Взгляд на экзегетику


Взгляд на экзегетику
Экзегетика, экзегеза (др.-греч. «истолкование, изложение»)

Екзегеза - толкование (понимание) Священных Писаний - стоит на откровении Духа Святого, и не иначе.
"Тогда отверз им ум к уразумению Писаний" Луки 24:45. Вот принцип екзегезы.

Писания - богодухновенны. И человек НЕ МОЖЕТ их понять, если Сам Господь не откроет ум к их пониманию. А понимание обусловлено определенными принципами, в ответ на соблюдение которых Бог и открывает смысл священных текстов.

Эти принципы - внимание, почтение и интерес к Слову Божьему, страх Божий, желание приблизиться к Богу и понять Его. "Приблизьтесь к Богу, и Он приблизится к вам" Иакова 4:8. В этих строках выведен закон, условие приближения Бога к человеку и открытия человеку сокровенных смыслов Слова Божьего - через приближение человека к Богу! Если человек не предпринимает попыток приближения к Богу, то и Бог не приблизится к нему, и Писания от такого человека будут наглухо закрытыми, непонятными ему.

Богодухновенность Писаний всегда направлена на персональную работу Бога с человеком, с его душой. Поэтому, когда человек читает, то Господь начинает говорить к его сердцу, его разуму через строки Писания, применительно к его жизни, к его чувствам, к его проблемам. Возникает диалог Бога и человека через строки Писаний. В этом и выражается богодухновенность Библии. Написано, что слова Библии - всегда живые и имеют силу. "Слово Божье живо и действенно, и острее меча обоюдоострого, проникает до разделения души и духа" Евр.4 гл:12.

Писания имеют содержание, смысл которого выражен в двух формах - общий смысл для всех людей, всех поколений, и частный смысл, то есть, для отдельного читателя, к которому Бог посредством тех же самых строк, уже в ином от общего смысла, в частном контексте, говорит о его личной жизни.

Екзегетика, обычно, относится к толкованию общего смысла, для всех людей. Как известно, Писания толкуют сами себя, потому что, авторы Писаний часто объясняют строки Писаний. Есть апостольская екзегетика, есть толкования общепризнанных, авторитетных отцов церкви, учителей, на которые стоит опираться и доверять им, так как, эти авторы имеют авторитет для доверия.

Но, гораздо важнее, тем не менее, иметь собственное понимание Писаний. И оно непременно будет, если человек будет читать Библию с доверием к Богу, и Святой Дух Сам будет учить человека.

Конечно, если человек начинает толковать строки Писаний в противоположность учению церкви, и, в первую очередь, апостольскому каноническому образцу вероучения, то можно сказать о духе заблуждения. Не Святой Дух даёт заблуждения. Он не будет противоречить Самому Себе, ибо, Он есть Автор Священных Писаний.

И общий смысл Писаний - един для всех, одинаково должен пониматься всеми людьми. То есть, Библия сама себя защищает от лжеучений, лжетолкований.

Но, ещё раз, всё-таки, сделаю акцент: человек должен стремиться К ЛИЧНОМУ ПОЗНАНИЮ Писаний, чтобы они преломились в нём, в его разуме и сердце, как живое Слово, как откровение свыше, чтобы человек знал голос Господа, Его ум, Его логику. "Овцы Мои знают голос Мой, и не идут за чужим", написано. Человек должен дойти до такого момента богопознания, чтобы сказать: меня Сам Господь учит. И я уже не нуждаюсь в учителях. Он Сам мне говорит.

Об экзегезе от Самого Господа сказано: Иоанна "16:13. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину",

1 Иоанна 2:27 "Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды,
чтобы кто учил вас; но, как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то, чему оно научило вас, в том и пребывайте!"





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 15
© 09.04.2018 Наталия Кобилева
Свидетельство о публикации: izba-2018-2246673

Рубрика произведения: Проза -> Очерк












1