"Край издревле нам родной", ч.3 "Татары, караимы и евреи в Великом княжестве Литовском, Русском и Жемойтском"


«Ex libris Край издревле нам родной, ч. 3»

Татары переселены в Литву великим князем Витовтом в 1395 и 1398 годах из числа взятых им в плен под Азовом. Вместе с Татарами Витовт переселил из Крыма около 400 семейств Караимов /понимай, и Крым в те времена имел прямое отношение к ВКЛ. Отметим, Караимы в Крым бежали из Хазарии в Х веке. Уникально племя Караимов! Это тоже иудеи, но в корне отличающиеся своей религией от весьма ныне распространённых евреев-талмудистов, так как продолжают придерживаться традиционной религии Израиля. И, что очень интересно!, категорически не приемлющие ложь, двуличие, предательство, однако имеют заметную склонность к сибаритству. Подробнее о караимах можно почитать у Л.Гумилёва в книге «Древняя Русь и Великая степь». «Сов. энциклоп. Словарь» пишет, что караимы небольшими группами живут в Украине и Литве (общая их численность в СССР в 1970 г была 4,6 тыс. человек), а также в Польше; язык караимский. В июне 1975-го во время экскурсии в Тракай (30 км от Вильнюса) мы набрели на поселение караимов, которых там 400 лет до того поселил великий князь Витовт – С.К./.
Поселённым в Литве Татарам Витовт предоставил права гражданства, совершенную свободу вероисповедания и образовал из них колонии в Вильне на Лукишках, на берегах Ваки, в Сорок-Татарах, в Немеже, а также в уездах Лидском, Трокском /ныне в Тракайском – С.К./, Ошмянском, Новогрудском, Брестском, на Волыни и в нынешней Сувалкской губернии /и её тов. Сталин в 1945г тоже отдал Польше – С.К./.
Дав татарам разные привилегии и облагодетельствовав, он приобрёл верных подданных /подтверждаю: честные, отзывчивые, порядочные люди! Например, у волжских бурлаков кашеваром-экономом всегда был татарин – бескорыстные, открытые люди. Ныне в Гродно имеется республиканское татарское общество. До сих пор местные татары помнят и о древнейшем татарском кладбище под Гродно -- на повороте в деревню Коробчицы, напротив деревни Чеховщизна. Однако им до сих пор не удалось «пробить» у местных властей даже установку памятного знака на святом этом месте. Как, впрочем, нет в Гродно ни улиц, ни памятников в честь русского царя Александра I и гусара-поэта Дениса Давыдова – именно благодаря их усилиям Гродно не был сожжён ни при отступлении русских войск в конце июня 1812-го, ни при освобождении Гродно 22.12.1812 от наполеоновских войск (4-х тысячный австрийский отряд генерала Фрейлиха). Но пару лет назад, стараниями уже бывшего Гродненского губернатора С.Б.Шапиро (в ноябре 2013г президентом он «брошен на Минскую область» -- в стране ощущается острый дефицит способных руководящих кадров?) на старом здании гродненского облисполкома появилась мемориальная доска в честь гродненского царского губернатора П.А.Столыпина. Лёд тронулся?..– С.К./.
Воинственное это племя и до сих пор исповедует магометанскую веру и постоянно отличается преданностью законным властям. Все государи Литвы подтверждали данные им Витовтом привилегии; Екатерина II в 1794г, между прочим, писала генерал-губернатору князю Николаю Васильевичу Репнину: «Не оставить без обезпечения поселенных в Литовских областях Татар». Большая часть Татар служила в полках Литовского корпуса /так называемая татарская лёгкая конница – татары прекрасные наездники и стрелки из лука; татарских воинов всегда отличала железная дисциплина, честность, самоотверженность и трезвый образ жизни. Интересный вопрос: но почему же литовские татары были преданы власти, а вот оставшиеся в Крыму их сородичи-татары предали Советскую власть во время фашистской оккупации? Напомним, в Крыму предавало около 10% населения -- по данным советских историков. Но абсолютно всех татар из Крыма тов. Сталин выселил (15 минут на сборы!) сразу же в конце войны, заселив Крым русскими. По причине этого предательства, собственно говоря, разгорелся и нынешний конфликт вокруг Крыма: останься там татары, и вопрос Крыма был бы сейчас решён совершенно иначе. Заметим, после войны литовско-белорусских татар тов. Сталин и пальцем не тронул! Или адекватный был человек?.. – С.К./.
