Трагедия Польши ХХ в: Пилсудский-Гитлер-Сталин, ч.48 "Польша и Литва"


«Трагедия РП Пилсуд-Гитлер-ИС ч. 48 Польша и Литва»

Ex libris Трагедия Польши в ХХ веке: Пилсудский-Гитлер-Сталин, часть 46 "Польша и Литва в 1920-30-гг" (в Приложении: 1. И.Коженевська-Берчиньска, статья "Свойства польской и русской ментальности в зеркале современности", 2. Количество в Республике Беларусь общеобразовательных школ с преподаванием только на белорусском языке, 3. Писатель Н.И.Греч, 4. Белорусские графы Тышкевичи)

Продолжим знакомиться с не вполне искренней и честной "Историей Польши 1795-1990гг" в изложении пани профессорши Анны ДылонгОвой -- книге, достаточно адекватно отражающей не вполне благоприятный для здоровья человечества (особенно её соседей) нынешний идеологический климат Польши, сопровождающийся укоренением среди молодёжи крайне острого польского шовинизма, глумлением над могилами погибших за свободу Польши от фашизма советских солдат (например, в весьма исконно шовинистическом г.Кельце, летом 1946г отличившемся также кровавым еврейским погромом с десятками зарезанных польских евреев -- причём все местные ксендзы -- кроме одного -- поддержали этот садизм!), очень
неспростых взаимоотношений с Россией, Литвой, Германией, Украиной, Израилем...

Итак, профессор Католического Люблинского Университета Анна ДылонгОва продолжит рассказывать нам о народном образовании в Польше 1930-х годов (Anna Dyla′gowa "Historia POLSKI", издано в Люблине, 2000г):

с.151 -- "...Заметно было развитие в Польше внешкольного образования, в том числе обязательное обучение безграмотных в армии РП /вспомним, к началу 1930-х годов (несмотря даже на голод в стране) благодаря выделению колоссальнейших сумм на армию (26% ВВП страны, хотя и 5% ВВП на армию считаются уже огромными затратами!) польская армия в межвоенный период по численности стала одной из самых больших в Европе -- и роль пушечного мяса в ней отводилась простым солдатам из, в основном, неграмотных белорусских и украинских крестьян -- вспомним, 65% неграмотного славянского населения проживало в восточных регионах РП!
В предыдущих частях "Трагедии Польши в ХХ веке" мы в Приложении для сравнения привели данные по современному состоянию военных издержек у ведущих стран мира -- СК/.
Как школьное, так и внешкольное образование привели к концу 1930-х годов к значительному снижению % безграмотных в польском обществе -- до всего нескольких процентов по стране в среднем. Однако не следует забывать об угрозе возникновения повторной неграмотности /после завершения правительственной активной кампании борьбы с безграмотностью -- СК/.
В образовательном процессе нацменьшинств в РП было много отличий (по сравнению тех школьных дел в чисто польской среде). Существовала очевидная тенденция к созданию двуязычных школ вместо школ с единственным языком конкретного нацменьшинства. В наихудшей ситуации оказались беларусы. Если в 1923г они имели 37 общественных начальных белорусских школ, то к концу существования II РечьПосполитей в 1939г беларусы уже не имели НИ ОДНОЙ (!) чисто белорусской начальной школы. Не имели беларусы НИ ОДНОЙ и двуязычной начальной школы! И только была в РП одна белорусская средняя школа, тогда как до 1918г на этих белорусских территориях существовало 5 частных белорусских гимназий /таким вот образом поляки выполняли свои международные обязательства по развитию нацменьшинств -- об этом пишет в мемуарах и Б.Данилюк, продолжение которых следует). За одно только упоминание беларусом о том, что он есть беларус, тут же следовало исключение из польской гимназии! Т.е. поляки из беларусов и литовцев сознательно -- это была общегосударственная политика в пилсудской РП -- пытались сделать тех же безграмотных рабов, что и в I-й Речьпосполитей, которая развалилась в 1795г в результате Третьего раздела коварной Польши -- СК/.
Лишь в 44 школах дети-беларусы изучали белорусский язык как отдельный предмет..." /на который количество часов было выделено явно недостаточное. Кстати, и нынче в незалэжнай Беларуси не так уж много школ с преподаванием только на белмове -- материал об этом см. в Приложении -- СК/.

Для обрисовки реальной ситуации в Польше межвоенных лет (лживая внешняя политика пилсудчиков, крайнее обострение конфликта с Литвой и благородное -- но и небескорыстное! -- вмешательство в это дело СССР, закулисные шашни поляков с Гитлером, передел Центральной Европы в тайном Приложении к польско-германскому договору 1935г -- этот подлый подход затем Гитлер повторит со Сталиным в Пакте Молотов-Риббентроп 23 августа 1939г...) продолжим знакомиться со статьёй советского историка Ф.Г.Зуева "Советско-польские отношения накануне и в период европейского кризиса 1938г" (в сборнике АН СССР "Советско-польские отношения 1918-1945гг" -- Моска: изд. Наука, 1974г -- 296 стр) -- начало см. в ч.45:

"...Польская буржуазия и помещики с самого момента образования литовского государства /Литовской Республики, в 1918 году -- СК/ вынашивали планы его захвата и возрождения Великой Польши от моря до моря /т.е. возрождение I-й Речьпосполитей, развалившейся в результате своей подлой колонизаторской политики в 1795г (в отношении ВКЛ) -- СК/.
В апреле 1919г польские войска захватили Вильнюс, но во время польско-советской войны 1920г поляки вынуждены были оставить город. В Вильнюс, на основе мирного договора от 12 июля 1920г, подписанного между Литвой и РСФСР, вступили литовские войска.
7 ноября 1920г под нажимом Антанты польские войска прекратили военные действия против Литвы. Между Польшей и Литвой было подписано так наз. Сувалковское соглашение /названо по г.Сувалки, где проходили переговоры. Ныне весь тот сувалковский регион, а также г.Августов, г.Белосток и другие обширные территории Литовского Полесья (ранее принадлежавшие ВКЛ) оказались на территории Польши. Так в итоге ограбили Литву, которая при князе Витовте Великом (1350-1430гг) простиралась от Балтики до Черного моря...-- СК/, в соответствии с которым демаркационная линия границы прошла всего в 68 км к югу от Вильнюса.
Но вскоре польские войска генерала Л.Желиговского, выполняя приказ Ю.Пилсудского, вновь захватили Вильнюс и Вильнюсскую область /устойчивый интерес Ю.Пилсудского к Вильно, среди прочего, определялся и тем, что тот Юзик родился в Вильно. Есть сведения и о том, что Юзик Пилсудский вообще-то родился белорусом, но в крепко ополяченной семье беларусов-католиков (а в результате он стал "даже бОльшим католиком, чем Сам Папа Римский) -- понимай, самым большим шовинистом и врагом России средь поляков. Не парадокс ли?.. -- СК/.
Была поляками создана Средняя Литва, просуществовавшая до 24 марта 1922г. Это была попытка создать своеобразный польский "кантон" в предполагаемой Каунасско-вильнюсско-минской федерации /попыток автономизировать привиленский регион компактного проживания поляков последние не оставили до сих пор -- мы уже писали о бурном выступлении лет пять виленских поляков с требованием польской автономии на территории Литовской Республики -- СК/
После нарушения Сувалковского соглашения Литва не поддерживала никаких отношений с Польшей /вплоть до того, что Литва прекратила даже доставку почтовых корреспонденции и писем в Польшу! Так сильно Литве насолили тогда вероломные поляки... Но и сейчас взаимоотношение этих двух стран (о парадокс: ранее в течение около 300 лет входивших в одну конфедерацию!) далеки от нормальных. Уж кто-кто, а литовцы на своей шкуре изучили своекорыстный и порой занадта циничный менталитет поляков, доходящий иной раз до кровопролития и подлых воровских дел (как и мои бывшие соседи-католики в Гродно). И не только литовцы тот польский дух крепко ощутили.
Вот как о славянах и прочих народах высказывался еще в середине 19 столетия острый на язык чех Н.И.Греч (еще его дед переехал на жительство в Россию):
"Один остроумный человек сказал: "Европа населена тремя коренными племенами:
-- племя германское (немцы, шведы датчане, англичане, голландцы) -- БЛАГОРАЗУМНОЕ;
-- племя романское (французы, итальянцы, испанцы, португальцы) -- БЕШЕНОЕ,
-- и племя славянское (поляки, украинцы, беларусы, чехи, русские и пр.) -- БЕСТОЛКОВОЕ".

