Какие тексты, для песен, хотелось бы видеть !


Я хотел тут высказать некоторые мысли о технической стороне вопроса, но в комментариях пошёл разговор и о смысловом содержании стиха. Наверно надо будет дополнить...

В принципе, на любой текст можно написать песню !
Но, все же, очень желательно, чтобы строение стихотворения соответствовало некоторым правилам, тогда намного увеличивается вероятность того, что песня получится хорошая, во всех отношениях. )))
Допустим, в стихотворении, в разных четверостишиях формальные и смысловые ударения находятся в разных местах.
При декламации это не страшно, мы свободно можем выразительно читать выделяя нужное то в одном месте, то в другом.
Но в песне на такой стих :

* либо мы подчиняем слова, их смысл ходу мелодии, разрушаем их единение, при этом часто коверкаем русский язык !

* либо вынуждены исполнять очень осторожно, ни в коем случае НЕ выделять неверные или лишние ударения, иначе создаётся ощущение, что поёт иностранец...

* либо должны сочинять на каждую часть стиха новую мелодию, что имеет смысл делать только в исключительных случаях !

Примеры:

1 куплет: вЫ, чьи ширОкие шинЕли... - ударение на 1,     4,    8 слоге
2 куплет: однИм ожесточЕньем вОли... ————  на       2,    6, 8 слоге
3 куплет: О, кАк, мне кАжется, моглИ вы... ——— на 1, 2, 4,    8 слоге
Значит эти три строки придётся петь, акцентируя ударения ТОЛЬКО на 8 слоге ! Это подтверждается и нотами ! Ударение приходится, как обычно, на первую долю такта.
А вот при декламации , согласитесь, совершенно другая картина...
——-

1 куплет: я встрЕтил вАс и всЕ былОе... ударение на 2, 4, 6, 8 слоге
2 куплет: как пОздней Осени порОю... ————.     на 2, 4,     8 слоге
3 куплет: как пОсле вековОй разлУки... ————.   на 2,     6, 8 слоге
4 куплет: тут нЕ однО воспоминАнье... ————     на 2, 4,     8 слоге
Композитору пришлось ввести «лишние» ударения, смягчив их растяжением этих звуков.
———

Все знают песню «Два весёлых гуся»
Вроде бы смешная, детская, то ли русская, то ли украинская...
НО, ударения в словах: Один, дрУгой - неверные, может быть они перешли к нам из вполне правильного украинского варианта, не знаю. А может из сербского, в нем есть слово: други...
И такие песни, да вкупе с ритмом, приучают нас, С ДЕТСТВА, не замечать искажения русского языка !
И они, эти искажения, все множатся и множатся !
——-
Посмотрим ещё некоторые тексты...

1. Куплет: вставАй, странА огрОмная...
2. ——— как двА разлИчных пОлюса...
3. ——— дадИм отпОр душИтелям...
4. ——— не смЕют крЫлья чЁрные...
5. ——— гнилОй гермАнской нЕчисти...
6. ——— пойдЁм ломИть всей сИлою...
А. Боде, 1916 г . ???
Все синхронно.
———

1 куплет: крУтится, вЕртится шАр(ф) голубОй...
2 куплет: гдЕ эта Улица, гдЕ этот дОм...
Все синхронно ( только слово «кавалер» с неверным ударением, но может народу нравилось его коверкать?
Вот и в известном марше,- мы красная кавАлерия и про нас... )
——-

1 куплет: вдОль по Улице метЕлица метЕт... ударения на 1, 3, 7, 11 слоге
2 ———  на твоЮ да на прекрАсну красотУ...    ———— на     3, 7, 11 слоге
3 ———  красотА твоя свелА меня с умА...          ———— на     3, 7, 11 слоге
Для синхронности композитор ввёл нужные ему «лишние» ударения, а ненужные- не акцентируется !
———

1 куплет: надоЕло говорИть и спОрить...           ударения на 3,    7, 9 слоге
2 ———.  капитАн, обвЕтренный,  как скАлы...  ————.  на 3, 5,    9 слоге
3 ———.  пьём за Яростных, за непохОжих...      ————.  на 3,        9 слоге
4 ———.  и в бедЕ, и в рАдости, и в гОре...          ————.   на 3, 5,   9 слоге
Никто не счёл важным, что в стихе есть несколько неточностей в ритмике  строк, например: гОворить...
Так в песне и осталось...

