ИР Хр Яз ч.7.213 «Продолжение темы Спасения: О спасении Человечества новыми российскими методами от 01.03.2018г»


ИР Хр Яз ч.7.213 «Продолжение темы Спасения: О спасении Человечества новыми российскими методами»
Ex libris История Русских о Христианстве и Язычестве, Раздел 7.213 «О спасении Человечества от меркантильных США и их «шакалов» новыми российскими методами (по-путински и по-грабовски)» (в Приложении: 1. Анна Византийская, жена князя Владимира-крестителя, 2. Судьба Рогнеды, жены Владимира-крестителя, и другие жёны Владимира 3. Причины краха Римской империи и причины краха Византии, 4. Короли франков Хильдерик и Хлодвиг, папа и сын, 5. Франки: Меровинги и Каролинги, 6. История Парижа, 7. Племя алеманнов, 8. Вестготы и остготы, 9. Становление Вече на Руси, 10. Введение католичества в Польше; католицизм в социалистической Польше в 1945-80гг)

«Всю без раздела, отдав Творцу любовь свою…
…Я презираю век неверный,
И дух мой не запятнан скверной,
Я жив лишь милостью Твоею,
Ты мне защита и покров.
Твоя рука не даст злодею
Меня низвергнуть в страшный ров!»
                           Жан Расин, 1680-е годы, Франция

    «За молодость, за смелость – за Собчак!»
                                                  Из свежих лозунгов кандидата в президенты России и столь амбициозной Ксюши СОБЧАК
/в связи с чем нам вспоминается такая народная мудрость: «Бабе стукнет сорок пять – баба ягодка опять…». И это есть «молодость»? -- СК/

    И вновь мы обратимся к монографии честного белорусского религиоведа ещё советской закалки -- к монографии Г.М.Филиста «Введение христианства на Руси…»:

С.178 – «…Первые попытки /тотального Владимиром киевским – СК/ насаждения христианства в Северо-Западной Руси натолкнулись на сопротивление народных масс и бояр, группировавшихся вокруг местных князей. Церковные историки пытаются убедить нас в том, что первые христианские храмы здесь возникли уже в 988 году /хотя реальная дата крещения Руси Владимиром – 990 год. Понимай, по церковным историкам -- Русь ещё не окрестили, а православные храмы уже построили?? – СК/.
    Якобы Рогнеда, сначала насильственно завоёванная Владимиром /точнее: изнасилованная 16-летним Владимиром на глазах отца, матери, братьев и малолетних сестёр Рогнеды, затем тут же зарезанных по приказу Владимира, на глазах Рогнеды – СК/, а потом отвергнутая им же после брака Владимира с Анной /византийской принцессой – СК/, согласилась немедленно принять христианство и была отправлена в специально построенные для неё в г.Изяславле (Заславле /древний городок под Минском, Беларусь – СК/) монастырь и церковь.
    После выбора Владимиром новой жены Рогнеда вроде бы даже воскликнула: «Прошу, уневести меня своему Христу и да приму святой, ангельский, иноческий образ» /Слупский А.И., «Изяслав и Туров – рассадники христианства, основанного Владимиром» -- Минск: 1888г, с.3. Однако же наш большой «секс-гурман» княже Владимир-креститель (он часто жаловался на столь его изнуряющие «позывы бешеной плоти») и потом, как бы бросив её, не оставлял привлекательную Рогнеду своим мужним горячим вниманием. После одного такого супружеского общения «с норовистой кобылицей-княжной» в конце 990-х годов, уже отдыхая в постели, Владимир чуть было не был коварно зарезан своей злопамятной нео-христианкой Рогнедой (так утверждают источники) – СК/.
    Трудно поверить в такой шаг полоцкой княжны, крутой нрав которой известен по летописям. Скорее всего, Рогнеду насильственно выслали в родные края /минский регион, видимо, в те времена относился к Полоцкому княжеству – СК/.
   Несомненно и то, что цитируемый здесь А.И.Слупский преувеличивал роль г.Изяславля как центра распространения христианства, тогда как этот град никогда не занимал ведущего места в истории Северо-Западного края, а с 1159г не упоминается в летописях вообще…»

    Тему народных традиций русичей продолжает русский историк Н.И.Костомаров (монография «Славянская мифология»):

С.276 – «…Чиж (чижик), сколько нам до сих пор известно, упоминается в одной только песне, но в некоторых вариантах он же называется соловьём, а в других – воробьём, оставаясь чижом (чижику-соловейчику, или чижику-горобейчику /или, па-беларуску: чыжыку-верабейке – СК/.
Девица спрашивает его, кому воля, кому нет воли, и он объявляет ей, что воля – девушкам, а неволя – замужним женщинам:

«Ой чижику-соловейчику-горобейчику,
Скажи мини всю правдоньку:
Кому воля, кому нема волечки?
-- Дивочкам своя волечка,
То за стричечку, то за виночок,
То за улочку, то у таночок.
Молодичкам нема волечки:
Ой у пичи горщик бижить,
У колисци дитя кричить,
У запечку нелюб сидить…»

    Песня эта очень древняя, как видно из того, что подобная существует и в Великороссии. Смешение этих птиц произошло оттого, что всем им в отдельности приписывалась одинаковая способность прорицания…»

    И уже как-то (признаемся) даже прикипев душой к благородному Учению «Спасителя нашего Г.П.Грабового», создателя альтернативной идеи облагораживания Человечества, продолжим вникать в перипетии укоренения его Учения в сознании российских масс и даже некоторых их лидеров (по книге супругов Тихоплав «Наша встреча с Грабовым»):