И ещё архиактуальтнейшее от коллежского асессора Н.И.Греча, "Записки о моей жизни": "У нас злоупотребления срослись с общественным нашим бытом, сделались необходимыми его элементами. Может ли существовать порядок и благоденствие в стране, где из 60 миллионов нельзя набрать осьми умных министров и пятидесяти честных губернаторов, где воровство, грабеж и взятки являются на каждом шагу, где нет правды в судах, порядка в управлении, где честные и добродетельные люди страждут и гибнут от корыстолюбия и бесчеловечия злодеев, где никто не стыдится сообщества с негодяями и подлецами только бы у них были деньги; где ложь, обман, взятки считались делом обыкновенным и нимало не предосудительным; где женщины не знают добродетелей домашних, не умеют и не хотят воспитывать детей своих и разоряют мужей щегольством и страстию к забавам; где духовенство не знает и не понимает своих обязанностей, ограничиваясь механическим исполнением обряда и поддерживанием суеверия в народе для обогащения своего; где народ коснеет в невежестве и разврате!
Такие печальные размышления возникают в душе особенно при сравнении нравственного и гражданского состояния России с нравственным и гражданскими состояние стран, где существуют те же человеческие пороки и слабости, но оне умеряются благоустройством, воспитанием, правосудием и религией. Где бессовестный грабитель вдов и сирот, неправдивый судья, развратный священник наказываются позором общего мнения..."

И ещё Н.И.Греч: "...Александр I впал в большую ошибку. Победа и слава растворили его мягкое сердце... В Александре проснулись либеральные идеи, очаровавшие начало его царствования. В 1814г он побудил Людовика XVIII дать французам хартии, а на Венском конгрессе хлопотал о даровании германским державам представительного образа правления. В Вене Александра окружили поляки, Чарторыйский, Костюшко, Огинский и другие /князь Огиньский /(автор знаменитого полонеза "Прощание с Родиной") был ополяченным белорусом-католиком, поместье которого Залесье находилось в Гродненской губернии. Сейчас там в Залесье прекрасный регулярный парк плюс отреставрированный барский дом. Ко всему этому благолепию приложил руки и мой знакомый реставратор С.И.Верамейчик (кстати построивший себе дом недалеко от княжьих владений Огиньского) -- СК/, напомнили ему прежние его обещания и исторгли у него честное слово, что употребит все свои силы, чтоб восстановить Польшу и дать ей конституцию. Европа увидела в этом требовании замыслы властолюбия и распространения пределов и увеличения сил России... Все русские министры восстали против этого...
Александр настоял на своём и, получив Герцогство Варшавское с небольшими уступками соседям, назвал его королевством в Европе и царством в России. Поляки негодовали за это наименование тем более, что полный титул "Царь Польский" поставлен был подле "Сибирского" /куда они затем и попали, начиная с Николая I, затем при Александре III, продолжая начатое при тов.Сталине, в 1939-м и ранее...-- СК/.
Русские были огорчены дарованием исконным врагам нашим прав, которых мы сами не имели. Награждены были люди, лезшие на стены Смоленска и грабившие Москву /и в Смутное время начала1600-х, и при наполеоновском нашествии 1812г -- СК/, а защитники России, верные сыны её, оставлены были без внимания, им заплатили варяго-русскими манифестами Шишкова. Александр упрямился в исполнении слова, данного врагам России, окружавшим его польским изменникам, а разве он других слов своих не нарушал?..
Александр выиграл бы этим во сто раз более, нежели приобрёл занятием гнусной Польши. И к чему он это сделал?.. Ему хотелось блеснуть в роли конституционного короля, произнести фанфароновскую речь, а потом играть в Сейме в шахматы, как в парламенте.
Супостаты наши боялись усилить Россию присоединением к ней Польши, а это её ослабило. Финансы Герцогства Варшавского были расстроены. Россия давала в год несколько миллионов рублей серебром на содержание польской армии, которая потом сражалась против нее!
А нравственное зло! Четыре миллиона изменников, закоренелых врагов наших /видно на примере Ю.Пилсудского и нынешних его последователей, в том же г.Кельце -- СК/, сделались русскими гражданами, дворянами: ядовитая жидкость влилась в жилы России /и во многом поляки своей революционностью и ненавистью к России поспособствовали Ленину в его циничных делах 1905 и 1917гг (вспомним и Ф.Дзержинского, организовавшего кровавую ВЧК, вместе с К.Ворошиловым -- СК/.
За одно должно благодарить поляков: они вскоре разочаровали Александра и заплатили России по-польски, Злом за Добро, оправдали предсказания друзей и не друзей наших..."

И ещё Н.И.Греч: "Я написал эти строки в оправдание Александра: помышляя о спасении России. он искал пособий и средств повсюду и предпочитал иностранцев (говоривших ему правду) своим подданным (которые льстили, интриговали, лгали и ссорились между собою). Да и чем лифляндец Барклай менее русский, нежели грузинец Багратион? Скажете: этот православный, но дело идёт на войне не о происхождении святаго духа! Всякому своё по делам и заслугам. Александр воздвиг памятник своему правосудию и беспристрастию, поставив рядом статуи Кутузова и Барклая /у Казанского собора в Питере -- СК/.
Дело против Наполеона было не русское, а общеевропейское..., следственно, все благородные люди становились в нем земляками и братьями. Итальянцы и немцы, французы (эмигранты) и голландцы, португальцы и англичане, испанцы и шведы -- все становились под одно знамя! Исключаю из общего состава народов турок и поляков: первые не христиане, а последние и того хуже!..." -- СК/.

Хотя Вильнюс был и включён в состав Польши, он в литовской конституции был провозглашен столицей Литвы.
Ю.Пилсудский в начале 1927г пытался достигнуть договорённости с Каунасом на основе польско-литовского "кондоминиума" над Вильнюсом. Условием этого соглашения должно было явиться установление дипломатических отношений между Литвой и Польшей. Литовское правительство не приняло предложений Пилсудского. Не дали должных результатов и шаги Пилсудского в Лиге Наций /с которой Юзик крепко подпортил отношения, вспомним, после организованной им 15.06.1932г военной провокации в открытом городе Гданьске, управляемым тогда представителем Лиги Наций. И с 1932г Юзик Пилсудский в дипломатических кругах был зачислен в хронические агрессоры (что он вполне затем подтвердил и провокацией мая 1933г на границе с Восточной Пруссией и тут же развязанной поляками тупой войны 1933-34гг с Гитлером: 60 тысяч погибших, 200 тысяч раненых, первые мощные танковые сражения в Европе) -- СК/.
Но в 1933-36гг напряжённость в отношениях между Польшей и Литвой ослабла /вспомним, Ю.Пилсудский умер в мае 1935г -- СК/. Однако полному урегулированию польско-литовских отношений мешал вильнюсский вопрос.
В начале 1937г в Каунасе с неофициальным визитом находился представитель польского правительства Кательбах, который при посредничестве графов Тышкевичей вступил в контакт с литовским министром иностранных дел Лозорайтисом. В конце февраля 1938г переговоры были прерваны.
Причиной их срыва явился отказ поляков от установления дипломатических отношений с Литвой при одновременном окончательном урегулировании проблемы Вильнюса.

В этой обстановке польское правительство решило прибегнуть к военным мерам /против маленькой Литвы, армия которой была раз в 10 меньше польской. Как видим, маршал Пилсудский уже лежал 2 года в гробу, а его преемники продолжали бряцать оружием, усвоив эту пагубную привычку своего бывшего шефа плюс австрийский пример выродка Гитлера, ставшего лучшим другом близорукого польского правительства на тот момент (чем Польша кроваво и поплатились в 1939-м) -- СК/.
Накануне и в момент аншлюса Австрии Ю.Бек /напомним, глава МИД Польши, ярый пилсудчик -- СК/ находился с визитом в Италии. Здесь он юридически признал захват Италией Абиссинии (Эфиопии) /итальянские фашисты прихватили Эфиопию, а польский фашист тут же признал их успехи (но одновременно и сам начал точить нож на Литву, пользуясь. благоприятной международной кон"юнктурой разгула фашизма) -- СК/.
По пути в Варшаву Бек заехал в Вену, где ему оказал теплый прием и приветствовал с совпадением "должных взглядов" новый австрийский канцлер-гитлеровец Зейс-Инкварт.
Пребывание в Италии и встреча с Зейс-Инквартом "воодушевили" польского министра и "санационную" польскую клику на активные действия против Литвы. Польско-литовский конфликт вступил в новую фазу..., развернулась бурная пропагандистская кампания в СМИ против Литвы. Были организованы демонстрации агрессивных польских буржуазно-помещичьих кругов под лозунгом " Поход на Каунас" /т.е. поляки действовали точно по той же самой технологии, что и антисемитский бойкот "Не покупай у еврея!" во второй половине 1930-х годов в Польше (подробнее об этой акции мы писали в ч.41 Трагедии Польши -- СК/.
Только компартия Польши решительно выступила против военного нападения на Литву /по примеру фашистских Италии и Германии -- СК/... В своих листовках коммунисты говорили, что фразами о "повышении обороноспособности" польские правители хотят ввести в заблуждение народ, "прикрыть военной авантюрой потерю Гданьска, сделать страну бессильной перед захватническими планами и замыслами германского империализма относительно западных границ Польши"...