В рядах русского воинства не раз отличались литовские Татары. Колонии их и ныне заселены отставными воинами, из коих многие в высших чинах и украшены орденами /вспомним развалившиеся Аракчеевские военные поселения XIX века, с их мучительными проблемами и мордобоем! А вот созданные князем Витовтом за 500 лет до того колонии татар в Литве и Беларуси здравствуют и поныне, да и с опекой отставных воинов там проблем никогда не было. Так почему бы, блин, графу Аракчееву было не позаимствовать опыт литовских татар? (Они уже тогда были в составе России) Много человеческих судеб, да и денег России сэкономили бы… -- С.К./.
В последнее только время многие Татары стали служить и по гражданской части. Татары все вообще и до сих пор пользуются правами дворянства /это в царской России была очень высокая привилегия! Так, мой знакомый, потомок адмирала П.В.Чичагова, когда я его спросил: может вашей фамилии царь и какой-то титул дал (граф, князь) за заслуги перед Отечеством в двух поколениях Чичаговых? -- мне Василий Николаевич скромно так отвечал: «А зачем, нам и потомственного дворянства вполне хватало…» – С.К./.
Замечательно, что Татары хотя сохранили восточный тип, хотя и теперь остаются верными закону Магомета, но совершенно забыли по-татарски, так как Алкоран и другие богослужебные книги переведены на польский язык. Наконец надобно ещё заметить, что они всегда пользовались уважением за свои благородные качества, честность и прямоту. Ежели были исключения, то редкие, и то в последнее время. Память Витовта, как своего благодетеля, до сих пор чтят Татары и ещё в недавнее время поминали его в своих молитвах. Витовта они зовут Ваттадъ, кроткий, сильный, Ватадъ – покровитель.
Караимы – еврейского происхождения и Моисеева закона, отвергающие талмуд и строго придерживающиеся обряда древнего Иерусалимского храма. В последнее время стали доказывать, что Караимы те же Татары, но только древне-еврейской веры. Едва ли однако это может быть доказано историческими фактами. Историки причисляют их к секте Садукеев, что тоже едва ли основательно, потому что, как известно, саддукеи отвергали будущую жизнь и воскресение мёртвых, Караимы же верят в то и другое. Непримиримая, вековая ненависть Караимов к Евреям-раввинистам, кажется, заставила некоторых из их учёных даже отвергать племенное родство с ними. Исторические исследования признают основателем секты Караимов Анана бен-Давида в Багдаде; он первый около 761 г устроил синагогу для своих последователей в Иерусалиме. Но ещё гораздо прежде произошёл раскол между Евреями, отвергавшими талмуд. Анан успел соединить их, заимствовал кое-что из учения саддукеев и дал правильную организацию своей секте.
Князь Витовт поселил Караимов в Троках /ныне Трокай, в сельской местности под Трокайским замком мы с ними и встретились, как уже упоминал выше, в июне 1975г – С.К./, в Луцке и в Галиче (в Восточной Галиции), а также часть их поселилась в Поневежеском уезде Ковенской губернии. Они имеют своих газзанов, т.е. духовных, главное же управление духовными делами всех Караимов находится в Крыму. Первенствующим духовным лицом у Караимов, или гахамом, был недавно умерший учёный археолог, Авраам Фиркович. Ныне же имеется особый гахам, или глава караимского духовенства в Западных губерниях, жительствующий в Троках. Синагога Караимов в Троках, хотя очень бедная, но устроена по образцу древнего храма в Иерусалиме, с престолом, в котором помещено Десять заповедей. Служение их величественно: гахам, или главный газзан, в сослужении двух других, надевают ризы и белые клобуки, на которых вырезаны золотом известные знаки, называемые шифром Соломона. Богослужение состоит в чтении пяти книг Моисеевых, в проповеди гахама, в тихой исповеди, причём все падают ниц и, наконец, в торжественном благословении гахама.