С.21 – «                                                                       Три принципиальных момента
Здесь мы хотим обратить внимание читателей на три очень принципиальных, с нашей точки зрения, момента.
  • 1.До сих пор Святые и Пророки, которые приходили на Землю с целью спасения Человечества, стремились к достижению этой цели, в основном, путём неистовых молитв и медитаций… И, скорее всего, наша планета и Человечество на ней до сих пор существует именно благодаря их усилиям /не вполне корректно ув. Авторами подана мысль: а Создатель всего сущего разве не причастен к нашему с вами выживанию? Лично я могу привести несколько примеров, когда мои личные знакомые (и я в их числе) именно Ему и благодарны за помощь в преодолении житейских трудностей и произвола подлых земных властей – СК/… Как это ни печально, но к настоящему времени именно человек, до зубов вооружённый знаниями, разграбил и промотал кладовые Природы, отравив заодно собственную среду обитания /ещё в конце 19 века ясновидящие в Сербии предупреждали: близятся времена, когда будет отравлена и земля, и пища, из неё произведённая. Эти времена уже наступили, увы – СК/.
  • Сегодня, в век бурного развития науки и особенно таких её направлений, как биоэнерго-информатика, теория Хаоса, физика элементарных частиц, трансцендентальная психология и другие, когда процесс эволюции Сознания людей неизмеримо ускорился, а угроза глобальной катастрофы буквально нависла над планетой /как результат мировой гегемонии подловатых и меркантильных США – СК/, для спасения Человечества старые методы, по нашему мнению, уже недостаточно эффективны. Они слишком медлительны, а действовать нужно стремительно. И на Землю пришёл новый Посланник, отвечающий всем требованиям современного Мира: обладающий уникальными способностями учёный… /понимай, Г.П.Грабовой; вот и президент В.Путин 01.03.2018г в своём «Послании» конкретно-посылающее предупредил США и НАТО (нашими словами): от ядерного оружия (как агрессоро-сдерживающего фактора) Россия нынче перешла к фактору агрессоро-уязвимости в любой точке земного шара! И мы не будем ждать, пока на нас ядерно нападут (ядрёна мать)… Понятное дело, с США можно разговаривать лишь на понятном им языке угроз и экономических санкций. Но нам бы очень хотелось (скажем по большому секрету), чтобы в арсеналах России появились и более гуманные факторы сдерживания агрессора – нельзя же всё время ориентироваться на негуманных да духовно-ограниченных мутантов-ублюдков Золотого тельца? -- например, за счёт приобщения всех эффективных экстрасенсов России к единому синхронному мощному воздействию-посылу (вот видите: и опять Посыл-Послание-Посылание) на подсознание политических лидеров Запада с целью их духовного облагораживания.
  • И это не шутка. Нам известен случай, когда сильный экстрасенс мощно ввёл в подкорку одного (не шибко интеллектуального, но несменяемого) президента одной из малых стран СНГ словесную формулу типа нетленной брежневской фразы для полуидиотов: «Экономика должна быть экономной!», и тот президент на следующий день выступая по ТВ как попугай её твердил раз 20 к месту и не очень, однако. И если такое мощное экстрасенсорное «облагораживающее воздействие» на мозги американских ястребов проводить ежесуточно в три смены, то мы обязательно их победим! – Не мытьём, так катаньем. Причём сэкономив на своих собственных ракетах (вместо них построим детские садики). И никто не сможет нас потом поймать за руку (как в случае с нашим якобы участием в президентских выборах американского го-на Трампа) -- СК/
  • Академик Грабовой разработал, внедряет и пропагандирует своё Учение, направленное на спасение всех и каждого в отдельности. Он не просто предотвращает возможность катастрофы любых технических и биологических систем (болезнь и тем более смерть рассматриваются как катастрофа), но и результативно разрабатывает и создаёт новые приборы и аппаратуру, позволяющую его ученикам… успешно исцелять /понимай, воздействовать на – СК/ огромное количество обратившихся к ним больных /как коррумпированных чиновников плюс депутатов Госдумы (поливающих, например, оппонентов напитками), так и западных неправедных лидеров и их серых кардиналов, хотелось бы…– СК/.
  • Г.П.Грабовой: «Я уже создал целый ряд реально работающих устройств. Они предназначены для использования их теми людьми, которые ещё не полностью осуществили структуризацию своего Сознания в области воссоздания здоровья и в области восстановления органов и Воскрешения… Эти технические устройства дополняют структуры Сознания и таким образом работают совместно с сознанием человека. Они построены на основе сделанного мною фундаментального открытия. Это открытие я изложил в защищённой мной диссертации на соискание степени доктора технических наук» /вот наше новое тайное оружие России, о котором В.Путин даже не упомянул в своём «Послании» 01.03.2018г?.. В силу его повышенной секретности -- и гуманности! – СК/.
  • В этих удивительных приборах и для исцеления, и для Воскрешения используется только световой луч…» /и наоборот, для умерщвления -- о боевых лазерах а-ля «Гиперболоид инженера Гарина» тоже нашим президентом актуально упоминалось 01.03.2018г – СК/…
  • 2.Очень важно отметить, что академик Грабовой не скрывает свои знания…»
     Читатель, конечно же, заметил наше несколько, скажем прямо, пристрастное отношение к ну очень Раннему Средневековью – именно тогда, как результат Всемирного переселения народов вследствие краха Римской империи (это одна из причин того переселения), зарождались те два взаимодополняющих мощных Явления, которые, надеемся, ещё долго не оставят лично нас без куска хлеба – Феодализм и Христианство (шутка: ни рубля на этом мы ещё пока не заработали. Здесь с нашей стороны наблюдается сугубая чистая любовь к Науке и Искусствам – СК).
    В связи с чем и вспоминается фраза сатирика А.Хайта. На вопрос из зала «А когда же закончится мультсериал «Ну погоди!», сей маститый юморист ответил: «Нескоро! Вы же не хотите, чтобы авторы мультиков о волке и зайце умерли от голода?..».
    А потому в заключение данного Раздела 7.213 мы фрагментарно процитируем (с нашими комментариями) статью В.ЯРХО «Свободные люди. Как разбойники стали королями» (причём речь здесь не идёт о некоторых «неискоренимых и несменяемых» президентах стран СНГ) из №472017г журнала «Загадки Истории»:

    «Франки – не название отдельного народа, а определение группы племён, живших в районе Нижнего Рейна. В переводе с древнегерманского слово «франк» означает «свободный, смелый, вдохновленный», так как первоначально франками назывались прибрежные разбойники, занимавшиеся пиратством вдоль берегов Германского моря. Постепенно они превратились в некую межплеменную общность и их стали считать отдельным народом…
Блаженный Иероним так написал о происхождении франков, со ссылкой на Вергилия: первым царём у них был Приам, а вторым стал Фриг. При нём народ разделился на две части, одна из которых отправилась в Македонию, а другая, названная по Фригу фригами, осела на берегах Дуная и моря Океана. Здесь люди снова разделились на две части: одни вместе с королём Франком дошли до Европы и осели на берегах Рейна. Другие же остались на берегах Дуная, избрали короля по имени Торквот и стали именоваться турками. Те же, кто был с Франком, стали называться франками.
Первые упоминания о франках относятся к 291 году. франки делились на разные племена, во главе которых стояли конунги. Господствующим племенем среди них стали франки салические (получившие название от реки Салы) под управлением рода Меровингов. Их отличительным признаком были длинные, никогда не стригшиеся волосы.
Суровый основатель королевства
К IVвеку н.э. франки переселяются в Галлию, где становятся подданными Западной Римской империи /но не восточной – с Византией во главе – СК/. Король франков Хильдерик (а затем и его сын Хлодвик) служили в римских войсках. Последний даже какое-то время носил римский титул проконсула.
Когда же Римская империя пала, Хлодвиг стал правителем нового Франкского государства. В 486г он разбил при Суассоне римского наместника и завладел его областью. Впоследствии здесь (в городе Париже!) Хлодвиг утвердил свою резиденцию. Затем Хлодвиг покорил племена алеманнов и вестготов.
Но власть короля Хлодвига была непререкаема только для покорённых им народов. Франки же считали себя свободными людьми и подчинялись королю без священного трепета. Для их повиновения Хлодвигу приходилось применять особые средства…
По свидетельству епископа Григория Турского, жившего в 6 веке, однажды в Суассоне франки ограбили христианскую церковь. Досталась богатая добыча, в том числе редкая чаша. Но к королю пришёл епископ города с просьбой возвратить священный сосуд. Хлодвиг без колебаний согласился и попросил своё войско отдать ему-королю эту чашу сверх его королевской доли. Большинство франков согласилось уступить королю. Но один франк сердито заявил, что Хлодвигу достанется лишь то, что выпадет по жребию, и рассёк злополучную чашу мечом. Хлодвиг сдержался, ничем не выказав уязвленного самолюбия. Но некоторое время спустя (во время традиционного смотра войска) король подошёл к бунтовщику и со словами «Ни у кого нет такого дурного оружия, как у тебя!» вырвал из его рук секиру и бросил её наземь. Когда же воин нагнулся поднять свою секиру, король мечом рассёк ему голову, проговорив: «Вот так ты поступил с моей чашей в Суассоне!».
Зависимость короля от мнения народа проявилось и в другом случае /т.о., на первых этапах феодализации общества король/князь-воевода был первым из равных, но над ним стояли Верховный языческий жрец и народное Вече (так было в нашей Неманской Руси, а затем и в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском -- до начала 1400-х годов, в Пскове и Новгороде -- до захвата его московским князем Иваном Третьим в конце 1400-х гг, а до того и во всех городах Киевской Руси) плюс мнение его королевской (княжеской) дружины. Такая расстановка сил (своеобразное до-феодальное демократическое разделение властей – система сдержек и противовесов, которая ныне узаконена во всех демократических странах, кроме Беларуси диктатора Лукашенко) не позволяла князю-воеводе захватить абсолютную власть в своём племени/народе и долго выдерживала напор новых феодалов, сторону которых меркантильно приняла и младая христианская церковь – в конце концов своим этим союзом (феодалы плюс церковь) поработившие народы. И если в 11 веке в языческой республике Новгороде даже 6-летние дети вполне владели грамотой (см. 1070 найденных в Новгороде берестяных грамот, в их числе и детские), то после многовекового христианского владычества умами и душами россиян (и сопутствующего этому процессу крепостному праву) грамотность нашего населения катастрофически снизилась (вспомним письмо Ваньки Жукова своему деду, из рассказа А.Чехова) – это ли не есть яркий показатель «благих последствий» уничтожения древней религии наших предков христианством? И каких глобальных успехов достигли Китай и Япония, чтящие свои многовековые традиционные культуру и религию – СК/.
Жена Хлодвига -- бургундская принцесса Клотильда, была христианской и давно убеждала мужа оставит язычество. Но тот упорно отказывался, заявляя, что его засмеёт народ. И вот, во время битвы с алеманами, когда неприятель начал брать верх, Хлодвиг громким голосом воззвал к Всевышнему, пообещав креститься, если одержит победу! В его войске уже было много христиан /как и в дружине нашего князя-воителя Святослава во время его болгарских походов. После предательства христиан своей дружины в битве с византийцами-христианами, Святослав затем казнил их на острове Березань, что под Очаковом (на месте той казни мне довелось побывать в июне 1975г) – СК/, которые (услышав королевский обет) воодушевились и переломили ход сражения /т.е., понимай, в битве с язычниками христиане Хлодвига были на стороне своего короля -- а в битве с христианами как бы повели себя воины-христиане Хлодвига?? Как и конъюнктурные христиане Святослава, предавая своего короля?.. А вот честные воины-язычники никогда не предавали своего руководителя! В военном суровом деле не должно быть никакой двойственной идеологии – только патриотизм! Поэтому ни одна разведка мира не пользуется услугами, например, гомосексуалистов (у этих товарищей иные интересы, акромя патриотизма). И ещё, о христианстве и последствиях его введения. Много поимев горя от агрессивных своих соседей-тевтонов (на тот момент уже окатоличенных), первые князья Польши решили внедрить у себя католичество, наивно полагая, что после такого шага тевтоны перестанут грабить поляков. Но поляки сурово ошиблись: грабитель не может жить без грабежа, и если все вокруг уже стали католиками, грабитель переключается на католиков, насилуя своих «братьев по вере» – СК/.
После этого Хлодвиг был торжественно крещён епископом Ремигием /так происходило порождение опасного союза феодалов и церкви, приведшее к новой форме рабства (крепостничество, рабочее быдло) в Зап. Европе, Польше и Руси – СК/.
Вместе с королём в Реймсе крестились и 3 тысячи его воинов-язычников. В итоге франки расширили границы своего королевства до Луары и Арденнских гор, а столицей был избран Париж.
Бесстрашные воины
По свидетельству современников, франки были рослыми и очень крепкими людьми. Вооружённые большой секирой и длинным щитом, они /не стриженные и небритые – СК/ одним своим появлением наводили ужас на врагов.
Гало-римский писатель Сидоний Апполинарий (5 век) так характеризовал их боевые способности: «Франки Хлодвига метали свои секиры и копья с удивительной силой, владели чрезвычайно искусно щитами и бросались на врага с такой стремительностью, что, казалось, ни опережали пущенными ими же дротики… Если пущенное копьё попадало в щит противника, то бросивший его в несколько прыжков достигал врага и, навалившись на него всей своей тяжестью, оттягивал таким образом щит книзу, обнажал неприятеля и затем рассекал его мечом или секирой».
Ему вторил византийский поэт и историк Агафий: «Оружие и одежда франков просты и изготавливаются самими воинами; лат они вовсе не употребляют… одежда их широкие кожаные или полотняные штаны; на правом бедре висит длинный меч, на левой руке щит… сражаются пешие, употребляя для нападения обоюдоострые секиры и копья с зазубренным остроконечником».
Сохранились свидетельства и о внешнем образе франков /но, видимо, более поздних веков – СК/: «У них светлые глаза серо-голубого оттенка. Они чисто выбриты и вместо бороды носят редкие усы, за которыми прилежно ухаживают, расчёсывая гребнем. Тесная одежда облегает стройное тело мужчин; одежда высоко подобрана, настолько, что видны колени, широкий пояс охватывает их узкую талию. Они развлекаются тем, что бросают двулезвенные топоры на большое расстояние…» -- сообщает Сидоний Аполлинарий /в 1956-63гг в Гродно наша семья жила в старинном доме, предоставленном военнослужащим Советской Армии (наш дом располагался внутри комплекса старинных дворцовых зданий по ул. Ожешко и ул.Энгельса, в которых некогда доживал отрекшийся от королевского титула в 1795г в Гродно экс-король Польши князь Станислав Август Понятовский, неформальный муж Екатерины Второй). Понятное дело, во всех наших коммунальных квартирах тогда было ещё печное отопление. И летом возникала проблема заготовки дров. Это у нас решалось следующим образом: семья (нуждающаяся в дровах) нам-детворе обещала купить мороженого «до отвала», и мы, 10-15-летние сыновья боевых офицеров (разделившись на две-три группы по 4-5 человека в каждой), бодро принимались пилить и колоть – до кровавых мозолей! -- уже завезённые к нам во двор кубометры брёвен, сильно укрепляя свою мускулатуру, трудолюбие и выносливость. А так как в то время в кинотеатрах как раз пошли фильмы об индейцах, то мы заимели новую привычку -- стали метать в деревянные щиты свои персональные «томагавки»-топоры юных дровосеков. Достаточно успешно… Это, так сказать, о пользе печного отопления во взращивании древнего воинственного духа в подрастающем поколении. Причём не было ни единого случая, чтобы чья-то мать возопила об опасности пилки дров-колке для малолеток и нашего топорного мастерства «индейцев» -- СК/.
Имели франки и конницу, которая слаженно действовала вместе с лёгкой пехотой. Согласованность достигалась тем, что каждый всадник выбирал себе сотоварища-пехотинца для взаимной защиты. Используя метательное оружие, бой начинала пехота и затем следовала в атаку за конницей /т.е. франки ещё были и прекрасными спринтерами-стайерами – СК/. При неудаче пехотинцы прикрывали отступление…
Франки умели сражаться в строю и врассыпную, но воевать конным строем так и не научились.
От Меровингов к Каролингам