16 марта 1938г народный комиссар иностранных дел СССР М.Литвинов сделал по поводу предполагаемой польской агрессии в Литву соответствующее заявление польскому послу в Москве В.Гжибовскому. Он заявил, что акция Польши против Литвы вызовет тяжелые осложнения в Восточной Европе. На след. день М.Литвинов выступил с заявлением для печати... Заявление было направлено через поверенного в делах СССР в Польше Ю.Беку...
Советское правительство предложило государствам -- сторонникам мира -- созвать спец. конференцию. При этом польско-литовский конфликт был поставлен в один ряд с надвигающейся угрозой независимости Чехословакии /но все эти инициативы столь двуликого сталинского СССР (вспомним, как раз в тот момент ужасные репрессии были в самом разгаре в Стране советов), увы, не возымели желаемого эффекта. Во многом в этом виноват сам кровавый абрек Сталин.
Писатель Рой Медведев: "Репрессии нанесли страшный урон боеспособности РККА, обескровили её кадровый состав, но это не помешало Ворошилову, выступая 23 марта 1939г перед военными -- делегатами 18 с"езда ВКПб, заявить: "Мы, в основном, уже очистились от шпионской мрази, но у нас агенты гестапо ещё имеются!".
Те кровавые деяния советского вождя-кавказца не помешали и Гитлеру заявить (причем вполне адекватно!) в 1938г своему генералитету: мол, Красная армия настолько обескровлена сталинским террором 1937-38гг, что нынче уже не представляет угрозы для Германии, а потом у можно смело захватывать Чехию. Последующие события подтвердили диагноз Гитлера.
Рой Медведев: "Неудачи в финской войне... Красная армия крайне ослабла в результате массовых репрессий. Дело было не только в потере первоклассного состава высших советских кадров /из пяти маршалов СССР было расстреляно три, выбито 95% высшего командного состава... -- СК/. Снизилась дисциплина в армии, где солдаты и младшие командиры перестали доверять старшим командирам. Быстрое выдвижение новых кадров происходило зачастую просто по анкетным данным. При этом командиры взводов становились командирами батальонов /т.е. "прыгали сразу через голову" -- минуя командование ротой -- СК/, а то и полков. Командиры полков и батальонов -- командирами дивизий /а боевого опыта на таких высоких постах, опыта руководства огромными массами вооруженных людей крайне не хватало! Одно дело командовать взводом (30 солдат), и совершенно другое -- полком (1000 солдат плюс придаваемые части артиллерии и др.) -- СК/.
Почти парализована была на два-три года деятельность военных академий /слишком много нашли сталинские чекисты среди преподавателей "врагов народа" -- СК/, ослабла военно-инженерная и конструкторская работа /т.к. тов.Сталин выкосил всех тех, кто по службе был связан с маршалом Тухачевским (якобы германским шпионом -- Гитлер был осведомлен об этой операции своего абвера и тонкой дезе ведомства Канариса, сумевшей воспользоваться специфической психологией советского сатрапа -- чрезмерной сталинской подозрительностью террориста-абрека), отвечавший за новое вооружение и опытно-конструкторские разработки. По этой причине посадили авиаконструктора Туполева, весь ЦАГИ (с конструктором-ракетчиком Королёвым и компанией)...-- СК/.
Многие важнейшие начинания прежних командующих были прекращены: например. формирование партизанских баз в западных областях, остановилось строительство оборонительных рубежей вдоль прежней госуд. границы. Армия увеличивалась численно, возрастало число полков, дивизий, армейских соединений, но кадров и военного опыта у новых командиров не хватало... Ворошилов, Буденный и новые маршалы СССР -- С.К.Тимошенко, Г.И.Кулик, -- все из бывшей Первой Конной Армии, пытались навести порядок и дисциплину в армии, но не всегда успешно...
Стремясь создать более выгодные в стратегическом отношении границы на западе, Сталин решил отодвинуть советско-финскую границу, которая на Карельском перешейке проходила слишком близко от Ленинграда. Сам Сталин принял в Кремле финскую делегацию во главк с Юхо Кусти Паасикиви и предложил обменять территорию в 2700 квадратных километров вблизи Ленинграда на 5500 кв. км в Карелии. Однако финны должны были потерять при этом не только экономически более освоенные территории, но и свои главные линии укреплений /Линию Маннергейма -- СК/. И финское правительство отклонило это предложение и не реагировало на прямые угрозы войны, с которыми выступил Молотов /партийной кличкой этого чрезмерно усидчивого сталинского мавра была "каменная жопа". Спрашивается: и чем действия советского правительства в отношении Финляндии в 1939-м сильно отличались от позиции поляков по отношению к Литве в 1938-м?? -- СК/.
Шёл ноябрь 1939г, и финны думали, что СССР не решится начать войну перед началом зимы /но тов.Сталина сильно поджимали сроки, и ему, по большому счёту, было наплевать на потери в живой силе Красной Армии, которые неминуемо и существенно возрастут в холодной время года! -- СК/.
Это было заблуждение: утром 30 ноября первые советские бомбы упали на Хельсинки, и Красная Армия перешла советско-финскую границу, Но это была и большая ошибка Сталина, пребывавшего в уверенности, что речь будет идти о короткой и не слишком дорогостоящей военной акции /тут тов.Сталин решил блеснуть перед Гитлером своим стратегическим умением: мол, ты, фюрер, всего за 2 недели разгромил польскую огромную армию, то теперь вот посмотри, как я буду щелкать, да ещё и зимой, финские укрепления! И получилось у тов.Сталина с финнами в ноябре-декабре 1939-го тот же выкидыш, что и с Гитлером в июне-октябре 1941-го. И никого из кремлевских придурков этот облом с финнами в 1939-м не насторожил, в преддверии столкновения лбом с Германией! -- СК/.
Ведь против маленькой Финляндии была развернута армия в 450 тысяч человек /мой двоюродный дед Владимир Николаевич Критский много рассказывал о тех мучениях зимы 1939-40гг; он, капитан, в Финскую войну на поле боя обеспечивал ремонт автотехники -- СК/, 1700 орудий, 1000 танков и 800 самолётов. А Финляндия имела под ружьем 215 тысяч солдат, но всего 75 боевых самолётов, 60 старых танков и несколько сотен орудий...
На второй линии советские части завязали в боях. Финны храбро оборонялись, они оказались лучше подготовленных к войне в зимних условиях... Каждый километр занятой у противника территории пришлось буквально устилать телами убитых и замерзших советских солдат...
Зима 1939-40гг оказалась невероятно суровой, морозы доходили до 50 градусов...
Уже в январе 1940г Сталин фактически отстранил Ворошилова от непосредственного руководства военными операциями, назначив командующим действующей армией маршала С.Тимошенко /который, не вполне далекий командир, весной 1942г испытает ужас катастрофы под Харьковом, тем самых на два-три года отодвинув окончание 2-й мировой войны -- СК/...
Имея почти 500-тысячную армию, Тимошенко начал генеральное наступление. Лёд Финского залива стал столь прочным, что советские танки могли двигаться по нему в обход Выборга. В конечном счете СССР одержал победу, но какой ценой! По советским данным СССР потерял более 250 тысяч солдат. По западным оценкам, потери нашей страны исчислялись примерно в 300 тысяч солдат /но какой отрицательный международный резонанс имела эта сталинская авантюра: диктаторы Европы во второй половине 1930-х коллективно обезумели от агрессивного зуда захвата чужих территорий! -- СК/.

