И гробы отверзлись!


Один увлекающийся философией человек, читая Священное Писание, задал мне вопрос: «В Евангелии от Матфея 27:52,53 говорится о телесном воскресении многих святых и о явлении их людям. Кто они такие? И какова природа их воскресения?».
Я постарался ответить ему как можно полнее, хотя эпистолярный жанр (жанр письма) не позволяет развернуто описать ход исследования, и многие выводы я излагал без пояснения, каким образом пришёл к ним.
Решив, что тема, поднятая в нашей переписке, будет интересна многим, я сначала думал написать большую, развернутую работу о воскресении мертвых, но хорошо ли будет, если громаднейший список книг на эту тему пополнится ещё одной, пусть даже и обоснованной, работой? Поэтому, чтобы не слишком утомлять читателей, решил всё оставить, как есть: в краткой и удобной для восприятия форме писем.
В результате переписки у нас получилось библейское исследование, увлекшее нас обоих, хотя… впрочем, всё по порядку.

1. Мёртвые, воскресшие вместе со Христом

Ответ на вопрос: что за люди описаны в Мф.27:52,53, и какова природа их воскресения?

Первое мое письмо.

Сначала рассмотрим это место Писания в контексте.
«И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим». (Матф.27:51-53)
В дословном переводе:
-- тела усопших (греч. "сома") – труп, мёртвое тело человека или животного;
-- святых (греч. "ой агиой") – святых людей, людей принадлежащих Богу. Это же слово Апостол Лука использовал книге Деяний, говоря о последователях Иисуса Христа (Деян.9:13,26:10).[1]

Следовательно, в Евангелии действительно сказано о воскресении Божьих людей, причём об их воскресении в прославленных телах (или в прообразах прославленных тел, какие были у Моисея и Илии на горе Преображения), ибо они лишь явились, показались на малое время жившим в Иерусалиме, а не стали жить среди них.
Отмечу ещё одну деталь, не отражённую в Синодальном переводе: хотя Матфей говорит о воскресении святых сразу же после слов о том, что завеса в храме разодралась сверху до низу, эти действия произошли вероятнее всего не в одно время – завеса разодралась после смерти Иисуса Христа, а воскресение мёртвых произошло вместе со Христом, ибо Он – первенец из умерших (1Кор.15:20).
А то, что эти две фразы слиты в одну, что слова: «камни расселись», можно отнести и к землетрясению, произошедшему после смерти Иисуса Христа, и к воскресению мёртвых, произошедшему после воскресения Иисуса Христа – это уже «творчество» переводчиков. Хотя, не их вина, что им пришлось расставлять точки и запятые, а если еще вспомнить, что перед нами двойной перевод: с арамейского на греческий, а затем, с греческого – на русский...

Теперь о том, кого из людей, живших в ветхозаветные времена, в Священном Писании назвали святыми, ожидавшими воскресения.
-- «Верою Авраам повиновался (и) обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования… они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город». (Евр.11:8-16)
-- «Верою Моисей поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние». (Евр.11:24-26)
-- «Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение». (Евр.11:35)
-- «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства». (Евр.11:39,40)

В Писании сказано, что ветхозаветные святые не получили того, чего так страстно желали будучи здесь, на земле. Они не вошли в Царство Небесное, дабы они не без нас (Церкви) достигли совершенства. Да, сейчас каждый из верующих – Церкви Христовой – имеет привилегию быть с Господом сразу же после смерти (хотя и не в теле), а жившие и умершие до Иисуса ожидали Его воскресения, чтобы пребывать в Царстве Божьем вместе с Ним, своим спасителем.
Игнатий Богоносец (+116 г.), третий после Апостола Петра и Еводы епископ Антиохийский (с 68 г.), ученик Иоанна Богослова, писал: «И пророки жили о Иисусе Христе, посему и терпели гонения. Вдохновляемые благодатию Его… Итак, жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью воскресения. Пророки, будучи учениками Иисуса Христа по духу, ожидали Его. Посему-то Он, когда пришёл на землю, воскресил (их) из мёртвых».[2]

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. По воскресении Иисуса Христа действительно воскресли ветхозаветные святые, и их видели некоторые в Иерусалиме.
2. Они лишь на время явились жившим здесь, следовательно, они воскресли в прославленных телах, подобных телам Илии и Моисея, как их видели Апостолы на горе, при преображении Иисуса Христа (Мф.17:3).

