ИР Рус ч.11.6 "Происхождение скифов в представлении учёных «автохонщиков» и «азиатчиков»"



Ex libris История Русских, Раздел 11 «Кто мы, русские?», часть 11.6 «Происхождение скифов в представлении учёных «автохонщиков» и «азиатчиков» (в Приложении: 1. Город-крепость Чатал-Хуюк, 2. Город-крепость Хачилара и Али-шар Хюк, 3. Рождаемость в Туве в 2016-17гг, 4. Диодор Сицилийский, 1 век до н.э., 5. Гекатей Милетский, 6 век до н.э.)


    «Я очень известен в Европе и Америке, даже в Азии и Австралии;
переведён на много языков, обо мне много писали.
Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, -- это моя Родина!
Это одни из показателей прерывания традиции Великой русской культуры.
После пережитой революции вернулись к русской литературе, и это факт огромной важности.
Но к русской Мысли ещё не вернулись! Философия остаётся в очень
неблагоприятном положении; свободы Мысли нет!»
/при сталинизме в СССР философия была в загоне. Но даже сокрытие от народа путей развития общества не спасло соцлагерь от развала в 1985-91гг -- СК/
                                                                                                          Философ Н.А.Бердяев, 1946г

         «…Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он сам свидетельствует
о существовании Высшего мира. Начало сверхчеловеческого есть конститутивный признак
человеческого бытия. Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя
перерастать. Самый факт существования человека есть РАЗРЫВ в природном мире и
свидетельствует о том, что Природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии
Сверхприродном! Как существо, принадлежащее к двум Мирам и способное преодолевать себя,
человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные
противоположности"
/и сам внутри себя, и во взаимоотношениях с противоположным полом – СК/.
                                                                                                            Н.А.Бердяев «О назначении человека»

    «Есть два кризиса: кризис мира внехристианского и антихристианского,
  а также кризис мира христианского, кризис внутри самого христианства.
Второй кризис глубже первого! Всё, что происходит в мире и что производит на нас впечатление
чего-то внешнего и даже грубо материального, имеет свой источник во внутреннем, в Духовном!
В известном смысле можно сказать, что христианство кончается и возрождения можно ждать
лишь от религии Св. Духа, которая возродит и самое христианство, будучи его исполнением.
Слабость христианства в мире, охваченном движениями, исполненными динамическими силами
и часто Демониакальными – есть слабость исторического христианства
/точнее: слабость христианской религиозно-политической доктрины, созданной в 4-5 веках н.э. отцами Церкви сугубо для идеологической подпорки зарождавшегося феодализма – СК/
и означает переход к христианству Эсхатологическому, обращённому к свету грядущего.
Христианство эсхатологическое и будет религией Духа…»
                                                 Н.А.Бердяев «Экзистенциальная диалектика Божественного и Человеческого»


    И после мощного философического посыла о самой природе человека, мы продолжим отслеживать возможные исторические пути наших пращуров-русичей.
    Начнём, как обычно, с монографии А.И.Журавлёва «Кто мы, РУССКИЕ?»:

С. 11 – «…Археология показывает, что в Малой Азии за 9-8 тысяч лет до н.э. уже сформировались сельскохозяйственные общины с зачатками государственности /подробнее об этом см. в Приложениях к Разделу 11.5, например о происхождении Трои – СК/. Эти общины построили каменные городки, обнесённые стенами, с хранилищами зерна, например, знаменитые Чатал-Гуюк, Хачилара, Али-шар Хюк.
Наличие городов-крепостей является прямым доказательством возникновения государственности у наших предков. Построить крепости города без государственной системы – невозможно!
Эти города – колыбель нашей государственности – должны стать святыми местами паломничества, в первую голову, для нас – руссов!
Земледельцы сильно отличаются от охотников или кочевников. Земледельцы от милостей природы не зависят! Даже если нет дичи и рыбы, они не вымирают и не кочуют, а живут на своей родине оседло. Сидят – хлеб едят. Казалось бы, их ничем с места не сдвинуть! Так нет, сдвинулись – да ещё как!
От хищников и погоды наши предки не зависели и потому стали быстро размножаться /но зависели от глобальных перемен в климате (например, похолодание из-за снижения солнечной активности --начало ледникового периода) – СК/. Плотность населения начала расти. Земли на одном месте стало не хватать. И начали наши предки-земледельцы на соседние свободные земли переходить и их осваивать /аналогично бум рождаемости в конце 19 века в России привёл к переселению в центральных регионах страны и, соответственно, жизни крестьянских масс впроголодь. Это подтолкнуло активную часть населения к освоению новых земель. Таким образом в 1890-х годах, например, заселялся юг нынешней Челябинской области и Оренбуржье, т.к. невысокая плотность аборигенов не мешала переселению русских из регионов Поволжья (в цикле «История Русских» мы писали уже о возникновении русских сёл на востоке Оренбургской губернии, в Разделе 4 -- на основе воспоминаний первых жителей этих селений) – СК/…
И плодовитых земледельцев оказалось гораздо больше, чем их соседей-охотников. И начали земледельцы-кроманьонцы вытеснять и ассимилировать охотников-кроманьонцев.
Но роль ледника оказалась чуть ли не решающей в судьбе индоевропейцев…»

      Тему подхватывает доцент А.А.Абрашкин, книга «Да, скифы мы! Откуда есть пошла Русская Земля»:

С.12 – «…Археологи выделили следующие основополагающие признаки принадлежности к скифской материальной культуре:
-- «оленные камни» (каменные плиты со стилизованными изображениями зверей);
-- особенности погребальных сооружений;
-- набор бронзовых наконечников стрел;
-- клевцы – короткое древковое оружие всадников с заострённым наконечником,
-- секиры;
-- бронзовые шлёмы;
-- конскую упряжь;
--- бронзовые дисковидные зеркала;
-- звериный стиль украшений;
-- каменные блюда.
Все они фиксируются на огромных просторах Центральной Азии и Северного Китая, а в Восточной Европе появляются, как правило, позднее.
Важной аргументом в пользу переднеазиатской гипотезы стали находки в кургане Аржан (Тува) /именно в этой республике России нынче наблюдается максимальная в стране рождаемость! Опубликован рейтинг рождаемости в регионах по итогам 2016г. В нём на первом месте Тува, а на последнем – Ленинградская область. При этом больше всего абортов делают в Магадане, а меньше всего детей на 1 тыс. населения рождается в Рязанской области – подробнее см. в Приложении 3 – СК/, где в погребальной камере 9-8 веков до н.э. были обнаружены многие типичные предметы скифской триады и «оленный камень».

   Подводя итог обзору мнений о проблеме происхождения скифов, известный археолог В.И.Гуляев пишет в книге «Скифы: расцвет и падение Великого царства»: «В скифах можно видеть пришельцев из Азии (в чём солидарны и археологические данные, и свидетельства античных авторов). Скорее всего, прародина скифов находилась где-то в пределах довольно обширной азиатской территории: между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном /так сказать, доисторическое нашествие доисторического «Чингисхана» в Северное Причерноморье. В каждой шутке есть доля шутки, и... правды. И если пассионарии-монголы 12-13 веков н.э. на своих неприхотливых лошадках были в состоянии захватить практически всю Азию и часть Европы, то их кочевники-пращуры (на тех же лошадках и с практически таким же вооружением: луки, сабли, арканы да пики) вполне могли освоить малозаселённые Западную Сибирь, Поволжье, Прикавказье и благодатное Причерноморье – СК/.
Там они жили /в Туве, Монголии, Алтае, Казахстане – СК/ в окружении родственным им по культуре и языку племён: саков, массагетов, «пазырыкцев» (жителей Алтая). Диодор Сицилийский, автор 1 века до н.э. сообщает, что скифы первоначально занимали территорию на р.Аракс (современная Сырдарья), а затем «захватили страну к западу от Танаиса» (от Дона)».
Казалось бы, проблема решена, и археологам осталось лишь ещё раз громогласно заявить об очередной победе. Но что-то, на удивление, не слышно от них победных реляций. Скорее, из их лагеря веет непроходимым унынием.
    И в самом деле, локализовать прародину «между Тувой, Северной Монголией, Алтаем, Средней Азией и Казахстаном – это всё равно что ткнуть пальцем в небо, расписаться в своём незнании. Похоже, сторонники азиатской гипотезы слишком увлеклись спором и в своём желании опровергнуть оппонентов упустили нечто важное, действительно определяющее народ скифов и их культуру.
    Если «автохтонщики» представляли скифов многочисленным народом (в течение многих веков созидавшим империю от Дуная до Алтая), то «азиатчики» увидели в них лишь обычную орду кочевников, вытесненных соседями из привычных мест обитания и поневоле очутившихся в Причерноморье только в конце 7 века до н.э. /но орды Чингисхана никто не вытеснял с их территорий – их экспансия являлась следствием их монгольской мощной пассионарности и ума – СК/.
    На всё житьё-прожитьё в этом регионе Причерноморья «азиатчики» отводят им три века. В начале 3 века до н.э. Северное Причерноморье оккупируют сарматы и вытесняют, как считается, скифов на запад. В свете такой интерпретации событий совершенно непонятно, как в сознании античных греков мог сложиться образ Великой Скифии «от Ирана до Кельтики»? (Гекатей Милетский, 6 век до н.э.).Три века – это очень мало, чтобы покорить и обжить, считай, всю Восточную Европу. Единовременной миграцией тут никак не обойдёшься!..»