Со смертью Хлодвига в 511г государство франков разделилось между его сыновьями /и это неизбежно привело к ослаблению державы и кровным междоусобицам. Поэтому в более зрелых феодальных обществах отчина оставлялась старшему сыну, а все остальные детки должны были добывать свой удел собственным горбом. Из-за этого порядка и возникли, например, вики – поселения молодых скандинавов-викингов, объединившихся для совместных грабежей и странствий – СК/.
При внуках Хлодвига раздел государства франков продолжился, и оно распалось на 4 королевства: Нейстрию, Австразию, Аквитанию и Бургундию. Неизбежным следствием этого стали жестокие междоусобицы в семье Меровингов /и даже как бы объединяющее влияние христианства не помогло от междоусобиц и развала государств – СК/.
Последним значительным королём из рода Меровингов (он ещё обладал реальной властью) был Дагоберт Первый. После его смерти в 639г начинается так наз. «Эпоха ленивых королей», так как все занимавшие престол наследники выродились в бездеятельных и ничтожных правителей /с детства избавленных от необходимости пилки/колки дров (шутка, с намёком) – СК/. При них руководство государством фактически перешло к майордомам – управителям королевских имений. Распоряжаясь раздачей поместий, майордомы привлекли на свою сторону франкских вельмож и сосредоточили в своих руках реальную власть, которую передавали по наследству /погрязший в роскоши Рим погиб после того, как насытил свою армию солдатами из варварских племён, прибравших затем к рукам реальную власть. Ленивые небедные Меровинги сошли с политической арены, утратив реальную власть иным путём – через взращивание своих майордомов… Т.о. существует бесчисленное количество способов утраты Власти, но в основе их лежит одно единственное качество (необходимое и достаточное): Лень! – в мозгах и в членах-чреслах. Как вы думаете – из-за чего уже скоро утратят мировую свою власть снобы-США?..
(ответ: из-за комплекса всех изживших себя роскошью и растлением Империй (духовным и физическим растлением, властью Золотого тельца), особенно тех из них, которые не имели многовековых традиций и культуры, вроде тех же аббревиатурных США) -- СК/.
Что же касается Меровингов, то они довольствовались своим королевским титулом, традиционно носили длинные волосы и скромно жили в уединённых замках… и вели себя так, как им рекомендовали майордомы. Пышного двора и свиты они уже не имели, и выезжали из замка в колеснице, запряженной быками и управляемой обычным погонщиком /а так, пожалуй, и безопаснее…-- СК/.
Во второй половине 6 – начале 7 века франки вели войны с аварами, готами и византийцами. В 732г они спасли Европу от вторжения арабов (разбив их в битве при Пуатье)… И майордом франков Карл за силу, с которой он наносил удары неприятелю, получил прозвание Мартелл, т.е. Молот.
Ему наследовал сын Пипин Короткий, так прозванный за свой малый рост. Но это обстоятельство не помешало ему обладать огромной физической силой. Пипин провозгласил себя королём в 751г и заключил в монастырь последнего Меровинга – Хильдерика Третьего.
Святой епископ Бонифаций свершил помазание Пипина в короли франков в аббатстве Сен-Дени близ Парижа в 752г, тем самым покончив с династией Меровингов. С его восшествием на престол начинается история новой династии – Каролингов. Она получила своё название по имени сына Пипина Короткого – Карла Великого.
При Карле Великом каролингская держава достигла наибольшего могущества. Получив власть в 768г, Карл предпринял ряд походов, в результате которых государство франков стало простираться от Фризии на Северном море до северо-восточной Адриатики. В него также вошли значительные части Испании и Италии. Но созданная Карлом Великим империя распалась уже в следующем столетии. На её территории появились несколько отдельных королевств: Франция, Германия, Италия, Прованс, Бургундия, Лотарингия и Наварра.
А вскоре на историческую арену вышла новая сила – началась Эпоха викингов»
(продолжение следует)
Прим. С.Канунникова, 05.03.2018г, Подмосковье
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анна Византийская Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 25 октября 2017; проверки требуют 18 правок.
Анна Византийская греч. Άννα
Рождение: 13 марта 963
Византия Смерть: 1011/1012
Киев Место погребения: Отец: Роман II Мать: Феофано Супруг: Владимир Святославич Дети: неизвестно В Википедии есть статьи о других людях с именем Царица Анна.
Анна Византийская (греч. Άννα, 13 марта 9631011/1012) — византийская царевна из Македонской династии (царица по ПВЛ), жена киевского великого князя Владимира Святославича, крестителя Руси[1].
После захвата русами греческого города Корсунь в Крыму родная сестра византийского императора Василия II была отправлена в жёны князю Владимиру, чтобы выполнить условия соглашения о русской военной помощи Византии.
Содержание
Биография
Византийская царевна
Анна родилась 13 марта 963 года в семье византийского императора Романа II и Феофаны. Лев Диакон, описывал Феофано как «наиболее прекрасную, обольстительную и утонченную женщину своего времени, одинаково выделявшуюся своей красотой, способностями, честолюбием и порочностью». Дочь константинопольского харчевника Кротира, выходца из Армении, она наречена была в детстве Анастасией[2].
Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгаробойцы (9761025) и его брата-соправителя Константина VIII (9761028). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.
По сообщению Скилицы, смерть 24-летнего Романа II была вызвана «изнурением плоти позорнейшими и сластолюбивыми поступками», но по слухам он был отравлен. Императором стал командующий войсками Востока Никифор II Фока, сразу женившийся на матери Анны, царице Феофано.
Дед Анны, император Константин VII Багрянородный написал для сына (949) трактат «Об управлении империей», в котором выразил отношение правителей Византии к династическим бракам с варварскими северными народами, в числе которых он указал и русов:
«Если когда-либо народ какой-нибудь из этих неверных и нечестивых северных племен попросит о родстве через брак с василевсом ромеев, то есть либо дочь его получить в жены, либо выдать свою дочь, василевсу ли в жены или сыну василевса, должно тебе отклонить и эту их неразумную просьбу […] Поскольку каждый народ имеет различные обычаи, разные законы и установления, он должен держаться своих порядков, и союзы для смешения жизней заключать и творить внутри одного и того же народа.»
Исключение Константин Багрянородный сделал для правящих домов Западной Европы, «франков». Однако обстоятельства вынуждали греческих императоров вступать в родство с соседями. Так, Никифор II Фока хотел женить своих пасынков Василия II и Константина VIII на болгарских царевнах, но был свергнут с трона своей женой Феофано, возведшей на престол Иоанна I Цимисхия.
Цимисхий, однако, не стал жениться на Феофано, как она того ожидала, а отправил её в изгнание. Вместе с матерью, вероятно, последовала и 6-летняя Анна[3].
Только после смерти Иоанна Цимисхия (976) повзрослевшие Василий II и Константин VIII стали править сами, а багрянородная[4] Анна стала завидной невестой, чьей руки добивались правители соседних стран. Её отличали не только знатность и богатство, но, возможно, и красота: хотя описаний внешности Анны не сохранилось, но она могла походить на братьев — голубоглазых, светловолосых, небольшого роста и красивого телосложения. Современники дали ей прозвище Руфа (Рыжая)[3].
Сватовство германцев, франков и болгар
Хронист XI века Титмар Мерзебургский упомянул о том, что Анна была просватана за наследника Священной Римской империи Оттона III: «Взяв себе из Греции жену, по имени Елена, которая была просватана за Оттона III, но коварным образом отнята у него, он [Владимир] по её убеждению принял святую христианскую веру.»[5] Оттон III родился в 980 и стал императором в 983, Анна была старше его на 17 лет. Возможно Титмар спутал не только её имя, но и жениха. Отец Оттона III, император Оттон II действительно хотел взять в жёны византийскую царевну императорской крови, но в результате в 972 женился на 12-летней Феофано, которая была возможно племянницей византийского императора Иоанна I Цимисхия.
В 988 французский король Гуго Капет обратился с письмом к византийским императорам, желая подобрать для своего сына Роберта II «равную ему невесту».[6] Отец короновал Роберта II в декабре 987, и брак должен был укрепить положение новой династии Капетингов во Франции. Гуго Капет не назвал имени невесты[7], 16-летнему Роберту II скорее подходила в жёны Евдокия, дочь императора Константина VIII (другие дочери Зоя и Феодора были младше), нежели Анна, однако в династических браках возраст не всегда принимался во внимание. По неизвестным причинам[8] родственный союз не состоялся. Королевой Франции стала через 60 лет (1051) другая Анна, дочь киевского князя Ярослава, выйдя замуж за сына Роберта II, короля Генриха I.
Ещё более запутанную историю рассказывает армянский историк Стефан Таронский (Асохик) о сватовстве к Анне (986) одного из болгарских князей:
«В том же году[9] царь Василий отправил его [митрополита Севастии] в страну Булхаров водворить мир. Булхария просила царя Василия отдать сестру свою замуж за её царя. Император в сопровождении митрополита отправил какую-то женщину из своих подданных, похожую на сестру свою. По прибытии той женщины в страну Булхаров, узнали кто она, и потому осудили митрополита как прелюбодея и обманщика; цари булхарские сожгли его, обложив хворостом и соломой.»[10]
Асохик сообщил об этом случае прежде всего, чтобы отметить возмездие, постигшее севастийского митрополита, который притеснял армянских священнослужителей, болгарские дела его интересовали меньше. Историки сомневаются в согласии Василия II породниться через брак с вождём страны, недавно восставшей против византийского владычества. Тем более странен подобный брак на фоне неудачного похода Василия на болгар в том же (986) году.
А. В. Назаренко полагает, что на деле у Асохика речь идёт о подмене невесты киевского князя Владимира, который по «Житию» монаха Иакова в 988 году ходил на днепровские пороги, возможно как раз для встречи Анны.[11] Если действительно подмена имела место, это могло дать основание князю двинуться на Корсунь и захватить её на следующий год. По версии Н. Н. Никитенко о заключении династического брака князя Владимира и царевны Анны рассказывают светские фрески двух лестничных башен Софии Киевской, ведущих на княжеские хоры[12].
