"Край издревле нам родной", ч.1-1 "Западная и Южная Россия. Литовское ПОЛЕСЬЕ (губернии Виленская, Ковенская, Гроненская


«Ex libris Край издревле нам родной, ч. 1-1»

Очерки №1-10 и 1.1- 8.1 написаны А.К.Киркором, очерк №9.1 -- С.В.Маскимовым, очерк №11 и 10.1 -- П.П.Семёновым-Тяньшанским

С.1 -- Западная и Южная Россия. Литовское Полесье
(губернии Виленская, Ковенская и Гродненская)

С.3 -- ОЧЕРКЪ I
Первобытныя времена Литовскаго Полесья.
Не подлежит сомнению, что область, занимаемая Литовским Полесьем, особенно по течению рек Немана и Вилии, была заселена в древнейшие времена, даже в первый период каменнаго века, -- т.е. в то младенчествующее время, когда человек не знал ещё употребления металлов, когда для удовлетворения своих нужд, для защиты от диких зверей довольствовался только камнем, кремнем и звериными костями, из которых выделывал себе оружие, когда звериная шкура служила единственным прикрытием его наготы, а звериное мясо доставляло ему пищу.
С.4 – От этой… отдалённой от нас эпохи сохранились ещё … грубо обработанные каменные пращи, топоры, молоты и т.п. предметы. Графы Евстафий и Константин Тышкевичи и другие археологи собрали значительное число этого рода изделий первобытного человека в разных местах Литовского Полесья. В недавнее же время польский археолог С.Глогер изследовал берега Немана от Гродна до Ковна и открыл несколько доисторических станций каменнаго века с уцелевшими в нем кремневыми изделиями.
Неоднократно находимы были в крае кости исчезнувших, но современных человеку животных: мамонта, пещернаго медведя, носорога и др., а равно принадлежащих ко второму периоду каменнаго века: севернаго оленя, мускуснаго быка и др. Некоторые из этих остатков хранились в особом музее при гродненской палате государственных имуществ.
Естественных пещер, в которых первобытные люди находили для себя приюты, в Литовском Полесье нет. Дремучие леса, прорезываемые озёрами и реками, наполняли всю площадь этой страны. Человеку приходилось создать себе искусственные гроты…он стаскивал в кучу попадавшиеся ему каменья, громоздил их один на другой, устраивая под ними убежище для своего семейства, чтобы укрыться от зимнего холода.
… к этому же периоду относят находимые в разных местах в значительном числе ножи, шилья, пилы, скребки (для соскабливания волос со шкур) и пр. К этому же времени относятся нередко находимые обломки глиняной посуды, в которых, кроме глины, заметна примесь песку и даже соломы.
И здесь, как во многих местах Европы, неоднократно находимы были разные украшения в роде ожерелий, запястиев, даже серёг из просверленных раковин или зубов, а также из ушных звериных хрящей.
После великого земного переворота, под конец четвертичной эпохи, когда громадные потоки вод образовали новые пласты кросноватой глины, перемешанной с песком и мелкими гальками, известные под названием красных или серых диллювиев…, человеческая порода не исчезла на берегах Немана, Вилии и других Литовских рек. С наступлением новой эпохи, именно шлифованного или полированного камня, а затем, перейдя в век металлический, человек постепенно совершенствуется и нагромождает материалы для наших выводов о его развитии.
К этой эпохе относятся и озёрные жилища… К сожалению, в Литовском Полесье таких жилищ до сих пор не найдено…
Более 800 каменных и кремневых орудий, как грубых, нешлифованных, так ровно и отлично полированных; слишком 1000 бронзовых изделий, из коих некоторые, по своему изяществу… высоко ценятся знатоками; …много предметов из железа, серебра, золота, янтаря, кости, глины и т.п. – собранных в означенном музее, как добытые из курганов и кострищ большею частью на всём протяжении Литовского, а отчасти и Белорусского Полесья (много предметов из Минской и Витебской губерний) – фактически свидетельствуют нам о жизни и деятельности человека с глубокой древности до исторических времён.