    И вновь наше сказание о расширении Московского княжества в сторону Урала и Сибири усилиями воевод и рати великого князя московского Ивана Третьего Васильевича в 1483 году (т.о. образом, процесс русификации пошёл вспять – по отношению к скифам и монголам он поменял направление вектора) – продолжение статьи Виктора Васильева «Фёдор Курбский – покоритель Сибири» (Российский географический журнал «Живописная Россия», №52016г):

«…Летописи при описании походов того далёкого времени обычно не балуют историков точными датами и географическими ориентирами. Сибирский поход 1483 года – исключение, значительную часть его можно проследить с точностью до одного дня. Об этом походе имеются сообщения в русских летописях: Вологодско-Пермской, Устюжском летописном своде, Никоновской, Холмогорской и Вычегодско-Вымской.
Из Вологды воевода Иван Салтык-Травин «поидоша в судах месяца апреля в 25 день». В Великом Устюге он соединился с ратью князя Фёдора Курбского Чёрного и дальше оне шли вместе. «Пошла рать с Устюга мая в 9 день», -- сообщает летописец. «Судовая рать» поплыла от Великого Устюга вниз по реке Сухоне на больших кораблях с палубными надстройками и плоскими днищами – насадах, и на ушкуях – кораблях поменьше, но всё же вмещавших до 30 человек с оружием и припасами.
Ушкуи тоже были приспособлены для дальних путешествий, их покрывали палубы, под которыми находились каюты. Суда имели высоко поднятые нос и корму, вырезанные в виде медвижьих, птичьих или моржовых голов. При попутном ветре поднимали паруса, в безветрие или против течения шли трудно на вёслах. У рулей стояли опытные «кормники», хорошо знавшие норов северных рек --по ним новгородские «ушкуйники» ходили ещё несколько столетий назад, проникая за «Камень»-Урал, до самой Обской губы /т.е. было кому передать опыт нашим воеводам – Салтык-Травину и Курбскому: они шли не «в белый свет, как в копеечку!» – СК/. Но «великокняжий Иванов московский» поход свершался впервые…»
                                                                                                   (продолжение следует)