Русская княгиня
Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения[13]. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»
По другой версии, женитьба на Анне и предшествующее этому крещение стало результатом просьбы о помощи со стороны византийского императора Василия II, власти которого угрожал мятежный военачальник Варда Фока. Не имея достаточных сил для борьбы с Фокой, Василий отправил Владимиру просьбу о помощи и пообещал за неё не только обычную денежную выплату, но и руку своей сестры Анны. Владимир послал в Византию дружину из 6000 человек и мятеж был подавлен. Теперь Киевский князь мог жениться на Анне, но необходимо было выполнить ещё одно условие: Владимир должен был креститься сам и крестить свой народ. Владимир выполнил условие ради престижного брака с сестрой правящего византийского императора[14].
Арабский историк XI века Абу Шоджа ар-Рудравери поддерживает версию летописи о решающей роли Анны в крещении князя Владимира:
«Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство.»[15]
При встрече Анна убедила Владимира Святославича принять христианство поскорей. После крещения тут же совершили по христианскому обряду бракосочетание. Вернув Корсунь Византии, князь Владимир с Анной вернулся в Киев, где приступил к крещению народа. Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский заметил, что Анна усердно участвовала в распространении православия на Руси, «построив многие церкви». В церковном уставе Владимира говорится о том, что князь советовался с женой в делах церковных: «сгадав аз с своею княгинею Анною».[16]
Анну в летописи именовали не княгиней, как обычно — но царицей[17], сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном.[18]
Анна скончалась в году 6519 от сотворения мира по византийскому календарю, что соответствует 1011/1012 году (новый год считали с 1 сентября), за 4 года до смерти князя Владимира. Как сообщил Титмар Мерзебургский, её гробница находилась в церкви Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей св. Владимира Крестителя.
Спустя примерно 35 лет на Руси появилась ещё одна царица — Мономахиня, дочь (или племянница) византийского императора Константина IX Мономаха, жена князя Всеволода Ярославича и мать Владимира Мономаха. Она не была багрянородной, то есть рождена до воцарения Константина Мономаха. Её история осталась неизвестной, и даже имя известно лишь предположительно: Мария[19] или, по другим источникам, Анастасия[20]. В литературе её часто также называют Анной, путая с её дочерью или с христианским именем её свекрови Ингегерды.
Дети
Летописи ничего не сообщают о детях Анны, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё была дочь, но точных данных нет.
Татищев пишет, что от неё у Владимира была дочь Мария, супруга Казимира I, короля польского[21].
Анна Византийская в беллетристике
Анна Византийская выступает одним из заметных персонажей исторического романа «Голубь над Понтом» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского. Об Анне рассказывает историко-документальная книга Н. Никитенко "От Царьграда до Киева: Анна Порфирородная; Мудрый или Окаянный?" Киев, 2012. 327 с.
В современной культуре
См. также
Примечания
↑ Показывать компактно
  1. Анна (имя жен и дочерей русских князей и государей) // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  2. Как армянка Анна Русь крестила. Анна Византийская. noev-kovcheg.ru. Проверено 27 августа 2016.
  1. Л.Е. Морозова. Великие и неизвестные женщины Древней Руси.
  2. Багрянородная — по словам византийского хрониста Михаила Пселла это означало рождённая в багряных пелёнках. Багряный цвет считался императорским, рождённый во время правления своих императорских родителей обладал несомненным правом на византийский престол. Синоним — порфирородная.
  3. Титмар Мерзебургский, Хроника, кн.7
  4. Письмо № 111 Герберта Орильякского (в книге: Рихер Реймский, «История», с.210)
  5. Согласно практике выбор невесты оставался за византийской стороной. Германский император Оттон II женился на Феофано, однако Титмар Мерзебургский отметил некоторое неудовольствие Оттона II, что Феофано не была византийской царевной, а лишь племянницей византийского императора.
  6. Некоторые историки полагают, что целью сватовства была именно Анна. Анна должна быть просватана за киевского князя Владимира примерно в 987, чтобы полученное в обмен русское войско успело прибыть в Византию в 988.
  7. 435 год армянского летоисчисления, то есть 986
  8. Стефан Таронский (Асохик), Всеобщая история, кн.3, гл.22
  9. А. В. Назаренко, Равноапостольный князь Киевский Владимир Святославич, статья из VIII т. «Православной энциклопедии», М. 2004: [1]
  10. Н. Н. Никитенко. Русь и Византия в монументальном комплексе Софии Киевской: Историческая проблематика. Киев, 1999. С. 65 — 122
  11. Анна (супруга Владимира Святославича) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  12. Харрис, 2017, с. 187.
  13. Кримський А., Кезма Т. Оповідання арабського історика XI в. Абу Шоджі Рудраверського про те, як охрестилася Русь // Ювілейний зб. на пошану акад. Д. Багалія. К., 1927. С. 383—395
  14. Список краткой редакции Церковного Устава св. князя Владимира
  15. Др.-русск. цесарица — производное от лат. Caesar (император)
  16. См. церковный устав Владимира.
  17. По найденной свинцовой печати с именем Мария Мономаха
  18. По синодикам Выдубицкого монастыря в Киеве
  19. Василий Никитич Татищев. История Российская. Первая редакция
Литература
  • Джонатан Харрис. Византия. История исчезнувшей империи = JONATHAN HARRIS. The Lost World of Byzantium. — М.: Альпина Нон-фикшн, 2017.
Ссылки
[⛭
Княжение Владимира Святославича (970—1015)
События Военные походы Семья Родители
Святослав Игоревич
Малуша
Жёны (подробнее)
Рогнеда Рогволодовна
Анна Византийская
Сыновья
Вышеслав
Святополк
Изяслав
Ярослав
Борис
Глеб
Святослав
Всеволод
Мстислав
Позвизд
Станислав
Судислав
Дочери
Предслава
Премислава
Мстислава
Мария Добронега Категории:
Навигация
Поиск
Начало формы Конец формы Участие
Инструменты
Печать/экспорт
В других проектах
На других языках
Править ссылки
  • Эта страница последний раз была отредактирована 23 февраля 2018 в 07:22.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рогнеда Рогволодовна Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Рогнеда Рогволодовна Рогънеда
Сваты Владимира Святославича у Рогволода (слева); Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в. Княжна полоцкая
Вероисповедание: Православный крестхристианство Рождение: ок. 960 Смерть: ок. 1000
Изяславль, Полоцкое княжество Род: Рогволодовичи Имя при рождении: Рогнеда Отец: Рогволод Мать: имя неизвестно Супруг: Владимир Святославич Дети: Изяслав, Ярослав, Всеволод, Мстислав, Предслава, Премислава, Мстислава Commons-logo.svg Рогнеда Рогволодовна на Викискладе Рогне́да Рогволодовна (др.-рус. Рогънеда, белор. Рагне́да Рагвалодаўна, также Горисла́ва, в крещ. Анастаси́я; ок. 960 — ок. 1000) — княжна полоцкая, дочь князя полоцкого Рогволода, одна из жён великого князя киевского Владимира Святославича, мать князя полоцкого Изяслава Владимировича — родоначальника династии Изяславичей Полоцких, великого князя киевского Ярослава Владимировича и первого князя волынского Всеволода Владимировича (согласно «Повести временных лет»).
Содержание
Биография
Княжна Рогнеда жила в Полоцке[комм. 1] вместе с отцом — князем Рогволодом — и не названными в летописях по именам матерью и братьями. В Повести временных лет сказано: «Этот Рогволод пришёл из-за моря и держал власть свою в Полоцке». По мнению некоторых историков, правящая в Полоцке династия была иноземного (варяжского) происхождения, что доказать пытался ещё в начале XIX века Август Шлецер, указывая на имена: Рогволод — «Рёгнвальд», Рогнеда — «Рагнхильд». Рогволод, и упоминаемый вместе с ним в летописях князь туровский Тур, не принадлежали к Рюриковичам, княжившим в Киеве и остальных землях восточных славян.
Скандинавскими считают имена Рогнеды и её отца Макс Фасмер и авторитетные историки-скандинависты Е. А. Рыдзевская и Т. Н. Джаксон (указывая в качестве скандинавского оригинала имя Ragnheid, в древнеисландском нормализованном написании — Ragnheiðr). По мнению других исследователей, в частности, В. П. Тимофеева, имя Рогнеды — славянского происхождения и означает «Изнеженная властью, рождённая для власти», не указывая при этом исторических примеров славянских имён с подобными корнями. Более древней формой имени считается «Рогнедь». С конца XV века в московском летописании фигурирует также Горисла́ва, не тождественная, но весьма близкая Рогнеде[1].
События, связанные с Рогнедой, подробно изложены в «Лаврентьевской летописи». Рогнеда была объявлена невестой Ярополка Святославича, великого князя киевского. Брат Ярополка Владимир, в то время князь новгородский, был сильно унижен Рогнедой, так как тоже сватался к ней, однако был назван «робичичем» (сыном рабыни) и получил унизительный отказ: княжна считала недопустимым выйти замуж за сына наложницы, коим был Владимир. Её слова «не хочу розути робичича» свидетельствуют о знании славянского обычая разувания супруга[2]. Часть историков считает, что истинной причиной отказа Владимиру и его дальнейшего захвата Полоцка было то, что Рогволод вступил в борьбу между двумя Святославичами на стороне Ярополка. Ответ Рогнеды свидетельствовал о политическом выборе Рогволода в пользу Киева, что неминуемо вело к войне с Новгородом[источник не указан 959 дней].
Оскорблённый отказом, Владимир с войском из новгородцев, варягов, чуди и кривичей пришёл под стены Полоцка, когда Рогнеду уже собирались везти к Ярополку. Рогволод вышел против него, но потерпел поражение в битве и закрылся в городе. Весной 978 года город был взят[комм. 2]. В отместку за нанесенное оскорбление князь Владимир решил унизить и обесчестить род Рогнеды и по совету своего дяди и наставника Добрыни изнасиловал Рогнеду на глазах её родителей, после чего князь Рогволод, его жена и сыновья были убиты[3]. Это произошло во время похода Владимира на Киев, в результате которого Ярополк погиб, а Владимир стал великим князем киевским. Рогнеду он принудительно взял в жёны[4]. В это же время, по преданию, она получила имя Горислава.