На этом я закончил своё письмо.
Но собеседник продолжил начатую в переписке тему: «Ты считаешь, что Матфей пишет о реальном воскресении ветхозаветных святых в прославленных телах. Учитывая то, что Енох и Илия, ещё при жизни получили преображённые тела и были взяты на Небо, а так же, что Иисус на кресте сказал раскаявшемуся разбойнику, что он ныне попадет в Рай, получается, что в Раю есть три категории людей: бесплотные духи, Енох и Илия, и те воскрешённые в телах ветхозаветные святые – так ли это?».

Второе письмо.

А ведь действительно, почему так сложно устроен Божий мир и здесь, на земле, и духовный Божий мир?
С одной стороны ты прав, удивляясь, что в Царстве Небесном при воскресении люди могут иметь различные духовные тела, потому что системы с малым числом составляющих более устойчивы. Но, с другой стороны, это очень даже логично, что в пакибытии, в новом творении люди будут пребывать в разной славе. Потому что в духовном мире духовная слава и слава видимого тела находятся в прямой взаимосвязи, и кому дано больше Божьей благодати во Христе, тело того будет более прославленным.
Одни пребудут в славе Господней в Небесном Иерусалиме. Другие – на новой земле, и будут входить в Иерусалим, и вкушать плоды и листья от дерев жизни, чтобы вечно жить и не иметь болезней. Третьи же, будут спасены, но как бы из огня.
Здесь, думаю, нужно остановиться и рассмотреть более подробно. С первой группой воскресших всё ясно – это Церковь Христова – они при воскресении обретают славу и праведность Иисуса Христа, обретают по вере, по действенной, явленной в жизни вере.
А вторая и третья категории – на каком основании они будут в Царстве Небесном, и на каких правах?
«Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, [потом] и Еллина! Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, [потом] и Еллину! Ибо нет лицеприятия у Бога. Те, которые, не [имея] закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую) в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные [дела] человеков через Иисуса Христа». (Рим.2:9-16)
Это очень интересное место Священного Писания, так как здесь сказано о том, что представ пред судом Божьим, среди людей, судимых по делам закона и по делам своей совести будут не только осуждённые, но и оправданные. Оправданные для чего? Чтобы быть низвергнутыми в Геенну огненную? Нет. Оправданные для того, чтобы пребывать в славе Церкви и получить по благодати Божьей праведность Христову? Тоже нет, ибо они не явили веру во Христа, значит, не могут обрести и праведность по вере. Они не будут иметь славы Церкви, но они будут жить на новой, вечной земле, и будут в любое время входить в Небесный Иерусалим – обитель Иисуса Христа и Церкви.
Так же младенцы, которые умерли или были убиты, когда ещё не различали ни добра, ни зла – где они пребудут в вечности? В Геенне? Нет. Но они не могут пребывать и в славе верующих во Христа, ибо не явили веры своей. Они тоже будут пребывать в Царстве Небесном, но не в Небесном Иерусалиме, хотя и они смогут в любое время входить и представать пред Господом.
Все эти люди будут обитать в Царстве Божием потому что их имена не вычеркнуты из книги жизни, но Свою праведность и славу Иисус Христос им не даст: нет основания (их веры), чтобы дать её.