С.5 – Но в Виленском музее собрано далеко не всё. Много предметов находится в Петербургских и некоторых заграничных музеях… коллекция у Болеслава Подчалинского в Варшаве…; много редких предметов находится у гр. А.С.Платера в Вильне, из коих почти все найдены в имении его Швекшеях на Жмуди…
Гимны Риг-Веды убедительным образом доказывают, что Арийцы ещё в первобытном своём отечестве, до переселения в Европу, были уже знакомы с металлургией. В гимнах преимущественно говорится о двух металлах, золоте и бронзе… Из металлов делались у них жертвенные котлы и разные другие сосуды. Знали лук и стрелы, дротики. Упоминается даже о бронзовых мечах, хотя преимущественно употреблялось метательное оружие.
А потому предкам Литовцев уже были известны металлы при самом их здесь поселении. Литовцев, само собою разумеется, не следует смешивать с неизвестными нам аборигенами страны, не знавшими металлов и употреблявшими грубое нешлифованное каменное оружие…
…Само изящество многих предметов и их обилие доказывают обширные торговые связи, которые имели первобытные жители этой страны с Финикиянами, Этрусками, Скандинавами, с Византией. Наука указала и определила даже пути, которыми велась эта меновая торговля, особенно на янтарь, которым так богаты берега Балтийского моря…
По новейшим изысканиям, Цыгане с необходимыми материалами и снарядами переходили с места на место и исключительно почти занимались отливкою бронзовых изделий. В Венгрии и на Буковине они и до сих пор слывут отличными литейщиками.
К древнейшим могильным памятникам в Европе относят так называемые дольмены, т.е. гробницы, устроенные из каменных плит. Ежели в Литовском Полесье и не открыто настоящих дольменов…, зато известны древнейшие мегалитические памятники, называемые в Ковенской губернии могилами великанов, которые по своему внутреннему устройству напоминают известные дольмены. Между Поневежьем и Шавлями, на берегу реки Даугивенна, впадающей в Мушу, вблизи деревни Ландышки, есть множество таких мегалитических памятников. Кроме того, такие же памятники находятся вблизи деревень Розалин, Курпишки, Рогиняны и в других местах. В окрестностях Крож, близ устья Виндавы или Венты, а также на берегах Окмяны тоже много курганов, из каменных плит сооружённых, называемых могилами великанов…
С.6 – На всём протяжении Литовского Полесья рассеяны целые тысячи могильных курганов. Одни из них заключают в себе остовы, другие – урны с сожжёнными костями. Трупосжигание производилось почти исключительно в собственной Литве, где и до сих пор слышится литовская речь; напротив, в славянских приходах, коих жители подразделяются ныне на Белорусов и Чернорусов, почти всегда находят остовы. Исключения нередки; оба этого рода погребения можно назвать преобладающими, т.е. у Литовцев трупосжигание, а у Русинов погребение несожжёнными; но не менее того, как у одних, так и у других, оба эти рода были в обычае одновременно. Случалось так, что в одной и той же группе курганов, в одном было кострище с сожжёнными останками, а в других остовы.
Даже в отношении погребальных обрядов можно найти много аналогическаго. Как в курганах с кострищами, так равно и с остовами, попадались лошадиные остовы несожжённые и даже в некоторых случаях, предполагать можно, зарытые в стоячем положении. Горшки, кубки и мисы с яствами и питием были всегда принадлежностью каждого кургана. Наконец, даже предметы, находимые в курганах, почти всегда однородны: такие же женские украшения, браслеты, ожерелья, серьги, кольца, цепочки, поясы, разнородные бусы; предметы из бронзы, серебра, иногда золотые. Оружие или каменные, или железное: мечи, рогатины, копья, кистени, наконечники стрел.
В литовских курганах подразумеваемые века и эпохи сливаются вместе – вы найдёте в них камень, бронзу, железо, золото, серебро, янтарные, стеклянные и другие изделия. Судя по урнам и горшкам, находимых в курганах, гончарное искусство не было в цветущем состоянии, но замечательно то, что орнаментовка сосудов, даже сама форма их, имеют много сходства с такими же, находимыми в других славянских землях.
