О картине П.А. Федотова "Сватовство майора"




Поскольку мы обладаем знаниями, которые нам были предложены, остаётся домысливать, изучая мемуары, исторические документы, художественные произведения.
Взять, к примеру, картину Павла Андреевича Федотова "Сватовство майора".

Что можно констатировать?
Картина датирована 1848 годом и отображает быт того времени.

Современные критики отметили:
- НАКРЫТЫЙ СТОЛ. Художник изобразил на столе только постную закуску: селедку, семгу и «мешочную» (слабосоленую) икру. Скорее всего, дело происходит в среду или пятницу — постные дни.
- КОМНАТА. Создается впечатление, что «хозяева недавно переехали в этот дом. Гостя должны принимать в гостиной или столовой, но на картине изображена обычная проходная комната, не предназначенная для парадных приемов. Об этом говорят висящие образа (в гостиной и столовой их не вешали), отсутствуют сервант, буфет, диван и кресла».

- КУХАРКА вносит кулебяку — продолговатый пирог с начинкой из рыбы, капусты или каши. В отличие от кулебяки пироги с мясом имели обычно круглую или квадратную форму.

- СКАТЕРТЬ. «подобные скатерти из цветного льна с цветочным орнаментом употреблялись только в гостиных или кабинетах. Их стелили на книжные столы, столики для журналов. В качестве столового белья употреблялись белые камчатые полотна».
(Павел Синичкин. "Майор на фейсконтроле")



Что хочется сразу пояснить. Те давние времена имели свои особенности, в том числе и в приёме гостей. Так, например, встречали пленных французов в купеческом Саратове.
"У русских, как и в других северных странах: в Швеции, Норвегии и Дании, в обычае за четверть часа перед началом обеда или ужина подавать особо сервированную закуску, назначение которой сводится, в сущности к тому, чтобы вызвать аппетит.
Слуги внесли на подносах маленькие тарелочки с паюсной икрой, с копчёной рыбой, сыром, солёной говядиной, морскими сухарями и другими сладкими и обыкновенными печеньями; были поданы так же горькие ликёры, полынная водка, французская горькая, лондонский портер, венгерское вино и др., и все принялись пить и есть поданное стоя или даже прогуливаясь..." Настоящей трапезой француз не стал себя утомлять, как в жизни, так и в описании, перечислив обилие мясных блюд и пирогов.
(Виктор Тотфалушин "Волжские пленники", стр. 87. Саратов, ООО Приволжское издательство", 2012 г.)

Выходит, что на картине не обеденный стол, а закусочный. Об этом говорит и ненарядная скатерть и оформление зала.

Поскольку жених военный, то немного расскажу об особенностях трапезы военных, а именно гусар.
Слева на картине можно увидеть портрет генерала Якова Кульнева - героя войны 1812 года.


Портрет генерал-майора Якова Петровича Кульнева 
Художник Джордж Доу. 

Характеризуя Я.П. Кульнева, отмечали "Питейным он, - подобно того времени гусарским чиновникам, - не пресыщался: стакан чая с молоком по утру, вечером - с ромом; чарка водки перед завтраком, чарка - перед обедом, для лакомства - рюмка наливки, а для утоления жажды - вода или квас; вот всё питейное, которое употреблял Кульнев в продолжении суток".
(Алла Бегунова "Повседневная жизнь русского гусара в царствование Александра I" Изд.АО "Молодая гвардия" Москва. 2000 г.)