Продолжает Ф.Зуев: "Заявление Советского правительства от 16 и 17 марта 1938г, прямо предупреждавшие польское правительство об опасных
действиях на границе с Литвой, последним учтены не были.
После возвращения Бека в Варшаву из поездки в Рим, в варшавском Замке 16 марта состоялось новое совещание. В нем участвовали Бек, маршал Рыдз-Смиглы, Складковский и вице-премьер Квятковский. На совещании разносторонне и во всех подробностях обсуждался проект ультиматума Литве.
Польское правительство намеревалось потребовать от Литвы:
-- восстановления дипломатических отношений,
-- отмены статьи литовской конституции, провозглашающей Вильнюс столицей Литвы, т.е. признание захвата Вильнюса и Вильнюсской области Польшей в 1920г,
-- заключение специальной конвенции, гарантирующей "права" польского меньшинства в Литве /поляки бы так хорошо озаботились о своих нацменьшинствах! -- СК/.
17 марта Бек в общей форме заявил о польской ноте, которая вечером будет вручена представителям Литвы. Нота, заявил Бек, составлена в энергичном тоне, но требования, содержащиеся в ней , сдержанны. Бек подчеркнул, что если Литва не согласится на польские условия, то последствия могут быть самыми серьезными.
В этот же день вечером в Москве состоялась встреча народного комиссара иностранных дел М.Литвинова с польским послом Гжибовским. Речь шла о подготавливаемом польском ультиматуме Литве..."/так оперативно сработала сталинская агентура в польском МИДе! -- СК/.
                                                                                                       (Продолжение статьи Ф.Зуева следует)

                                                                                                                                                                  Пер. с польского С.Канунников, 27 августа 2016г, Гродно

ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образование в Белоруссии
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 15 марта 2015; проверки требуют 28 правок.

Образование в Беларуси (белор. Адукацыя ў Беларусі) — обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности[источник не указан 1082 дня].

Содержание

1 Общие сведения
1.1 Основные показатели
2 История образования в Беларуси
2.1 БССР
2.2 1990-е
2.3 Реформа 2008 года
2.4 2010
2.5 2011
2.6 2013
2.7 2015
3 Кодекс об образовании
3.1 Проект
4 Формы получения образования
5 Уровни образования
5.1 Высшее образование
5.1.1 Современное состояние
5.1.2 Обучение иностранных граждан
6 Интернатные учреждения
7 Статистика
8 См. также
9 Примечания
10 Литература
11 Ссылки

Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Беларуси и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

дошкольное (ясли, детские сады)
общее базовое (на базе 9 классов средней школы). Начинается с 6 лет.
общее среднее (на базе 11 классов), начальное профессиональное (ПТУ, лицеи), среднее специальное (техникумы, колледжи)
высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).

В общеобразовательных учреждениях к занятиям 1 сентября приступают более 1 млн учащихся[1]

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

колледжах
лицеях
гимназиях
профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат или диплом, подтверждающий получение профессионально-технического или среднего специального образования. В Республике Беларусь имеется 45 государственных и 10 негосударственных вузов. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) является обязательным. Образование в средней школе является бесплатным. Выпускники профессионально-технических учреждений образования, получившие образование за счёт средств бюджета, обязаны отработать по распределению один год, выпускники средних специальных и высших учреждений образования — два года. Цена платного высшего образования на отдельных специальностях достигла в 2012 году 12 млн рублей в год, и продолжала расти[2].

Планировался перевод среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента[3]. Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали»[4].

В системе образования Беларуси используются два официальных языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках.

В 2002 году в Беларуси была введена 10-балльная система оценки знаний в средних школах, профессионально-технических УЗ, ССУЗах и вузах, взамен 5-балльной системы, традиционной для постсоветских республик. Оценка «10» предполагает свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению.

В Болонском процессе Беларусь участвует с 2015 года[5].

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Белорусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»[6].
Основные показатели

В 2012 году в Республике Беларусь действовало 4064 учреждения дошкольного образования с 398 тыс. детей и 54,1 тыс. педагогических работников[7]. В 2012/13 учебном году действовало 3579 учреждений общего среднего образования с 928,2 тыс. учащихся и 128,1 тыс. учителей[8], 226 учреждений профессионально-технического образования с 79,9 тыс. учащихся, 225 учреждений среднего специального образования с 152,2 тыс. учащихся[9]. Больше всего учащихся в учреждениях среднего специального образования обучалось по техническому и технологическому профилю (50 тыс.), а также экономико-юридическо-управленческому (34,3 тыс.), сельскохозяйственному (21,3 тыс.), архитектурно-строительному (14,3 тыс.) и медицинскому профилям (11,5 тыс.)[10]

В 2012/13 учебном году в стране насчитывалось 54 высших учебных заведения (45 государственных и 9 частных), где обучалось 428,4 тыс. студентов, в том числе 209,3 тыс. на дневной форме обучения, 0,9 тыс. на вечерней и 218,3 тыс. на заочной. Более половины (30) вузов находится в Минске; в столице обучается и более половины студентов (223,9 тыс.)[11].
История образования в Беларуси

В средние века среднее и высшее образование получали в коллегиумах (Вильно, Полоцк, Пинск, Гродно, Юровичи). Первым высшим учебным заведением на территории Великого княжества Литовского стал Виленский университет.

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи в результате раздела Речи Посполитой между Российской империей, Прусским королевством и Австрией.

В XIX веке в Российской империи была создана единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

Одной из первых гимназий на территории тогдашней Беларуси является Слуцкая гимназия[12]. Далее, на территории Беларуси также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось русифицировать образование, пресекая преподавание в школах на белорусском и польском языках.

После восстаний 1830—1831 и 1863—1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях национального университета отклонялись.
БССР

В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов:

Белорусский государственный университет,
Белорусский национальный технический университет,
Белорусский государственный экономический университет,
Белорусский государственный медицинский университет,
Белорусский государственный педагогический университет,
Белорусская сельскохозяйственная академия и другие.

После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней[13].

После Великой Отечественной войны и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа технических вузов и к увеличению приёма в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности[13]. В конце 40-х — начале 50-х также создавались специализированные гуманитарные вузы, а учительские институты (прежде всего в западных областях БССР преобразовывались в педагогические институты). Отчасти благодаря этому, а также благодаря развитию заочного образования, к 1958 году БССР превзошла западноевропейские страны по количеству студентов на 10 000 человек. В 1958/59 учебном году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс. студентов и свыше 3 тысяч человек профессорско-преподавательского состава[14].

В конце 50-х — начале 60-х годов в образовании в БССР наблюдается направленность к увеличению внимания к фундаментальной науке. Значительно увеличивается приём в аспирантуру, перед учёными ставятся наиболее перспективные научные задачи и отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет вскоре включается в число 25 ведущих учреждений СССР по развития науки. Увеличивается и приём студентов на наиболее перспективные специальности (например, за 1958—1965 количество студентов на химическом факультете БГУ увеличилось с 300 до 1000, что было обусловлено, в частности, значительным развитием химической промышленности БССР в годы семилетки)[13]. Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 году был открыт Минский государственный радиотехнический институт (сегодня — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). В 1969 году Гомельский государственный педагогический институт был преобразован в Гомельский государственный университет и стал, таким образом, вторым университетом в БССР. В 1978 году Гродненский государственный педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет.
1990-е

29 января 1991 года в целях повышения эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики Совет Министров БССР постановил[15] образовать на базе упраздняемого Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров при Белорусском государственном институте народного хозяйства им. В. В. Куйбышева Академию управления при Совете Министров БССР (сегодня — Академия управления при Президенте Республики Беларусь), которой в 1995 году присвоен статус президентской.

В 90-х многие институты получили статус университетов. Кроме того, появились негосударственные вузы. В 1992 году в Минске был основан Европейский гуманитарный университет. В 2004 году он был вынужден прекратить работу в республике и с 2005 года действует в Литве.
Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.[16]
2010

В системе среднего образования Беларуси с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий «Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян»[17] 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании[18][19] В 2010 году был создан Институт пограничной службы Республики Беларусь[20]. На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них — 60 % студентов белорусских вузов — заочники)[21]. Студентами ВУЗов стали 71,5 % (примерно 10 тыс. минчан-абитуриентов), из поступивших 82 % выбрали государственные вузы[22]
2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Белоруссии, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ[23]. В 2011 году приём будут осуществлять 55 высших учебных заведений (45 государственной формы собственности, 10 — частной)[24]. 6 июня 2011 года Министерство образования закрыло «Женский институт Энвила»[25]. На сентябрь 2011 года: учреждений общего среднего образования — 3,4 тыс. (920 тыс. школьников, в первых классах — около 87 тыс. человек), ПТУ — 217 (обучается — 106 тыс. человек), ссузов (уровень среднего специального образования) — 213 (по плану — 56 тыс. человек), вузов (уровень высшего образования) — 45 государственных вузов (в подчинении 12 министерств и ведомств) и 10 частных (по плану — 89,7 тыс. человек)[26].
2013

С 2013/14 учебного года планируется перевести студентов более 230 специальностей вузов на четырёхлетнюю программу обучения[27].
2015

14 мая 2015 г. в Ереване на Конференции министров образования стран ЕПВО и форуме по Болонской политике было объявлено о присоединении Беларуси к Болонскому процессу и вступлении её в Европейское пространство высшего образования[28].