Рогнеда стала второй из шести жён Владимира. Княгиня была поселена у Киева — на Лыбеди, где образовалась деревня Предславино (название связывают с именем дочери Рогнеды — Предславы; ныне часть Голосеевского района Киева)[источник не указан 959 дней].
Покушение Рогнеды на Владимира, слева — Изяслав. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.
Покушение Рогнеды на Владимира. Б. А. Чориков. 1836. Гравюра.
Владимир хочет покарать Рогнеду, но на её защиту встаёт Изяслав. Миниатюра Радзивилловской летописи, XV в.
Примерно в 987 году Рогнеда решилась отомстить за содеянное и убить мужа. Согласно легенде, Владимир приехал однажды в сельцо на Лыбеди, где жила Рогнеда, и ночью, когда он спал, она хотела заколоть его, но князь проснулся и успел отвести удар[источник не указан 959 дней].
За покушение на великого князя Рогнеде грозила смертная казнь. Разгневанный Владимир приказал жене нарядно одеться и взял в руки меч, однако на крик прибежал их первенец Изяслав и стал на защиту матери также с мечом в руках. Владимир не смог убить Рогнеду на глазах сына. Вместо этого он созвал бояр, которые посоветовали: «Не убивай её ради дитяти сего, но воздвигни отчину отца её, и отдай ей с сыном твоим».
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/8c/Zas%C5%82a%C5%ADje._%D0%97%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D1%9E%D0%B5_%285.07.2007%29.jpg/220px-Zas%C5%82a%C5%ADje._%D0%97%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B0%D1%9E%D0%B5_%285.07.2007%29.jpg
Средневековое городище Заславля — местопребывание Рогнеды и Изяслава. Памятник 1000-летию христианства в Белоруссии.
Владимир поселил Рогнеду и Изяслава в их полоцкой земле — городе в верховьях реки Свислочь, который был назван Изяславль[комм. 3]. Это предопределило правление Изяслава в Полоцке и образование полоцкой ветви Рюриковичей. Князья этой ветви считали себя Рогволодовыми внуками — по женской линии, и отчину свою вели не от пожалования Владимира Изяславу, а по наследованию от Рогволода. В Белоруссии Рогволодовичи рассматриваются[кем?] как династия, стоявшая у основания белорусской государственности.
Согласно относительно поздней «Тверской летописи»[5], в 1000 году Рогнеда постриглась перед смертью в монахини под именем Анастасия. Историки затрудняются оценить степень достоверности этого сообщения, которое не встречается в других источниках[6]. Согласно этим сведениям, перед принятием христианства Владимир предложил своей жене — матери Ярослава развод и замужество с любым из своих бояр. Однако мать Ярослава отказалась ответив: «Царицей была, а рабыней быть не хочу», а выразила желание принять постриг, что позже и сделала под именем Анастасия. Это решение якобы настолько поразило Ярослава, присутствовавшего при разговоре, что он вылечился от паралича ног. Автор Тверской летописи, который знал эту легенду о матери Ярослава, но не знал её имени, вписал в легенду Рогнеду[источник не указан 959 дней]. Отсюда пошли ещё более поздние легенды о том, что Рогнеда под именем Анастасия жила в Изяславле, где якобы для неё был основан монастырь. Но эти сведения исключительно гипотетические и не имеют подтверждения в источниках. Некоторые исследователи всё-таки связывают две легенды (о покушении и о постриге) и считают, что непосредственно после отказа выйти замуж за боярина мать Ярослава (то есть Рогнеда) и совершила ночью покушение на жизнь Владимира, правда, в таком случае действия матери Ярослава выглядят довольно непоследовательно[источник не указан 959 дней].
Рогнеда Рогволодовна умерла, вероятно, в городе Изяславле около 1000 года. Место её захоронения неизвестно. В 1866 году у деревни Черница найден склеп с богатым убранством. А. М. Сементовский предполагал, что это место захоронения Рогнеды.
Дети
Согласно «Повести временных лет» у Рогнеды с Владимиром было 4 сына и 2 дочери — Изяслав, Ярослав, Всеволод, Мстислав, Предслава и Премислава; их дочерью считается также Мстислава:
Однако ряд исследователей сомневаются в этой версии, расхождения между перечнями жен Владимира и соответственно детей в различных летописях дают основание утверждать, что эти перечни неточные и редактировались в более поздние времена[7].
В Лаврентьевской летописи и в Московском своде 1479 году у Рогнеды называется только один сын — Изяслав[8]. В вероятности летописных сведений также позволяют сомневаться непродолжительный брак Рогнеды и Владимира (1-я пол. 978 — до 988), статус жены в удалении от великокняжеского двора, три поздние языческие брака князя (с «грекиней», «чехиней» и «болгарыней») и наличие 800 наложниц[источник не указан 959 дней].
Кроме того, некоторые историки вслед за Н. И. Костомаровым высказывали сомнения о том, что Ярослав является сыном Рогнеды[9][10][11]. Однако это противоречит известиям летописей, в которых Ярослав неоднократно называется её сыном[12].
Память
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/25/Rogneda_Post_stamp.jpg/220px-Rogneda_Post_stamp.jpg
Почтовая марка. Беларусь, 1993 год.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ea/Rahva%C5%82od_Po%C5%82acki_i_Rahnieda_%28silver_coin%2C_reverse%29.gif/220px-Rahva%C5%82od_Po%C5%82acki_i_Rahnieda_%28silver_coin%2C_reverse%29.gif
Монета. Национальный банк Республики Беларусь, 2006 год.
Украина
Беларусь
Образ в искусстве
В изобразительном искусстве
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/00/Anton_Losenko._Vladimir_and_Rogneda.jpg/220px-Anton_Losenko._Vladimir_and_Rogneda.jpg
Владимир и Рогнеда. А. П. Лосенко. 1770. Масло. Государственный Русский музей.
  • изображения на миниатюрах Радзивилловской летописи, XV век (копии с более ранних, восходящих, возможно, к XI в.);
  • картина «Владимир и Рогнеда», А. Лосенко (1770);
  • гравюра «Покушение Рогнеды на Владимира», Б. А. Чориков (1836);
  • набросок «Владимир и Рогнеда», А. Бауманис (1886);
  • картина «Владимир и Рогнеда», А. И. Транковский (XIX век);
  • картина-триптих «Судьба Рогнеды, или Стена памяти», Ф. И. Янушкевич (1986);
  • картина «Владимир и Рогнеда», C. B. Грибков (XIX век);[13]
В литературе
  • повесть «Рогнеда, или Разорение Полоцка», Н. Арцыбашев (1818);
  • поэма «Рогнеда», К. Ф. Рылеев (1821 или 1822);
  • романтическая поэма «Рогнеда», И. Алякринский (1836);
  • пьеса «Полоцкое разоренье» (1892) А. Амфитеатрова
  • поэма «Рогнеда», Т. Бондарь (1985);
  • роман «Три жизни княгини Рогнеды», К. Тарасов (1986);
  • поэма «Рогнеда», И. Автамонов (Лос-Анджелес, 1988);
  • пьеса «Рогнеда», А. Дударев (1999);
  • пьеса «Рогнеда», В. Киселёва и О. Стрельченко (2012, премьера — 26 мая 2012, Полоцк).
  • роман в стиле исторического фэнтези «Колдун» Ольги Григорьевой.
В музыке
В хореографии
В кино
Комментарии
  1. На территории нынешней Витебской области (Белоруссия).
  2. «Повесть временных лет» относит войну Владимира и Ярополка, захват Полоцка и последующее вокняжение Владимира в Киеве к 6488 (980) году. Однако в «Памяти и похвале князю Русскому Владимиру» Иакова Мниха указано, что Владимир вокняжился в Киеве 11 июня 6486 (978) года. Подробнее см. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 1. — С. 87—88.
  3. Ныне город Заславль Минского района Минской области (Белоруссия).
Примечания
↑ Показывать компактно
  1. Francis Butler. The «Legend of Gorislava» (not «Rogned’» or «Rogneda»): An Edition, Commentary, and Translation // Dubitando: Studies in History and Culture in Honor of Donald Ostrowski. Ed. by Brian J. Boeck, Russell E. Martin, Daniel Rowland. — Bloomington: Slavica Publishers, 2012. — PP. 335—337.
  2. Тимофеев В. П. Другое Слово о полку Игореве. — ISBN 5-9533-1543-0
  3. Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — 1. — С. 92—93.
  4. Владимир (русские князья) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. ПСРЛ, XV, 113
  6. Успенский Ф. Б. Скандинавы — варяги — Русь: Историко-филологические очерки
  7. Заяц Ю. А. Заславль в эпоху феодализма. — Мн.: Навука і тэхніка, 1995.
  8. Рукавишников А. В. Почему полоцкие князья были сосланы в Византию: Свидетельства источников // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. — 2003. — № № 2 (12). — С. С. 99-111.
  9. Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. — М.: Издательство МГУ, 1977. — С. 275—276.
  10. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М., 1991. — С. 8.
  11. Кузьмин А. Г. Ярослав Мудрый // Великие государственные деятели России. — М., 1996. — С. 26.
  12. Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый.
  13. Ховратович И. П. Иллюстрированая хронология истории Беларуси / под ред. Г. П. Пашков и др. — Мн.: «БелЭн», 1998. — С. 20. — 424 с. — 5 000 экз. — ISBN 985-11-0116-8.
  14. http://acaraj-kut.blogspot.ru/2014/01/1-2012.html
  15. https://vk.com/club76077276
Литература
  • Карпов А. Ю. Владимир Святой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Молодая гвардия, 1. — 454 с. — (Жизнь замечательных людей: Серия биографий; Вып. 1114 (914)). — 5 000 экз. — ISBN 5-235-02742-6.
  • Саверчанка И. Занатоўкі пра Рагнеду. Нараджэнне фемінізму на Беларусі // Роднае слова. — Мн.: 2008. — № 8. — С. 3. (белор.)
  • Чамярыцкі В. Летапісныя рэдакцыі падання пра Рагнеду // Беларусіка — Albaruthenica. Кн. 9. 480 год беларускага кнігадрукавання: Матэрыялы Трэціх Скарынаўскіх чытанняў / Гал. рэд. А. Мальдзіс і інш. Мн., 1998. С. 163—169. (белор.)
  • Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у русских князей в X—XVI вв. Династическая история сквозь призму антропонимики. — М.: «Индрик», 2006. — 904 с. — 1000 экз. — ISBN 5-85759-339-5
  • Заяц Ю. А. Заславль в эпоху феодализма. —Мн.: Навука і тэхніка, 1995. —207 с.: іл.
  • Рукавишников А. В. Почему полоцкие князья были сосланы в Византию: Свидетельства источников // Древняя Русь: Вопросы медиевистики. 2003. № 2 (12). С. 99-111
  • Кузьмин А. Г. Начальные этапы древнерусского летописания. — М.: Издательство МГУ, 1977. — С. 275—276.
  • Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей. — М., 1991. — С. 8.
  • Кузьмин А. Г. Ярослав Мудрый // Великие государственные деятели России. — М., 1996. — С. 26.
  • Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый
Ссылки
Записки эмигрантки: Жены князя Владимира не-Красное Солнышко Posted by admin on January 10, 2012 in Судьбы |