Картина П.А. Федотова "Сватовство майора" вызвала бурное одобрение, особенно у классиков литературного жанра. Ведь в то время всё определялось внешними приличиями, а тут такое.
Дворянское или же светское общество придавало большое значение внешнему виду, изяществу манер, ловкости движений. Всякая неловкость считалась признаком дурного воспитания. Манеры состоят в умении кланяться, ходить, стоять, сидеть и танцевать. Непринуждённость наряду с французским языком стали главными критериями в оценке светских талантов.
Внешний вид зависит от умения одеваться, правильно держаться и двигаться. Важная роль отводится позе.
«Когда садимся, надо держать спину вертикально. Начинать движение следует со сгибания коленей, а не со сгибания в тазобедренных суставах и отведения таза назад. Сесть удобно посередине стула. Все движения свободные и плавные, руки следует держать непринуждённо и хотя бы одну из них расслабить. Спину держать прямо, можно лишь слегка прислониться к спинке сиденья, но ни в коем случае не наваливаться на неё, иначе сразу же опустятся плечи.
Прямая спина, изящество движений являлись признаками хорошего воспитания.
Светский юноша обязан был строго следить за своими походкой, осанкой, жестами и мимикой.
В.И. Танеев рассказывал о своём отце «В одном из пансионов, в которых он учился, воспитанникам было строго воспрещено облокачиваться на стол, прислоняться к спинке стула, прикасаться друг к другу. За нарушение этих правил били по рукам линейкой, секли розгами. Отец отличался сдержанными и изящными манерами. Он всегда говорил, что обязан этим той дисциплине, которой подвергался в пансионе».
****
Мы можем предположить развитие сценария. Жених входит в комнату и приветствует даму поклоном. Поцелуй был допустим лишь в том случае, если женщина «изволила» сама протянуть руку, в ином случае ограничивались поклоном.
Поцелуй руки должен быть формальным, «сухим» - уместно лишь лёгкое, едва заметное прикосновение, либо его имитация, когда мужчина прикасается губами не к руке, а к воздуху над ней. Неприличным считался поцелуй ладони или запястья, он воспринимался как знак интимной связи и мог скомпрометировать женщину. Неучтиво так же высоко поднимать протянутую руку дамы, следовало склониться над ней.

Использованный материал – «Исторический этикет» М.И. Козьякова. Москва, изд. «Согласие», 2016 г.

Этикет запрещал девушкам украшать пальцы рук кольцами, за исключением безымянного пальца на левой руке. Главным украшением невесты считалась молодость. 
И, если в первом варианте на невесте два кольца, в том числе на указательном пальце, и массивный браслет с камнем на левой руке, то во втором варианте картины невеста освобождена от украшений на этой руке.



В центре картины Павла Андреевича Федотова "Сватовство майора" за главными персонажами на стене можно увидеть портрет московского митрополита Филарета, который как бы благословляет на брак героев полотна.


(Василий Михайлович Дроздов - род. 26 декабря 1782 [6 января 1783], Коломна, Московская губерния — 19 ноября [1 декабря] 1867, Москва) — епископ Православной российской церкви; с 3 июля 1821 года архиепископ (с 22 августа 1826 — митрополит) Московский и Коломенский. Действительный член Академии Российской (1818); почётный член (1827—1841) Императорской академии наук и впоследствии ординарный академик (1841) по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века.

В 1994 году Русской православной церковью прославлен в лике святых в святительском чине. День памяти — 19 ноября (2 декабря).



Не царь Николай I, а митрополит Филарет находится в центре картины.
Давайте доверимся русскому купечеству в их уважительном отношении к церковному служителю.

"Назначение Филарета на московскую кафедру 3 июля 1821 года было с энтузиазмом воспринято жителями города. «Народ очень любит Филарета, особенно за то, что служит везде, где только есть торжество какое-либо, праздник, или где приглашают. Покойный Серафим не мог это делать по слабости своего здоровья, а Августин был очень груб и горд», — писал в декабре этого года А. Я. Булгаков.

Филарет сыграл ключевую роль в совершении акта престолонаследия от Александра I к Николаю I. Ещё в июле 1823 года по поручению Александра I архиепископ Филарет в глубочайшей тайне составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу; 16 (28) августа 1823 года манифест был утверждён и, спустя 11 дней, получен Филаретом в конверте с собственноручной надписью императора: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть Московскому епархиальному архиерею и Московскому генерал-губернатору в Успенском соборе прежде всякого другого действия».

С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.