—————————
Вот ещё статья на подобную тему,- https://www.chitalnya.ru/work/1245718/
—————————
Eщё статьи , 10 штук ! --  http://www.lexamusic.com/music/music1.htm

Если не разленюсь, то добавлю примеров и из произведений авторов Избы- Читальни... )))
Хотя много примеров уже ЕСТЬ у меня в разделе «Критика» (почти сверху), в разборах конкурсов...
—————————





Рейтинг работы: 24
Количество рецензий: 4
Количество сообщений: 11
Количество просмотров: 161
© 15.03.2018 alexandr maev
Свидетельство о публикации: izba-2018-2224976

Метки: maev,
Рубрика произведения: Разное -> Литературная критика


Игорь Шап       01.05.2018   18:26:46
Отзыв:   положительный
Александр, полностью разделяю Вашу точку зрения на эту проблему.
Знаю по собственному опыту, что если соблюсти построчную синхронность ударений во всех строфах (куплетах), то у музыкантов возникнет множество вариантов для мелодии, расширится их "поле деятельности". В своей практике стараюсь придерживаться этого правила (хотя не всегда удаётся и в более ранних стихах этого не соблюдал) и по большей части пишу короткой строкой, так легче соблюсти синхронность. Но в итоге мои мучения не напрасны — тексты песен расхватываются музыкантами, как "горячие пирожки", с ними легко работать.
Наталья АНВИП       07.04.2018   14:05:32
Отзыв:   положительный
Спасибо за очень полезную информацию!

Натали       16.03.2018   17:11:25
Отзыв:   положительный
Интересная и безусловно нужная информация, Александр,
обязательно буду пользоваться вашими подсказочками... !
С добрыми пожеланиями, Натали.


Валентин Шентала       15.03.2018   19:51:05
Отзыв:   положительный
Александр Ильич! Работая с Вами, я понял ещё один нюанс: если в тексте используется хотя бы одно слово из четырёх слогов, то стопа должна быть трёхсложной и ОБЯЗАТЕЛЬНО БЕЗ ПРОПУСКОВ УДАРЕНИЙ ИЛИ ЛИШНИХ УДАРЕНИЙ! Это сложновато, но помучиться стоит! Это, по-моему, тоже надо добавить. Потому что когда нет сбоев, намного легче, на мой взгляд, делать мелодию.
Пока я приступил к работе над второй песней о Кате Соловьяновой, но у нас с Вами висят "Флибустьерская звезда" и "Плачет небо" (год назад по мейлу отправлял). Если не будете работать - скажите, буду искать других.
alexandr maev       15.03.2018   20:54:49

Давайте примеры, а то трудно понять !
—-
По флибустьерам. Я же писал, что врядли стоит прославлять убийц, бандитов, анархистов, тех, кто стремится жить за чужой счёт.
Кстати, флибустьеры, строго говоря, это пираты, получившие от властей каперское свидетельство, по сути уже наемники, значит их «свобода» была весьма относительна...
К свободе, воле стремятся и нормальные люди !
Может лучше переработать, изменить лица героев ?

У Вас ведь есть раздел для будущих песен . Поставьте хоть туда «Плачет небо», а то не найти...
Ярослав Рязанец       15.03.2018   21:13:54

Оп-ля... Извиняюсь, что встреваю, но разве это прославляется в "Флибустьерах"??? Что-то не увидел... Зачем, зачем этот пафос и морализаторство?
Не надо менять, Валентин, не надо! Авторская песня началась с "Бригантины", в конце концов...
А мелодия там так и просится по ритму, она там такая простенькая, но и красивая!.. Всё можно сделать и самостоятельно, на худой конец... Кстати, здорово она звучит "по-высоцки", на надрыве... Замены только убьют.
alexandr maev       15.03.2018   22:56:18

В Бригантине, П. Когана, флибустьеры, в общем- то,- с краюшка, песня,- о яростных и непокорных, о первопроходцах и т.п.
Во всяком случае песню так воспринимали в период ее «второго рождения». Просто Павел, наверно, что- то романтическое, «о благородных пиратах», прочитал и возникли такие ассоциации... Молодость !..
А могли бы ГГ стать такие люди, как Садко, Колумб, капитан Грей. Или у него мало стремления к свободе ? Или в перевозках грузов для людей трудно найти романтику ?

