Успех российского кино в Англии.


О фильме Звягинцева «Нелюбовь».


…Были с женой на просмотре фильма «Нелюбовь» в Национальном кинотеатре, что на Южном берегу Темзы.
Зал большой, кресла удобные, реклама фильму профессиональна и поэтому, зал полон англичанами и конечно русскими – теми, кто живет или учится в Лондоне.
Узнали о просмотре со слов нашей приятельницы – англичанки, которая жила в России, и хорошо говорит по-русски. С тех давних пор она любит Россию, пишет книгу о советских временах, вспоминая свои романтические идеалы связанные для англичан того, давнего поколения с Советским Союзом и социализмом.
Сейчас, к советскому прошлому отношение в Англии другое, и это обусловлено информационным промыванием мозгов, за последние лет сорок. Молодые англичане, впрочем, как и их русские сверстники, совсем не знают подлинной жизни в СССР и потому, скептично относятся и к настоящему России.
Однако интерес к истории становления современной России, сказывается, например в культурных мероприятиях связанных со столетием русской революции. Множество выставок книг и дискуссий по этой теме значительно превосходит по объёмам, те мероприятия, которые проводились в самой России.
Но тут причины известны – современные образованцы – провинциалы и «лакеи Запада» настроены против недавней, великой и трагической истории, и потому, призирают свой народ и его реальную историю.
В идеологическом смысле, эти образованцы являются «властителями дум», нынешних молодых и под их диктовку переписывается, а где-то уже окончательно» переписана история Советской России…
Тем не менее, интерес к культуре России, а вместе и к истории Советского Союза, в среде английской интеллигенции сохраняется и подпитывается успехами российской музыки, театра, да и кино. Звягинцев один из российских кинорежиссеров находящийся на слуху английской образованной публики.
Но перейдем к разбору фильма.
…Фильм начинается кадрами показывающих зимнюю природу Средней России, со снегом, незамерзшей ещё речной водой, грустными ивами присыпанными чистым, невинно-белым снегом и молчанием природы, испуганной наступающими морозами и глубокоснежной зимой, когда жизнь кругом замирает, а все живое прячется в убежища, норы и норки.
И на фоне этой грустной «брейгелевской» природы, происходят драматические события, которые вот уже долгое время связаны с атмосферой нелюбви, царящей в России.
Началось это не сегодня, но продолжается уже долгие годы. И главной причиной нелюбви, является потеря смысла жизни. А потребительство «для себя и для своих», не может служить общей целью народа и государства. Поэтому, «каждый выживает в одиночку».
Помню восьмидесятые годы прошлого столетия, когда страна жила в состоянии застоя. Парт номенклатура окончательно завралась, а потом на все махнула рукой и стала требовать привилегий для себя и своей родни.
На съездах славословили Леонида Ильича, а подхалимы изображали его героем Великой Отечественной. В Полит бюро засели старые «кадры», которым уже ничего не надо, а народ на фоне возродившейся нищеты, спивался и нравственно деградировал.
На фоне этого пьянства и утраты жизненных ценностей, происходили шекспировские семейные драмы и жестокие немотивированные убийства. Только в «околотке, где я жил в то время, сестра- школьница зарезала пьяного брата, дочь задушила подушкой отчима – инвалида и пьяницу, подростки за изнасилование сели на несколько лет...
Атмосфера нелюбви отравляла отношения между людьми и прежде всего сказалась на семейных отношениях.
Если разбираться в происходившем и происходящем, то многом, такое состояние общества обусловлено драматической историей двадцатого века с революциями, войнами, контрреволюциями и наконец реставрацией, воцарившейся на громадных пространствах нынешней России.
Однако, за последние годы, материальный достаток заметно вырос и казалось, что и состояние нелюбви постепенно исчезнет.
Однако в Россию пришла другая беда и нынешняя нелюбовь, является следствием восстановлении в стране латентной идеологии накопительства и прославления эгоизма!
Быть злым, стало модно в среде российской образованщины. Это называется – защитить себя и не дать в обиду. И эта злобность, даже в школе, даже у девочек становится признаком неформальных лидеров.
Ну а потом, естественным образом из них вырастают стервы, такие как героиня фильма Женя.
И эта атмосфера нелюбви, становится проблемой современного российского общества и заключена она в том, что такая стервозность передается из поколения в поколение. Женя, во многом становится копией своей матери, злобной старухи, обиженной на весь мир и сидящей в одиночестве на даче.
Социальной стигмой такой стервозности стала ненормативная лексика, в среде «креативного класса» - российской образованщине.