Теперь о тех, кто после суда пред Великим Белым Престолом будет брошен в Геенну огненную.
«И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное». (Откр.20:15)
Считаю, что и в Геенне не будет всё одинаково для всех, ведь там будут находиться разные личности – и падшие ангелы, и демоны, и возлюбившие грех люди, и те, кто сознательно служил сатане, и Антихрист, и Лжепророк.
Посмотри на Ангелов, Херувимов, Серафимов и других духовных личностей – они различаются по своей природе, каждый из них индивидуален, каждый разнится в силе и славе.
Если даже здесь, где всё временное, Господь сотворил такой разнообразный мир, а не ограничился парой животных, парой птиц, да парой рыб, то почему Он должен быть ограничен в Царстве Небесном?
А насчет равенства всех спасённых: там, где пребывают индивидуальности, равенства не может быть в принципе. «Равенство» – этот лозунг придумали, чтобы людей сделать рабами.
Во, разошёлся!

Дальше мой собеседник не просто продолжил, а расширил тему, и поднял вопрос уже о механизме воскресения человека: «Что касается существования тела после смерти, то тут я вижу два варианта: либо душа и дух человека отделяются от тела и переходят в иную сферу бытия (в духовный мир), а затем Бог сотворяет ему новое духовное тело. Либо человек, это механизм, который Бог восстанавливает в полном составе и переводит в Царство Небесное. Какой вариант вернее?».
Раз мой собеседник упомянул гипотезу о воскресении не только тела, но и души и духа, я постарался разобраться в деталях: что происходит с человеком при воскресении. А так же изучить информацию о механизме воскресения мёртвых тел.

Третье письмо.

Интересные и сложные вопросы ты задаёшь о воскресении людей и пребывании их в Царстве Небесном. Что ж, попробую разобраться.
Что нам достоверно известно из Священного Писания?
Что душа и дух человека бессмертны и принадлежат к духовному миру. Отсюда следует, что душа и дух человека могут перейти в духовный мир и пребывать там без изменения своей природы. А вот наши тела не только материальны, но и тленны. О них в Писании сказано: «Кровь и плоть не могут наследовать Царствия Божия (1Кор.15:50)». Следовательно, для того чтобы человек мог пребывать на Небе во всей своей целостности (дух, душа и тело), ему нужно преображённое, духовное, вечное тело; что и произойдет при воскресении.
Теперь о воскресении мёртвых.
Сначала о воскресении и вознесении людей, пребывающих сейчас в раю – в Писании упоминается три их категории.
1. Енох и Илия были вознесены на Небо, не увидев смерти. То есть их тела преобразились в духовные без воскресения из мёртвых. Считается, что перед вторым Пришествием Христа именно они сойдут на землю и будут проповедовать в Иерусалиме, потом будут убиты Антихристом и воскреснут на третий день на глазах у всех. То есть, в конечном итоге и они воскреснут в вечных прославленных телах после смерти. Но ведь и сейчас они должны пребывать в прославленных телах, потому что в тленных невозможно пребывать в духовном мире? Да, это так. Но когда сойдут на землю, их тела снова будут обычными, ветхими. То есть, получается, что нынешняя слава их тел – лишь временное «авансирование» той славы, что станет уже их неотделимой сущностью при втором Пришествии: когда они предстанут со Христом на Небесах.
2. Воскресшие со Христом ветхозаветные умершие – их тела прославлены уже или нет? Может и прославленные, но скорее всего их тела сейчас как у Илии и Еноха – слава их является лишь отражением (временным пребыванием в прославленном теле) до второго Пришествия. Так же, наверное, и у Моисея.
3. Церковь – сейчас, мы знаем, что на Небе с Богом души и дух верующих (но, скорее всего, вне тел). А вот при Втором Пришествии, Священное Писание говорит, что Церковь явится на небе вместе со Христом уже в прославленных телах, а те из Церкви Христовой, кто ещё будет жить на земле, в мгновение изменятся и будут восхищены навстречу Господу в прославленных телах.
«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые вос-креснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие». (1Кор.15:51-53)

