Да и был ЛИ , театр??


                                                                                                                                                                                                          «Introibo ad altare Dei».
                                                                                                                                                                                                «И подойду к жертвеннику Божию».
                                                                                                                                                                                                                            Дж. Джойс «Улисс».
                   Эх, был бы я тривиальным провинциальным борзописцем, так начал бы с расхожего традиционного клише, напрямую от Белинского – «Театр! Любите ли вы его так, как люблю его я?»… Ан, нет, хочется начать как-то по особенному, по рок-н-ролльски, пусть чуть претенциозно, но зато бодренько и не зат...ханно…. (что за арго, тут некто о театре пытается рассказать или о собрании полупьяных водопроводчиков, после 5-го за три дня прорыва канализации…)
                  Писать об этой бездонной глубине, этой многовековой традиции, этому священному монстру, особенно соответствуя словам «НАУ» .. «… где не был никогда», не только пошло и кощунственно, но ещё и бесконечно наивно….
Это как поставить, на окраине какого-нибудь Сарапула, обновлено-молодёжный вариант чеховской «Чайки», где в кульминационный момент пьесы Треплев выскакивает на авансцену с огромной нещипаной рыжей курицей в руках, и резко развернувшись на каблуках ловко мечет убитую птицу к ногам растерявшейся Нины Заречной….. Затем сцену пересекает зловещий Тригорин в неглиже с автоматом Калашникова в руках. Он бросает хищный взгляд на лежащую у нининых ног курицу, и передёрнув затвор, жутковато хохочет….
                   Так и я, сумев только три дня продержаться в горьковском Драмтеатре образца 1991 года, в качестве беспонтового «монтировщика сцены», хочу рискнуть углубиться в эту волшебную вселенную, часть которой давно занял Великий Эдвард Радзинский, знающий о театре практически всё…. Но пару слов о моём пребывании на «священном помосте». Я зашёл в «драму» в широкополой шляпе и стоя в километре от авансцены (но доски шли от неё) буквально убил стоящего рядом немолодого актёришку. Он так возмутился этим обстоятельством, что мгновенно закатил глаза и возопил: «В шляпе… и на сцену!!!»…. Думаю, что если бы на генеральной репетиции на всю труппу упала бы тяжеленная декорация, то это произвело на него меньшее впечатление, чем моё невинное топтание где-то там в углу…. В первый рабочий день я, увидев молоденькую актрисочку, тихонечко пробормотал: «Эх ты, хорошенькая».          Следующим утром весь (ВЕСЬ!!!!) театр только и твердил, что взяли монтировщика с «тараканами»…. полного кретина и бабника…. Вообще, «стучали» все, на всех. И вся обновлённая «стукотня» перманентно перемещалась к главному «аккумулятору» сей мерзопакостной информации - начальнице отдела кадров…. Да, как говорил Савва Игнатич в фильме «Покровские ворота» - «…ей бы фронтом командовать…»….
Через три дня мне так захотелось к простым мужикам с их дурацкими трюизмами и бесконечной простотой…. И я ушёл в охранники…..