С этим связано появление мата, не только в книгах - вспомните романы Пелевина – но и впервые появившейся в фильмах Звягинцева, образцы «нового реализма».
И это картину не украшает. Ведь можно было найти другие, не менее жесткие, но не пошлые слова и выражения.
На первый взгляд, это кажется, попыткой изобразить жесткую правду жизни, приемом присущим черному реализму. Но оправдывает ли это себя – большой вопрос?
Конечно, матерщина в среде российской образованщины, стала социальной стигмой, такой же как вегетарианство и увлечение «джогингом». Но представить себе обычную российскую семью, общающуюся таким образом, даже сегодня, трудно.
Именно этим наверное и объясняется, что многие россияне говорят, - семья показанная в фильме, - редкое исключение, художественное преувеличение. И с этим можно согласиться.
Но надо помнить, что море крови в драмах и хрониках Шекспира, тоже можно считать таким преувеличением роли зла в жизни!
В определенной, узко очерченной среде, из которой происходят Женя и Борис, такой «стиль» привычен и стал проявлением озлобленности на весь нелюбимый мир, и вообще на жизнь «совка», которого эти образованцы презирают, вообразив себя новой «аристократией».
Сплетни о близких и матерщина в их сторону, а иногда и в сторону «близких», во время ссор, как явление, возникло в отношениях между образованцами ещё в Союзе.
И употребление плохих слов в среде советских образованцев, воспринималась, как некая игра и подражание. Но потом, привычка стала второй натурой, а матерки стали орудием, которым хотели оскорбить и обидеть оппонента!
Нецензурная речь, как мне кажется, в фильме Звягинцева, тоже одна из форм «нового» реализма. Она стала частью жизни «интеллигентов», насмотревшихся американских фильмов, где матерная ругань стала эстетической нормой, присущей и реальной американской, «простой» жизни. А «креаклы», чтобы выделиться и обратить на себя внимание, просто по детски хотят быть похожи на американских киногероев, в том числе и в этом!
И эта похожесть на злую киношную «взрослую» жизнь верхнего российского класса, иногда совершенно безнадежную в своей пустоте и бессмыслице, отличает реализм Звягинцева от наивных поделок под реализм, заполнивших экраны России!
Происходит это потому, что в реальной жизни новой России, высокие идеалы и вера в светлое будущее прокламируемые в Советском Союзе, сменились пропагандой откровенного индивидуализма, отражающего раскол в российском обществе на богатых и бедных, на образованных – передовых и на малограмотных – «отсталых», которых «креаклы» называют «ватниками».
И такое разделение общества – обычное явление в нынешнем сословном государстве.
Этот процесс, самым наглядным образом проявляется сегодня в членах социальной прослойки, которая сама себя называет «креативным классом».
Расслоение общества, с каждым днем увеличивается, пропасть между богатыми и бедными становится все глубже и из этого «провала» вылезают разного рода мошенники, воры и кровавые убийцы – насильники!
Такое разделение теперь уже коснулось и образования, и освоения культуры. Богатые имеют все что их тело пожелает, а бедные и даже нищие, перебиваются с хлеба на воду и им, уже не до вершин искусства и культуры - главное выжить.
Я сознательно не говорю о том, «что душа пожелает» для богачей и их идеологической алчной обслуги, потому что души то в них и нет…
…Такое состояние общества заставляет забыть о человеческой морали и над христианскими идеалами любви, равенства и братства откровенно смеются те, кто и стал героями этого грустного фильма.
Таким образом, идея отсутствия любви - «нелюбви» в современном обществе, и является эмоциональным стержнем картины Звягинцева.
Но нелюбовь, это состояние присущее вообще сегодняшнему миру, будь то Англия, Франция или Германия. Конечно пропорции такого эгоизма по отношению к альтруизму, в этих странах намного меньше, чем в России. Но «нелюбовь» существует и здесь.
Однако, состояние нелюбви, особенно ощущается в США, в тех районах, где селятся бедняки, иммигранты граждане небелого цвета кожи. Нелюбовь – это свойство вообще современного общества и не только в России, но и во всем белом свете.
Только в одних странах она проявляется в единичных случаях, а в России этой заразой больны многие семьи, но и отношения между людьми. Во многом, причиной этому является попытка России копировать Америку!
В современной России, борьбой за сытую, довольную комфортную жизнь для себя, захвачены многие, и особенно тот слой населения который можно назвать «образованцами».
Они достаточно образованы, имеют хорошую, непыльную работу, но озабочены личным преуспеяние и когда его добиваются, вдруг обнаруживают, что жизнь по-прежнему не имеет ни цели, ни смысла…