Итак, при втором пришествии Иисуса Христа все три вышепе-речисленные группы людей явятся на небе вместе с Ним, и у них будут ВЕЧНЫЕ, ПРОСЛАВЛЕННЫЕ ТЕЛА (они будут по вере своей, наделены праведностью и славой Иисуса Христа). И будут пребывать с Господом во веки, и в пакибытии будут жить с Ним в Небесном Иерусалиме. Это люди, про которых сказано: «Это – ПЕРВОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ. Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: над ними смерть вторая (вечное разлучение с Богом) не имеет власти. (Отк.20:5,6)».
Возлюбившие Господа и ожидающие Его второе пришествие не будут судимы при конце Света пред Великим Белым престолом, потому что их грехи взял на Себя Иисус Христос.
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь». (Иоан.5:24)
А другие люди?
О них сказано: «Прочие же из умерших не ожили, доколе не окончится тысяча лет. (Отк.20:5)».
Спустя тысячу лет, после конца света, когда земля сгорит и вселенная пылая, свернётся как свиток, вторая группа людей (это, подавляющее большинство людей) будет воскрешена Богом в БЕССМЕРТНЫХ ТЕЛАХ; ибо сказано: смерти уже не будет (Отк.21:4). Но они воскреснут НЕ В ПРОСЛАВЛЕННЫХ телах, потому что будут воскрешены не для славы, а для суда. Они будут судимы пред Великим Белым Престолом, и по суду – кто будет жить на новой, сотворённой Богом земле, а кто будет низвержен в Геенну огненную.
Приведу пару мест Священного Писания, подтверждающих мою гипотезу: сначала будет конец Света, когда сгорят земля и небеса, затем воскресение мёртвых для суда Божьего и низвержения возлюбивших грех в Геенну огненную. А после суда Бог сотворит новое небо и новую землю для тех, кто во-веки пребудет с Ним.
«Придёт же день Господень (день суда Божьего), как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят... воспламенённые небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда». (2Пет.3:10-13)
«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нём, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими… И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего». (Откр.20:14-21:2)

Итак, после двух воскресений и суда Господнего будет, как минимум, три группы людей, различающихся духовной славой своих тел – духовной славой духовных тел.
У одних вечные духовные тела будут наделены славой и праведностью Иисуса Христа – славой и праведностью Божьей, и будут сиять ярче солнца. Слава их будет превыше славы Ангелов.
У других духовные тела тоже будут вечными, но они будут вкушать плоды и листья от дерева жизни для исцеления народов (Отк.22:2). У этих людей тела не будут прославленными, но ни боли, ни страдания, ни печали, ни слез уже не будет.
У третьих – тоже будут вечные тела, но они будут пребывать в вечных муках, будут пребывать в состоянии вечного умирания, а не вечной жизни – у них радости не будет, а будет вечная печаль и скорбь.
Да, разных людей ожидает разная вечность, но все они будут в вечности находиться во всей своей целостности: дух, душа и тело.

Относительно же твоих (собеседник) рассуждений, ближе к истине получается первая твоя гипотеза воскресения мёртвых. Сначала душа и дух отделяются и пребывают в духовном мире (по сути, это их родной мир), а потом Господь воскресит их тела – но это будут не те тела, что были у них на земле, а духовные, вечные тела способные пребывать в духовной форме бытия. По Священному Писанию и по логике получается так, а как будет на самом деле: помрём – увидим. Божьи пути превыше наших и зачастую Он вершит дела, величие которых мы даже вообразить не можем.
-----
Вот такая получилась у нас переписка о воскресении мёртвых. Хотя, скажу честно, мой собеседник с моими доводами не согласился, а начал ссылаться на Оригена, что тело – это темница души, от которой нужно освободить душу и дух, и так далее. И я увидел, что дальнейшее продолжение этой темы не имеет смысла. Но мы и сейчас переписываемся – обсуждаем другие темы, связанные с Писанием, с историей Церкви и с вопросами Естествознания.
Что сказать? Иисус Христос уже сказал о людях, для которых закрыто Божье откровение, к сожалению это действительно так.
«Он сказал им в ответ: для того (говорю притчами), что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано». (Матф.13:11)
Радуйтесь слышащие и разумеющие слово Божие, ибо сие разумение дано вам не по делам праведности и не по уму вашему, а по благодати Божьей! Воистину, только по благодати.