                Да….можно, конечно, одев костюм от Brioni,... ворваться в помещение «Et cetera» к растерявшемуся Калягину, и торжественно нацепив на голову красную феску а-ля Мейерхольд, .... предложить ему замысел авангардного спектакля по Джойсу:-- Итак, …. открывается занавес и перед публикой на двух унитазах сидят: слева Леопольд Блум, читающий свежую «Times» и художник Стивен Дедал, с кистью и небольшим мольбертом на коленях… Они загадочно молчат и только усиленные, умело встроенными в сантехнику микрофонами, звуки их мистической жизнедеятельности дарят залу некую сакральную информацию о дуалистическом осознании нынешнего бытия у каждого из главных героев….. (Возможно, кто-то и так представляет себе современный театр?! Ну, не слишком убедительно, но зато старая, занятная, добротная ирландская классика)---- затем оба героя медленно встают и нарочито торжественно и синхронно застегнув штаны, отважно бросают в зал: «А теперь нам по две пинты «Гиннеса» с солёными крендельками…»….. Сан Саныч, поверьте мне, на такое авангардное решение пьесы, с полчаса не найдётся, что ответить…. Но побродив по своему "дому" и задумчиво поглядев в лишённые "логики" окна..., возможно и дослушает ваши "бредни" до конца.....
                       Есть два убийственных спектакля, к великому счастью, запечатлённых на плёнку. Это изумительная вахтанговская «Принцесса Турандот», режиссёров Рубена Симонова и Саши Шорина. И знаменитая плучековская «Женитьба Фигаро» в Театре Сатиры.
Итак, «Принцесса Турандот». Можно сразу сказать, что от сказки Карло Гоцци здесь осталось одно название и имена главных героев. Но переписана пьеса настолько виртуозно и озорно, что, даже смотря её через 45 лет, невозможно не восхищаться изощрёнными диалогами и тончайшими шутками, летящими со сцены одна за другой. А каков актёрский ансамбль. Ю.Яковлев, В.Лановой, М.Ульянов и Николай Гриценко, в роли Тартальи. Вообще то, считается, что настоящий актёр и не должен быть слишком умным. И это полностью подтверждает всей своей жизнью талантливейший и самобытнейший Николай. Ежели Бог не дал ему ума, то взамен наделил невероятным актёрским дарованием. Если ему по роли надо было сыграть на скрипке, которую он впервые держал в руках, то через две недели его партия на этом инструменте звучала не хуже, чем у выпускника музыкальной школы. Он мог 5 раз подряд выйти на авансцену с одним текстом и сыграть его совершенно по-разному, но каждый раз гениально … Как изобретательно и необычно Гриценко с Яковлевым (Пантолоне) «расхулиганились» во время сцены собрания «дивана» …. (диван на востоке, это не мебель). Жалко только, что чёрно-белая запись далеко не высокого качества. Такой спектакль повторить не удастся НИКОГДА!!!
                      Ещё одну великую изумительную постановку, сохранившуюся для потомков, весёлую комедию Театра Сатиры «Женитьба Фигаро», поставил в начале 70-х Валентин Плучек. Сказать, что это шедевр, по-моему, не сказать ничего. Ширвинд с Мироновым просто божественны. Это не игра, и не жизнь на сцене, и не пьеса Бомарше, и не изумительная, безупречно подобранная музыка Моцарта….это…. просто наслаждение самим воплощением истинного театра, в его возможном великолепии…. Я смотрел «Фигаро» раз 30. Да, я как и Керубино, всю жизнь мечтал крутиться на женской половине. Поэтому графиня, в исполнении Веры Васильевой (а ей по роли чуть за 20), как, впрочем, и Турандот, с гортанно говорящей Юлией Борисовой, немного взрословаты для меня, даже по театральным меркам…. Но пронзительный монолог Фигаро о женщинах, с подложенной под его страдающий голос, надрывной «Фантазией ре-минор», заставляет забыть обо всём на свете, кроме действия спектакля и терзаний влюблённого севильского ревнивца. Ещё на сцене необыкновенно хорош Роман Ткачук в роли садовника. Здесь он вечно навеселе и постоянно оживляет чуть замирающее действие…. В реальности этот актёр долго жил на проспекте Мира. В конце жизни они с женой часто выпивали, а потом, когда она….
                      Я не знаю, что должно было подтолкнуть Марка Захарова, чтобы поставить эту же пьесу на сцене Ленкома. Да, Дима Певцов в самом первом появлении Фигаро, делает в воздухе великолепный параллельный шпагат…. Но как играет графа Альмавиву Саша Лазарев…?... Я всю жизнь смотрю футбол и всегда видно, когда команда начинает сплавлять тренера…. Тут, разумеется, не тот случай, но …. Очень похоже…. Понятно, что билеты на этот спектакль не достать. И если не видеть Миронова и Ширвинда, то всё довольно мило…. Тут, помню, пришёл один знаменитый актёр на какую-то передачу, и веселясь рассказывал: «Знаете, а ныне в театр приходят уже не те мэтры, давно знающие сюжет пьесы, и которые в очередной раз зашли посмотреть новую сторону прочтения режиссёром канонического текста. Теперь, к примеру, на «Дядю Ваню» заглядывает молодёжь, которая с откровенным интересом следит за развитием сюжета, абсолютно не догадываясь, чем всё это дело закончится»….