                                                                                                                                                                                        Прим. С.Канунникова, 14.03.2018г, Подмосковье

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Чатал-Хююк Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Неолитическое поселение Чатал-Хююк* Neolithic Site of Çatalhöyük** Всемирное наследие ЮНЕСКО CatalHoyukSouthArea.JPG Страна Турция Тип Культурный Критерии ii, iv Ссылка 1405 Регион*** Ближний восток, Гамирк Включение 2012 (36 сессия)
* Название в официальном рус. списке
** Название в официальном англ. списке
*** Регион по классификации ЮНЕСКО Чатал-Хююк (Турция)
Red pog.png
Чатал-Хююк
Чатал-Гуюк (устаревшее написание) или Чатал-Хююк , правильнее Чаталхёюк (тур. Çatalhöyük[tʃaˈtal.højyk], буквально «Вилка-курган», армянское название Еганик (западно-армянское Еганиг) арм. Եղանիկ[jɛʁanikʼ] (зап.-арм. [jɛʁanikʼ]) от арм. Եղան[jɛʁan] ′зубец′) — большое поселение эпохи керамического неолита и энеолита в провинции Конья (южная Анатолия). Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7400 г. до н. э. Поселение существовало до 5600 г. до н. э. Жители покинули поселение до наступления Бронзового века. Поселение было расположено в 140 км от двуглавой вершины вулкана Хасандаг. Восточная часть поселения образует холм, возвышающийся над равниной на 20 м. К западу от поселения существовало ещё одно поселение меньших размеров, а в нескольких сотнях метров к востоку от него было обнаружено селение армянской и византийской эпох.
Содержание
География
Чатал-Хююк («вилообразный холм») расположен в Гамирке, 3 км к югу от современного села Кючюккёй и примерно в 40 км к юго-востоку от города Конья. Ближайшим крупным городом с железнодорожным сообщением является Чумра (в 17 км к югу от поселения). Холм искусственного происхождения, создавался в течение 1 тыс. лет путём постройки новых строений поверх старых. Поселение отчётливо выделяется среди окружающей его Иконийской равнины, оно состоит из двух холмов: восточного, самого старого и крупного, и западного (Кучук-Хююл — «маленький холм»), являющегося поселением медного века[1]. Археологи считают, что население поселения составляло от 3 до 10 тыс. человек, а число домов доходило до 2 тысяч.
Плато Конья в Гамирке является дном высохшего озера эпохи плейстоцена, находится на высоте чуть более 1 тыс. м над уровнем моря. Реки, которые в древности впадали в озеро, образовывали веерообразные дельты. На крупнейшей из дельт, на берегу реки Чаршамба, и располагался Чатал-Хююк. Чаршамба изначально протекала между двумя холмами и в условиях засушливого климата обеспечивала пресной водой жителей поселения[2].
Археология
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/%C3%87atalh%C3%B6y%C3%BCk_after_the_first_excavations_by_James_Mellaart_and_his_team..jpg/403px-%C3%87atalh%C3%B6y%C3%BCk_after_the_first_excavations_by_James_Mellaart_and_his_team..jpg
Вид Чатал-Хююка после раскопок Меллаарта
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9e/Catal_H%C3%BCy%C3%BCk_10.JPG/403px-Catal_H%C3%BCy%C3%BCk_10.JPG
Современный вид раскопок
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c7/%C3%87atalh%C3%B6y%C3%BCk_kaz%C4%B1_alan%C4%B1_%C3%A7at%C4%B1s%C4%B1.JPG/403px-%C3%87atalh%C3%B6y%C3%BCk_kaz%C4%B1_alan%C4%B1_%C3%A7at%C4%B1s%C4%B1.JPG
Вид на место раскопок
Чатал-Хююк использовался местными жителями как место для выпаса скота, с которым были связаны определённые суеверия[1]. 10 ноября 1958 года три исследователя от Британского института археологии в Анкаре Дэвид Френч, Алан Холл и Джеймс Меллаарт приметили холм в ходе поисков ранних поселений на плато Конья[3]. В тот же день были обнаружены три находки керамики и обсидиана, стало ясно, что холм является огромной находкой эпохи неолита. Меллаарт до 1961 года был занят на раскопках Хаджилара, вернувшись с женой, работавшей фотографом, и турецкой группой, они начали крупные раскопки, которые продолжались до 1965 года[4]. Под руководством Джеймса Меллаарта в Чатал-Хююке работал датский палеоботаник Ганс Хелбаек из Национального музея Дании[3]. Хелбаек обнаружил большое количество домашней пшеницы (однозернянки и двузернянки), ячменя и гороха[5]. Находки окалины и шлака позволили предположить, что жители Чатал-Хююка одними из первых в мире научились выплавлять из руды медь[6][7][8]. Повторное исследование артефактов показало, что один из таких артефактов — кучка частично обожжённого, содержащего медь минерала зелёного цвета — попал в огонь случайно, возможно, при кремации раскрашенных зелёным пигментом останков людей. Изотопный анализ не показал сходства медных предметов из Чатал-Хююка и с образцом частично обожжённого зелёного минерала[9].
Место оказалось уникальным и стало одним из самых известных в мире. Меллаарт приехал на раскопки на фоне скандала с Дораком. Турецкие власти подозревали археолога в краже и вывозе находок. Меллаарт же утверждал, что молодая женщина попросила его оценить некоторый «антиквариат», который по всей видимости был найден в четырёх могилах села Дорак на севере Турции. Меллаарт зарисовал некоторые находки. Впоследствии зарисовки были опубликованы в The Illustrated London News в 1959 году, что и привлекло внимание турецких властей, которые сочли, что археолог украл находки. Однако поиск молодой женщины и украденных находок не дал результатов, в 1965 году департамент древностей Турции аннулировал Меллаарту разрешение на раскопки.[3][10]
В 1993 году исследования возобновились новой группой археологов под руководством Иэна Ходдера и продолжаются в настоящее время каждое лето. В новых раскопках используются микроморфологический анализ, когда археологи используют микроскопы, чтобы получить наиболее полную информацию. Группа Ходдера подходит к раскопкам весьма тщательно, и в то время когда группа Меллаарта раскопала более 200 зданий за 4 года, нынешняя группа раскапывала в первые несколько лет только одно или два здания каждый год.[11] В сезоне 2006 года в международных и междисциплинарных раскопках приняли участие 230 человек, что стало одним из крупнейших в мире подобного рода мероприятий.[12] Для финансирования археологических раскопок Иэн Ходдер пользуется услугами компаний-спонсоров (Boeing, Fiat, British Airways, Shell), также в археологических экспедициях участвует местное население.
Датировка и размер
Различные источники говорят о разных датировках поселения. Слои, которые были исследованы Меллаартом, датировались им примерно от 6250 г. до н. э. до 5400 г. до н. э.[13] Иэн Ходдер указывает, что поселение существовало в течение 1400 лет (между 7000 г. до н. э. и 6000 г. до н. э.), по исследованиям 18 археологических слоёв[1][14]. По последним данным, датировка указывается от 7400 г. до н. э. до 5600 г. до н. э.[15]
Размер Чатал-Хююка в разных источниках называются различные, начиная от 32 акров (12,96 га)[15] и 13,5 га[1] до 20 га[13]. Это говорит о том, что Чатал-Хююк представляет собой огромных размеров поселение, раскопано только 5 % всей территории[16].
Постройки и артефакты
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b6/Catal_H%C3%BCy%C3%BCk_Restoration_B.jpg/301px-Catal_H%C3%BCy%C3%BCk_Restoration_B.jpg
Реконструкция дома из Чатал-Хююк. Видны отверстие в крыше и лестница.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7b/Catal_H%C3%BCy%C3%BCk_Restauration.JPG/301px-Catal_H%C3%BCy%C3%BCk_Restauration.JPG
Реконструкция дома из Чатал-Хююк. Видны низкие платформы и небольшая кладовая.
Холм Чатал-Хююк создавался жителями на протяжении веков путём постройки новых домов поверх старых, что в настоящее время составляет 17 м археологического слоя. Дома стояли настолько близко, что между ними не было проходов. Также у домов не было дверных проёмов, вход в большинстве случаев был устроен с крыши, куда были проложены лестницы как внутри, так и снаружи домов, поэтому «городское движение», по-видимому, проходило по крышам зданий.[2] Вход был также единственным вентиляционным отверстием как для поступления свежего воздуха, так и для отвода дыма от открытых очагов, не имевших труб. Подобные современные посёлки, которые выглядят как Чатал-Хююк, это пуэбло североамериканских индейцев и поселения догонов в Мали в Западной Африке.[1]