Владимир Святой почитается Русской Православной Церковью как равноапостольный. Но до крещения его жизнь напоминала если не триллер, то драму точно. Особенно тяжким испытания выпадали на долю его жен и наложниц.
Нашла немного материала именно о них.
Князь Владимир был бастардом – сыном князя Святослава и ключницы Малуши. Но князь сына признал и даже наделил его землями. За два года до смерти Святослав раздал свои земли сыновьям: Киев — Ярополку, Древлянскую землю — Олегу, Новгород — Владимиру. Через три года после смерти отца Ярополк и Олег поссорились, брат пошел на брата, Ярополк убил Олега, по приказу Владимира был убит Ярополк. Так вся власть над землями Святослава оказалась в одних руках. А было в то время Владимиру и Ярополку около 15 лет, а Олегу — чуть больше.
К слову, мать Владимира, Малуша, была рабыней не по рождению, но в силу судьбы: дочь древлянского князя Мала, она была захвачена во время военного похода. Но в глазах потенциальных невест Владимира это ничего не меняло. Его называли “робичич”, то есть ребенок рабыни. На роль жены Владимир присмотрел дочь полоцкого князя Рогвольда Рогнеду. «Хочю пояти дщерь твою собе в жене», — с этими словами Владимир отправил посланцев к полоцкому князю, так рассказывает о «сватовстве» «Повесть временных лет». Но Рогнеда проявила характер и на вопрос отца, согласна ли она выйти замуж за Владимира, ответила: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Рогнеда пожелала стать невестою Ярополка и наотрез отказалась выйти замуж за сына рабыни и выполнить обряд разувания мужа в знак своей покорности.
Оскорблённое самолюбие киевского князя привело его в том же 976 году в Полоцк повторно, уже с большим войском. Полоцк был сожжён, Рогволод убит, Рогнеда стала женой Владимира против своей воли.
Впрочем, и женой она была далеко не первой, так как был Владимир в те времена язычником. И помимо даже официальных жён, имел достаточно большой гарем менее родовитых наложниц.
Но, тем не менее, прожила Рогнеда (под именем Гореслава) женой Владимира двенадцать лет, родив ему четырёх сыновей – Изяслава, Ярослава, Мстислава и Всеволода.
Но гордая Рогнеда вовсе не желала быть смирной рабой своего супруга. В Суздальской летописи рассказывается, как однажды Рогнеда чуть было не зарезала заглянувшего к ней на огонек и заснувшего мужа, но Владимир, внезапно проснувшись, успел схватить ее за руку и остался жив. Разгневанный князь приказал Рогнеде готовиться к смерти, а перед смертью велел ей принарядиться, как в день свадьбы. Рогнеда выполнила приказ мужа, но успела научить маленького сына, чтобы он, как только войдет отец, появился перед ним с мечом в руках и сказал: «Ты тут не один, о родитель! Сын будет свидетелем». Сынок так и сделал. Слова и вид ребенка настолько поразили Владимира, что он бросил меч, которым собирался пронзить жену, и не только оставил жизнь матери и ребенку, но построил им город Изяславль и Полоцкую землю отдал во владение.
Как уже было сказано, Рогнеда родила Владимиру еще трех сыновей (Мстислава, Всеволода и Ярослава) и двух дочерей (Предславу и Марию Доброгневу, впоследствии ставшую женой польского короля).
«Сам любя жены и блуженье многое», Владимир имел немало жен и несколько сот (говорят, до 800) наложниц. «Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора», — писал Карамзин. Сохранились имена некоторых из жен: Олофи (из Скандинавии), Адель (из Чехии), Манфреда (из Болгарии), Юлия (гречанка, жена Ярополка). С Юлией дело обстояло весьма печально: ее Владимир захватил беременной, и вскоре она родила Святополка.
По одному из вариантов «Корсуньской легенды», Владимир просил в жены дочь корсуньского князя. Но получил отказ. И тогда он взял Корсунь (Херсонес) хитростью, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал ее за предателя замуж.
Но вообще-то ужасаться и потрясать феминистическими мечами нечего – Владимир вел обычную жизнь обычного языческого правителя, ничем не отличаясь от своих европейских собратьев по трону и власти. Все изменилось в 988 году, когда, по свидетельству «Повести временных лет», Владимир женился еще раз.

