Стихи
Проза
Разное
Песни
Форум
Отзывы
Конкурсы
Авторы
Литпортал

Статья №1. Ритм, размер, рифма, стопа.


Статья №1. Ритм, размер, рифма, стопа.
Написание стихов может быть как приятным хобби, так и любимым делом жизни. В любом случае новичку придётся освоить термины, некоторые правила и законы стихосложения. Многие совершают простую ошибку: берут какое-то известное стихотворение в качестве шаблона и по нему пытаются писать сами.
Сначала необходимо усвоить , что такое ритм, размер, стопа и рифма.
Стихотворение схоже с музыкальным произведением в области ритма. Как и в музыке, есть ударения, стопы( такты), паузы, чёткий ритмический рисунок.
Ритм образуют ударения в словах и паузы внутри строфы:
Двадцать пЕрвое. НОчь. ПонедЕльник...
Не каждое слово в стихотворной строке обязано иметь ударение и в одном слове могут быть несколько ударений, которые требует размер. В строке может быть сверхсхемное ударение, которое нарушает классический размер и создаёт новый ритмический рисунок.
Дополнительное сверхсхемное ударение называют спондеем, пропуск сильного слога, создающий стопу без ударения- это пиррихий, если пропускаются 2 слога и получается не меньше трёх безударных слогов подряд, то это трибрахий.
Размер стиха или строки определяется количеством безударных слогов в стопе.
Для начинающего автора лучше всего последователньо освоить сначала двусложные размеры:
хорей ----
Еду. ТИхо. СлЫшны звОны...
ямб ----
МорОз и сОлнце. ДЕнь чудЕсный...
потом трёхсложные:
дактиль --------
РАнними лЕтними рОсами...
амфибрахий -- -- --
Не вЕтер бушУет над бОром...
анапест -- -- --
О, веснА без концА и без крАю
Чтоб определить стихотворный размер, лучше всего попробовать подирижировать строкой, как музыкальным отрывком. Если у вас получается дирижировать на счёт раз-два, то это двусложный размер, если на раз-два-три- трёхсложный. При этом нужно учитывать возможные пропуски ударений, сверхсхемные и смешанные размеры.
Для написания стиха важно понимать, в каком размере вы пишете стих. Старайтесь придерживаться одного размера и одной длины строк( по количеству стоп), однообразия в рифме( женской и мужской).
Для определения размера стиха вам важны первые слоги в строке, а для определения рифмы- последние. Если ударение падает на последний слог, то это мужская рифма, если на предпоследний- женская, если на третий от конца - дактиллическая. Чаще всего используют чёткое чередование рифм в строфе: аабб, абаб и абба и чередование женской и мужской рифмы, либо придерживаются одной женской или мужской.
Проще всего начинать с хорея и ямба 4-6 стопного абаб со сменой женской и мужской рифмы.
Для вашего стиха важна техническая стройность, поэтому обязательно выдерживайте везде один рисунок.
Мой дЯ дя сА мых чЕст ных прА вил, 4стопный ямб, женская рифма
КогдА не в шУт ку зА немОг, 4стопный ямб, мужская рифма
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог. рифмовка абаб
Рифма- это не совпадение букв!, а совпадение ударных звуков и всех звуков после ударения в последней стопе с рифмуемой.
Поэтому зачастую очень далёкие сочетания являются хорошей рифмой:
вестник- местных, Париж- коришь, веселиться- виселица.
Для пишущего стихи важно знать, что большинство звуков речи в конце слов мы изменяем: ая, оё, эе, и мы превращаем в один полузакрытый гласный в фонетике обозначаемый как ( ъ ). Мы НЕ изменяем ы, у!
Поэтому можно рифмовать : реки-в аптеке-аптека-веко. Но иногда на конце слова о получает призвук у и мы можем рифмовать: реку-веко.
Большинство согласный на конце нами оглушается, поэтому правомерны смещения: б-п-в-ф-г-к-д-т-ж-ш-щ-з-с-ц. Определять правомерность смещения нужно на слух!
Сверхзвонкие р,л,м,н, й не оглушаются на конце!
Здесь же отмечу, что звукопись важна не только для определения рифмы, но и для всей строки. Звукопись влияет на восприятие содержания стиха. Красивые повторы звуков способствуют эстетике стиха:
Ты волна моя, волна
Ты гульлива и вольна - красивая аллитерация( повторение согласного Л ) помогает поэту создать образ.
Но многие скопления свистящих и шипящих звуков портят звукопись текста или делают его двусмыссленным ( с ракит..., плох. Уйду... и пр.)
Хорошая рифма - это не самое точное созвучие, но приблизительное. Самые точные грамматические рифмы считаются слабыми и неинтересными.Это формы одной части речи - близкие или совпадающие: делиться- мелется, носков- кусков. Это слова с совпадающими и рифмуемыми окончаниями и суффиксами одной части речи: растение- затмение, удивляющий- окружающий, кружок- дружок, вазочка- фразочка.
отнюдь не всегда начинающий автор может обойтись без грамматической рифмы, но необходимо отрабатывать своё мастерство и в подборе рифм.
Для отработки первичного навыка написания стиха помогает игра буриме.
Для буриме лучше использовать по 2 парных хороших рифмы, определиться с размером( ямб или хорей), с количеством стоп и как будет выглядеть в нём клаузула( конец строки-рифма). Нужно обязательно определиться с темой стиха( проще всего брать пейзаж или описание образа). Прочитав полученное, нужно убедиться в том, что мысль выражена . нет речевых и грамматических ошибок.
Следующим этапом полезно пописать пейзажные стихи или описания образов( образ щенка, цыплёнка, внука и пр.). Обязательно изначально приучать себя изменять и редактировать написанное, писать варианты стиха.

В личку принимаю стихи для разбора. Эта статья и последующие будут выкладываться в рубрике этого сайта и его группы в ВК.






Рейтинг работы: 33
Количество отзывов: 2
Количество сообщений: 0
Количество просмотров: 3468
Добавили в избранное: 1
© 25.01.2018г. Ирина Кабачкова
Свидетельство о публикации: izba-2018-2179264

Рубрика произведения: Разное -> Литературоведение


Алёнка 83       07.05.2020   13:24:15
Отзыв:   положительный
Просто спасибо
Алмост       07.02.2018   10:34:25
Отзыв:   положительный
Очень ценная информация про рифму. Спасибо!














1