Между домами были некоторые места открытого пространства. Они выступали как свалки для мусора из кухонь. В них находят животные и растительные отходы, глиняную посуду, статуэтки, бусы. Некоторые находки интерпретируются как человеческие фекалии, а такие места как туалеты. Фекалии и органические отходы в густонаселённом поселении, должно быть, представляли риск для здоровья населения и создавали огромное зловоние.[1]
Оформление домов
Дома преимущественно созданы из глины (из сырцового кирпича), за исключением крыши, которая имела несущие деревянные балки. Археологи считают, что срок службы дома был около 70 лет. Каждый год необходимо было добавлять новый слой глины. Крыша и стены были покрыты полированным алебастром. Наряду с печью и отверстием в крыше, представлявшей собой местную кухню и расположенных на южной стороне, в стене, как правило, был небольшой проём, который вёл в небольшую комнату. Такая комната использовалась в качестве склада. Всего дом по площади составлял в среднем 23 м², но варьируется от 11 до 48 м². В то же время стены больших домов были богато украшены росписью. Их предназначение остается неясным[4]. Был только один этаж. В главной комнате в дополнение к печи и камину были скамейки, низкие платформы, ёмкости для хранения пищи.[13] В каждой постройке дом на 5 и 10 человек, но нет ни одного дома, который имеет более 8 кроватей.[16]
Дома также использовались в качестве «кладбища»: во многих из них были обнаружены захоронения. В одном из домов было похоронено 68 человек. Тела усопших хоронили под полом домов, чаще всего, под очагами и другими внутренними возвышениями, вместе с дарами: драгоценными и полудрагоценными камнями, оружием, тканями, деревянными сосудами[17]. Подобная практика наблюдалась до XX века на полинезийском острове Тикопиа.[11] Тела усопших тщательно пеленали и нередко укладывали в плетеные корзины или заворачивали в тростниковые маты. Поскольку скелеты часто расчленены, предполагают, что перед захоронением тела долго выставляли на открытом воздухе, после чего хоронили только кости. Иногда черепа отделяли, вероятно, для использования в неком ритуале, так как их находят в других местах поселения. Около трети домов были красочнее, чем остальные, со скульптурами бычьих голов. Эти помещения были интерпретированы Джеймсом Меллаартом как «святилища». Группе Меллаарта удалось раскопать только небольшой участок в юго-западной части холма, и в связи с множеством «святилищ» в этом районе Меллаарт посчитал, что эта часть поселения была жреческой. В «святилище», датированном 6200 до н. э., были найдены четыре человеческих черепа, расположенных за бычьими головами на стенах. Группа Иэна Ходдера раскопала несколько различных мест на восточном холме и также нашла несколько «святилищ». Получалось, что юго-западная часть поселения чисто жреческой не являлась. В связи с этим Меллаарт предложил версию, согласно которой дома подразделялись на «обычные» и «святилища». Новый анализ показал, что имелась разделительная линия между двумя видами этих домов. Кроме того, микроморфологический анализ подтвердил, что имела место бытовая деятельность в «святилищах»[3]. Таким образом, эти дома исключительно святилищами не являлись.
Артефакты и украшения
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c5/Museum_of_Anatolian_Civilizations002.jpg/403px-Museum_of_Anatolian_Civilizations002.jpg
Реконструкция «святилища» в Музее анатолийских цивилизаций.
Зеркала из обсидиана
Чатал-Хююк славится своими большими объёмами предметов и украшений. Есть многочисленные настенные росписи. Это одно из первых мест, где встречаются фрески на построенных стенах (настенные росписи в Ласко на естественных стенах). Другое место, где были обнаружены первые фрески — Джаль-аль-Мугхара в Сирии возрастом 9 тыс. лет до н. э.[18]
Некоторые из фресок изображают геометрические узоры, в то время как другие изобразительные сцены: охота на зубров или оленей мужчин с эрегированным фаллосом, изображения ныне вымерших крупных копытных.
Одна из фресок в «святилище» состоит из нескольких рядов фигур, которые можно трактовать как изображение домов. В середине картины рисунок, который истолковывается как двуглавая вершина потухшего вулкана Хасандаг во время извержения, наблюдаемая из Чатал-Хююка.[19] Эту фреску расценивают как первый в истории пример пейзажной живописи или картографии[4], хотя другие исследователи видят в нём лишь геометрический орнамент[20].
Другая фреска показывает человека, который работает (или танцует), удерживая изогнутый предмет — возможно, лук. Надета на человека набедренная повязка из леопардовой шкуры. Есть фрески, которые изображают хищных птиц — стервятников. Встречаются рисунки, когда показаны хищники вместе с обезглавленными людьми.
Представлены рельефы с изображением больших кошек (скорее всего леопардов и обычно попарно). Скульптуры бычьих голов были с особенностью, они крепились или на стены, или на низкие платформы, некоторые из этих быков возглавляли целые ряды из голов. Найдено множество женских статуэток из мрамора, коричневого и голубого известняка, кальцита, сланца, базальта, алебастра и глины. Среди самых известных находок выделяется статуэтка из обожжённой глины высотой 16,5 см, изображающая сидящую тучную женщину с оружием, которая отдыхает на двух больших кошках. Эта статуэтка схожа с Венерой Виллендорфской. Двух кошек некоторые учёные считают львами[13], а другие полагают, что это леопарды.[14] Некоторые учёные предлагают версию, что статуэтка изображает женщину, которая вот-вот родит.[13] Статуэтка с сидящей женщиной самая сложная из найденных фигурок. Среди более простых встречается женская фигурка с отверстием в спине, возможно в это отверстие засыпалось зерно.
Чатал-Хююк показывает переход между докерамическим неолитом и керамическим неолитом. В старых слоях археологи керамики не находят, однако кувшины начинают появляться в более молодых слоях в промежутке от 7050 г. до н. э. до 6800 г. до н. э. повсеместно. С самого начала они, вероятно, использовались только для хранения, и только потом (около 6500—6400 г. до н. э.) для приготовления пищи. Самые молодые слои имели кувшины с простыми геометрическими узорами, а кувшины с Кучук-Хююка имеют более сложные геометрические узоры.
Были обнаружены предметы из обсидиана, некоторые из них ровно и гладко отполированы, что позволило предположить археологам, что они использовались в качестве простых зеркал. Таким образом, Чатал-Хююк был первым «производителем зеркал». Другие найденные обсидиановые куски были обработаны для использования в роли ножей, наконечников стрел и копий.
Также использовался кремень: были найдены два кремневых ножа с ручками из резной кости. Это позволяет предположить, что местная община специализировалась в горном деле и активно развивала культуру изготовления изделий из камня. Кроме того, были обнаружены фрагменты тканей, деревянные чашки, бусы из камня, кости и глины, а также корзины и керамзит, которые находят только в старых слоях (применяли для приготовления пищи).[21]
Сельское хозяйство, охота и рыбалка
В Чатал-Хююке было обнаружено большое количество следов растений, а некоторые археологи убеждены, что одомашненные растения составляли основную часть рациона из растительной пищи. Главным образом выращивалась пшеница двузернянка, а также пшеница однозернянка, горох, боб обыкновенный, горошек чёткообразный, чечевица. Кроме того, были найдены плоды диких растений, такие как миндаль, жёлуди, фисташки. Часть археоботаников считает, что люди из Чатал-Хююка использовали поля, расположенные в 10 км от поселения.[1]
Среди животных наиболее часто находят овец, крупный рогатый скот, коз, лошадей и собак. Овцы и козы были одомашненные, в то же время крупный рогатый скот был дикий. Лошади также не были одомашнены, на них также велась охота, как на свиней и оленей. В дополнение к охоте жители ловили рыбу и собирали птичьи яйца.
Декстер Перкинс-младший, эксперт по фауне в экспедиции под руководством Меллаарта, изначально пришёл к выводу, что первоначально были одомашнены только крупный рогатый скот и собаки. В таком случае Чатал-Хююк и Анатолия становились самим ранним центром одомашнивания крупного рогатого скота. Перкинс считал даже, что нет никакого дикого рогатого скота в древнейших слоях, а это были прирученные животные.[22] Выводы Перкинса в данный момент пересматриваются специалистами по фауне Луизой Мартин и Нериссой Рассел, которые считают, что крупный рогатый скот в течение всего периода существования поселения был дикий.[3] Последний углеродный анализ показывает, что крупный рогатый скот не являлся основным источником белка для жителей Чатал-Хююка, что противоречит первоначальным предположениям Джеймса Меллаарта.[23] Но вопрос этот до сих пор дискуссионный и решение его пока не закреплено.
