Сирийский режим спасают контрактники


Сирийский режим спасают контрактники
Зимней ночью в аэропорт “Платов”, что расположился в 30 километрах от Ростова-на-Дону, вошли больше сотни крепких мужчин. Часть из них была одета в камуфляж, часть - в спортивные костюмы; за плечами у многих были рюкзаки цвета хаки. Через практически пустой аэропорт мужчины прошли к четырем стойкам регистрации, на экранах которых не было ни номера рейса, ни пункта назначения.
“Мы бумаги подписывали, не имеем права ничего рассказывать. Сейчас придет старший и нам попадет! И вам тоже”, - ответил один из них корреспонденту Рейтер.

На взлетной полосе “Платова” молчаливых пассажиров уже ждал прилетевший из сирийской столицы Дамаска самолет Airbus A320. Прибывшие этим рейсом из Сирии 30 человек с загоревшими лицами побежали к ожидавшему их на улице автобусу. Большинство из них были в пустынном камуфляже, у некоторых в руках - сумки с логотипом магазина беспошлинной торговли аэропорта Дамаска.
Мужчины в ростовском аэропорту были частными российскими военными контрактниками, живым грузом, который, как показало расследование Рейтер, скрытно доставляется в Сирию на гражданских самолетах для поддержки президента Башара Асада в шестилетней гражданской войне.
Airbus, в котором они полетели в Сирию, был одним из десятков самолетов, которые когда-то принадлежали европейским и американским авиакомпаниям. Через сеть посредников и офшоров эти самолеты оказались у ближневосточных авиакомпаний, по мнению Вашингтона, помогающих Сирии обходить санкции США.

Обслуживает рейсы в Ростов частная сирийская авиакомпания Cham Wings. США включили ее в санкционный список в 2016 году за предполагаемую доставку проасадовских бойцов в Сирию и помощь сирийской военной разведке в доставке оружия и снаряжения.
Самолеты Cham Wings прилетают в Ростов преимущественно ночью и улетают ранним утром, когда в аэропорту почти нет других пассажиров. Открытой информации об этих рейсах и расписания полетов нет, как нет и возможности приобрести авиабилеты из Ростова в Дамаск или Латакию, где расположилась основная российская военная авиабаза в Сирии.
Обнаруженная Рейтер схема поставок самолетов на Ближний Восток показала брешь в санкциях США, которые должны были ограничить возможности Асада и его союзников из иранского Корпуса стражей исламской революции и группировки “Хезболла” получать бойцов и технику, необходимую для военной кампании.

Она также дает представление о том, как доставляются в Сирию частные российские военные контрактники, существование которых власти РФ не признают. Россия говорит, что ее участие в конфликте в Сирии было ограничено воздушными ударами, обучением сирийских войск и небольшим количеством спецназа.
Журналисты Рейтер провели много времени в ростовском аэропорту, отследили необычные рейсы по общедоступным базам данных, проверили авиационные реестры нескольких стран и провели десятки интервью, включая встречу в фешенебельном киевском ресторане с бывшим советским морским пехотинцем из “черного списка” США.

Отвечая на вопросы о рейсах между Сирией и Ростовом, а также частных военных контрактниках, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков посоветовал Рейтер обратиться к Министерству обороны, которое не ответило на запрос. Правительство Сирии также не ответило на вопросы Рейтер.
Cham Wings в ответ на запрос Рейтер сообщила, что вся информация о полетах есть на сайте компании. Полетов в Ростов на сайте не оказалось.
Но информация об этих рейсах регулярно появляется в онлайн-базах по отслеживанию полетов. За 14 месяцев, начиная с 5 января 2017 года, Рейтер обнаружил 51 полет самолетов Cham Wings из Дамаска и Латакии в Ростов и обратно. Каждый раз для этого использовались лайнеры Airbus A320, которые могут перевозить до 180 пассажиров.

Для России, где еще сильна память о войнах в Афганистане и Чечне, вопрос о военных потерях особенно чувствителен. Опрошенные Рейтер друзья и родственники частных контрактников говорят, что Москва использует их для ведения наземных операций. Это позволяет не рисковать военнослужащими, гибель которых учитывается официально.
По сообщениям российских властей, с момента начала операции в Сирии в сентябре 2015 года там погибли 44 военнослужащих. Согласно оценке Рейтер, основанной на опросах семей и друзей погибших, а также местных чиновников, только с января по август 2017 года в Сирии погибли не менее 40 частных контрактников.
Один их погибших в Сирии контрактников улетел из Ростова одним из таких таинственных ночных рейсов, согласно рассказу его вдовы. В свидетельстве о его смерти, выданном российским консульством в Дамаске, причиной гибели указан “геморрагический шок от осколков и пулевых ран”.