Принята дорожная карта реформирования системы высшего образования, рассчитанная на 3 года. Республика Беларусь должна поэтапно сблизиться с ЕПВО: перейти с двухступенчатого на трехступенчатое обучение (бакалавриат — магистратура — докторантура), внедрить систему переводных зачетных единиц (кредитов) для измерения учебной нагрузки и начать выдачу бесплатного европейского приложения к дипломам. Все эти новшества должны облегчить учащимся перевод в другие вузы и обеспечить признание результатов обучения в белорусских университетах за рубежом[29].
Кодекс об образовании
Проект

2010 год — при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые[30].

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко[31].

Ряд положений проекта:

Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
Частные вузы обяжут иметь общежитие
Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
Предусмотрен новый документ об образовании — диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

В образовательном учреждении:
Очная форма
Очно-заочная (вечерняя)
Заочная
Дистанционная, непрерывная
В форме семейного образования
Самообразование
Экстернат
С репетитором

Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается. Допускается сочетание различных форм получения образования[32].
Уровни образования
Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

Высшее образование
Современное состояние

В Республике Беларусь два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[33], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[34], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[35]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет, Белорусский государственный аграрный технический университет, Белорусский государственный технологический университет, Белорусский государственный университет культуры и искусств и другие).

В 1992 году в Минске был основан Европейский гуманитарный университет. В 2004 году он был вынужден прекратить работу в республике и с 2005 года действует в Литве.

В Беларуси студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра.

Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру. Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования.

В 2012/13 учебном году в 54 вузах Республики Беларусь обучалось 428,4 тыс. студентов. Больше всего обучалось по специальностям профиля «Коммуникации. Право. Экономика. Управление» — 167,3 тыс. человек. По специальностям технико-технологического профиля обучалось 83,2 тыс. студентов, педагогического — 42,4 тыс., сельскохозяйственного — 28,1 тыс., медицинского — 21,7 тыс., гуманитарного — 16,6 тыс., естественнонаучного — 13,8 тыс., физкультурного и туристического — 9 тыс., искусствоведческого и дизайнерского — 7,1 тыс.[36]. 12 002 студента были гражданами других государств, в том числе 6514 — из Туркменистана, 1658 — из России, 1146 — из Китая, 265 — из Азербайджана, 244 — из Шри-Ланки, 242 — из Нигерии, 208 — из Ирана, 168 — с Украины, 154 — из Ливана, 124 — из Сирии, 118 — из Казахстана, 115 — из Турции, 110 — из Литвы[37]. Численность профессорско-преподавательского состава составляла 24 612 человек, в том числе докторов наук — 1346, кандидатов наук — 9043, профессоров — 1260, доцентов — 7509[38].
Основная статья: Высшие учебные заведения Беларуси
Обучение иностранных граждан

Обучение для граждан других государств, как правило, платное. Стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения.

Для получения приглашения на учёбу необходимо обратиться в вуз. Для этого в учебное заведение отправляются все необходимые документы[39].

Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Белоруссии годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения.

Все высшие учебные заведения Беларуси имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево.

На 2010 год в Беларуси обучаются около 2 тысяч китайских студентов[40]. На 2013 год 7,400 студентов являются гражданами Туркменистана, это самый большой контингент среди иностранных студентов в Беларуси.[41].
Интернатные учреждения

2011 год — 52 интерната для детей-сирот (на 30 % меньше, чем в 2005 году), около 70 % детей-сирот воспитываются в семьях (на такую форму усыновления ориентирует социальная политика государства)[42].
Статистика

В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 — серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали — герб Беларуси, на другой — надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки — «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.[43]

В качестве основного показателя (при сравнительной оценке различных стран их инновационного потенциала и расчета индекса конкурентоспособности) используется число студентов и аспирантов инженерных и естественнонаучных специальностей на тысячу жителей. В Республике Беларусь на 1000 человек населения выпускается 7 инженеров[44].
См. также

Учреждения образования Минска
РИКЗ

Примечания

; Показывать компактно

; Образование, Беларусь | Belarus.by
; В БГУ стоимость одного года обучения уже превышает 12 млн рублей
; Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь/1-8 июня
; Вышколенная школа. Белорусские новости
; Беларусь принята в Болонский процесс
; ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 18 мая 2004 г. № 285-З «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»
; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013. — С. 173.
; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013. — С. 177.
; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013. — С. 181—182.
; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013. — С. 185.
; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013. — С. 187—188.
; Беларусь гимназическая

Красовский, Н. И. — Высшая школа советской Белоруссии. 2-е изд. — Минск: «Вышэйшая школа», 1972
; Ежегодник БСЭ — 1959. С. 110
; Постановление Совета Министров БССР от 29 января 1991 г. № 33 «О первоочередных мерах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики» (СП БССР, 1991 г., № 4-5, ст. 30)
; Эксперт: Мы теряем целые поколения белорусов из-за неудачных школьных реформ
; С 1 сентября в белорусских школах появятся «Основы православной культуры»
; Белорусские депутаты приняли во втором чтении проект Кодекса Республики Беларусь об образовании
; Белорусским студентам планируется предоставлять отпуск для прохождения военной службы
; Указом президента внесены дополнения и изменения в правила приема в вузы
; Владимир Мацкевич: Белорусские вузы дают образование, которое следовало бы получать ещё в школе
; Более 70 % выпускников средних школ и гимназий Минска становятся студентами вузов
; Минобразования раскрыло карты вступительной кампании-2011
; Есть ли конкуренция среди белорусских вузов
; Минобразования закрыло женский институт «Энвила», Белорусские новости (10.06.2011)
; 29 августа пройдет Республиканское совещание педагогического актива
; Министр образования о распределении, четырёхлетнем сроке обучения и семи «проходных» баллах
; Беларусь приняли в Болонский процесс
; Год в Болонском процессе
; Ученики и студенты «в законе»
; А.Лукашенко утвердил Кодекс об образовании
; БГУИР планирует набрать в 2009 году на дистанционную форму обучения 185 студентов 20.07.2009
; Устав Белорусского государственного университета
; Устав Академии управления при Президенте Республики Беларусь
; Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении положения о порядке признания учреждения, обеспечивающего получение высшего образования, ведущим в национальной системе образования, ведущим в отрасли»
; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013. — С. 190.
; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013. — С. 192.
; Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2013. — С. 191.
; Официальный сайт Республики Беларусь, Belarus.by: Образование
; China-Town появится в Минске в ближайшей пятилетке
; Туркменских студентов привлекает качество образования в Беларуси — Язбердиев
; До 2015 года в Беларуси закроется не менее половины интернатов для детей-сирот
; Около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами
; Блог Валерия Цепкало. О модернизации образования

Литература

Красовский, Н. И. — Высшая школа советской Белоруссии. 2-е изд. — Минск: «Вышэйшая школа», 1972

Ссылки

Виды образования (законодательство Беларуси)
Средние специальные учебные заведения Белоруссии
государственные органы управления образования:
Министерство образования Республики Беларусь
Комитет по образованию Минского городского исполнительного комитета
Управление образования Брестского областного исполнительного комитета
Управление образования Гомельского областного исполнительного комитета
Управление образования Гродненского областного исполнительного комитета
Управление образования Минского областного исполнительного комитета
Управление образования Могилевского областного исполнительного комитета
Научно-методическое учреждение «Национальный институт образования» Министерства образования Республики Беларусь

[показать]Просмотр этого шаблона
Flag of Belarus.svg Белоруссия в темах
[показать]Просмотр этого шаблона
Учреждения высшего образования Республики Беларусь
[показать]Просмотр этого шаблона
Страны Европы: Образование
Категория:

Образование в Белоруссии

Навигация

Вы не представились системе
Обсуждение
Вклад
Создать учётную запись
Войти

Статья
Обсуждение

Читать
Текущая версия
Править
Править вики-текст
История

Поиск

Заглавная страница
Рубрикация
Указатель А;—;Я
Избранные статьи
Случайная статья
Текущие события

Участие

Сообщить об ошибке
Портал сообщества
Форум
Свежие правки
Новые страницы
Справка
Пожертвовать

Инструменты

Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы
Постоянная ссылка
Сведения о странице
Цитировать страницу

Печать/экспорт

Создать книгу
Скачать как PDF
Версия для печати

В других проектах

Викисклад
Викиданные

На других языках

;;;;;;;
English

Править ссылки

Последнее изменение этой страницы: 19:17, 25 июля 2016.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Греч, Николай Иванович
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Греч.
Николай Иванович Греч
Nikolay Grech.jpg
Н. И. Греч, 1856 год
Имя при рождении:

Николай Иванович Греч
Род деятельности:

Литератор
Дата рождения:

14 августа 1787
Место рождения:

Санкт-Петербург
Подданство:

Flag of Russia.svg Российская империя
Дата смерти:

24 января 1867 (79 лет)
Место смерти:

Санкт-Петербург
Награды и премии:
Орден Святого Станислава I степени Орден Святого Владимира III степени
Commons-logo.svg Николай Иванович Греч на Викискладе
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке

Никола;й Ива;нович Греч (3 (14) августа 1787, Санкт-Петербург — 12 (24) января 1867, Санкт-Петербург) — русский писатель, издатель, редактор, журналист, публицист, филолог, переводчик.