Торговля
Территория вокруг Чатал-Хююка была бедна ресурсами. Рядом добывали только глину, которая использовалась в качестве строительного материала, другое сырьё приносилось издалека. Примером может служить вулканическое стекло, обсидиан, которое встречается в большом количестве в Чатал-Хююке. Археологи полагают, что жители держали под контролем добычу каппадокийского обсидиана и это обстоятельство могло оказывать существенное влияние на экономику поселения. Некоторые учёные даже предполагают, что торговля обсидианом была главным источником доходов для города.[24] Однако каппадокийский обсидиан был найден в Южном Леванте и на берегу Евфрата в местах с датировкой ещё до появления Чатал-Хююка, что даёт понять, что поселения восточнее не могли быть в зависимости от поставок обсидиана из Чатал-Хююка. С помощью энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии удалось узнать, что обсидиан в Чатал-Хююк попадал также из двух мест на юге Каппадокии, Гёллу-Даг и Ненци-Даг, что в 190 км к северо-востоку от города.[15] Балки из сосны и можжевельника, использовавшиеся жителями в своих домах, также проделывали долгий путь — они, возможно, были привезены с Таврских гор. Кремень поставлялся из Сирии. Обнаружены раковины моллюсков из Средиземного и Красного моря.[2] Продавали обсидиан жители Чатал-Хююка или нет, однако факт нахождения привезённых предметов позволяет предположить обмен товарами и торговлю на дальние расстояния.
Общественная жизнь в Чатал-Хююке
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Museum_of_Anatolian_Civilizations008.jpg/301px-Museum_of_Anatolian_Civilizations008.jpg
Глиняные печати
О расслоении в обществе Чатал-Хююка раскопки не дают ответа, все дома не сильно отличались по размеру. Кроме того, не был найден ни один дом-мастерская.[25] Также не обнаружены общественные площади и административные здания.[16] Таким образом, очень вероятно, что поселение не имело централизованного управления. Отсутствие мастерских даёт предположение, что Чатал-Хююк не был городом в полном смысле этого слова, а скорее разросшейся деревней.[11]
Ранее археологи считали, что в Чатал-Хююке было матриархальное общество. При современных раскопках учёные хотели определить разницу в образе жизни мужчин и женщин поселения, однако никаких отличий найдено не было. Внутри помещения были покрыты слоем сажи из печи и камина. При вдыхании сажа попадает в лёгкие, таким образом её можно обнаружить на рёбрах погребённых жителей. Был проведён анализ рёбер двух полов, однако он показал, что количество сажи у женщин не отличается от количества сажи у мужчин. Таким образом, женщины не проводили больше времени в помещении, чем мужчины. Изотопный анализ костей не дал результата о разнице в диете двух полов. Помимо этого, расположение могил никак не связано с половой принадлежностью. Женщины и мужчины, по-видимому, имели одинаковый статус в обществе[26][27][28][29].
В художественных объектах имеются некоторые различия: на фресках в основном изображены мужчины, в то время как на статуэтках — женщины. Иэн Ходдер утверждает, что археологические останки не дают свидетельств в пользу наличия в Чатал-Хююке матриархата или патриархата.[14]
В молодых слоях были найдены глиняные печати. Не совсем ясно, для чего они предназначались, возможно это отметка собственности на объекты. Если это так, то предположения о наличии частной собственности имеют под собой почву.[1] Хотя дома близко находились друг к другу, однако они не имели общих стен. Каждая семья, таким образом, была относительно независима от соседей и ремонтировала свой дом по своему желанию.
В Чатал-Хююке не обнаружено следов войны или насилия. Возможно, это было мирное общество или город представлял из себя крепость. В город невозможно было попасть после того, как были убраны лестницы на внешнем ряду домов, так как не было непосредственного входа в город.
Множество скульптур бычьих голов и статуэток тучных женщин заставляло археологов думать, что религиозная жизнь жителей была сосредоточена на поклонении культа быка и культа «Великой Матери».[25] Найденные черепа были покрыты алебастром, моделируя лицо, и раскрашены охрой. Подобные обычаи известны у населения из неолитических поселений Средиземноморья, в том числе из Иерихона и Чаёню (Турция). Всё это может говорить о культе черепа в Чатал-Хююке. Поскольку тела лиц с высоким статусом хоронили отдельно от черепов, исследователи сопоставили количество подобных мужских и женских захоронений и обнаружили, что оно приблизительно одинаково[30]. В связи с этим исследователи 2000-х годов предположили, что община не была ни патриархальной, ни матриархальной[3], и смысл изображения женских фигур был иным, нежели поклонение Богине-матери[31].
Младенческая смертность была велика, так как детских могил найдено довольно много. Кости многих детей содержат признаки анемии, которая вероятно была из-за недоедания.[32]
Анализ зубов захороненных людей показал, что в могилах одного дома хоронили людей, не связанных биологическим родством.[33]
Значение
Из-за своего размера, архитектуры, фресок и рельефов Чатал-Хююк часто характеризуется как «археологическая сверхновая».[34] Некоторые учёные ранее считали, что Чатал-Хююк являлся старейшим городом в мире, ранним земледельческим поселением и крупнейшим населённым пунктом своего времени. Однако, в настоящее время старейшим городом считается Иерихон, а в Тель Абу-Хурейре на севере Сирии найдены самые старые следы зарождающегося сельского хозяйства.[34] В Центральной Анатолии Чатал-Хююк также не является старейшим центром сельского хозяйства, так, в Ашиклы-Хююке найдены следы культурных растений возрастом 8400 г. до н. э. Однако Меллаарт доказал своими раскопками, что Плодородный полумесяц (Левант и Месопотамия) не является единственным центром неолитической революции. Прежде археологи даже не предполагали, что Анатолия могла бы быть плодородной почвой для возникновения сельских общин.
Большинство исследователей убеждены, что сельское хозяйство пришло в Европу из Анатолии. Некоторые из них (как археолог Колин Ренфрю) пошли дальше и заявляют, что индоевропейские языки распространялись совместно с экспансией сельского хозяйства, а индоевропейскую родину следует искать на Анатолийском плоскогорье, то есть в Чатал-Хююке.[35] Данная теория (анатолийская гипотеза) позволяет считать Чатал-Хююк родиной населения, язык которого распространился на большую часть Европы и Азии.
Американский писатель и этноботаник Теренс Маккенна писал: «Заключение о том, что народы Африки с их культурами, уходящими корнями в далёкое прошлое, достигли Ближнего Востока и какое-то время процветали там, вполне логично, и избежать его трудно. Меллаарта удивляет то, что Чатал-Хююк не оставил заметного влияния на последующие культуры в этом районе. Он отмечает, что „неолитические культуры Анатолии положили начало земледелию и животноводству, а также культу Богини-Матери — основе нашей цивилизации“[36]. Со всей справедливостью можно добавить: основе, многими пока что ещё отрицаемой»[37].
Чатал-Хююк как поселение
Пока непонятно, почему люди выбрали именно это место. Одна из теорий предполагает, что человек заселил данную местность в связи с ведением сельского хозяйства, однако находки в поселении Ашиклы-Хююк показывают, что большинство растений и животных не были одомашнены и что посёлок жил охотничье-собирательской культурой.[11] Некоторые археологи полагают, что выбор места был связан не с утилитарными причинами, а с предпочтениями людей.
Также непонятно, почему люди оставили Чатал-Хююк. Некоторые археологи высказывали предположение о том, что шло стремительное сокращение поселений 8 тыс. лет назад из-за разрушения местной окружающей среды в результате чрезмерного использования древесины для строительства домов с известью. Однако данная теория опровергается находками в молодых слоях Чатал-Хююка — там такой метод строительства уже не применялся.[32]
Богиня-мать
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/63/Ankara_Statue_der_Mutterg%C3%B6ttin.JPG/403px-Ankara_Statue_der_Mutterg%C3%B6ttin.JPG
Статуэтка «Богини-матери»