Этот замогильный мир наглядно может убедить каждого, что Литовцы были в близких и тесных связях с своими славянскими соседями, и хотя в самом роде погребения мы видим резкое различие, т.е. трупосжигание и погребение останков несожжёнными, но могильные насыпи, т.е. курганы, как по величине, так и по форме, совершенно одинаковы.
Оружие, украшения, глиняные сосуды, тоже почти одинаковые, из чего ясно, что оба народа, как в бытовом, так и в нравственном отношении, жили одинаковою жизнию, владели одинаковыми средствами. Торговые их связи с отдалёнными народами были общие…
Этот замогильный мир воочию может убедить каждого, что Литовцы в доисторическое время вовсе не были так грубы, дики, невежественны и бедны, какими их изображают нам немецкие и другие летописцы.
В целой Европе и в некоторых славянских землях, напр. в Чехии, в Польше, на Шлёнске (Силезии) и др., существуют доисторические кладбища с кострищами, на коих сожигали покойников. Такие кладбища иногда занимают значительное пространство, урны складывались одна над другой, в три и четыре этажа, и, конечно, здесь сожигали покойников в продолжение целых столетий. В Литве таких кладбищ почти не существует. Известно только несколько случаев нахождения этого рода пространных кострищ (напр. в Сувалкской губ.) Обыкновенно же кострище заключается в одном кургане, прикрывающем сожжённые останки одного или нескольких человек.
С.7 – Но число курганов в одной группе иногда очень значительно. Эти-то курганы и составляли кладбища. Редкий случай, чтобы такой курган не заключал вместе с урною оружия или разных бронзовых украшений.
Случается находить и одинокие курганы, замечательной величины. В Лантварове, близ Вильна, в таком кургане найдена бронзовая урна, в роде большого котла, висевшая на железных цепях, в нише, утроенной из изразцов, а при ней меч, копья, стремя, удило, шпоры из железа. Такого рода бронзовые урны вообще считаются большой редкостью.
В Ошмянском уезде, в весьма древнем поселении с городищем и курганами, сохранившем и название Городзилова, в группе курганов, один, в средине, отличался своею величиною и был значительно выше других. В нём я нашёл урну с пережжёнными костями, над нею наружный обруч, знак достоинства боярина, состоящий из бронзовой дуги, покрытой серебряною пластинкою с украшениями в середине и при оконечностях из серебра, с круглыми углублениями из золота. Работа весьма искусная и отчётливая. Возле же самой урны лежал железный меч, вчетверо изогнутый и пережжённый, и тут же несколько копий, стремена, разныя кольца и другия части оружия и сбруи, спаявшиеся в одно и образовавшие одну массу железа. Во всех же других курганах, близ этого насыпанных, оказывались остовы…
Но мы не можем не коснуться ещё одного археологического вопроса. Наука давно решила, что Славяне подобно другим Индо-Европейским народам, а следовательно и Литовцам, придерживались страшного обычая убиения, или сожигания жён после смерти их мужа и погребения их вместе с останками последнего. Обычай это появился не в Индии, но уже, кажется, после переселения в Европу. Св. Бонифаций, известный просветитель немецких племён (755г), говорит определительно в письме к Этибальту, королю английскому, об убиении жён у Балтийских Славян; епископ Дитмар (Титмар) говорит, что этот обычай существовал у Поляков даже во времена Мечислава; Ибн-Фоцлан описывает как очевидец убиение невольницы русского купца и потом сожжение ея вместе с ея господином. Масуди и другие арабские хроникёры подтверждают этого рода известия.
Сожигали или убивали своих жён Литовцы, археология не открыла до сих пор положительных следов…
…в местах поселения Славянского племени, над каждым покойником насыпан особый курган и по раскопке его всегда находили один только остов; но было несколько случаев, когда под одною насыпью, в одном кургане, почивали два остова, и в том числе один женский, как можно заключить по строению черепа, по объёму таза и по украшениям, при остове найденным. Такое одновременное погребение мужчины и женщины в одной могиле невольно наводит на мысль, что и между Русскими Литовского Полесья мог существовать обычай убиения жён и погребения вместе с останками мужа. Таких случаев не следует смешивать с теми, когда в больших курганах попадается много остовов, потому что в них, понятно, покоятся воины, убитые в одном сражении и одновременно погребённые.
