О правке. Статья


О правке. Статья
Мне сложно определить порядок тем в рубрике( слишком много важных и первоочередных), надеюсь, что сегодняшняя действительно архиважная.
Сегодня поговорим о правке , анализе и оценке стихотворения в прикладном для поэтического сайта виде.
Итак, допустим, что начинающий автор одолел премудрости теории стиха (например по книге Холщевникова В.Е.), натренировался играть в буриме и даже написал несколько десятков классичных стихов, соблюдая размер, ритм, рифму в силлабо-тонике. Каков его следующий шаг? - на мой взгляд, параллельно с изучением наследия предшественников, необходимо научиться анализу чужих и собственных ошибок ( да-да, у классиков тоже есть ошибки), научиться видеть разные уровни текста, анализировать детали , произведение в целом и в контексте - культурно- историческом, стилевом и пр. Элементарный порядок разбора стихотворения, адаптированный к нуждам сайтов, изложен в моей статье "Примерный порядок разбора стихотворения"https://www.chitalnya.ru/work/2184558/.
Из этой статьи видно, что стих должен рассматриваться как нечто многоуровневое , что соответствует и многоуровневости нашего языка , и нашей литературы. Отдельно мы должны при правке и оценке уделять внимание технике стихосложения и править орфографические и пунктуационные ошибки, которые считаются ошибками по оформлению текста и не влияют на оценку стиха как произведения искусства.
Итак, с точки зрения языка мы должны выделять и анализировать для себя фонетический уровень текста(статья "О фонетической природе стиха"https://www.chitalnya.ru/work/2184629/), лексический( статья " О лексической природе стиха и стилистический анализ лексики" https://www.chitalnya.ru/work/2184680/ ) и синтаксический( статья " Немного о синтаксической природе стиха" https://www.chitalnya.ru/work/2184670/).
К исследованию языковой природы относятся и особенности речи,её шаблонность, юмор, средства лексической изобразительности, их самобытность, грамматические особенности .
С точки зрения литературы , мы должны видеть в стихе две стороны - форму и содержание и править, анализировать, оценивать текст с этих двух разных сторон и в их совокупности, не уделяя большего внимания ни форме, ни содержанию.
Проще всего представить формальные стороны( критерии оценки) вопросом КАК?
I. Формальный критерий КАК? :1. Уровень рода литературы( лирика, лиро-эпическая поэзия (баллада), эпос( поэма ), 2 Уровень жанра: нетвёрдый- лирика и твёрдые: сонет, баллада, триолет и др. 3.Уровень организации текста( однородность, логичность, целостность, однородность уровня текста, наличие художественной дисциплины, убедительность героев, сюжета, динамичность сюжета и драматизм. Композиция связывает содержательную и формальную сторону текста. Литературные и речевые фигуры. Тропы. (Смыкаются с языковыми средствами , синтаксическими и техникой стиха). отдельно выделяют здесь метафоричность текстанамеренную скупость тропов и изосредств.
II. Содержательный критерий ЧТО ?ГДЕ? КОГДА? ПОЧЕМУ?:1.актуальность, глубина, актуализация, развитие действия, тема(что? деление лирики на темы - традиционно - любовная, пейзажная , гражданская, философская и уровни актуализации -городская (низкая) в противовес высокой), нарративность( преобладание сюжета )ненарративность стиха, уровень темы группы стихов уровень темы стиха, развитие конфликта через введение контртемы, смысловая многослойность, аллюзии и пр. Качество драматургического конфликта и выверенность композиции стиха, содержательная композиция( отсутствие тавтологии , новизна, развитие темы).Роль детали и роль каждой части - пролога, завязки, кульминации, развязки, эпилога. Особая законченность стиха. Качество раскрытия темы, достоверность для читателя. Ракурс раскрытия темы( позиция автора, позиция ЛГ). Образ ЛГ. Настроение и его динамика. Интонация. Шаблонность содержательная, образная.
Дополнительными являются критерии вкусовые:
III.ЧТО ДЛЯ АВТОРА? авторская оценка произведения, уровень , роль, значение для творческого развития, инновации, их уместность. Авторский метод как сумма приоритетных критериев, их выбор автором для построения и правки текста.
IV.ЧТО ДЛЯ ЧИТАТЕЛЯ? эмоциональный отклик, интеллектуальный (вызывает размышления), эстетический( удовольствие от того, как сделано)- в 1 очередь, это оценка стиля и языка.
V.ЧТО ДЛЯ ИСКУССТВА?и автор и читатель должны задавать себе этот вопрос, чтобы углубить своё восприятие искусства и его отдельного произведения. Здесь уместно говорить о литературных течениях, степени новизны, подражательности, шаблонности стиля.
С точки зрения техники стихосложения стих оценивается в 1 очередь. Это та база, без которой нельзя говорить о стихе в принципе. Здесь мы говорим о том, силлабо-тонический стих, тонический или белый и пр. Оцениваем ритм, размер, рифму , организацию стиха, рифмовку, ритмический рисунок и т.д. Всё, что касается технической стороны стиха.
Обычно оценивая творчество автора или конкретную работу в ряде других( например, конкурсных) , сначала оценивается ( и правится) техника стиха, , его языковые особенности, формальные и содержательные и только потом вступают "вкусовые" критерии.
Все эти уровни текста требуют правки и работы над собой. Поэтому у профессионального автора большую часть времени занимает не написание текста, а его правка. Она может длиться годами. Это признак зрелости автора.





Рейтинг работы: 45
Количество рецензий: 1
Количество сообщений: 2
Количество просмотров: 110
© 30.01.2018 Ирина Кабачкова
Свидетельство о публикации: izba-2018-2184749

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Лев Фадеев       05.02.2018   12:44:25
Отзыв:   положительный
Снимаю пред вами шляпу. Очень полезный шаг для всех кто шагнул в поэзию.
Ира, пожелаю одно -разгораться вашему костру. Ставлю в анонс. Удачи
Ирина Кабачкова       05.02.2018   12:59:24

без проблем. Мне реклама не нужна- возможно, нужна пользователям. У меня тут годами закрытая страница висела и висела б дальше. Будет интерес к статьям- буду выкладывать потихоньку. Может, доберёмся до сложных вещей, если будут востребованы...










1