Как трокские, так и поневежские Караимы, до сего времени сохранили резко-выдающийся восточный тип и говорят по-татарски, но богослужение совершается на древне-еврейском языке. Честность их, добрая нравственность известны всем. Не было почти примера, чтобы Караим был обличён в каком-либо уголовном преступлении. Они очень любят свои Троки, любят негу, праздную жизнь, занимаются ловлею знаменитой селявы в трокском озере Гальва, главный же их промысел огурцами, которые считаются самыми лучшими.
С.16 – Огурцы и селяву они продают в Вильне, а в Троках купить даже трудно. Все Караимы грамотны, некоторые получили университетское образование, некоторые с успехом занимаются науками. Пример и влияние учёного Авраама Фирковича, а также его зятя Гавриила Фирковича, человека весьма образованного, так сказать, подняли Трокских и Поневежских Караимов и заставили серьёзно подумать об образовании и улучшении быта, отрешаясь от столь сродной им лени и беспечности.
На основании прежних законов, в Троках воспрещено было жительство Евреям-раввинистам и только в царствование Николая I они получили право здесь селиться.
Русские Евреи южных губерний во многом отличаются от Литовских. Последние принадлежат к древним послеленцам Литовского Полесья /об истории переселения евреев в ВКЛ мы подробно писали в «Почти Библейской истории, или последнем деле Кутузова» -- С.К./.
По изысканиям Нарбутта и уверениям немецких летописцев, Евреи пришли в Литву в первой половине XII столетия, первоначально из Киева, откуда они были изгнаны за тайные сношения с Греками /то есть в любом затеянном деле -- говорит исторический опыт (вспомним и то, как евреи сдавали византийские и французские города, тайно сносясь с захватчиками) – прежние евреи-раввинисты пытались иметь «свою игру», не сильно задумываясь об интересах страны, их приютившей; к тому же киевлянам не очень нравилось, что богатые евреи нанимали славян-христиан в качестве прислуги, причём сами гнушались грязной работы, но заставляли её выполнять иноплеменников – С.К./.
В первой половине XIV столетия они уже имели в Вильне собственный гостиный двор. По уверению историка Ярошевича, в местечке Эйшишки, в Лидском уезде, на еврейском кладбище ещё в прошлом столетии /т.е. в XVIII веке; в Эйшишках живут мои хорошие знакомые – С.К./ отыскан был надгробный камень, на котором значилась надпись 1170 года. Книга могильного еврейского братства в Вильне заведена в 1486 году; по преданию же известно, что на древнем виленском еврейском кладбище (за рекой Вилией) похоронен начальник всех Литовских раввинов, или великий раввин Яков Лэви, получивший это достоинство в 1427 году /известно, в Вильно была мощная еврейская община и в межвоенное время (1925-1939 гг), да и послевоенном СССР. Так один еврей мне рассказывал, что он заехал из Москвы в Вильнюс (на спор, конец 1960-х) без копейки денег, пришёл в виленскую синагогу и вышел оттуда с 1.000 рублей в кармане (при среднемесячной тогда зарплате 120 руб). Причём эти деньги ему дали без всяких расписок – по строке «взаимопомощь для соотечественников». (Думается, такая бы «взаимопомощь соотечественникам» очень бы сейчас пригодилась в Крыму, да и вообще на Украине – народу официально объявили, что пенсий не будет, т.к. в Укр--казне денег нет…) В своих воспоминаниях девица-гусар Н.Дурова пишет о том, как её в Вильне обслуживал один еврейский коммерсант-фактор, который за определённый процент устранял все бытовые проблемы этой воительницы -- по дороге из Питера к месту службы. И некоторые белорусские помещики (шляхта) имели себе в советчиках-факторах одного по одному местному еврею, причём отношения строились на полном доверии, дружеские – С.К./.