С.8 -- В археологических изысканиях в Галицкой Подолии нам случалось не раз находить по два остова в одном кургане, из коих один был женский. Но были случаи, что в одном и том же кургане при остове взрослого человека лежал остов малолетнего, от 10 до 17 –летнего возраста. Не предрешая вопроса, для окончательного разъяснения которого надобно ещё много исследований, невольно однако приходит мысль, что если, по сказанию Льва Дiакона, с усопшими родителями иногда предавались смерти через удушение и младенцы-сироты, которых, следуя преданию, имеющему мифическое основание, топили в воде вместе с петухами, то можно б предположить, что по удушении – не всегда же топили – могли иногда и хоронить в одной могиле с отцом или матерью.
К древнейшим поселениям в Литовском Полесье, не в силу исторических данных, но на основании археологических исследований, мы относим местности: Россiены, Кроже, Упиту, Посволь, Вилкомиръ, Уцяну – в Ковенской губернии /в Каунасской – С.К./; г.Вильно, Старые Троки, Кернов, Крево, Красное, Речки – в Виленской губернии; Гродно, Слоним, Мсцибов, Каменец-Литовский, Дрогичин и др. – в Гродненской губернии…
В местечке Эйшишки и Радунь в Лидском уезде, Виленской губ.; первое из них имеет в окружности до 4,000 квадр. сажен, второе поменьше. В том же уезде, на Шейбак-Поле, близ имения Костенев; городище давно уже обращено в христианское кладбище.
В Виленском уезде Виленской губ., очень много городищ. Мы укажем на более замечательные: в Красном (близ Молодечно), вблизи м. Курженец и имения Гвленово, вблизи имения Богданово, в Речках.
В Ошмянском уезде, Виленской губ., вблизи деревни Короб; в Ольшанах или в Гольшанах, которое народ называет Господнею славою; в Монтуцишках; в Креве; Жагiянское городище в дер. Щепановичи; в Городзилове; в Лоске.
В Трокском уезде особенно любопытное по своему устройству близ селения Бражола, среди дремучего леса и мн. др.
В Ковенской и Гродненской губерниях множество городищ; но здесь они большею частью превращены впоследствии в замки, т.е. укреплённые местности. На других воздвигнуты монастыри и церкви. В целой Славянщине все так называемые Замковые Горы, а равно много монастырей, воздвигнутых на горах, первоначально были городищами и доказывают древность поселения… от слов Городыще, Городище, Гродиско, Городок и т.п. сохранилось много названий городов, местечек и селений. Так напр. Гродно происходит от Городенъ, места огороженнаго, точно также как в польском языке тын означает то же ограду, отсюда Тынец, Тенчинек и мн. др. Отсюда же происходит Городзилов в
с.9 -- Ошмянском уезде, очень много, в разных местах Литовского Полесья Грудков, несомненно первоначально называвшихся Городками; Городники в Ошмянском уезде; Городец в Кобринском уезде Гродн. Губ.; Городечен в Пружанском.
Невозможно нам исчислить все памятники, сохранившиеся в Литовском Полесье, особенно в собственной Литве, где язычество существовало до конца XIV столетия и где даже в XVII ст. следы его были весьма заметны…
Исторических памятников более всего сохранилось в Белорусских поселениях. Мы упомянем здесь о так называемых Двинских камнях или «Писаниках». Собственно эти камни относятся к Белорусскому Полесью, но особенно замечательные из них находятся в пределах Виленской губернии. В пяти верстах от уездного города Дисны, близ деревни Наковники, в реке Двине, в самой середине реки, лежит серого цвета гранитный валун, длиною в 5 ; аршин, в высоту 2 ; аршина и в окружности 14 аршин. На нём, как это видно на рисунке, высечен крест, поставленный на двух ножках, в виде буквы Н, по сторонам которого высечена надпись «Госпози помози рабу своему Борису». Верхняя часть креста повреждена. В 1818 г управление Путей Сообщений для очищения форватера предложило порохом взорвать большие камни. Эта участь постигла и настоящий камень, но, к счастью, только верхняя часть креста разбилась на куски, остальные части креста и надпись уцелели. Летом 1858 г, при весьма низком уровне воды, М.Ф.Кусцинский, известный белорусский археолог, собрал почти все раздробленные куски камня, из коих можно было составить первоначальную форму креста.