Статуэтки из Чатал-Хююка с тучными женщинами были интерпретированы Джеймсом Меллаартом как изображения Богини-матери («Великая мать»). Так как многие находки подобных статуэток на просторах Европы ассоциировались с матриархальным строем, то и Чатал-Хююк стали считать матриархальным. Дальше всех пошла археолог Мария Гимбутас, она выдвинула теорию, что общество Чатал-Хююка было типично неолитическим («Старая Европа»): матристическое (с абсолютной властью женщины в семье), ориентированное на равенство и безмятежное.[14] Такое общество было уничтожено вторжением патриархальных, иерархическо-ориентированных, воинственных людей, которых Гимбутас идентифицировала как представителей индоевропейской курганной культуры.
Идея о Богине-матери в мирном матристическом обществе дала некоторый резонанс в Нью-Эйдж движении, люди стали ездить в Чатал-Хююк на паломничество. Были организованы «Goddess Tours», в ходе которых экофеминистки и приверженцы Нью-Эйдж движения приезжали в Чатал-Хююк молиться и устраивать танцы по кругу. Некоторые из этих посетителей были открыто возмущены, что Иэн Ходдер и его группа подвергала сомнению феминистские толкования устройства общества Чатал-Хююк.[3]
Палеогенетика
У двух образцов (Ch51 и Ch54) из погребальной камеры (номер 6000) в пространстве 327 (седьмое тысячелетие до нашей эры) определены митохондриальные гаплогруппы K1b1c и K2a11[38].
Музей
Место открыто для посещения туристов, можно увидеть копии находок в небольшом музейном пространстве, построенном рядом с холмом. Присутствует информация на английском и турецком языках. Можно осмотреть реконструкции домов и посетить место раскопок. Большинство оригинальных предметов из места раскопок находятся в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Место не столь популярно, как, например, музей Мевляна в Конья, однако интерес к Чатал-Хююку растёт, каждый год его посещают около 13 тыс. человек.[39] Чатал-Хююк в течение нескольких лет был в предварительном списке Турции в список Всемирного наследия ЮНЕСКО[39] и был принят в 2012 году.[40]
Галерея
  • Артефакты Чатал-Хююка
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6f/Museum_of_Anatolian_Civilizations018.jpg/300px-Museum_of_Anatolian_Civilizations018.jpg
Керамика
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f8/Museum_of_Anatolian_Civilizations012.jpg/300px-Museum_of_Anatolian_Civilizations012.jpg
Сосуды
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/96/Museum_of_Anatolian_Civilizations011.jpg/300px-Museum_of_Anatolian_Civilizations011.jpg
Статуэтки богов и богинь
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c2/Museum_of_Anatolian_Civilizations003.jpg/300px-Museum_of_Anatolian_Civilizations003.jpg
Фреска с изображениями быков, оленей и людей
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/4a/Museum_of_Anatolian_Civilizations016.jpg/300px-Museum_of_Anatolian_Civilizations016.jpg
Фрагменты ткани — древнейшей из обнаруженных
  • https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0a/Catal_H%C3%BCy%C3%BCk_reliefs.JPG/300px-Catal_H%C3%BCy%C3%BCk_reliefs.JPG
Рельеф с изображениями двух леопардов
Примечания
↑ Показывать компактно
Ian Hodder. Çatalhöyük. The Leopard′s Tale – Revealing the Mysteries of Turkey′s ancient ′town′. — Thames & Hudson, 2006. — ISBN 0-500-05141-0.
Trevor Watkins. From Foragers to Complex Societies in Southwest Asia", kapitel 6 i The Human Past: World Prehistory & the Development of Human Societies. — Thames & Hudson, 2005. — ISBN 978-0-500-28531-2.
Balter Michael. The Goddess and the Bull. — New York: Free Press, 2005. — P. 127. — ISBN 0-7432-4360-9.
Kleiner Fred S. Gardner′s Art Through the Ages: The Western Perspective: Volume 1. — Twelfth. — Belmont, California: Wadsworth Publishing, 2006. — P. 12–4. — ISBN 0-495-00479-0.
Hans Helbæk First Impressions of the Catal Huyuk Plant Husbandry // Anatolian Studies. — 1964. — № 14. — С. 121–123.
MiljanaRadivojević et al.Repealing the Çatalhöyük extractive metallurgy: The green, the fire and the ‘slag’ // Journal of Archaeological Science. Available online 15 August 2017
Mystery of 8,500-year-old copper-making event revealed through materials science, 15-AUG-2017
Bernhard Brosius. From Çayönü to Çatalhöyük. Inprekorr, 400/401, 24 — 29, 2005.
Выплавка меди в Чатал-Хююке 8,5 тыс. лет назад не подтвердилась
АнастасияТарасова.НаследникШлимана.
Michael Balter The First Cities: Why Settle Down? The Mystery of Communities // Science. — 1998. — № 5393.
Recond number of experts to take part in Catalhoyuk excavations, Turkish Daily News (2006).
Christoffer Edens. Çatal Hüyük, The Story of Archaeology. — London: Phoenix Illustrated, 1997. — ISBN 1-85799-934-7.
Ian Hodder Women and Men at Çatalhöyük // Scientific American. — 2004. — № 1. — С. 67–73.
T. Carter & M. S. Shackley Sourcing obsidian from neolithic Çatalhöyük (Turkey) using energy dispersive X-ray fluorescence // Archaeometry. — 2007. — № 49 (3). — С. :437–454..
Ian Hodder This old house // Natural History Magazine. — 2006.
James Mellart. Çatal Hüyük: A Neolithic Town of Anatolia. — New York: McGraw-Hill Book Company, 1967. — С. 60 ff.
Roger Highfield Oldest′ wall painting looks like modern art // Telegraph.co.uk. — 2007.
Aisling Irwin Turkish wall painting ′is first news story′ // Telegraph.co.uk. — 1997. — № 28. july.
A bird’s eye view — of a leopard’s spots. The Çatalhöyük ‘map’ and the development of cartographic representation in prehistory. Anatolian Studies 56, 2006, pp. 1-16. Published by The British Institute of Archaeology at Ankara
Sonya Atalay.Back to clay balls (JUNE 25, 2006).
Dexter Perkins Jr. Fauna of Çatal Hüyük: Evidence for Early Cattle Domestication in Anatolia // Science. — 1969. — № 164(3876). — С. 177-179.
M. P. Richards, J. A. Pearson, T. I. Molleson, Nerissa Russell og Louise Martin Stable Isotope Evidence of Diet at Neolithic Çatalhöyük, Turkey" // Journal of Archaeological Science. — 2003. — № 30(1). — С. 67–76.
Fernand Braudel. The Mediterrannean in the Ancient World. — Allen Lane, 2001.
Anne Marie Carstens Çatalhöyük // SFINX. — 2006. — № 2.
Leften Stavros Stavrianos.A Global History from Prehistory to the Present. — New Jersey, USA: Prentice Hall, 1991. — ISBN 0133570053. Pages 9-13
R Dale Gutrie.The Nature of Paleolithic art. — Chicago: University of Chicago Press, 2005. — ISBN 0226311260. Page 420—422
Fielder, ChristineSexual Paradox:Culture. Sexual Paradox: Complementarity, Reproductive Conflict and Human Emergence. Christine Fielder and Chris King (2004). Архивировано 10 февраля 2012 года.
Museum of Antiquites web site (accessed February 13, 2008).
Hodder, Ian. A Journey to 9000 years ago (17 января 2008). Проверено 7 августа 2008.
Hodder, IanNew finds and new interpretations at Çatalhöyük. Çatalhöyük 2005 Archive Report. Catalhoyuk Research Project, Institute of Archaeology (2005). Архивировано 10 февраля 2012 года.
Michael Balter A Long Season Puts Çatalhöyük in Context // Science. — 1997. — № 286(5441). — С. 890–891.
M. A. Pilloud & C. S. Larsen Official" and "practical" kin: Inferring social and community structure from dental phenotype at Neolithic Çatalhöyük, Turkey // American Journal of Physical Anthropology. — 2011. — № 145. — С. 519–530.
Peter K. A. Jensen. Menneskets oprindelse og udvikling. — G.E.C. Gads forlag, 1996. — ISBN 87-12-02987-4.
Michael Balter Search for the Indo-Europeans // Science. — 2004. — № 303. — С. 1323–1326.
Mellaart. Earliest Civilizations. — С. p. 77.
Теренс Маккенна. Чатал-Хююк. Из книги «Пища богов. ПоискпервоначальногоДревапознания»
Zuzana Hofmanova. Palaeogenomic and Biostatistical Analysis of Ancient DNA Data from Mesolithic and Neolithic Skeletal Remains, 2016
  1. globalheritagefund. GHF: Çatalhöyük (7 июня 2007 г.).
  2. Søren Bygbjerg. Her er verdens nye kulturarv, DR (3. juli 2012).
Литература
  • Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока . Пер. с англ. и комментарий Е. В. Антоновой. Предисл. Н. Я. Мерперта. Изд-во «Наука». М., 1982. 149 с. с ил.
  • Mellaart James. Catal-Huyuk. A Neolithic town in Anatolia. Thames and Hudson. 1967. 233 с.
Ссылки
commons: Чатал-Хююк на Викискладе Хронологическая таблица неолита Ближнего Востока
Марио Ливерани, Antico Oriente: storia, società, economia, Laterza, Roma-Bari, 2009, ISBN 978-88-420-9041-0, p. 84. 6000 Хабур Джебель-Синджар,
Ассирия
Средний Тигр Нижняя
Месопотамия
Хузистан Анатолия Сирия 5600
Умм-Дабагия