Перевод Библии на русский язык проходил так же при участии Филарета ещё в сане архимандрита.
Ответственность за перевод Библии была возложена Синодом на Комиссию духовных училищ и персонально на архимандрита Филарета. Святитель сам подобрал переводчиков. На себя он взял перевод святого Евангелия от Иоанна. Им были составлены и «Правила» для перевода. В 1819 году перевод Четвероевангелия был завершен и напечатан. Но на этом труды святителя по переводу Священного Писания не закончились.
Велик вклад митрополита Филарета в выработку принципов перевода. Ещё в 1845 году он обосновал необходимость использования масоретского текста при переводе. Однако его статья по данному вопросу (О догматическом достоинстве и охранительном употреблении греческого Семидесяти толковников и славянского переводов Свящ. Писания) вышла лишь при Александре II (М., 1858). В ней Филарет, указывая на римскую тенденцию следовать только Вульгате и протестантскую, которая при переводе Ветхого Завета ориентировалась лишь на еврейский текст, предлагал принимать во внимание как Септуагинту, так и масоретский текст. Греческий перевод важен, ибо «в нём можно видеть зеркало текста еврейского: каков он был за двести и более лет до Рождества Христова». Наряду с тем, по мнению Филарета, высокую ценность имеет и церковнославянский перевод, поскольку он — один из древнейших в Европе.

Полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины в 1876 году.

Митрополит Филарет участвовал в совершении чина венчания на царство императора Николая I - 22 августа 1826 года.
26 августа 1856 года совершил священное коронование Александра II

Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении были основаны несколько новых монастырей:
Борисоглебский Аносин женский монастырь — в 1823 году;
Троице-Одигитриева Зосимова женская пустынь — в 1826 году;
Ново-Алексеевский женский монастырь — в 1837 году;
Спасо-Бородинский женский монастырь — в 1839 году;
Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь — в 1858 году[15];
Спасо-Влахернский женский монастырь — в 1861 году;
Всехсвятский женский единоверческий монастырь — в 1862 году;
Никольский мужской единоверческий монастырь — в 1866 году.

И несколько новых монастырских скитов:
Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — в 1844 году;
Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — в 1851 году;
Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), скит Троице-Сергиевой лавры — в 1858 году;
Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры — в 1859 году.

Имеются многочисленные свидетельства помощи при молитвенном обращении к митрополиту Филарету.

***

На картине П.А. Федотова "Сватовство майора" можно разглядеть портреты -
слева генерала Якова Кульнева, а справа фельдмаршала Михаила Кутузова и генерала Василия Иловайского, а так же изображение Николо-Угрешской обители.

В заключение отмечу, что героя картины - майора художник писал с себя.
Павел Андреевич Федотов (22 июня [4 июля] 1815, Москва — 14 [26] ноября 1852, Санкт-Петербург) — русский живописец и график, академик живописи, родоначальник критического реализма в русской живописи.

Картина "Сватовство майора" - второй вариант.
Использованные материалы - ВикипидиЯ - Филарет (Дроздов),
Павел Синичкин "Майор на фейсконтроле"
Святитель Филарет Московский (Дроздов), митрополит (Храм равноапостольной Марии Магдалины)






Рейтинг работы: 7
Количество рецензий: 2
Количество сообщений: 3
Количество просмотров: 69
© 13.03.2018 Людмила Юрьевна Ураева
Свидетельство о публикации: izba-2018-2223402

Метки: "Сватовство майора", П.А. Федотов, Л.Ю. Ураева,
Рубрика произведения: Разное -> Критика


Натали       14.03.2018   13:29:54
Отзыв:   положительный
Спасибо Людочка, столько интересного узнаешь о картинах, благодаря тебе,
я бы не обратила и внимание на все эти тонкости..., а теперь могу со знанием
дела рассказать..., благодарю от души...!!!
С теплом и улыбкой, Натали.

На фото - галерея художника А.Шилова в Москве.


Людмила Юрьевна Ураева       14.03.2018   15:50:52

Спасибо больше, дорогая Натали! Увлеклась историей.
Анна Гетьман (Крупенникова)       14.03.2018   05:15:02
Отзыв:   положительный
Интересная работа,Людмила


Добавить отзыв:


Представьтесь: (*)  
Введите число: (*)  












1