В двух верстах от этого камня, в 7 от Дисны, почти на средине русла реки, лежит тоже Борисов камень, как народ вообще называет эти камни, размерами превосходящий все другие. Высота его от дна равна 3 ; аршинам, длина 5 ; арш., окружность около 24 аршин. На плоской поверхности его высечен шестиконечный крест, по обеим сторонам котораго надпись: «Господи помози рабу своему Борису».
Наконец третий камень лежит в нескольких шагах от левого берега Западной Двины, при впадении в неё речки Повянушки. Камень это меньше предыдущих, имеет в поперечнике два аршина, цвета красного. На нём высечен четырёхконечный крест, поставленный в круг, с несколько расширенными концами перекладины. Надпись не прочтена.
Камни эти здесь не прекращаются. Они находятся в Двине ещё ниже, близ Ашерадена, в Фридрихштадском уезде, Лифляндской губ…
Борис, князь Полоцкий, был сыном Всеслава, внук Брячеслава, князя Полоцкого, умершего в 1129 г…
С.10 – Известно ведь много камней у Славян с надписями и без надписей, имеющих значение памятников в честь знаменитых людей или славных событий. Существует много камней, с которыми связаны народные сказания, и мы ещё укажем на некоторые из них.
Камень играл важную роль в жизни человека… Едва только человек вышел из дикости, едва началось его умственное развитие, камень является как бы спутником его жизни. Первое оружие – каменное. Первые памятники – каменные. Древние гробницы – каменные (дольмен, кромлехи, менхиры, пельвены и др.)
В Литве и на Жмуди до сих пор сохранился обычай… существующий со времён язычества, по ручьям и небольшим речкам класть камни, с иссеченными на них изображениями стопы, подковы, земледельческого орудия, меча и т.п. Это надгробные памятники по умершим, или желание увековечить какое-нибудь важное в жизни крестьянина свобытие.
В белорусских приходах… такие же знаки вырезывают на дереве, которое служит кладкой через ручей или речку; мы видели такие куски дерева с изображением стопы и т.п., разбросанные среди улицы в деревне, когда проход по ней весною и осенью, а также в ненастное время затруднителен. Проходящий и пользующийся удобством переправы обязан за то помолиться за упокой душ, в память которых эти памятники положены /у деревни Коробчицы, что в 10 км от Гродно, рядом с мостом через речку стоит польский крест (выше человеческого роста; из бетона?) с надписью, из которой следует, что на данном месте вначале 1920-х годов во время боя с Красной армией был тяжело ранен майор польской армии Ф.И.О., который затем умер в госпитале в Варшаве. Вообще на Гродненщине, у дорог до сих пор принято ставить цветы (сначала букеты живых цветов, впоследствии – искусственные) – именно в том месте, где произошла авария со смертельным исходом; порой на таком месте по нескольку лет родственники возобновляют такие букеты в память о конкретном человеке. Иногда на одном и том же месте стоят разные букеты, т.е. тут случилось несколько аварий – понимай, данный участок дороги весьма опасен! – С.К./.
В Литовском Полесье нет почти ни одного большого камня, который бы не имел особенного названия и с которым не было бы связано какое-либо предание.
                                                                                                                                                                                                                          А.К.Киркоръ.
                                                                                                                                 (продолжение следует)

                                                                                                                                                                                   Прим. С.Канунникова, 3 марта 2014г, Гродно
                                                                                                                                                                                                    Редакция 5.03.2018г, Подмосковье





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 55
© 05.03.2018 Сергей Канунников
Свидетельство о публикации: izba-2018-2215858

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература












1