Содержание

1 Биография
2 Литературная деятельность
3 Редакторская деятельность
4 Адреса в Санкт-Петербурге
5 Примечания
6 Литература
7 Ссылки

Биография

Родился в Санкт-Петербурге в семье надворного советника, обер-секретаря Сената — Ивана Ивановича (Johann Ernst) Греча (1754—1803) и Катерины Яковлевны Греч (урожденной Фрейгольц), родной тетки известного скульптора П. К. Клодта.

Получил домашнее образование, затем закончил Юнкерское юридическое училище при Сенате (1801—1804), впоследствии преобразованное в Императорское училище правоведения. После окончания Юнкерского училища прослушал несколько курсов в Главном педагогическом училище в 1804—1807 годах. Затем служил секретарем в Министерстве внутренних дел и одновременно преподавал русскую и латинскую словесность в Главном немецком училище св. Петра (c 1804 по 1813 год), в Царскосельском Лицее и различных частных пансионах. Состоял членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (с 1810). Был членом-корреспондентом Петербургской академии наук (с 1827).[1]
Н. И. Греч, ок. 1850 года

Греч был близок к декабристам, поддерживал со многими из них дружеские связи. Состоял секретарём (с 1815), наместным мастером (1817—1818) близкой к декабристам масонской ложе «Избранного Михаила». Активный деятель Вольного общества любителей российской словесности в 1818—1823. Был одним из инициаторов и руководителей Вольного общества учреждения училищ по методе взаимного обучения. К началу 1825 сменил позиции на благонамеренные, однако и после восстания декабристов не прерывал с декабристами деловых и литературных отношений.

Принимал участие в разработке цензурного устава 1828 года. Служил при министре внутренних дел, затем в Министерстве финансов (1836—1843), состоял членом Учёного комитета при Министерстве народного просвещения.

Многолетние деловые и дружеские отношения связывали Греча с Ф. В. Булгариным. В доме Греча проходили «четверги», на которых бывали К. П. Брюллов, Н. В. Кукольник, П. А. Плетнёв, А. С. Пушкин, гастролировавшие в Санкт-Петербурге артисты.

К заслугам Греча относятся «Практическая русская грамматика» (Санкт-Петербург, 1827; второе издание: Санкт-Петербург, 1834), «Начальные правила русской грамматики» (Санкт-Петербург, 1828), «Пространная русская грамматика» (т. 1, Санкт-Петербург, 1827; второе издание: Санкт-Петербург, 1830) и усилия по унификации русской грамматики.

Коллежский советник (1823), статский советник (1829), действительный статский советник (1838), тайный советник (1863).

За время службы получил в качестве наград (премий) 7500 рублей ассигнациями и 2000 рублей серебром.

Похоронен на Волковском лютеранском кладбище[2].
Литературная деятельность

В литературе дебютировал статьёй «Синонимы. Счастие, благополучие, блаженство» в «Журнале российской словесности» в 1805. Участвовал в издании журналов «Гений Времён», «Журнал новейших путешествий», «Европейский музей». С 1810 член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Был издателем и редактором нескольких периодических изданий, игравших важную роль в русской литературной жизни XIX века.

Опубликовав в 1815 в «Сыне отечества» статью «Обозрение русской литературы 1814 г.», Греч впервые ввёл в русской журналистике и литературной критике жанр годового обозрения.

Составил «Учебную книгу российской словесности, или Избранные места из русских сочинений и переводов в стихах и прозе с присовокуплением кратких правил риторики и пиитики и истории российской словесности» (ч. 1—4, Санкт-Петербург, 1819—1822), включавшую очерк истории русской литературы с характеристикой отдельных периодов. Принимал участие в альманахе А. А. Бестужева и К. Ф. Рылеева «Полярная звезда».
Пример дореволюционной цензуры. Книга Н. И. Греча «Записки моей жизни» СПб., 1886, стр. 349. Зацензурированные места заменены точками

Автор романов «Поездка в Германию» (Санкт-Петербург, 1831) и пользовавшегося большим успехом у читателей «Чёрная женщина» (Санкт-Петербург, 1834). Издал «литературные путешествия» «28 дней за границею, или Действительная поездка в Германию, 1835» (Санкт-Петербург, 1837), «Путевые письма из Англии, Германии и Франции» (Санкт-Петербург, 1839), «Письма с дороги по Германии, Швейцарии и Италии» (Санкт-Петербург, 1843), «Парижские письма с заметками о Дании, Германии, Голландии и Бельгии» (Санкт-Петербург, 1847).

Написал книгу мемуаров «Записки о моей жизни».
Редакторская деятельность
Н. И. Греч, 1865 год

В октябре 1812 основал исторический, политический и литературный еженедельный журнал «Сын отечества» и редактировал его до 1839. До середины 1820-х «Сын отечества» был наиболее влиятельным русским журналом. В начале в нём принимал участие А. Ф. Воейков. В 1816—1825 в журнале участвовали декабристы братья А. А. Бестужев и Н. А. Бестужев, Ф. Н. Глинка, К. Ф. Рылеев, В. К. Кюхельбекер. К участию в журнале были привлечены К. Н. Батюшков, Н. И. Гнедич, А. С. Грибоедов, Г. Р. Державин, П. А. Вяземский, В. А. Жуковский, И. А. Крылов, А. П. Куницын, А. С. Пушкин.

Значение журнала в связи с исчезновением авторов, — прежде всего осуждённых декабристов, — и изменениями общественно-политической обстановки и позиции издания снижалось. С 1825 соиздателем «Сына отечества» стал Ф. В. Булгарин. Одновременно Греч сотрудничал в журнале Булгарина «Северный архив». В 1829 оба журнала были объединены в один под названием «Сын отечества и Северный архив. Журнал литературы, политики и современной истории». Греч и Булгарин продали его; с 1838 издателем журнала был А. Ф. Смирдин, Греч и Булгарин до конца 1839 оставались редакторами. К руководству журналом был привлечён Н. А. Полевой, позднее Греч отошёл от участия в нём, а журналом руководили Сенковский, Масальский, Фурман.

С 1825 вместе с Ф. В. Булгариным издавал и редактировал литературную и политическую газету «Северная пчела». Газета была популярной и влиятельной; популярность снизилась в 1840-е годы. В 1860 была передана Гречем другой редакции и редактором стал П. С. Усов.

В 1829—1831 Греч был редактором «Журнала Министерства внутренних дел», в 1834—1835 соредактором журнала «Библиотека для чтения». Вместе с Н. А. Полевым и Н. В. Кукольником выпускал журнал «Русский вестник» (1841—1844), оказавшийся малоудачным.
Адреса в Санкт-Петербурге

1817—1821 — Дом И. И. Антонова — Большая Морская улица, 13;
1821 — осень 1825 года — Дом А. И. Косиковского — Невский проспект, 15;
осень 1825—1831 — Доходный дом Бреммера — Исаакиевская площадь, 3;
1831 — 12.12.1867 года — Дом Училища глухонемых — набережная реки Мойки, 54.

Примечания

; Профиль Николая Ивановича Греча на официальном сайте РАН
; Могила на плане кладбища (№ 18) // Отдел IV // Весь Петербург на 1914 год, адресная и справочная книга г. С.-Петербурга / Ред. А. П. Шашковский. — СПб.: Товарищество А. С. Суворина – «Новое время», 1914. — ISBN 5-94030-052-9.

Литература

Греч Николай Иванович // Список гражданским чинам первых III-х классов. Исправлен по 1-е июня 1866 г.. — СПб.: Типография Правительствующего сената, 1866. — С. 290.
Русские писатели. 1800—1917. Биографический словарь. Т. 2: Г — К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 18—21.