Известно, что во время всеобщего преследования Евреев в Европе /дело было во времена Крестовых походов, и местным феодалам захотелось «подоить» богатых евреев для покрытия расходов на рыцарскую амуницию, но те неосмотрительно отказали. Ну а дальше дело понятное… -- С.К./, Казимир Великий /Казимир III Великий, 1310-1370гг, король польский (с 1333г), последний из династии Пястов; уступил (1343г) Тевтонскому ордену Восточное Поморье, вернул Польше Куявию (1343г), Мазовию (1351-53гг), Подолию (1366г), издал Вислицко-Петраковские статуты – Своды законов (1346-1347гг) – С.К./, из любви к Эстерке /видимо еврейка: но король имеет право любить только женщин своей национальности! – С.К./, дал многие привилегии евреям, во множестве перешедшим из Германии и других стран в Польшу. Пользуясь же веротерпимостью великого князя ВКЛ Витовта, много Евреев переселилось из Польши в Литву /вопрос: чем же их Польша тогда не устроила? Или в Литве был народ добрее и наивнее. Но ведь таких грех обводить вокруг пальца? -- С.К./.
После Казимира Великого, Евреи в Польше подвергались разным преследованиям /интересно, за какие-такие свои особенности? В отличие от татар, заметим и караимов. За то, что не подобрали подходящей «Эстерки» для нового короля Польши? Заметим, Автор евреев заметно меньше любит, к сожалению, чем поляков...– С.К./; в Литве же они были более ограждены в правах своих /но тоже их временами выселяли и из ВКЛ – догадайтесь почему?.. Однако караимов никогда из Литвы не выселяли – С.К./.
Они сживались с туземцами и разделили с ними общую участь. Вся их сила и умение заключалась в мелочной торговле /раньше в мелочной – сейчас в не мелочной… -- С.К./.
Едва в нынешнем столетии число более зажиточных капиталистов стало увеличиваться, так что когда в Вильне в 1806 году считалось только 12 купцов из Евреев на 42 христиан, в 1830 г было их уже 196 на 46 христиан-купцов, а затем, хотя число это уменьшается, но всегда превосходит купцов из христиан.
С.17 – В этнографическом отношении Евреи Литовского Полесья имеют много общего, как по характеру, душевным свойствам и качествам, так и по нравам и обычаям, со всеми Евреями в Царстве Польском и в России и даже с германскими и австрийскими, особенно в землях бывшего Царства Польского /здесь А.Киркор слегка намекает на три раздела Польши в конце XVIII века, в результате которых часть территории Польши и Беларуси (ВКЛ) были «по-братски» поделены между Пруссией, Австрией и Россией – из-за этого не только поляки оказались гражданами в новых для них государствах, но и проживавшие на тех территориях их «собратья»-евреи. В связи с этим возникает вопрос: а вследствие каких-таких национальных качеств поляков так сильно пострадала территория их Отечества, что только потом лишь тов. Сталин начал отрезать Польше куски от бедной Белоруссии, а до этого соседи Польшу особо не поважали? (Кстати, вместе с поляками при трёх разделах Речи Посполитой незаслуженно пострадали и литовцы – может потому сейчас Литва и избегает всякого славянского «братства»?) На наш взгляд, такое «игнорирование» бывает, когда харизмы и пассионарности у народа (подкреплённые пыхом) хоть отбавляй, а вот промеж людьми согласья и нету. Каждый тянет одеяло на себя, боясь продешевить да потерять гонор. Не имеют ли и нынешние россияне такие же не вполне приемлемые для счастливой жизни качества, что их постоянно «обуваютЬ» разные проходимцы, озолачиваясь за наш россияньский счёт?.. Пример Речи Посполитой говорит: крайне опасно иметь такую «национальную индивидуальность»!– С.К./.