2. О воскресении мёртвых, одних при втором пришествии Иисуса Христа, других – при конце Света

В Христианском мире существует несколько версий о том, когда и каким образом Господь Бог воскресит наши тела. Но я рассмотрю здесь лишь одну, ту, что является наиболее употребительной в церквях, и в то же время, вызывает у меня наибольшие сомнения в достоверности.
Митрополит Иларион (Алфеев) пишет: «Если в первые дни душа находится еще как бы в плену у времени и пространства, хотя и вне их, то на третий день она выходит за пределы видимого мира. Однако здесь ее ждут испытания, называемые в православной традиции "мытарствами", когда душа испытывается за все грехи, которые человек совершил в жизни. Затем душа узнает приговор о своей дальнейшей участи. Этот приговор не окончательный, так как окончательное решение будет вынесено на Страшном Суде. Однако с этого момента душа находится в предвкушении блаженства или в страхе мучений. До Страшного Суда возможны изменения в ее судьбе. Именно поэтому в Православной Церкви широко распространена практика молитвы за усопших... Хотя душа в момент смерти не умирает, но продолжает жить, и над ней совершается суд, Церковь верует, что в конце мировой истории будут всеобщее воскресение мертвых и всеобщий Суд, который станет окончательным для всех людей».[3]
В учении Православной Церкви (а так же у католиков) нет и речи о двух воскресениях: первом – воскресении Церкви Христовой и вознесении Её навстречу Господу при втором пришествии Иисуса Христа (Отк.20:5,6), и втором – воскресении через тысячу лет после первого – воскресении всех остальных людей при конце Света, для суда над ними (Отк.20:5-21:2).
В учении этих церквей второе пришествие Иисуса Христа и конец Света объединены в одно событие; при этом совершенно игнорируются ими пророчества Священного Писания о Тысячелетнем Царстве Израиля, о том, что сатана будет скован на тысячу лет в бездне после второго пришествия Господа, а потом вновь выйдет обольщать народы и многие другие места Писания, свидетельствующие о том, что между этими событиями будет целое тысячелетие жизни людей здесь, на нашей земле.

К сему просто, без комментариев, приведу одно место из книги Откровения.
«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змия древнего, который есть диавол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал уже народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время.... Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырех углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный. И ниспал огонь с неба от Бога и пожрал их; а диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков». (Откр.20:1-10)

Хотя, нет, наверное, всё же нужно объяснить читателям, почему в православной и, особенно в католической эсхатологии были преданы забвению вышеуказанные пророчества Священного Писания.
Начиная со времён Константина Великого, с IV века, Христианство стало государственной религией Римской империи. С тех пор на церкви и на их руководителей начал изливаться «золотой дождь». С тех пор христианские церкви на западе и на востоке империи всё более и более тесно начали сотрудничать с государственными органами, а столицы Рим и Константинополь стали и центрами Христианства – центрами поклонения Богу.
Но, с другой стороны вспомните, что никто иной, а Римская империя разрушила Иерусалим и храм, никто иной, а Римская империя совершала и продолжает совершать ужасные гонения на евреев.
И в сложившейся ситуации что было делать церковным богословам и книжникам? По-прежнему учить, что хотя евреи и отвергли Иисуса Христа, но распяли Его римляне – римские власти? По-прежнему учить, что Господь Бог не навсегда отверг Израиль, что он так и остался народом Божьим (не римляне, не греки, а именно евреи)? По-прежнему учить, что наступит время, когда восплачет Израиль об отвергнутом ими Мессии, и тогда будет второе пришествие Иисуса Христа? По-прежнему учить, что Рим – великий Рим – всего лишь столица языческой империи? Нет, кто платит, тот и музыку заказывает – вот и пришлось богословам угождать государственным и приближённым к государственной власти церковным начальникам. А евреи? Да велика ли беда, если мы «забудем», что будет Тысячелетнее Царство Израиля? Ничуть. Тем более, что ещё было свежо на памяти, как в течение первого века евреи много раз гнали христиан.
Так, постепенно, отбросили из истории мира грядущее Тысячелетнее Царство, отбросили, что возвращение к Богу Его народа будет великим благословением для всей земли, поэтому и пришлось «лепить» в одну кучу все события от второго пришествия Иисуса Христа и до конца Света. Поэтому и пришлось из учения о воскресении мёртвых выбросить отдельное воскресение Церкви при втором пришествии Иисуса Христа. Да и о вознесении Церкви при Его пришествии ничего внятного уже не говорят ни в православной, ни в католической эсхатологии и экклесиологии.

