд 481). Дневник за февраль – май 1918 «Вторая Чёрная тетрадь» опубликована в журнале «Наше наследие» (1990 № 6) и посвящена восприятию в России Брестского мира. Сводную рукопись «Чёрных тетрадей» с 7 ноября 1917 по 12 января 1919 напечатала М. М. Павлова в историческом альманахе «Звенья». – Изд–во М.–СПб. «Феникс: Atheneum» (1992): http://gippius.com/ См. О Зинаиде Гиппиус. Критика, статьи, воспоминания: А. Н. Николюкин. «Зинаида Гиппиус и её дневники (в России и эмиграции)»: http://az.lib.ru/g/gippius_z_n/text_0070.shtml; http://gippius.com/about/nikoljukin_zinaida-gippius-i-ee-dnevniki.html

*31 Грамота существовала в Древнерусском государстве (XI–XII вв.) в отдельных городах, монастырях и княжествах. Царевной Анной было открыто училище для женщин (1086). Несколько столетий татаро–монгольского ига сказались на невежестве народа и духовенства, так что к концу XV в. в священники приходилось ставить безграмотных. Общественная инициатива в деле распространения образования в Российской империи проявилась к концу XVIII в. После отмены крепостного права при императоре Александре II решение вопросов всеобщей грамотностибыло передано Министерству народного просвещения (1802). Грамотность среди сельского населения во 2 –ой половине 60–х годов со­ставляла примерно 5–6%. В статье «Суеверие и правила логики» (1859) Н. Г. Чернышевский писал: „По самым щедрым рас­четам предполагается, что из 65 или 70 миллионов жителей Рус­ской империи, людей, умеющих читать, набирается до 5 миллио­нов. Но эта цифра, по всей, вероятности, слишком велика. Боль­шинство грамотных людей сосредоточено в городах; в селах едва ли наберётся половина того, сколько находится в городах. Но и в городах гораздо больше половины жителей ёще не знают грамоты. Судя по этому, едва ли мы ошибёмся, положив число грамотных людей в России, не превышающим 4 миллионов“. Среди новобранцев (1875) было 79% неграмотных. Уровень грамотности зависел от места жительства, рода занятий и религиозной принадлежности. По переписи (1897) в Эстляндской и Петербургской губерниях грамотное население составляло 77,9% и 55,1%, в Сибири 12,4%, Средней Азии 3,3%. Грамотность в Финляндии согласно «Энциклопедии Брокгауза и Эфрона» почти в 50 раз превосходила российскую,распределение между мужским и женским, городским и сельским населением было намного равномернее. Показатели Польши и Прибалтики также были намного выше. К началу XX вв. около 30% населения Российской империи не умело читать и писать. Бесплатное первоначальное обучения сделалось обязательным при Николае II (1908). В. И. Ленин в статье «К вопросу о политике министерства народного просвещения» писал, что „около четырёх пятых детей и под­ростков в России лишено народного образования“. Для сравнения (1900): грамотность в Великобритании 95%, во Франции 80%, в Италии 58%, в Испании32%. Россия занимала 1–ое место в Европе только по количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях. Революция, гражданская война, красный террор и белая эмиграция имели катастрофические последствия. Согласно декрету Совнаркома «Оликвидации безграмотности в РСФСР» (1919) население в возрасте от 8 до 50 лет было обязано учиться грамоте. Народный комиссариат просвещения получил право принудительной мобилизации грамотных лиц для обучения неграмотных, в ряду губерний партийные власти пытались ввести уголовные наказания за уклонение от обучения. Политотделом Южного фронта была выпущена книга «Долой неграмотность: Букварь для взрослых», по которомуза годы гражданской войны научилось читать около 3 млн. На XV съезде ВКП (б) Н.К.Крупская жаловалась, что грамотность призывников (1927) значительно уступала призыву (1917). По итогам обучения на курсах ЛИКБЕЗа (10 млн. взрослых) и введения всеобщего обязательного начального 4–х классного обучения официально достигнутый уровень грамотности был выше 80% (1930), однако по переписи (1937) 1/4 часть населения в возрасте 10 лет и старше не умела читать по слогам и подписываться согласно установленному критерию грамотности: фактические данные были изъяты и уничтожены, организаторы репрессированы. К этому времени в СССР был завершен переход навсеобщее обязательное 7–летнее обучение. Принято считать, что всеобщая грамотность была достигнута к 60–70 гг.
Источники:
1) «История распространения грамотности в России. Грамотность крестьян в царской России и статистика». – См. сайт «История государства»: http://statehistory.ru/782/Gramotnost-krestyan-v-tsarskoy-Rossii-i-statistika/
2) А.Г. Рашин. «Статистические очерки: Население России за 100 лет (1813–1913). Глава 11. Грамотность населения России в XIX и начале XX вв.»: http://istmat.info/node/86
3) Ольга Соломатина. «Всеобщая безграмотность»:https://snob.ru/profile/29793/blog/100519 4) Алексей Волынец. «Ликбез длиной в 1100 лет: Как в России распространялась грамотность с момента „призвания варягов“ до полёта Гагарина» (12 декабря 2013). – Сайт «Русская планета»:http://rusplt.ru/policy/gramota.html














Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 20
© 09.04.2018 Виктория Колобова
Свидетельство о публикации: izba-2018-2246824

Метки: религия, атеизм, вера, неверие, ритуал, иконография,
Рубрика произведения: Проза -> Эссе












1