Ссылки

Н. И. Греч. «Практическая грамматика русского языка», электронное факсимиле, pdf
Н. И. Греч. Записки о моей жизни, М. : «Захаров», 2002, информация об издании
Сочинения Греча на сайте Lib.ru: Классика
Булгарин Ф. В. Письмо Булгарина к Гречу от 15 октября 1836 г. // Русский архив, 1870. — Изд. 2-е. — М., 1871. — Стб. 1943—1944.

Категории:

Персоналии по алфавитуРодившиеся 14 августаРодившиеся в 1787 годуРодившиеся в Санкт-ПетербургеУмершие 24 январяУмершие в 1867 годуУмершие в Санкт-ПетербургеКавалеры ордена Святого Станислава 1 степениКавалеры ордена Святого Владимира 3 степениПедагоги Российской империиЖурналисты Российской империиИздатели Российской империиПисатели России XIX векаРусские писатели XIX векаПетришулеСоставители Энциклопедического лексиконаЛингвисты Российской империиМемуаристы Российской империиЧлены-корреспонденты Санкт-Петербургской академии наукАвторы учебников русского языкаТайные советникиПохороненные на Волковском кладбище

Навигация

Вы не представились системе
Обсуждение
Вклад
Создать учётную запись
Войти

Статья
Обсуждение

Читать
Править
Править вики-текст
История

Поиск

Заглавная страница
Рубрикация
Указатель А;—;Я
Избранные статьи
Случайная статья
Текущие события

Участие

Сообщить об ошибке
Портал сообщества
Форум
Свежие правки
Новые страницы
Справка
Пожертвовать

Инструменты

Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы
Постоянная ссылка
Сведения о странице
Цитировать страницу

Печать/экспорт

Создать книгу
Скачать как PDF
Версия для печати

В других проектах

Викисклад
Викитека
Викиданные

На других языках

Беларуская
Deutsch
English
;;;;;
Fran;ais
;аза;ша

Править ссылки

Последнее изменение этой страницы: 20:26, 30 апреля 2016.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Тышкевичи - магнатский род в Великом княжестве Литовском.

Герб Тышкевичей - "Лялива". "Лялива", частный герб, которым пользовались около 350 родов Беларуси, Украины, Польши, в том числе Тышкевичи. Он представляет собой щит, увенчанный короною и окруженный широким поясом с надписью на нем: "Светит на перекрестке жизни". В середине щита на голубом поле - золотой месяц рожками вверх, над ним - золотая 6-конечная звезда.

Представители рода в 16 -18 вв. занимали высокие государственные и военные должности в Беларуско-Литовском государстве и Речи Посполитой. Были владельцами больших поместий в Беларуси, Украине и Литве. Свой род ведут от Каленика Мишковича, которому великий князь Свидригайло даровал в 1437г. часть земель.

У Каленика Мишковича было 3 сыновей- Сенька, Ивашка и Тишка (Тимофей) От третьего сына Каленика Мишковича Тишки и походит род Тышкевичей (это значит потомков Тишки). Тышкевич получил от короля польского и большого князя литовского Сигизмунда II Августа 5.11.1569 г. титул графа "на Логойске и Бердичеве", которым пользовались его потомки. Графский титул Тышкевичей был утвержден в России 8.5.1861 г., 17.12.1862 г. и 4.2.1902 г., в Саксонии 8.11.1871 г., в Австрии 7.10.1893г..

Наиболее известные представители рода Тышкевичей на Беларуси- братья Евстафий и Константин Тышкевичи.

ТЫШКЕВИЧ Константин Пиевич

Логойск - родина братьев Константина и Евстафия Тышкевичей, которые своими систематическими исследованиями памятников старины (главным образом в Логойском графстве) заложили основы белоруской научной археологии.

Отец исследователей Пий Тышкевич прожил большую жизнь (1756-1858 гг.), вел семейную хронику, интересовался древностями, помогал своим сыновьям в археологических раскопках и в знак признания заслуг в столетнем возрасте был избран почетным членом Виленской археологической комиссии.

На берегу Гайны, на месте бывшего замка, П.Тышкевич в 1814 - 19 гг. соорудил двухэтажный дворец (разрушенный в Великую Отечественную войну). Мать Августа (из дома Плетеров, умерла на 48-м году жизни в 1834г.) была высокообразованной женщиной, поклонницей наук. Она собрала огромную коллекцию документов (в том числе уникальных рукописей), книг, картин, древних предметов и др.

Старший из братьев Константин родился 5(17).2.1806 г. Учился в Полоцком иезуитском и Забельском доминиканском коллегиумах. После окончания Виленского университета (1828) переехал в Варшаву, где до 1836 г. работал в Министерстве финансов Княжества Польского. Затем возвратился в Логойск. Занялся хозяйственной и научной деятельностью. Основал холщовую мануфактуру, сахарный завод, сберегательный банк для мещан и крестьян и др.

По примеру младшего брата Евстафия начал раскопки курганов (главным образом в своем Логойском графстве). Как признавался потом сам, раскопал их сотни.

Итоги раскопок К.Тышкевич подвел в основательной монографии "Про курганы в Литве и Западной Руси". Работа сначала печаталась в журнале "Виленский вестник", а в 1865 г. вышла в Вильно отдельной книгой. Кстати экземпляр этой книги хранится в Фундаментальной библиотеке НАН Беларуси имени Якуба Коласа. В ней автор делает классификацию курганных насыпей, разделяя их на 5 групп в зависимости от исполняемых функций. Среди их - курганы с захоронениями воинов, которые погибли в боях, и с захоронениями представителей местных племён.

Большую часть собранной археологической коллекции К.Тышкевич передал в Румянцевский музей, откуда она попала в Исторический музей в Москве, где и хранится сейчас. Так, например, в Историческом музее хранятся материалы с раскопок 1862 г. курганов около д. Видогоще Минского уезда. Много находок осталось в созданном вместе с отцом и младшим братом Евстафием Логойском музее, а позже передано в Виленский музей древностей.

К.Тышкевич положил начало изучению древних городов Логойска и Заславля, обследовал многочисленные городища. Он первым на Беларуси начал составлять топографические планы этих памятников. Им составленный планы 10 городищ не только в бывших владениях Тышкевичей (Логойск, Свидно, Добринове, Боровой Млынок, Сукромно), но и за их границами (Заславле, Чашники, Улла, Биржи). Исследователь сделал попытку классификации городищ в зависимости от местонахождения и размещения на них земляных укреплений. Городища с валами по периметру площадки он считал "жертвенными городищами". К таким относил Паненскую гору в Логойске, на которой в дохристианские времена происходили языческие обряды.

В 1856г. Тышкевич на свои средства и на собственном судне осуществил путешествие по Вилии от ее истоков до впадения в Неман (682 версты). Кроме гребцов и обслуживания, на судне были землемер и художник. Путешествие продолжалась 4 месяца. За это время К.Тышкевич побывал в 295 деревнях и городках.

Итоги путешествия легли в основу его фундаментальной книги "Вилия и ее берега", которую автор завершил в 1858 г. (вышла посмертно в 1871 в Дрэздэне).

Во время путешествия К.Тышкевич проводил раскопки, описал наиболее интересные археологические памятники. Так, например, им был раскопан наполовину размытый Вилией курган без захоронения и без похоронного инвентаря около д Костыки (Вилейский район), дано подробное описание городища около хутора Линомарги (Островецкий район), сделаны рисунки женских украшений из курганов, которые попали в руки исследователя в д. Угляны (Смаргонский район).

Значительное место в книге К.Тышкевича занимают памятники архитектуры (замки, костелы, церкви и др.). Сделанное автором их основательное описание сопровождается выполненными с натуры графическими рисунками участника путешествия Артура Бартельса. Это делает монографию еще более ценной для современных исследователей. Хотя археологические и архитектурные сведения занимают много места в книге "Вилия и ее берега", книга, прежде всего, носит этнографический характер. Как справедливо отмечал Г.Кахановский, исследователь особенное значение придавал фольклору в жизни каждого народа и в доказательство приводил его слова: "Песня народная была литературой народа, как предания и легенды были первой его историей". Автор книги дает много примеров песен населения Повилия, показывает их значение для краеведения.

Как краевед, К.Тышкевич положил начало изучению истории Логойска, Заславля, Острошицкого городка и других населенных пунктов. Он поддерживал связи с научными товариществами в Париже, Лондоне, Праге, Кракове, Москве, Вильно. Краеведческую и научную деятельность совмещал с общественной. В 1861 г он участвовал в работе Минского губернского Комитета по крестьянским вопросам. Умер К.Тышкевич 1(13).7.1868 г. Похоронен в Логойске.