3. Каким образом Господь Бог воскресит наши тела

Некоторые богословы считают, что Бог будет воскрешать те тела, которые были у людей при земной жизни. Поэтому, например, Православные верующие уделяют большое внимание форме погребения, поэтому и придают большое значение телам усопших святых.
Конечно, я не знаю деталей того, каким образом Господь Бог будет воскрешать наши тела. Не знаю. Но и в версии Православной церкви вижу серьезные недочёты.
1. Если Господь Бог будет воскрешать бывшие наши тела, то какие? Ведь почти все клетки нашего организма обновляются в среднем за семь лет. Значит моё тело, если, например, я прожил пятьдесят лет, обновилось уже семь раз. И моё тело, теперь совсем не то, что было у меня тридцатилетнего – оно совершенно новое, и на клеточном, и на молекулярном, и на атомарном уровне. Какое же тогда «мое тело» воскреснет? Обратите внимание так же и на такую деталь: в видениях умерших, люди видят их не в таком виде, как они умерли, а, например, умершего пожилого человека, иссушенного раком, они видят как здорового, сорока-пятидесятилетнего.
2. Обосновывают своё учение о воскресении именно прежних тел умерших, некоторые богословы тем фактом, что воскресшие будут узнавать друг друга. Что сказать на такой аргумент? Да, он выглядит веско, но… ведь и сейчас души умерших узнают друг друга, хотя и не имеют тел. Значит, в духовном мире узнавание, да и вообще, передача и приём информации происходят не так, как в материальном мире. Да, даже здесь, на земле, мы зачастую узнаём близкого нам человека не только визуально или по его голосу, а сердцем, интуитивно, даже по стилю письма.
3. И третий, пожалуй, самый веский аргумент против учения католических и протестантских богословов: в Священном Писании сказано, что сначала будет конец Света, что земля и все дела на ней сгорят, что вселенная воспылает и свернётся как свиток, и уже потом Бог воскресит мёртвых (Откр.20:9-14, 2Пет.3:10-13, Ис.34:4). Так какие тела Он будет воскрешать – те, что сгорят вместе с землёй и со всей вселенной? Получается, что так – они воскреснут из вселенского пламени.