Женя и Борис, именно из этой среды и потому, их противостояние обусловлено причинами, для них непонятными. А их врожденный, усиленный воспитанием эгоизм и плоский атеизм, разрушает не только их отношения, но делает несчастным их сына, Алексея.
Нелюбовь, имеет в российском обществе давние корни, и как кажется является ещё и эхом страшной войны, которое отражается и в драматизме современной российской ситуации.
Именно это является причиной не сложившихся отношений между «отцами и детьми» и нелюбовь, ставшая обыденным явлением современности, происходит из нелюбви в жизни нескольких поколений россиян, прошедших через страшные испытания войной и горем, а потом, в период застоя, утратой цели и смысла жизни!
Ещё я заметил, что дети и особенно девочки, вырастающие в неполных семьях, не имея примера доброго и любовного отношения между родителями, так и вырастают не научившись жить в семье, не научившись любить и уважать других!
И потому, разногласия между мужем и женой, так или иначе отражаются на жизни их детей, которые вырастают не наученными любить не только «дальних», но и ближних!
Примером такого отношения к своим детям, в картине стали отношения между матерью и Женей, вышедшей замуж за Бориса не по любви, а по стечению обстоятельств – она «залетела» случайно и потому, по настоянию Бориса родила, а потом, не обращая внимания на жизнь нелюбимого, нежеланного сына, занялась переживаниями своей неудавшейся судьбы.
А её мать, злорадствует и даже испытывает удовлетворение от осознания, что её злые, оскорбительные предупреждения- предсказания сбываются!
Вот и Женя постепенно превратилась в злобную истеричку, мало чем отличающей от своей не менее эгоистичной матери. И одной из жертв её истерик становится Борис, аморфный и занятый своим выживанием, в общем то неплохой человек, теряющийся в атмосфере ненависти, сгустившейся в их доме.
Лирические отношения Жени с её пожилым любовником Антоном, характер которого совсем не прорисован и его появление в фильме вызывает вопросы, потому что в реальности, очередные связи с другими мужчинами, ничего не меняют в характере «таких Жень».
Злое состояние войны между Женей и Борисом, обусловлены разницей в их характере. Кажется, что Жене надо было стать мужчиной, а Борис иногда похож на женщину. К сожалению в современном обществе, такое несоответствие встречается очень часто и становится главной причиной семейных скандалов, ссор и последующих за этим, разрывов.
Единственный сын Жени и Бориса - Алеша, ведет свою одинокую и несчастливую жизнь в этом доме, «спрятавшись» от невзгод в своей комнате, в компьютере. Сегодня, целые поколения воспитаны уже не родителями, которым некогда, а компьютерными социальными сетями, где они могут найти собратьев по несчастью».
И возможно, такая жизнь длилась бы до взросления, но вдруг, относительное, зыбкое равновесие, нарушается окончательным разрывом между отцом и матерью, всерьёз обсуждающих возможность отдать Алешу в интернат, а самим попробовать заново устроить свои жизни!
Последней каплей, переполнившей чашу терпения подростка, ставшей причиной его ухода из дома, а может быть из жизни, стал приход в дом людей, желающих купить по объявлению квартиру разводящихся Жени и Бориса.
Мнения Алеши никто не спрашивает и потому, в очередной раз убедившись в нелюбви родителей, он уходит и его будущее поставлено авторами фильма под многозначительный вопрос!
…Но, все-таки российская жизнь и общество не безнадежно и тому примером служат волонтеры-добровольцы, объединившиеся в желании помогать отверженным, забытым и потерянным.
Их организация и безвозмездная работа по поискам «бегунков», показывает нам, как люди, объединившись, пытаются исправить, мир и общество живущее в атмосфере «нелюбви».
И кажется, что им это удается, потому что они из тех граждан России, которые неравнодушны к происходящему и в своем единении, направленном на помощь пропавшим, находят и цель и смысл своей жизни!
Этот фильм Звягинцева, отражает состояние нелюбви не только в России. Может быть поэтому и английская публика присутствующая на просмотре восприняла его очень близко и по окончанию фильма, приветствовала режиссера Звягинцева долгими аплодисментами.
А он, выйдя на сцену, долго отвечал на вопросы зрителей. И что мне особенно понравилось – он не старался польстить англичанам и шельмовать россиян, как это часто делается среди приглашенных в Англию «образованцев»!
И завершая ответы на вопросы, он сказал, что ему нравится отзывчивость и неравнодушие англичан, которые так похожи на русскую аудиторию, с которой он встречается в России!


Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion


Февраль 2018 года. Лондон. Владимир Кабаков





Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 54
© 15.02.2018 Владимир Кабаков
Свидетельство о публикации: izba-2018-2200159

Рубрика произведения: Разное -> Публицистика












1