У Валентина же, если ГГ, действительно, пираты, то их главная цель, - свобода посредством грабежа слабых, в отличие, например от купцов, для которых грабеж был, скорей, эпизодическим приработком.
А «Короли не смогли нас сломать» ?
Да не очень- то и хотелось, до определённого предела,.. к тому же ловля пиратов,- неплохая тренировка для гос. флота.
А при необходимости, пираты бывали и обласканы властью, им выдавали патенты... и вперёд ! Дополнительный стратегический резерв !

Морализаторство это плохо. А масса фильмов и пр. о жуликах, о киллерах,.. это хорошо ?
Ярослав Рязанец       16.03.2018   00:26:07

Неужели взрослый человек не в состоянии самостоятельно отделять зёрна от плевел? Жизнь - она такая, без чистых краёв...

Трудно. Для поэзии - очень. Получилось бы что-то очень в духе пропаганды "слава перевозчикам ля-ля-ля"... Действия нету, образа нету.

П.С. А короли что, всё время хорошие? Между прочим, некоторые экземпляры очень высоких кровей (короли ли, точно не помню, но взлетевшие высоко люди - это точно) ещё и сами пиратствовали...

Песенка шикарная. Герои такие, а песня - о другом. И так бывает, да...
alexandr maev       16.03.2018   14:48:58

Именно так, не способен, ни малый, ни старый !
Мы настолько подвержены всё нарастающему стороннему влиянию, что люди, способные отделять зёрна, так же редки, как праведники в Содоме и Гоморре. Если б было иначе, то мы уже давно построили бы рай ...

Так, ЛЮБОЕ наше действие, или бездействие, объективно является частичкой пропаганды, агитации, политики !
Если, например, кто- то пишет только «о розах и звёздах», то он этим и пропагандирует определенное отношение к жизни...

Славу геологам, летчикам, шофёрам мы ещё как- то поем. Но купцы подвергались опасностям много больше, чем геологи, и не только от природы, но и от людей,.. летчики, моряки, шофёры, в большинстве своём именно перевозчики. Но это реальность, романтику надо искать.
А вот в фантастике о благородных разбойниках и бедных проститутках романтики - по горло. Давайте прославлять !
Валентин Шентала       16.03.2018   16:30:54

Тут, видимо, без меня меня...
Отвечаю скопом:
"Флибустьерская звезда" - это даже не о пиратах! Пираты - всего-навсего повод. Я задумывал делать цикл о том, чем наша Воля отличается от их свободы. Понятно, что стать пиратом - это выбор свободы. Но это - билет в один конец! Какими бы они не были подлыми да мерзкими, совершенно понятно, что в случае гибели их никто не спасёт, если они не согласятся стать рабами! Те же корабли королей-нанимателей скорее всего их расстреляют из пушек - и все дела! Ну, не было у них Декларации о правах человека, не было! А Воля умереть свободными уже была. И меня интересует: почему? Тупик поисков? - возможно! Но это - поиск.
Ну, а насчёт того, что это - всего лишь официальная версия истории, я уже писал Вам. Что было на самом деле? - никому неизвестно.
alexandr maev       24.03.2018   17:08:40

Доводом «повод» пользовались всегда ! Ведь людям очень нравится читать о чем- то необычном, ярком, это обеспечивает популярность автора, большие тиражи, продажи,..

Чем отличается «наша Воля от их свободы» я так и не понял...