Византийская принцесса Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы (976—1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976—1028). Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года. Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения. Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»
По преданию, во время ожидания невесты у Владимира разболелись глаза, и он перестал видеть. Приехавшая в Корсунь Анна посоветовала ему побыстрее креститься, чтобы получить исцеление. Князь крестился (в крещении получил имя Василий) и выздоровел — он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку (согласно Древнейшему своду 1039 года князь крестился в Киеве). «В вено за жену свою» вернул Владимир Корсунь грекам.
Анну в летописи именовали не как обычно — княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном. Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё была дочь, но точных данных нет.
По возвращении в Киев с молодой супругой Владимир крестил своих сыновей, а женам разрешил выйти замуж по своему разумению и выделил им приданое. Рогнеда основала монастырь и постриглась в монахини под именем Анастасии.
Анна умерла за четыре года до кончины супруга, летописи говорят, что князь Владимир женился еще один раз – в 1007 году на немке, внучке Оттона I Великого.
Однако похоронен князь рядом с могилой царицы Анны.
... other posts by vardenadams_k306y8km

7 Comments

  • https://secure.gravatar.com/avatar/6fd9cbbd1cb99c7bc25ac76972e43490?s=60&d=mm&r=gНэлка says:
November 8, 2015 at 1:55 pm
Спасиба за рассказ, за жизненную историю Руси. Так сочно написано – прям прочувствовала ту древний мир, житие тех людей. Очень легко читается и хорошо запоминается. Благодарю.
» Reply to this Comment «
    • https://secure.gravatar.com/avatar/d9aaed299a04d45284f93ff1c370460c?s=60&d=mm&r=gMrs.Adams says:
November 8, 2015 at 5:18 pm
Добро пожаловать





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 35
© 06.03.2018 Сергей Канунников
Свидетельство о публикации: izba-2018-2217031

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература












1