Нам однако кажется, что литовские евреи получше, благороднее всех других /звучит обнадёживающе, но несколько двусмысленно… -- С.К./. Пороки, дурные качества выработались судьбами и веками, но у литовских Евреев вы встретите и такие качества, каких бы вы напрасно искали у других Евреев. Отношения их к местному населению ближе, искреннее, нежели в других странах. Хорошие, благородные черты характера литовских Евреев описывали знаменитейшие из новейших польских писателей Мицкевич /это не аргумент, так как у А.Мицкевича мама была еврейка, крещённая в католицизм – и как он плохо будет о евреях отзываться, если сам наполовину еврей? Товарищ Ленин был лишь на ; еврей (по маме), а как он социалистическое правительство России и другие органы укомплектовал этим многоуважаемым народом – например в Реввоентрибунале до 90% состава были евреи, и ведь там не хухры-мухры шутковали, а подписывали расстрельные листы русской элите и прочим… – С.К./, Крашевский, Корженевский и др.
Отличительной чертой здешних Евреев является любовь к родине /вот бы и российским нынешним евреям такую же иметь любовь к России. Однако нынешний пример Челябинска настораживает, да и кое-кого из известных москвичей то же… -- С.К./.
Место, где он родился, где жили и умерли его родители, делается ему дорогим, заветным и даже видимая польза от переселения, сулящая наживу, улучшение быта, не могут его заставить покинуть родное пепелище /о жизнедеятельности евреев на территории Белоруссии писал в своём докладе и сенатор Г.Державин. Когда его Екатерина II послала выяснить причины голода и мора населения, Державин среди причин назвал и то, что евреи у крестьян скупают зерно, гонят водку и спаивают аборигенов, хотя даже этого зерна не хватило бы населению чтобы безголодно дожить до следующего урожая – С.К./.
Фактор-Еврей /коммерсант, корчмарь и т.п. – С.К./ – личность любопытная и в своём роде замечательная. Конечно, мы говорим о времени, когда ещё не существовало железных дорог, во многом изменивших отношения. Каждый заезжий дом имел своих привилегированных факторов, они делили между собою приезжих, разыгрывали их даже в лотерею, т.е. каждый фактор должен был положить известную сумму за руки и потом бросали жребий: счастливец завладевал приезжим, а его товарищи, получив обратно свои деньги, разделяли сумму, представленную тем, на кого пал жребий. Фактор делался необходимым для приезжих – продажа, купля, самыя интимныя дела и отношения к разным лицам, всё это совершалось через фактора /что-то гусар Н.Дурова не очень осталась довольна своим виленским фактором – и мундир, что с его помощью сшили, не вполне удался, да и больно дорого вышло... – С.К./.
Он знает всех и всё, объяснит, где и когда кого можно видеть, расскажет вам все тайны и обстоятельства, вас интересующие, одним словом, делается человеком необходимым и весьма полезным, получая за свою усердную службу самое умеренное вознаграждение /сомнительный тезис, насчёт умеренного вознаграждения. Если такой городской фактор видел, что перед ним «лопух и сибирский валенок», то он и накручивал по обстоятельствам… -- С.К./.