ТЫШКЕВИЧ Евстафий Пиевич

Основатель белоруской научной археологии. Родился 6(18).4.1814 г. в Логойске. Получил начальное домашнее образование. В 1824 г. поступил в Виленскую гимназию, но вскоре перевелся в Минскую гимназию, которую закончил в 1831 г. В 1832 г. начал службу в Петербурге в орденском капитуле при сенате Российской империи. Службу в столице совмещал с работой в императорской библиотеке, что дало яму возможность значительно восполнить знания в гуманитарных науках и найти новые материалы по истории Беларуси.

В 1835 г. Е.Тышкевич переехал в Вильно, а затем в Харьков, где работал в канцеляриях генерал-губернаторов. В 1840 г. стал почетным куратором школ Борисовского уезда. В 1844 г. знать Борисовского уезда выбрала его своим маршалом. В 1848 г. передал Борисовскому уездному училищу построенное им на собственные средства новое помещение. В 1848 - 54 гг. Е.Тышкевич - куратор Минской гимназии.

Научную деятельность Е.Тышкевич начал в 1837 г. с раскопок курганов в околицах Логойска. В этом же году в "Петербургском еженедельнике" (издавался на польском языке) появилось сообщение об этих раскопках. В нем молодой исследователь писал, что курганы, согласно народной традиции, считались неприкосновенными, и он "должен был щедро платить своим крепостным, работать вместе с ними, чтобы они согласились на такой грех". Найденные в курганах богатые украшения, по его мнению, свидетельствовали о том, что в них захоронены не воины, а представители "какого-то знатного рода славян". В дальнейшем Е.Тышкевич ежегодно проводит экспедиции по Минщине (преимущественно по Борисовщине) и в особенности Логойщине, где ему помогали отец и брат Константин знакомиться с материалами раскопок из других регионов Беларуси.

Добытые при раскопках богатые археологические материалы вместе с другими раритетами (коллекции монет и гербов, древние рукописи и книги, оружие рыцарей и произведения искусства, вещи заграничного происхождения и др.) позволили создать домашний музей, открытие которого произошло в 1842 г.

Согласно словам П.Шпилевского, в музее имелось 200 картин итальянской живописи, большая коллекция этрусских ваз. Были даже находки из Геркуланума и Пампеи. Как семейная реликвия сохранялся крест, пожалованный в 1514 г. польским королём Сигизмундом I костелу в городке Гайна. Коллекция художественных полотен и библиотека имелись и во дворце в Острошицком городке, который также принадлежал роду Тышкевичей.

В 1843 г. Е.Тышкевич проехал по странам Скандинавии, побывал в Хельсинки, Стокгольме, Копенгагене. Работал в столичных архивах и библиотеках, где ему удалось отыскать много новых материалов по истории средневековой Польши и Беларуси. Особый интерес исследователя вызвали музеи, принципы построения их экспозиции и вообще организация музейного дела. По-видимому, уже тогда его занимала идея создания общедоступного музея, который должен был стать центром исторической науки и культуры. Как первый шаг в осуществлении этого благородного дела, он в 1845 г. в Вильно в доме родственника Рафала Тышкевича организовал краеведческую выставку. Сюда была перевезена часть коллекций. Публичный музей удалось открыть только через 10 лет.

Одновременно с археологическими раскопками, Е.Тышкевич в течение десяти лет собирает материалы по истории, этнографии, топонимике, устному народному творчеству родной стороны. Готовит книгу, которая должна была стать комплексным исследованием Борисовского уезда. Для работы над книгой притянул местных краеведов К.Адамовича, В.Ваньковича, В.Горнавского, В.Твардовского, Ю.Тышкевича, К.Тышинского, М.Черноцкого, Ф.Чеховича, П.Чачота. Активно участвовал в подготовке книги брат Константин. Немало поспособствовали выходу ее в мир (Вильно, 1847) отец и мать. В "Описаниях Борисовского уезда" Е.Тышкевич привел ценные сведения по истории Логойска и Логойского графства, дал основательное описание местного замка и размещенного во дворце музея.

Наиболее важным жизненным делом Е.Тышкевича было создание Виленского музея древностей и археологической комиссии при нем. Проект музея и комиссии был разработан им еще в 1851 г., но сопротивление местных чиновников-шовинистов и бюрократические переписки затянули дело вплоть до апреля 1855 г., пока официально не было разрешено открыть музей. Музей и археологическая комиссия были созданы на собственные средства Е.Тышкевича и только частично на частные пожертвования.

Научная деятельность Е.Тышкевича была высоко оценена его современниками. Он был выбран почетным членом Петербургской Академии наук, членом Стокгольмской Королевской академии изобразительного искусства и древностей, Лондонского археологического института, Датского королевского товарищества любителей северных древностей, членом-корреспондентом Петербургского археолого-нумизматического товарищества.

Незадолго до смерти Е.Тышкевич перебрался в Вильно, где и умер 27.8 (8.9.).1873г. Похоронен на кладбище Расы в Вильно рядом с могилой Владислава Сырокомли.

Логойский музей братьев Тышкевичей

Основан в 1842 г. в Логойске братьями Константином и Евстафием Тышкевичами. В музее экспонировались вещи, найденные ими в околицах Логойска и Минска при раскопках древних курганов.

Археологи Тышкевичи нашли большое количество каменных изделий, предметов из железа, бронзы. По сути, именно эти археологические находки положили начало музею в Логойске. В коллекции Тышкевичей были также множество древних знамен, гетманских булав, маршальских жезлов.

Значительная часть коллекции была пополнена из сборов племянницы польского короля Станислава-Августа Констанции, которая была замужем за гетманом Большого княжества Литовского Людвигом Тышкевичем-Скуминым.

Среди уникальных художественных изделий в коллекции Тышкевичей был крест из серебра и золота, пожалованный польским королем Сигизмундом I в 1514 г. костелу в городке Гайна. В музее Тышкевичей экспонировались знамена, взятые полководцем Стафаном Чернецким у короля Швеции Густава. Как сообщает историк П.М.Шпилевский в книге "Путешествие по Полесью и белоруской стороне" (1858), в нумизматической коллекции братьев насчитывалось 1140 медалей и монет.

Среди 3 тыс. книг, собранных в библиотеке музея, было около 500 древних памятников книгопечатания, рукописи, стародавние географические карты и грамоты.

В отделе искусств экспонировались фигуры из слоновой кости стародавней резьбы, большое количество эскизов сюжетных композиций к картинам русских, белорусских, литовских и польских художников: Александра Орловского, Яна Дамеля, Валентина Ваньковича, Артура Бортельса, Франтишка Смуглевича, Яна Рустэма, Симона Чаховича, Иосифа Пешки и других.

Эскизы Яна Дамеля и учеников виленской школы живописи составляли несколько альбомов. Большой интерес вызвали эскизы, иллюстрации к басням и стихотворениям известного белорусского художника, поэта и музыканта 19 в. Артура Бартельса, который в 1847 г. создал целую серию рисунков про обычаи местного люда и его происхождение для книги К.Тышкевича "История Логойска". В музее экспонировались автопортреты Яна Рустэма, Яна Дамеля, бюсты известных деятелей культуры Беларуси и Литвы, в том числе работы известного белорусского скульптора Рафала Слизеня (1803 - 81), который после окончания Петербургской академии искусств жил и работал в своем поместье в городке Снов, что около Несвижа.

Гордостью музея были 200 произведений, выполненных мастерами Римма, Флоренции, Неаполя, 48 копий с зарисовок западноевропейских художников греческого Парфенона, а также сборы предметов из раскопок древнего города Италии Помпеи. Все ценные художественные сборы Константина и Евстафия Тышкевичей экспонировались в двух залах дворца, так называемые большой и малый.

В Логойском музее Тышкевичей экспонировались не только картины, скульптуры, гравюры, сборы клише- медные доски, но и большое количество оружия. Одна из пушек, стоящих посреди зала, была даже запряжена в муляж белой лошади. Здесь хранились разные кольчуги, мундиры времен войны 1812г. На основе экспонатов братья в 1855 г. создали музей древностей в Вильно. Само помещение - красивый дворец в классическом стиле - было разрушено в Великую Отечественную войну. Что касается Виленского музея, то он размещался сначала в зале публичных заседаний Виленского университета и был открыт для посетителей два раза в неделю.

Логойский и Виленский музеи Тышкевичей оставили значительный след в научном развитии археологии, этнографии и истории, их существование было большим событием.






Рейтинг работы: 0
Количество рецензий: 0
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 58
© 08.02.2018 Сергей Канунников
Свидетельство о публикации: izba-2018-2193569

Рубрика произведения: Разное -> Научная литература












1