Хотя Москва отрицает, что отправляет частных военных контрактников в Сирию, многие собеседники Рейтер говорят, что это неправда. Среди них десятки друзей и бывших сослуживцев бойцов, а также люди, связанные с фирмой, занимающейся вербовкой засекреченной структурой, не имеющей офисов и официальных представителей.
Опрошенные в ходе этого расследования люди говорят, что частная военная компания была создана бывшим офицером военной разведки Дмитрием Уткиным, также известным под позывным “Вагнер”. По их словам, ЧВК Вагнера получила боевое крещение на востоке Украины, где поддерживала пророссийских сепаратистов.

Рейтер не смог связаться с Уткиным. Лига защиты интересов ветеранов локальных войн и военных конфликтов, которая, по сообщениям российских СМИ, связана с Уткиным, отказалась передать ему сообщение, заявив, что не связана с группой Вагнера.
Наемничество в России запрещено законодательством, закон о статусе ЧВК пока не принят.
В Сирии сражаются от 2.000 до 3.000 частных российских контрактников, сказал Евгений Шабаев, атаман хуторского казачьего общества Ховрино. Он говорит, что поддерживает связь с некоторыми из сотрудников ЧВК. По словам военного врача и двух других источников, знакомых с вопросом, в феврале в Сирии в одном лишь бою погибли или получили ранения около 300 бойцов из России.

Россиянин, четыре раза побывавший в Сирии в качестве частного военного контрактника, сказал, что чартерные рейсы Cham Wings из Ростова являются основным способом переброски частных военных контрактников. Он просил называть его только по имени - Владимир - и не упоминать фамилию. Военные самолеты использовались только в тех случаях, когда все контрактники не помещались в чартеры Cham Wings, сказал Владимир.
О таинственных ночных рейсах в Сирию и их пассажирах журналисты Рейтер поговорили и с двумя сотрудниками ростовского аэропорта.
“Мы думаем, что это были наемники”, - сказал сотрудник, помогавший в посадке на несколько рейсов в Сирию. Он отметил, что на этих рейсах не было женщин и что у пассажиров были рюкзаки военного стиля. Собеседник Рейтер пожелал остаться анонимным, сославшись на то, что не уполномочен говорить со СМИ.

Рейтер не смог установить, сколько именно пассажиров было перевезено между Россией и Сирией. Возможно, что не все они были бойцами. Некоторые из пассажиров, прилетев в Дамаск, могли отправиться в другие места за пределами Сирии.
Интервью с родственниками погибших в Сирии, также указывают на то, что полеты А320 в Ростов используются для перевозки частных контрактников.
Вдова убитого в Сирии сказала, что последний раз разговаривала с мужем по телефону 21 января 2017 года - в тот же день, согласно данным сервиса по отслеживанию полетов, чартер Cham Wings вылетел из Ростова в Дамаск.
“Он позвонил вечером 21-го... Были разговоры мужчин и звук рации. С 22-го января он уже не был доступен. Только текстовые сообщения доходили до него”, - сказала женщина, которая ранее посещала своего мужа в тренировочном лагере для контрактников на юге России.
Через несколько недель мужчина был убит, и его тело доставили обратно в Россию. В свидетельстве о смерти было написано, что он умер от “геморрагического шока от осколков и пулевых ран”, сказала вдова.

Вдовы двух других частных контрактников, погибших в Сирии, рассказали, как им вернули тела мужей. Как и первая вдова, они говорили на условиях анонимности - представители организации, занимающейся вербовкой, предупредили их о негативных последствиях общения со СМИ.
Два контрактника ездили воевать в Сирию не один раз, сказали собеседницы Рейтер. По их словам, в свидетельствах о смерти указано место гибели - Сирия. Рейтер видел эти сертификаты. В первом причиной смерти была названа “карбонизация тела” - другими словами, человек сгорел заживо. Второй мужчина погиб от многочисленных осколочных ранений.

“Российские наемники часто отправляются в самую гущу битвы и первыми входят в захваченные города”, - сказала одна из вдов. По ее словам, об этом ей рассказывал муж после первой командировки в Сирию.
Только после этого в город приходят сирийские правительственные войска и поднимают флаги, принимая поздравления с победой, вспоминает рассказ погибшего его жена.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 20
© 08.04.2018 Игорь Рудой
Свидетельство о публикации: izba-2018-2245699

Рубрика произведения: Проза -> Остросюжетная литература












1