Теперь, конечно, многое изменилось. Но едва ли изменились факторы в помещичьих имениях. У каждого маломальски зажиточного помещика всегда был фактор, часто унаследовавший это звание от отца, иногда даже деда. В былое время таким домашним фактором являлся корчмарь, в более же зажиточных домах почти всегда существовал особый фактор. Никто нас не уличит в пристрастии, если мы скажем, что большинство этого рода факторов – честнейшие люди…
С. 18 – Многие помещики такому фактору более доверяли, нежели своим управляющим и поверенным… Мы знаем многих Евреев в разных местах бывшей Польши /т.е. на прежней территории Польши, ещё до её трёх разделов в конце XVIII века – С.К./ и обижать их не намерены, но таких евреев, как в Литве, мы не знаем: они лучше, теплее, благороднее других /недаром первое правительство Израиля, его президенты да премьеры, поначалу сплошь из белорусских евреев состояло (Голда Меир и др.). Но с другой стороны, в еврейские районы (в будущие гетто) инородцы старались не соваться (например в Гродно в 1920-х) – могли запросто зарезать, были такие случаи. А как в Белостоке 15-17-летние юнцы-евреи убивали из револьверов средь бела дня полицейских, в 1905 и позднее (есть в гродненском историческом архиве материалы об этом, да и местный историк, проф. В.Н.Черепица писал)? Ещё один факт из жизни гродненских евреев в марте-апреле 1813 года приведён в нашей «Почти Библейской истории, или последнем деле Кутузова». Такое впечатление, что ув. Автор А.Киркор зашоренно смотрел на еврейскую проблему и подбирал только те факты, что лили воду на его мельницу. А почему – может были родственники иудеи (как у Мицкевича), или Автор уже лично чем был обязан этому вездесущему племени? Но нужна только правда в этом мучительном вопросе. И прежде всего эта Правда нужна самим евреям – С.К./.
… в Литовском Полесье очень много Евреев ремесленников, тяжёлым трудом добывающих хлеб. В Вильне в 1858 году считалось ремесленников Евреев 1680 человек, и в их числе больше всего было скорняков, портных и мебельщиков…
Нельзя забывать, что Евреи вообще во всех провинциях бывшей Польши отличались глубоким невежеством и фанатизмом /ну с этим можно поспорить; и ордена в войну 1812 года евреи получали – за мужество и благородство, мы располагаем такими данными; хотя много было и обратных случаев – С.К./, особенно принадлежащие к секте Хасидов. Господствовавшие законы, предрассудки христианского населения, нетерпимость, не давали возможности Евреям освободиться от своей замкнутости /приятно, конечно, что Автор с пониманием относится к евреям Литвы, но факты говорят иное: например о том, сколько усилий и средств вложило правительство России, чтобы рассеять замкнутость еврейских кагалов, но результат был аховый (подробнее об этом можно прочитать у А.И.Солженицына в книге «200 лет вместе»). А про нетерпимость белорусов к евреям – это вообще неправда! Да и во 2-ю мировую войну сколько белорусы евреев спасли от гибели (мне об этом рассказывал сам еврей, Бертольд Н. – участник партизанского движения с 14-ти лет, которого с 9-летним братом спасали белорусы от фашистов. Известен лично мне случай, когда даже и один гродненских поляк всю оккупацию прятал у себя в подвале еврейскую семью, не бескорыстно, но за царские золотые червонцы -- С.К./.
Ещё в прошедшем столетии на сейме 1788 года предложены и одобрены были правила, которые заключали в себе зачатки новой эры для польских и литовских Евреев, открывая для них более широкие права, как в образовательном, так и в гражданском отношении. Для Евреев открыты были все вообще учебные заведения, обучение же в приходских училищах делалось обязательным.
Но политические события и переворот, постигший Польшу, не дозволили осуществить эти благия преднамерения /вспомним как в СССР расторопные евреи да с высшим образованием тут же позанимали самые хлебные места, и своих кумовьёв сюда же тянули, а всех остальных коллективом своим зажимали, причём это был далеко не единичный случай – на эти грабли могла наступить и Польша, кабы её не «спасли» разделы конца XVIII века. По крайней мере, тов. Гомулка (глава польских коммунистов) в 1950-х испытал это в полной мере, почему и стал нехорошо фактически выживать евреев из Польши на Запад, что, конечно же, негуманно есть! А события XIX века, например, в Лодзи, когда евреи, создав монополию, не давали возможности полякам прорваться в прибыльный текстильный бизнес?.. – С.К./.
Евреи по-прежнему оставались в своей замкнутой среде, под деспотической властию фанатических своих раввинов и корыстолюбивых кагалов /не в этом ли причина многовековой войны двух групп иудеев – караимов и раввинистов-талмудистов?.. – С.К./.