Да тайна сия, велика есть. Апостол Павел приоткрывает нам то, как будет происходить воскресение наших тел, но приоткрывает в земных прообразах, как бы говоря: «Я не могу вам объяснить Божьи духовные явления, поэтому приведу лишь грубые земные аналогии».
«Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело... Есть тела небесные и тела земные». (1Кор.15:35-40)
Всё же постараюсь выявить некоторые закономерности из сказанного Апостолом.
Итак, первое, Апостол Павел говорит, что наши ветхие тела должны прежде умереть, то есть наши души должны прежде покинуть их. Второе - при разложении семени, что передаётся от него новому растению? Плоть? Нет, плоть почти вся разлагается на элементы питания для нового растения, не считая конечно защитных оболочек семени и того, что пропадает, сгнивает. От семени новому растению передается информация о будущем теле, генетический код.
Из этих двух аналогий можно сделать некоторые выводы. Душа, поддерживая жизнь человека в земном теле, и при этом сама развивается в нём. Затем, после смерти, душа оставляет тело, но оставляя, несёт в себе не только все те знания и переживания, что мы приобрели за время жизни в теле, но и информацию о самом теле, которому душа давала жизнь. Изначально в душе не было информации о теле, она была передана телу ребенка от отца и матери при зачатии.
«Так и при воскресении мёертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе; сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное». (1Кор.15:42-44)
Здесь Апостол говорит, что наши будущие тела будут не земными, не материальными, а духовными. То есть, получается, что нашим будущим телам не нужен материальный генетический код, который был заложен в наших тленных телах, а нужна другая форма информации о нашем теле – духовная информация, та, которую несёт в себе наша душа. Душа, ранее получившая эту информацию из наших земных тел, поддерживая их жизнь.
«Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное». (1Кор.15:45,46)
И завершает тему о воскресении мёртвых Апостол Павел следующим выводом: если ранее наша душа могла поддерживать лишь нашу жизнь, лишь жизнь нашего тела, то после воскресения мы обретем способность даровать жизнь другим, и поддерживать жизнь других.
Приведу слова Иисуса Христа: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. (Иоан.5:26)». А о плоти Иисус Христос сказал: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. (Иоан.6:63)».

Итак, получается, что наша тленная плоть при нашей земной жизни исполнила своё предназначение – дала возможность для развития нашей души, нашего духа, дала вечной бессмертной душе информацию о будущей духовной плоти – не материальную, генетическую информацию, а духовную информацию.
И при воскресении мёртвых Господь Бог воскресит наши тела, но уже не прежние материальные тела, носящие в себе генетический код и ветхость нашего мира, а вечные духовные тела, несущие в себе духовный код, который будет храниться в наших душах.
Одних воскресит Господь Иисус Христос при Своем втором пришествии, а других в пламени пылающей вселенной при конце Света.
Вот такие получились выводы из анализа рассказа Апостола Павла о нашем воскресении. По-моему, очень интересная гипотеза.
Слава Богу за Его любовь!