                           Ещё одна занятная постановка 74-го года, благополучно заснятая на плёнку, тоже принадлежит театру Сатиры. Она называется «Маленькие комедии большого дома» и поставлена, кроме самого Плучека, молодыми Мироновым и Ширвиндом. Не старыми тогда были и авторы, отменный тандем, состоящий из Григория Горина и Аркадия Арканова. В спектакле, включающем в себя несколько забавных историй, задействована почти вся труппа, включая, естественно, Андрея и Александра. Последний, появляется в моно сцене, сидящим за роялем и исполняющим свой монолог под граммофонную пластинку с известными джазовыми импровизациями.
    О наивности.
                              Я всю сознательную жизнь считал, что спектакль Любимова «Добрый человек из Сезуана», это какая-то испанская история, типа Дон Кихота, перелопаченная Брехтом в более примитивной форме. Каково же было моё удивление, когда я узнал, что доиспанское название местности называлось Сичуань и все действующие лица здесь китайцы. И проститутки здесь тоже узкоглазые. В 72 году в ролях были задействованы, ныне известные китайские товарищи. Второго и третьего бога играли Готлиб Ронинсон и Венеамин Смехов. Янг Суна и Ванга – истинные представители Поднебесной, Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин…. В общем, для 64-го года выбор Любимовым пьесы для открытия театра на Таганке, был весьма и весьма интересным. Но как бодро говаривал герой Любшина, крепко держа в руках скрипку в фильме «Кин-дза-дза» - «народу нравится!»….
                     Из последнего (а может и единственного), что я видел непосредственно в театре, это весьма занимательная постановка Льва Рахлина по пьесе знаменитого Владимира Кунина (его знают по фильмам «Интердевочка» и «Ребро Адама»), под коротким названием «Кыся». Вещь далеко неоднозначная, но созданная точно для меня. Озорство, хулиганство и эпатаж. Режиссёр в интервью сравнил её с «Холстомером»…. Смело…. («История лошади», кстати, есть на видео, БДТ с изумительным Евгением Лебедевым) …. Дмитрий Нагиев в роли кота… бесподобен. Он, как и Серёга Безруков, любит попридуряться в сериалах, но на сцене это артистище. Очень хорош также и Игорь Лифанов в роли шофёра. Его полуматерный монолог про «кысю», многих ханжей заставил покинуть зал…. А по мне… это очень смешно и …. по делу… Полной версии, по-моему, нет в интернете…. Только части… Спектакль в течение 5-лет был самым аншлаговым и популярным в России….
                  Понятно, что театр не умрёт никогда. Будут ставиться, как классические пьесы, так и рождённые больными воображениями драматургов и режиссёров. Но он был и есть,… и будет всегда радовать поклонников этого удивительного живого искусства. ….
P.S. ...эх, перенестись бы во времени, прямо в первый ряд на спектакль "Голый король" с непревзойдённым Евстигнеевым и ....досмотрев до конца... умереть!............
2015г





Рейтинг работы: 5
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 51
© 15.02.2018 Алексей Станов
Свидетельство о публикации: izba-2018-2200339

Рубрика произведения: Проза -> Миниатюра


Кама       01.03.2018   14:39:23
Отзыв:   положительный
Здравствуйте!
В почте Избы-Читальни для Вас есть сообщение от редакции сайта.
Ознакомьтесь, пожалуйста.

С уважением,
Кама
Алексей Станов       07.03.2018   10:25:55

Наверное, староват я для поисков)))))))))---но КАК ознакомиться с "предложением", понятия НЕ ИМЕЮ)))))))))










1