Просвещение для них было почти недоступно, в государственном отношении они оставались париями, не только в гражданском, но нередко даже в общечеловеческом отношении. После этого разве можно удивляться, что они любили деньги? Деньги, единственную исходную точку, чтобы жить, чтобы откупиться от всяческих преследований /Ну, а почему сейчас евреи ещё больше возлюбили деньги? Автор ну сильно некорректен: деньги иудеи полюбили задолго до того, как они нечаянно оказались в Польше и Литве. Ещё в начале нашей эры, у себя дома в Иерусалиме, до Иудейской войны 67-74 гг, евреи сильно любили деньги и уже тогда их коллекционировали в больших количествах. А миллионеры евреи-рахдониты, что контролировали шёлковый путь из Китая в Европу и подкупили короля Франции в 800-х годах н.э.?.. Они размахнулись до того, что уже под себя создавали целые государства (Иудео-Хазарию), пытаясь править всей Европой! – С.К./.

С.19 -- …Едва в 1840-х годах начало улучшаться положение Евреев. Обязательная перемена костюма имела самые благодетельные последствия. Подчинение (19 декабря 1844 года, царь Николай I) Евреев в городах и уездах общему управлению, с уничтожением еврейских кагалов, имевших такое гибельное влияние на нравственный и материальный быт Евреев; положение о Евреях-земледельцах (26 декабря 1844 г) /ну и много вы на своём веку встречали евреев-земледельцев? Они как чёрт ладана боялись работать на земле, утверждая, что это им запрещает религия – ведь кантором-менялой куда лучше…. Был у меня одноклассник Изяслав З., красавец, но удивительно глупый – как пробка троешник, по средней школе. Недавно узнал: из него получился очень хороший председатель советского колхоза, причём лучше мастера самогоноварения, чем наш Изя, в округе было не сыскать. Понятно, что председателями советских колхозов в эпоху развитого социализма не Нобелевские лауреаты были, но чтобы до такой степени деградировал колхозный строй?.. Но это исключение. А в основном они идут или в Нобелевские лауреаты, либо в профессора, или в «Березовские»… – С.К./, дозволение (1839 г) возводить Евреев в почётное гражданство за особенные заслуги или за успехи в науках и художествах, а также за отличия на поприще мануфактуры и торговли, дозволение (1840 г) снабжать Евреев дипломами на учёные и медицинские степени по окончании ими образования в высших учебных заведениях; наконец, учреждение в Вильне Раввинского училища и затем многие другие правительственные мероприятия открыли Евреям более широкий путь к образовательной и гражданской деятельности /«Знание – Сила!»: что и закончилось в 1917 году октябрьским переворотом -- о чём ув. Автор А.Киркор даже в самых ужасных снах предвидеть не смог… Если бы тем же караимам, например, да великороссам с татарами создали в Литве хоть десятую часть тех условий, что евреям – давно все бы «жили как при коммунизме» -- выше этого понятия у советского человека тогда ничего не было. А если б ещё также в этом направлении образования и дипломов поработать и с цыганами!.. – С.К./.
О замечательных способностях литовских Евреев в науках и искусствах говорить нечего: они это доказали на деле. Довольно упомянуть имя Антокольского, знаменитейшего из современных художников… Нельзя упомянуть про недавно умершего в Вильне… поэта и учёного Адама-га-Когена, собственно Авраама Доб-Берга-Когена Лебенсогна, виленского уроженца, прославившегося своими песнями священного языка (Szire Sefat Kodesz)… Его учёный комментарий Ветхого Завета пользуется всеобщей известностью…
                                                                                                              (продолжение следует)

                                                                                                                                                                                     Прим. С.Канунникова, 4 марта 2014г, Гродно
                                                                                                                                                                                                   Редакция 05.03.2018г, Подмосковье





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 77
© 05.03.2018 Сергей Канунников
Свидетельство о публикации: izba-2018-2215863

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература











1