Исследуя материалы о воскресении мёртвых, я вспомнил видение, увиденное мной перед смертью моей мамы. Видение о встрече моей мамы с её мамой (слова о встрече и узнаваемости на Небе натолкнули на это воспоминание).
В ту ночь, примерно за полчаса как мама умерла, я проснулся: как будто кто меня специально разбудил. В доме, естественно, было темно, и я лежал с закрытыми глазами, но всё слышал и понимал, что уже не сплю. Вдруг, не глазами, а духом своим вижу – как будто сквозь потолок вижу небо. Но это небо не земное, со звёздами, а другое - тьма и тишина уходящая вверх, в беспредельность. И в этой темноте в вышине выплывает женщина в длинном платье: она приближается к дому и как будто всё яснее и яснее проявляется. Я вижу её все лучше и лучше. Но, это было не рассматривание черт лица, а как будто я видел и лицо, и душу в целом – именно личностную душу: сразу, и внешние черты, и характер, и то, что волнует её, и о чем она думает. Это видение, хотя и похоже своими чертами на обычную человеческую фигуру, но видится и воспринимается не так, как фигура телесная или лицо телесное: где видишь только внешнюю оболочку. Здесь видишь внешние черты, но одновременно абсолютно не сокрыто от тебя и внутреннее состояние, и даже характер человека.
Душа этой женщины медленно в абсолютной, какой-то космической тишине подплыла и остановилась в ожидании на некотором расстоянии над домом. Я увидел, почувствовал, что она ждет скорой встречи и что она уже очень долго ожидала этой встречи. И как будто кто вкладывает знание внутрь меня, что это мать моей мамы; такое чувство, как будто я узнал её (мою бабушку, которую я никогда не видел, так как она умерла задолго до моего рождения).
Потом выплыли из небесной темноты и остановились чуть сзади другие умершие мамины близкие родственники (их было немного).
И ещё один (расскажу и о нём, чтобы яснее раскрыть картину духовного мира – не сокрою). Он выплыл как бы с другой стороны и остановился в стороне. И я, не знаю каким образом, но понимал, что ему дано право увидеть мою маму, но только лишь увидеть: ни приблизиться к ней, ни общаться он не может, так же и быть вместе с другими ожидающими тоже не может. Я мысленно спрашиваю: «Почему он (назвал его по имени) стоит в стороне?» – и в тот же миг понимаю, потому что он покончил жизнь самоубийством и его душа в другом месте, и не может быть рядом с душами остальных. И ещё – я обратил на это внимание – полученное мной понимание его положения было как простое объяснение: никакого осуждения или оправдания в этом знании не заключалось.
И тут я понял, что они ожидают встречи с мамой и, значит, она сейчас умрёт.
В этот момент проснулся отец и зажёг свет. Мы подошли к маме; было видно, что она уже умирает. Я стал на колени возле её кровати, взял за руку и стал молиться за её душу, чтобы Господь даровал мир её душе. И через несколько минут мама тихо и мирно отошла. И я понял, что её душа встретилась со своими родными.
И ещё, в тот момент, когда я молился о маме, через короткое время я обратил внимание, что молюсь словами из Псалма: «Господь – Пастырь мой; я ни в чём не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим». Это был ответ на мою молитву, что Господь Бог позаботится о маме, и она более не узнает ни боли, ни жажды.
Вот такое получилось грустное завершение статьи.

Молю Бога; пусть, прочитав эту статью, вы не просто вспомните о своей пережитой печали, а обретёте утешение, и также познаете что-то новое.
Погребняк Н. 2012 г.

ССЫЛКИ

[1] Барнуэлл К. и др. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник. с.317, 393.
[2] Игнатий Антиохийский. Послание к Магнезийцам. п.8,9.
[3] Митрополит Иларион (Алфеев). Во что верят православные христиане? Катехизические беседы. Гл. Страшный суд, Воскресение мертвых.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
2. Барнуэлл К. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К.Барнуэлл, П.Дэнси, Т.Поп. СПб.: ХО "Библия для всех", 1996. – 495 с.
3. Игнатий Антиохийский. Послание к Магнезийцам [Электронный ресурс]/ Открытая библиотека святоотеческой литературы Agios – Электронные текстовые данные по источнику Писанiя Мужей Апостольскихъ/ Въ русскомъ перевод?, со введенiями и прим?чанiями къ нимъ Протоiерея П. Преображенскаго. – СПб.: Изданiе второе, книгопродавца И. Л. Тузова, 1895. – С. 279-284. – 2012. – Режим доступа: http://agios.org.ua/wiki/index.php свободный.
4. Открытая Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические/ Библейская лига, Door of hope intl. – 2-е издание. Mikkeli, Finland: Lansi-Savo Oy/ St Michel, 1996. – 2008 с.: ил. – (входят также: Библейский тематический указатель, Руководство для христианских работников, Симфония).
5. Митрополит Иларион (Алфеев). Во что верят православные христиане? Катехизические беседы [Электронный ресурс]/ Митрополит Илларион (Алфеев). – Благовещение, библиотека православного христианина. – Режим доступа: http://www.wco.ru/biblio/books/alfeev30/Main.htm свободный. Электронная версия печатной публикации.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 20
© 07.04.2018 Николай Погребняк
Свидетельство о публикации: izba-2018-2244567

Метки: воскресение, Христос, мёртвые, второе пришествие, конец света, церковь, вознесение, суд,
Рубрика произведения: Проза -> Статья












1