Думаю, стать пиратом, это не выбор свободы, а выбор глупости, инфантильности, лени, безответственности, непонимания ценности жизни и своей, и чужой.
Когда люди в погоне за свободой бежали в сибирь, на сечь, в Америку,.. у них, хотя бы, была призрачная надежда найти свободные территории и спокойно трудиться. Но Земля- то маленькая, почти все занято... и покоя и воли достигали немногие !
В море же можно только добывать морепродукты, что- то перевозить, открывать новые земли,.. разбойничать.

Даже если бы было ничего не известно, то можно просто включить логику...
По определению: пират добывал средства к существованию разбоем.
И вот Вы «записались в пираты» и говорите «коллегам»: - я буду свободно и вольно любоваться на волны, а вы меня кормите, поите и пр. И через сколько минут они вас бросят за борт ?
Валентин Шентала       24.03.2018   18:18:23

Что-то не то...
Человек, решивший стать пиратом, выбирал свободу, вседозволенность, да. Но короли Западной Европы того времени мало чем отличались от пиратов! Это во-первых. Во-вторых, именно среди пиратов родилось "избирательное право": то ли флибустьеры, то ли корсары выбирали своего капитана на определённый срок! При чём, в отличии от древних греков, голосовали все! В-третьих, повторяю: те же наниматели в случае шторма их топили бы или "приковывали к вёслам на галерах".
Ну, и наконец, это моя версия!
Ярослав Рязанец       16.03.2018   15:11:06

Прекрасно отделяем, поверьте. Совершенно незачем всё решать за других взрослых людей...
Стоит ли искать и выдавливать из себя вымученные и ненавистные строки. Пиши о том, о чём пишется...
Не, лирика не пропагандирует, она описывает и рассказывает историю. Что в ней есть и что является чем - вам решать, читатели...
А пропаганда - безапелляционное неискусство. Ибо не показывает вещи необычно и интересно...
Да, давайте! Давайте опишем саму Жизнь, такой, какая она есть. Принцев нам и в сказках хватает. А жить только с ними окажется... просто скучно.
И напоследок вопрос: как же в такой чёрно-белой и однобокой системе охарактеризовать, к примеру, Робина Гуда? Или короля Артура (рыцари, однако, замечу, вовсе не праведно убивают)?
Как наши флибустьеры. С одной стороны - захват, а с другой - сильнейший образ свободы. Ощущать его можно и выходя в волнение на байдарке в море, только - не то, не та сила образа...
Остается только описать всё как есть. И пусть люди сами решают.
П.С. То же и с бедной проституткой. Влюбленная жрица любви - это такой драматический конфликт, который не заменишь ничем другим, к примеру...
alexandr maev       24.03.2018   17:48:30

Я был бы рад поверить, но... не знаю.
Я не решаю за других, просто высказываю свое мнение.
Конечно же, надо писать о том, о чем пишется.
Но хорошо ли, что нам пишется, слишком уж часто, только что- то сказочное, «фантастическое» ? А ведь фальшивость героев произведений мы наблюдаем прямо с самых ранних детских сказок...
Естественно, захватывающий сюжет, яркие герои,- это уже половина успеха ! Да и многие таланты, гении уже проторили этот путь. И издатели наверняка требуют именно такую завлекуху.
А искать интересное в обыденном намного труднее... Но оно есть, в каждом человеке, в каждом деле !
Вот и Вы, например, ведь нашли интересное в такой обычной вещи, как трамвай...
Что вы !
Неинтересная пропаганда- это провал ! Хорошие пропагандисты- это гении, творцы, в своём роде !
Ярослав Рязанец       24.03.2018   20:03:28

Сказочность - это ведь не синоним фальшивости...
А без яркого героя никуда... Кто бы там чего ни говорил, должно быть у вас что-то необычное, из ряда вон выходящее, чтобы интересно было.
П.С. Ну в трамвае это находят многие, и связано это, наверное, с его культурным кодом, исходящим ещё от Серебряного века, от Гумилёва с Мандельштамом... Приклеилось к слову "трамвай" мелкими буквами слово "поэтичный".

Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  











1