Мухаммад-Джафар Чатал-Гююк
(6300—5500) Амук A 5200
Старший Халаф
Хассуна Старшая Самарра
(5600—5400)

Средняя Самарра
(5400—5000)

Поздняя Самарра
(5000—4800)

Сузиана A Хаджилар

Мерсин 24—22
Амук B 4800
Средний Халаф Поздняя Хассуна

Тепе-Гавра 20 Эриду
(= Убайд 1)
Эриду 19—15
Тепе-Сабз Хаджилар

Мерсин 22—20
Амук C 4500 Поздний Халаф Тепе-Гавра 19—18
Хаджи-Мухаммад
(= Убайд 2)

Эриду 14—12 Хазине, en:Darreh Khazineh

Сузиана B Джан-Хасан

Мерсин 19—17
Амук D См. также: Доисторический Ближний Восток
[⛭
Доисторическая Азия
[⛭
Всемирное наследие ЮНЕСКО в Турции
Категории:
Навигация
Поиск
Начало формы Конец формы Участие
Инструменты
Печать/экспорт
В других проектах
На других языках
Править ссылки
  • Эта страница последний раз была отредактирована 26 декабря 2017 в 11:53.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Хаджилар Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Хаджилар (Турция)
Red pog.png
Хаджилар
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/92/Frauenstatuetten_Hacilar.jpg/220px-Frauenstatuetten_Hacilar.jpg
Статуэтки из Хаджилара
Хаджила́р или Хасилар (тур. Hacilar), Каджлер, (арм. Քաջլեռ) — стоянка эпохи неолита на территории Западной Киликии в юго-западной Турции, в 25 км к юго-западу от Бурдура. Археологические раскопки показали, что жители несколько раз покидали стоянку и снова возвращались в неё. Самые древние находки относятся к 7040 до н. э.
После исчезновения поселения на его месте образовался тепе (холм), который в 1956 году местный учитель показал английскому археологу Джеймсу Меллаарту. Раскопки на месте стоянки начались под руководством Меллаарта в 1957 году и продолжались до 1960 года. Найденные артефакты сейчас хранятся в Музее анатолийских цивилизаций в Анкаре.
Дома в Хаджиларе составляли группы, окружающие внутренний двор селения. Каждое жилище было построено на каменном фундаменте для защиты от воды. Стены были сделаны из дерева и штукатурки или необожжённого глиняного кирпича, скреплённого известковым раствором. Внутри дома плоскую крышу поддерживали деревянные столбы. Считается, что у домов был верхний этаж из дерева.
Внутренние стены были покрыты штукатуркой и кое-где покрашены. На полу были найдены жернова, жаровни, ступы. Ниши в стенах использовались как шкафы. Кухня была отделена от жилых комнат, верхний этаж использовался в качестве мастерской.
На уровне 5700 до н. э. были найдены статуэтки богини верхом на леопарде или стоящей и держащей детёныша леопарда. Также найдены статуэтки стоящей, сидящей и отдыхающей богини, одной или с ребёнком. Иногда она обнажена, иногда в набедренной повязке cache-sexe. На более позднем уровне (5435 — 5200 до н. э.) фигурок богини больше не было.
На поздних этапах существования поселения Хаджиларская культура характеризуется изысканной керамикой, богато украшенной геометрическими формами.
Хаджиларская культура связывается с культурой Неа-Никомедия материковой Греции.
Литература
  • Mellaart, James. Hacilar: A Neolithic Village Site // Scientific American. — August 1961. — С. 86.
  • Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока . Пер. с англ. и комментарий Е. В. Антоновой. Предисл. Н. Я. Мерперта. Изд-во «Наука». М., 1982. 149 с. с ил.
Ссылки
commons: Хаджилар на Викискладе Категории:
Навигация
Поиск
Начало формы Конец формы Участие
Инструменты
Печать/экспорт
В других проектах
На других языках
Править ссылки
  • Эта страница последний раз была отредактирована 24 декабря 2017 в 10:02.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тува возглавила рейтинг регионов России по рождаемости
14 февраля 2017 г. | 1379 просмотров | 0 комментариев Тува возглавила рейтинг регионов России по рождаемостиЭксперты Общественной палаты РФ представили рейтинг рождаемости в регионах по итогам 2016г. В нём на первом месте Тува, а на последнем – Ленинградская область. При этом больше всего абортов делают в Магадане, а меньше всего детей на 1 тыс. населения рождается в Рязанской области.
В Туве зафиксирован самый высокий уровень рождаемости в 2016г., сообщают «Известия» со ссылкой на результаты рейтинга, представленного экспертно-аналитическим центром ОП РФ и федеральным проектом «Трезвая Россия». На втором месте рейтинга оказалась Чечня, далее следуют Ингушетия, Дагестан, Ненецкий округ, Республика Алтай, Ямало-Ненецкий округ, Тюменская область, Ханты-Мансийский округ и Бурятия.
Самый низкий уровень рождаемости зафиксирован в Ленинградской области. В десятку аутсайдеров вошли также Псковская, Магаданская, Смоленская, Орловская, Брянская, Волгоградская области, а также Мордовия, Тамбовская и Тульская области.
Распределение мест в рейтинге определяла совокупность пяти факторов: собственно рождаемость, уровень прироста населения, число детей на одну женщину, количество абортов, а также уровень социального комфорта по рождаемости.
Базовый показатель рейтинга, рождаемость, оценивал число новорожденных на 1 тыс. населения в регионе. Здесь в лидеры вышли Тува, Чечня и Алтай, а на последних местах Тверская, Воронежская и Рязанская области. По приросту населения лидируют Чечня, Ингушетия и Тува, а в антилидерах, где зафиксирована естественная убыль населения, оказались Рязанская, Владимирская и Ленинградская области. При этом авторы рейтинга отмечают, что убыль населения зафиксирована в 42 субъектах, а прибыль – в 43.
По числу детей на одну женщину также лидируют Тува, Чечня, Алтай и НАО – там приходится в среднем по три ребенка на одну женщину.
Самые поразительные данные – по количеству абортов в соотношении с количеством родов. Так, в Дагестане и Чечне приходится по 12 абортов на 100 родов, а в Магадане и Еврейской области – по 97 и 81 аборт на 100 родов соответственно.
Данные регионов по уровню комфортной среды для рождения детей показывают, что этот фактор не везде оказывает существенное влияние на уровень рождаемости. Так, самый низкий уровень комфорта зафиксирован в Москве, Иркутской области и Чечне, а самый высокий – в Белгородской области, Петербурге и Тамбовской области.
Бюджет лидера России по рождаемости - Тувы - испытывает в этой связи огромную социальную нагрузку. Республика не успевает за своей хорошей демографией. И эксперты убеждены, что к регионам, являющимся демографическими донорами, нужен особый подход со стороны федерального правительства в решении их социальных вопросов - в том числе строительстве детских садов, школ. По сути обеспечивая прирост населения сами субъекты получают дополнительное социальное обременение своих довольно скудных бюджетов.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Диодор Сицилийский Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 октября 2017; проверки требует 1 правка.
В Википедии есть статьи о других людях с именем Диодор.
Диодор Сицилийский Diodoro siculo - storico di Agira.jpg Дата рождения: ок. 90 до н. э. Место рождения: Дата смерти: ок. 30 до н. э. Род деятельности: историк, писатель, мифограф Язык произведений: древнегреческий язык Логотип ВикитекиПроизведения в Викитеке Commons-logo.svg Файлы на Викискладе https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f6/%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A2%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB.jpg/220px-%D0%94%D0%B8%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%80_%D0%A2%D0%B8%D1%82%D1%83%D0%BB.jpg
Титул книги «Диодора Сикилiйскаго Историческая библиотека». СПб., 1775.
Диодор Сицилийский (греч. Διόδωρος Σικελιώτης, лат. Diodorus Siculus, ок. 90 — 30 гг. до н. э.) — древнегреческий историк и мифограф; родом из Агирия на Сицилии.
Содержание
Труды и историческое наследие
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/1/12/Bibliotheca_historica.tif/lossy-page1-220px-Bibliotheca_historica.tif.jpg
Bibliotheca historica, 1746
Диодор посвятил 30 лет созданию своих исторических сборников (Bibliotheca Historia) и предпринял для этого ряд путешествий. В 50-х годах до н. э. он посетил птолемеевский Египет, где стал свидетелем расправы толпы над одним римским гражданином, случайно убившим священное в тех краях животное — кошку. Только через 25 лет, уже после смерти Диодора, император Октавиан превратит Египет в римскую провинцию. Практически одновременно с Диодором, пишущем на греческом и в основном о греках, создавал историю своего народа римлянин Ливий.
«Историческая библиотека» Диодора состояла из 40 книг, разделенных на 3 части:
  • Первые 6 книг обзорные, описывают географию, культуру и историю древних государств: Египта (книга I); Месопотамии, Индии, Скифии (книга II); Северной Африки (книга III); Греции и Европы (книга IV—VI).
  • В следующей части (книги VII—XVII) Диодор излагает историю мира от Троянской войны до смерти Александра Великого.
  • Последняя часть имеет дело с эпохой диадохов (книги XVIII—XX) и до галльской войны Юлия Цезаря (сохранились фрагменты до XXXIII кн.), то есть до событий, очевидцем которых был сам Диодор.
Диодор собрал сведения от многих авторов, известны Гекатей Милетский, Геродот, Иероним Кардийский, Дионисий, Дурис, Клитарх, Ктесий, Мегасфен, Полибий, Посидоний, Тимей из Тавромения[1], Феопомп, Эфор и др. — всего известно 87 имен древнегреческих авторов, на которых он ссылается в своем труде[2]. В своем сочинении он не слишком увлекался анализом, скорее монотонно перечислял последовательность событий, вставляя целые фрагменты оригинальных авторов. Но «Историческая библиотека» не является сочинением компилятивного характера. В ходе изучения трудов Диодора было доказано, что в большинстве случаев полученный из оригинальных источников материал подвергался литературной обработке.
Диодор является единственным источником сведений о продолжительных исторических периодах и служит хорошим дополнением к периодам, освещённым другими авторами. Эпоха диадохов у него отражена наиболее полно, как и история Древней Греции после персидских войн до Пелопонесской войны. Диодор допускает ошибки в римской хронологии, что не удивительно для человека, для которого латинский не родной язык.
Публикации
Тексты
«История» Диодора сохранилась частично. Дошли до нашего времени полностью книги I—V и с XI по XX, а также фрагментарно книги IX и X. Последнее полное собрание исчезло, когда турки разграбили византийский Константинополь в 1453 году. Остальные книги известны по фрагментам, которые цитировали в своих трудах византийские авторы. Европа открыла для себя Диодора в середине XVI века, когда его книги (на языке оригинала) были напечатаны в Швейцарии.
Русские переводы
Полный русский перевод сочинения Диодора Сицилийского был опубликован в 1774—1775 годах тиражом 300 экземпляров, причем в 1808 году 237 оставшиеся книги (не удалось продать)[3]. С тех пор публиковались лишь отдельные главы и книги. Сделанный в конце XX века новый перевод пока не опубликован[4].
  • Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Ч.1-6. / Перевод И. А. Алексеева. СПб, 1774—1775.
  • Отрывки из «Исторической библиотеки». // Античный способ производства в источниках. Л., 1933. С.385-393, 395—402.
  • Книга I, главы 1-8. / Строгецкий В. М. Введение к «Исторической библиотеке» Диодора Сицилийского и его историко-философское содержание. // Вестник древней истории. 1986. № 2.
  • Книга I, главы 11-27. / Пер. О. А. Васильевой. // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира ист. фак. МГУ. Вып.3. М., 2000. С.106-123.
  • Выдержки из книги I, гл. 43, 45, 46, 50, 51, 55, 61, 63, 64, 66. // Архитектура Античного мира. М., 1940. С.7, 228—229, 235, 247, 480—482.
  • Книга I, глава 79; книга II, главы 5-7, 12-14. / Пер. В. В. Вертоградовой. // Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1980. В 2 ч. Ч. 1. С. 128—129, 141—145.
  • Книга II, главы 1-2, 43-47, книга III, главы 33-34, книга IX, глава 26, книга XIV, главы 27-30, книга XX, главы 22-26. / Перевод И. И. Прозорова с дополнениями В. В. Латышева. // Вестник древней истории. 1947. № 4. С.248-254, 259—266.
  • Книга II, главы 16-19, 35-42 / Пер. В. В. Вертоградовой, Г. А. Тароняна. // Древний Восток в античной и раннехристианской традиции (Индия, Китай, Юго-Восточная Азия). М., Ладомир. 2007. С.48-58.
  • Книга II, главы 29-31 / Пер. Марка Огинского. // О Халдеях и их наблюдениях за звездами.
  • Книги IV—VII. Греческая мифология. / Пер. О. П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000.
    • Переизд.: СПб.: Алетейя, 2005. 384 стр. (Античная библиотека. Источники). (книги IV; V; VI; VII)
  • Книги VIII—X: Фрагменты. Архаическая Греция. Рим эпохи царей. / Пер. и комм. О. П. Цыбенко. СПб.: Алетейя, 2012. 136 с. (Античная библиотека. Источники) ISBN 978-5-91419-700-8
  • Книга XI, главы 37-84, главы из книги XII / Пер. В. М. Строгецкого. // Антология источников по истории, культуре и религии Древней Греции. СПб, Алетейя, 2000. С.172-194, 195—198, 202—216, 218—239.
  • Книга XVII. / Пер. М. Е. Сергеенко. // Издавалось в составе кн. Арриан. Поход Александра. М.-Л., 1962. Курций Руф К. История Александра Македонского. М., 1993. С.276-347.
  • Талах В. Н. Все, что ни пожелает царь Деметрий / Под ред. В.Н. Талаха, С.А. Куприенко. — К.: Видавець Купрієнко С.А., 2013. — 229 с. — ISBN 978-617-7085-01-9.
Литература
Примечания
  1. Диодор. Любкер, Фридрих. Реальный словарь классических древностей.
  2. Строгецкий В. М. Диодор Сицилийский и его «Историческая библиотека» в оценке историогра-фии. // ВДИ, 1983, № 4, с. 177—178.
  3. Семенников В. П. Собрание, старающееся о переводе иностранных книг, учрежденное Екатериной II, 1768—1783. СПб, 1911. С.20, 49; цит. по Формозов А. А. Человек и наука. Гл. 8)
  4. Веб-страница Э. Г. Юнца, современного переводчика Диодора.
Ссылки
Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Диодор о смерти Филиппа II Македонского
[⛭
Мифографы, излагавшие греческие мифы
Категории:
Навигация
Поиск
Начало формы Конец формы Участие
Инструменты
Печать/экспорт
В других проектах
На других языках
Править ссылки
  • Эта страница последний раз была отредактирована 18 ноября 2017 в 14:30.



ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Гекатей Милетский Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с именем Гекатей.
Гекатей Милетский Дата рождения: 550 до н. э. Место рождения: Страна: Род деятельности: географ, историк, писатель, мифограф Гекатей Милетский, Гекатей из Милета (др.-греч. Ἑκαταῖος, лат. Hecataeus, прим. 550490 до н. э.) — древнегреческий историк и географ, один из ближайших предшественников и литературных источников Геродота[1].
Содержание
Биография
Вот что сообщает о Гекатее византийская Суда:
«Гекатей, сын Гегесандра из Милета. Жил во времена Дария, царствовавшего после Камбиса, в одно время с Дионисием Милетским, в 65-ю олимпиаду [520—516 гг. до н. э.], историограф. На него ссылается Геродот Галикарнасский, который жил позже. Он первым обнародовал историю в прозе»
Время жизни Гекатея определено на основе свидетельств об его участии в событиях истории: его возраст должен быть около 50 лет ко времени восстания ионийцев против персидского царя в 499 до н. э., чтобы обладать авторитетным голосом на городском совете. Утверждается также, что Гекатей пережил греко-персидскую войну, на основании чего иногда определяют его дату смерти около 476 до н. э., однако в Суде, где якобы сделано такое утверждение, такой информации не содержится. Вполне определенно только то, что Гекатей пережил ионийское восстание, закончившееся в 494 до н. э. После подавления ионийского восстания Гекатея послали послом к персидскому сатрапу Артаферну, чтобы договориться о приемлемых условиях мира. Согласно Диодору, его миссия успешно завершилась:
«Гекатей из Милета, которого ионийцы направили послом, спросил, по какой причине Артаферн не доверяет им. И Артаферн ответил, что он озабочен тем, что они [ионийцы] будут копить недовольство из-за потерь в поражении. Гекатей сказал, „хорошо, если страдание от плохого обращения приводит к недоверию, то доброе отношение наверняка вызовет расположение наших городов к персам“. Артаферн, одобрив заявление, восстановил городам их законы и наложил определённую подать в соответствии с их способностью выплачивать.»[2]
Однако по Геродоту персы после подавления восстания разрушили город и обратили милетцев в рабство; о судьбе самого Гекатея можно только догадываться и 490 до н. э. принимается как примерная дата смерти писателя. После успеха в переговорах Гекатей упоминается только как автор двух трудов: географического («Путешествия по миру» или «Землеописание») и исторического («Генеалогии»), дошедшие до нас в виде коротких цитат других авторов.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Hecataeus_world_map-ru.svg/250px-Hecataeus_world_map-ru.svg.png
География мира по Гекатею, VI в. до н. э. Материк окружен со всех сторон безбрежным океаном
Большое состояние дало возможность Гекатею совершить далекие путешествия, вероятно еще до ионийского восстания. В Египте в беседе с жрецами он возводил свой род к богам в 16-м поколении. Жрецы усомнились в происхождении людей от богов, но легенда указывает на знатное происхождение Гекатея.
Труды
Распределение географического материала в сочинении Гекатея — топографическое; страны и города в Европе, Азии и Африке следуют одни за другими, с замечаниями о жителях, реках и разного рода достопримечательностях. Один из наиболее длинных сохранившихся отрывков Гекатея о пигмеях в Африке: «пигмеи привязывают себе рога и в образе баранов шумят трещотками и так защищаются против сражающихся с ними журавлей, иначе презирающих их за малый рост.»[3]
Описание мест сопровождалось картой, основанной на карте мира Анаксимандра, но расширенной и уточненной. Сохранилось более 300 фрагментов из географического труда, большая часть в сборнике «Этника» Стефана Византийского. Зависимость Геродота от Гекатея в описании Египта (в частности — феникса, крокодилов, гиппопотама) удостоверяется древними писателями и самим текстом Геродота.
В историческом труде с генеалогиями известнейших родов соединен краткий перечень относящихся к представителям этих родов событий. Любопытны у Гекатея образчики наивного скептицизма и попыток рационального толкования народных сказаний и географических терминов, что явилось шагом вперед от эпического к историческому подходу в изучении преданий. До нас дошли считанные фрагменты из этого труда, достаточные лишь для понимания содержания «Генеалогий». Один из фрагментов о изгнании пеласгов из Аттики передал Геродот в своей истории[4].
Стефан Византийский использует отрывочно сведения из Гекатея[5].
Современная оценка его как историка противоречива[6].
Издания трудов.
Память
В 1935 г. Международный астрономический союз присвоил имя Гекатея кратеру на видимой стороне Луны.
Примечания
  1. Гекатей // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека 10.25
  3. Шефферъ В. А., Очерки греческой историографіи, Вып. I, Киевъ, 1884
  4. Геродот, История, 6.137
  5. Максимова М. И., Античные города юго-восточного Причерноморья, М.-Л., 1956, стр. 25; там же она ссылается на мнение ′многих ученых′ о том, что Гекатей писал ~520-х гг. до н. э.
  6. http://rggu-bulletin.rggu.ru/binary/object_55.1281964207.59559.pdf с. 97
Литература
Ссылки
Категории:
Навигация
Поиск
Начало формы Конец формы Участие
Инструменты
Печать/экспорт
В других проектах
На других языках
Править ссылки
  • Эта страница последний раз была отредактирована 2 октября 2017 в 08:27.





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 57
© 14.03.2018 Сергей Канунников
Свидетельство о публикации: izba-2018-2224056

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература












1